130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959

Б. А. Лавренев (1891–1959) 130 лет со дня рождения

130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959Лавренев Борис Андреевич – русский писатель, поэт, прозаик и драматург родился в Херсоне 5 июля 1891 года. Его отец был педагогом.

Во время обучения в гимназии писатель совершает побег из дома. Находит работу на корабле и уплывает в далекие заграничные места на долгие два месяца. После его снимают с палубы карабинеры в Италии. Эти события Борис Андреевич отражает в своем рассказе «Марина». Появление первых рассказов и стихов Лавренева начинается с журналов и московских газет. Образование прозаик получил в Московском университете на юридическом факультете. Здесь он опубликовал легенду в стихах «Жатва».

В период Первой мировой войны ушел воевать в царскую армию, а во время наступления Октябрьской революции перебрался на сторону «красных». Был фронтовым корреспондентом.

В 1924 году мир увидел несколько повестей литератора: «Ветер», «Звездный цвет», «Сорок первый». Это приносит ему несравненную известность. В своих повестях «Седьмой спутник» (1927) и «Гравюра на дереве» (1928) автор делает акцент на проблемах развития культуры в обществе.

Дебют Бориса Андреевича как драматурга наступил в 1925 году благодаря пьесе «Дым».

Лавренев входил в группу ЛОКАФ в период 30-х годов. А когда наступила Великая Отечественная война, он не остался в тени, и снова взялся за военную корреспонденцию.

Вместе с трудами таких писателей как Тренев и Иванов образовал новый драматический жанр в литературе, посвященный героям революционерам.

Борис Лавренёв умер 7 января 1959 года в Москве, но оставил вечную память о себе в своих замечательных работах.

Источник

Жизнь, посвященная людям (к 130-летию со дня рождения Б.А. Лавренева)

130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959

Борис Андреевич Лавренев (настоящая фамилия – Сергеев) родился 17 июля 1891 года в Херсоне, в семье учителей. Писательская биография Бориса Лавренева была яркой и необычной: юрист по образованию, поэт и художник, артиллерийский офицер и военный журналист, его творческий путь не был легким и прямым. Часто его творчество было новаторским для своего времени, Борис Андреевич всегда много писал, думал, искал новые темы и новых героев.

Его любимыми сюжетами были истории о морских путешествиях, открытиях и далеких землях. Маленьким мальчиком приезжал он с родителями в Севастополь и на Южный берег Крыма. Необъятность и красота моря покорили будущего писателя, оно навсегда становится смыслом всей его жизни и творчества. Любовью к морю и Севастополю пронизан роман «Синее и белое». Живописно и красочно выписаны севастопольские и морские пейзажи. В 1934 году Лавренёв несколько месяцев прожил в Севастополе и написал повести: «Стратегическая ошибка» и «Обыкновенное дело».

В годы Великой Отечественной войны Борис Лавренев, уже сложившийся и известный писатель, служил военным корреспондент центральных газет. Его фронтовые статьи были живыми и яркими – писатель хорошо знал героев своих репортажей. Публикует очерки и рассказы о доблестных защитниках Родины. Многие из них посвящены морякам – черноморцам: «Подарок старшины», «Чайная роза», «Маяк» и другие. Во время 250- дневной героической обороны Севастополя, Борис Лавренёв делил трудности с героическими защитниками города. В 1943 году по горячим следам он написал героическую драму «Песнь о черноморцах». Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя, в 1945 году была написана драма “За тех, кто в море”. В 1944 году после освобождения Крыма писатель вновь приезжает в освобожденный Севастополь.

Особый драматический строй прозы Лавренева, охотно переводился на язык театра, кинематографа. Хорошо известны многочисленные инсценировки «Ветра», «Срочного фрахта», «Сорок первого», «Рассказа о простой вещи», а также экранизации этих произведений. Сюжет повести «Сорок первый» — с годами не утратил своей жизненности. Во второй половине 50-х г.г. молодой кинорежиссер Г. Чухрай вновь обращается к «Сорок первому» (первый фильм снял тридцатью годами раньше). Многомиллионная аудитория с благодарностью приняла советский фильм. Произведение Б.А.Лавренева “Сорок первый” вошел в сокровищницу мирового искусства ХХ века.
Книги Б.А.Лавренева переведены на многие языки, наибольшее число переводов выдержали пьесы, а также повести «Сорок первый» и «Седьмой спутник».

После войны Борис Андреевич Лавренев поселился в Москве. Стены московской квартиры на улице Серафимовича были увешаны его художественными полотнами. Живописи знаменитый писатель был предан страстно и безоглядно. Жена писателя Елизавета Михайловна рассказывала, что Борис Андреевич до последних дней жизни не только напряженно работал над литературными произведениями, но и много рисовал. Карандаш и кисть он держал в руке ежедневно, даже во время поездок по стране и за рубежом. Портреты, пейзажи Б. Лавренева отличаются красочностью, широкой и свободной манерой письма, обобщенностью. В них, как и в его литературных произведениях, сказывается бурный темперамент художника.

130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959

Жизнь его, запечатленная в большом творческом наследии, по-прежнему продолжает волновать людей, радовать их, помогать им любить жизнь. Высокая романтика Бориса Лавренева и сегодня, в новом тысячелетии, воспринимается с особой новизной.

Источник

17 июля 130 лет со дня рождения Бориса Лавренёва

130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959

Борис Андреевич Лавренёв (настоящая фамилия — Сергеев; 17 июля 1891, Херсон, Российская империя — 7 января 1959, Москва, СССР) — русский советский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950).

Родился в Херсоне в семье учителя-словесника. Учился в мужской гимназии (вып. 1909), затем, в 1909—1911 годах, на юридическом факультете Московского университета.

Писал стихи, публиковался с 1911 года, примыкал к московской футуристической группе «Мезонин поэзии».

Участник Первой мировой (был ранен и отравлен газами) и Гражданской войн (сначала офицер Добровольческой армии, затем перешёл в РККА). В годы Гражданской войны воевал в Туркестане, был командиром бронепоезда, работал во фронтовой газете в РККА.

В печати Борис Лавренёв дебютировал как поэт в 1911 году, как прозаик в 1924 году. Во второй половине 1920-х годов входил в творческое объединение ленинградских писателей «Содружество». В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Как драматург дебютировал в 1925 году пьесой «Дым» — о белогвардейском восстании в Туркестане; в том же году под названием «Мятеж» пьеса была поставлена в Ленинградском Большом драматическом театре.

Наряду с К. А. Тренёвым и В. В. Ивановым считается одним из создателей жанра советской героико-революционной драмы. Много лет был председателем секции драматургов в СП СССР.

Во время Финской кампании и Великой Отечественной войны был военным корреспондентом ВМФ. Героическим защитникам Севастополя посвятил романтическую драму «Песнь о черноморцах» (1943). В годы войны были изданы два сборника его рассказов («Балтийцы раскуривают трубки», 1942; «Люди простого сердца», 1943).

После войны жил в Москве и на даче в Переделкино.

Лучезарно-оптимистическая драма «За тех, кто в море!» (1945) получила Сталинскую премию (1946), однако всего через несколько лет подобные произведения, лишённые подлинной остроты коллизии, советская критика стала остро критиковать, говоря о «теории бесконфликтности». Политическая драма Лавренёва «Голос Америки» (1949; Сталинская премия, 1950) представляет собой очевидное орудие пропаганды времён Холодной войны.

Лавренёв переводил пьесы французских драматургов, прозу писателей Средней Азии. Последняя его пьеса, стихотворная сатира на советский бюрократизм «Всадник без головы», осталась незаконченной.

Борис Андреевич Лавренёв скоропостижно скончался 7 января 1959 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

На доме по наб. Кутузова, 12 в Ленинграде в 1981 году была открыта мемориальная доска Имя Бориса Лавренёва носит Драматический театр Черноморского флота ВМФ России и библиотека в Санкт-Петербурге (наб. р. Карповки, д. 28).

Источник

Сегодня 130-летний юбилей Бориса Лавренёва

130 лет назад, 17 июля 1891 года родился Б.А. Лавренёв. Писатель-маринист. Прошедший долгий путь от декаданса Серебряного века — к вершинам соцреализма.

Приступлю к статье о Борисе Андреевиче Лавренёве с вопроса к вдумчивому и эрудированному читателю…

Немногие сегодня помнят старый фильм — ныне бы изрекли: неоспоримый блокбастер конца 1940 — начала 50-х гг. — «За тех, кто в море». По одноимённой пьесе Лавренёва, в бытность свою военкора ВМФ. (Морская тема, тема флота — фишка Лавренёва с первых его произведений: и литературных, и, кстати, живописных. Л. — превосходный художник.) Сценарий М.Котова.

Скажу честно. Я не нашёл автора слов к саундтреку фильма: «За тех, кто в море! За тех, кто в море! Кто с курса не собьётся никогда…». Не так это и важно сейчас, конечно. Однако неплохо бы было, раз уж пошёл подобный разговор, выяснить, чьи стихи. Самого Лавренёва либо какого-то стороннего сочинителя. По крайней мере, в общедоступных источниках это не уточняется. И в титрах не указано.

Песня как бы обрамляет киноленту громогласной героикой, мощью и эпической оркестровкой прекрасного советского композитора, ученика С.Прокофьева — Антониа Спадавеккиа. В аккурат после данной картины здравица «За тех, кто в море!» стала чрезвычайно популярной, крылатой. Ушла в народ. И без неё вряд ли обходились застолья и праздники, особенно послевоенной поры.

Не зря танцевальный «ремейк» песни «За тех, кто в море!» — авторства и в исполнении Андрея Макаревича с его «Машиной времени» — завоевал сердца предперестроечной молодёжи 1980-х годов — аж на десятилетие. Если не больше.

…Красивые люди — потомки героев лавренёвского «Разлома». Красивая любовь. Чудный актёрский состав: М.Жаров, Д.Павлов, Карнович-Валуа. П.Шпригфельд. Неизменный победный советский пафос, приправленный счастьем недавно отгремевшей великой Победы.

Само же кино повествует о боевых операциях в Баренцевом море конца войны: интрига развивается вокруг эмоциональной ссоры двух друзей, приведшей к реальному бедствию: гибели катера.

«За славой надо гнаться дерзко, упорно, смело! Уметь схватить за блестящие крылья и не отдать никому. Зато в славе — бессмертие. Я умираю. Имя моё живёт!» — Фильм построен на противопоставлении личной славы, личных амбиций — славе и помыслам всенародным, нахимовским, — уточняли моряки. Напитан обращениями к русскому стиху, романсу, лермонтовской патетике дальних странствий. Ну и, как принято, спорами о принадлежности классовым ли, гуманистическим идеалам — что и кто по итогу выиграет бескомпромиссную битву за правду, место под солнцем, за любовь, наконец: надуманный пафос, офицерская партийная честь, человеческая доброта, мужская дружба?

Вышеупомянутый фильм затрагивает, повторюсь, период конца сороковых — начала пятидесятых. Лавренёв к тому времени — маститый прозаик, драматург, журналист.

Великую Отечественную он встретил на Балтике. Потом была эвакуация (по болезни) — Вятка, Ташкент. По выздоровлении, оставив семью в Москве, сразу же едет на Северный флот. Статьи регулярно появляются в «Известиях», «Труде», «Красной звезде», «Красном флоте» и др. Издано несколько сборников.

После войны Борис Андреевич осядет в столице, на улице Серафимовича. В доме, который Ю.Трифонов назовёт «Домом на набережной». Бо́льшую часть времени проводил в загородном посёлке Переделкино. Где дача выходит на чудную лесную просеку. Увитая плющом калитка, тихо покачивающиеся стволы сосен за окном…

Но у Бориса Андреевича, тем не менее, крайне интересен и творчески насыщен жизненный этап 1910—20-х гг. Этап становления, взросления, возмужания. И по-человечески, и в литературном отношении.

Именно так, по-пролетарски хлёстко, неприкрыто, предостерегал советскую власть Б. Лавренёв от несдержанности и хамства, — чтобы бешенство не стало вдруг визитной карточкой нового партийного руководства.

Будучи патриотом без экивоков, идейным, пытающимся утвердить в драматургических типажах характер политически цельный, общечеловеческой значимости, он, как писатель несомненно большой, не мог пройти мимо нестандартных выразительных решений, — пусть диаметрально противоречащих первоначальному замыслу. Это было и по-мужски, и творчески честно. Тем самым выйдя за временные рамки эстетических идеалов чрезмерного превозношения героики, патетики.

Так, одно из лучших произведений 1920-х гг. — баллада «Сорок первый» — задумана как рассказ о доблестном подвиге и гибели отряда комиссара Евсюкова.

И тут, — в этих дьявольски суровых обстоятельствах — любовь единственной в отряде женщины к пленному белогвардейцу!

Между тем, трагический исход повествования предрешает всё-таки идеологическая полярность, несовместимость героев.

Добавим, что, несмотря на отлично вырисованные любовь и страсть, «41-я» вражеская жертва Марютки становится в дальнейшем идеологически ведущим направлением в советском литературоведении. Дав толчок идее непогрешимости убийства во имя торжества большевизма. Дав толчок литературной политизации — чудовищному оправданию Смерти в нарушение божественной заповеди «Не убий!» — в осуществление гражданских ценностей социализма. Что, разумеется, тематически не ново. Это и «Овод» Войнич, и «Девяносто третий год» Гюго. Проспер Мериме, Анатоль Франс…

Торжество сей непогрешимости трагически и провидчески лицезрел Лавренёв. Что, к слову, метафизически подхватил и развил соратник-соцреалист К.Тренёв в прогремевшей чуть позднее «Любви Яровой». И что интересно, оба этих автора, — в будущем заслуженные сталинские лауреаты: — в двадцатых годах чутко уловили и описали, по сути, аморальность идеи, сделавшей их героев заложниками сугубо политической игры. Уничтожившей естество их человеческой незаурядности:

«Вся эта масса очень ловка и хитра, она чрезвычайно умело подделывается под общий партийный тон и влечёт за собой в партию мёртвый груз жён, дядей, тётей, своячениц и даже содержанок. Для чистки этого груза перерегистрация бессильна», — пишет Л. об опасных симптомах перерожденческой партийной болезни.

Далее, — в тридцатых-сороковых, — подобная сверхконфликтность будет уже невозможна… Вплоть до пресловутой сталинско-симоновской «теории бесконфликтности» 1950-х. Направленной на сглаживание классовых противоречий. Которую, есть мнения, защищал поздний Лавренёв.

«Что же я наделала… а… а?» — горько звучит раскаяние Марютки, убившей любимого. В отличие от коей тренёвская Любовь Яровая пережила предательство более стоически. Лишь со стоном закрыв глаза. Тут же продолжив выполнение очередного задания.

Источник

130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959

Человек удивительной судьбы, Б.А. Лавренёв (настоящая фамилия Сергеев) стал свидетелем и непосредственным участником драматических событий Октябрьской революции 1917 г., Гражданской войны. Личные переживания и экзистенциальные размышления на тему судьбы человека в переломное время легли в основу его литературных произведений.

Писателя привлекают острые социальные и политические вопросы, проблема места человека старой формации в «новом» мире, поиск смыслов искусства и судеб интеллигенции – так рождаются его повести и рассказы 1920-х годов «Сорок первый», «Полынь-трава», «Гравюра на дереве».

«Борис Андреевич, что вы считаете лучшим из своих произведений?
– Мне трудно ответить. Если хотите, я больше всего люблю «Сорок первый.»

[Лавренев Б. А. Собр. соч. 1995:90].

Повесть Бориса Лавренева – один из краеугольных камней в актуальной части советского литературного наследия. История, рассказанная автором, трагична и проста: во время Гражданской войны по пескам Средней Азии движется отряд красных. Единственная девушка среди них – Марютка, снайпер отряда, имеет на счету сорок убитых ею белогвардейцев. В плен отряду попадает белый офицер, дворянин Говоруха-Отрок. Судьба заносит их двоих на необитаемый остров, чтобы подарить им недолгую пору счастья взаимной любви. Но при появлении на горизонте баркаса белых на какой-то момент девичью любовь побеждает классовый долг. Выполняя приказ, Марютка стреляет поручику в спину и в ужасе от содеянного оплакивает сорок первого.

«В образ Марютки целиком вошла девушка-доброволец одной из частей Туркфронта Аня Власова, часто бывавшая в редакции «Красной звезды» со своими необычайно трогательными, но нелепыми стихами, которые мной и цитированы без изменений в повести. А Говоруха-Отрок такой же реальный поручик, захваченный одним из наших кавалерийских отрядов в приаральских песках. Я и свел этих персонажей вместе, придумав робинзонаду на острове Барса-Кельмес.»

[Лавренев Б. А. Собр. соч. 1995:460].

Сорок первый (драма, реж. Григорий Чухрай, 1956 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959130 лет со дня рождения русского писателя бориса андреевича лавренева 1891 1959