135 лет со дня рождения габдуллы тукая
К 135-летию татарского Пушкина
Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения поэта Габдуллы Тукая. Его принято называть татарским Пушкиным, он в самом деле наше все, причем с детства — «Шурале» на полке рядом со «Сказкой о царе Салтане». Но прожил Тукай ровно столько же, сколько Лермонтов — 26 лет. И схожие мотивы прослеживаются в их судьбах — сиротской неприкаянности, одиночества, разочарования.
Правда, жизнь Тукая началась гораздо жестче и трагичнее. Его отец, мулла, умер, когда он был еще младенцем, мать повторно выдали замуж — как правило, детей из предыдущего брака с женой не брали, и Тукая отдали на воспитание сначала в одну семью, потом в другую. Родная мать все же убедила нового мужа приютить сына, но с ней Габдулла прожил недолго, вскоре она умерла, мальчика вернули деду, кормившему на подаяния еще шестерых домочадцев. Так будущий поэт оказался на Сенном базаре, куда его привез ямщик по просьбе родственников, чтобы отдать кому-нибудь, прямо так и кричал в толпу: «Отдаю ребенка на воспитание, кто возьмет?» О своем детстве, когда он сменил восемь семей, когда почти все пытались сбыть его с рук, везде он был обузой — «Хоть бы подох, лишним ртом меньше», Тукай написал короткие, пронзительные воспоминания «Что я помню о себе». За годы скитаний у него было лишь два относительно благополучных пристанища — Кырлай и Яик (Уральск). В Кырлае его воспитывала пара, потерявшая сына, приемный отец хорошо относился к Габдулле, но тоска по погибшему ребенку не давала приемной матери полюбить мальчика всем сердцем. Как только в семье родился собственный сын, Тукай сделался ему нянькой и помощником по хозяйству. Можно представить себе, каково ему пришлось до того, если этот по-своему трудный период кажется ему почти счастливым, а тот самый Кырлай становится образом рая в поэме «Шурале».
Из тяжелого детства и его болезнь, и его стойкий непокорный характер — дух изгнания. Наверное, благодаря строптивости характера, таланта, упрямо искавшего свое место в мире, Тукай выжил и стал самым прославленным поэтом своего народа. Эта твердая целеустремленность проявилась еще в Уральске, где он блестяще учился в прогрессивном медресе просветителя, выпускника Каирского университета Мутыгуллы Тухватуллина, освоил арабский, персидский, турецкий, русский, начал переводить из Пушкина и Лермонтова, совместно с Камилем Мутыги выпустил первые в городе газеты и журналы на татарском языке. Также рано обнаружилась и его принципиальность — в общении, в политических взглядах, в национальном вопросе. Всего добивался сам, без протекций. Не терпел лжи, несправедливости — физически. Подлецам руки не подавал, никаких компромиссов не признавал, даже с теми влиятельными людьми, кто ему благоволил, кто искренне хотел ему помочь. Яркий пример тому — его приезд в Уфу по дороге на кумысолечение, уже очень больным. Уфимская элита ждала Тукая с нетерпением, планировался пышный прием со сбором средств, если бы он только засвидетельствовал свое почтение «важным» персонам. Тукай же предпочел провести почти все дни на складе книжной лавки «Сабах» и встречаться только с близкими ему по духу людьми, например, с Мажитом Гафури. Возможно, будь Тукай жив теперь, также бы не пришел на многие официальные велиречивые мероприятия в свою честь, да и вряд ли вообще был угоден — слишком уж правдивый, несговорчивый. Очень рано он узнал истинную цену людям.
Также он относился к жизни: «В клетке мира было тесно птице сердца моего;/ Создал Бог ее веселой, но мирской тщете чужой». Жестоко наказанный жизнью, он больше не доверял и этой «благодетельнице», не взял от нее ничего — не завел семью, не приобрел собственного дома или хотя бы постоянного обустроенного жилья, переезжал из одной гостиницы в другую — нетопленные номера, клопы, крысы. Свои гонорары, по тем временам и в сравнении с другими татарскими литераторами неплохие, тратил большей частью не на себя.
И в творчестве проявились те же черты — в сатирических, равно как и в лирических стихах чувствуется горькая печаль и сострадание. В этом Тукай схож с другим русским классиком — Некрасовым. В советское время «социальный пафос» стихотворений Тукая охотно использовали в пропагандистских целях, благодаря чему он известен поныне больше других татарских поэтов. А потом за этот же пафос критиковали тонкие ценители «чистой поэзии». И он остался не понят ни теми, ни другими. Чужую боль, «социальную проблематику», он ощущал как свою собственную — писал то, чем жил. И был при этом искренне верующим человеком, знавшим наизусть многие суры Корана. Для Тукая «социалистические идеалы» были схожи с принципами ислама — о высшей справедливости и милости для всех: «Пока не рухнет капиталистический строй и на земле не начнется жизнь социалистическая; пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами».
Он так и не нашел своего места в жизни, у него был только путь, трагический и болезненный:
«Ещё один родился день без дела и значенья,
Ночами не смыкаю глаз в кошмарах сновиденья.
И нету рядом ни души, ни чести, ни отваги,
И там, где надо быть лицу, я вижу лист бумаги
Иссякла вера в жизнь, любовь, добро и состраданье,
От лютой стужи жизни всей закоченело сердце
И никогда душе теперь уже не отогреться.
Как будто бабочки зимой, красавиц мельтешенье
Одной напрасной пестротой мне утомляют зренье.
Ногою твёрдой не ступить, повсюду топь и тленье.
Ни слов, ни песен – родники души моей зачахли,
Следы глубоких рытвин-ран на месте их сочатся.
Ищу спасенья от себя, мир обвожу глазами
И вижу идола в Каабе – самом святом исламе
Что это? Просто болен я иль, может быть, Обломов?
Пусть сохну, отчего тоска и так на сердце плохо?
Бешмет души моей больной – моё всё в дырах тело –
Чиню лекарствами, гляжу – наутро то же дело.
Бывало, песни я пою, один оставшись. Ныне
Бьюсь в кашле, обрываю песнь на самой середине»
И последние годы он провел в мучительной дороге — Самара, Уфа, Петербург, снова Казань. Единственной радостной обителью — своего рода возвращением в Кырлай — в этом путешествии была остановка в казахской степи. О ней он пишет одно из немногих своих светлых стихотворений:
«Лето в степи — это сердца услада, ей-богу!
Зелень повсюду — не хватит и взгляда, ей-богу.
А в вышине заливаются птахи, ей-богу,
И облака в небесах — словно в юртах казахи, ей-богу,
Неторопливо кочуют по небу, ей-богу.
Воздух — как масло на ломтике хлеба, ей-богу.
Ласковый ветер шалит на просторе, ей-богу,
Волны бегут по траве, как по морю, ей-богу»
Габдулла Тукай: «Я сделал ревизию своего творчества и отобрал только те произведения, которые хочу оставить для своего народа»
В преддверии 135-летия со дня рождения татарского поэта портал KZN.RU рассказывает о его личных вещах и тукаевских местах в Казани.
Фото: Город Казань KZN.RU
Фаянсовая шкатулка, 1904-1905 годы
Гостиница «Булгар», октябрь 1907 года – декабрь 1912 года
Поэт жил в комнате №40 гостиницы «Булгар», располагавшейся на пересечении улиц Московской и Татарстан, в ней часто останавливались татарские артисты Габдулла Кариев, Валиулла Муртазин-Иманский, Ахмат Кулалаев и другие. В этом же здании в то время находилось издательство газеты «Эль-Ислах», в которой печатался поэт. Обстановка в комнате, в которой жил Тукай, была скромной. В номере было всего одно окно с видом на озеро Кабан, из мебели – одноместная металлическая кровать и стол, а также корзина с личными вещами, с которой поэт переехал в Казань. В своих письмах друзьям Тукай писал, что комната, в которой он жил, была маленькой, холодной и сырой.
Тюбетейка Габдуллы Тукая, 1908 год
Литературная дача, 1908-1910 годы
Летом Габдулла Тукай любил вместе с друзьями и коллегами из газеты «Эль-Ислах» уезжать на дачу неподалеку от казанского ботанического сада. В теплые месяцы загородный дом превращался в издательство, где молодые люди писали статьи, работали над книгами.
Серебряные запонки, примерно 1911-1913 годы
Серебряные запонки в гардеробе Габдуллы Тукая появились благодаря другу и издателю Ахметгараю Хасани. Модный аксессуар он привез из Австрии. На запонках изображен силуэт девушки и патентная печать Германии. Сам Тукай вряд ли смог бы купить себе такой дорогой предмет гардероба – мало интересовался модой, заработанные деньги тратил на книги. Носил или не носил поэт запонки, неизвестно, об этом ничего не говорится в воспоминаниях современников. Однако Губдулла Тукай в период жизни в Уральске увлекся русской литературой – читал Ивана Крылова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и подражал стилю Льва Толстого: носил рубашку с поясом, надевал лапти, накидывал на плечи халат.
Чернильный прибор из меди, 1912 год
Гостиница «Амур», декабрь 1912 – февраль 1913 годы
Неподалеку от гостиницы «Амур» располагалась редакция издательства «Китап». В ней в 1907 году поэт работал экспедитором – распространял книги по почте.
Клячкинская больница, февраль 1913 года
Последние месяцы жизни Тукай провел в Клячкинской больнице, располагавшейся на перекрестке улиц Кави Наджми и Николая Островского. Палата больного туберкулезом поэта была на первом этаже. О болезни Габдулла Тукай узнал в 1912 году, диагноз поставил известный профессор Александр Поль. Поэт на тот момент дышал только четвертью легких, и врач сказал, что ему осталось жить месяц, но Тукай прожил еще год.
От коварной болезни поэт лечился кумысом в Троицке, но все было безуспешно, болезнь прогрессировала. Последние месяцы жизни в Клячкинской больнице Тукай не переставал работать, хотел издать сборник стихотворений. «Я сделал ревизию своего творчества и отобрал только те произведения, которые хочу оставить для своего народа», – говорится в его воспоминаниях.
С каждым днем состояние поэта ухудшалось. Накануне смерти он озвучил свое завещание – попросил на пятьсот рублей, которые остались должны ему издатели, выплатить стипендию для обучения татарского ребенка-сироты.
Вечером 15 апреля 1913 года поэта не стало.
Посмертная маска, апрель 1913 года
Проститься с Тукаем пришли десятки тысяч человек – от школьников до чиновников, поэта любили все. В этот день приостановилась учеба в школах, медресе, заводы и фабрики работали частично.
На похоронах была сделана посмертная маска с лица поэта – слепок из гипса. К слову, Тукай был первым мусульманином, которому была сделана посмертная маска. По исламским канонам это делать запрещено.
Конфеты с изображением Габдуллы Тукая, после 1913 года
По иронии судьбы после смерти портретами Тукая украшали и конфеты, и мыло, и школьные тетради.
К слову, шутил поэт не только на страницах газет и журналов. Он любил звонить с гостиничных телефонов незнакомым людям и читать им свои стихотворения. Как-то он так подшутил над актрисой Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской, на что та обиделась.
Последний сборник Габдуллы Тукая, 1914 год
Сборник, который мечтал издать Тукай, вышел после его смерти. В него вошли фотографии, автографы поэта, а также научные статьи, посвященные жизни Тукая. Книга была напечатана в трех вариантах – от качества типографии отличалась цена. Это было сделано для того, чтобы каждый, независимо от статуса и материального положения, мог купить себе ее.
В 1918 и 1933 годах книгу выпускали в Токио на арабской графике, впервые на кириллице она будет напечатана в 2021 году.
Богач без крыши над головой и борец за права женщин: пять фактов из жизни Габдуллы Тукая
Сегодня отмечается 135 лет со дня рождения великого татарского поэта. Слишком короткая, наполненная трудностями и трагедией жизнь длиною в 26 лет стала настоящим культом для татар. Предлагаем вспомнить несколько историй, которые помогут понять, через что прошел гений слова.
У Тукая было шесть семей
Нет-нет, это не значит, что великий поэт менял женщин как перчатки. Более того, он никогда не был женат, сколько бы друзья писателя ни пытались его свести с кем-либо. Речь идёт о семьях, в которых Тукай жил в разные отрезки своей короткой жизни.
Габдулла Тукай родился в деревне Кушлавыч 26 апреля 1886 года. Его отец умер, когда мальчик был младенцем, а спустя четыре года скончалась и мать. Ребенок остался сиротой. Отчим не стал брать на себя обязанности по воспитанию Габдуллы и передал его деду, мулле Зиннатулле, но здесь мальчишке были не рады, потому что в те времена всем жилось непросто и лишний человек в доме означал непредвиденные и нежеланные расходы.
Дед отправил внука в Казань в приемную семью. Мальчика приняли с теплом и добротой. Но через два года названные родители заболели и вернули Габдуллу обратно. Дома его никто не ждал. Дед вновь пустился на поиски приюта для внука.
Постоянные переезды, нищета, отсутствие внимания и заботы сказывались на мировосприятии Тукая, который рос истощенным и болезненным. Кров ему решился предоставить крестьянин Сагди, живший в селе Кырлай. Он тоже был беден, но лишние руки в деревне всегда были к месту. От тяжелого физического труда здесь было не сбежать никому, и в детстве Тукаю приходилось много работать.
В 1895 Габдулла Тукай подался к сестре в Уральск. Он нашел приют в доме купца Усманова. Юноша начал учиться, посещая мусульманскую школу. Стал учить русский язык и демонстрировать способности в разных направлениях. Окружающие обращали внимание на его талант.
Уволили с работы из-за борьбы за права женщин
В дни революции 1905 года начали выходить газеты и журналы на татарском языке. Тукай работал наборщиком, корректором и корреспондентом этих изданий. Там же стали печатать его стихи, статьи, фельетоны, полные революционного пафоса. Тукай призывал татарский народ к национальному пробуждению, к борьбе с самодержавием, эксплуататорскими классами. За агитационную работу среди рабочих типографии он был уволен с работы.
В 1907 году поэт переехал в Казань. Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Хусаином Ямашевым, с писателем-революционером Гафуром Кулахметовым, выдающимся драматургом Галиаскаром Камалом. Спустя год Тукай вместе с Галиаскаром Камалом начал издавать первый в Казани сатирический журнал «Яшен» («Молния»).
Осень. Ночь. Уснуть нет силы. За стеною ветер плачет;
То не ветер: люд голодный в страхе смерти лютой плачет.
Это мать-земля родная, к нам заботливая, плачет.
Но Тукай страстно верил в силу и способности народа, он верил, что люди освободят себя от тунеядцев-угнетателей.
Остроумные пародии, злободневные статьи, острые фельетоны Тукая печатались во всех номерах сатирических журналов. Наиболее яркое и сильное звучание получила сатира в поэме «Сенной базар». Царская цензура и полиция выдвинули против поэта обвинение «в возбуждении к ниспровержению существующего в государстве порядка».
С любовью всей жизни встречался пять раз
Несмотря на то, что сам Тукай считал себя совершенно непривлекательным для женщин (из-за невысокого роста и бельма на одном глазу), была все-таки та, кто заинтересовался им всерьез. Ее звали Зайтуна Мавлюдова, и она стала главной музой и вдохновительницей классика.
Из воспоминаний Зайтуны Мавлюдовой, которые она записала после 30-летия со дня смерти Тукая в 1944 году, следует, что с поэтом они виделись всего пять раз. Об этом есть даже художественный фильм «Габдулла Тукай. Пять мгновений любви» и опера «Любовь поэта».
Возможно, встреч было бы и больше. Через пять лет, когда Тукай умирал от болезни легких в больнице Клячкина, Зайтуна приехала к нему. Она стояла за дверью и ждала разрешения войти. Но он сказал друзьям: «Пусть уходит, я не хочу, чтобы она видела меня жалким и слабым…». Так печально завершается их история любви. После смерти Тукая Мавлюдова вышла замуж. Примечательно, что ее сын Атилла Расих удостоен премии имени Тукая за книгу «Ямашев».
Тукай был богачом
Есть мнение, что Габдулла был самым высокооплачиваемым поэтом в Казани. Его жалование составляло 50 копеек за строчку: за эти деньги можно было снять комнату с мебелью на сутки. Гонорары поэт тратил на книги и обучение, у него часто занимали деньги знакомые.
В то же время известно, что поэт вёл весьма скромную жизнь. Из-за отсутствия дома ему приходилось скитаться из одного номера гостиницы в другой. Отель «Булгар» на углу нынешних улиц Татарстан и Московской в Казани, возле места, где некогда шумел Сенной базар, давно стал символом присутствия в городе Тукая.
В Национальном музее Республики Татарстан хранится «Паспорт на исторический памятник «Комната, в которой жил Тукай». Комната №40, в которой жил поэт, по воспоминаниям современников Тукая, была сырой и холодной. Это очень плохо отражалось на здоровье писателя, что впоследствии привело к трагической смерти.
К слову, перед кончиной Тукай завещал 500 рублей учебным заведениям на стипендии для одарённых детей.
Умирал долго и мучительно
Смерть великого татарского поэта была воспринята многими как полная неожиданность и настоящая трагедия, но сам поэт жил в ожидании своей кончины не один месяц. 36 последних дней своей жизни Габдулла Тукай провел в стенах клиники доктора Клячкина с острым туберкулезом. Из-за этой болезни в 1907 году на очередной призывной комиссии его освободили от воинской повинности.
Тукай долго не обращался к врачам, хотя понимал, что дело плохо. В государственных больницах таких больных не принимали. Разве что приют для умирающих. Был Щетинкинский, но всегда переполненный.
Сам поэт в силу медицины не верил. В журнале «Ялт-Йолт» от 21 января 1912 он написал о себе: «. То ли из чрезмерного фанатизма, то ли по иной причине с самого моего детства я не верил медицине. И всегда сравнивал докторов, которые видели причину болезни с тем, что «нервы расстроены», с бабками, которые каждую болезнь объясняли мором». Но к знаменитому Клячкину поэт обратился по собственной воле. Видимо, искры надежды на чудо-больницу ещё согревали холодеющую и готовую к смерти душу.
Творчество длиною в жизнь: 135 лет со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения великого татарского и общего для тюркских народов поэта Габдуллы Тукая, передает корреспондент МИА «Казинформ».
Татарский поэт Габдулла Тукай прожил недолго: всего 26 лет. Но за это время он издал около 30 томов стихов, одним из первых в Казани стал писать для детей и выпустил несколько трудов о татарском фольклоре. Благодаря Тукаю жители Татарстана познакомились с творчеством Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, многие его произведения стали основой для песен, а балет по поэме «Шурале» ставили на сцене Мариинского и Большого театров.
Габдулла Тукай родился в Татарстане, в деревне Кушлауч недалеко от Казани. Мальчику было пять месяцев, когда умер его отец, а через три года умерла и мать. Сначала будущего поэта передали в семью деда по материнской линии. Там еще одному ребенку были не рады. «Плакал — некому было утешить, — вспоминал позже поэт, — норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть, попить — некому пожалеть — все отталкивали да отпихивали». Дед с бабушкой не раз пытались устроить мальчика в приемную семью. В шесть лет Габдуллу забрал крестьянин из соседней деревни. Новая семья приняла мальчика хорошо, здесь его любили и растили как родного, обучили грамоте. Через три года его отыскала сестра отца, Газиза Усманова, и увезла к себе в Уральск.
В Уральске Габдуллу Тукая отдали в школу при мечети медресе «Мутыгия». Преподавал в нем имам и просветитель Мутыгулла Тухватуллин. Его дети, с которыми подружился Тукай, были воспитаны на европейский манер, одевались по светской моде и знали несколько языков. Их примеру последовал и Тукай — вскоре он владел арабским, персидским и турецким, изучил и русский, познакомился с западноевропейскими языками. В доме имама была богатая библиотека, причем духовник собирал не только богословские книги, но и художественную литературу, научные публикации. Вместе с учениками он выпускал рукописные газеты и журналы.
Когда произошла революция 1905 года, Тукаю было 19 лет. Он работал наборщиком в типографии своего друга, сына имама Камиля Тухватуллина. Вместе они начали выпускать первые в Уральске газеты и журналы на татарском языке: «Фикер» («Мысль»), «Уралец». На страницах этих газет появились первые революционные стихи Тукая.
В этом же году Тукай стал редактором журналов, которые выходили в типографии Камиля Тухватуллина, — «Эль-гаср-эль-джадида» («Новый век») и сатирического «Уклар» («Стрелы»). Тукай размещал на страницах новых изданий собственные произведения, переводы на татарский язык басен Ивана Крылова и стихов русских поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Алексея Кольцова. Вскоре о Габдулле Тукае узнали в Казани и Оренбурге.
В 1907 году Тукай закончил медресе «Мутыгия» и отправился в Казань. В столице Татарстана поэт продолжил выступать в газетах с эссе и фельетонами на актуальные темы — о важности образования, о национальной идее, отношениях с другими народами, о войнах, казнокрадстве чиновников и борьбе простых людей за свои права.
Габдулла Тукай выступал за реформу образования, говорил, что во всех медресе нужно давать светское образование, и оно должно быть доступно и мальчикам, и девочкам.
В 1907 году вышел в свет первый сборник поэта — «Стихотворения Габдуллы Тукая». Среди опубликованных произведений было стихотворение «Пара лошадей» о возвращении из Уральска в Казань, ода образованию «О перо!» и «Шурале» об Али-Батыре, девушке-птице Сюимбике и злом лесном духе Шурале.
Согласно истории второй родиной великого поэта стала казахская степь. Для нас является гордостью, что он вырос и возмужал именно на казахской земле и свои первые стихи он написал именно здесь и сформировался как личность.
Недавно состоялась встреча Президента РК Касым-Жомарта Токаева с Президентом Татарстана Рустамом Минихановым.
В ходе этой встречи было принято решение о присвоении имени Габдуллы Тукая одной из улиц города Нур-Султана.
Отметим, что творчество поэта оказало влияние и на представителей казахской интеллигенции. Миржакип Дулатов, Султанмахмуд Торайгыров не только были знакомы с произведениями Тукая, но и переводили их на казахский язык.
Впервые стихи Габдуллы Тукая были переведены на казахский М. Дулатовым, С Торайгыровым, Е. Буйриным, Ж. Сыздыковым, Т. Абдрахмановым. Творчество поэта было изучено Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Мукановым и другими.
Совсем недавно государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев выступил на Международной научно-практической конференции «Габдулла Тукай в культурном пространстве XX–XXI веков», организованной Академией наук РТ.
Спикер добавил, что гениальный Тукай, возможно, из-за своей горькой судьбы, очень рано и очень глубоко постиг этот мир. Поэтому кажется, что он заранее подготовил ответы на судьбоносные вопросы.
«Безусловно, чтобы понять их, нужен жизненный опыт! Вспомним политические бури начала 90-х годов XX столетия. Думаю, в том, что мы не просто выжили в них, но и не сбились со своего пути, вышли закаленными, стали сильнее, есть огромная роль и Тукая. Мы благодарны нашим мудрым писателям, поэтам, ученым, которые смело выражали свою позицию не только на площадях, но и с официальных трибун.
Было отмечено, что 100-летие Тукая включено в календарь международных и всемирных праздников ЮНЕСКО. 1986 год по решению ЮНЕСКО был объявлен Годом Габдуллы Тукая.
26 апреля исполняется 135 лет со дня рождения великого татарского народного поэта Габдуллы Тукая
Одна из улиц в Вахитовском районе Казани с 1986 года носит имя Габдуллы Тукая.
Татарский поэт Габдулла Тукай прожил недолго: всего 26 лет. Но за это время он издал около 30 томов стихов, одним из первых в Казани стал писать для детей и выпустил несколько трудов о татарском фольклоре. Благодаря Тукаю жители Татарстана познакомились с творчеством Александра Пушкина, Юрия Лермонтова и других русских поэтов, многие его произведения стали основой для песен, а балет по поэме «Шурале» ставили на сцене Мариинского и Большого театров.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кошлауч. В возрасте около пяти месяцев он лишился отца. Позднее умерла мать, в возрасте четырех лет мальчик стал круглым сиротой. Отчим отдал его в семью деда Зиннатуллы, но ребенок в ней не прижился и со знакомым ямщиком был отправлен в Казань, в семью бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, в которой Г.Тукай провел около двух лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В шесть лет Габдуллу забрал крестьянин из соседней деревни. Новая семья приняла мальчика хорошо, здесь его любили и растили, как родного, обучили грамоте. Через три года его отыскала сестра отца, Газиза Усманова, и увезла к себе в Уральск. Там он учился в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс и проявляя талант к учебе. В это время появляются первые литературные опыты Г.Тукая.
В 1907 году он окончил медресе «Мутыгия» и отправился в Казань. Здесь Г.Тукай быстро вошел в литературные круги и сблизился с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Все свои творческие возможности поэт в этот период посвящал сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).
К 1908 году в творчестве Г.Тукая возник целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений, главными темами которых были тревога за народ, оптимизм и вера в справедливость, превознесение чести и достоинства. Став опытным литератором, Тукай выпустил цикл произведений, среди которых было «Светлой памяти Хусаина», посвященное его близкому другу.
Он был востребован в профессии и среди творческой интеллигенции. Произведения, созданные в 1911-1912 годах, написаны под влиянием ностальгических мыслей о родине и патриотизме.
В Казани Г.Тукай положил начало изучению народной литературы, ее пропаганде, а также развитию литературы для детей. За свою недолгую жизнь в этом городе он выпустил 13 книг для детей школьного возраста, четыре книги по изучению устного народного творчества, а всего более 30 книг.
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах Г.Тукай совершил путешествие, имевшее для него большое значение. В начале мая 1911 года Г.Тукай пароходом приехал в Астрахань, по пути познакомившись с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»).
Весной 1912 года Г.Тукай решился на более дальнюю поездку – по маршруту Казань – Уфа – Петербург. В Уфе он встретился с Мазитом Гафури. Это знакомство оставило глубокий след в жизни писателей, укрепило их симпатии друг к другу. В Петербурге Г.Тукай встретился с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером. Прожив в Петербурге 13 дней, Г.Тукай покинул город и отправился в Троицк, где остановился у купцов Яушевых. В Казань он вернулся в начале августа, устроился работать в типографию и, несмотря на плохое самочувствие, продолжил писать.
Последние годы жизни и деятельности Г.Тукая свидетельствуют о том, что писатель, все ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть.
В Казани имя Габдуллы Тукая носят улицы в Вахитовском и Приволжском районе. В Советском районе города расположена улица Тукаевская. Кроме того, функционирует литературный музей Габдуллы Тукая, а на здании Казанского ТЮЗа висит мемориальная доска в память о великом татарском поэте. Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии Казани. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая. В городе в его честь проводятся ежегодные праздничные мероприятия: в день рождения поэта у памятника на Театральной улице и в День республики (30 августа) – у памятника в сквере Тукая.
Память о великом татарском поэте и основателе современного татарского языка Габдулле Тукае навсегда останется в сердцах татарского народа.