130 лет со дня рождения агаты кристи английской писательницы
Королева детектива: 130 лет со дня рождения Агаты Кристи
Агата Мэри Кларисса Миллер родилась 15 сентября 1890 года в приморском городе Торки (юго-западная Англия). Её отец был американцем. Именно он занимался домашним обучением дочери / Hulton Archive/Getty Images
В юности будущая писательница увлекалась музыкой и даже могла стать профессиональной пианисткой, но ей помешал страх публичных выступлений. К 18 годам Агата начала писать первые рассказы / Mary Evans Picture Library / globallookpress.com
В 1912 году писательница познакомилась с будущим мужем, пилотом Королевского лётного корпуса Арчибальдом Кристи. Они поженились в 1914-м, но почти не виделись до конца Первой мировой войны / Bettmann/Getty Images
Свой первый детективный роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» Кристи написала на спор и от скуки. В этой книге впервые появился Эркюль Пуаро, а рецензию на произведение даже опубликовали в фармацевтическом журнале, поскольку автор очень точно описала отравление / FilmStills / globallookpress.com
В начале 1920-х Кристи придумала и других знаменитых героев: Томми и Таппенс, а также мисс Марпл. К тому времени писательница начала сама выбирать издателей и сменила The Bodley Head на HarperCollins. На фото: актриса Дульси Грэй в образе мисс Марпл (спектакль «Объявленное убийство») / Peter Cade/Central Press/Getty Images
1926 год выдался непростым для Агаты Кристи: мать писательницы умерла, а муж потребовал развода. В декабре писательница исчезла на 11 дней. В поисках участвовал в том числе писатель Артур Конан Дойл / Bettmann/Getty Images
Кристи под чужим именем нашли в гостинице. Писательница утверждала, что у неё случилась временная амнезия. При этом за время отсутствия Кристи читатели активно скупали её книгу, которая могла стать последней. Одна из версий событий тех дней представлена в ленте 1978 года «Агата» с Ванессой Редгрейв / Кадр из фильма «Агата» (1979)
В конце 1920-х Кристи отправилась в поездку по Ближнему Востоку, где познакомилась со вторым мужем — археологом Максом Маллоуэном. Они много путешествовали. Атмосфера тех мест отражена в книгах Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», «Смерть на Ниле», «Свидание со смертью» и других / Twentieth Century Fox/ZUMAPRESS.com / globallookpress.com
Агата Кристи была членом Королевского литературного общества и председателем лондонского Детективного клуба. В 1961 году писательница получила почётную степень доктора литературы, а в 1971-м была удостоена титула Дамы Британской империи / PLANET NEWS LTD / AFP
По произведениям Агаты Кристи снято более сотни фильмов, причём первые из них вышли на экраны в конце 1920-х. Её героев играли Джоан Хиксон, Питер Устинов, Дэвид Суше, Анджела Лэнсбери, Джон Малкович, Джулия Маккензи, Бенедикт Камбербэтч и другие известные артисты / IMDB
Агата Кристи скончалась 12 января 1976 года в возрасте 85 лет / Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images
Агата Кристи: 130 лет со дня рождения
В комментариях под постом про ДР принца Гарри сплетницы напомнили (и правильно сделали!), что сегодня родились также Агата Кристи и Том Харди.
Итак, 15 сентября 1890 года родилась Агата Мэри Кларисса, леди Маллоуэн.
***
Ее книги изданы тиражом свыше двух миллиардов экземпляров и переведены на 103 языка мира. Агата Кристи стала одним из символов Великобритании, ее шедевры являются самыми публикуемыми после Библии и сочинений Шекспира.
Также Агата Кристи установила рекорд по максимальному числу театральных постановок произведений, а ее пьеса «Мышеловка» (Mousetrap) впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется на подмостках Лондона.
На премьере фильма «Убийство в Восточном экспрессе» в ноябре 1974 года присутствовала Агата Кристи, которой было на тот момент 84 года. Писательница осталась очень довольна. Особенно ей понравился образ Эркюля Пуаро, воплощённый на экране актёром Альбертом Финни, хотя его усы её не очень впечатлили. Появление на премьере оказалось для писательницы последним выходом в свет. 12 января 1976 года Кристи скончалась.
(Интересно, как бы отнеслась миссис Кристи к сериалу с Дэвидом Суше?)
Кадр из экранизации 1974г.
В 1926 году Арчибальд увлекся партнершей по гольфу и брак затрещал по швам. Для Агаты, которая несколькими месяцами ранее похоронила мать это был сильнейший стресс.
«4 декабря 1926 года в отделение полиции английского городка Ньюлендз Корнер поступило сообщение о том, что местный пастух на рассвете обнаружил пустую машину на самом краю карьера. О владельце машины не было ничего известно, понятно было лишь, что это женщина, поскольку в салоне остались ее вещи. Вскоре следователям удалось установить владелицу брошенного авто. Ею оказалась писательница Агата Кристи.»
Поиски писательницы продолжались 11 дней. В это время, конечно, основным подозреваемым в исчезновении Агаты Кристи считался ее муж.
(на фото запечатлен один из поисковых дней)
Интересно, что к расследованию исчезновения Агаты Кристи подключились известные писатели детективного жанра Конан Дойл и Дороти Сэйерс.
«Второго супруга писательница встретила в 1930 г. в возрасте 40 лет. Она путешествовала по Ираку, который на тот момент являлся колонией Англии. Агата Кристи собиралась посетить город Ур, где велись грандиозные раскопки храмового комплекса, возведенного в 21 в. до н. э. Ей назначили сопровождающего — 25-летнего археолога Макса Маллоуэна.»
Несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте со вторым мужем они прожили вместе 45 лет. Агата Кристи шутила, что для археолога важно, чтобы женщина была как можно старше, ведь тогда её ценность значительно возрастает.
Со вторым мужем Максом Мэллоуном
Во время Второй мировой Агата Кристи написала два рассказа — «Занавес» (Curtain) и «Забытое убийство» (Sleeping Murder), которые должны были стать последними книгами об Эркюле Пуаро и мисс Марпл, двух ее самых популярных персонажах. По просьбе Агаты Кристи обе книги были спрятаны в банковский сейф и должны были выйти в свет, когда Агата Кристи уже не сможет писать. Рассказы были изданы в 1974 году, когда писательнице исполнилось 84 года…
В 1956 году Кристи была награждена орденом Британской империи, а в 1971 году за достижения в области литературы — удостоена звания «Дама-командор» ордена Британской империи, обладательницы которого также приобретают дворянский почётный титул «дама», употребляющийся перед именем.
Писательница умерла 12 января 1976 года в возрасте 85 лет у себя дома в результате скоротечной простуды. За десять лет до кончины Агата Кристи выпустила автобиографическую книгу. Она закончила ее словами, которые могли бы стать эпитафией на ее могиле: «Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».
С Днем рождения, Агата Кристи!
«„Это просто удивительно, какое огромное наслаждение можно получать почти от всего, что существует в жизни. Нет ничего упоительнее, чем принимать и любить все сущее. Можно получать удовольствие почти от любой пищи и любого образа жизни: деревенской тиши, собак, проселочных дорог; от города, шума, толпы, грохота машин. В одном случае вас ждет покой, возможность читать, вязать, вышивать и ухаживать за растениями. В другом – театры, картинные галереи, хорошие концерты и встречи с друзьями, которых иначе вы видели бы редко. Я счастлива сказать, что люблю почти все.“ Агата Кристи
Феномен Агаты Кристи: стоит ли осовременивать ее романы
130 лет со дня рождения королевы детектива
15 сентября королеве детективов Агате Кристи исполняется 130 лет. Миллионы читателей по всему миру буквально влюбились в ее персонажей — дотошного и проницательного Эркюля Пуаро и старую деву с сильным характером и аналитическим умом мисс Марпл. Произведения Агаты Кристи — а это более шестидесяти романов, девятнадцать сборников рассказов и почти двадцать пьес — по популярности уступают только Библии и сочинениям Уильяма Шекспира. Книги британской писательницы переводили более семи тысяч раз более чем на сто языков мира. В чем же феномен Агаты Кристи, стоит ли осовременивать «Десять негритят» и почему писательница так жестоко расправилась с Эркюлем Пуаро — об этом и не только корреспонденту «МК» рассказала автор книги об Агате Кристи в серии ЖЗЛ, доктор исторических наук Екатерина Цимбаева.
— В последнее время об Агате Кристи говорили в связи со скандалом с переименованием французского издания ее романа «Десять негритят». Что вы думаете об этой истории?
— Это очень давняя история, которая началась в Америке еще в 1940-е годы. В 1942 году роман переименовали (для фильма) в «И тогда никого не осталось». Это было сделано с согласия и одобрения Агаты Кристи, хотя для нее роман навсегда остался под названием «Десять негритят». Никак иначе она его не называла.
Что касается нынешнего скандала, то странно, что он так долго не происходил, поскольку в современной Франции ситуация с расовыми проблемами как минимум не легче, чем в сороковые годы в Америке, а в некоторых аспектах — даже тяжелее.
— Причем инициатива исходила от правнука Агаты Кристи?
— Мистер Джеймс Причард выступает тут скорее не правнуком Агаты Кристи, а представителем компании «Агата Кристи лимитед», созданной после смерти писательницы и являющейся одной из бизнес-корпораций, завязанных на различные биржевые игры. Все проблемы, которые при этом возникают, отражаются на доходах акционеров. Естественно, они должны держать руку на пульсе экономических, политических и прочих проблем, включая и политкорректность.
— В итоге роман не просто переименуют, но и сделают другой перевод?
— Это не просто другой перевод. Позволю себе процитировать эпилог своей книги:
«В 2011 году компания «Агата Кристи лимитед» объявила, что «приостанавливает на неопределенный срок выдачу лицензий на производство кино- и телефильмов по романам и пьесам писательницы. Возобновление выдачи лицензий состоится после того, как классические детективы будут кардинально переработаны с целью радикально их осовременить». Отражает ли это решение позицию самого мистера Причарда или объясняется биржевыми играми, заложницей которых давно стала компания, только читателей и зрителей ждут теперь большие перемены.
Естественно, в новых редакциях не будет места мисс Марпл: во Франции официально запрещено употребление оскорбительного для незамужних особ обращения «мадемуазель», и Англия, несомненно, вскоре последует этому примеру. Непонятно только, оскорбителен статус старой девы? Или само деление женщин на замужних и нет? Конечно, станет невозможен Пуаро с его усами: ведь усы — проявление мужского шовинизма, оскорбительного для женщин, усов не имеющих (а особенно их имеющих). Несомненно, придется ввести необходимые корректировки в отношения между персонажами: сделать пары влюбленных однополыми и пр. и пр. А главное, придется изъять из детективов всякие упоминания об убийствах, особенно в порицательном тоне, — ведь это вмешательство в права личности по отношению ко всем осужденным за подобные преступления!
Гротеск? Думается, реальность может оказаться значительно хуже. Вся мировая литература, все художественное искусство, созданные до «эры политкорректности», будут подлежать «кардинальной переработке с целью радикально их осовременить». И тогда только в «бабушкиных шкафах» найдут подлинные тексты те, чья жизнь сейчас только начинается и кто считает нынешний мир единственно возможным и правильным».
Естественно, от текстов Агаты Кристи ничего не останется, но в корпорации «Агата Кристи лимитед» предполагают, что они будут лучше издаваться.
— Однако правнук Агаты Кристи уверяет, что она одобрила бы изменения…
— Он ее не видел и не знал. Что же касается ее согласия или несогласия, то есть пример. В 1970 году к Агате Кристи обратилось советское издательство «Радуга» с довольно странным предложением: осовременить в переводе роман «Смерть в облаках», поскольку его действие происходит в 1935 году, и читателям непонятны те события. Агата Кристи, тогда еще вполне живая и в здравом уме, ответила решительным отказом, и роман был издан как есть. Она написала, что «книга создана в определенное время и должна остаться в нем». Мы можем рассматривать этот пример, явно неизвестный мистеру Причарду, как точку зрения Агаты Кристи на попытку осовременить ее тексты.
— Я читал, что первый свой роман Агата Кристи написала на спор с сестрой. Что это за история?
— Не то чтобы это было совсем настоящее пари. Когда Агата поправлялась после перенесенного гриппа, ее сестра Мэдж предложила ей поэкспериментировать и написать детектив с таким посылом: у тебя, мол, не получится. В тот момент этот разговор как бы забылся. Только спустя многие годы, во время Первой мировой войны, когда Агата Кристи долго-долго сидела в фармацевтическом отделении больницы, где часто не было работы, а ее муж находился на фронте, она от скуки начала писать «Таинственное происшествие в Стайлз». Пари ни в какой форме выиграно не было. Тем не менее легкий толчок к писательству дала именно ее сестра Мэдж.
— Вы упомянули, что Агата Кристи работала во время войны в фармацевтическом отделе. Вот почему в ее романах так много отравлений.
— Она закончила ускоренные курсы фармацевтов по случаю Первой мировой войны. Работала в аптеке при госпитале — и о лекарствах вообще, и о веществах, которые используются, разумеется, в лечебных целях, но в случае передозировки могут привести к гибели, знала хорошо. Более того, Агата Кристи и во Вторую мировую тоже работала в аптеке при госпитале. В то же время она не скрывает в «Автобиографии», что благодаря этой работе потеряла всякое уважение к врачам. Обратите внимание, что во многих ее романах врачи — или убитые, или убийцы, и во втором случае личности в высшей степени неприятные.
— При этом сама Агата Кристи в 1926 году попала в детективную историю, когда пропала на одиннадцать дней, узнав о том, что муж решил с ней развестись. Чем это можно объяснить?
— На самом деле эту историю раздули гораздо позднее по единственной причине: жизнь Агаты Кристи достаточно заурядна, и эта история чуть ли не единственная, как вы выразились, детективная в судьбе королевы детективов. Я не пересказывала сюжет этих одиннадцати дней, поскольку реальных источников, свидетельствующих, что именно в течение этого времени происходило, нет. Никто и никогда из лиц, задействованных в этой истории, ни слова не сказал сверх официальной версии о временной амнезии Агаты Кристи. Больше ничего.
Екатерина Цимбаева. Фото из личного архива.
— Однако, несмотря на всемирную славу, Агата Кристи написала и несколько недетективных романов — под псевдонимом. Насколько в этих книгах проявляется ее художественный талант?
— Она написала в течение двадцати лет шесть романов под псевдонимом Мэри Вестмакотт. Псевдоним был связан с тем, что романы — не детективные, и она не хотела своим великим именем Агата Кристи поддерживать их на книжном рынке. Это категорически не нравилось ее издательству, в котором полагали, что романы — очень слабые, в сущности, по исполнению — под именем Агаты Кристи будут раскупаться, тогда как под именем Мэри Вестмакотт они почти не продавались.
Я их никогда не любила, но, начав писать книгу, поняла, что, слабые в сюжетном отношении, они очень интересны в психологическом плане. Не в смысле изучения психологии автора (с этой точки зрения они использовались уже многократно), а как отражение психологии эпохи. Например, в романе «Роза и тис», действие которого происходит в 1948 году, среди прочего речь идет и о влиянии коммунизма в Англии.
Одновременно эти романы служат великолепной альтернативой автобиографии Агаты Кристи. В «Автобиографии» она описала свою жизнь идиллически — это практически художественное произведение, хотя там действуют реальные люди. А вот в романах, написанных раньше «Автобиографии», абсолютно те же самые события, коллизии, мельчайшие факты описаны совершенно иначе — не только идиллически, а часто резко отрицательно, в том числе ее детство, отношение к ней родителей, ее отношение к дочери.
— А почему Агата Кристи очень недолюбливала одного из главных персонажей своих книг — Эркюля Пуаро?
— Агата Кристи его и вправду ненавидела. Просто он ей надоел. Она создала его для романа «Таинственное происшествие в Стайлз», который вышел в 1920 году, а писался в 1915–1916-м. В «Автобиографии» она подробно пишет, как складывался этот герой — не без влияния Шерлока Холмса. Пуаро появлялся в ее произведениях с 1920 по 1976 год, и постепенно ей стало от него скучно.
В романах Агаты Кристи есть такая комическая фигура — пожилая великая писательница детективов миссис Оливер. Ее устами Кристи часто в ироническом ключе касается своего творчества. В том числе миссис Оливер ненавидит своего великого детектива — финна Свен Гьерсона. Все то, что миссис Оливер говорит о своем персонаже, в сущности, конечно, относится к Эркюлю Пуаро. В последнем романе «Занавес» Агата Кристи расправилась с ним жестоко, доведя до абсурда его маниакальную страсть к симметрии, и главное — она там сказала, что его знаменитейшие усы на самом деле накладные. Но сей роман был предназначен для посмертной публикации.
— Зато к другому своему знаменитому персонажу, мисс Марпл, Агата Кристи относилась куда лучше. Кто послужил прототипом этой героини?
— Мисс Марпл возникала постепенно. В 1929 году она впервые появилась в сборнике рассказов «Клуб «Вторник». Там она предстает не совсем тем, чем стала потом. Мисс Марпл — собирательный образ, частично вобравший в себя элементы кого угодно, в том числе и бабушки Агаты Кристи. Хотя ее бабушка не была старой девой, а старые девы — это особый тип в Англии тех лет, и мисс Марпл воплощает его. Читатели очень полюбили мисс Марпл и стали требовать новых историй о ней. Тогда она постепенно начала обретать плоть и кровь, хотя внешности так и не обрела. Агата Кристи путалась: то ли мисс Марпл высокого роста, то ли низкого, то ли пухленькая, то ли высокая и худая… Внешне она, видимо, ее не представляла.
— Насколько мировые проблемы волновали Агату Кристи?
— Она держала руку на пульсе современности. В 1960-е годы откликалась на молодежные проблемы, старалась, чтобы ее персонажи шли в ногу со временем, соответствующим образом одевались, говорили, вели себя и так далее. Вместе с тем она никогда романы, изданные в 1920–1930-е годы, не пыталась в 1960–1970-е осовременивать — переиздавала их именно такими, какими они были.
На политические темы она не высказывалась, а вот о вопросах преступления и наказания немного говорила, но публично — почти нет. Агата Кристи ненавидела давать интервью, и из нее трудно было вытянуть хоть слово. Однако же свои взгляды она проводила в книгах: во-первых, в тех же самых романах от имени Мэри Вестмакотт, во-вторых, тех, что изданы под именем Агаты Кристи, но не детективных, а более психологических. Вот там тема преступления и наказания, как и в «Автобиографии», звучит очень значимо. Для нее было важнее не преступление, а доказательство невиновности. Главное — не осудить преступника, а не осудить невиновного, чтобы не пострадали невинные. Вот что было для нее наиболее важным.
— Известно, что знаменитый роман «Убийство в Восточном экспрессе» Агата Кристи написала под впечатлением от возвращения на поезде из Сирии в Англию. Она ведь даже совершила кругосветное путешествие. Откуда такая страсть к перемене мест?
— Тут дело обстоит несколько иначе. С первым мужем они действительно совершили кругосветное путешествие, но это была специально организованная поездка по Британской империи с рекламной целью. После Первой мировой войны задача была напомнить доминионам, что им лучше существовать внутри Британской империи, чем вне ее. Агата Кристи здесь была женой своего мужа, и не более того.
Что касается ее второго мужа, археолога Макса Маллоуэна, то с ним она многократно ездила в Иран, где он вел раскопки. В марте 1931 года они возвращались из Ирана в Великобританию через Баку и Батуми, чтобы потом попасть морем в Англию. На самом деле Макс Маллоуэн был задействован западной разведкой, чтобы выяснить боеспособность Батуми как весьма важного порта на Черном море в условиях приближающейся войны. Он сумел оторваться от слежки и исследовать порт. Агата Кристи этого не поняла. Ей показалось, что они просто заблудились. В ее «Автобиографии» тема разведки не звучит. Она даже не догадалась, что к ним были представлены специальные люди в незримых погонах ОГПУ. Здесь проявилась ее наивность в обычной жизни. Вообще поражает абсолютное противоречие творчества Агата Кристи ее жизни, воспитанию и взглядам. Садясь за печатную машинку, она становилась совершенно другим человеком.
— В чем для вас феномен Агаты Кристи?
— Новизна ее — в том, что она нарушает писаные и неписаные нормы. В романах Агаты Кристи сын убивает отца, что было абсолютно запрещено детективным жанром, а в 1946 году фронтовик оказывается убийцей, хотя это герой только что отгремевшей войны. Представьте себе что-то аналогичное в советском детективе — это невозможно.
Такая сюжетная новизна связана с тем, что она не просто хочет острых концовок, а с ее представлением о том, что никто не может быть защищен своей прежней репутацией от ответственности за противоправные действия. Ярче всего эта проблема поставлена в детективе «Тайна оторванной пряжки», где невинно осужден крайне непривлекательный, мерзкий, асоциальный тип, а реальный преступник — один из столпов британской нации, без которого она просто не может существовать. Пуаро стоит перед дилеммой: может быть, все так и оставить, пусть этот неприятный, асоциальный тип продолжит сидеть, а столп британской нации — оставаться на свободе, ведь он нужен Англии? Но нет, потому что есть великое служение Справедливости с большой буквы.
Во время войны заключенные Бухенвальда поставили инсценировку «Десяти негритят». Представьте ситуацию в Бухенвальде, где этот самый мрачный в мировой литературе роман, в котором все погибают, казалось бы, наименее приемлем. Сперва меня это удивило, но, начав разбираться, я поняла, что главное достоинство творчества Агаты Кристи — это вера в абсолютную справедливость, в то, что за любое преступление последует возмездие, и, наверное, это в Бухенвальде было важнее всего — вера в то, что эти преступники будут так или иначе осуждены.
К 130-летию со дня рождения королевы детектива Агаты Кристи
Ее часто спрашивали: «Миссис Кристи, вы писали вашу мисс Марпл с себя?» — «Ну что вы, я на нее совсем не похожа. А появилась она очень просто — я нашла на чердаке в доме одной из моих бабушек старый ридикюль, вытряхнула из него крошки от сладких сухариков, два пенни и полуистлевшие шелковые кружева — вот вам и мисс Марпл».
Дейм Агата Мэри Кларисса Миллер родилась 15 сентября 1890 года в типичной викторианской семье: мать постоянно чем-то увлекалась — то новым видом рукоделия, то модной религией; у отца периодически возникали проблемы с алкоголем, а трое детей (у Агаты были старшие брат и сестра — Монти и Мэдж) находились под попечением няни, монументальной, как здание парламента, и готовившей вкуснейший в мире пудинг.
Агата рано поняла, что настоящая леди должна уметь скрывать свои истинные чувства. В пять лет родители подарили ей щенка. Чтобы скрыть нахлынувшие эмоции, будущая писательница не нашла ничего лучше, как спрятаться в уборной, и там, прижимая к горевшим щекам руки, повторять про себя: «У меня есть собака! Настоящая, живая собака!»
Примерно в то же время Агата впервые влюбилась. Но, как и положено истинной леди, чувства проявила прямо противоположные — отворачивалась при виде голубоглазого Филиппа, своего кузена, а то и вовсе убегала от него. Матери даже пришлось сделать замечание: «Если тебе не нравится Филипп, ты все равно должна быть вежливой!» Агата была страшно довольна, что никто не заметил ее настоящих чувств.
Однако скрытность имела и обратную сторону — девушка была очень стеснительной. Выступить на концерте с музыкальным номером было для нее огромной проблемой. Однажды она просто упала в обморок прямо на сцене. И девушка поняла: публичные выступления не для нее.
Когда Агату стали вывозить «в свет» (а случилось это в Каире, куда семья вынуждена была переехать после смерти отца, так как денег осталось мало, а жизнь там была дешевле), она, симпатичная, образованная и эрудированная, имела успех у кавалеров. Но один из них все же заметил Клариссе Миллер, матери Агаты: «Ваша дочь научилась прекрасно танцевать. Теперь хорошо бы научить ее говорить».
В отличие от прочих молодых леди, в начале войны работавших медсестрами, Агата Миллер не упала в обморок на первой же перевязке. Сумев пересилить себя, она присутствовала на сложных операциях, помогая врачам. Параллельно училась на фармацевта и работала в аптеке. Там же познакомилась с огромным количеством ядов, которые потом успешно использовала для убийства своих персонажей.
Впрочем, и в жизни ей попадались такие колоритные субъекты, которых не грех было использовать в качестве прототипа. Например, аптекарь, у которого она проходила практику. Он всегда носил с собой склянку с ядом кураре, а рецепты заполнял с преступной небрежностью. Как-то Агате даже пришлось специально залить их чернилами, чтобы потом самой заполнить правильно.
Но война вовсе не отменяла развлечений. Однажды Агата попала на вечеринку, где было множество офицеров стоявшего неподалеку гарнизона. Агату увлек молодой Арчибальд Кристи, служивший в Королевском Воздушном корпусе. Кто мог быть более романтичным в начале прошлого века, чем пилот? И Агата влюбилась, несмотря на то что возлюбленный не блистал изысканными манерами, да и денег у него практически не было.
Зато были обаяние и напор — уже на третий день знакомства он признался Агате в любви и предложил выйти за него замуж. Она согласилась, хотя была обручена с другим — правильным и скучным викторианским юношей. Но разве мог он выдержать конкуренцию с бравым пилотом?
Арчи получал на войне награды и звания, а Агата возилась с больными. Виделись влюбленные редко, но даже за эти короткие встречи успевали поссориться как минимум раз пять. Если Арчи говорил «да», то мисс Миллер непременно должна была ответить «нет». Словом, это было самое настоящее чувство! Оно же заставило молодых упросить священника обвенчать их не через две недели, а всего через три дня. Венчание было по-военному скромным и коротким. Мать Агаты, когда молодые приехали к ней в Торки, пришла в ужас от такой поспешности, но поделать уже ничего не могла.
Во время войны Агата не виделась с мужем по полгода. Свободное время надо было чем-то занять, и она вспомнила о писательстве. Кто знает, что повлияло на выбор жанра? То ли желание уйти от действительности, где были больница, стоны, ежедневный страх за мужа, находящегося на фронте, то ли внутреннее сознание, что у нее получится? И у нее получилось!
Выстраивая хитроумные цепочки мотивов и комбинации преступлений, миссис Кристи забывала об ужасе реальной жизни. А сюжеты, как она сама говорила, придумывались за мытьем посуды: «Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве!» Детективы, героем которых был маленький бельгиец по имени Эркюль Пуаро, издавались под ее собственным именем, а романы она писала под псевдонимом Мэри Вестмаккот.
Война закончилась, и семья вновь зажила по старым добрым викторианским традициям: Арчи ходил в Сити, Агата писала, а в 1919 году у них родилась дочь Розалинд. Они совершали путешествия, в которые миссис Кристи, теперь жена советника Специальной миссии надзора за колониями, брала и своего героя. Миссис Кристи и мсье Пуаро посетили и Гавайи, и Новую Зеландию, ездили на пароходах и в поездах и везде «распутывали» преступления.
Агата Кристи с дочерью.
Арчибальд Кристи никогда не скрывал, что к литературной деятельности жены относится с пренебрежением. Куда больше его интересовал гольф. Агата даже шутила: «Я — вдова гольфа!» Наряду со спортом мистер Кристи интересовался и некой Нэнси Нил. Уж она-то понимала толк в гольфе! Как тут не потребовать развод у Агаты?
Около года миссис Кристи не давала согласия, пытаясь спасти семью. Но, поняв, что это не удастся, постаралась, чтобы муж развод запомнил на всю жизнь. Известная к тому моменту писательница. исчезла. Прислуга, вернувшись вечером домой, обнаружила распахнутую дверь и отсутствие хозяйки.
Полиция искала Агату Кристи больше двух недель, пока не обнаружила ее в небольшом доме отдыха, где она исправно ходила на процедуры, никого не помнила и была зарегистрирована под именем любовницы мужа. Действительно ли у нее была амнезия или это был только способ досадить мужу, знала только сама Агата.
Это происшествие пошло на пользу новому роману писательницы «Убийство Роджера Экройда». Исчезновение автора — до такой рекламы не додумался бы даже самый хитрый издатель.
Развод с мужем дался Кристи тяжело, и она решила посвятить какое-то время путешествиям. Первым средством передвижения стал «Восточный экспресс», где и произошло очередное убийство. Писательница вообще старалась заимствовать из реальной жизни как можно больше мелких деталей: «Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно!» — часто говаривала она.
Летом 1930 года Агата приехала на раскопки Ура — главного города шумерской цивилизации. Туда ее пригласили друзья — археологи Леонард и Кэтрин Вулли, часто гостившие у нее. Узнав, что Агата заскучала в Лондоне, они решили развлечь ее экскурсией по древним местам. В провожатые дали молодого ученого Макса Мэллоуэна. Приехав на раскопки, тот очень быстро выучил арабский язык, рассчитывался с рабочими, оказывал им медицинскую помощь, а также проводил экскурсии по раскопкам для именитых гостей, которые бывали тут довольно часто. Так что приезд такой известной дамы, как Агата Кристи, не слишком его впечатлил.
Ученый просто постарался быть вежливым и услужливым с этой немолодой (старше его на 15 лет) леди. Однако Агата оказалась совсем не такой, какой представлял ее Макс. Она шутила, смеялась, быстро схватывала археологические термины и вообще оказалась просто очаровательной! И Макс не замедлил. влюбиться!
Как потом вспоминала сама Агата Кристи: «Я была абсолютно естественна, потому что и подумать не могла, что у этого молодого человека появится ко мне какой-то интерес. Если бы я тогда рассматривала его как кандидата в мужья, то была бы настороже».
Несмотря на столь быстро развивающуюся симпатию, Агате пришлось уехать — пришла телеграмма о том, что заболела дочь Розалинд. Когда девочка уже пошла на поправку, Агата послала Максу телеграмму с приглашением приехать в Кресуэлл Плейс, отметив позже, что он «был единственным, кого она приглашала к завтраку».
Совместные завтраки сделали свое дело, и Мэллоуэн предложил хозяйке дома руку и сердце. Агата, по ее словам, колебалась очень долго и приводила всевозможные аргументы против брака: разницу в возрасте, различное вероисповедание (Макс был католиком, а Кристи принадлежала к англиканской церкви), возможное несогласие Розалинд.
С дочерью все решилось проще всего: она всего лишь потребовала, чтобы Макс привез ей две дюжины леденцов из Селфриджа. Почему именно оттуда, девочка уточнять не пожелала.
С религией было несколько сложнее. Католическая церковь отказывалась признать их брак, и разъяренный Макс оставил свою веру. После такого поступка Агата не могла не согласиться — она поняла, что этот человек действительно ее любит.
На этот раз увлечения супругов совпадали. Макс с уважением и интересом относился к книгам Агаты (именно в 1930 году Кристи вывела в свет мисс Марпл, написав роман «Убийство в доме викария»). А она быстро научилась правильно фотографировать археологические раскопки и стала ездить с мужем в экспедиции, не забывая «захватить» туда же своих героев. Так Эркюль Пуаро посетил Месопотамию, Сирию и Египет.
Детей решили не заводить — им вполне было достаточно друг друга и интересных дел. В Королевском историческом обществе он был именитым ученым, а она — его скромной супругой, в Клубе же писателей Макс был просто мужем знаменитой Агаты.
Их семейную идиллию нарушила Вторая мировая война. Макса отправили служить в Северную Африку. Агата не знала, как ей привыкнуть к постоянным бомбёжкам и мысли о том, что жизнь мужа может оборваться в любой момент. Макс, старясь подбодрить жену, сказал ей, чтобы она постаралась вести обычный образ жизни. Этот на первый взгляд хладнокровный совет помог ей выжить. Каждый день она просыпалась и делала всё то, что и в мирное время: занималась хозяйством, писала. К счастью, война сохранила жизнь им обоим. Макс и Агата прожили вместе 45 лет.
Макс Мэллоун и Агата Кристи
Последней изданной при жизни Агаты Кристи книгой был «Занавес». Она словно чувствовала, что это реквием, и долго не хотела публиковать книгу. По сюжету Эркюль Пуаро погибает. После его смерти и самой писательнице нечего было делать на этом свете.
После публикации последней книги Агата говорила: «Отныне я живу в долг. Жду в прихожей вызова, который неминуемо последует, после чего я перейду куда-то еще. Я готова ко встрече со смертью. Я всегда обожала эскимо. Однажды для дорогой старушки будет приготовлено изысканное холодное блюдо, и она уйдет по ледяной дороге. И больше не вернется».
В 1976 года она умерла у себя дома в возрасте 85 лет, оставив миру детективы, которыми до сих пор зачитывается весь мир.