12 июля день памяти преподобного паисия святогорца

Афон, 12 июля 2014 г.

12 июля день памяти преподобного паисия святогорца

Двадцать лет назад (12 июля 1994 года) ушел из жизни афонский старец Паисий (Эзнепидис). В период с 12 по 15 июля память великого подвижника нашего времени почтят во многих монастырях и храмах Греции, сообщает сайт «Святая Гора».

В обители Святого Иоанна Богослова и Арсения Кападокийского (Суроти), где похоронен Паисий Святогорец, в день его блаженной кончины состоится Панихида, Всенощное Бдение, а на утро следующего дня Божественная Литургия.

Ожидается, что на богослужении будет присутствовать несколько тысяч человек (например, в 2012 году несмотря на аномальную жару число паломников первысило 30.000). По окончании богослужения паломники будут иметь возможность подойти к могилке старца, возложить цветы и помолиться.

Трехдневные мероприятия, приуроченные к 20-летию со дня блаженной кончины старца, пройдут в городе Коница. В 19.00 12 июля в храме равноапостольного Космы Этолийского состоится архиерейское вечернее богослужение. В воскресенье 13 июля будет отслужена Утреня и Божественная Литургия.

В 11 часов в здании мэрии начнется международная конференция “Жизнь и учение старца Паисия Святогорца”. По ее окончании впервые будет продемонстрирован новый документальный фильм, посвященный Паисию Святогорцу.

14 июля для всех желающих будет организована многочасовая экскурсия по местам, связанным с земной жизнью старца: его келье в монастыре Стомио, церкви святой Варвары (где любил молиться старец), дому, где прошло детство Паисия Святогорца.

Мероприятия, посвященные Паисию Святогорцу, пройдут во многих городах Греции. Его память также почтят в Сербии и других балканских странах. В России в год 20-летия со дня блаженной кончины старца пройдет международная конференция.

Источник

Блаженная кончина старца Паисия

12 июля день памяти преподобного паисия святогорца

12 июля – День памяти преподобного Паисия Святогорца. Отвечая на вопросы своих духовных детей о смерти, старец Паисий говорил, что «в день своего рождения человек должен думать о дне своей будущей смерти и готовиться к этому великому путешествию».

Смерть – это самое несомненное событие, которое произойдет с человеком. Чтобы монахи в общежительных монастырях об этом не забывали, одному из монахов давали послушание напоминать другим отцам о смерти. Когда другие братья занимались послушаниями, этот монах подходил к ним и говорил каждому: «Братия, нам предстоит умереть».

Жизнь наша обернута смертной плотью. Эту великую тайну не просто понять тем людям, которые состоят лишь из плоти и поэтому не хотят умирать, не хотят даже слышать о смерти. Смерти желают немногие. Большинство людей хотят успеть что-то завершить в сей жизни и поэтому не хотят умереть. Однако Благий Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, особым, только для него предназначенным образом – так, чтобы спасти его душу.

Подвижничество и боль были неотлучными спутниками старца всю его жизнь. Свои подвиги он принес в добровольную жертву любви ко Христу, мучительные болезни принимал с благодарностью и славословием. Страдание и болезни стали его почти всегдашним состоянием. Болея, он подвизался в подвигах аскезы, подвизаясь – болел. Он умел не обращать внимания на свою боль. «Ты делай свое дело, а я буду делать свое», – говорил он болезни и продолжал молиться, заниматься рукоделием или принимать людей. В то время как самому ему было больно, он утешал тех, кто тоже испытывал боль. С самого начала своей монашеской жизни старец много лет страдал и мучился от бронхоэктаза. Ему был поставлен неправильный диагноз и назначено неправильное лечение. Старец харкал кровью, и в конце концов ему была сделана сложная операция. Он очень чутко реагировал на холод. Если во время всенощных бдений двери храма были хоть чуточку открыты, то от малейшего сквозняка он начинал чихать и сильно кашлять. Все это состояние, каким бы трудным и болезненным оно ни было, старец терпел, славословя Бога. Он не роптал и не просил, чтобы Бог забрал от него болезни и дал ему здоровье. Он страдал от межпозвоночной грыжи, которую получил на Синае, пытаясь поднять тяжелый обломок гранита.

В последние годы его мучали кишечные кровотечения. Но, когда старец понимал, что посетители испытывают действительную потребность, он, в каком бы состоянии ни находился, каким бы больным ни был, поднимался с кровати и выходил во двор, чтобы впустить пришедших. Все это состояние старец терпел, славословя Бога. Он не роптал и не просил, чтобы Бог забрал от него болезни и дал ему здоровье, выполнял свои духовные монашеские обязанности, тщательно соблюдал свой подвижнический устав, но силы его оставляли.

22 октября 1993 г. старец выехал со Святой Афонской Горы – как он обычно это делал последние годы, чтобы быть в монастыре Суроти в день памяти преподобного Арсения Каппадокийского. Этот выезд старца с Афона был для него последним. На Святую Гору он уже не вернулся.

В Суроти у старца произошел заворот кишок. Он был вынужден уступить просьбам лечь на обследование в больницу. Врачи убедились, что у старца запущенная стадия рака. Четвертого февраля 1994 г. старцу была сделана операция. Опухоль толстой кишки была удалена, однако рак быстро развивался, поражая печень и легкие. Все это время старец был благодушен, весел, не переставал смешить людей своими добрыми, прекрасными шутками – так, словно больным был не он, а кто-то другой. Он утешал и облегчал боль тех, кто оказывался рядом с ним. «Геронда, вам больно?» – спросил один святогорский монах, видя старца спокойным и мирным. «Я привык к боли», – ответил старец. И действительно, за свою жизнь он сроднился с болью. Он не впадал в панику, не роптал, но терпел и славословил Бога. Находясь в этом состоянии, он размышлял о страданиях святых учеников, погружаясь умом в пережитые ими мучения. Он говорил: «Болезни принесли мне такую пользу, какую не принесла мне вся подвижническая монашеская жизнь».

Ему был поставлен окончательный диагноз – злокачественная опухоль, рак в одной из самых худших форм. «Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец: «Будь здоров, прощай несчастный этот мир!» Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть», – таков был ответ старца.

Его спрашивали: «Геронда, почему вы не молитесь о том, чтобы Бог исцелил вас? Ведь мы в вас так нуждаемся!» «Что? Обманывать Бога? Ведь я же сам просил Его о том, чтобы Он дал мне эту болезнь», – отвечал старец.

Когда ему стало чуть лучше, он вновь запланировал отъезд на Афон, но этому помешало ухудшение его состояния. За трудностями и препятствиями скрывалась воля Божия. То есть Богу было угодно, чтобы старец Паисий был погребен в миру. Он знал, что подобно тому, как люди нуждались в старце, когда он был жив, они будут нуждаться в нем и после его кончины.

В день памяти святой великомученицы Евфимии, 11 июля, в понедельник, старец причастился последний раз в жизни. Его последняя ночь была мученической. В боли он призывал Пресвятую Богородицу. «Сладкая моя Панагия», – говорил он. Потом потерял сознание и около двух часов был без чувств. Придя в себя, он угасающим голосом произнес: «Мученичество, настоящее мученичество». После этого он мирно испустил дух.

Был вторник, 12 июля 1994 г. 11 часов утра. По старому календарю – 29 июня, память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Старец был погребен за алтарем храма преподобного Арсения Каппадокийского. О его кончине и погребении никто не узнал. Такова была его воля. Он хотел, чтобы его похоронили тихо и незаметно. Через три дня, когда о его кончине стало известно, началось невообразимое. Толпы людей со всей Греции приезжали поклониться его могиле. Любовь и благоговение к старцу были неподдельны. Одни призывали его как святого, другие от благоговения брали землю с его могилы. Люди, имевшие что-то из личных вещей старца, считали это великим благословением. Многие, особенно те, кто был старцем облагодетельствован, задыхались от плача и слез. Люди почувствовали, что старца с ними не стало, ощутили себя сиротами. Но впоследствии они поняли, что теперь старец находится вблизи Святой Троицы, где предстательствует о всех.

На мраморной плите, которую положили на незатейливую могилу старца, были выбиты стихи, написанные им самим:

Здесь жизни прервалось земной
Последнее дыханье.
И Бога молит Ангел мой
Души во оправданье.
А рядом мой святой одет
В небесные одежды,
Душе вымаливает Свет
Спасительной надежды,
Где Светлая Мария
– Святая Панагия.

Источник

Православная Жизнь

Бог нас никогда не оставляет, Его оставляем мы.

Каждый человек есть тайна, и где тебе знать, что это за человек!

Терпение начинается с любви. Чтобы ты терпел человека, тебе должно быть за него больно. Терпение спасает семью от разрушения.

В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты.

Тот, кто что-то берет, принимает радость человеческую. Тот, кто дает, приемлет божественную радость.

Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи. Что бы мы ни сделали доброго — оно от Бога, каких бы мы ни натворили глупостей, они — наша собственность.

Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили все, что хотим, а Он прощал бы нас, чтобы Он прощал бы нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду.

Если мы не воспринимаем благ, которые нам даёт Бог, и ропщем, то приходят испытания, которые заставляют нас сжаться в комок. Я вам серьёзно говорю, у кого такие замашки, кто постоянно ворчит и ропщет, пусть знает, что получит от Бога оплеуху, чтобы в этой жизни расплатиться хоть с частью своего долга. А если оплеухи не последует, то это ещё хуже, тогда ему придётся единовременно, сразу за всё расплачиваться в будущей жизни.

Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают всё, а после распадаются семьи. «Жена должна быть послушной», — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку…

Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным.

Любовь видна, когда человек дает, сам находясь в лишениях. Когда ты встречаешь нуждающегося, подумай: если бы на месте нищего был Сам Христос, то что бы ты дал Ему? Безусловно, самое лучшее… Господь говорит, что делая что-то одному из несчастных, вы тем самым делаете это Мне.

Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода.

Если мы обличаем кого-то от любви, с болью, то независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение, потому что нами двигает чистая любовь. А обличение без любви, с пристрастием делает обличаемого зверем, потому что наша злоба, ударяя в его эгоизм, высекает искры, как сталь в зажигалке высекает искры из кремня.

Чтобы в семье был мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше, чем свою мать, и больше, чем кого бы то ни было из своих близких и родных. Любовь супруга к родителям должна литься через его жену. Конечно, и жена должна вести себя так же.

В нашу эпоху отвага является редкостью. Люди замешаны на воде. Поэтому, если, Боже упаси, начнется война, одни умрут от страха, а у других даже от небольшого испытания опустятся руки, потому что они привыкли к хорошей жизни.

Безмолвие — великое дело. Находясь в безмолвии, человек тем самым уже молится — даже и не молясь. Безмолвие есть таинственная молитва, и оно очень помогает молитве, подобно тому, как кожное дыхание приносит человеку пользу.

Источник

Преподобный Паи ́ сий Святогорец (Эзнепидис)

Дни памяти

26 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных

Житие

Краткое житие преподобного Паисия Святогорца

Пре­по­доб­ный Па­и­сий Свя­то­го­рец (в ми­ру Ар­се­ний Эз­не­пи­дис) ро­дил­ся 7 ав­гу­ста 1924 го­да в се­ле­нии Фа­ра­сы, в Кап­па­до­кии (Ма­лая Азия). Груд­ным ре­бен­ком он был при­ве­зен в Гре­цию, где его ро­ди­те­ли по­се­ли­лись в неболь­шом го­род­ке Кон­ни­ца. Ко­гда в стране на­ча­лась граж­дан­ская вой­на (1944–1948), Ар­се­ний Эз­не­пи­дис был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию.

По­сле вой­ны он встал на путь мо­на­ше­ской жиз­ни, к ко­то­рой стре­мил­ся с дет­ства. 27 мар­та 1954 го­да по­сле уста­нов­лен­но­го ис­пы­та­ния по­слуш­ник Ар­се­ний был по­стри­жен в ря­со­фор с име­нем Авер­кий, 3 мар­та 1957 го­да – в ман­тию с име­нем Па­и­сий. Он под­ви­зал­ся на Свя­той Афон­ской Го­ре, за­тем – в мо­на­сты­ре Сто­ми­он в Кон­ни­це и на Свя­той го­ре Си­най. Мно­же­ство лю­дей при­хо­ди­ло к стар­цу и на­хо­ди­ло ду­хов­ное ру­ко­вод­ство и уте­ше­ние.

12 июля 1994 го­да он по­чил о Гос­по­де в Иоан­но-Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре, рас­по­ло­жен­ном близ се­ле­ния Су­ро­ти в окрест­но­стях Са­ло­ник.

Полное житие преподобного Паисия Святогорца

Ге­рон­да Па­и­сий, в ми­ру Ар­се­ний Ез­не­пи­дис, ро­дил­ся в Фа­ра­сах Кап­па­до­кий­ских, в Ма­лой Азии, 25 июля 1924 го­да. Его от­ца зва­ли Про­дро­мос. Он был бла­го­че­сти­вым че­ло­ве­ком и пат­ри­о­том, из-за че­го его се­мья под­вер­га­лась опас­но­сти от ту­рец­ких фа­на­ти­ков-му­суль­ман. Мать стар­ца зва­ли Евлам­пи­ей. В их се­мье, кро­ме ма­лень­ко­го Ар­се­ния, бы­ло еще де­вять де­тей. Через две неде­ли по­сле рож­де­ния Ар­се­ния фа­ра­сий­ские гре­ки бе­жали из Тур­ции, чтобы спа­стись от ту­рец­ких го­не­ний. Пе­ред отъ­ез­дом в Гре­цию свя­той Ар­се­ний Кап­па­до­кий­ский окре­стил маль­чи­ка и дал ре­бен­ку свое имя, про­ро­че­ски ска­зав: «Хо­чу оста­вить по­сле се­бя мо­на­ха».

В сен­тяб­ре 1924 го­да ко­рабль с бе­жен­ца­ми по­до­шел к бе­ре­гам Гре­ции, и из­му­чен­ные лю­ди, на­ко­нец, об­ре­ли но­вую ро­ди­ну и без­опас­ность. Ма­лыш Ар­се­ний рос, имея боль­шую лю­бовь ко Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це, и очень хо­тел стать мо­на­хом. Он по­сто­ян­но хо­дил в лес, где мо­лил­ся, дер­жа де­ре­вян­ный крест, сде­лан­ный сво­и­ми ру­ка­ми. Дет­ство стар­ца про­шло в г. Ко­ни­це. Здесь он успеш­но окон­чил шко­лу и ра­бо­тал до ар­мии плот­ни­ком.

В 1945 го­ду Ар­се­ния при­зва­ли в ар­мию, где он от­ли­чил­ся бла­го­нра­ви­ем и му­же­ством.

По­сле ар­мии Ар­се­ний сра­зу ушел на Свя­тую Го­ру Афон. В 1950 го­ду он стал по­слуш­ни­ком бла­го­дат­но­го ду­хов­ни­ка, от­ца Ки­рил­ла, впо­след­ствии игу­ме­на мо­на­сты­ря Кут­лу­муш († 1968). Неко­то­рое вре­мя спу­стя о. Ки­рилл на­пра­вил по­слуш­ни­ка в мо­на­стырь Ес­фиг­мен, где Ар­се­ний и при­нял в 1954 го­ду ря­со­фор с име­нем Авер­кий. Но­вый мо­нах нес лю­бые по­слу­ша­ния, а, вы­пол­нив свои, по­мо­гал и дру­гим бра­тьям за­кон­чить их ра­бо­ту. Авер­кий по­сто­ян­но мо­лил­ся, ста­ра­ясь, чтобы это не за­ме­ти­ли окру­жа­ю­щие, лю­бил чи­тать жи­тия свя­тых.

В 1954 го­ду Авер­кий по со­ве­ту ду­хов­но­го от­ца пе­ре­шел в оби­тель Фило­фей и стал там уче­ни­ком от­ца Си­мео­на, из­вест­но­го сво­ей доб­ро­де­те­лью. В 1956 го­ду отец Си­ме­он по­стриг от­ца Авер­кия в ма­лую схи­му с име­нем Па­и­сий, в честь мит­ро­по­ли­та Кесса­рий­ско­го Па­и­сия II, ко­то­рый так­же был уро­жен­цем Фа­ра­сы Кап­па­до­кий­ской. На но­вом ме­сте о. Па­и­сий вел преж­нюю жизнь: под­ви­зал­ся по лю­бо­че­стию и по­мо­гал, сколь­ко мог, бра­тии.

В 1958 го­ду из Сто­мио Ко­ниц­кой его про­си­ли прид­ти по­мочь оста­но­вить рас­про­стра­не­ние про­те­стан­тов. Ге­рон­да, по­лу­чив внут­рен­нее «из­ве­ще­ние» во­ли Бо­жи­ей, по­шел и жил в оби­те­ли Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Сто­мио. Там он с по­мо­щью бла­го­да­ти Бо­жи­ей по­мог ты­ся­чам душ и от­ту­да от­пра­вил­ся в 1962 го­ду по ка­ким-то ду­хов­ным при­чи­нам на Си­най.

Ге­рон­да мно­го ра­бо­тал, а на за­ра­бо­тан­ные день­ги по­ку­пал пи­щу и раз­да­вал ее бе­ду­и­нам, ко­то­рые его очень лю­би­ли. В 1964 го­ду ге­рон­да вер­нул­ся на Афон и по­се­лил­ся в Ивер­ском ски­ту. В 1966 го­ду ге­рон­да за­бо­лел, и ему от­ня­ли боль­шую часть лег­ких.

С мая 1978 го­да о. Па­и­сий по­се­лил­ся в ке­лии Па­на­гу­да свя­той оби­те­ли Кут­лу­муш. Сю­да к стар­цу по­тя­ну­лись ты­ся­чи лю­дей. Еже­днев­но от вос­хо­да до за­ка­та он со­ве­то­вал, уте­шал, ре­шал люд­ские про­бле­мы, из­го­нял вся­кое стес­не­ние и на­пол­нял ду­ши ве­рою, на­деж­дою и лю­бо­вью к Бо­гу. Для всей Гре­ции ге­рон­да стал ду­хов­ным маг­ни­том, вы­тя­ги­ва­ю­щим скорбь бо­лез­ну­ю­щих лю­дей.

При­ни­мая тя­го­ты при­те­ка­ю­щих лю­дей, ге­рон­да ма­ло-по­ма­лу стал из­не­мо­гать те­лес­но. К 1993 го­ду со­сто­я­ние стар­ца ста­ло очень тя­же­лым. В ок­тяб­ре 1993 го­да ге­рон­да по­ехал с Го­ры Афон в мо­на­стырь св. Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти. Здо­ро­вье его ка­та­стро­фи­че­ски ухуд­ши­лось. 12 июля 1994 го­да ге­рон­да пре­дал свою пре­по­доб­ную ду­шу Гос­по­ду. Ге­рон­да по­чил и был по­гре­бен в мо­на­сты­ре св. Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти Со­лун­ской, и ме­сто его по­гре­бе­ния ста­ло свя­ты­ней для все­го пра­во­слав­но­го ми­ра.

13 ян­ва­ря 2015 го­да Свя­щен­ный Си­нод Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­чис­лил пре­по­доб­но­го Па­и­сия Свя­то­гор­ца к ли­ку свя­тых, о чем свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла уве­до­мил свя­тей­ший пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Вар­фо­ло­мей сво­им пись­мом от 28 ян­ва­ря 2015 го­да.

Ре­ше­ние о вклю­че­нии пре­по­доб­но­го Па­и­сия в рус­ский ме­ся­це­слов бы­ло при­ня­то на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 5 мая 2015 го­да с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния его па­мя­ти 29 июня/12 июля.

Источник

В 1968 году пристанищем Паисия Святогорца стала обитель под названием «Ставроникита». Паломники везде находили старца. Чувствуя его безграничную любовь к каждому из людей, получая от него духовное облегчение и необходимые советы, они называли его святым. Но сам старец вполне искренне полагал, что он последний из грешников, и никогда никому не отказывал в поддержке. Был радушным и гостеприимным хозяином, предлагая каждому пришедшему лукум и кружку свежей холодной воды.
Но другую жажду к нему приходили утолять. Даже во время болезней старец Паисий, укрепляемый Господом, принимал страждущих. Весь день он утешал их и помогал обрести веру и надежду, а ночи проводил в молитвах, отдыхая только по 3-4 часа в сутки. Сам старец говорил духовным чадам, что добро лишь тогда приносит пользу и радость, когда ради него жертвуешь чем-то. Он принимал боль людей как свою собственную, умел поставить себя на место любого человека и понять, как никто другой.

Такой был святой Паисий Святогорец, старец, и такой была его любовь к Богу и людям. Каждый день святой полностью перечитывал Псалтырь, а когда все вокруг засыпало, горячо молился за весь мир, а также за тех, кто болен, за супругов, находящихся в ссоре, за работающих допоздна и путешествующих по ночам.
Как-то раз, в темное время суток, старцу было дано откровение, что человек по имени Иоанн находится в опасности. Паисий Святогорец стал возносить молитвы о нем. Следующим днем монаха посетил тот самый юноша, поведав о том, как ночью отчаяние наполнило его душу и он решил сесть на мотоцикл, выехать из города, сорваться с обрыва и разбиться. Но молодого человека остановила мысль о старце Паисии, и он пришел к монаху за советом.
С тех самых пор Иоанн приобрел духовного отца, любящего и понимающего. По молитвам святого юноша и встал на путь истинный.

Молитвенные слова старец Паисий Святогорец произносил с такой верой и любовью, что многие люди через это получали исцеление от болезней.
Вот один из примеров: к святому обратился отец девочки, которая была глухонемой. Он рассказал старцу, что до рождения дочки препятствовал всячески своему брату, который мечтал стать монахом.
Паисий Святогорец, видя, что человек искренне раскаивается, пообещал исцеление ребенку и помолился об этом. И действительно, через какое-то время девочка стала разговаривать. Очень многие люди, страдающие от болезней опорно-двигательного аппарата, и даже инвалиды, передвигающиеся с большим трудом, уходили от монаха Паисия здоровыми. Были случаи исцеления от безплодия супружеских пар.

Существует множество свидетельств об исцелении безнадежно больных, которым медики говорили, что ничего сделать нельзя. Молитвы монаха и здесь помогали людям поправиться. Но вот сам Паисий Святогорец, старец, все больше лишался здоровья.
Еще во время болезни легких, в 1966 году, после приема антибиотиков у Паисия появилось осложнение с сильными болями в животе. Старец считал, что от этого лишь польза, так как через физические страдания смиряется душа. И он терпел боль, стоя часами и принимая желающих получить его благословение.

Переселение в келью «Панагуда».

Проведя одиннадцать подвижнических лет в каливе Честного Креста, отдавая себя все эти годы людям, Старец впоследствии решил уйти из этой кельи. Для ухода была серьезная духовная причина. Ища себе келью, Старец хотел поселиться на Капсале вместе со слепым румынским монахом старцем Миной, чтобы упокоить его старость. Но монастырь, которому принадлежала келья старца Мины, не дал на это благословение. Идя по капсальским тропам, Старец со слезами просил: «Пресвятая моя Богородица, у Тебя для всех находится место в Твоем саду — неужели не найдется для меня?»

27 февраля, в день, когда ранее ему было видение святой Евфимии, отец Паисий с помощью старца Иоакима нашел себе новое место для подвигов: келью «Панагуда». До этого «Панагуда» считалась домом при винограднике монастыря Кутлумуш. Это событие Старец воспринял как благословение святой Евфимии и с умилением благодарил Святую за ее заботу.
Братья монастыря Кутлумуш, обрадованные переходом Старца, с готовностью удовлетворили его прошение и предоставили ему келью «Панагуда». Взяв из монастыря Ставроникита отпускную грамоту, Старец получил омологию на «Панагуду», которая с этого момента стала считаться не домом при монастырском винограднике, а отдельной кельей.

Келья «Панагуда» находится на вершине небольшого холма среди густой растительности, недалеко от тропы, соединяющей Кариес с Иверским монастырем, напротив скита святого Пантелеймона. Храм кельи занимает ее юго-восточный угол, он освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы (поэтому келья и называется «Панагуда» — то есть «малая Панагия»). Храм расположен справа от коридора — сразу возле входа. Слева — напротив входа в храм — дверь в келью самого Старца. Далее по коридору еще два помещения: правое Старец переделал в архондарик, а слева устроил себе мастерскую. Дверь из архондарика выходит на балкон, с которого открывается вид на Кариес.
Несмотря на то, что Старец искал безмолвную келью в южной части Святой Горы, он пошел на жертву ради паломников и поселился в месте, которое было для них более доступно, — в Панагуде. Эта маленькая аккуратная келья находится неподалеку от Кариеса. Это было удобно приходившим к Старцу людям: они могли ночевать в расположенных неподалеку монастырях. То есть многие паломники, приходившие к старцу, могли распределяться по нескольким монастырям, чтобы тяжесть их приема не падала лишь на какую-то одну обитель.

От одного родничка Старец подвел к «Панагуде» пластиковый шланг с водой. Однако в летние месяцы воды не хватало, поэтому Старец починил старую подземную цистерну, которая наполнялась зимой. Он огородил участок вокруг каливы проволочной сеткой, оставив два входа. Также он возделал крохотный огородик, в котором посадил несколько корней многолетней дикой капусты. Кроме этого, каждый год он сажал на своем огородике лук, салат-латук и несколько кустов помидоров. Других овощей он не выращивал.
Калива была старой и запущенной, в ней многого не хватало, многое было недоделано. Не было дверей, окон и потолков, в полу зияли дыры, а сквозь кровлю сочилась вода. С огромным трудом Старец взялся за самое необходимое из ремонта. Денег у него не было, да и от других он принимал их неохотно. Весь день он трудился, а вечером целый час шел пешком в келью своего ученика, где ночевал, пока не починил свою каливу. Туда он перенес из кельи Честного Креста и свои немногие вещи.

В ремонте старцу помогал вышеупомянутый ученик и отцы монастыря Кутлумуш, которые выделили мулов для перевоза строительных материалов. Прежде всего, Старец постарался привести в порядок храмик своей каливы, а после этого келью (комнату) для себя, чтобы в ней ночевать.
Однажды, идя в «Панагуду» и еле волоча ноги от усталости, старец думал: «Если бы в «Панагуде» была, по крайней мере, кровать, чтобы я мог немножко отдохнуть!» Дойдя до «Панагуды», он увидел, что пока его не было, кто-то из монахов из старой двери сколотил ему аскетический лежак.

Помимо утомительных трудов в течение целого дня старец принимал людей. Он готовил цементный раствор, но, когда приходили люди со своими проблемами и затруднениями, садился с ними и их выслушивал. Возвращаясь к работе, он видел, что раствор уже затвердел и надо было готовить новый.
Однако Старец не роптал. «Люди испытывают такие муки! Да пропади он пропадом, этот цемент», — говорил он, стараясь не замечать усталости и одновременно отвлекая людей от их скорби. Он лез перекрывать крышу, но видя, что пришли паломники, снова спускался вниз. Паломники уходили, и Старец вновь лез наверх, чтобы продолжить работу.
Так продолжалось до тех пор, пока он не переселился в «Панагуду» окончательно. Однако и впоследствии, жертвуя собой, он часто оставлял необходимые работы ради приходивших к нему людей.

Был вечер 2 июня 1979 года. Старец только перевез в «Панагуду» свои вещи и еще не успел их разобрать. Он готовился совершать Вечерню и спросил помогавшего ему монаха, память какого Святого совершается на следующий день. Монах не помнил, но пообещал, что скажет об этом завтра, когда придет продолжать работу. Вскоре он поспешно ушел, потому что уже смеркалось.
О том, что произошло после, старец рассказывал так: «Минеи были у меня сложены в коробках. Я искал очки, чтобы посмотреть, какой Святой празднуется на следующий день, и очков не находил. Чтобы не терять времени, я начал совершать Вечерню по четкам, говоря: «Святые дня, молите Бога о нас».
Потом поднялся в полночь и с фонариком около получаса снова пытался найти в книгах, какой Святой сегодня празднуется — но безрезультатно. «Ну все, — сказал я, — Полуночницу я пропустил». Чтобы не потерять в поисках целую ночь, я снова начал молиться по четкам:»Святии Божии, молите Бога о нас», не называя при этом Святых дня поименно.

Тогда я увидел святого великомученика Пантелеймона, который шел в мою келью и вел еще какого-то Святого.
— Кто ты? — спросил я второго Святого.
— Святой Лукиллиан, — ответил он.
Не помня, чтобы у нас в Церкви был такой Святой, я переспросил:
— Лукиан?
— Нет, Лукиллиан.
— Как? Лонгин? — спросил я вновь.
— Лу-кил-ли-ан, — повторил Святой в третий раз, медленно произнося свое имя.
После этого, обратись к святому великомученику Пантелеймону, святой Лукиллиан попросил его посмотреть, зажили или нет мои раны, которые остались от операции. Святой Пантелеймон в белом фартуке, как врач, подошел ко мне. Ощупав мне грудь в том месте, где была сделана операция на легких, святой Великомученик ответил святому Лукиллиану: «Все нормально. Имей в виду результаты этого исследования, когда придет время выдавать ему диплом»».
Святые исчезли, а старец, славословя Бога и благодаря Святых, зажег свечу и нашел в книгах, что, действительно, в тот день, 3 июня, Церковью совершалась память святого мученика Лукиллиана.

Утром, когда пришел помогавший Старцу монах, Старец с улыбкой спросил его: «Ну что, святой Лукиллиан?» — и рассказал о явлении ему прошедшей ночью Святых.
Прочтя житие святого Лукиллиана, Старец изумился от следующего «совпадения»: пространное житие святого Лукиллиана, рукопись которого находится в библиотеке Иверского монастыря, помещено в Синаксарий святого Никодима Святогорца под 27 февраля — то есть в тот самый день, когда ранее Старцу являлась Святая Евфимия.
Эта связь между святыми Мучеником и Великомученицей, перед которой он испытывал столь великое благоговение, а также близость мучений этих святых по времени и, особенно географически, доставляли Старцу сугубую радость.

После этого явления Старец пошел в Кутлумушский скит и поклонился иконе святого великомученика Пантелеймона. Старец говорил, что икона в проскинитарии храма очень похожа на Святого.
После этого Старец ежегодно почитал память святого Пантелеймона и поместил его икону в храм своей кельи.
Это чудесное событие утешило Старца и прогнало ту усталость и расстройство, которые были у него при переселении из одной кельи в другую.
Теперь поток спешивших к Старцу паломников изменил направление и вместо кельи Честного Креста тек в «Панагуду». Этот поток становился все более и более полным. Прежде места вокруг «Панагуды» были тихими и безлюдными. Теперь можно было видеть, как люди разного возраста и общественного положения спускаются и поднимаются по тропе, пересекающей большой луг под Кутлумушским монастырем. Движение паломников особенно усиливалось в час, когда приходил автобус.

Большинство пассажиров с нетерпением спешили к келье старца, чтобы попасть к нему первыми, спрашивая встречавшихся на пути: «Мы правильно идем к отцу Паисию?», «Старец у себя?», «У него много людей?».
Старец принимал людей целый день. Он выносил им угощение и жертвовал многими часами своего времени, чтобы выслушать их, чтобы взять на себя их крест, их боль, чтобы дать им совет, отругать, исцелить или даже просто развлечь. При этом он совсем не брал в расчет того, что сам еще не отдыхал после Всенощного бдения, что был голоден, что ему хотелось пить, что он был больным и уставшим.

Однако особенно дорого общение с народом обходилось ему, потому что оно прерывало и уменьшало его молитву, от которой он не мог оторваться. Старец в буквальном смысле слова был палим желанием безмолвия и непрерываемого общения с Богом. Однако его чуткое и полное любви сердце не позволяло оставить без утешения тех, кто к нему приходил, — «труждающихся и обремененных».
Поэтому Старец с рассуждением постарался совместить служение людям и безмолвническую жизнь. Это удалось ему превосходно. Его благодатная прозорливость, позволявшая видеть как расположение приходивших к нему людей, так и степень серьезности их проблемы — часто еще прежде, чем они к нему обращались, — а также некоторые чрезвычайные Божественные события были теми безошибочными «регуляторами», которые позволяли Старцу правильно сочетать безмолвие и служение людям.

Согласно одному свидетельству, однажды отец Паисий был очень уставшим, а кто-то из паломников не переставая звонил в колокольчик у его калитки. Когда старец пошел открывать, он увидел своего Старца, блаженнопочившего батюшку Тихона. Отец Тихон с довольным видом стоял за проволочным ограждением и говорил ему: «Я радуюсь тому, что ты принимаешь людей». Это событие еще больше склонило Старца на служение людям.
Но время шло, и число посетителей умножилось настолько, что превосходило границы его сил. Старец по секрету рассказывал одному из своих близких: «Я не распоряжаюсь самим собой. Живу по распорядку других. Раньше мой ум погружался в молитву. Сейчас я переживаю проблемы людей свои собственные]. Часто я даже вскакиваю от них во сне!»

С другой стороны, Старец осознавал, что, по крайней мере, большинство из тех, кто к нему приходил, очень нуждались в его помощи. В связи с этим он говорил: «Не думайте, что люди приходят сюда для того, чтобы просто провести время. У них огромные проблемы. И знаете, что заставляет меня продолжать жить так, как я живу сейчас?
То, что некоторые из этих душ получают помощь. Я, скажем так, хотел стать монахом, для того чтобы жить в безвестности. Только вот люди не дают мне осуществить эту цель. Один старец сказал мне: «У тебя, отец Паисий, епитимья: принимать людей и их утешать». Только вот не знаю, как все это рассудит Бог».

Конечно, сам старец сердцем и душой желал жить один, в безмолвии, и молиться. Он ощущал, что посредством безмолвия и молитвы приносит своим братьям нечто большее и качественно иное.
Поэтому, видя, что количество посетителей постоянно увеличивается, Старец был вынужден принять некоторые меры. В летние месяцы он днем на несколько часов удалялся в лес, зимой — закрывался в келье. В эти часы он, главным образом, читал Псалтирь, молясь о страдающих людях. Но, конечно, бывали и исключения, когда, «извещенный» о каком-то серьезном и срочном случае, старец нарушал свой устав и выходил из затвора или из леса к людям.
Он задумывался даже и о более «кардинальном» решении проблемы — переселении — хотя бы на какой-то достаточно большой срок — в безмолвное место, пусть и вне Святой Афонской Горы. Он принимал предложения о переселении в безмолвные и неизвестные людям места далее из-за границы — из Америки.

Но вдруг в его отношении к этому вопросу произошла резкая и очевидная перемена. Раз и навсегда он прекратил любимые уходы в лес и сократил часы затвора. Когда кто-то с недоумением спросил его об этой перемене, он ответил намеком, процитировав изречение из книги пророка Исайи: «Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог» давая понять, что получил такую заповедь.
Согласно одному из свидетельств, Старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала ему: «Мое дело — охранять ваши границы, и Я это делаю. Так и ты: принимай всех людей без исключения, потому что они испытывают нужду». Старец смиренно послушался Пресвятую Богородицу и по Ее заповеди принял послушание служить тем, кто испытывал боль.

Он принимал у себя всех. Но, несмотря на это, мир его не изменял: не делал его мирским. Наоборот: Старец, Благодатью Божией, преображал людей. Происходило это не только потому, что он жертвовал собой, отдавая себя людям, но и потому, что, преуспевая и духовно восходя от силы деятельной в силу созерцательную, он переживал великие сверхъестественные события.
Используя свой безмолвнический опыт, он уделял молитве ночь и те часы днем, когда удавалось побыть одному. Оставаясь один, он молитвой передавал человеческие просьбы Богу, а будучи с людьми, проповедовал им Христа. Бог и страдающие люди: вот два полюса, вокруг которых стала теперь вращаться вся его жизнь.

В 1988 году состояние монаха осложнилось кровотечениями. Но святой старец Паисий Святогорец, не желая обращаться к врачам, продолжал принимать людей, пока в 1993 году ему совсем не стало тяжело.
Но и тогда на советы духовных чад лечь в больницу Паисий Святогорец отвечал, что болезнь помогает в духовной жизни, поэтому избавляться от нее он не хочет. Монах с терпением и кротостью переживал телесные страдания и молился лишь о других, но для себя никогда ничего не просил.
Все же Паисий поддался настойчивости духовных чад. Когда врачи его обследовали, был обнаружен рак. Две операции, сделанные в 1994 году, облегчения не принесли. Его душа отошла 12 июля 1994 года. Эта дата является днем памяти старца.
Паисий Святогорец погребен в обители Иоанна Богослова в Суроти Солунской. Но заступничество святого на этом не прекратилось. Молитва преподобному Паисию Святогорцу и сегодня творит чудеса, помогая исцелить душу и тело болящего.

После своей кончины Блаженный Старец Паисий Святогорец оставил миру духовное наследие – свои поучения. Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро облагодатствованный мудростью по Богу, он воистину истощил себя ради ближнего. Учение Паисия Святогорца не было проповедничеством или катехизаторством.
Он жил по Евангелию сам, и поучения проистекали из его собственной жизни, отличительным признаком которой являлась любовь. Он «образовал себя» согласно Евангелию и поэтому в первую очередь учил всем своим обликом, а уже после этого – своей евангельской любовью и богопросвещенным словом.
Встречаясь с людьми – такими непохожими друг на друга, – Старец не просто терпеливо выслушивал то, что они ему поверяли. С присущими ему святой простотой и рассуждением Паисий Святогорец проникал в самую глубину их сердец. Их боль, их тревогу, их трудности Старец делал своими. И тогда, неприметным образом, происходило чудо – изменение человека. «Бог, – говорил Старец Паисий, – творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека».

Многие люди с изумлением рассказывают о том, что в книгах с поучениями Паисия Святогорца они находят ответы на мучавшие их вопросы, разрешение проблем и утешение в скорбях. Люди, далекие от Церкви, прочитав о Старце, становятся по-доброму обезпокоены и изменяют свою жизнь.
Речь преподобного Паисия отличалась простотой, остроумием, живым и неподдельным юмором. Великую истину он мог выразить просто и радостно. «Я вас, как солнышко, грею», – говорил старец, имея в виду, что как солнечное тепло необходимо, чтобы распустились цветочные бутоны, так и нежное пастырское прикосновение к душе помогает ей раскрыть себя и исцелиться от недуга.
Это было воистину богопросвещенное пастырство. Оно нередко готовило почву души к принятию строгого слова о не допускающей компромиссов Евангельской истине. Поэтому даже самое строгое слово Старца Паисия Святогорца воспринималось сердцем как благодетельная роса. И впоследствии возделанные учением Старца сердца приносили духовный плод.

Книги с его высказываниями содержат немало пророчеств. Некоторые предсказания уже сбылись, другие, возможно, скоро начнут воплощаться в реальность.
По благодати Божией старцу открывалось будущее, чтобы предупредить в очередной раз живущих на земле ныне и образумить, заставить задуматься. Немало святых в истории христианства. Но роль тех, кто живет вместе с нами или жил совсем недавно, нельзя переоценить. Ведь многие люди укрепились, а некоторые и вовсе уверовали благодаря молитвам и чудесам святых.
Житие преподобного Паисия Святогорца как раз убеждает нас в этом. Светлый монах, любовь которого к людям была безграничной. Такое мужество в преодолении себя, своих немощей и болезней могут проявлять, наверное, только святые.
«Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий».

ТРОПАРЬ, глас 3
Житие богоугодное добре скончав, сосуд честен Утешителя явился еси, богоносне Арсение, чудес благодать приим, всем подаеши скорое вспоможение, отче преподобие, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

КОНДАК, глас 4
Каппадокии новосажденный цвет и добродетелей многочестный сосуд, святаго Арсения воспоим, сей бо яко Ангел во плоти жительствовав, сожитель бысть всем святым, с ними же предстоит всегда Христу даровати нам согрешений прощение.

ВЕЛИЧАНИЕ
Радуйся, преподобных общниче жительством и подвигом освященный, радуйся, монашествующих и иереев похвало, Каппадокии славо, отче Паисие.

О, святый преподобне и богоносне отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наши и научи нас Господеви приноситисовершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших.
Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждующия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей,
да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити.
Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *