10 класс история развития эволюционных
Презентация по биологии на тему «История развития эволюционных идей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
История развития эволюционных идей. Преподаватель биологии ОБПОУ «КМТ» Каталова Елена Владимировна
Что такое ЭВОЛЮЦИЯ?
2. Карл Линней (1707 – 1788) Природа неизменна, но виды в природе существуют. Труды: Описал около 10000 видов растений и 4200 видов животных, заложил основы науки систематики; Создал первую классификацию растений и животных, разделив их на виды, роды и классы; Ввел двойные латинские названия (бинарная номенклатура); Усовершенствовал ботанический язык. Ошибка: считал виды постоянными и неизменными.
3. Жан-Батист Ламарк ( 1744 – 1829) Труды: 1809 г. – «Философия зоологии» – изложил первую эволюционную теорию; Поставил вопрос о движущих силах эволюции; Предположил, что развитие природы идет от низших форм к высшим. Ошибки: Внутреннее стремление организма к прогрессивному развитию; Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды; Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения. Природа изменяется, но видов в природе нет.
4. Чарльз Дарвин ( 1809 – 1882) Труды: 1859 г. – «Происхождение видов путем естественного отбора»; 1869 г. – «Изменение сортов растений и пород животных»; 1871 г. – «Происхождение человека и половой отбор» Природа изменяема, виды в природе существуют, они относительно постоянны.
«Путешествие на «Бигле» было, конечно, самым важным событием моей жизни, определившим всю мою последующую деятельность». Ч. Дарвин
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина: Основная движущая сила эволюции – отбор на фоне борьбы за существование. Материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость. Наследственность обеспечивает стабильность вида. Результатом эволюции органического мира является многообразие видов растений и животных, приспособленных к условиям окружающей среды. Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ. Многообразие современных пород домашних животных и сортов растений является результатом действия искусственного отбора.
Что такое ЭВОЛЮЦИЯ? Эволюция – это процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
5. Синтетическая теория эволюции. (начало 40-х годов 20 века) Это учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма. Термин происходит от названия книги английского эволюциониста Дж. Хаксли–«Эволюция: современный синтез» (1942).
Презентация по биологии по теме «История развития эволюционных идей», 10 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
История развития эволюционных идей
Эволюция – это грандиозный и закономерный исторический процесс изменения форм живых организмов на Земле.
Первая ступень эволюционных взглядов Античные учёные Аристотель Гераклит
Гераклит Эфесский (530-428 гг. до н.э.) Древнегреческий философ. «Всё течёт. И никто не был дважды в одной и той же реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот». Идеи Гераклита в труде «О природе»: вечное движение; закономерность жизненных явлений; преобразование форм живой природы.
Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) Эмпедокл – древнегреческий философ. Он полагал, что организмы, возникшие из первоначального хаоса, или погибали, или сохранялись. По его представлениям, погибали, главным образом, уродливые, неудачные варианты живых существ, а гармоничные сохранялись надолго.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) Демокрит – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии. Он считал, что организмы могут приспосабли-ваться к изменениям внешней среды.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) Древнегреческий философ. Описал около 500 видов животных и растений, которых попытался систематизировать, расположив их в определённом порядке от примитивных к более сложным.
Лестница существ по Аристотелю (труд «История животных») Неживая природа Все животные Человек Растения Низшие прикреплённые животные
Вторая ступень эволюционных взглядов Античные учёные Учёные-креационисты Аристотель Гераклит К. Линней Ж. Кювье
Джон Рей (1628-1705 гг.) Английский биолог, первым предложил естественную систему растений. Его новые принципы классификации растений воплотились в большом трехтомном труде «История растений» (1686–1704 гг.) Его теоретическая классификационная концепция строилась на том, что зародыш цветковых растений характеризуется постоянством числа семядолей, которых всегда одна или две, а это различие, в свою очередь, ведет за собою разделение по другим признакам, находящимся с ними в соотношении. Такими признаками являлись жилки листа, устройство цветка и некоторые другие признаки.
Карл Линней (1707–1778 гг.) Шведский естествоиспытатель. Создатель единой системы классификации растительного и животного мира. В царствах природы (Растения, Животные, Минералы) выделил таксоны – соподчинён-ные группы: классы, отряды, роды и виды.
Представителем взглядов креационизма был шведский ученый, естествоиспытатель Карл Линней. Линнея называют «отцом систематики». Усовершенствовал ботанический язык – установил единообразную ботаническую терминологию. Его классификация была основана на объединении видов в роды, родов в отряды, отрядов в классы. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков является искусственной системой. Он писал: «Искусственная система служит до тех пор, пока не найдена естественная». Но под естественной системой он понимал ту, которой руководствовался Творец, создавая всё живое на Земле. Он утверждал, что видов существует очень много, но ровно столько, сколько их было создано во время «сотворения мира». В последних своих сочинениях несколько отошел от этих позиций и высказывал предположение, что количество видов на Земле за время из существования могло увеличиться в результате скрещиваний между исходными видами. Метафизик Карл Линней Он открыл 1500 видов растений, описал около 10000 видов растений, 5000 видов животных. Закрепил использование бинарной (двойной) номенклатуры для обозначения видов.
«Система природы», 1735 г. 24 класса растений, 6 классов животных
Конспект урока по биологии на тему «История развития эволюционных идей», 10 класс
«История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии»
Развивающие :Развивать умение анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Воспитательные : Сформировать у учеников интерес к изучению истории развития биологии. Продолжить формирование толерантного отношения к различным точкам зрения.
Оснащение : портреты ученых, внесших большой вклад в развитие идей эволюции, мультимедийный проектор.
Тип урока : Комбинированный урок
Технология :проблемного обучения.
Организационный момент (10 минут)
Записываем тему урока. Сегодня мы приступаем к изучению нового интересного раздела «Эволюционное учение». Для того чтобы результативно изучить новую тему давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего занятия. Ребята формулируют цель. Примерная формулировка цели: «Познакомиться с историей развития эволюционных идей. Узнать больше о эволюционных теориях различных ученых». Тема которую мы начинаем изучать вызывает много споров. Точка зрения христианства по этому вопросу описана в библии и церковью отвергается эволюционное учение. Я уважаю эту точку зрения, но для того чтобы у вас сложилась целостная картина вы должны знать обе стороны вопроса, для того чтобы уметь правильно спорить и аргументировано критиковать.
Основная часть (50 минут)
Так что же такое эволюция? Беседа. Поиск определения в учебнике (стр. 142 учебника под редакцией Д.К. Беляева) Эволюция это процесс исторического развития органического мира.
Результатом эволюции является многообразие живых организмов (4,5 миллиона). Работа с рисунком 84 «Схема классификации клеточных
организмов» (учебник под редакцией Д.К. Беляева, страница 211)
Империя неклеточные Империя клеточные
Царство вирусы (800 видов) Надцарство
царство бактерии (3 000 видов) царство: грибы(100 тыс)
сине-зеленые водоросли (3 000 видов) растения (350000)
Как возникло такое многообразие организмов? Рассмотрим различные мировоззрения.
1. Метафизическое мировоззрение (постоянство, неизменность, изначальная целесообразность).
К метафизикам можно отнести античных философов. Ярким представителем этого периода является Аристотель, чьи труды по биологии изучались студентами ведущих университетов Европы средневековья. К его заслугам можно отнести следующее:
1. он описал более 500 видов животных
2, попытался объединить их в группы
3. расположил эти группы в определенном порядке: от просто
устроенных ко все более сложным.
Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.
Ребята, как Вы думаете, почему он сделал эту ошибку?
Ученики; Наверное, он объединял в одну группу животных,
Правильно. Точно также именно из-за этой ошибки он отнес к
классу Гады, в которой он поместил змей, и этих животных.
Каких бы Вы думали?
Ученики: Неужели червей!?
Как не удивительно, но это так.
Аристотель занимался многими науками и то, что он сделал так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир — мы не можем поставить ему в вину — ведь он был первым, кто попытался это сделать. Зато появилась база данных, которую нужно было уточнять, поправлять, совершенствовать.
На протяжении христианского средневековья биология как наука практически не развивается. «Все живое создано Богом — целесообразно и неизменно». Это официальная точка зрения церкви. Такое направление в развитии биологии средневековья называют креационизмом. Крупнейшим ученым креационистом был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл Фон Линней (1707-1778гг.). Его по праву называют отцом систематики растительного и животного мира. С детства он любил все приводить в порядок. Систематизировал своих друзей, родственников, знакомых, книги на полках своих шкафов. Когда же столкнулся с многообразием органического мира — удивлению не было предела, и свою жизнь он посвятил приведению его в порядок, то есть в систему. К заслугам К. Линнея можно отнести:
• Установил универсальность, реальность видов и выделил их главный
признак (свободное скрещивание особей одного вида)
• Ввел основные единицы систематики: вид, род, отряд, класс
• Создал систему органического мира, в которой растения были
разделены на 24 класса
• Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных
• Усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов
• Впервые поместил человека в один ряд с обезьянами на основании морфологического сходства
Бытует легенда, согласно которой К. Линней попросил свою служанку принести смородину. Она принесла своему господину сорванную в саду ягоду. Но Линней сначала отругал ее за непонятливость, а затем, осознав свою ошибку, сделал нововведение в биологию.
Ребята! Как Вы полагаете, за что первоначально Линней отругал
Ученики: Она принесла ему не смородину.
Да нет, она как раз принесла ему смородину.
Ученики: Наверное, она принесла не ту смородину.
Другого цвета. Например, красную. А он имел в виду черную
• Осознав свою ошибку, ученый ввел бинарную (двойную)
номенклатуру вместо громоздких многословных названий,
которая указывала на принадлежность организма к роду и виду.
Линней создал самую совершенную для того времени систему органического мира. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он осознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.
Следующий этап додарвинской биологии связан с группой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. Тгапйоппо — превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, И.В. Гете, К.Ф. Рулье. Все эти ученые были сторонниками изменяемости органического мира. Но они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции.
В начале 19 века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809). Читаю биографию ученого.
Теперь самостоятельно читаем абзац Эволюционная теория Ламарка (стр. 143 учебника под редакцией Д.К. Беляева). Многое в этом учении было верным и прогрессивным для того времени. Но так же были очевидны многие противоречия его теории и шаткость его аргументов
Заполним таблицу «Оценка теории Ж.Б. Ламарка>>, где выявим достоинства и недостатки его учения
Минусы теории Ламарка
1. Утверждение об изменяемости
видов (т.е. о существовании
2. Длительность эволюции.
3. Влияние условий среды на эволюцию.
4. Установлен принцип развития:
«От простого к сложному».
1. Отрицание реального существования видов в природе, вследствие их постоянной изменяемости.
2. Ошибки в понимании движущих сил эволюции (стремление к совершенствованию организма заложено творцом).
3. Неправильное понимание механизма возникновения приспособлений (принцип упражнения).
4. Рассматривал в качестве единицы эволюции организм.
5. Понятие о наследовании приобретенных признаков.
Таким образом, мы видим, что наряду со многими достоинствами первой теории эволюции, Ж.Б. Ламарк совершил и ряд ошибок в своем учении.
— Как Вы полагаете, в чем кроются причины заблуждений ученого?
— Ученики: Я думаю, что в то время у биологов было мало
накоплено фактов, на которых бы Ламарк мог обосновать свое
— Правильно. Он и сам не скрывал недостатков своего учения. Но
мы должны отдать ему должное в том, что он первый попытался
раскрыть причины эволюции. Таким образом, он сделал первый
шаг на этом пути, первую ступеньку, отталкиваясь от которой
биологи будущих поколений совершенствовали эволюционное
В первой четверти 19 века были сделаны большие успехи в сравнительной анатомии и палеонтологии. Огромные заслуги в развитии этих областей принадлежат французскому ученому Ж. Кювье. Наработав большой материал по вымершим животным, ученый не отрицал, что на Земле имела место неоднократная смена форм растительного и животного мира. Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории причиной вымирания были периодически происходившие крупные геологические катастрофы, уничтожившие жизнь на больших территориях. Затем, после катастроф, жизнь снова появлялась. Механизмы возникновения жизни, ее развития Кювье не раскрывал. Но его энциклопедические способности, огромный авторитет, многочисленные ученики, уникальный ископаемый материал еще долгое время являлись точкой преткновения для учения Дарвина и его сторонников.
3. Закрепление (10 минут)
Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала. Выставление оценок
4 Домашнее задание. ( 2 минуты) подготовить реферат на тему «Эволюционные идеи Ч. Дарвина)
5. Рефлексия. (3 минуты)А теперь посмотрите на цель нашего занятия и отметьте для себя справились ли вы с поставленной задачей.
10 класс история развития эволюционных
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку
Цель. Познакомить учащихся с возникновением и развитием эволюционных идей, эволюционным учением Ч. Дарвина.
Методы. Урок-лекция.
Ход урока
Вначале познакомимся с новыми терминами темы.
Креационизм – учение, согласно которому жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время.
Трансформизм – учение о превращении одного вида в другой.
Аристотель и органическая эволюция
Новый раздел биологии называется эволюционное учение, или дарвинизм, так как теория эволюции утвердилась в биологии благодаря работам выдающегося английского ученого Чарльза Дарвина. Однако сама идея эволюции стара как мир. Представлениями о возможности превращения (трансформации) одного вида в другой пронизаны мифы многих народов. Зачатки эволюционных представлений можно найти как в трудах мыслителей Древнего Востока, так и в высказываниях античных философов. 1000 лет до н. э. в Индии и Китае считали, что человек произошёл от обезьяны.
Как вы думаете почему?
Древнегреческий мыслитель, философ, основоположник биологии, отец зоологии Аристотель (384–322 гг. до н.э.) сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи, основанную на его наблюдениях над животными. При этом он исходил из метафизической концепции о стремлении природы от простого и несовершенного к более сложному и совершенному. Аристотель признавал эволюцию земных толщ, а в эволюцию живых организмов нет, хотя в своей “Лестнице природы” сгруппировал и расположил неживую материю и все живые организмы в определённом порядке от примитивных к более сложным, что наводило на мысль о родстве между живыми организмами.
Карл Линней – провозвестник эволюционизма.
Карл Линней – шведский учёный (1707-1778 гг.) – отец ботаники, король цветов, великий систематизатор Природы.
Предложил простую схему классификации животных и растений, лучшую из всех предыдущих.
а) Основной систематической единицей Линней считал вид (совокупность особей сходных по строению и дающих плодовитое потомство). Вид существует и не изменяется.
б) Все виды он объединил в роды, роды в отряды, отряды – в классы.
в) Линней отнес кита к классу млекопитающих, хотя в XVII веке считали кита рыбой.
г) Линней впервые в истории науки поставил человека первым в отряде приматов в классе млекопитающих, вместе с обезьянами и полуобезьянами на основании сходства между человеком и обезьяной.
Линней применил ясный, удобный принцип двойных названий.
До Линнея ученые давали растениям только названия родовые. Называли: дуб, клен, роза, сосна, крапива и т. д. Наука употребляла названия растений по родам, подобно тому, как это обычно делается в разговорном житейском языке, применительно к растениям и животным, чтобы обозначить вид, употребляли длинные описания признаков. Так, до Линнея шиповник назывался «Обыкновенная лесная роза с душистым розовым цветком».
Сама идея двойных названий была предложена Каспаром Баугином, т.е. за 100 лет до Линнея, но осуществил ее только Линней.
Линней создал науку ботанику на месте бывшего хаоса.
а) Провел огромную реформу в ботаническом языке. В книге «Основы ботаники» он приводит около 1000 ботанических терминов, понятно объяснив, где и как употреблять каждый из них. По сути дела, Линней изобрел, хотя и с учетом прежней терминологии, новый язык для естествознания.
б) Работал над вопросами биологии растений. Достаточно вспомнить «Календарь флоры»,
«Часы флоры», «Сон растений». Первым предложил вести фенологические наблюдения для определения лучших сроков работ для сельскохозяйственных растений.
в) Написал несколько больших учебников и учебных руководств по ботанике.
Система Линнея вызвала громадный интерес к исследованию и описанию растений и животных. Благодаря этому, число известных видов растений увеличилось с 7000 до 10000 за несколько десятилетий. Сам Линней открыл и описал около 1,5 тысяч видов растений, около 2000 видов насекомых.
Линией пробудил интерес к изучению биологии. Многие знаменитые ученые, философы, писатели заинтересовались изучением природы благодаря знакомству, с произведениями К. Линнея. Гете говорил: «После Шекспира и Спинозы самое сильное впечатление имел на меня Линней».
Несмотря на то, что Карл Линней был креационистом, разработанная им система живой
Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.
Первая целостная концепция эволюции была высказана французским естествоиспытателем Жаном Батистом Пьером Антуаном де Монье шевалье де Ламарком (1744-1829).
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю к законы ее движения, на этом прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам. Ламарк полагал, что наиболее примитивные и простые организмы возникают путем самозарождения, причем такое самозарождение многократно происходило в далеком прошлом, происходит в настоящее время и будет происходить в будущем. Организмы, по мнению Ламарка, могли возникнуть из неживой материи под действием света, тепла, электричества.
После своего появления примитивные живые организмы не остаются неизменными. Они изменяются под влиянием внешней среды, приспосабливаясь к ней. В результате такого изменения живые организмы с течением времени в длинном ряду последовательных поколений постепенно совершенствуются, становясь все более и более сложными и высокоорганизованными. Вследствие этого, чем больше времени проходит с момента появления путем самозарождения определенной формы, тем более совершенными и сложноорганизованными оказываются ее современные потомки. Наиболее примитивные современные живые организмы по его мнению, возникли совсем недавно и просто еще не успели в результате постепенного усложнения стать более совершенными и высокоорганизованными. Все эти изменения происходят в течение длительного промежутка времени, поэтому незаметны. Но увлеченный отрицанием постоянства видов, Ламарк начинает представлять живую природу как непрерывные ряды изменяющихся особей, виды считает воображаемой единицей классификации удобной для номенклатуры организмов, а в природе существуют только особи. Вид постоянно изменяется, а поэтому не существует – пишет он в “Философии зоологии” (1809 г.). Ступенчатый характер усложнения организация живых существ Ламарк назвал градацией. Ещё один новый термин.
Градация (лат. восхождение) – повышение организации живых существ от низшей ступени к высшей в процессе эволюции.
Движущие силы эволюции по Ламарку.
Внутреннее стремление к прогрессу, т. е. каждое живое существо обладает врожденным внутренним стремлением к усложнению и усовершенствованию своей организации, это свойство заложено в них от самого начала природы.
Влияние внешней среды, благодаря которому в пределах одной и той же ступени организации образуются различные виды, приспособленные к условиям жизни в окружающей среде.
Любое изменение во внешней среде вызывает у организмов только полезные изменения признаков, передающихся по наследству как врожденные свойства и только адекватные изменения, т. е. такие, которые соответствуют изменившимся условиям.
У растений, низших животных причиной непрерывного усложнения и усовершенствования является прямое воздействие внешней среды, вызывающие изменения, обеспечивающие более совершенное приспособление к этим условиям. Ламарк приводит такие примеры. Если весна была очень сухой, то луговые травы плохо растут; весна с чередованием теплых и дождливых дней вызывает буйный рост тех же трав. Попадая из естественных условий в сады, растения сильно изменяются: одни теряют шипы и колючки, у других изменяется форма стебля, деревянистый стебель растений жарких стран становится у нас травянистым в условиях умеренного климата.
На высших животных внешняя среда действует косвенным путем с участием нервной системы. Изменилась внешняя среда – и у животных появляются новые потребности. Если новые условия действуют длительно, то животные приобретают соответствующие привычки. При этом одни органы упражняются больше, другие меньше или совсем бездействуют. Орган, усиленно действующий, развивается сильнее, становится крепче, а орган, мало применяемый в течение длительного времени, постепенно атрофируется.
Образование плавательной перепонки между пальцами у водоплавающих птиц Ламарк объяснял растягиванием кожи; отсутствие ног у змей объясняется привычкой вытягивать тело при ползании по земле, не употребляя конечностей; длинные передние ноги у жирафа – постоянными усилиями животного дотянуться до листьев на деревьях.
Ж.Б. Ламарк допускал также, что стремление, желание животного ведет к усиленному притоку крови и других «флюидов» к той части тела, которой направлено это стремление, что вызывает усиленный рост данной части тела, передаваемый затем по наследству.
Ламарк первым применял термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения живых существ.
Он совершенно правильно считал, что условия среды оказывают важное влияние на ход эволюционного процесса.
Ламарк был одним из первых, кто верно оценил значение времени в процессе эволюции и отметил чрезвычайную длительность развития жизни на земле.
Представления Ламарка о разветвлении «лестницы существ», непрямолинейном характере эволюции подготовило почву для представления о «родословных древах», развитых в 60-х годах XIX в.
Ж.Б.Ламарк развивал гипотезу о естественном происхождении человека предполагал, что предками человека являлись обезьяны которые перешли к наземному образу жизни и хождению по земле от лазанья по деревьям. Эта группа (порода) в течение ряда поколений пользовалась для ходьбы задними конечностями и в конце концов из четверорукой стала двурукой. Если же эта порода перестала пользоваться челюстями для разрывания добычи, а стала пережевывать ее, это могло привести к уменьшению размеров челюсти. Такая наиболее развитая порода завладела на земле всеми удобными местами, вытеснив менее развитые породы. Особи этой господствовавшей породы постепенно накапливали представления об окружающем мире, у них появилась потребность в передаче этих представлений себе подобным, что привело к развитию различных жестов, а затем и речи. Ламарк указал на важную роль руки в становлении человека.
Он пытался объяснить происхождение домашних животных и культурных растений. Ламарк говорил, что предки домашних животных и культурных растений были взяты человеком из дикой природы, но домашнее содержание, перемена питания и скрещивание сделали эти формы неузнаваемыми по сравнению с дикими формами.
Эволюционное учение Ч.Дарвина.
2. Ч.Дарвин о виде.
Вид существует и изменяется
3. Задание на дом. Параграфы 41, 42 до стэ.