1025 крещения руси год

День Крещения Руси в Москве: что случилось 1025 лет назад

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

1025 крещения руси год

В Москве начались торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси. Одно из важнейших событий истории будут отмечать несколько дней на территории разных государств — России, Украины и Белоруссии. В Храме Христа Спасителя прошло праздничное соборное богослужение. Впервые в истории в нем приняли участие иерархи всех существующих православных церквей. На литургию, которую возглавил патриарх Кирилл, собрались тысячи верующих.

Торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси, открылись соборной литургией в величественном Храме Христа Спасителя. Сегодня день особенный: церковь вспоминает равноапостольную княгиню Ольгу — царицу россов, как говорили о ней в Византии. Ольгу со всеми основаниями можно назвать предтечей — православие она приняла, когда внук Владимир — креститель Руси — еще не родился.

Предстоятели восьми поместных церквей сегодня сослужили патриарху Кириллу — первоиерархи Иерусалимский, Александрийский, Грузинский, Сербский, Болгарский, архиепископ Кипрский, митрполиты Варшавский и всея Польши, всея Америки и Канады.

Очередь к величайшей святные — деревянному распятию, на котором был казнен апостол Андрей, занимают еще на рассвете. Очередь кажется бесконечной. Она растянулась на несколько километров. Вся Пречистенская набережная до самого Парка культуры превратилось в настоящее людское море.

Чтобы приложиться к святыне, верующие проводят в очереди по нескольку часов. Путь к кресту апостола Андрея прошли уже больше 300 тысяч человек. Паломничество стало практически круглосуточным. «Официально было до десяти, потом — до 12, а потом решили пускать до последнего человека», — рассказывает глава центра развития гражданской активности «Молодая столица» Андрей Федосимов.

Паломником помогают волонтеры. Они обеспечивают верующих питьевой водой. Недалеко развернута полевая кухня. Вокруг храма — паломники не только из России. Сотни верующих из Украины, Белоруссии, Молдовы — со всей канонической территории Русской православной церкви. По ступеням, ведущим в храм, люди поднимаются в ожидании чуда.

Сегодня паломником значительно больше чем было вчера, ведь реликвия пробудет в Москве совсем недолго. Празднование 1025-летия Крещения Руси будет продолжено на берегах Днепра, в водах которого, как гласит предание, и крестил соотечественников князь Владимир в 988 году.

25 июля — последний день в Москве, а затем великая святыне на специальном литерном поезде будет принесена в Киев. Потом — в Минск. В поезде она будет находиться в храме-вагоне. Во время движения в нем будут совершаться богослужения.

Источник

1025 лет Крещения Руси: Москва

Единство православного мира

Приблизительное время чтения: 5 мин.

— «С праздником Вас! Храни Господь!» Вот уже несколько дней подряд в Москве эти приветствия можно услышать почти повсюду. 24 июля с праздничной литургии в Храме Христа Спасителя официально начались торжества, посвященные юбилею Крещения Руси. 1025 лет назад князь Владимир сделал нелегкий, но важный выбор: крестился сам, а потом и свою страну в христианство византийского обряда. Непростое решение святого впоследствии определило будущее не только стран так называемой Святой Руси: России, Украины и Белоруссии, но и других православных государств мира. Именно поэтому незадолго до начала торжественных мероприятий в российскую столицу прибыли все 15 делегаций автокефальных православных церквей мира. 8 из них были представлены их Первоиерархами. Молебен в главном соборе страны в День памяти равноапостольной княгини Ольги, которая, кстати, за три десятилетия до исторического крещения Руси, тайно приняла христианство в Константинополе, стал, по сути, событием уникальным. Главы девяти православных церквей мира, то есть большинства, вознесли свои молитвы за укрепление и сохранение православной веры.

1025 крещения руси год 1025 крещения руси год

Впрочем, о торжествах в России стали говорить задолго до их начала. Еще когда Санкт-Петербург 11 июля встретил крест Апостола Андрея, и сотни тысяч верующих поклонилось ему, стало очевидно: грядущая дата не просто календарное мероприятие. Ведь святыню, впервые за несколько столетий покинувшую Патры, город, где мученически погиб один из любимых учеников Иисуса Христа, принесли в пределы Русской Православной церкви именно в связи с грядущим юбилеем. Вслед за Крестом в страну стали приезжать и делегации поместных православных церквей. В таком составе, да еще и возглавляемые сразу девятью Патриархами, представители мирового Православия, кажется, не собирались почти десятилетие. Масштаб происходящего завораживал верующих. Стоя в многочасовой очереди к апостольскому кресту, помимо молитв и чтения акафистов, рассказов друг другу о житие апостола, паломники нет-нет, да обсуждали приезд Первоиерархов. «Я и к кресту приехала, и на патриархов посмотреть, никогда столько вместе не видела. Да и не увижу, наверное, больше», краснеет Татьяна из подмосковной Коломны. А вот бывший мадагаскарец Габриэль, а теперь просто раб Божий Гавриил, еще раз понял, что выбор веры, подобно князю Владимиру, он сделал верно. «Если сюда едут сами патриархи других церквей, то это очень многое значит. Я только в России узнал о Православии, и оно вошло в мое сердце и душу. А у Креста я еще раз понял, что это Бог меня привел и в Россию, и к истинной вере», — улыбается темнокожий юноша.

В официальной афише столичных празднований – мероприятий, на первый взгляд, не так много, как хотелось бы. Божественная Литургия да грандиозный концерт на Красной площади. Однако многое происходит за закрытыми дверями. И встречи Патриарха Кирилла с главами и представителями православных делегаций, и их беседа с президентом страны Владимиром Путиным, общие трапезы и разговоры, посещения церквей и монастырей столицы. Вот уже несколько дней главная тема разговоров — проблема ближневосточного христианства. Обсуждается именно в Москве она не случайно. Русская Церковь не однажды призывала мировое сообщество обратить пристальный взгляд на ситуацию во взрывоопасном сегодня регионе, собирала пожертвования и отчаянно молилась за мир. Кроме того, на правительственном уровне взгляды православных иерархов страны полностью разделяют и поддерживают. Подобное единство мнений в России – большая надежда для всех, а не только православных, верующих Ближнего Востока. Об этом все последние дни в столице неоднократно говорили не только главы двух древнейших церквей мира — Александрийской и Иерусалимской, расположенных, кстати, непосредственно в проблемной зоне, но и те первоиерархи, чьи церковные пределы территориально далеки от региона, но вместе со всеми они также разделяют скорбь и боль страдающих людей.

Утром 24 июля у храма Христа Спасителя, задолго до его открытия и тем более начала торжественной службы, толпится народ. Уже в 7 утра очередь на вход — внушительная. Попасть на праздничный молебен хотят многие. Правда, не всем удается. Рассчитанный минимум на 10 тысяч человек, собор очень быстро наполняется верующими, и многим ничего не остается, как следить за богослужением снаружи, через установленные у храма плазмы и колонки. Большое впечатление производит служба на многих языках. В толпе то и дело переспрашивают — «что, что сказали?». «Да это не по-нашему», успокаивают полиглоты. Живое сочувствие и уважение в народе вызывает 80-летний грузинский Первоиерарх Илия Второй. «Он же еле стоит, пусть ему стул принесут. Вот же молодец, что приехал», внезапно громко восклицает одна паломница. Тут же начинается обсуждение непростого вопроса российско-грузинских отношений и их будущего. Спустя минуты, сходятся на общей мысли: главное, чтобы люди были духовно едины. «А это у нас и у грузин есть, мы ж все православные», заключает седовласый старик. Кто-то вдруг подмечает, что ровно такую же службу уже видел — в 1988 году, на праздновании тысячелетия Крещения Руси. «Прямо deja vu какое-то», удивляется Андрей. «Я ж через эту службу-то тогда и пришел в церковь. Так понравилось все происходящее, что прямо по-настоящему уверовал. Теперь в церковь часто хожу. Только храм, кажется, был другой».

1025 крещения руси год

Отдельный разговор — ожидаемый концерт на Красной площади. «Говорят, вход свободный, но, наверное, народу будет много. Трудно будет пройти, приду пораньше», — перед концертом делится своими планами Нина. Народу, действительно много. Патриарха Кирилла, вышедшего на сцену поприветствовать пришедших, встречают аплодисментами. А когда Первоиерарх Русской церкви неожиданно подходит к людям — благословить и пообщаться, толпа радостно улыбается. Красивое действо с мини оперой в начале, а потом классическими и даже рок-выступлениями, принимают на ура. Под некоторые песни пытаются танцевать. Дети забираются на шеи родителей — чтобы лучше видеть. До конца фейерверка — заключительного аккомпанемента концерта, почти никто не уходит. И только когда уже в совсем темном небе столицы вспыхивает и гаснет последний салют, с грустным «жаль, быстро закончилось» разбредаются по домам.

1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год

Торжества в России стали действительно «всеправославными и соборными». А менее чем через сутки к радости 1025-летия зарождения Русской Церкви присоединятся и верующие Украины и Белоруссии. Специальный литерный поезд со специально-оборудованными вагоном-храмом — для Андреевского Креста, отвезет 8 патриархов и 15 православных делегаций вначале в Киев, а затем в Минск.

1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год 1025 крещения руси год

Фото Милены Фаустовой и Владимира Ештокина.

Источник

1025 лет Крещения Руси: Минск

Вселенская соборность

Приблизительное время чтения: 5 мин.

«— Нет, нет, не надо никуда увозить! Вы мне просто водички дайте и укольчик какой-нибудь сделайте. А увозить не надо, тут же патриархи и литургия, куда ж я поеду?!» Около специального автобуса скорой помощи в центре белорусской столицы, в тенёчке сидят несколько десятков пенсионеров. Врачи уговаривают их идти домой — 35 градусов жары и открытое солнце могут быть опасными для пожилых людей. Однако на этот раз к просьбам медиков никто не прислушивается. Тут история творится, а вы мне домой советуете идти!», возмущается одна из женщин.

1025 крещения руси год

Минск — третья и последняя столица в патриаршем маршруте празднования 1025-летия Крещения Руси, — стал своеобразной квинтэссенцией торжеств. Исторический древний район города Замчище едва ли когда-нибудь в новейшей истории столицы видел столько народа. «Ну, давайте подсчитаем, — подводит итог местный батюшка. — Одних только автобусов с паломниками, приехавших из разных городов республики, порядка 300. А они большие, там человек по 50 умещаются. Это уже 15 тысяч. А еще тысяч 8-10 жителей города. Ничего, что будний день. Кто хотел, пришел»… Действительно, площадь перед островом полностью заполнена. В благочестивой толпе, кстати, можно увидеть людей всех возрастных групп и религиозных предпочтений. Глава белорусских католиков, митрополит Минский и Могилевский Тадеуш Кондрусевич и апостольский нунций-посол Ватикана Клаудио Гуджеротти стоят в первых рядах, у специально сконструированного для божественной литургии помоста. Из-за беспощадно палящего солнца в какой-то момент кажется, что торжественное действо растягивается на века. Впрочем, верующих, в пику последним заявлениям президента Республики Александра Лукашенко о необходимости реформировать церковные обряды и сделать богослужения короче и понятнее, это вовсе не смущает. Приветственное слова Патриарха Кирилла они слушают затаив дыхание. Этот визит главы Русской Православной церкви для них очень важен. Патриарх Кирилл не частый гость Белоруссии. За время его Предстоятельства – это всего лишь третий приезд в страну. «А мы его любим не меньше, а может и больше, чем украинцы, к которым он каждый год приезжает,» — ревниво сетует минчанка Анна Владимировна.

1025 крещения руси год

Огромное восхищение и шепот уважения у пришедших вызывает Предстоятель Грузинской Церкви Католикос-Патриарх Илия II. Невооруженным взглядом, издалека было видно, как уже трудно 80-летнему архиепископу Мцхета-Тбилиси и митрополиту Пицунды и Цхум-Абхазети участвовать в торжественном богослужении. Но вдруг иерарх начинает приветствовать Минск от лица всех православных церквей мира. Сильный голос, глубокая речь, важные напутствия. Кажется, это на секунды обескураживает верующих. Многие ожидали совсем другого – слабости тела и абстрактности повествования. «Вот она — сила веры», — бросает задумчиво кто-то в толпе. «Надо обязательно пойти к Кресту, попросить у него тоже укрепления в вере».

Крест Андрея Первозванного вместе с Патриархами прибыл в ночь на 29 июля в специальном поезде. Сначала планировалось, что в день празднования он будет выставлен перед помостом, где служили первоиерархи. Но поскольку очередь из желающих поклонится ему превысила все мыслимые ожидания, в срочном порядке было решено не перевозить святыню, а оставить в храме-памятнике Всех Святых. Греческая реликвия с ночи собрала огромное количество верующих, очередь растянулась на несколько километров. То немногое, что жителей и гостей Минска мирило с необходимостью многочасового ожидания – к храму скоро должны приехать патриархи. Здесь в святых стенах они должны встретиться с главой республики Беларусь. Кстати, встреча главы Русской церкви с главой белорусского государства именно на этом месте весьма символична. По историческим меркам собор совсем молод. Последние строительные работы здесь завершились несколько лет назад. А еще в 2009-ом, в первый приезд Патриарха Кирилла в Минск, храм имел лишь стены. Именно тогда президент Белоруссии и рассказал Предстоятелю Русской церкви, каким вскоре будет убранство собора.

1025 крещения руси год

Разговор Александра Лукашенко с Патриархом Кириллом и представителями мирового Православия длится недолго, порядка часа. Поднимаются темы общей духовности, на основе которой сегодня должны выстраиваться интеграционные процессы, положительных перемен в самой республики, в том числе и религиозной жизни страны. Из уст Патриарха Кирилла звучит и предложение построить в Минске еще один православный храм. В том самом Замчище — историческом месте, где был основан Минск, и где еще утром патриархи провели божественную литургию. А на месте обнаруженного в середине 1950-х годов фундамента православного храма XI века заложили капсулу с памятной грамотой, подписанной всеми иерархами — участниками торжеств по случаю 1025-летия Крещения Руси.

…Уже глубокой ночью, под размеренный стук колес поезда, возвращающегося в Москву, вдруг приходит осознание всего произошедшего за эти дни торжества. Представители всех православных церквей, главы старейших кафедр восточного христианства, президенты нескольких стран, сотни тысяч верующих… 1025-летний юбилей Крещения Руси и, по сути, русского Православия, был отмечен действительно всем миром. Эта вселенская соборность православной церкви, общая радость – и есть то самое историческое событие, о котором будут писать и вспоминать не только годы, но века спустя. Конечно, летописи будущей современности дадут свои оценки, расставят свои акценты и сделают свои выводы. Но уже сейчас очевидно одно – если современный мир с нетерпением ждет Всеправославного собора, гадая, состоится он или нет, то он уже прошел. В Москве, Киеве, Минске. В каждом из городов тех стран, откуда на торжества прибыли Первоиерархи Церквей, в каждой епархии и митрополии делегатов православного мира. Ведь именно в дни 1025-летия мировое Православие показало и во всеуслышание заявило о своей силе и своем единстве.

«Соприкосновение с прошлым имеет для современного человека очень большое значение. Но не только связь времен замкнулась в этом празднике. В то же время «по горизонтали» мы почувствовали усиление наших добрых братских отношений. Эта горизонталь простирается через всю историческую Русь и объемлет сегодня Беларусь, Россию, Украину и другие страны, где присутствует Русская Православная Церковь и где она проповедует слово Божие. Эти связи по вертикали и по горизонтали высвечивают самое великое и бессмертное сокровище, которое открыло перед людьми новую эру, новый взгляд на жизнь, дало духовные силы, которых достаточно для того, чтобы и две тысячи лет, как существует Церковь и христианство, и 1025 лет, как существует наше русское Православие, вера наша оставалась жива и актуальна. Актуальность христианства поражает. Трудно себе представить, что сегодня нас, людей XXI века, объединяет тот же самый идеал, перед которым склоняли головы древние жители Киева. Нет другой силы, которая бы так «по горизонтали» и исторической вертикали объединяла людей, поколения, страны и народы при том, что у этого идеала нет опоры ни на власть, ни на политическую силу. Только Божия власть и Божия духовная сила — благодать — связует людей и образует это единств».

Патриарх Кирилл. Заключительное слово в Минске.

Источник

1025 крещения руси год

В России, на Украине и в Белоруссии продолжаются торжества в честь 1025-летия Крещения Руси. В понедельник центром церковных торжеств стал Минск. Делегации поместных православных церквей, съехавшиеся со всего мира для участия в юбилейных мероприятиях, вместе с патриархом Московским и всея Руси Кириллом уже совершили несколько торжественных богослужений в Москве, Киеве и Минске и обсудили вопросы общецерковного характера, провели ряд встреч с руководством трех стран. О том, что обсуждалось на этих переговорах и чем является эта дата для Русской православной церкви, РИА Новости рассказал замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

— Двадцать пять лет назад празднование 1000-летия Крещения Руси, по словам патриарха Кирилла, стало своего рода новой точкой отсчета — тогда началось постепенное духовное возрождение народа. Чем является нынешняя юбилейная дата? Как вы считаете, чему она должна положить начало?

1025 крещения руси год

— Священный Синод на заседании в Киеве призвал руководство стран канонической ответственности РПЦ придать празднованию Крещения Руси государственный статус и, по возможности, сделать его выходным днем. Наверняка найдутся те, кто посчитает, что в многоконфессиональной стране такие действия могут привести к межрелигиозным и межнациональным конфликтам. Можете ли вы развеять эти опасения?

— Представители поместных православных церквей, которые съехались со всего мира для участия в праздновании 1025-летия Крещения Руси, не только молились вместе с патриархом Кириллом, но и участвовали в переговорах. Можете ли вы сказать, что сегодня является общими «болевыми точками» для православных церквей?

— В ходе переговоров патриарха Кирилла с главами и представителями поместных православных церквей обсуждались, конечно, разные вопросы, но некоторые из них были общими для всех состоявшихся встреч. Это прежде всего вопрос о положении христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в Косовском крае. Это было лейтмотивом всех встреч, потому что все предстоятели испытывают большую тревогу в связи с происходящими там процессами. Все согласны с тем, что мы призваны в этой ситуации проявить солидарность с нашими братьями. Обсуждались также вопросы общеправославного характера, такие, например, как ход подготовки к Всеправославному собору и методология подготовительного процесса. Приятно отметить, что у подавляющего числа поместных православных церквей взгляды на эту тему очень близкие. Все отмечают важность серьезной, всесторонней подготовки собора.

— На встрече первоиерархов с президентом России Владимиром Путиным в Москве был поднят вопрос положения христиан на Ближнем Востоке. Удалось ли донести до президента России обеспокоенность церквей?

— Представители церквей Ближнего Востока и Северной Африки выразили благодарность российскому политическому руководству за твердую и принципиальную позицию, которая, с их точки зрения, способствует сохранению и укреплению христианского присутствия в этом регионе. Мнение ряда церковных представителей было таково, что доведение ими этой точки зрения до президента России поможет ему чувствовать поддержку общественных сил в этих странах в отношении той политики, которую осуществляет Россия. Участники беседы свидетельствуют о большом внимании и заинтересованности президента Путина по отношению к тем проблемам, которые вызывают их озабоченность.

— Как сообщалось ранее, на переговорах делегаций должен был подниматься вопрос о том, каким должен быть общецерковный, общеправославный ответ на проблему легализации однополых браков в Европе. Был ли он сформулирован, и если нет, то что этому помешало?

Источник

Крещение Руси 1025 лет назад

В эти дни Россия отмечает 1025-летие Крещений Руси, день духовного рождения Руси-России. Прошло больше тысячи лет, а это событие до сих пор привлекает внимание ученых. Ибо как свет, который Господь зажигает в душе человека в момент Крещения, освещает всю его жизнь, так свет, зажженный тысячу лет назад апостолом Андреем Первозванным, князем Владимиром, княгиней Ольгой, сотнями безвестных подвижников продолжает светить нам до сих пор. И поэтому интересно обратить внимание на детали.

Внеличностность богов славянского пантеона четко видна в том, что почти не существует ни конкретных внешних описаний божеств, ни их внутренних качеств. Языческий Перун был идолом, имевшим весьма условные даже внешние признаки. Из отсутствия личностного восприятия Бога естественным образом вытекал и «посюсторонний» характер язычества, его исключительная обращенность к этому миру, а также невнимание к человеку, как к личности. Поэтому в язычестве очень плохо разработано учение о загробном мире и посмертной участи человека. Можно обратить внимание и на то, что в художественном творчестве славян было доведено до совершенства искусство орнамента (геометрического, ленточного и растительного), в который великолепно вкраплялись образы птиц и зверей, но почти никогда человека. Так, на знаменитой металлической обкладке двух больших турьих рогов IX в. из Черной могилы (Чернигов) есть человеческие фигурки, но они очень схематизированы и полностью лишены личностных качеств.
1025 крещения руси год
Антропоморфная фигурка на серебряной обкладке турьего рога из Черной могилы.

И это очень редкий пример создания образа человека в славянском языческом искусстве.
Естественным следствием подобного внеличностного отношения к Богу было его восприятие не как любящего и сострадательного существа (как в христианстве), с которым отношения развиваются по принципу любви, а как некоей силы, с которой невозможны личностные взаимоотношения, любые чувства (отец-сын), а только «договорные» отношения по принципу взаимных обязательств (хозяин – раб). Не случайно митрополит Илларион в знаменитом «Слове о законе и благодати», подчеркивает, что дохристианский «закон» означает жесткую авторитарность и конечном счете рабство, а «благодать» есть синоним свободы и иных взаимоотношений («родися сын, а не раб»). В этих условиях отношения с Богом в язычестве нередко строились на обмане и «принуждении», «взаимной выгоде» и движущей силой этих взаимоотношений становился магизм – вера в возможность человека овладения сверхъестественными и естественными (природными) силами с помощью заклинаний, ритуалов и т.д.

Рассмотрев указанные выше закономерности, можно прийти к выводу, что внеличностный, неконкретный характер божества и вместе с тем отсутствие интереса к человеку как к личности в славянском язычестве исключали возможность появления литературы, смысловым центром которой всегда является конкретный образ (человека или Бога), а также иконописи. Натуралистический характер язычества, когда капище лишь обозначалось условными стенами или рвами, исключал возможность возникновения архитектуры, а циклическая идея истории и времени – возможность включения в мировую историю. Поэтому необходимым условием перехода на более высокую ступень общественного и личного сознания, и вместе с тем истории и культуры, должно было стать (и стало) принятие христианства, поскольку к X в. славянское язычество оказалось в смысле исторической и культурной перспективы, по выражению С.М.Соловьева, «несостоятельным».
1025 крещения руси год
Место капища Перуна под Новгородом (Перынь). На месте идола сегодня стоит храм.

То есть это был переход к «культуре совести», переход на новую, более высокую ступень сознания и развития души. Напомним, что в отличие от идола Перуна («что») Иисус Христос есть личность («кто»), и в этом есть важнейшее, смыслообразующее различие. Иисус Христос стал не только личностным Богом (и тем самым предельно приближенным к земному человеку пониманием Божества), но и носителем всех высших духовных качеств, возвышающих в идеале человека до Бога. Переход от внеисторизма к историзму, выразившийся в переходе от языческой циклической модели времени и истории к линейной христианской модели (от Адама до Страшного Суда) имел огромное значение не только для всего общества в целом, но и для каждого человека в отдельности. Ведь именно только в рамках линейного понимании времени и истории возможно понятие общественного прогресса и личного нравственного прогресса.
1025 крещения руси год
Збручский идол.

Личностное восприятие Бога в христианстве отныне естественным образом приводило человека к осознанию исключительности и неповторимости своей собственной личности хотя бы на основании того, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Кроме того, образ личного, благого по природе Бога, наделенного исключительными нравственными качествами, давал человеку важнейший критерий, по которому следовало строить свою собственную жизнь. Отвергая «природный» закон силы, как главного критерия собственной правоты, христианство противопоставляло ему постулат «не в силе Бог, а в правде», «Бог есть любовь и пребывающий в любви – пребывает в Боге». Признание христианского постулата и готовность следовать ему означали фундаментальный переворот в сознании и переход на совершенно иную ступень бытия.
1025 крещения руси год
Крещение Руси

Кроме того, необходимо указать и на тот очевидный и бесспорный факт приобщения после Крещения Руси восточнославянского мира к лучшим достижениям мировой культуры – литературе, пению, архитектуре, живописи. На Русь «обрушился» огромный поток накопленных почти за тысячу лет духовных богатств, и, что особенно важно, не «раздавивших» собственную самобытную культуру, но творчески усвоенных и ярко обогащенных языческими представлениями о природной красоте и гармонии, что придало многим явлениям древнерусской культуры (и русскому православию в целом) уникальность и неповторимость.

Что касается исторических деталей Крещений Руси, то они известны достаточно хорошо. Как была выбрана вера? Мы никогда не узнаем, как долго Владимир размышлял, прежде чем принять решение. Очевидно, оно далось ему, убежденному язычнику, приносившему человеческие жертвы идолам, обладателю огромного гарема, очень нелегко. В Киеве того времени уже стояли церкви, жило множество христиан, и князь Владимир, несомненно, знал многих из них. Желая, наконец, определиться в выборе веры, в 986 году Владимир, по преданию, устроил в Киеве «испытание вер», то есть пригласил к себе миссионеров из разных стран, представивших ему свои исповедания. Испытав каждого (а среди них были иудей, католик, мусульманин и грек), Владимир отверг всех, кроме последнего — представителя греческой Православной церкви, которого он внимательно выслушал, но окончательного решения так и не принял.

В следующем, 987 году князь отправил своих послов за границу, чтобы они, побывав в различных странах, познакомились с жизнью и богослужением представителей разных вероисповеданий. Вернувшиеся через некоторое время послы, описывая свои впечатления, особо восхищались красотой греческого богослужения. «Когда мы находились в храме, — говорили они, — не знали мы, где находимся — на небе или на земле». И наконец, очевидно, последним толчком к крещению самого Владимира явилась тяжелая болезнь — слепота, случившаяся с князем после осады города Корсунь. Его невеста Анна, византийская царевна, не желавшая идти замуж за язычника, стала уговаривать его креститься, уверяя, что в купели он получит исцеление. И князь Владимир крестился в городе Корсунь, где до настоящего времени сохранились развалины храма и остатки купели, в которой совершилось это крещение. Выходя из купели, он прозрел и, вернувшись в Киев, решил крестить жителей города.
1025 крещения руси год
Крещение князя Владимира.

Это событие, состоявшееся в 988 году, и вошло в русскую историю под названием «Крещение Руси».
День крещения достаточно полно отражен в летописях. Киевляне начали собираться к Днепру еще на заре. Накануне княжеские глашатаи объехали город, объявляя, что на утро назначено крещение, и передавая слова князя: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — да будет мне враг». Огромное число людей, собравшихся на берегу, вошли в воду и были крещены греческими епископами в присутствии князя Владимира, который стоял здесь же, на берегу. В прошлом веке в Киеве на горке, под которой произошло крещение (ее потом назовут Владимирской), был поставлен памятник князю Владимиру.
1025 крещения руси год
Купель (баптистерий), где крестился князь Владимир.

Идол Перуна был свергнут со своего холма. Вывернутый из земли, он катился по склону к реке, а толпа народа бежала за ним с палками и била его. Когда наконец он упал в воду Днепра и поплыл, князь приказал отталкивать его от берега до тех пор, пока тот не пройдет днепровские пороги. Близ них идол прибился к берегу.
1025 крещения руси год
Капище князя Владимира в Киеве.

Нельзя также забывать и о том, что Крещение Руси — не единовременный акт, а долгий процесс, растянувшийся на столетия и начавшийся задолго до 988 года. «Повесть временных лет» доносит до нас предание о посещении апостолом Андреем Первозванным еще в I веке н. э. территории будущего Киевского государства — Скифии. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, — говорит летописец, — узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и приплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И наутро встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья, будет город великий (Киев), и воздвигнет Бог многие церкви“.
1025 крещения руси год
Крест, на котором был распят апостол Андрей Первозванный.

И взошел на горы эти, и благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы той, где после возник Киев, и отправился по Днепру вверх». Большинство исследователей считает это предание вымыслом. Действительно, нигде более мы не можем найти свидетельств посещения Русской земли апостолом Андреем. Однако если это даже и так, то археология дает нам множество свидетельств, что уже в первые века нашей эры населявшие среднее течение Днепра народы имели прочные торговые связи с Римом, Азией, где как раз распространялось христианство. Не исключено, что христиане того времени могли оказываться в этих местах и свидетельствовать о своей вере.

Более чем за столетие до Крещения на Руси уже хорошо знали о христианах. Еще в 866–867 годах при князьях Аскольде и Дире (есть предположение, что Аскольд был христианином) произошло крещение народа Русь, а в Киев прибыл из Византии епископ. Об этом сообщает в «Окружном послании» Константинопольский патриарх Фотий. Упоминает «русскую епархию» среди епархий Константинопольского патриархата и Константин Багрянородный. Уже при Игоре в Киеве была «соборная церковь св. Илии» (соборная значит главная, то есть были и другие), а сама княгиня, как говорилось, в 50 х годах Х века приняла христианство в Константинополе. Христианином был и князь Ярополк.

Таким образом, можно убедиться в том, что процесс Крещения Руси шел задолго до Владимира и продолжался после крещения киевлян. Христианство не могло распространиться по огромным просторам Руси за недели и месяцы — на это ушли сотни лет. С Х вплоть до XVIII и XIX веков продолжается крещение многочисленных народов, проживающих на территории России, — вятичей, пермяков, мордвы, татар, чуди и многих других. Поэтому, безусловно, крещение киевлян князем Владимиром не является в буквальном смысле слова Крещением Руси, но от этого событие 988 года не становится для нас менее значимым: ведь именно тогда князь Владимир сделал христианство религией Русского государства, духовной основой его жизни. Не случайно Русская церковь причислила князя к лику святых.
1025 крещения руси год
Фундаменты Десятинной церкви в Киеве, в которой был погребен князь Владимир.

Безусловно, не всегда и не везде процесс крещения проходил гладко. В летописях звучат отголоски сопротивления, которое вспыхивало то в одном, то в другом конце Древней Руси. Язычники-славяне, возглавляемые жрецами-волхвами, подчас в открытую выступали против принятия христианства. Не было единодушия и среди тех, кто крестился в Киеве в 988 году. Когда свергали идол Перуна со своего холма, многие плакали, а затем бежали за плывущим по Днепру идолом по берегу и кричали: «Выдыбай [выплывай], Перуне, выдыбай!» В течение долгого времени было принято считать (да и сейчас можно встретить такую точку зрения), что христианство вводилось силой, и в качестве доказательства обычно приводилась известная летописная фраза: «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнем». При этом приводившие эту фразу не обращали внимания на то, что Иоакимовская летопись, содержащая ее, — произведение… XVII века! В данном случае лучшим доказательством правильности выбора веры князем Владимиром является ее необыкновенно глубокая укорененность в народном сознании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *