12 февраля праздник сагаалган

Какого числа будут праздновать Сагаалган 2021 года в Бурятии

В Бурятии грядет один из важных буддийских праздников — Сагаалган или Новый год по-буддийски. Его будут отмечать в Бурятии 12 февраля. Примечательно, что Сагаалган встречают с первыми лучами солнца.

Подготовка к Сагаалгану 2021 в Бурятии

По традиции Новый год здесь наступает не в полночь, а приходит с первыми лучами солнца. В этом году символом Нового года по буддийским канонам является Беловатая корова, а стихия – железо.

Сагаалган всегда был связан с ознаменованием прихода весны, а значит, и новой жизни. К этому празднику очень тщательно готовятся: наводят порядок не только дома, но и в своей жизни и в делах.

Очень кстати прикупить до праздника что-то новое, например, одежду или что-то в дом. А от всего старого и ветхого следует избавиться. Сагаалган напоминает, что нужно проститься с прошлым и настроиться на встречу нового счастливого будущего.

Для буддистов важно пройти перед праздником обряд очищения. Накануне торжества наступает однодневный пост.

Буряты называют Сагаалган еще и праздником Белого месяца. Традиционно, месяц белого цвета знаменует обновление природы, а также людей. Поэтому хозяйки всегда используют в праздничных блюдах молоко, творог, сметану и засушенную молочную пенку.

Мясные блюда также в приоритете на праздничном столе. Например, отличное вкусное блюдо — бараний бухлер. На сладкое обычно готовят морс, варенье, а также сладкий хворост.

Как Новый год для россиян, так и Сагаалган – это праздник для семьи. Отмечают его обязательно в кругу родных и близких людей.

Сагаалган 2021 отпразднуют дома из-за коронавируса

Согласно советам главы российских буддистов Дамбы Анюшеева, Новый год 2021 нужно отмечать дома, в кругу семьи, соблюдая режим самоизоляции.

Много лет буддистов приглашали встретить Новый год в дацанах с молебном Цедор Лхамо. Для достойных проводов ушедшего года использовался особый ритуал Дугжууба. Также буддисты посещали хурал, который посвящен Будде и его чудесам.

Однако в связи с пандемией, впервые буддистов призывают оставаться дома. Все ламы совершат в дацанах необходимые ритуалы. Прихожан и лам в возрасте 65 лет призывают находиться дома. Это касается и тех верующих, у которых имеются какие-либо хронические заболевания.

«Лучше посмотрите по телевидению или послушайте по радио трансляцию с молебнов, — призвал Дамба Анюшеев. — Молитесь вместе с ламами сидя дома. От этого будет только польза. Находиться на молебне в дацанах сейчас опасно».

Сколько выходных дней будет в Бурятии на Новый год 2021

В прошлые годы в городах Иркутск и Улан-Уде готовились концерты, проводились различные выставки. В этом году все пройдет не как обычно.

Какие события, посвященные празднику, можно посетить в Иркутске и в Забайкалье

Основные торжества по случаю празднования Сагаалгана в Забайкальском регионе будут отмечаться 12 и 13 февраля. На главную площадь города приглашаются все желающие посмотреть спектакль, посвященный мистерии Цам. Звезды Бурятии вместе с театром национальных культур «Забайкальские узоры» и театром песни и танца «Амар сайн» выступят с концертной программой на площади 13 февраля.

В правительстве Забайкалья намерены порадовать всех присутствующих на празднике. В праздничной программе, которая начнется в 13:00, запланирован танец ехор, а затем русский хоровод. Песни будут исполняться на бурятском и на русском языках.

Источник

Все, что вы хотели знать о Сагаалгане, но не решались спросить

«Информ Полис» подготовил ответы на самые распространенные вопросы о новом годе по восточному календарю

12 февраля праздник сагаалган

Фото: Евгений Коноплёв

В 2021 году новый год по восточному лунному календарю наступает в пятницу, 12 февраля. Таким образом, в этом году в Бурятии будет три выходных дня. Наша редакция подготовила ответы на самые популярные вопросы читателей.

— Почему каждый год разная дата восточного нового года?

— Потому что он рассчитывается по лунному календарю. А мир живет по европейскому солнечному календарю. Он рассчитан на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Восточный же календарь рассчитывается по лунным фазам. Лунный месяц короче 30-ти солнечных суток. 12 месяцев лунного календаря составляют примерно 360 солнечных суток. Поэтому каждый год возникает разница лунного календаря с солнечным в пять и более суток. В лунном календаре тоже бывают свои високосные годы с 13 месяцами. Они случаются, когда для поправок один раз в несколько лет в лунный календарь вводят двойной месяц. Так появляется високосный лунный год. Все эти поправки вносятся с определенной периодичностью. Именно поэтому даты буддийских праздников, в том числе нового года выпадают на разные даты.

— Поэтому восточный календарь называют лунным?

— Значит, в прошедшем 2020 году начался только очередной 12-летний цикл большого 60-летнего цикла – рабджуна?

— Да, сейчас идет XVII-й рабджун. Он начался в 1984 году и завершится в 2043 году. Бурятский писатель Владимир Гармаев назвал свой знаменитый роман о возвращении хори-бурят на родовые земли «Десятый рабджун». Писатель описал, как за 60 лет изменилась жизнь нескольких поколений.

— Почему восточный календарь опирается именно на эти цифры – 5, 12 и 60?

— Но почему каждый год в восточном календаре имеет не только своего хозяина – животное, но и свой цвет и стихию? Например, сейчас наступает год белой Коровы под стихией металла.

— Под стихией понимается первоэлемент природы. Оглянитесь вокруг. Вся природа состоит из пяти первоэлементов: дерево, огонь, железо, вода и земля. Они переходят друг в друга. Дерево рождает огонь, в огне появляется железо, оно дает воду, которая покрывает землю, которая питает дерево. Этим первоэлементам соответствуют пять цветов. Синий или зеленый, красный, белый, черный и желтый. Поэтому в 60-летнем календарном цикле каждое из 12 животных становится хозяином года пять раз и все пять раз меняет цвет.

— Цвет и стихию года определяют буддийские священнослужители?

— Нет, на самом деле вы и сами можете легко предсказывать, какие года нас ожидают по восточному календарю. Для этого просто запомните, что все года, оканчивающиеся на 0 и 1, проходят под стихией металла, следовательно, цвет белый. Таким образом, 2021 год возьмет под покровительство Корова, а преобладать будет такой первоэлемент, как металл или железо.

— Соответственно, все года, оканчивающиеся на 2 и 3, проходят под стихией воды и они черные?

— Да, как и все года, оканчивающиеся на 4 и 5, проходят под стихией дерева, они синие или привычные нам зеленые. Все года, оканчивающиеся на 6 и 7, проходят под стихией огня, а цвет у огня красный. Все года, оканчивающиеся на 8 и 9, проходят под стихией земли, она, как известно, желтая. Теперь, зная свой год рождения, вы легко можете определить цвет и стихию своего символа.

— Так все-таки 2021 год Коровы или Быка? Как определить точно, наступает женский или мужской год?

— То есть все годы восточного календаря делятся на мужские и женские?

— А как определяется инь и янь животных?

— По числу их когтей, лап и копыт. Обычно у животных одинаковое количество пальцев на передних и задних лапах. И только у мыши четыре пальца на передних лапах и по пять на задних. Поскольку это уникальное животное сочетает в себе как нёчетные признаки янь, так и чётные инь, оно открывает 12-летний цикл календаря.

— Таким образом, годы Мыши, Тигра, Дракона, Коня, Обезьяны, Собаки всегда мужские?

— Всегда! А года Коровы, Зайца, Свиньи, Овцы, Змеи, Курицы – всегда женские. Поэтому нельзя говорить, как бы это красиво ни звучало, что 2021 год – это года Быка. Возможно, что путаница происходит от неточного перевода с бурятского слова «ухэр». Оно означает крупнорогатый скот в целом. Корова же на бурятском – унеэн, бык – буха.

— Когда лучше начать подготовку к восточному новому году?

— В старину начинали готовиться еще осенью. До принятия буддизма буряты, как большинство кочевых народов, отмечали новый год осенью. Кстати, еврейский новый год тоже отмечается осенью, поскольку евреи в древности были кочевым народом.

— Почему кочевые народы отмечали новый год именно осенью?

Заранее начинали шить обновки в старину. Без швейных машин это занимало много времени. В наши дни вы еще можете успеть купить или заказать себе национальные костюмы. Благо у нас еще сохранились мастера по пошиву такой одежды и открылись ателье, специализирующиеся на этом. Набивая холодильник мясомолочными продуктами, не забудьте про сладости для малышей. Их нельзя отпускать без угощения и вкусных подарков. Заранее купите подарки своим старшим родственникам и гостям.

— Почему буряты перенесли празднование нового года с осени на зиму?

— Есть разные версии. Самая распространенная из них – внук Чингисхана Хубилай-хан перенес столицу огромной монгольской империи в Пекин и назвал новую династию Юань. На всей территории монгольской империи Юань Новый год стали отмечать по земледельческому календарю народов Юго-Восточной Азии. У земледельческих народов новый год начинается с весеннего пробуждения природы. Недаром языческая Масленица сохранилась у славян даже через тысячелетие христианства как память о древнем новом годе. В Китае новый год так и называется Чхунцзе – праздник весны.

— Тогда почему дата празднования нового года у монгольских народов иногда не совпадает со всем буддийским востоком? Порой мы празднуем на месяц позже, чем в Китае и других странах буддийского Востока?

— Потому что в странах Юго-Восточной Азии пользуются древней китайской системой летоисчисления. Она основана на нумерологии, геомантии и фэншуй. К бурятам же буддизм пришел через Монголию из Тибета. Там время считают по древнеиндийской астрологии. При всей схожести этих двух календарных систем они используют разные годы для начала отсчета «больших» 60-летних циклов и различные техники исчисления поправок. Отсюда и разница в датах празднования восточного нового года у тибетцев и монголов с китайцами и японцами. К тому же стоит учесть особенности северного климата. У нас весеннее тепло приходит позже, чем в южных странах Восточной Азии.

— Почему перед восточным новым годом надо не просто провести генеральную уборку, а непременно избавиться от хлама и старой одежды?

— Почему сутки перед новым годом называют «бутуу удэр» и что это означает?

— Правильно ли называть обряд «Дугжууба» костром?

— Так называют обряд те, кто видит только огненную кульминацию этого молебна. На самом деле в этот день возле буддийских храмов готовят два костра. В один верующие кладут кусочек теста, которым до этого обтирали тело, мысленно перенося на тесто все болезни и невзгоды уходящего года. Раньше даже лепили из этого теста подобие человеческой фигурки, которая вбирала в себя все плохое. Второй костер называется «сор» – это уже обряд общего очищения. Во время «Дугжуубы» и особенно при сжигании «сор» молятся о том, чтобы горести и невзгоды остались в уходящем году, чтобы наступающий год был светлым и радостным.

— Как это согласуется с древнейшим почитанием огня у монгольских народов? И сейчас буряты никогда не бросают в печь ничего грязного, дурно пахнущего. Подметая пол, мусор собирают к порогу. Даже печь топят, помыв руки.

— Надо различать священный домашний очаг и очищающие костры «Дугжуубы». В древности у кочевников огонь в юрте горел в открытом очаге, обогревая и освещая жилище. Естественно, что бросать в такой открытый огонь грязные или дурно пахнущие предметы чревато плохими запахами в доме. Отсюда и сохранившиеся до сих пор традиции угощать домашний огонь «первинками» пищи и питья, содержать в чистоте печь или плиту как домашний очаг, который кормит семью. Но за пределами дома в старину сжигали мусор или старую одежду.

— Правда ли, что самая важная традиция – ночной молебен?

— Да, его называют «Цедор Лхамо». Эта служба проводится в последнюю ночь старого года.

— Почему именно в эту ночь желательно бодрствовать?

— Считается, что богиня Лхамо (ее индийское имя Шридэви) в канун нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого.

— В какое время суток наступает восточный новый год?

— Не в полночь, как мы привыкли, а когда в предрассветной светлеющей темноте можно различить линии на ладони. Тогда и начинаются поздравления с наступившим новым годом. В этот первый день дети прежде всего поздравляют главу семейства, который желает им счастья и долголетия. Если родителей уже нет в живых или они далеко, то первыми навещают старших в роду: дядю, тетю, старшего брата или сестру.

— Что означает особая традиция новогоднего приветствия «золгохо»?

— По этой традиции младший протягивает старшему обе руки ладонями вверх. Старший, в свою очередь, кладёт свои руки сверху ладонями вниз. Должно получиться так, будто младший поддерживает старшего под локти. Это глубоко символичный жест, означающий готовность младшего всегда поддерживать старшего в жизни. А если мужчина и женщина ровесники, то женщина считается младшей.

— Как правильно вручать подарки?

— Подарки старшим вручаются по отработанному веками ритуалу. Даритель держит в руках шелковый платок (хадак) открытой стороной к одариваемому. Поверх хадака на ладонь правой руки или на соединённые ладони ставится подарок. Даритель и получатель должны обязательно быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Если подарок дарят вам, то вы принимаете его сидя и обеими руками. Не отпускайте и своих маленьких гостей без подарков. Нет сладостей – детям дарят деньги.

— Почему после наступления нового года в его первые 15 дней проводятся именно 15 богослужений?

— Это некорректно. Сагаан Убгэн – это божество добра и благоденствия, покровитель всего живого на земле. Считается, что он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях тем, кто его почитает. Как правило, изображается в буддийской живописи сидящим у реки под плодоносящим деревом в окружении диких зверей. Кстати, наш Сагаан Убгэн старше российского Деда Мороза примерно на 800 лет. Первое упоминание о нём относится где-то к 600 году до Рождества Христова. А Дед Мороз – это прообраз Святого Николая, жившего гораздо позже.

— Каким должен быть праздничный стол?

Источник

Праздник Белого месяца. Сагаалган-2021

12 февраля наступит Новый год по буддийскому календарю — год Белой Металлической Коровы. Мы расскажем о сценарии встречи праздника и расписании торжественных хуралов в Дацане Гунзэчойнэй.

«Буддийский Новый год начинается с первого дня астрологической весны, — как пояснил досточтимый Петербургского Дацана Джампа Доньед (Буда Бадмаев). Он находится между 22 декабря и 21 марта, то есть между днём весеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Потому что зимнее солнцестояние с астрологической точки зрения — это середина зимы, а 21 марта — середина весны. Получается, что первый день весны находится ориентировочно в пределах 7−8 февраля. И ближайшее к этой дате новолуние считается первым днём Нового года. Лунный календарь не совпадает с солнечным, и поэтому дата может сдвигаться». В 2021-м она выпадает на 12 февраля. Исконная традиция связывать годовой отрезок времени с конкретным животного пришла с Востока, и сейчас буддисты готовятся к новому 12-месячному циклу под символом Коровы.

Отправить записку на молебен в электронном виде можно здесь.

12 февраля праздник сагаалган

Итак, праздничный сценарий в Дацане Гунзэчойнэй начнётся с 8-го февраля. В этот день, 8 февраля, в 18 часов ламы Дацана проведут обряд обновления подношений, специально изготовленных к Сагаалгану.

9 февраля с 10:00 и в течение дня будет молебен в честь Защитников Учения — Гомбо, Гонгор, Шагдар, Сэндэма, Шалши, Намсарай, и Цанба. Хурал сопровождается просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

На 10 февраля, в среду, запланированы торжественные хуралы и сакральный обряд:

В 10:00 состоится хурал, посвящённый другим почитаемым Защитникам Учения — Чойжал, Лхамо и Жамсаран.

С 15:00 будет в Дацане ламы совершат молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, болезней тела и ума, преодолению вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала буддийские священнослужители прочитают ритуальные тексты, направленные на устранение вреда, в которые входят молитвы с обращением к Белозонтичной Таре, Зелёной Таре, великий текст «Сутра Сердца» («Шираб Нинбо») и особый текст «Хамчу Нагбо» — для устранения воздействия и последствий от дурных помыслов, злых языков, плохих снов, а также Сутра «Доржо намжом».

В 18 часов в алтарном зале Дацана начнётся специальный молебен Дугжууба. А затем, примерно в 19 часов, вне стен Дацана — на отдельной прибрежной территории у реки Большая Невка ламы разведут ритуальный костёр. Место проведения: набережная зона, за билетным киоском Центрального парка культуры и отдыха — (ЦПКиО), со стороны Приморского проспекта.

12 февраля праздник сагаалган

Этот ежегодный обряд, один из самых ожидаемых прихожанами, приходится на 29-й лунный день — канун первого весеннего новолуния, направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Традиция очищения через огонь для перехода в новый жизненный период древняя и существует в верованиях многих народов в виде действа, носящего сакральный характер и наполненного особым смыслом. Чтобы правильно встретить Новый год, необходимо оставить в уходящем всё дурное, что мы накопили, тем самым очиститься на духовном, ментальном и физическом планах.

Ритуальный костёр Дугжууба возжигают за два дня до наступления Сагаалгана согласно буддийскому календарю. На самом деле, костров будет два: отдельно для буддийской общины и другой (он поменьше) — для прихожан. Для костра прихожане дома подготавливают чистые бумажные салфетки (не влажные), также можно использовать собственноручно изготовленное тесто — только мука и вода, без добавок, разделяя его на небольшие кусочки.

В связи с тем, что с каждым годом значительно возрастает количество участников этого обряда, соответственно, и увеличивается количество принесённого теста, которое всё сложнее стало сжигать полностью в одном костре за время хода ритуала. Поэтому ламы Дацана убедительно просят прихожан для Дугжуубы использовать вместо мучного изделия бумажные салфетки.

Салфетками (или кусочками теста) нужно сначала покатать по лбу — символически собирая на них дурные мысли, затем вокруг рта — тем самым отдавая дурные слова, по груди — очищая душу, потом в ладошках — как бы наматывая на них неблаговидные деяния. Можно такую же процедуру проделать по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается всё плохое: болезни, негативные эмоции и мысли, тяжёлые переживания и другие следы дурных воздействий, оказывающие на человека пагубное влияние. Затем эти салфетки или кусочки теста аккуратно заворачивают в бумагу (не в полиэтилен!) и приносят в Дацан, а далее — бросают в разгоревшийся ритуальный костёр. Его нужно обойти по кругу трижды, читая мантры, молитвы, концентрируясь на намерении направить свою жизнь к добру. В то же время ламы готовят для костра общины так называемый «соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения. В ходе этого обряда мы подносим через огонь все грехи хозяину смерти Ямарадже для того, чтобы защититься от преждевременной смерти. Нужно породить в себе такое намерение: «Я отказываюсь от свершения всего дурного и посвящаю свою жизнь добродетели». Такое очищение способствует долголетию.

12 февраля праздник сагаалган12 февраля праздник сагаалган

Далее, накануне встречи буддийского Нового года, 11 февраля — день поста (бурят. — «бутуу удэр»), в этот день благоприятно соблюдать чистоту трёх дверей: тела, речи и ума.

С 10:00Сахюусан хурал, а с 15:00 — молебен Мандал Шива (восхваление Зелёной Тары). К ней обращаются с просьбой о мудрых наставлениях, как правильно встретить наступающий год и жить в нём. Зелёная Тара — воплощение мудрости матери. И мы, подобно детям, зовущим мать на помощь, призываем её. Она облегчает наши страдания, откликается на любой зов человека.

С 22:00 до 5:00, в ночь наступления 12 февраляторжественный молебен Балдан Лхамо. Этот хурал длится несколько часов, в течение которых ламы поддерживают непрерывность чтения молитв, сменяясь по нескольку человек. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что Лхамо в канун Нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за неживого.

12 февраля, в пятницу, в 5 часов утра начнётся торжественный молебен Сидор Лхамо, по завершении которого встретим наступление Сагаалгана, и также пройдёт ритуальный обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами). Ещё в это утро будет проведён обряд призывания удачи и благоденствия, и все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).

Подношение хадака — это выражение безмерной благодарности и уважения человеку. Первый, кому дарят хадаки — настоятель дацана. Каждый лама подносит ему шелковую материю и в ответ также получает ритуальный шарф. Далее ламы обмениваются друг с другом. После чего все верующие дарят друг другу хадаки с поздравлениями: «Сагаалганаар! Сагаан сараар!» — «Поздравляем всех с Белым месяцем!» «С новым годом!». Таким образом одаривают всех и каждого, совершая круговращение праздничных шарфов, затем расходятся по домам. Этот обряд напоминает нам о связанности и взаимозависимости всех нас. Осуществляя совместное благое дело, мы создаем причины для последующего рождения рядом друг с другом.

Буддийские платки — хадаки бывают разных цветов.

Нанзат хадак — красного цвета олицетворяет образ древнейшего объекта почитания всех народов — Солнца и связанных с ним огня, света и тепла. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие.

Шара хадак — жёлтый хадак. Особое место занимает жёлтый цвет в палитре красок буддизма, что проявляется, в первую очередь, в названии религии — жёлтая вера, в одеянии лам — жёлтая одежда, орхимжо. Его преподносят богам и буддийским ламам.

Аюша хадак — голубого цвета. Наиболее распространённый и самый почитаемый цвет. Голубой цвет ассоциируется с небом и водой, символизирует вечность и бесконечность.

Самба хадак — хадак зелёного цвета ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла и урожайности, поэтому это символ Земли. «Самба хадак» нельзя преподносить людям, его преподносят только на алтарь.

Сагаан хадак — белый хадак. Символизирует помыслы, чистые, как материнское молоко.

Хара хадак — чёрного цвета. Его ставят на алтарь в бутуу удэр — последний день старого года.

Даша хадак — короткий синий хадак, который преподносят обычно детям.

Сонном хадак — самый короткий, синий, особый хадак (до 60 см) как дань усопшим.

Хадак преподносят по особым правилам: дарящий должен поклониться, что означает «я приближаюсь к земле и отдаю дань уважения Вам». Хадак сгибают по длине, кладут на ладони, придавив большим пальцем, и при этом надо учесть, линия сгиба смотрит на того, кто дарит, а открывающейся стороной («амараа урагшаа» — бурят.) — принимающему хадак. Это означает чистоту помыслов и пожелание счастья. Хадак можно преподносить с деньгами или другими подарками, сопровождая «юроолами» — благопожеланиями.

12 февраля праздник сагаалган 12 февраля праздник сагаалган

В традиции буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников — хуралов. Празднование Нового Года приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава (в ином звучании — Цонкапа) разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил и проведение праздника Монлам Ченмо (по-тибетски — Великий молебен). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти.

На 15 день Монлам Ченмо, 27 февраля ламы проведут праздничный хурал Чонпрул Дуйсэн.

28 февраля будет прочитан Додудба — текст из Сутры Праджняпарамиты.

1 марта с 10:00 пройдёт специальный Сахюусан хурал, посвящённый окончанию праздника Монлам Ченмо.

Традиционное празднование Сагаалгана — Белого месяца у буддистов проводится как «пост наоборот»: смысл его не в ограничении, а в щедром дарении. Правильно настроившись и встретив Новый год по буддийскому календарю, мы закладываем основу для стабильности и удачи в нём.

Для удобства отслеживания ежемесячно буддийских праздников и основных, торжественных хуралов можно использовать специальные календари, выпущенные Дацаном Гунзэчойнэй. Новые календари на 2021 год — перекидные и настенные в формате плаката уже есть в наличии в киоске нашего храма. Подробную информацию можно посмотреть здесь.

Все вопросы о времени проведения хуралов и приёмах у лам Дацана можно задать по справочному телефону храма: +7(812) 679−91−08.

Полное расписание торжества опубликовано на сайте и в соцсетях Дацана.

12 февраля праздник сагаалган

Расписание отдельных, торжественных хуралов на дни празднования Сагаалгана:

8 февраля, понедельник
18:00 — Обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану

9 февраля, вторник
10:00−17:00 — Сахюусан хурал

10 февраля, среда
10:00−12:00 — Сахюусан хурал
15:00−16:00 — Табан Харюулга
18:00 — Торжественный молебен Дугжууба (в алтарном зале)
19:00 — Обряд с ритуальным костром Дугжууба (ЦПКиО, набережная р. Большая Невка, за билетными кассами)

11 февраля, четверг
День поста (бутуу удэр)
10:00−12:00 — Сахюусан хурал
15:00−16:20 — Молебен Мандал Шива (восхваление Зелёной Тары)
22:00−05:00 — Торжественный молебен Балдан Лхамо, посвящённый встрече буддийского Нового года

12 февраля, пятница
05:00 — Торжественный молебен Сидор Лхамо, наступление Сагаалгана, обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), обряд призывания удачи и благоденствия, угощение белой пищей (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло)

13 февраля, суббота
10:00 — Сахюусан хурал, Сан (обряд освящения «Коней ветра, удачи»)
15:00 — Молебен Табан Хаан

С 14 февраля по 26 февраля включительно
10:00 — Сахюусан хурал (или другой, объявленный в полном расписании хуралов на февраль 2021 г.)
15:00 — Монлам Ченмо

20 февраля, суббота
15:00 — Отошо, посвящённый обращению к Будде Медицины (Будда Исцеления, Будда Лазуритного Сияния).

27 февраля, суббота
15:00 — Молебен Чонпрул Дуйсен

28 февраля, воскресенье
15:00 — Молебен Додудба (из Сутры Праджняпарамиты)

1 марта, понедельник
10:00 — Специальный Сахюусан хурал (Гомбо, Лхамо и Жамсаран), посвящённый окончанию праздника Монлам Ченмо.

Полное расписание хуралов и ритуалов на февраль 2021 г., которые будут проводиться в Дацане Гунзэчойнэй, размещено в этом разделе.

Вход на хуралы и обряды с ограничениями, рекомендуется использовать маску и перчатки, соблюдать дистанцию не менее 1,5 м. Планируются основных торжественных мероприятий. Подробнее о режиме проведения праздничных хуралов мы напишем в последующих новостях.

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (фотограф Иван Андреев).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *