140 лет со дня рождения блока
«Верь лишь мне, ночное сердце, я — поэт»: 140 лет со дня рождения Александра Блока
Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье доцента кафедры государственного права Варшавского университета и дочери ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Вскоре после его рождения родители развелись / Wikimedia Commons
Блок начал писать стихи и прозу ещё до поступления во Введенскую гимназию. Одним из любимых увлечений будущего поэта был выпуск домашнего литературного журнала / РИА Новости
В конце 1890-х Блок стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, но в то же время был серьёзно увлечён театральными постановками. В 1901 году он перевёлся на историко-филологический факультет / РИА Новости
В 1903 году Александр Блок женился на Любови Менделеевой — дочери великого русского химика / РИА Новости
Менделеевой поэт посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Источником вдохновения для другой известной серии — «Снежная маска» — послужило знакомство с актрисой Натальей Волоховой / РИА Новости
Блок общался с Анной Ахматовой, Николаем Гумилёвым, Андреем Белым и многими другими прославленными литераторами Серебряного века / РИА Новости
Поэт часто публиковался в печатных изданиях символистов «Золотое руно», «Весы», «Перевал» / Wikimedia Commons
В 1916 году Блока призвали на военную службу, которую он проходил в Белоруссии. На фото: Александр Блок (третий слева) среди солдат и офицеров 13-й инженерно-строительной дружины императорской армии / РИА Новости
Изначально Блок положительно отнёсся к Февральской и Октябрьской революциям 1917 года и отказался от эмиграции. Однако со временем его взгляды начали меняться / РИА Новости
Поэма «Двенадцать», которая занимает важное место в творчестве Блока, была написана и опубликована в 1918 году / РИА Новости
Также известны публицистические работы Блока, наиболее значительные из них — «Интеллигенция и революция», «Крушение гуманизма», «О назначении поэта» / РИА Новости
Александр Блок скончался 7 августа 1921 года в Петрограде после продолжительной болезни. Ему было 40 лет
Неслучайный поэт
С раннего детства Александр увлекся литературой и театром. Вместе с членами семьи выпускал журнал «Вестник». В редакцию входили два кузена, троюродный брат и мать. Бабушка Елизавета Бекетова писала рассказы, дедушка Андрей Николаевич иллюстрировал материалы. Всего вышло 37 номеров. Помимо стихов и статей, Александр Блок сочинил для журнала роман в стиле Майн Рида.
Поступил на юридический факультет Петербургского университета, через три года перевелся на историко-филологический. В 1902 году познакомился со старшим поколением русских символистов Зинаидой Гиппиус, Дмитрием Мережковским, Валерием Брюсовым. Последний напечатал стихи Блока в альманахе «Северные цветы».
Поэтические циклы и сборники Александра Блока имели подчеркнуто символистский характер: «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Ночные часы», «За гранью прошлых дней», «Седое утро». Название последнего сборника, вышедшего уже после Октябрьской революции, ностальгически отсылало к романсу на стихи И. С. Тургенева «Утро туманное, утро седое. «
Небольшая лиро-эпическая поэма «Двенадцать» с ее христианским оправданием революции стала одновременно вершиной поэзии Блока и началом его творческого и жизненного заката. Катастрофическая нестыковка гуманистических традиций XIX века с новой идеологией классовой борьбы в душе Блока привела к тому, что он замолчал как поэт. На вопросы о своем молчании он неизменно отвечал: «Все звуки прекратились. Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» Под звуками он имел в виду «музыку революции», которую призывал услышать. Он скончался 7 августа 1921 года во многом из-за того, что большевики долго тянули с разрешением Блоку выехать с женой на лечение за границу.
КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ
БЛОГ Кишкуновой Людмилы Фёдоровны
28 ноября 2019 г.
Александр Блок: «Открой мои книги: там сказано всё…»
11 комментариев:
Здравствуйте, Людмила Федоровна! Мне очень понравился ваш пост! Особенно интересные факты о Александре Блоке. Спасибо!
Людмила Федоровна, здравствуйте! Давно и верно люблю поэзию Александра Блока. Спасибо за факты, многие для меня в новинку! Всегда очень интересно открывать нечто неведомое в любимых авторах.
Люда, приветствую! благодарю, все очень интересно, много нового узнала о Блоке!
Добрый день, Бела! А я гуляю с Александром Блоком «В вихре снежной красоты» https://serdzerasum.blogspot.com/2019/11/blog-post_28.html
Добрый день. Очень интересный материал, о фактах можно рассказать школьникам. Спасибо.
Буду рада, если Вам пригодится! Среди сегодняшних старшеклассников есть поклонники творчества Александра Блока!
Спасибо, этот материал помог мне в оформлении выставки.
Мне приятно, что Вы воспользовались этим материалом. Так хочется назвать по имени, хотя бы.
Здравствуйте! Я люблю поэзию. И у меня много любимых поэтов, поэтов, которыми я зачитываюсь.
Но самые-самые любимые: Пушкин, Есенин и Блок.
Спасибо за такой интересный и содержательный пост о великом Поэте!
Мысль в подарок
«Есть два главных условия развития образованного и порядочного человека: это иметь возможность разговаривать с умным человеком и читать умные книги»
Белорусские тропинки Александра Блока
До лета 1916 года Александр Александрович бывал в Беларуси исключительно проездом. Именно такие впечатления от Могилева отразились в его записных книжках от начала октября 1907 года и 26 мая 1908-го. Запись идентична: «Три часа в Могилеве на Днепре: высокий берег, белые церкви под месяцем и быстрые сумерки». В первый раз, впрочем, предложение обозначено как «Тема для фантастического рассказа». Литературоведы полагают, что рассказ был написан, но утрачен в 1921-м, когда подмосковные крестьяне сожгли усадьбу Шахматово вместе с блоковскими рукописями.
Эта могилевская тропинка обрывается на самом интересном месте. Другая проходит по жизни Блока больше тридцати лет, но остается до сих пор неприметной. Речь о белорусских корнях отчима поэта. В 1889 году вторым мужем его матери Александры Андреевны стал гвардейский офицер Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух (1860-1920). Его привычно величают «поляком» (потому что католик по вероисповеданию) и «представителем литовского рода». На самом деле фамилия Кублицких с XVI века ведет свою родословную из Кубличей под Полоцком, ныне относящихся к Ушачскому району. С отчимом Блок был в добрых отношениях и высоко его ценил. В лихолетье Первой мировой Кублицкий-Пиоттух дослужился до командира дивизии и участвовал в Брусиловском прорыве.
Для Александра Александровича, пока война его самого обходила стороной, отчим был важнейшим источником информации о том, что там творится. Творилось же ужасное: 6 декабря 1914 года Блок отметил в записной книжке: «Утром приедет Франц. Приехал бодрый, шинель в крови…» В 1915-м поэт дарит родственнику свою книгу «Стихи о России» с характерной авторской надписью: «Милому Францику, обреченному быть на этой пошлой войне». Следующим летом выяснится, что обречен быть на войне и сам Блок.
28 июня 1916 года он размышляет в личных записях о «бессмысленной войне», но в преломлении к его личной судьбе поход на Первую мировую обретает четкие очертания безжалостного смысла. В Петрограде можно выбрать одно из двух: отправиться прямиком на фронт, где поэты, как давно доказано опытом, гибнут чаще остальных штатских, или послушать доброго знакомого, тоже поэта Вильгельма Зоргенфрея и пойти служить в прифронтовую полосу табельщиком в 13-ю инженерно-строительную дружину, занятую устройством укреплений. Блок выбирает вариант Зоргенфрея и с 28 июля 1916-го по 17 марта 1917 года на семь месяцев оказывается в окрестностях Пинска.
Приятна будет и зима на белорусском Полесье, которую застанет встретившийся в январе 1917 года с поэтом на его службе Алексей Толстой: «Блок рассказал мне о том, как здесь славно жить, как он из десятников дослужился до заведующего, сколько времени в сутки он проводит верхом на лошади; говорили о войне, о прекрасной зиме…»
Новый, 1917-й, о котором еще не было известно, что он принесет отречение царя и две революции, встречали у Друцких-Любецких в Парохонске до восьми часов утра. Из поэтического в этой новой реальности, из которой Блок в марте 1917 года уедет в петроградскую революционную суету, только описания звезд и луны: «Лунные ночи олеографические».
Поэтическое придет сюда спустя 60 с лишним лет: 2 ноября 1980 года в деревне Лопатино Пинского района откроется народный литературный музей Блока, существующий и по сей день. Так в белорусских тропинках замечательного поэта появится народная тропа.
Магия и трагедия Александра Блока: к 140-летию со дня рождения поэта
28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Блока. Его считали главным поэтом Серебряного века, а Колчак хотел казнить за поэму «Двенадцать». Пастернак называл поэта барометром эпохи, а Юрий Анненков писал: «Мы пили и пьянели, читая стихи Блока».
«Это, безусловно, самый гениальный поэт эпохи Серебряного века с очень трагической судьбой и с очень ярким даром, – отметила в интервью корреспонденту «МИР 24» доктор филологических наук Юлия Балакшина. – Все люди так или иначе чувствуют красоту, но у большинства это мимолетные переживания, они вспыхивают и уходят. А у Блока это очень глубокое, можно сказать, религиозное по природе своей чувство: видение красоты и таинственности мира. Но важна не только эта его способность видеть, но и его особая поэтическая одаренность, которая позволяет это особое измерение открыть читателям. У людей, чувствующих поэзию, интерес к нему никогда не иссякнет».
Александр Блок, отчим Франц Кублицкий-Пиоттух, мать Александра
Детство и первая любовь
Детство Блока прошло в доме его деда со стороны матери, ученого-ботаника и организатора науки, ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова. Дело в том, что родители будущего поэта расстались вскоре после того, как он родился на свет.
Отец поэта Александр Львович Блок был правоведом, профессором Варшавского университета. А мать Александра Андреевна, урожденная Бекетова, была русской переводчицей и литератором. Тогда не были приняты разводы. Но эта решительная женщина не только ушла от мужа из-за его тяжелого характера (а если точнее, то попросту сбежала от побоев), но и добилась указа Синода об официальном расторжении брака с первым супругом. Правда, на это ушло целых девять лет. Отец после этого женился еще раз, но история повторилась: вторая жена тоже ушла от него, забрав с собой дочку.
Александр Блок все эти годы жил вместе с матерью в доме деда, а лето проводил в имении Бекетовых Шахматове. Сочинять стихи Блок начал в пять лет. Когда мальчику исполнилось девять лет, его мать вышла замуж повторно. На этот раз – за гвардейского офицера польского происхождения с замысловатой фамилией Кублицкий-Пиоттух. Судя по всему, поэт был в дружбе с отчимом. Позже тот стал генерал-лейтенантом и участвовал в Первой мировой войне.
Маленький Александр Блок
В 1891 году 10-летний Александр Блок выдержал экзамен и был принят сразу во второй класс Петербургской Введенской гимназии. К тому времени он уже активно писал и прозу, и стихи. А также вместе со всей семьей издавал в одном экземпляре рукописный журнал «Вестник». Его мать активно поддерживала эту литературную игру. Кроме нее, в редакцию входили двоюродные и троюродные братья Блока, а также старшее поколение Бекетовых – бабушка писала рассказы, а дедушка иллюстрировал издание. Игра продолжалась долго: вышло целых 37 номеров «Вестника». Александр Блок писал для него статьи, стихи, а также публиковал главы приключенческого романа, который писал постепенно, от номера к номеру. Позже, в последние годы учебы в гимназии Блок попробовал себя в роли драматурга: он писал пьесы и ставил их на сцене домашнего театра.
Когда Александру Блоку было 16 лет, он пережил первую любовь, которая потрясла его до глубины души. Это произошло в Германии, в курортном городе Бад-Наугейме, куда он поехал вместе с матерью. Предметом его страстного чувства стала жена статского советника Ксения Садовская, которая была старше него на 20 лет.
Конечно, о сколько-нибудь серьезных отношениях со взрослой замужней дамой речи быть не могло, но эта первая любовь произвела на юношу огромное впечатление, что отразилось в его творчестве. Юный поэт посвятил Садовской стихотворение «Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни» – первое автобиографическое произведение в его творчестве.
Встреча с символистами и «Стихи о Прекрасной даме»
После окончания гимназии Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако скоро понял, что юриспруденция не для него. И в 1901 году перешел на историко-филологический факультет. С этого момента он начал сближаться с петербургской литературной элитой. Так, в 1902 году произошло его знакомство с символистами Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, что предопределило его увлечение мистическим символизмом. Блок также сблизился с Валерием Брюсовым и Андреем Белым, жившими в Москве.
Молодой поэт был очень сдержанным, казался даже холодноватым и тщательно скрывал за этим внешним обликом иногда настигавшие его приступы гнева, которые он унаследовал от отца.
Вот как описывал лицо молодого поэта Максимилиан Волошин: «Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица».
Что же происходило в это время с молодым поэтом? Да все самое главное, что предопределило его творческий почерк.
«Первый цикл его стихов – это «Стихи о Прекрасной даме», – говорит Юлия Балакшина. – Без темы вечной женственности о Блоке говорить бесполезно: он последователь Владимира Соловьева и представитель второго поколения русских символистов, которое не могло пройти мимо учения Соловьева, его мистики вечной женственности». Хотя, по словам доктора филологии, сам Александр Блок вышел из очень позитивистской научной среды и ничто, кажется, не предвещало, что в нем откроется это «мистическое окно».
Любовный треугольник и творческие метания поэта
В 1903 году 23-летний Александр Блок женился на Любови Менделеевой – дочери великого русского химика Дмитрия Менделеева, актрисе, которая впоследствии стала историком балета и автором книг. К тому времени она окончила Бестужевские высшие женские курсы и брала уроки актерского мастерства у актрисы театра Александры Читау. Именно Любовь Менделеева, такая, казалось бы, земная и позитивная, с которой Блок был много лет знаком, стала прообразом его эфемерной Прекрасной дамы, героиней его любовной лирики.
«Мои нынешние студенты подсмеиваются, когда им рассказываешь, что в облике своей невесты, а потом жены поэт видел явление Вечной женственности, «Величавой Вечной Жены», – говорит Юлия Балакшина. – Им это кажется странным и непонятным, что человек своей верой может перетворить реальность, что не бытовые, исторические, экономические законы подчинят себе его жизнь, а сам человек своей верой, своей любовью, своим духом эту жизнь может изменить, преобразить».
В блоковскую Прекрасную даму был влюблен и поэт Андрей Белый. В этом многолетнем любовном треугольнике царил культ сперва абстрактной женственности, а потом вполне конкретной женщины. На этой почве у Блока и Белого постоянно возникали конфликты: они то ссорились, то вновь мирились, восхищались творчеством друг друга и впадали в яростную критику, дружили и вызывали друг друга на дуэль.
Но Любовь Менделеева-Блок была женщиной, желавшей чего-то большего, чем пассивная роль музы между двумя талантливыми поэтами. Блок боготворил и превозносил жену, гордился их духовным родством, но, судя по ее мемуарам, любовь его была скорее платонической, что обижало молодую женщину. Она играла на сцене, у нее было множество поклонников, а с 1907 года супруги жили в браке, который много позже стали называть открытым: и у него, и у нее были романы, о чем она сама откровенно писала в своих мемуарах. От актера Константина Давидовского у нее даже родился ребенок, который, к сожалению, прожил недолго.
Александр Блок и Любовь Менделеева
Позже в 1912 году Блок написал драму «Роза и Крест», посвященную постоянному любовному треугольнику в их жизни. Это произведение невероятно впечатлило Станиславского и Немировича-Данченко. Но на сцене театра драму так и не поставили.
«Ранний Блок мечтает, что вечная женственность победит тяжесть и безобразие, что мир преобразится и станет явлением красоты, но получается наоборот, – говорит Юлия Балакшина. – В его стихах на Незнакомку смотрят «пьяницы с глазами кроликов», над озером скрипят уключины и раздается женский визг – этот пошлый мир одолевает красоту, берет ее в плен и не выпускает. И на Россию Блок смотрит в каком-то смысле сквозь миф об этой Вечной женственности. Россия для него один из ликов прекрасной Души мира, но тоже взятый в полон».
Трагедия страны и соблазн революции
В 1905 году Россию потрясла первая революция. Она отразилась и в поэзии Александра Блока. По словам Юлии Балакшиной, в творчестве Блока прослеживаются историософские попытки понять, что есть Русь и каково ее место в мировом пространстве. Вот эта Русь – скифы, «с раскосыми и жадными очами», которые «держали щит меж двух враждебных рас / Монголов и Европы». И, конечно, он очень чувствует такую Русь как смесь разных народов: «Чудь начудила, да Меря намерила». Но при этом очень тепло и глубоко переживает ее единство и единственность – как жены: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!». Видит скованность ее какими-то силами: «Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма», а с другой стороны, «На поле Куликовом» верит в свет, который от нее воссияет: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострам / Степную даль». У Блока сложные отношения с Россией, но свою связь с ней он очень чувствовал.
«Мне, как историку, еще очень дороги некоторые блоковские характеристики эпохи, которые ему, как человеку мистически чуткому, удается уловить и сжато выразить, – говорит Юлия Балакшина. – В его поэме «Возмездие» есть замечательные характеристики XIX и ХХ веков:
Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
И дальше он перечисляет какие-то конкретные факты из того, что происходит в мире. Это очень верное его ощущение, что тень надвигается. Вместе с мистикой Света у него и чутье к тем бесам, которые были готовы Россию захватить и пожрать, что, в общем, и сделали».
В лирике Блока в эти годы нарастают щемящие, горестные нотки тоски, бездомности, безотчетной тревоги, ощущения грядущей гибели окружающего его мира, «страшных лет России».
Важный вопрос, который касается Блока, это соблазн революции, которую он, как и вообще трагедию страны и ХХ веке, почувствовал задолго до 1917 года.
«Эту надвигающуюся «тень Люциферова крыла» он почувствовал задолго. Но при этом среда, в которой он жил, как-то форматировала его, погружая в социальные проблемы, – говорит Юлия Балакшина. – Так, в 1903 году в «Фабрике» он пишет о бесчеловечном, даже инфернальном и циничном отношении между людьми в наступающем веке. Рабочие подходят к фабрике, скрипят болты на ее воротах, кто-то «недвижный и черный» считает приходящих.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели».
По словам филолога, поэт чувствует, как обезличивающая система этой фабричной жизни заражает воздух новыми противоречиями. И когда происходит Февральская революция, Блок воспринимает ее с большим энтузиазмом.
Нравственный выбор поэта и чем он заплатил за него
В 1917 году Блок в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти».
«Тут и происходит очень непонятный для меня сбой в его нравственном выборе, – говорит Юлия Балакшина. – Это, конечно, еще не та «чрезвычайка», которая будет при Дзержинском, но само желание поэта быть при допросах с пристрастием, ставящих людей в унизительные положения, – мне кажется, это какая-то странная духовная ошибка. Сначала Александр Блок восторженно принимает Февраль, потом его энтузиазм утихает, ему кажется, что нужно еще обновление, – и вот, пожалуйста, Октябрьская революция, мощная стихия снова забушевала. Блок также с восторгом ее принимает».
В 1918 году создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы». Его статьи выходят отдельным сборником «Искусство и революция». Блок делает доклады в Вольной философской ассоциации, готовит к переизданию свою трилогию, становится членом Театрально-литературной комиссии и редколлегии издательства «Всемирная литература».
«Поэт исполнен радостного энтузиазма и желания трудиться на благо революции, – говорит Юлия Балакшина. – Его призывы: «Всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку Революции!» Тут нельзя не вспомнить поэму «Двенадцать». Священник там изображен в карикатурных тонах. Христос же не там, где этот священник, а там, где отряд из двенадцати революционных солдат. Это шествие Блок изображает всерьез – он верит в то, что эти люди, эта бандитская банда ведома какой-то высшей силой».
После публикации поэмы «Двенадцать» многие бывшие друзья отвернулись от поэта. А Николай Гумилев однажды едко заметил, что Блок, написав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя». А Всеволод Иванов в своих воспоминаниях описал встречу с адмиралом Колчаком, который заметил ему за беседой: «Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы. И все же обоих, когда возьмем Москву, придется повесить».
Слева направо Николай Гумилев, Зиновий Гржебин и Александр Блок в Петрограде. 30 марта 1919 года
В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. Тяжелобольной, поэт просил выдать им с женой выездные визы для лечения за границей. Вопрос решался прямо на Политбюро ЦК РКП(б), но в визе было отказано. Позже визы все-таки выдали, но время было упущено. Говорят, что накануне смерти Александр Блок бредил и в почти бессознательном состоянии просил проверить, не осталось ли экземпляров его поэмы «Двенадцать». Поэт хотел полностью ее уничтожить.
Что в творчестве Блока дорого современному человеку
Блок вошел в историю русской и мировой литературы, в первую очередь, как тончайший лирик, при этом с чрезвычайно сильным чувством формы. Стихи последней трети своей жизни он как в граните высекал! Его произведения обладают исключительной силой внушения, многие исследователи называют его творчество «словесной живописью», мощной и емкой, в которой воссозданы и нежность лирических озарений, и драматический накал страстей.
Если человек хочет расслышать стихи Александра Блока сейчас, то что в его творчестве особенно интересно? «Это зависит от каждого конкретного читателя, – говорит Юлия Балакшина. – Кто желает испить апокалиптических предчувствий, тот может читать, практически все: «Все ли спокойно в народе? / – Нет. Император убит». А кто хочет Блока, в котором есть еще надежда, тому надо читать раннее – «Стихи о Прекрасной даме». Кому-то нравится цикл стихотворений «На поле Куликовом», но многие считают, что в нем Блок излишне идеологичен. Я люблю то, что читала сегодня: «Когда ты загнан и забит / Людьми, заботой иль тоскою». Многим людям я советовала бы выучить это стихотворение наизусть, его повторять, останавливаться, слушать эту тишину ночную, красоту мира, к ней прикасаться – она действительно может исцелять. Особенно если за этим стоит порыв подлинной веры».