16 июля день памяти мученика иакинфа римского
Страдание святого мученика Иакинфа
В царствование императора Траяна 4347 в Риме происходило жестокое гонение на христиан. В то время был издан указ, по которому все, находившиеся под властью римского императора, обязывались приносить жертвы богам, не желавшие же сего делать предавались мучениям.
Однажды случился какой-то праздник в честь нечестивых идолов; по этому случаю император Траян всенародно приносил жертвы идолам. Прекраснейший же юноша Иакинф не пошел с императором к идольским капищам, но, оставшись во дворце и удалившись в отдельную небольшую комнату, усердно молился здесь единому истинному Богу. Это заметил сверстник Иакинфа, состоявший в том же чине царского постельничего, юноша по имени Уривикий. Подслушавши молитву Иакинфа, Урвикий пошел и донес императору. что Иакинф, нарушая указ императора, молится некоему Иисусу Христу и называет Его Богом.
В это время император Траян вкушал пищу на омерзительном празднестве в присутствии всего народа. Он приказал привести к себе Иакинфа и дал ему идоложертвенное мясо, приказав есть его.
Доблестный воин Христов Иакинф, оградив себя крестным знамением, сказал императору:
– Мне, как христианину, неприлично вкушать оскверненное; я весьма желаю, чтобы и ты, оставив поклонение идолам, бесовское празднество и свои скверные жертвы, познал истинного Бога и Ему единому служил.
Все вкушавшие яства вместе с императором, а также и предстоявшие ему, удивились такой дерзости юноши Иакинфа и воспылали гневом на него; император же сказал ему:
– Иакинф, молодость твоя делает из тебя гордеца, и ты, недостойный, осмеливаешься учить меня – не служить отеческим богам, но поклоняться какому-то Христу, Которого ни мы не знаем, ни отцы наши не знали!
– Ты не знаешь Его потому, что не достоин познания Его, Бога истинного, сотворившего небо, землю, море и всё, что в них, даровавшего людям светила небесные и создавшего по своему образу человека. Ты справедливо говоришь про себя, что не знаешь Того, Которого и отцы твои, будучи чадами гнева, не знали. Я же рожден и воспитан благочестивыми и христолюбивыми родителями и научен поклоняться и служить Богу моему.
Император разгневался на такой ответ святого и приказал своим слугам бить его по устам.
Поспешно набросившись на Христова мученика, слуги стали жестоко бить его не только по устам, но и по ланитам; когда же он упал на землю, его сильно топтали ногами, говоря:
– Как смеешь ты с дерзостью отвечать императору?
Затем император приказал перестать бить мученика; святой, не будучи в силах подняться вследствие жестоких побоев и попирания ногами, лежал на земле. Между тем Траян приказал насильственно вкладывать в уста святому жертвенные яства. Но святой мученик Христов, крепко стиснув свои уста и зубы, не принимал идоложертвенной скверны. Тогда император приказал сковать святого железными оковами, забить его ноги в колодки и заключить в темницу.
На следующий день утром император, продолжая отправлять вместе с народом тот же скверный праздник, приказал выставить на видном месте все орудия мучений и привести для допроса из темницы мученика Иакинфа. Когда последний был приведен, Траян спросил его:
– Юноша! Подчиняешься ли ты нашему повелению или всё еще продолжаешь упорствовать? Я предвижу, что твой горделивый разум доведет тебя до жесточайших мучений; лучше послушайся меня, принеси жертву богам, если не хочешь погибнуть в жестоких мучениях!
Но раб Христов, пребывая душою и телом тверд как адамант и опираясь на помощь Божию, сказал Траяну:
– Я – христианин, почитаю Христа, поклоняюсь Ему и приношу Ему живую жертву – себя самого. Бесам же твоим я не стану приносить жертву, угрозы твоей не боюсь, ибо я пренебрегаю мучениями, и ты не заставишь меня, раба Христова, принять ваше нечестие; ты не соблазнишь меня к тому, чтобы я из-за маловременной жизни сей оставил жизнь вечную! Делай со мною, что хочешь!
Тогда император, преисполнившись гнева, прежде всего приказал в течение долгого времени бить без пощады распростертого на земле святого юношу, а затем, повесив его на месте мучения, приказал терзать плоть его железными ногтями. Страдалец, доблестно претерпевая мучения, взывал к императору:
– Я – христианин, я раб Христа и не отвернусь от Него. Ты же, подвергая меня мучениям за Христа, оказываешь мне благодеяние. Придумай еще более жестокие мучения, ибо я желаю еще сильнее пострадать за Христа, Господа моего, до тех пор, пока, – при помощи Владыки моего Христа, Который помогает всем, призывающим пресвятое имя Его, – я не препобежду твоей жестокости моим терпением!
Между тем наступил седьмой час. Народ, находившийся на зрелище, весьма изумлялся терпению мученика. Тогда император приказал снять святого с позорного столба и, связав, снова отвести его в темницу, строго приказавши сторожам не давать ему никакой другой, кроме идоложертвенной, пищи и пития, дабы, вынужденный голодом и жаждою, он вкусил их. Сторожа строго исполняли повеление императора: ежедневно принося пищу и питье от идольских жертв, они предлагали их святому в темнице. Но, приходя затем наутро следующего дня, они находили всё в целости, так как святой мученик не хотел даже смотреть на те идоложертвенные яства, как на гнусную мерзость и в течение долгих дней оставался без еды и питья, непрестанно молясь Богу; святой увеселялся духом, как бы пребывая на некоем богатом пиршестве, ибо он был питаем благодатью Святого Духа.
Между тем Траян, посылая слуг, спрашивал сторожей, – вкушал ли Иакинф пищу и питье, приносимые ему от жертв, или нет? Сторожа отвечали:
– Он даже и перстом не касается того, что приносят ему, но оставаясь без пищи и пития, радуется и возносит молитвы Богу своему.
Выслушав сие, Траян разгневался на сторожей, предполагая, что кто-нибудь приносил Иакинфу другую пищу и угрожал сторожам смертью. Но последние клятвенно свидетельствовали, что к святому никто не входил посторонний; они уверяли, что бдительно сторожили темницу, не дозволяя никому даже подходить к ней.
Когда же наступил тридцать восьмой день пребывания мученика в темнице, один из сторожей по обыкновению своему вошел в темницу, неся с собой для предложения мученику идоложертвенное. И вот он увидал в темнице несказанный свет и двух, стоявших близ святого мученика, ангелов, из которых один покрывал пресветлой одеждой тело святого, а другой возлагал на его голову чудный венец. Увидев сие, сторож весьма испугался и бросив то, что он нес, побежал к императору и сообщил ему, что видел. Император не поверил рассказанному и предположив, что всё это какие-нибудь обольщения, совершаемые волшебством, решил предать страдальца Христова еще более жестоким мукам.
По прошествии двух дней Траян, воссев на публичном судилище, приказал вывести узника из темницы для мучения, сказав:
– Посмотрю как поможет ему Христос, освободит ли Он его из моих рук?
Исполнившись стыда и гнева, император послал множество слуг вынести из темницы тело умершего. Последние. войдя в темницу, ничего другого не увидали здесь кроме мертвого тела, которое они и вынесли из темницы. Тогда император приказал вынести за город честное тело мученика и бросить его в пустом месте на съедение зверям, псам и птицам; при сем он приказал сторожам находиться неподалеку, дабы тело святого не взяли отсюда тайно христиане.
Так лежало тело святого мученика в течение долгого времени, не испытывая никакого вреда, ибо его охранял ангел Божий.
Однажды ночью одному честному пресвитеру, родственнику мученика, по имени Тимофей, явился ангел и повелел взять тело мученика. Последний, вместе с некоторыми верующими из его дома, с наступлением ночи отправился на то пустынное место. Так как никто не препятствовал ему, он взял святое тело мученика, положил его во внутреннем покое своего дома, обвив оное чистою плащаницею с ароматами. Затем пресвитер ежедневно зажигал при ковчеге с телом святого лампадку и кадил фимиамом.
После сего пресвитер Тимофей, прожив несколько лет и приблизившись к своей кончине, вручил мощи святого мученика некоей честной, святой по жизни и почтенной по возрасту вдове. Последняя, с радостью приняв то бесценное сокровище, хранила его у себя с честью, точно также ежедневно возжигая кадило и производя каждение; от святых же мощей исходило сильное благоухание и переполняло собою ту храмину. Сия женщина никому ничего не рассказывала относительно мощей святого, так как весь город совершал служение идолам; – лишь сама она день и ночь со слезами молилась при мощах мученика Христова.
По истечении же много времени, когда вдова та приблизилась к кончине, случилось кому-то из знатных мужей вследствие головной боли лишиться зрения. Больной не видал света в течение целого года и не мог получить никакой помощи от врачей. Святой мученик Иакинф, явившись ему во сне, сказал:
– Человек! Желаешь ли ты вылечиться от болезни своей и исцелиться от слепоты?
– Кто ты, говорящий мне сие? – спросил больной явившегося.
– Я, – отвечал святой, – врач всяких недугов, раб Христов Иакинф.
– Умоляю тебя, – продолжал больной, – возьми всё мое имущество, которым я владею, только дай мне видеть свет, так как, сидя в темноте, я весьма скорблю и страдаю.
– Тебя даром исцелит, – отвечал ему святой Иакинф, – Бог мой, только сделай то, что я прикажу тебе, а именно: отошли на мою родину, в каппадокийский город Кесарию, мое тело, положенное в землю у той вдовы, которая проживает поблизости от тебя; глаза же свои помажь елеем из лампады, горящей при моем ковчеге, – тогда ты прозреешь.
Муж тот, поверивши виденному во сне, встал с одра своего, отправился с провожатым в дом вдовицы и сообщил ей о явлении и повелении мученика. Тогда вдовица, приведя сего мужа во внутренний покой, в котором лежало тело святого, дала ему елея из лампады; когда муж тот помазал свои слепотствующие очи тем елеем, он тотчас же прозрел, но замедлил привести в исполнение приказание святого.
По прошествии некоторого времени, снова мрак покрыл очи его, и он ослеп. Тогда он вновь с провожатым отправился к мощам святого мученика, испрашивая у него исцеления. При входе же в храмину, где почивали мощи святого, он услышал голос, говоривший ему свыше:
– Тот, кто надругался, ныне сам поруган.
Тогда он, упав пред мощами святого, сказал:
– Даруй мне ныне прозрение, угодник Божий, и я немедленно исполню то, что ты мне приказал!
Затем, встав, он снова помазал елеем из лампады очи свои и снова прозрел уже вполне и совершенно, ибо отверзлись не только телесные, но и душевные очи его: уверовав во Христа, он был просвещен святым крещением.
Упомянутая вдовица к тому времени уже скончалась; тогда ново просвещенный христианин, взяв ковчег с мощами святого и запечатав его, отослал его с надежными людьми в Кесарию каппадокийскую; при этом он приказал отправленным с ковчегом людям пустить мулов (везших ковчег) одних, когда они приблизятся к городу; – там, где они остановятся, должны быть положены мощи, ибо так приказал святой.
Когда же посланные с мощами верные люди подошли к городу Кесарии и находились близ ворот, называвшихся Севастианскими, то пустили мулов без провожатых. Никем не управляемые, последние подошли к дому, в котором родился мученик. Но к этому времени уже скончались родители его. Тогда все, находившиеся в том городе, верующие, собравшись, преисполнились великой радости, по случаю прибытия к ним мощей мученика; потом с честью положили в том доме святые мощи в мраморном ковчеге, прославляя Господа нашего Иисуса Христа. Христов мученик Иакинф скончался в Риме месяца июля в третий день, томимый голодом и жаждою, но насыщаемый верою, молитвою и благодатью Святого Духа, – в то время когда нечестивыми обладал Траян, а над христианами царствовал Господь наш Иисус Христос, Которому воссылается слава с Отцом и Святым Духом, ныне и в бесконечные веки. Аминь
Кондак, глас 6:
Древо жизни посреде души своея, веру Твою Христе, стяжавый Твой мученик, едемского рая честнейший бысть, древо прелести змиевы погубив дерзновенно духом, венчася славою твоею, многомилостиве.
Император Траян царствовал с 98 г. по 117 г.
ИАКИНФ РИМСКИЙ, МУЧЕНИК
Родом из Кесарии Каппадокийской, вырос в христианской семье. Римский император Траян (98-117) поставил его своим кубикуларием (постельничим).
Однажды во время языческого празднества император Траян пировал в капище со своими приближенными, насыщаясь идоложертвенной пищей, а юноша Иакинф, оставшись во дворце, заперся в небольшой комнате и усердно молился Господу Иисусу Христу. Слова молитвы услышал один из слуг. Он донес императору, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств, но тайно молится Христу.
Иакинфа немедленно схватили и привели к Траяну. Император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой мужественно отказался и объявил себя христианином. По приказу Траяна, святого мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, томили голодом и жаждой, чтобы заставить съесть идольскую пищу. На 38-й день один из стражей, принесший идоложертвенное мясо, увидел рядом с мучеником Ангелов, облекавших его в светлую одежду и возлагавших на голову его венец.
Мучители решили продолжить суд над святым, но нашли его в темнице умершим. Двадцатилетний Иакинф скончался в 108 году в городе Риме. Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию.
Вместе со святым Иакинфом в то же гонение на христиан скочались мученики Диомид, Евлампий, Асклипиодот и Голиндуха, а также Феодот и Феодотия, в Кесарии Каппадокийской [1].
Использованные материалы
[1] См. Saint Herman Calendar 2008, 55-56.
16 июля день памяти мученика иакинфа римского
Святой мученик Иакинф, родом из Кесарии Каппадокийской, вырос в христианской семье. Римский император Траян (98–117) поставил его своим кубикуларием (постельничьим).
Однажды во время языческого празднества император Траян пировал в капище со своими приближенными, насыщаясь идоложертвенной пищей, а юноша Иакинф, оставшись во дворце, заперся в небольшой комнате и усердно молился Господу Иисусу Христу. Слова молитвы услышал один из слуг. Он донес императору, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств, но тайно молится Христу.
Иакинфа немедленно схватили и привели к Траяну. Император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой мужественно отказался и объявил себя христианином. По приказу Траяна святого мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, томили голодом и жаждой, чтобы заставить съесть идольскую пищу. На 38-й день один из стражей, принесший идоложертвенное мясо, увидел рядом с мучеником Ангелов, облекавших его в светлую одежду и возлагавших на голову его венец.
Мучители решили продолжить суд над святым, но нашли его в темнице умершим. Двадцатилетний Иакинф скончался в 108 году в городе Риме. Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию.
См. также: «Страдание святого мученика Иакинфа» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Помощь
верующим
Комментарии к святому
Ваш комментарий добавлен
Все святые
Святым человеком в христианстве называют угодников Божьих смысл жизни которых заключался в несении людям света и любви от Господа. Для святого Бог стал всем через глубокое переживание и общение с Ним. Все святые, чьи жития, лики и даты поминовения мы собрали для вас в этом разделе, вели праведную духовную жизнь и обрели чистоту сердца.
16 июля. Святой мученик Иакинф, Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца
3 июля по старому стилю / 16 июля по новому стилю Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – 1 Кор., 138 зач., VII, 24–35. Мф., 61 зач., XV, 12–21. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16. 29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней» и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Однажды во время языческого празднества император Траян пировал в капище со своими приближенными, насыщаясь идоложертвенной пищей, а юноша Иакинф, оставшись во дворце, заперся в небольшой комнате и усердно молился Господу Иисусу Христу. Слова молитвы услышал один из слуг. Он донес императору, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств, но тайно молится Христу. Иакинфа немедленно схватили и привели к Траяну. Император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой мужественно отказался и объявил себя христианином. По приказу Траяна, святого мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, томили голодом и жаждой, чтобы заставить съесть идольскую пищу. На 38-й день один из стражей, принесший идоложертвенное мясо, увидел рядом с мучеником Ангелов, облекавших его в светлую одежду и возлагавших на голову его венец. Мучители решили продолжить суд над святым, но нашли его в темнице умершим. Двадцатилетний Иакинф скончался в 108 году в городе Риме. Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию. Память их празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых. Святитель Василий I, Рязанский чудотворец, упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке рязанских Владык числится четвертым. (Василий II, † 1360, хиротонисан в сан епископа в 1356 году святителем Алексием, митрополитом Московским, † 1378). Древнее предание связывает со святым епископом Василием перенесение в Рязань чудотворного образа Муромской иконы Божией Матери (сведения 12 апреля). Святитель Василий был сначала епископом Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, несправедливо обвинив в поступках, неподобающих архипастырю. Тогда святитель, после продолжительной молитвы, вышел к реке Оке, распростер на воде свою епископскую мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы Муромской. Сильным ветром его понесло против течения и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был принят с почетом рязанским князем и народом. Еще при жизни святителя Василия считали мужем праведным и благочестивым. Задолго до того, как в начале ХVII века были открыты его мощи, рязанцы чтили его память и называли «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником». Чаще всего обращаются к нему отправляющиеся в путь, особенно по водам, веруя, что он спасает в пути: на суше – от напасти, на водах – от потопления. Около 1540 года была написана иноком Еразмом Ермолаем «Повесть о Василии, епископе Рязанском и Муромском». Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот ни занимал. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой. Перед самой смертью († 1589) у блаженного открылся дар исцелений. Он почитался в Москве как великий чудотворец и провидец. 12 июня 1672 года были обретены мощи блаженного, почивающие под спудом в одном из приделов собора Василия Блаженного. Служба и житие сохранились в списках ХVII века. 16 июля. Мученика Иакинфа. Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца. | |
3 июля по старому стилю / 16 июля по новому стилю Мч. Иакинфа (108). Утр. – Лк., 24 зач., VI, 17–23. Лит. – 1 Кор., 142 зач., IX, 13–18. Мф., 65 зач., XVI, 1–6. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16. Тропарь святителя Филиппа, глас 8: Кондак святителя Филиппа, глас 3: МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА Однажды во время языческого празднества император Траян пировал в капище со своими приближенными, насыщаясь идоложертвенной пищей, а юноша Иакинф, оставшись во дворце, заперся в небольшой комнате и усердно молился Господу Иисусу Христу. Слова молитвы услышал один из слуг. Он донес императору, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств, но тайно молится Христу. Иакинфа немедленно схватили и привели к Траяну. Император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой мужественно отказался и объявил себя христианином. По приказу Траяна, святого мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, томили голодом и жаждой, чтобы заставить съесть идольскую пищу. На 38-й день один из стражей, принесший идоложертвенное мясо, увидел рядом с мучеником Ангелов, облекавших его в светлую одежду и возлагавших на голову его венец. Мучители решили продолжить суд над святым, но нашли его в темнице умершим. Двадцатилетний Иакинф скончался в 108 году в городе Риме. Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию. Диомид Кесарийский c мучениками Евлампием, Асклипиодотом и мученицей Голиндухой пострадал в гонение вместе с мучеником Иакинфом Римским, а также мучениками Феодотом и Феодотией, в 108 году в Кесарии Каппадокийской. 29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней» и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Память преподобного Анатолия (Ближние пещеры) совершалась также 31 октября, вместе с памятью преподобных Никодима и Спиридона, просфорников Печерских. В службе преподобным отцам (28 сентября), погребенным в Ближних пещерах, говорится: «Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый, оба просфорника святии. Причисляется к сим и Анатолий, ихже вси величают». Между ними кротко воссияли и два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями, как злато в горниле. В страхе Божием управляли они родовою своею областью, не вступая в междоусобия князей русских, ибо заботились только о благе своей вотчины, врачевали раны, нанесенные ей набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы. В 1242 г. юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В следующем году он отправился в Орду вместе с великим князем Киевским Ярославом (1190–1246 гг.). Испытанный многими скорбями, князь Василий со смирением принимал все тяготы и невзгоды, часто молился. Жизнь его была недолгая, но добрая. Зимой 1249 г. князь Василий, прибывши во Владимир для свидания с родственным ему великим князем святым Александром Невским (память 23 ноября/6 декабря), заболел и там скончался 8 февраля. Тело святого князя было положено в Ярославском Успенском соборе на северной стороне. Младший брат князя Василия Константин наследовал на краткое время княжение братнее. Степные кочевники с юга совершали разбойничьи набеги. В 1252 г. они опустошили Суздальское княжество. 3 июля 1267 г. татарские отряды подошли к Ярославлю. Князь Константин вместе со своей дружиной вышел им навстречу, и на возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время которой погибло множество воинов с обоих сторон. Юный князь Константин принял в этом бою мученическую кончину, отдав свою жизнь за православную веру и независимость Родины. Тело благоверного князя Константина было с честью погребено рядом с братом, благоверным князем Василием. Через два с половиной столетия при копании рвов для нового соборного храма обрели нетленные мощи благоверных князей, от которых начали происходить чудеса и исцеления. Святитель Василий I, Рязанский чудотворец, упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке рязанских Владык числится четвертым. (Василий II, † 1360, хиротонисан в сан епископа в 1356 году святителем Алексием, митрополитом Московским, † 1378). Древнее предание связывает со святым епископом Василием перенесение в Рязань чудотворного образа Муромской иконы Божией Матери (сведения 12 апреля). Святитель Василий был сначала епископом Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, несправедливо обвинив в поступках, неподобающих архипастырю. Тогда святитель, после продолжительной молитвы, вышел к реке Оке, распростер на воде свою епископскую мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы Муромской. Сильным ветром его понесло против течения и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был принят с почетом рязанским князем и народом. Еще при жизни святителя Василия считали мужем праведным и благочестивым. Задолго до того, как в начале ХVII века были открыты его мощи, рязанцы чтили его память и называли «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником». Чаще всего обращаются к нему отправляющиеся в путь, особенно по водам, веруя, что он спасает в пути: на суше – от напасти, на водах – от потопления. Около 1540 года была написана иноком Еразмом Ермолаем «Повесть о Василии, епископе Рязанском и Муромском». Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом одного из своих учеников, опытного старца Трофима, отправился он с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия среди язычников. После этого миссионерского путешествия, преподобный Александр со своими иноками жил некоторое время в Антиохии. Там он построил для жителей города церковь, больницу и странноприимный дом на средства, которые обильно поступали в его распоряжение от милосердных антиохийцев. Однако, по проискам злых завистников, преподобный Александр вынужден был удалиться в Константинополь. Здесь он основал новый монастырь, в котором также ввел устав «неусыпающих». В Константинополе преподобный Александр и его иноки пострадали от еретиков несториан, претерпев побои и заключение. После того, как миновала буря еретических волнений, преподобный Александр провел конец своей жизни в основанном им Константинопольском монастыре. Умер он в глубокой старости около 430 года, после 50 лет непрерывных иноческих подвигов. Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот ни занимал. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой. Перед самой смертью († 1589) у блаженного открылся дар исцелений. Он почитался в Москве как великий чудотворец и провидец. 12 июня 1672 года были обретены мощи блаженного, почивающие под спудом в одном из приделов собора Василия Блаженного. Служба и житие сохранились в списках ХVII века. После смерти родителей он выучился кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Как-то, проходя Кулишки, Никита остановился у хижины юродивого Илии, который, увидев его, закричал: «хузьюгский пустынник пришел». Эти слова сильно поразили Никиту, и он принял их как призвание к монашеской жизни; продав, что имел, он пришел к архимандриту Чудова монастыря Пафнутию, прося принять его в число братии. В том монастыре он принял постриг с именем Никодим. Одиннадцать лет преподобный был примером для братии монастыря в смирении, послушании, нестяжательстве и братолюбии. В 1602 году игумен монастыря Пафнутий был поставлен митрополитом Сарским и взял с собой Никодима. Но угодник Божий искал жизни уединенной и подвижнической. Спустя год преподобный, по благословению владыки, отправился на север и поступил сначала в общежительную Кожеезерскую обитель, в которой прожил полтора года. Желание безмолвия привело его на речку Хузьюгу в 5 верстах от Кожеезерского монастыря. Там он поставил себе в лесной чаще небольшую келлию и прожил в ней безвыходно 35 лет, подражая преподобному Павлу Фивейскому. В полной тишине, вдали от мира, совершал святой строгое молитвенное правило за мир. Он делился с братией обители плодами своих трудов, так же как и рыбой, которую любил ловить на удочку. Дикие олени без тревоги ходили и кормились около пустынника. Ночь преподобный Никодим проводил в молитве и только изредка позволял себе дремать сидя. Суровыми подвигами он достиг высоких духовных дарований, стяжал дар слез и непрерывной молитвы. Бог наградил его благодатной прозорливостью и силой исцеления болезней. Однажды святому Никодиму явились два светоносных мужа: святитель Алексий, митрополит Московский и преподобный Дионисий, архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в ангельских одеждах. Они возвестили преподобному о времени его отшествия ко Господу, которое и совершилось через 40 дней, 3 июля 1640 года. Мощи преподобного Никодима покоились под спудом в Богоявленской церкви Кожеезерской обители. Житие святого написал его ученик иеромонах Иаков. Святой Анатолий оставался диаконом в Александрии и после кончины святителя Кирилла († 444), когда кафедру архиепископа Константинопольского занял Диоскор, который придерживался другой ереси, распространяемой Евтихием, утверждавшим, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Это лжеучение подрывало самую основу церковного учения о спасении и искуплении человечества. В 449 году Диоскор со своими сторонниками собрал в Ефесе «разбойничий» еретический собор, получивший, однако, поддержку императора. Поборник Православия, Патриарх Константинопольский, святой Флавиан, был низложен и лишен сана. Избранный на Константинопольскую кафедру святой Анатолий ревностно принялся за восстановление чистоты Православия. Уже в 450 году на Поместном Соборе в Константинополе святитель Анатолий подверг осуждению ересь Евтихия и Диоскора. Почивший в изгнании Патриарх-исповедник Флавиан был причтен к лику святых и мощи его перенесены в столицу. В следующем, 451 году, при деятельном участии патриарха Анатолия был созван IV Вселенский Собор в городе Халкидоне. Отцы Халкидонского Собора утвердили догмат о почитании Господа Иисуса Христа, «совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Но ереси еще долго смущали церковный мир. В непрестанной борьбе с лжеучениями ревнитель истины Патриарх Анатолий скончался в 458 году. Из канонических деяний Святителя выделяют 28 правило IV Вселенского Собора о равночестности Константинопольского патриаршего престола престолу Старого Рима, а также апологию этого правила в посланиях святому Льву, папе Римскому (440–461). В ведение Патриарха Константинопольского, согласно 28 правилу, были переданы Церкви Малой Азии, Греции и Черноморья, а также все новые Церкви, которые возникнут у народов этих областей. Тем самым и наша Русская Церковь была промыслительно включена в священное число Православных Церквей. Святитель Анатолий внес также большой вклад в литургическую сокровищницу Православной Церкви. Его молитвенному вдохновению и Богословской глубине принадлежат стихиры на воскресные дни, на некоторые Господние праздники (Рождество Христово, Богоявление) и дни мучеников (святому Пантелеимону Целителю, святому Георгию Победоносцу, святому Димитрию Солунскому). В Богослужебных книгах они кратко обозначаются: «Анатолиевы». В 1561 году преподобные Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути на Белом море их застигла буря, судно было разбито, и святые Иоанн и Лонгин утонули. Через некоторое время тела святых были обретены нетленными в 120 верстах от обители, в устье реки Сосновки, и были положены в часовне во имя святителя и чудотворца Николая в с. Яренге. Вскоре чудесные знамения подтвердили святость преподобных Иоанна и Лонгина, у честных мощей которых больные получали исцеления. Со временем на месте погребения святых иноков возник монастырь. В 1625 году инок Яренгской обители Илия Телов сообщил святейшему патриарху Филарету о чудесах, происходивших у гробницы святых Иоанна и Лонгина. Свидетельства о чудесных исцелениях были тщательно исследованы и подтверждены. 2 июля 1638 года святые мощи были перенесены в новосооруженный храм обители. В честь этого события память святым Иоанну и Лонгину Яренгским была установлена 3 июля. Святые мученики Мокий и Марк были схвачены как христиане и предстали на суд правителя Максимиана. Они отказались принести жертву идолам, за что были преданы смерти через усекновение мечом (IV в.).
|