10 класс профиль история

Рабочая программа по истории 10 класс профильный уровень

10 класс профиль историяРаздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

Федерального перечня учебников.

Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории, Москва, 2004

Авторской программы Н.В. Загладина, Х.Т. Загладиной к учебнику Н.В. Загладина, Н.А.Симонии «Всеобщая история. 10 класс», Москва, «Русское слово», 2013 г.

Авторской программы С.И. Козленко, С.И. Агафонова к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России с древнейших времен до конца XIX века», базовый и профильный уровни, 10 класс, Москва, «Русское слово», 2013 г.

Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;

Структура рабочей программы

Раздел I. Пояснительная записка

Раздел IV . Тематическое планирование

Раздел V . Нормы оценивания результатов обучающихся

Лист внесения изменений.

Цели учебного предмета

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

— воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

— развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

— освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

— овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

— формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

В авторских программах предусмотрено 132 часа на изучение курса истории в 10 классе на профильном уровне (на изучение курса «Всеобщая история» 48 часов, на изучение курса «История России» (78+ 6 ч резерва= 84 часа). Согласно Годовому календарному графику учебный год составляет 35 учебных недель, следовательно, 8 часов добавлено на повторение разделов курса «История России».

Содержание УМК «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века »

Авторская программа Н.В. Загладина, Х.Т. Загладиной к учебнику Н.В. Загладина, Н.А.Симонии «Всеобщая история. 10 класс», Москва, «Русское слово», 2013

Н.В. Загладин, Н.А. Симония «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово», 2013 г.

Содержание УМК «История России с древнейших времён до конца XIX века»

Авторская программа С.И. Козленко, С.И. Агафонова к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России с древнейших времен до конца XIX века», базовый и профильный уровни, 10 класс, Москва, «Русское слово», 2013

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России с древнейших времён до конца XIX века». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Москва, «Русское слово», 2013 г.

Место предмета в учебном плане, количество часов

Предмет «История» изучается в 10-11 классах. Учебный план на профильном уровне составляет 276 часов. В том числе в 10 классе 140 часов из расчета 4 часа в неделю.

Раздел II . Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен

— факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

— принципы и способы периодизации всемирной истории;

— важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

— историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

— взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

— проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

— осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

— классифицировать исторические источники по типу информации;

— использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

— различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

— использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

— систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

— формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

— участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

— представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

— формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

— учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

— осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Раздел III .Содержание учебного предмета

Наименование темы (раздела) программы

Краткая характеристика содержания предмета

Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века

Раздел 1. История как наука

Возникновение и развитие исторической науки

Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средне вековье, Новом и Новейшем времени.

Основы философии и методологии истории

Становление современной системы летосчисления. Исторические источники. Вспомогательные ис торические дисциплины. Проблема истинности исторических зна ний. Принципы научности в изучении прошлого: конкретно-исторический подход, принцип объективности, проверки подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Закономерности и случайности в жизни народов. Движущие силы историче ского развития в религиозно-мистических концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения, марксизм и формационная теория. Особенности цивилизационного подхода к истории. Воззре ния современных ученых. Ведущие школы в исторической науке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историче ское время. Принципы и критерии периодизации всемирной исто рии. Текущий этап всемирной истории и его особенности.

Раздел 2. Человечество на заре своей истории

У истоков рода человеческого

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии протоистории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообще стве первобытной эпохи. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Отличие человеческого сообщества от иных природных сообществ. Дискуссии о происхождении чело века современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Зарождение искусства. Верования первобытного человека. Человечество в палеолите и мезолите.

Неолитическая рево люция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Развитие ремесел и зарождение торговли. Матриархат и па триархат, происхождение семьи и собственности. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира

Введение в историю Древнего мира.

Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

Первые цивилизации Азии и Африки.

Архаичные цивилизации Африки и Азии — географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Палестина, Финикия.

Развитие форм государственности и системы правоотношений. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Восточная деспотия и ее характерные черты. Персидская держа ва. Кастовый строй в Индии и его особенности. Менталитет жи телей Древнего мира. Мифологическая картина мира. Восприя тие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.

Формирование индо-буддийской и китайско-конфуциан ской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре; социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Мировоззренческие особен ности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Утверждение органического представления об обществе. Духов ные ценности, философская мысль, культурное наследие Древ него Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика гео графических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Древняя Греция и Древний Рим.

Возникновение и развитие полисной политико-правовой ор ганизации и социальной структуры древнегреческих государств. Демократия и тирания. Афины и Спарта.

Борьба за господство в Средиземноморье и Малой Азии. Греко-персидские, Пелопонесские войны. Завоевания Алексан дра Македонского и взаимодействие культур в Восточном Сре диземноморье. Экспансия эллинистической культуры. Возвы шение Рима и Пунические войны. Римское господство в Средиземноморье.

Причины кризиса Римской республики и этапы становления Римской империи. Восстания рабов и их последствия. Тираниче ское правление в Риме и римское право. Особенности восприя тия мира римлянами. Наука и искусство Древнего Рима и Греции. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

Кризис античной цивилизации.

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее ми ровоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем об ществе. Римская империя: от золотого века к упадку. Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи. Упадок рабовладения и переход к колонату. Перенос столицы империи в Константинополь и раскол империи. «Солдатские» императоры Западной Римской империи и ее падение.

Раздел 4. Средневековье

Периодизация Средних веков. Доколумбовы цивилизации Америки.

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки I – II тыс. н.э.: особенности общественного и социокультурного развития. Проблема их исторической самобытности.

Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникнове ние исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы об щественного поведения человека в исламском обществе. Скла дывание основ системы исламского права. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение по литической карты исламского мира. Исламская духовная куль тура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Складывание средневековой западноевропейской цивилизации

Великое переселение народов в Европе и формирование хри стианской средневековой цивилизации. Роль Церкви в обеспе чении единства западноевропейской культуры. Возрождение имперской идеи. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах.

Социокультурное и политическое развитие Византии. Осо бенности социальной этики, отношения к труду и собственно сти, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствия.

Западная Европа в Средние века

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Суверены и вассалы. Система повинностей крестьянства. Особенности хо зяйственной жизни и торговых коммуникаций в средневековой Европе.

Рост городов и создание органов сословного представитель ства в Западной Европе. Социально-экономические, политиче ские и духовные предпосылки образования централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль Церкви в европейском обществе. Светская и церковная власть. Причины распространения ересей. Романская и готическая эстетика как образы мироощущения. Культурное и философское наследие европейского Средневековья

Азия в Средние века.

Китай в VIII – XIII вв. Возникновение державы Чингисхана. Монгольские завоевания и образование Монгольской империи. Индия и Ки тай в период монгольских и исламских завоеваний. Возвышение Османской империи. Османские завоевания.

Международные отношения в Средние века

Кризис традиционного общества и начало Нового времени. Духовная жизнь европейского Средневековья

Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные особенности социальных связей, экономической жизни, поли тических отношений. Проблема уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-психологический, демографический, политический кризис европей ского общества в XIV — XV вв. Изменения в мировосприятии европейского челове ка. Начало пробуждения национального самосознания. Предпо сылки начала процесса модернизации.

Раздел 5. Новое время: эпоха модернизации

Понятие «Нового времени»

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционно го к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений

Великие географические открытия и начало европейской ко лониальной экспансии. Формирование нового пространствен ного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Социально-психологические, экономические и технологи ческие факторы процесса модернизации. Торго вый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Изменение духовного облика Европы

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Религиозные войны и конфессиональный раскол ев ропейского общества. Влияние католицизма и протестантизма на политическую культуру общества, социальную психологию, эстетическое мировосприятие.

Просвещенный абсолютизм и буржуазные революции

От сословно-представительных монархий к абсолютизму — эволюция европейской государственности, ее идеологических и правовых основ. Формы абсолютизма. Возникновение кон цепции государственного суверенитета.

Кризис сословного мышления и формирование основ граж данского, национального сознания. Буржуазные революции XVII — XIX вв. в Европе: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Война за независимость в Северной Америке.

Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Р омано-германская и англосаксонская правовые традиции. Формирование конституционализма как правовой идеологии и системы правоотношений. Становление граждан ского общества.

Технический прогресс в XVIII — середине XIX в. Промы шленный переворот в Англии. Развитие капиталистических от ношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Утверждение классовой модели социализации лично сти. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социаль ных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обита ния человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности в индустриальном обществе. Зарож дение социальной политики.

Общественно-политическая и духовная жизнь в Новое время.

Развитие идеологического пространства индустриального общества: классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Мировосприятие человека индустриального общества. Ста новление классической научной картины мира — от научной ре волюции XVII в. к торжеству позитивизма в XIX в. Культурное и философское наследие Нового времени.

Основы теории модернизации

Предпосылки формирования в европейских странах различ ных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности динамики развития стран «старого капитал изма» и стран «запаздывающей модернизации». «Периферия» евроатлантического мира.

Азия в Новое время

Государства Азии в эпоху европейского нового времени. Влияние европейской колониальной экспансии на традицион ные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Международные отношения в Новое время.

Эволюция системы международных отношений в конце XV — середине XIX в. Изменение характера внешней политики в эпо ху Нового времени. Вестфальская система и зарождение между народного права. Венская система и первый опыт «коллектив ной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

История России с древнейших времён до конца XIX века

Раздел 1. Особенности становления и развития Российской цивилизации

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.

Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Раздел 2. Русь изначальная

Народы и древнейшие государства на территории России

Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.

Раздел 3. Русь в IX – начале XII вв.

Возникновение древнерусского государства

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Развитие норм права. Русская Правда. Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» порядка наследования власти. Княжеские усобицы.

Раздел 4. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Политическая раздробленность Руси

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство.

Раздел 5. Культура Древней Руси

Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.

Раздел 6. Иноземные нашествия на Русь в XIII в.

Монгольское нашествие на Русь

Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.

Русь между востоком и западом. Начало возрождения Руси

Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.

Раздел 7. Возвышение Москвы

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви. Колонизация Северо-Восточной Руси. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва – третий Рим». Ереси на Руси.

Российское государство в XVI в.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV I вв.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения». Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. Великие Четьи-Минеи митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Раздел 9. Россия в XVII в.

Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия.

Новые черты старой России

Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.

Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.

Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

Раздел 10. Российская империя в XVIII в.

Петровские преобразования. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.

Россия в период дворцовых переворотов.

Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Участие России в Семилетней войне.

Расцвет дворянской империи

Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.

Российская культура в XVIII в.

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Раздел 11. Россия в первой половине XIX в

Россия в первой половине XIX в

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.

Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.

Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.

Золотой век русской культуры

Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.

Раздел 12. Россия во второй половине XIX в.

Россия во второй половине XIX в.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Европейское направление внешней политики в 1880-1890-х гг.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *