1 июля день реставратора в россии

В переводе с латинского «restauratio» значит «восстановление»: 1 июля в России отмечается День реставратора

1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии 1 июля день реставратора в россии

Этот профессиональный праздник, учрежденный Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, обрел официальный статус в 2006 году. Дата – 1 июля – выбрана не случайно: в этот день в 1945 году в Ленинграде были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские, главной задачей которых стало восстановление памятников архитектуры, разрушенных в годы войны.

Миссия реставраторов – сохранение архитектурного наследия, восстановление произведений изобразительного искусства, имеющих историческую ценность бытовых предметов, составляющих экспозиции современных музеев. Профессионализм реставратора обеспечивают глубокое знание предмета, тонкий художественный вкус, виртуозное мастерство и интуиция – всё это помогает принять единственно верное решение, от которого зависит судьба памятника архитектуры, скульптуры, картины, иконы.

Вологодская область – регион, имеющий богатое историко-культурное наследие, раскрывающее самобытность нашего края. Его облик во многом определяют церкви и монастыри, старинные усадьбы, городские особняки и деревянные дома: каждое из этих зданий по-своему неповторимо и ценно. Музеи Вологодчины хранят огромное количество экспонатов, которые не могут быть представлены публике, пока к ним не прикоснутся руки реставратора.

Деятельность реставраторов – одна из главных тем репортажей и интервью журналистов cultinfo. Нам интересен долгий и непростой процесс восстановления памятников архитектуры, тонкости работы профессионалов и результат, который меняет облик зданий, улиц и городов. Памятники Кирилло-Белозерского монастыря, деревянная церковь Богоявления в деревне Палтога Вытегорского района, колокольня Софийского собора, церковь Иоанна Предтечи в Рощенье, Богоявленская церковь из комплекса Георгиевских церквей, Каменный мост и «дом кружевниц» в Вологде – то, о чем мы часто писали последнее время.

Особый интерес вызывает опыт реставрации памятников архитектуры частными лицами. Предприниматель Герман Якимов приобрел и восстановил три деревянных дома в Вологде, а сейчас проводит реставрацию самого старого сохранившегося деревянного дома в городе – дома Засецких, взятого в долгосрочную аренду. Его пример вдохновил и других хозяев, начавших реставрацию домов на улицах Чернышевского, Кирова и Набережной VI Армии.

С тонкостями работы реставратора наших читателей охотно знакомят реставраторы Владимир Новосёлов, Ольга Соколова и Елена Никитина, архитектор Владимир Лукин. О кропотливой работе реставраторов музейных предметов мы узнали из бесед с доктором искусствоведения Александром Рыбаковым и заслуженным работником культуры России Сергеем Беловым.

Без участия профессиональных реставраторов не обходятся волонтерские и просветительские проекты, связанные с сохранением историко-культурного наследия, такие как «Том Сойер Фест», Школа архитектурного наследия, Школа волонтеров культуры и Школа маленького реставратора.

Редакция cultinfo поздравляет с профессиональным праздником всех реставраторов, желая успехов в их нелегкой, но такой важной работе.

Источник

Пресс-центр

1 июля — День реставратора

1 июля в Санкт‑Петербурге отмечается День реставратора.

Наш город первым в России учредил этот праздник.

Мы отдаем дань уважения всем, кто посвятил себя делу сохранения и возрождения уникального исторического наследия.

76 лет назад, после Победы, была создана Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская. В послевоенные годы наши реставраторы совершили настоящий подвиг, восстановив ансамбли Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины.

Уникальный опыт и традиции ленинградской-петербургской школы реставрации передаются из поколения в поколение.

Сегодня в Петербурге 9 тысяч памятников охраняются государством. Исторический центр и пригороды северной столицы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В постоянном внимании нуждаются не только фасады и интерьеры зданий, но и сады и парки, мосты и набережные. Сохранение исторического облика города — наша ответственность перед миром.

Правительство Санкт‑Петербурга уделяет большое внимание проектам реставрации и восстановления памятников.

В этом году мы отмечаем 800-летие со дня рождения Александра Невского. Уже отреставрированы многие памятники Александро-Невской лавры. Работы там продолжаются.

В этом году планируется завершить реставрацию памятника Николаю I и фасадов знаменитых зданий на улице Зодчего Росси.

Открываются возрожденные памятники в Кронштадте. Продолжается реставрация Смольного и Казанского соборов, Аничкова и Гатчинского дворцов.

Началась реставрация колокольни Никольского Морского собора.

Историческое наследие сохраняется трудом и талантом петербургских реставраторов. Они известны во всем мире, но особое отношение к людям этой профессии — в Санкт‑Петербурге.

Поздравляю реставраторов с профессиональным праздником и благодарю за преданность призванию.

Желаю всем здоровья, благополучия, вдохновения и новых успехов в труде во имя нашего любимого города!

Губернатор Санкт‑Петербурга
А.Д.Беглов

Источник

День реставратора — 1 июля

1 июля в России — профессиональный праздник реставраторов. Правда, очень многие герои дня об этом и не подозревают. Праздник утвержден несколько лет назад по инициативе питерского Союза реставраторов: 1 июля 1945 году в Ленинграде начали работы по восстановлению памятников, разрушенных войной.

Не знали о своем празднике и в Третьяковке. На радостях от приятного открытия корреспондента НТВ Алексея Ивлеева пустили в святая святых — реставрационные мастерские.

Заседание реставрационного совета в отделе графики Третьяковской галереи проходит раз в два месяца. Вначале хранители коллекции принимают у мастеров уже сделанную работу. Заметно, что реставраторы волнуются, как студенты на первом экзамене. Однако суровый экзаменатор, главный хранитель Третьяковки Татьяна Городкова, внимательно изучив все экспонаты, счастлива. Каждый рисунок она знает как собственного ребенка. Помнит, где были потертости, надрывы на бумаге. Сейчас все то, что портило шедевр и мешало его восприятию зрителями, устранено.

Хранители говорят: здесь важно не перейти тонкую грань и не убрать следы времени полностью. Рисунок прожил свою самостоятельную жизнь, и годы лишь украшают его. Сделать так, чтобы он выглядел как будто только сейчас нарисован, возможно, но подобное категорически запрещено. Поэтому каждый реставрационный совет — это мозговой штурм, где единая команда решает, что и как реставрировать.

Андрей, взяв в руки инструмент, похожий на скальпель, подходит к картине Репина. За годы экспозиции в зале на верхнем слое краски от рамы остались следы на полотне. Сравнение с минером или хирургом он считает вполне оправданным — вспоминает, что его учитель едва ли не каждый день повторял ему русскую поговорку «Семь раз отмерь…».

Андрей Замковский, художник-реставратор: «Он говорил, что если человека обидеть, ранить, на нем заживет, он может дать сдачу, а картина не может ни дать сдачу, ни сама залечиться. Поэтому, конечно, права на ошибку ты не имеешь. И это касается не только реставрации картин но также и ретро аудио, скульптур и прочих предметов искусства представляющих историческую ценность».

Реставраторов часто сравнивают с хирургами — здесь есть даже специальный медицинский микроскоп. Но что гораздо важнее, благодаря этому оборудованию и благодаря труду реставраторов совершаются иногда фантастически научные находки.

В зале реставрации иконописи уже два года работают с очень необычной иконой петровского времени. Всего известно три подобных святыни. Одна находится в действующей церкви, две попали в музей. Перед ней можно не только молиться, но и изучать историю и военное дело — это завоевание Петром I Азова. На иконе, помимо святых, прописано расположение фортификационных сооружений турок, обозначен казачий лагерь.

Реставратор Антонина Собаршова обратила внимание на темное пятно на иконе. Едва его убрали, выяснилось, что под ним скрывается символическое изображение поверженной Отоманской (Османской) империи.

Пластиковая тара для пищевых продуктов пластиковая упаковка для продуктов.

Источник

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

1 июля – День реставратора

1 июля день реставратора в россии

С 2008 года День реставратора является официальной памятной датой Санкт‑Петербурга. Правительство Санкт‑Петербурга ежегодно отмечает архитекторов, художников, скульпторов, позолотчиков и других представителей профессии, внесших наибольший вклад в развитие реставрационной отрасли и сохранение культурного наследия.

28 июня 2019 года в Санкт‑Петербургском театре «Мюзик-холл» состоялось торжественное мероприятие в честь Дня реставратора. Профессионалов в сфере сохранения культурного наследия, ветеранов и гостей поздравили временно исполняющий обязанности Губернатора Санкт‑Петербурга Александр Беглов, председатель Совета Союза реставраторов Санкт‑Петербурга Нина Шангина, директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.

По традиции в первой части мероприятия состоялась церемония вручения нагрудных знаков «Почетный реставратор». Эта первая в России правительственная награда для реставраторов была учреждена именно в Санкт‑Петербурге. Это начинание уже вдохновило и коллег из Москвы на создание своего профессионального праздника.

В этом году наивысшую профессиональную награду получили 26 петербургских реставраторов.

Почетным знаком «Почетный реставратор Санкт‑Петербурга» I степени и премией Правительства Санкт‑Петербурга «За вклад в развитие реставрационной отрасли в Санкт‑Петербурге» награждены:

Алексей Иванович Бантиков – заведующий лабораторией научной реставрации произведений прикладного искусства отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа;

Аделия Михайловна Бляхер – заведующий лабораторией монументальной живописи отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа;

Юрий Григорьевич Бобров – заведующий кафедрой реставрации живописи Санкт‑Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств;

Ольга Юрьевна Новичкова – главный архитектор проекта ООО «НИиПИ «Спецреставрация»;

Тамара Николаевна Носович – заместитель генерального директора по учету и хранению ГМЗ «Петергоф»;

Галина Александровна Преображенская – художник-реставратор высшей категории отдела научной консервации и реставрации фондов Государственного музея истории религии;

Юрий Владимирович Стариков – старший таксидермист группы экспериментальной таксидермии Зоологического института Российской академии наук.

Почетным знаком «Почетный реставратор Санкт‑Петербурга» II степени и премией Правительства Санкт‑Петербурга «За вклад в развитие реставрационной отрасли в Санкт‑Петербурге» награждаются:

Леонид Александрович Антушев – реставратор произведений из дерева второй категории ООО «Реставратор»;

Алексей Николаевич Бойцов – заместитель генерального директора по благоустройству и содержанию садово-парковых территорий ГМЗ «Петергоф»;

Виктор Вадимович Воронин – начальник отдела государственного учета объектов культурного наследия Управления организационного обеспечения, популяризации и государственного учета объектов культурного наследия КГИОП;

Инна Евгеньевна Казадаева – реставратор декоративно-художественных покрасок первой категории ООО «Петербургская реставрационная компания»;

Ольга Васильевна Казаченок – реставратор декоративно-художественных покрасок 3 разряда АО «Фасадремстрой»;

Виктор Николаевич Логдачев – художник-реставратор I категории отдела научной консервации и реставрации фондов Государственного музея истории религии;

Тимур Геннадьевич Поддубский – реставратор мебели и резьбы по дереву высшей категории ООО «Реставрационные мастерские»;

Татьяна Борисовна Стрельченко – художник-реставратор I категории ГМЗ «Павловск»;

Владимир Юрьевич Шевченко – мастер производственного обучения СПб ГБПОУ «Реставрационно-художественный колледж».

Почетным знаком «Почетный реставратор Санкт‑Петербурга» III степени и премией Правительства Санкт‑Петербурга «За вклад в развитие реставрационной отрасли в Санкт‑Петербурге» награждаются:

Александр Владимирович Багров – преподаватель СПБ ГБПОУ «Реставрационный колледж «Кировский»;

Владислав Анатольевич Востряков – реставратор художественных изделий и декоративных предметов 5 разряда ООО «СТРОЙТЕХУСЛУГИ»;

Александр Владимирович Желиостов – генеральный директор ООО «Проектно-строительное бюро «ЖилСтрой»;

Владимир Тадеушевич Калиновский – главный инженер проекта ООО «Профиль»;

Клара Валериевна Ким – производитель работ ООО «МОДУЛЬ»;

Марина Калинниковна Литаш – художник-реставратор высшей категории, заведующий отделом реставрации тканей Службы реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея;

Алексей Григорьевич Михайлов – главный архитектор, генеральный директор ООО «АСМ Групп»;

Павел Юрьевич Мохов – заместитель генерального директора ООО «Производственно-Строительное Предприятие «Рест-Арт»;

Галина Арсеньевна Светличная – художник-реставратор по направлению скульптура из камня и гипса Государственного музея истории религии;

Владимир Алексеевич Худобко – альфрейщик участка фасадных работ ООО «Лапин Энтерпрайз».

Кроме того, были объявлены и награждены победители конкурса профессионального мастерства «Реставратор года», который проводился в десятый раз в апреле этого года Союзом реставраторов Санкт‑Петербурга при поддержке КГИОП.

В 2019 году в конкурсе приняли участие 119 человек. Жюри, в которое вошли эксперты КГИОП и Союза реставраторов Санкт‑Петербурга, определило 11 лауреатов в 7 номинациях.

С каждым годом становится все сильнее интерес к творческому конкурсу «Реставратор года». За почетное звание «Лучший реставратор» традиционно соревнуются студенты реставрационного колледжа «Кировский» и Реставрационно-художественного колледжа, а также профессиональные реставраторы, работающие в крупнейших профильных компаниях Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.

За четыре часа конкурсантам нужно было устранить разрушения кирпичной кладки, повторить орнамент на утраченном участке лепного декора, воссоздать высеченный рисунок на мраморной плите, повторить технологию нанесения штукатурки на историческом фасаде.

На празднике также чествуют ветеранов реставрационной отрасли – легендарных реставраторов, основоположников знаменитой ленинградской школы реставрации. Ветеранов поздравил председатель КГИОП Сергей Макаров.

Людмила Юрьевна Воронцова. Родилась 16 сентября 1949 года. Людмила Юльевна Воронцова работала в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры с 1989 по 2009 годы. До поступления на работу в Комитет приобрела опыт и профессиональные знания, работая в проектном институте и в ГУП «Мостотрест». Принимала активное участие в реставрации мостов и набережных Санкт‑Петербурга, осуществляла надзор за инженерными работами в садах и парках, реставрацией фонтанов города, подсветкой гидротехнических сооружений, осушением подвальных помещений зданий-памятников, устройством причальных сооружений на набережных Невы и малых водотоков.

Под контролем Л.Ю. Воронцовой реставрировались Благовещенский мост, Старо-Никольский, Варшавский, Измайловский и Аничков мосты, проводились комплексы реставрационных работ в Петропавловской крепости и в Эрмитажной роще ГМЗ «Царское Село». К числу крупных объектов, отреставрированных при участии Л.Ю. Воронцовой, относятся Троицкий, Пантелеймоновский, Садовый, Казанский, Иоанновский мосты, набережные Фонтанки и Лебяжьей канавки, Александровский парк, Ботанический сад, Сад 9-го января, фонтаны у Казанского собора, в саду Смольного, комплекс гидротехнических сооружений Инженерного замка и Михайловского сада.

Светлана Александровна Добрусина. Родилась 30 октября 1948 года. Пенсионер, бывший директор Федерального центра консервации и реставрации библиотечных фондов. Работает в Российской национальной библиотеке с 1976 года. Общий стаж работы С.А. Добрусиной – 47 лет, из них в реставрации – 42 года.

С.А. Добрусина создала и развила новое направление в консервации документов – повышение долговечности бумаги путем блокирования ионов металлов – катализаторов деструкции целлюлозы. Разработала теоретические основы повышения долговечности бумаги документов, на основе которых впервые в России под ее руководством и при непосредственном участии создано новое оборудование для механизированной консервации документов, путем нанесения поли-пара-ксиленовых покрытий.

Впервые в России выполнены исследования по оценке долговечности информации на электронных носителях; разработана и внедрена в практику технология реставрации нидерландских атласов XVI-XVIII вв.

С.А. Добрусина стала одним из основных разработчиков Национальной программы сохранения библиотечных фондов России, участвовала в формировании государственной политики в области сохранения фондов библиотек России. В 2018 году Светлана Александровна ушла на заслуженный отдых, и продолжает деятельность как свободный исследователь, сотрудничая с научными учреждениями Санкт‑Петербурга, в том числе, с Санкт‑Петербургским институтом истории РАН.

Раиса Петровна Шестак. Родилась 7 февраля 1938 года. В реставрации с 1962 года. Более 20 лет проработала в сметном отделе Специальных научно-реставрационных мастерских Ленгорисполкома и НИИ «Спецпроектреставрация». В 1981 году Раиса Петровна Шестак становится сметчиком в реставрационных мастерских Эрмитажа. В 1993 году становится основателем одной из старейших петербургских реставрационных компаний «Водолей плюс». Основатель реставрационной династии.

Дочь Раисы Петровны работает реставратором по ткани, внучка – художник-реставратор. Раиса Петровна Шестак – обладатель ордена «Звезда созидания», а также знака «Почетный реставратор I степени».

Источник

Всероссийский день реставратора. Слава богу, есть над чем работать

Новосибирские реставраторы отметили профессиональный праздник под открытым небом.

Впервые за долгий период самоизоляции Историко-архитектурный музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН встретил гостей. Посетителями еще не вошедшего в полноценный рабочий ритм музейного комплекса стали журналисты и специалисты в области сохранения культурного наследия: ведь маленький экскурс в большую историю организаторы приурочили к Всероссийскому дню реставратора — профессиональному празднику, чествующему людей особой профессии, способных при любых условиях изучать, сохранять, творить и продолжать свой созидательный труд.

1 июля день реставратора в россииВсероссийский день реставратора, что отмечается 1 июля, — праздник молодой, но важный для представителей этой штучной профессии. Он был учрежден Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в 2006 году с точной исторической привязкой к дате: 1 июля 1945 года постановлением Совнаркома были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские при Ленгорисполкоме для проведения масштабных реставрационно-восстановительных работ.

«В нашем институте есть отдел реставрации и консервации археологических и этнографических предметов, где работают очень известные и очень опытные реставраторы, — отмечает директор Института археологии и этнографии СО РАН Андрей Кривошапкин. — Институт проводит много работ. Перечислять все отреставрированные предметы можно долго. Опыт богатейший. Большинство предметов, которые хранятся в нашем музее, прошли через их руки. Но не будем останавливаться только на нашем институте. Это действительно федеральный праздник. Хорошо, что он появился. Реставраторы — это те люди, от опыта и профессионализма которых зависит сохранность нашей истории. Как археолог скажу: только в первый момент при раскопках вещь выглядит свежей и красивой, но если о ней не позаботиться — вещь пропадет. Между тем крайне важно сохранить ее для будущих поколений».

1 июля день реставратора в россииСохранение объектов культурного наследия — это многогранный процесс, начиная от изучения и защиты памятника, включающий в себя его консервацию и реставрацию, и заканчивая его использованием, управлением и популяризацией. Яркий пример тому — «жемчужина» Музея под открытым небом — шатровая деревянная Спасская церковь XVII века. Церковь Спаса Нерукотворного образа — уникальный памятник деревянного зодчества XVII века, представляющий собой разновидность северорусского храма. «Это уникальное строение, — подчеркивает начальник отдела музейных практик и технологий ИАЭТ СО РАН Ирина Рудая. — Это единственная шатровая деревянная церковь рубежа XVII — XVIII веков, которая сохранилась за Уралом. Она построена по образцам северорусского деревянного зодчества. Такие церкви еще есть в Кижах, в Архангельской области. У нас она одна».

1 июля день реставратора в россииПервоначально Спасская церковь со звонницей была построена в 1700 году и вписана в стены города Зашиверска, основанного в бассейне реки Индигирки. Здесь располагались стоянки и снабженческие базы для путешествующих казаков, служилых и «охочих людей», держались магазины и собирался ясак. Немудрено, что вскоре поставленный в самом центре «Юкагирской землицы» Зашиверск стал форпостом освоения русскими первопроходцами Индигирского региона, а до сих пор поражающий своим совершенством храм — центром распространения христианства на северо-востоке Сибири. В свои «золотые годы» Зашиверск насчитывал 500 человек населения, славился ярмарками и энергичной миссионерской деятельностью. Со временем заполярный город стал хиреть. Сократилось поголовье пушного зверя, а следом и количество кочевого населения. Поселение оказалось вдали от Яно-Индигирско-Колымского тракта и практически лишилось сообщения. Все административные учреждения Зашиверского уезда были перенесены в другой город. Уехали казаки. Горожане, лишенные медицинской помощи, страдали от частых эпидемий. Более двухсот лет Зашиверск держался на священнике и нескольких семьях мещан и «инородцев», пока в середине XIX века эпидемия черной оспы почти полностью не уничтожила население города. Оставшиеся в живых срочно уезжали в другие города и улусы Якутии, а брошенная церковь, равно как и другие строения, в одиночестве противостояла природной стихии.

Открыла миру Спасо-Зашиверскую церковь экспедиция 1969 года, организованная академиком Алексеем Павловичем Окладниковым. Группа ученых произвела раскопки на территории почти исчезнувшего с лица земли Зашиверска и выявила, что от уездного города осталось лишь два построенных из лиственницы здания — церковь и звонница, и оба строения нуждаются в срочном восстановлении и переезде. В 1971 году была собрана вторая экспедиция, в рамках которой церковь была разобрана, перевезена в Новосибирск, отреставрирована и установлена в Музее под открытым небом новосибирского Академгородка.

«До даты переезда территория бывшего Зашиверска избегалась людьми, потому что в 1883 году население полностью вымерло из-за эпидемии черной оспы, — поясняет директор Научно-производственного центра по сохранению объектов историко-культурного наследия Новосибирской области Татьяна Артюкова. — И в дальнейшем охотники и рыбаки старались обходить эти места. В Новосибирскую область церковь перевозили с 50 процентами утрат как по колокольне, так и по храму, но на самом деле, если анализировать проектные решения, то по звоннице процент утрат был больше. Если бы здания остались на территории Зашиверска, мы бы потеряли их, как и все другие строения этого города».

Статус объекта культурного наследия храмовый комплекс получил еще в 1960 году, однако реставрационные работы стартовали лишь в 1980-х годах после того, как объекты были перевезены с опустевших берегов Индигирки в Новосибирскую область. В 2014 году специалисты провели дополнительную реконструкцию отдельных элементов.

«В результате комплекса реставрационных работ мы получили объект, который повторяет архитектуру деревянных культовых строений середины XVII века. Были проведены скрупулезные, можно даже сказать, ювелирные изыскания архитекторов, художников, проектировщиков, реставраторов, которые относились к построению высот и моделированию объема галерей, к детальным проработкам и высотным отметкам. Перед нами результаты титанического и деликатного труда. Крайне вдумчивый подход позволил максимально передать подлинность объекта от объемов и габаритов до материалов. Докомпоновка утраченных элементов проводилась таким образом, чтобы новый материал не только соответствовал, но и взаимодействовал со старым, находясь в едином объеме. Никаких тонировок и искусственного старения не применялось. Но была разработана целая программа по антисептированию. И мы видим, что много лет спустя после проведения работ объект себя прекрасно чувствует».

1 июля день реставратора в россииСпециально к профессиональному празднику реставраторов в Доме ремесел Музея под открытым небом появилась и временная экспозиция. В нее вошла часть новых работ, которые ведутся в музейном отделе. «Наш институт археологии совершенно уникальный в том плане, что у нас есть свои реставрационные лаборатории и свой музей, — рассказывает ведущий реставратор отдела музейных практик и технологий Института археологии и этнографии СО РАН Марина Мороз. — Первых реставраторов в наш институт привел Алексей Павлович Окладников. Это начало 1970-х годов. И с тех пор реставрация у нас развивается, процветает. Мы работаем в одной команде вместе с археологами. Они нас понимают. Это очень важно — это позиция: ведь археологический памятник должен быть не только раскопан, не только опубликован, но и все вещи, которые представляют предметы быта и культа должны быть сохранены, чтобы наши внуки и правнуки изучали историю не только по книжкам, но и имели возможность прикоснуться к этому потрясающему материальному миру, который мы сохранили».

Марина Мороз целый год работает с нательными православными крестами, обнаруженными на территории старинного села Кривощеково. Было раскопано более 300 нательных крестов. 200 артефактов уже восстановлены. Оставшиеся находятся в процессе реставрации. Когда комплекс работ будет завершен, Институт археологии и этнографии СО РАН получит самую представительную коллекцию нательных крестов в Сибири и, возможно, даже в России. «Когда я начала эту работу, я поняла, что не буду проводить реставрационные работы в общей коллекции, а буду работать с каждым крестом индивидуально, — обосновывает свой подход Марина Мороз. — И по возможности откажусь от применения химии, потому что в том виде, в котором кресты дошли до нас, на них не было видно ни формы, ни рисунка, ни потрясающей эмали. И постепенно, миллиметр за миллиметром снимая механически окисление, мы открываем такую красоту. Каждый крест — это открытие. И в этом плане у нас очень благодарная работа, потому что она приносит удовольствие, несмотря на большие затраты труда, энергии и времени. Важно относиться к вещам индивидуально. За каждым этим крестом стоит человек. Даже если крест в плохой сохранности, он весь в дырах, он замолен, зацелован, но он все равно несет в себе энергию и душу человека, которые его носил. Только так относясь к вещам, которые мы реставрируем, мы сможем добиться достойного результата».

В день реставратора гостям также были представлены культовые предметы ханты и манси из уникальной музейной коллекции. Все они, пока не попали в руки хранителям, находились в различных разрушающих условиях. Маленькие куколки — это духи живых и умерших людей, одетые во множество, как трогательно говорят мастера сохранения культурного наследия, «замечательных халатиков». Рядом — тканевой пояс, который использовался на медвежьем празднике, сложноструктурированном комплексе обрядов у обских угров, связанных с культом медведя.На сопутствующих фотографиях можно увидеть, в каком виде предметы культа поступили в работу к мастеру: грызуны, кожееды, биоразрушители, моль, плесень. Главным орудием восстановления этих этнографических находок выступили иголка и нить, лоскутки ткани и образцы старого сукна, с которым можно работать при помощи натуральных красителей. Работа долгая, кропотливая, требующая не только знаний и мастерства, но и понимания сути предмета, его предназначения. «Любые культовые предметы несут определенную эмоциональную нагрузку, в том числе и на человека, который с ними работает. Они требуют более бережного отношения в работе. Здесь главный принцип — не навреди, — рассказывает ведущий художник-реставратор отдела музейных практик и технологий Института археологии и этнографии СО РАН Ольга Швец. —В фондах музея хранятся богатые этнографические коллекции, которые были собраны сотрудниками института за долгие годы работы. Также как и археологи, реставраторы работают вместе с этнографами. Любое внедрение в предмет всегда обсуждается, потому что в этнографии намного сложнее остановиться в восполнении предмета. Особенно когда ты понимаешь, что можешь восполнить все утраченное. Но у нас, как и у реставраторов картин, существует практика оставления фрагмента в первоначальном виде. И, конечно, особенно ценен совет автора находок».

Для Историко-архитектурного музея под открытым небом Всероссийский день реставратора стал первым в череде многочисленных мероприятий, которые руководство учреждения планирует проводить на территории «заповедника». Впереди Фестиваль колокольного звона, юбилей Зашиверского острога и Зашиверской церкви, фольклорные форумы. «Мы планируем провести целый ряд мероприятий, которые должны стать важными социальными событиями, — признается директор Института археологии и этнографии СО РАН Андрей Кривошапкин. — Нам досталось непростое время, но большой простор позволяет нам встречаться, соблюдая социальную дистанцию. Прошедшие месяцы доказали, что мы можем работать в онлайне, но все-таки лучше общаться лично».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *