100 лет исполняется со дня рождения

100 лет исполняется со дня рождения выдающегося историка Юрия Полякова

Для отечественной науки он — эталон профессионализма. Человек, который всю жизнь учил людей без страха смотреть в прошлое, чтобы лучше понимать, кто мы такие сейчас.

Фото, видео: РИА Новости / Юрий Абрамочкин; 5-tv.ru

Сегодня 100 лет исполняется со дня рождения легендарного историка Юрия Полякова. Во многом именно благодаря его самоотверженному труду удалось сохранить память о каждом погибшем в годы Великой Отечественной войны. И это далеко не единственная его заслуга. Автор десятков книг, он никогда не прекращал заниматься наукой, даже когда для этого не было ни бытовых, ни просто человеческих условий.

Великого ученого не стало в 2012-м, но именно сейчас особенно остро ощущается нехватка специалистов по истории нашей страны, корреспондент МИЦ «Известия» Алексей Лазуренко объяснит почему.

Поэзия и история — родные сестры. Академика Юрия Полякова они обе сопровождали всю жизнь. И лишь в своем последнем монологе он признался, почему однажды лирике предпочел науку.

«Корова пасется на лугу, и ей все равно — это луг Куликово, это поле или деревня Чернушкино. А человеку не все равно!» — говорил Поляков.

Лауреат госпремии СССР и премии Ключевского. Автор сотен монографий и десятков книг. Отец ведущего специалиста по Ирландии в нашей стране. О нашем общем прошлом он умел рассказывать столь увлеченно, что другого пути, кроме как в науку, его дочь Елена Полякова для себя не видела.

«Вся его жизнь — это была работа и наука, в основном. Насколько я себя помню, он всегда работал, всегда занимался. Было время, когда мы жили вчетвером с бабушкой в 14-метровой комнате, и он все равно работал. Он мог писать на коленях. И свою диссертацию кандидатскую он именно в таких условиях и писал», — поделилась Елена Полякова, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук.

Он родился в разгар гражданской войны в Ташкенте. Отец — военврач, участник туркестанской кампании. С тех пор судьба так и распорядилась — Поляков либо сам будет свидетелем ключевых сломов истории страны, либо глубоко изучать их.

«Он защищал докторскую по нэпу, который как раз был введен в 1921 году, он занимался демографией, он разделил судьбу нашей страны», — сообщил директор института российской истории РАН, доктор исторических наук Юрий Петров.

Когда в 1941-м копал укрепления для обороны Москвы. Или, годом позже, в эвакуации, делал детали для легендарных Катюш. В военные годы появилась еще одна любовь на всю жизнь. Александра Яковлева — дочь «врага народа». Юрий Поляков знал, что с его стороны — это вызов системе. Но по-другому он жить не умел.

«Тогда было такое деление: красные — все хорошо, белые это все плохо. Юрий Александрович тонко оценивал и деятелей белого движения. Он не мог сказать, что это позитив какой-то, но он очень старался показать их роль и их движение», — рассказал научный руководитель института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук Александр Чубарьян.

Так в 1967-м на страницах журнала «История СССР» появилась статья монархиста Василия Шульгина. Поляков был главным редактором издания и не мог не напечатать свидетеля отречения последнего императора.

«Известия» взяли часть материала и в приложении («Неделя» выходило тогда, приложение к «Известиям») опубликовали материалы Шульгина. И вот это-то и вызвало возмущение. Наш журнал с тиражом небольшим 10 тысяч не был так распространен, а газету и «Неделю» читали», — говорил Поляков.

Вызов на ковер в ЦК, отставка с поста главреда. Только Юрия Полякова этим вряд ли можно было бы сломить. Помогала и поэзия. Любитель абсолютной рифмы даже Горация переводил с латыни, сохраняя стройность слога.

«Получилось так, что он оказался в Сталинграде, по-моему, сразу после его освобождения, и это его настолько потрясло, что написал это стихотворение, оно было опубликовано», — рассказала Елена Полякова.

Не исключено, что именно в разрушенном до основания войной Сталинграде Поляков утвердился во мнении: важно помнить о каждом. Академик вернул в отечественную науку историческую демографию и разработал методику расчета потерь. Во многом благодаря Юрию Полякову мы знаем — Великая Отечественная унесла жизни почти 27 миллионов наших сограждан.

«Юрий Александрович настаивал, чтобы обязательно рассчитывались составляющие потерь и их слагаемые. Беженцы, угнанные, пленные, кто не вернулся или погиб. Все эти категории рассчитать и суммировать — очень большая тяжелая работа, но благодарная», — сообщила руководитель Центра изучения истории территории населения России, доктор исторических наук Валентина Жиромская.

Легендарный столичный микрорайон Черемушки. Строительный бум здесь стал когда-то символом роста московской демографии. И до института российской истории РАН, которому 60 лет своей жизни посвятил академик Поляков, совсем недалеко. Поэтому теперь эта улица носит его имя. Дань титаническому труду во имя общества.

Он даже достал из архивов «репрессированную» перепись 37 года. Сталину не понравились ее итоги, и папки с отчетами на десятилетия спрятали под грифом «секретно». Но для принципиального академика за цифрами всегда стояли судьбы.

«Знаете, я очень сожалею, что наше время, вот сейчас он был бы очень востребован. Потому, что сейчас идет такая борьба за прошлое, за историческую правду. И такие публикации появляются, с одной стороны невежественные, а, с другой стороны, может быть, заказные, я не знаю, что человек, который знал и понимал эту правду, основывался на документах, на фактах, это было бы сейчас очень востребовано», — рассказала Елена Полякова.

Для отечественной науки он — эталон профессионализма. В Институте российской истории даже сохранили его кабинет. Здесь работал академик Юрий Александрович Поляков. Человек, который всю жизнь учил нас без страха смотреть в прошлое. Чтобы лучше понимать, кто мы такие сейчас.

Источник

100 лет со дня рождения академика Андрея Сахарова, ученого, правозащитника, одного из создателей водородной бомбы

Сегодня 100 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. В Сарове, бывшем Арзамасе 16, где он проработал почти два десятилетия, этим утром открыли памятник академику. Гениальный физик и известный общественный деятель: его вклад и в укрепление обороноспособности нашей страны, и в развитие гражданского общества трудно переоценить.

– В 2000 году проходило огромное социсследование, были названы десять людей столетия. В этот список вошли, конечно, руководители государства, в этом списке, конечно, Юрий Гагарин, Сергей Павлович Королев, в этом списке Солженицын, в этом списке Высоцкий и в этом списке Андрей Дмитриевич Сахаров. Это признание наших людей, нашего народа, всего его пути, – выступил Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации «Росатом».

Человек-легенда, которого не все понимали, но которым не перестают восхищаться и теперь. Как, будучи одним из главных разработчиков водородной бомбы, получить Нобелевскую премию мира? Стать трижды героем труда, потом лишиться всех наград и ни о чем не жалеть.

– Стоял кандидат наук, он там в очереди в баню стоял, неважно, на самом деле это означает, что он над этой проблемой все время думал, понимаете? – рассказывает Сергей Савинов, помощник директора по научной работе Физического института им. П. Н. Лебедева РАН.

Андрей Сахаров предложил сделать структуру бомбы слоистой, состоящей из уравновешивающих друг другу урана и дейтерита лития. Отсюда «слойка», советский ответ американской конструкции бомбы под названием «труба». В 32 года Сахаров уже Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской премии, академик. Он еще дважды станет Героем Соцтруда, его станут называть «отцом водородной бомбы», благодаря его работе и работе коллег Сахарова Советский Союз восстановит паритет с Америкой и станет ядерной сверхдержавой.

Гениальный физик, понимающий степень и своей личной ответственности, активно пишет статьи о науке, роли интеллигенции и опасности термоядерной войны, и это уже не футурология, а философия. В 68-м его размышления печатаются в самиздате, попадают в зарубежную прессу, партийные органы и даже некоторые коллеги осуждают того, кто еще недавно воспринимался как национальный герой, ставший прототипом для фильмов про передовых советских ученых. А тут еще от онкологии умирает жена, подарившая Сахарову троих детей.

– Дедушка решил пожертвовать сбережения на строительство онкоцентра в память о бабушке, передать вторую часть суммы в Советский красный крест, – рассказывает Марина Сахарова-Либерман, внучка А. Д. Сахарова.

Целью жизни для Сахарова становится борьба с несправедливостью в самых разных проявлениях. Советский Союз нуждается в реформах, уверен он. А правозащитная деятельность позволяет помогать конкретным людям. Его вторая супруга, Елена Боннер, полностью разделяет это мнение. Академика можно видеть на судебных процессах по делам «антисоветчиков», он много общается с зарубежными корреспондентами, пишет критические статьи, его причисляют к диссидентам. В 75-м он получает Нобелевскую премию мира. А после того, как Сахаров осудил ввод советских войск в Афганистан, его лишили званий Героя соцтруда и отправили в закрытый для иностранцев город Горький, по сути, в ссылку. Михаил Горбачев, во время перестройки, позволил семье Сахаровых вернуться в Москву, и академик, со всем своим нерастраченным энтузиазмом, ныряет в политику. На съезде народных депутатов, который транслировался в прямом эфире, он пользуется каждым шансом, чтобы выступить с трибуны, отказываясь уходить, пока не высказался.

– Товарищ Сахаров, вы уважаете съезд?

– Я уважаю съезд, но я уважаю народ, смотрящий на нас сейчас, и уважаю человечество.

О самом себе Сахаров всегда говорил со скромностью, вот так: «Судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. И я лишь старался быть на уровне собственной судьбы».

К юбилею на Первом канале документальный фильм «Дело Сахарова». Следите за программой передач. Жители центральных регионов смогут посмотреть его в ночь на субботу, в 00-15.

Источник

100 лет исполнилось со дня рождения режиссера Григория Чухрая, которому благодарны поколения

Правда памяти. Она в документах, рассказах ветеранов. Она в нас. Когда меня маленького дед брал с собой 9 мая, я очень гордился, что все в троллейбусе были в орденах. Сейчас эти награды все больше в семейных архивах.

Но возвращаясь к документам. Есть и созданные руками самих фронтовиков. Один из них великий режиссер Григорий Чухрай. Сегодня 100 лет со дня его рождения. «Баллада о солдате». «Чистое небо», «Сорок первый».

С экрана он высказал свою правду на весь мир. Вдове Чухрая Ирине Павловне 101 год. Она дала эксклюзивное интервью Первому каналу, где поведала историю любви, разлуки и рождения шедевров ее мужа.

Она хорошо помнит удивленные глаза работниц ЗАГСа — в разгар войны обычно шли за другими документами. И как через год, 9 мая 1945 года, не смогли быть вместе — Григорий Чухрай еще долго пропадал в госпиталях на территории Венгрии, где шли последние бои.

«Был такой у меня ужас, я просто страдала. Заходит ко мне тетя моя: «Слушай, тебе письмо прислал Гриша, он оказывается жив!» — вспоминает Ирина Чухрай.

Он прошел Великую Отечественную от и до — в роте связи в составе ВДВ, которую забрасывали в тыл врага, был четырежды ранен. И потом штурмом брал ВГИК.

«Он же был участник обороны Сталинграда. И он нашел в каком-то разбитом доме книгу, что такое режиссура кино. И это его настолько заинтересовало, что он поступил во ВГИК», — рассказывает кинорежиссер, сценарист, народный артист РФ Виктор Мережко.

От молодого фронтовика из сельской школы поначалу не ждали творческих побед. Но первым же залпом тот попал в самое сердце. Взрывной по тем временам фильм «Сорок первый» открыл советскому человеку не красных героев и белых злодеев, а обычных людей с разных сторон баррикад, способных посреди всеобщей ненависти разбудить любовь.

Чухрая обвиняли в антисоветчине, а он снова пошел за рамки черного и белого — решил во что бы то ни стало поведать свою балладу о солдате без громких подвигов, батальных сцен и героической гибели перед объективом. Чухраю важнее были сражения внутри простого человека, которого война каждый день испытывала на прочность.

На пленку он перенес скачущую кардиограмму судьбы. Советский зритель, привыкший к шаблонному прославлению Красной армии, такую правду принял безоговорочно.

«Я хотел доказать то, что знал о войне. Что жизнь каждого человека — это целый мир. Родившиеся в 21 году, как я родился, возвратились только 5%, 5%!» — рассказывал сам Григорий Чухрай.

В чистом и наивном Алеше Скворцове себя узнали все, кто юнцом пошел на фронт, а потом жил, любил и умирал по траншеям и окопам.

«Мы их и не знаем, они устелили нашу землю. Это же самая большая трагедия наша. Положить всю юность нашу, от Запада до Востока, от Востока на Запад. Как же Гриша мог об этом не говорить», — говорит Ирина Чухрай.

Как и герой «Баллады о солдате», Чухрай получил отпуск за боевые заслуги в разгар войны. И почти все драгоценные две недели потратил на поиски возлюбленной Ирины Пеньковой, с которой война свела в Ессентуках, и разлучила, когда город был оккупирован.

«Она попала в оккупацию, потом ее освободили, я ее нашел — добирался я туда пять дней на перекладных, на паровозе, на грузовиках, но все-таки я приехал! Была война», — рассказывал Григорий Чухрай.

«В 1944 году он вдруг неожиданно появляется. Рано утром с огромной охапкой сирени: «Я приехал жениться», — вспоминает Ирина Чухрай.

Уже исключенный из партии, в 1961 году он выпустил первый антисталинистский фильм «Чистое небо». Рассказал о летчике, который вернулся из плена и был лишен всех наград.

«Есть много людей, которые оправдывают свою трусость вот так: «Понимаете, было такое время, когда мы не могли сказать правды». Вранье! Тот, кто хотел сказать правду, тот находил форму и говорил правду», — подчеркивал Григорий Чухрай.

Принципиальный до мелочей, закаленный войной, свою правду отстаивал до конца. Когда был председателем 3-го Московского международного кинофестиваля, ему настоятельно рекомендовали отдать главный приз советской драме о строительстве газопровода в непроходимых болотах.

Советский кинорежиссер, Григорий Чухрай объявил результаты конкурса. Большой приз получает Федерико Феллини, прогрессивный итальянский кинорежиссер, автор фильма «Восемь с половиной». С Федерико Феллини и Тонино Гуэрра потом провели не один вечер в творческих спорах. Лора Гуэрра вспоминает, как на Чухрая обрушилось мировое признание — «Баллада о солдате» получила больше 100 зарубежных премий и стала одной из самых титулованных советских кинолент.

Тогда сам Чарли Чаплин признавался, что увидел трогательный и человечный фильм. А Марлен Дитрих посмотрела «Балладу» восемь раз, назвав ее произведением подлинного искусства, которое доказывает ненужность и нелепость войны.

«Они знали его фильмы и восхищались этим. И когда они говорили, что я у него работала, они говорили: «Ооо!» Это была визитная карточка», — отмечает Лора Гуэрра, вдова Тонино Гуэрра.

Чухраю не могли простить спецпризы Каннских кинофестивалей и скрывали, что «Балладу» номинировали на «Оскар». Когда снимать свои фильмы стало все тяжелее, он начал продюсировать другие и попытался перевернуть всю систему советского кино.

На Экспериментальной киностудии Чухрай ввел рыночные отношения, когда гонорар зависел не от количества отснятого материала и категории, присужденной партийным начальством, а от успеха фильма в прокате. Так появилась нестареющая классика советского кино: «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Белое солнце пустыни», «Табор уходит в небо».

«Авторы, они получали гонорар, если их картина набирала 17 миллионов зрителей и больше, то тогда они получали второй гонорар. Выходило по советским меркам, ну, прямо скажем, астрономические суммы», — рассказывает глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

Через 10 лет пришла резолюция с формулировкой: «Эксперимент удался, студию закрыть». Но Чухраю продолжали приходить мешки писем, среди которых самыми дорогими были весточки от однополчан и совершенно незнакомых фронтовиков, которым он непременно старался ответить.

«Все мое детство приезжали к отцу однополчане, десантники, которые с ним воевали. Кроме всего прочего, было очень много людей, которые вернулись после сталинских лагерей», — вспоминает Павел Чухрай, сын Григория Чухрая.

Григорий Чухрай снял семь фильмов, взявших больше 100 мировых наград, но главной считал премию «Ника» за честь и достоинство. Благодаря которым его ленты и спустя полвека понятны и любимы. Как и его простые герои.

Источник

100 лет исполняется со дня рождения маршала авиации Ивана Кожедуба

Главный ас Советского Союза, самый результативный летчик-истребитель Великой Отечественной Ивана Кожедуба. На его счету — десятки сбитых вражеских самолетов и сотни боевых вылетов.

“Что-то он какой-то немного медлительный”, — так инструктор советской летной школы незадолго до Великой Отечественной говорил о курсанте, который станет самым результативным летчиком-истребителем среди войск союзников Второй мировой. Иван Кожедуб. До 1943 года его не пускали на фронт, ведь он оказался талантливым инструктором и был нужен в тылу. За это время Кожедуб набрался опыта пилотирования, мог управлять с закрытыми глазами, а советские инженеры создали ЛА-5, первый самолет, который не уступал фашистским.

62 сбитых вражеских самолета, 120 воздушных боев, 330 боевых вылетов. И ведь каждый мог оказаться последним.

В первом же бою Кожедуб продемонстрировал характер, в одиночку атаковав шесть “Мессершмитов”. Его самолет буквально изрешетили, более полусотни пробоин. Но он все-таки смог дотянуть до своего аэродрома. На подлете, кстати, его случайно обстреляли еще и наши зенитчики. И даже попали. Но на протяжении всей войны ни разу никому ни с земли, ни в воздухе не удалось сбить Кожедуба. Он всегда приземлялся сам, как бы сильно не был поврежден самолет.

После этого до конца войны Кожедуб не расставался с блокнотом, в котором постоянно записывал то, о чем думал. А думал об одном: как эффективнее воевать. Анализировал ошибки, разрабатывал схемы атаки.

«Сбить самолет — не рукой махнуть. От желания до умения дистанция очень большого размера. Здесь у меня записан и противник. Потому что, чтобы побеждать врага, нужно знать его сильные и слабые стороны», — говорил Иван Кожедуб.

Свою фирменную формула боя сам Кожедуб, когда-то обвиненный в “медлительности”, начинал описывать со слов “ошеломляющая стремительность”. Он не давал врагу опомниться.

В истории СССР было только три трижды Героя Советского Союза: Буденный, Покрышкин и Кожедуб. Но сам Иван Никитович говорил, что у него есть еще и четвертая звезда — жена Вероника.

«Жена маршалла Покрышкина Мария даже спрашивала у бабушки: “Неужели Ваня не только на публике так к тебе относится, что у него для тебя 300 разных прозвищ: женуля, женусенька, женусечка, Вероничечка? Дедушка очень любил жизнь и любил людей», — рассказывает внучка Ивана Кожедуба Анна Кожедуб.

Страсть Ивана Кожедуба к небу Анне не передалась. А вот к музыке — да. Нравятся одни и те же песни. После Великой Отечественной Иван Кожедуб воевал еще в Корее, потом была академия Генштаба, командование воздушной армией, военным округом, звание маршал.

А тот “блокнотик”, в котором он разбирал ошибки и чертил схемы, вошел в учебники для летчиков-истребителей.

Источник

100 лет исполнилось со дня рождения великого режиссера и актера Сергея Бондарчука

Военную тему по-особому чувствовал Сергей Бондарчук. В своих картинах он донес до нас самое важное. Наш народ не победить никому. Для нас родная земля священна. Как и люди, которые за нее отдают жизнь. Каждая его работа — это вершина в киноискусстве.

В марте 1969 года организаторы Оскара® завалили «Мосфильм» телеграммами: Настоятельно просим организовать приезд выдающегося режиссера на церемонию! Но важнее съемок для Бондарчука не было ничего. И очевидную для всех статуэтку получала Наташа Ростова, актриса Людмила Савельева.

«Он в это время был на площадке и ничего, кроме кино, его не волновало! Он снимал «Ватерлоо», у него в кадре Род Стайгер, у него в кадре Орсон Уэллс, у него в кадре Кристофер Пламмер, он одержимо живет этой жизнью. Вот в этом Бондарчук!» — рассказывает режиссер, актер, сын С. Бондарчука Федор Бондарчук.

После этой сцены сам Михаил Шолохов в темноте вышел из зала, чтобы никто не увидел его слезы. «Судьба человека» — первая режиссерская работа Сергея Бондарчука, где сам он сыграл и главную роль, потрясала зрителей до глубины души. И так вышло, что реабилитировала тысячи ни в чем неповинных людей, побывавших в плену у немцев. Обладавший силой гипнотического убеждения, Бондарчук заставил в сцене прощания сотни женщин вернуться в 1941 год.

«Сергей Федорович говорит: «Милые женщины! Вспомните ваши годы! Многие из вас провожали, кто-то и не дождался». И он мне еще добавил, говорит: «Вот как ты Григория проклинала! — вспоминает народная артистка России Зинаида Кириенко. — Как поразрыдались женщины! Вспомнилось все! Вспомнилось!»

Увидев эти кадры Бородинского сражения, режиссер голливудской версии «Войны и мира» Кинг Видор был подавлен. Камера то металась по полю боя, то взмывала в небо, а то, как птица, парила над батареей Раевского. Такой размах впервые в мировом кино. Бондарчук был одержим съемками: рисовал каждый кадр, не доверял никому даже эти объявления для членов группы, оттачивал с актерами каждую фразу.

«Когда я прогоняю Пьера Безухова с батареи, потому как штатскому человеку не положено было быть на военном объекте, и он вдруг предложил мне, вот что такое грандиозный режиссер: «Можешь сыграть девушку, которая испугалась при появлении, допустим, в будуаре какого-нибудь гусара! А она в неглиже». Как?!» — говорит народный артист России Сергей Никоненко.

Эту сцену из фильма «Война и Мир» Бондарчук заставил Вячеслава Тихонова сыграть 29 раз, пока не добился своего.

«Сергею Федоровичу не нравилось, как Слава это делает! Как он противостоит Багратиону! Это должен был быть аристократ! Ну, не был он аристократом», — отмечает заслуженный деятель искусств России, оператор-постановщик фильма «Война и мир» Анатолий Петрицкий.

Круглосуточное перенапряжение и постоянный брак новой советской цветной пленки довели Бондарчука до клинический смерти. В середине съемок «Войны и Мира» его сердце остановилось на четыре минуты.

«Когда он пришел в себя, первое что он сказал: «Теперь я знаю, что Андрей Болконский уходит не во тьму, а в свет!» То есть, он и там — работал!» — отмечает заслуженная артистка России, дочь С. Бондарчука Наталья Бондарчук.

И мало кто знает, что во время шестилетних съемок «Войны и мира» Сергей Бондарчук только силами своей группы восстановил семь древних церквей.

«Он говорит: «Вот тут я хочу снимать! Вот церковь замечательная! Но в каком она состоянии. Приведите в порядок! И я буду здесь снимать!» Приводили в порядок, он приходил: «Как хорошо! Но только вот там, та церковь, еще лучше!» — вспоминает Наталья Бондарчук.

Фильм «Они сражались за Родину» появился не только из-за личной ненависти Бондарчука к войне, а еще и от отчаяния. От невозможности снимать навязываемое кино по мемуарам тогдашнего министра обороны Гречко, который первым же и увидел картину.

«Пили коньяк после просмотра, рыдая. И он говорит: «Надо наградить их всех! — Артистов? — Нет! Героев! Ну, вот, Знамя полка они сохранили. Еще надо наградить! — Где, в кадре? — Да!» — рассказывает Федор Бондарчук.

«Тихий Дон», о котором Сергей Бондарчук мечтал всю жизнь и успел снять, зрители Первого канала увидели только через 12 лет после его смерти. Великого режиссера подкосило, что весь его материал вдруг оказался в залоге у итальянского банка.

В каждом его фильме человек обязательно словно на мгновение задумывается о вечном и соединяется с природой. Словно понимая, что смерти нет, а есть лишь бесконечность жизни, любви и свободы.

«Он говорит: «Ты знаешь, а я вот больше всего в жизни люблю степь! В этом есть какая-то удивительная мощь, энергия, необыкновенная внутренняя притягательность!» В этом есть какая-то связь с его детством, с его вообще мироощущением!» — рассказывает генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

«Задача искусства — объединять людей в добре! А если мы будем их объединять в зле, то будет война», — говорил сам режиссер.

«Он был уверен, что если хотя бы на секунду он способен изменить человеческую душу к лучшему через кино, вот ради этого он и жил!» — добавляет Федор Бондарчук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *