155 лет кому на руси жить хорошо некрасов н а 1866 1876

155 лет кому на руси жить хорошо некрасов н а 1866 1876

155 лет кому на руси жить хорошо некрасов н а 1866 1876«Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!» Н. А. Некрасов

Не придя к согласию, мужики отправляются по Руси в трудный, долгий путь правдоискательства и поиска счастливого человека. Они становятся свидетелями многочисленных колоритных сцен, встречаются с самыми разными ее обитателями (преимущественно с такими же крестьянами, как они сами, но и с представителями других социальных слоев — помещиками, священниками, солдатами, дворовыми, лакеями, праведниками, нищими и т.д.). Ответы на главный вопрос поэмы складываются в короткие истории и их много в поэме. Например, история помещика Гаврилы Афанасьича Оболта – Оболдуева, который особенно ценил «древнерусские» порядки:

«Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!»

«… Православные!
Роптать на Бога грех,
Несу мой крест с терпением…»

И весь рассказ его – это, по сути, образец того, как может нести крест каждый человек, готовый жизнь положить «за други своя».

155 лет кому на руси жить хорошо некрасов н а 1866 1876В одном из сел, мужики встречают юного Гришу Добросклонова – сына бедного дьячка и будущего народного заступника, сочиняющего гимн «убогой и обильной, забитой и всесильной» матушке Руси. Некрасов в этом образе предугадал появление людей способных объединить народ для борьбы против несправедливого устройства общества и предсказал революционную ситуацию начала ХХ века:

«Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая»

Так складывается картина жизни России в эпоху Крестьянской реформы. Поиски счастья не дают никаких результатов. И Некрасов делает вывод, что хорошо живет только «верхушка», а крестьянам счастья не видать.

Народное пробуждение, по утверждению поэта, на Руси – природный процесс. Всякие попытки «торопить историю» – заведомо обречены на провал:

«Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю…»

Источник

Кому на Руси жить хорошо

Часть первая

Пролог

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На стол­бо­вой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Под­тя­ну­той губернии,
Уезда Терпигорева,
Пусто­по­рож­ней волости,
Из смеж­ных деревень:
Запла­това, Дырявина,
Разу­това, Знобишина,
Горе­лова, Неелова —
Неуро­жайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Воль­готно на Руси?

Роман ска­зал: помещику,
Демьян ска­зал: чиновнику,
Лука ска­зал: попу.
Куп­чине толстопузому! —
Ска­зали бра­тья Губины,
Иван и Митродор.
Ста­рик Пахом потужился
И мол­вил, в землю глядючи:
Вель­мож­ному боярину,
Мини­стру государеву.
А Пров ска­зал: царю…

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие —
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До пол­дня вышел из дому:
Тот путь дер­жал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два бра­тана Губины
Так про­сто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вер­нуть своей дорогою —
Они ряд­ком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кри­чат – не образумятся!
А вре­мечко не ждет.

За спо­ром не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Коря­вая Дурандиха,
Не крик­нула: «Почтен­ные!
Куда вы на ночь глядючи
Наду­мали идти. »

Спро­сила, засмеялася,
Хлест­нула, ведьма, мерина
И ука­тила вскачь…

«Куда. » – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, мол­чат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высо­ких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Рети­вым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя пой­мать – обнять!

На лес, на путь-дороженьку
Гля­дел, мол­чал Пахом,
Гля­дел – умом раскидывал
И мол­вил наконец:

«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст трид­цать отошли!
Домой теперь ворочаться —
Устали – не дойдем,
При­ся­дем, – делать нечего.
До солнца отдохнем. »

Сва­лив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Усе­лись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За вод­кой двое сбегали,
А про­чие покудова
Ста­кан­чик изготовили,
Бере­сты понадрав.
При­спела скоро водочка.
При­спела и закусочка —
Пируют мужички!

Косушки [1] по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Воль­готно на Руси?
Роман кри­чит: помещику,
Демьян кри­чит: чиновнику,
Лука кри­чит: попу;
Куп­чине толстопузому, —
Кри­чат бра­таны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кри­чит: светлейшему
Вель­мож­ному боярину,
Мини­стру государеву,
А Пров кри­чит: царю!

Забрало пуще прежнего
Задор­ных мужиков,
Руга­тель­ски ругаются,
Немуд­рено, что вцепятся
Друг другу в волоса…

Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два бра­тана Губины
Утю­жат Прова дюжего, —
И всяк свое кричит!

Просну­лось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упря­мых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С лета­ю­щими птицами,
Зве­рями быстроногими
И гадами ползущими, —
И стон, и рев, и гул!

Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выско­чил, как встрепанный,
И нау­тек пошел!
За ним гал­чата малые
Вверху березы подняли
Про­тив­ный, рез­кий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птен­чик крохотный
Из гнез­дышка упал;
Щебе­чет, пла­чет пеночка,
Где птен­чик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Просну­лась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да вся­кий раз сбивалася
И начи­нала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Зако­ло­сится хлеб,
Пода­вишься ты колосом —
Не будешь куко­вать! [2]
Сле­те­лися семь филинов,
Любу­ются побоищем
С семи боль­ших дерев,
Хохо­чут, полуночники!
А их гла­зищи желтые
Горят, как воску ярого
Четыр­на­дцать свечей!
И ворон, птица умная,
При­спел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Люд­ские голоса —
При­шла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шаль­ных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!

Мычит корова глупая,
Пищат гал­чата малые.
Кри­чат ребята буйные,
А эхо вто­рит всем.
Ему одна заботушка —
Чест­ных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слы­шать вся­кий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!

Сова – замоскворецкая
Кня­гиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шара­ха­ясь то о землю,
То о кусты крылом…

Сама лисица хитрая,
По любо­пыт­ству бабьему,
Под­кра­лась к мужикам,
Послу­шала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят…

Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Кре­стьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умы­лись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птен­чик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низ­ком перелетаючи,
К костру подобрался.

Пой­мал его Пахомушка,
Под­нес к огню, разглядывал
И мол­вил: «Пташка малая,
А ного­ток востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Силь­нее мужика!
Окреп­нут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все цар­ство облетим,
Посмот­рим, поразведаем,
Поспро­сим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Воль­готно на Руси?»

«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полу­пуду в день, —
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» —
Ска­зал угрю­мый Пров.

«Да по ведру бы водочки», —
При­ба­вили охочие
До водки бра­тья Губины,
Иван и Митродор.

«Да утром бы огурчиков
Соле­ных по десяточку», —
Шутили мужики.
«А в пол­день бы по жбанчику
Холод­ного кваску».

«А вече­ром по чайничку
Горя­чего чайку…»

Пока они гуторили,
Вилась, кру­жи­лась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивик­нула, подпрыгнула
И чело­ве­чьим голосом
Пахому говорит:

«Пусти на волю птенчика!
За птен­чика за малого
Я выкуп дам большой».

– А что ты дашь? —
«Дам хлебушка
По полу­пуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в пол­день квасу кислого,
А вече­ром чайку!»

– А где, пичуга малая, —
Спро­сили бра­тья Губины, —
Най­дешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? —

«Найти – най­дете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».

– Скажи! —
«Идите по лесу,
Про­тив столба тридцатого
Пря­ме­хонько версту:
При­дете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две ста­рые сосны,
Под этими под соснами
Зако­пана коробочка.
Добудьте вы ее, —
Коробка та волшебная:
В ней ска­терть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накор­мит, напоит!
Тихонько только молвите:
«Эй! ска­терть самобраная!
Попот­чуй мужиков!»
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!»

– Постой! мы люди бедные,
Идем в дорогу дальную, —
Отве­тил ей Пахом. —
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь – одежу старую
На нас заворожи!

– Чтоб армяки мужицкие
Носи­лись, не сносилися! —
Потре­бо­вал Роман.

– Чтоб липо­вые лапотки
Слу­жили, не разбилися, —
Потре­бо­вал Демьян.

– Чтоб вошь, блоха паскудная
В руба­хах не плодилася, —
Потре­бо­вал Лука.

– Не прели бы онученьки… —
Потре­бо­вали Губины…

А птичка им в ответ:
«Все ска­терть самобраная
Чинить, сти­рать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти. »

Рас­крыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил – и птен­чик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низ­ком перелетаючи,
Напра­вился к дуплу.
За ним взви­лася пеночка
И на лету прибавила:
«Смот­рите, чур, одно!
Съест­ного сколько вынесет
Утроба – то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в тре­тий быть беде!»
И уле­тела пеночка
С своим роди­мым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! – Молч­ком идут
Пря­ме­хонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Счи­тают каж­дый шаг.
И как вер­сту отмеряли,
Уви­дели поляночку —
Стоят на той поляночке
Две ста­рые сосны…
Кре­стьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли – и нашли
Ту ска­терть самобраную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, ска­терть самобраная!
Попот­чуй мужиков!»
Глядь – ска­терть развернулася,
Отку­дова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спря­та­лись опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Все появи­лось вдруг…
Кре­стьяне распоясались,
У ска­терти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радо­сти целуются,
Друг дружке обещаются
Впе­ред не драться зря,
А с тол­ком дело спорное
По разуму, по-божески,
На чести повести —
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с ста­ри­ками старыми,
Покуда делу спорному
Реше­нья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Воль­готно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…

Источник

Кому на Руси жить хорошо (поэма)

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма Н. А. Некрасова. Повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека.

Содержание

История создания

Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял » Кому на Руси жить хорошо «. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Некрасов начал работу над поэмой в первой половине 60-х годов XIX века. Рукопись первой части поэмы помечена Некрасовым 1865 годом. В этот год первая часть поэмы была уже написана, начата же, очевидно, несколькими годами раньше. Упоминание в первой части о ссыльных поляках (глава „Помещик“) позволяет считать 1863 год датой, ранее которой эта глава не могла быть написана, так как подавление восстания в Польше относится к 1863—1864 годам.

Однако первые наброски к поэме могли появиться и раньше. Указание на это содержится, например, в воспоминаниях Г. Потанина, который, описывая свое посещение квартиры Некрасова осенью 1860 года, передает следующие слова поэта: „Я… вчера долго писал, да немного не дописал- сейчас кончу…“ Это были наброски прекрасной его поэмы „Кому на Руси жить хорошо“. Она долго после того не выходила в печати».

Таким образом, можно предположить, что некоторые образы и эпизоды будущей поэмы, материал для которой собирался в течение многих лет, возникли в творческом воображении поэта и частично были воплощены в стихи ранее 1865 года, которым датирована рукопись первой части поэмы.

К продолжению работы Некрасов приступил лишь в 70-х годах, после семилетнего перерыва. Вторая, третья и четвертая части поэмы следуют одна за другой с небольшими интервалами: «Последыш» был создан в 1872 году, «Крестьянка» — в июле-августе 1873-го, «Пир — на весь мир» — осенью 1876 года.

Публикацию поэмы Некрасов начал вскоре по окончании работы над первой частью. Уже в январской книжке «Современника» за 1866 год появился пролог поэмы. Печатание первой части растянулось на четыре года. Опасаясь поколебать и без того шаткое положение «Современника», Некрасов воздержался от опубликования последующих глав первой части поэмы.

Некрасов боялся цензурных гонений, которые начались тотчас после выхода первой главы поэмы («Поп»), напечатанной в 1868 году в первом номере нового некрасовского журнала «Отечественные записки». Цензор А. Лебедев дал такую характеристику этой главе: «В означенной поэме, подобно прочим своим произведениям, Некрасов остался верен своему направлению; в ней он старается представить мрачную и грустную сторону русского человека с его горем и материальными недостатками… в ней встречаются… резкие по своему неприличию места». Цензурный комитет хотя и разрешил к печати книжку «Отечественных записок», но о поэме «Кому на Руси жить хорошо» все же послал в высшую цензурную инстанцию неодобрительное мнение.

Последующие главы первой части поэмы были опубликованы в февральских номерах «Отечественных записок» за 1869 год («Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь») и 1870 год («Счастливые» и «Помещик»). Целиком первая часть поэмы появилась в печати только через восемь лет после ее написания.

Публикация «Последыша» («Отечественные записки», 1873, № 2) вызвала новые, еще большие придирки цензуры, которая считала, что эта часть поэмы «отличается… крайним безобразием содержания… носит характер пасквиля на все дворянское сословие».

Очередная часть поэмы, «Крестьянка», созданная Некрасовым летом 1873 года, была напечатана зимой 1874-го в январской книжке «Отечественных записок».

Отдельного издания поэмы Некрасов при жизни так и не увидел.

В последний год жизни Некрасов, вернувшись тяжело больным из Крыма, где им была в основном завершена четвертая часть поэмы — «Пир — на весь мир», с удивительной энергией и настойчивостью вступил в единоборство с цензурой, надеясь напечатать «Пир…». Эта часть поэмы подверглась со стороны цензуры особенно яростным нападкам. Цензор писал, что находит «все стихотворение „Пир — на весь мир“ крайне вредным по своему содержанию, так как оно может возбудить неприязненные чувства между двумя сословиями, и что оно особенно оскорбительно дворянству, столь недавно пользовавшемуся помещичьими правами…».

Некрасов предполагал миновать вовсе цензуру, заручившись разрешением самого царя. Для этого поэт хотел использовать свое знакомство с министром двора графом Адлербергом, а также прибегнуть к посредничеству С. Боткина, бывшего в то время придворным врачом (Боткину, лечившему Некрасова, был посвящен «Пир — на весь мир»). Очевидно, именно на этот случай и были вставлены Некрасовым в текст поэмы «со скрежетом зубовным» посвященные царю известные строки «Славься, народу давший свободу!». Мы не знаем, предпринял ли Некрасов реальные шаги в этом направлении или отказался от своего намерения, поняв бесполезность хлопот.

«Пир — на весь мир» оставался под цензурным запретом до 1881 года, когда он появился во второй книжке «Отечественных записок», правда, с большими сокращениями и искажениями: были опущены песни «Веселая», «Барщинная», «Солдатская», «Колода есть дубовая…» и другие. Большинство выброшенных цензурой отрывков из «Пира — на весь мир» впервые обнародовано лишь в 1908 году, а вся поэма целиком, в бесцензурной редакции, была опубликована в 1920 году К. И. Чуковским.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в ее незавершенном виде состоит из четырех отдельных частей, расположенных в следующем, по времени их написания, порядке: часть первая, состоящая из пролога и пяти глав; «Последыш»; «Крестьянка», состоящая из пролога и восьми глав; » Пир — на весь мир «.

Из бумаг Некрасова видно, что по плану дальнейшего развития поэмы предполагалось создание по крайней мере еще трех глав или частей. В одной из них, предварительно названной Некрасовым «Смертушка», речь должна была идти о пребывании семерых крестьян на реке Шексне, куда они попадают в разгар повального падежа скота от сибирской язвы, об их встрече с чиновником. Приводя несколько стихов из будущей главы, Некрасов пишет: «Это песня из новой главы «Кому на Руси жить хорошо». Материалы к этой главе поэт начал собирать еще летом 1873 года. Однако она осталась ненаписанной. Сохранилось лишь несколько прозаических и стихотворных черновых отрывков.

Известно также о намерении поэта рассказать о прибытии крестьян в Петербург, где они должны были искать доступа к министру, и описать их встречу с царем на медвежьей охоте.

В последнем прижизненном издании «Стихотворений» Н. А. Некрасова (1873—1874) «Кому на Руси жить хорошо» напечатана в следующем виде: «Пролог; Часть первая» (1865); «Последыш» (Из второй части «Кому на Руси жить хорошо») (1872); «Крестьянка» (Из третьей части «Кому на Руси жить хорошо») (1873). Соответствует ли авторской воле порядок расположения частей «Кому на Руси жить хорошо» в издании 1873

Сюжет и структура поэмы

Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Часть первая

Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861).

Источник

155 лет кому на руси жить хорошо некрасов н а 1866 1876

Николай Алексеевич Некрасов 155 лет кому на руси жить хорошо некрасов н а 1866 1876

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

История создания

О замысле поэмы

Н.А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Г.И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н.А. изучением народа, все сведения о нём, накопленные, по собственным словам Н.А, «по словечку» в течение двадцати лет».

Г.И.Успенский: «Однажды я просил его:

– А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?

Н.А. улыбался и ждал.

Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ…

Затем от рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идёт тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».

Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа.

Жанр

«Кому на Руси жить хорошо» – реалистическая лиро-эпическая поэма-эпопея.

Это огромное по масштабу исследование всей послереформенной России (1861 год – отмена крепостного права), пребывавшем в переходном состоянии.

Особенности композиции

Чёткой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность:

Часть первая

Пролог

В прологе чётко намечен замысел поэмы и её структура.

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Сошлися – и заспорили:

Кому живётся весело,

Слова «Кому живётся весело, / Вольготно на Руси?» является рефреном.

Мужикам попадается по дороге птичка пеночка, она указывает, где найти скатерть самобраную, которая будет обеспечивать едой и чинить одежду. Герои отправляются искать «счастливца».

Глава 1. Поп

Первого по дороге мужики встречают попа. Он рассказывает о своей нелёгкой жизни. Герои понимают, что попу не «живётся весело, вольготно на Руси».

Глава 2. Сельская ярмонка

Мужики попадают на ярмарку, где много разного народа. Павлуша Веретенников, «барин», покупает пропившему все деньги Вавилу для его внучки ботиночки. Продают книги, но с базара пока несут не Белинского и Гоголя, а Блюхера и «милорда глупого».

Глава 3. Пьяная ночь

Мужики наблюдают пьяный разгул. Встречают записывающего в книжечку фольклор Веретенникова. «Барину» противны пьяные. Один из крестьян, Яким Нагой, объясняет, почему люди в деревне пьют:

«Пьём много мы по времени,

А больше мы работаем».

«Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

В семьях, где не прикасаются к спиртному,

Не пьют, а также маются,

Уж лучше б пили, глупые.

Глава 4. Счастливые

Мужики объявили, что нальют водки тому, кто окажется счастливым человеком. К странникам приходили дьячок, «старуха старая», «солдат с медалями», каменотёс, дворовый человек, крестьянин-белорус, «мужик с скулой свороченной», нищие и все доказывали, описывая свою тяжёлую жизнь, какие они счастливцы.

Народ рассказал странникам о счастливом, честном и добром молодце Ермиле Гирине.

Глава 5. Помещик

Мужики по дороге встречают помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева.

Помещик был румяненький,

Тот рассказывает о своей судьбе после отмены крепостного права. Он сетует, что

Взамен их распложаются

Однако больше переживает о том, что ему, барину, привыкшему «жить чужим трудом», придётся трудиться.

Порвалась цепь великая,

Одним концом по барину,

Последыш (Из второй части)

1. «Петровки. время жаркое…»

2. «Помещик наш особенный…»

3. «Пошли за Власом странники…»

Один из жителей деревни Вахлаки, Влас, рассказывает странникам о своём помещике, уверенном, что до сих пор действует крепостное право. Утятин-князь, ничтожная фигура прошлого, «дурит по-старому», а народ ему подыгрывает. Дети помещика, боясь лишиться отцовского наследства, платят людям за то, чтобы они создавали иллюзию, будто всё идёт как раньше. Образ помещика имеет гротескный характер; мир, в котором он «куражится», абсурден. Безрассудные приказы Утятина смешат крестьян. Вскоре после прихода странников последыш умирает. Дети его перестают одаривать крестьян и начинают судиться с ними за земли.

Крестьянка (Из третьей части)

Глава 1. До замужества

Глава 3. Савелий, богатырь святорусский

Глава 6. Трудный год

Глава 7. Губернаторша

Глава 8. Бабья притча

Мужики решают поискать счастливых среди баб. Им советуют поговорить с Матрёной Тимофеевной. Женщина рассказывает им свою судьбы.

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Росла в непьющей работящей семье. Девушкой влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к Филиппу. Матрёна попала в новую семью «с девичьей холи в ад». Жили с мужем в любви, но свекровь не давала покоя.

Матрёна Тимофеевна родила сына Демушку. Помогал молодой матери и жалел ей во время отъезда мужа только дедушка Савелий, «родитель свекра-батюшки». Но однажды, присматривая за ребенком, которого дед без памяти любил, «заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку». Врачи при матери проводили вскрытие мальчика. Матрена долго тужила за ребёнком. Дедушка «ушел на покаяние / В Песочный монастырь», через время поставил оградочку на могиле Демы; умер в 107 лет.

Вскоре пошли в Корчагиных новые дети. Однажды Федотушка, восьмилетний мальчик Матрёны, пожалел кормящую обессиленную волчицу и отдал ей овцу. За это ребёнка чуть не высекли, наказание за сына получила мать.

В голодный год тяжело пришлось Матрёне: мужа забрали в рекруты, детей кормить было нечем, свекровь «попрекала без перестану».

Беременная Матрена отправилась просить за мужа к губернаторше Елене Александровне, которая «добра была, умна была, красивая, здоровая». Упала перед барыней на колени Матрена, потеряла сознание, а очнулась, когда уже родила младенца Лиодорушку. Губернаторша пожалела несчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой. Много натерпелась женщина, однако

Матрёну с той поры…

Пир на весь мир

1.Горькое время – горькие песни

Про холопа примерного – Якова верного

2.Странники и богомольцы

О двух великих грешниках

4.Доброе время – добрые песни

Глава посвящается Сергею Петровичу Боткину.

В Вахлаках героям местные жители рассказывают истории. Одна из них – «про холопа примерного – Якова верного», который всю жизнь служил барину:

Только и было у Якова радости:

Барина холить, беречь, ублажать

Да племяша-малолетка качать.

«Вырос племянничек Якова, Гриша» и захотел жениться на Арише, которая нравилась и старому помещику, «слабому на ноги», который уже и ходить сам не мог.

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!»

Историю «О двух великих грешниках» рассказывает Ионушка. Кудеяр, атаман двенадцати разбойников, решил замолить свои грехи перед Богом. Долго ходил он по святым землям, и «предстал пред ним угодник», который приказал атаману срезать дуб тем ножом, что «и кровь проливал», – тогда

только что рухнется дерево –

Кудеяр принялся за работу. Однажды встретил он пана Глуховского, который не задумывался о своих злодеяниях:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов.

Услышали странники и рассказ о крестьянине, который не исполнил завещания «аммирала-вдовца», предал народ, не отпустил на волю «восемь тысяч душ».

Гриша Добросклонов, семинарист, «складывает» и поёт песни о матушке-Руси. Возможно, именно он – будущий народный герой и счастливец.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного –

Пел он воплощение счастия народного.

Сюжетные ходы, не получившие развития

— мужики опросили не всех заявленных в прологе «счастливцев», встретили только попа и помещика;

— не получает сюжетного развития предостережение пеночки:

А водки можно требовать

В день ровно по ведру.

Коли вы больше спросите,

И раз и два – исполнится

А в третий быть беде!

— обрывается история о Ермиле Гирине.

Роль песен в поэме

Песни являются неотъемлемой частью поэмы. Они утешают народ в горе, помогают пережить несчастья, сопровождают в радостях. В песнях выражено сознание народа.

Некрасов использует народные песни и свои стилизации.

В начале поэмы песни играют вспомогательную роль, в конце несут основную смысловую нагрузку. В последней песне Гриши Добросклонова – ответ на главный вопрос о счастье.

Формы развития сюжета

Рассказ, преимущественно монолог, встреченного «счастливца» или иного персонажа

Изображение того, что видят и слышат мужики, выступая в роли обычных наблюдателей

Рассказ от имени автора-повествователя, когда стражников в сюжете нет

«Сельская ярмонка», «Последыш»

О Григории Добросклонове

Характеристика отдельных персонажей

Яким Нагой

Он до смерти работает,

До полусмерти пьёт! …

Яким похож на «землю-матушку». Он жил когда-то в Петербурге,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

Ермила Гирин

Умный и честный, вызывает уважение у всех, кто его знает. Выбранный бурмистром, семь лет преданно служит односельчанам:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

«Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Когда Гирину надо было выкупить мельницу, народ на площади собрал необходимую сумму:

Несут Ермилу денежки,

Дают, кто чем богат.

Когда раздавал молодой герой деньги людям обратно,

И выдать гроша лишнего

Ермилу не пришлось.

Рубль лишний – чей Бог ведает! –

Однако судьба Ермилы остаётся неизвестной, один из мужиков говорит, что народный заступник оказался в остроге, вероятно, по несправедливому обвинению.

Савелий

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Дедушка Савелий – русский богатырь. О себе он говорил: «Клеймёный, да не раб!»

Не желая терпеть более издевательств немца Фогеля, он с мужиками мучителя «живого закопал», за что угодил в острог и на каторгу. В собственной семье Савелия не понимают:

Покуда были денежки,

Любили деда, холили,

Теперь в глаза плюют!

Дед сочувствует тяжёлой женской доле:

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга,

Григорий Добросклонов

Семинарист Григорий, добрый и чуткий, постоянно голодающий, думает о народе, о родной стране:

Не надо мне ни серебра

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

На всей святой Руси!

Юноша понимает, что он рождён для счастья и для того, чтобы сделать счастливой «матушку-Русь»:

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась, – и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

В его песне звучат такие слова:

Герой будет деятельно бороться за народное счастье:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Автор вводит в свой текст:

— пословицы, поговорки, загадки, песни; мотивы былин и народных легенд; обычаи и приметы; сказочные элементы (говорящая пеночка, скатерть самобраная, магические числа);

— художественные средства, характерные для былинного эпоса («путь-дороженьку», «Пошло гулять-погуливать, пошло кричать-покрикивать»);

— просторечную лексику, фразеологизмы, народные обороты.

Это создаёт особый национально-самобытный колорит поэмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *