Узник пушкин стихотворение о чем оно
Стихотворение и анализ «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »
Краткое содержание
Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.
Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.
Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.
Анализ
История создания
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.
Смысл названия
Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.
Главная тема произведения
В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.
При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.
«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.
«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.
Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.
Проблематика
Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.
Бруно Августо. Парящий орел
Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.
Размер, композиция и художественные средства выразительности
Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.
Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).
Чему учит автор
Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.
Александр Пушкин
Узник (Сижу за решеткой в темнице сырой) + Анализ
Анализ стихотворения «Узник» Александра Пушкина
1 вариант
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.
Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Тема
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.
Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться.
И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Евгений Онегин. Глава пятая
Жанр
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.
Стих состоит из трёх четверостиший.
Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге).
Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).
Способ рифмовки – парный ААВВ.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении.
Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе : в нём противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»).
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени : сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
2 вариант
Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
3 вариант
Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану
4 вариант
Погасло дневное светило (+ Анализ)
1. История создания
Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.
Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.
2. Литературное направление
Произведение относится к романтизму.
3. Род
По роду литературы это лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.
5. Проблематика
В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.
Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.
6. Тематика
Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.
7. Идея
Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.
Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».
8. Пафос
В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.
9. Система образов
Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:
заключенный – вольный орел,
темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.
За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.
Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.
На тихих берегах Москвы.
11. Лирический герой
Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.
Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.
12. Сюжет
Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.
Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.
13. Композиция
Композиция произведения линейная.
«Узник» состоит всего из трех строф:
В первой нам представлена экспозиция и завязка.
Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.
14. Стихотворный размер, рифмы, строфика
«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).
Пушкин использует такой размер как амфибрахий.
Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).
15. Художественное своеобразие произведения
Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.
Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.
Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.
Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.
16. Средства художественной выразительности
Антитеза : противопоставление воли и неволи.
Сравнение : узник сравнивает себя с вольной птицей.
Эпитеты:
сырой
молодой
грустный
вольные
Олицетворения:
орел – товарищ,
ветер гуляет.
Инверсии:
темнице сырой
орел молодой
17. Значение произведения
В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.
Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.
18. Актуальность
Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.
Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.
19. Моё отношение
Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.
Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.
20. Чему учит
Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.
Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану
1. История создания
Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.
Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.
2. Литературное направление
Произведение относится к романтизму.
3. Род
По роду литературы это лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.
5. Проблематика
В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.
Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.
6. Тематика
Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.
7. Идея
Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.
Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».
8. Пафос
В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.
9. Система образов
Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:
За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.
Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.
11. Лирический герой
Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.
Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.
12. Сюжет
Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.
Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.
13. Композиция
Композиция произведения линейная.
«Узник» состоит всего из трех строф:
14. Стихотворный размер, рифмы, строфика
«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).
Пушкин использует такой размер как амфибрахий.
Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).
15. Художественное своеобразие произведения
Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.
Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.
Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.
Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.
16. Средства художественной выразительности
Антитеза: противопоставление воли и неволи.
Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.
Эпитеты:
Олицетворения:
Инверсии:
17. Значение произведения
В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.
Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.
18. Актуальность
Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.
Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.
19. Моё отношение
Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.
Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.
20. Чему учит
Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.
Краткий анализ стихотворения Узник Пушкина: история создания и главная идея
Знать, кто написал поэтическое произведение «Узник», должен каждый школьник. Текст входит в обязательную программу изучения. Но часто случается так, что анализ стихотворения становится нужен гораздо позднее. Чем объясняется такой интерес? Особенностями классики.
Ее идеи живут не один век, и не только то время, когда создается произведение. Идея стихотворения А.С.Пушкина «Узник» пережила не одно столетие, к ней будут возвращаться постоянно, желание свободы – естественно для человека….
История создания
Анализируемое нами произведение «Узник» написано в период, когда поэт находился в южной ссылке. Антикрепостнические настроения, которыми были пронизаны ранние тексты Пушкина, привлекли внимание царя. Творец должен был продолжить выполнять свои рабочие обязанности, но уже в другом месте, вдали от столицы.
На тот момент поэт пребывал в звании коллежского секретаря. Однообразная деятельность не привлекала Александра Сергеевича Пушкина. Он был лишён возможности находиться со своими друзьями и родственниками. Поэтому он был подавлен и уязвлен.
Незадолго до написания своего знаменитого «Узника» творец стал свидетелем очень трагичной картины. Она нашла своё полное отражение в тексте стихотворения. Во дворе кишиневского острога поэт увидел ручных орлов, которым специально подрезали крылья. Вольные и гордые птицы не имели возможности улететь, они превратились в заточённых узников.
Все эмоции, переживания, тяжёлые ощущения из-за своей вынужденной несвободы Пушкин отразил на бумаге. Так, в 1822 году и возникли известные всем нам строчки «Сижу за решеткой в темнице сырой».
Краткий анализ стихотворения узник для 6 класса
Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.
С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.
Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.
Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.
В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.
Жанр, направление, размер
Жанр пушкинского «Узника» — лирическое стихотворение. Внимание читателей полностью сосредоточено на мыслях, чувствах и переживаниях героя. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Данный жанр редко подразумевает детальное описание значимых событий, он больше похож на абстрактную зарисовку, сделанную под воздействием определённого эмоционального состояния.
Стихотворение «Узник» Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к романтическому направлению. Произведение затрагивает темы духовной и физической свободы. В тексте возникает романтическое двоемирие. Лирический субъект хочет стать вольным человеком. Читатели видят бунт против сдавливающих рамок привычной действительности, что является одной из характерных черт озвученного выше направления. Кроме того, творец уделяет особое внимание внутреннему миру героя, его переживаниям, душевному порыву.
Стихотворение «Узник» написано амфибрахием, трехсложной стопой, в которой ударный слог находится между двумя безударными. Данный размер не очень часто использовался Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт отдавал предпочтение лёгкому двусложному ямбу.
Смысл и тематика
Многие критики сходятся во мнении, что стихотворение несет в себе мощнейший романтический заряд, присущий юному возрасту писателя. Дата написания приходится на 1822 год, тогда Александру Сергеевичу было всего 22 года.
Главная тема стихотворного произведения — стремление к свободе, самовыражению. В каждой строчке просматривается сходство с судьбой автора. Он мучился во время ссылки, накладывающей ограничения на физическую свободу. За писателем постоянно следили, дабы максимально пресечь его творческую и духовную свободу в период плодотворного жизненного периода.
Александром Сергеевичем задеваются следующие темы:
Возможность отправиться в края, где синеют моря, гуляет ветер, Пушкин ассоциирует с необъятным миром творчества, фантазии, в который он так желает отправиться. Узник устал от рамок, ограничений и готов сорваться. Некоторые эксперты считают, что автором также затронуты более глубокие проблемы общественности того времени. Например, деспотичность политического режима, содержание в тюремных камерах и темницах совершенно невиновных людей.
Композиция
Произведение «Узник» состоит из трёх катренов. Повествование в стихотворении линейное.
Идеальный мир, в который хочет сбежать персонаж, является отображением его представлений о первозданной свободе. Бескрайним морем невозможно управлять, стихия сама решает, как ей поступать. Вольный ветер нельзя подчинить. Белые горы возвышаются над всем окружающим пейзажем, они прекрасны в своей молчаливой неподвижности.
Художественное своеобразие произведения
Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.
Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.
Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.
Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.
Образы
Подробнее разберём образный ряд стихотворения «Узник». Лирический герой — человек бунтующего, вольного характера. Ему безумно тяжело даётся заточение. Герой привык к свободе, поэтому хочет сбежать из сырой темницы. Он представляет в своей голове идеальный первозданный пейзаж. Мир, к которому стремиться персонаж, красив и обширен, в нём нет рамок и ограничений. Несомненно, лирический субъект — романтический герой. Ему хочется верить, что он не один страдает от сложившейся ситуации. Персонаж наблюдает за орлом и видит в нём товарища по несчастью. Слова, которые как нам кажется, «вымолвить хочет» гордая птица, на самом деле являются мыслями самого узника.
Образ орла тоже очень важен для понимания авторского замысла, ведь он помогает лучше понять чувства и переживания лирического субъекта. Существо, которое обычно символизирует силу и свободную стихию полёта, становится заложником людей. Птица вскормлена в неволе, поэтому она не может покинуть место, ставшее ей домом. Орёл одновременно похож на лирического героя стихотворения «Узник» и сильно от него отличается. С одной стороны, и человек, и его «грустный товарищ» становятся заложниками не по своей воле. Им обоим тяжело даётся отсутствие свободы. С другой же точки зрения, птица предоставлена самой себе, у неё есть возможность улететь, лирический субъект же — узник, находящийся за решеткой.
Главный герой
отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи –
романтизм
. Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой — узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:
Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века
. Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.
Символика
Все символы в произведении «Узник», так или иначе, раскрывают конфликт свободы и несвободы. Орёл, который обычно олицетворяет вольную жизнь, в тексте Пушкина предстаёт заложником людей. Он не может улететь, ведь его вскормили в неволе. Образ этого существа приобретает необычную трактовку. Молодая птица в стихотворении — символ моральной несвободы, придуманных рамок и границ, которых на самом деле не существует.
Описанный в третьем катрене пейзаж, наоборот, олицетворяет первозданную и вольную стихию. Лирического героя привлекают именно горы, море и ветер, потому что они всеобъемлющие, бескрайние. В идеальном мире нет никого, кроме одного человека, предоставленного самому себе.
Разберемся с тематикой произведения «Узник». Ниже представлены основные темы, которые появляются в анализируемом нами произведении.
Узник обстоятельств
Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых – в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.
Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями. Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным — его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин – узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником. Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей — все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник — тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.
Проблемы
Стоит уделить особое внимание и проблематике «Узника». Вы можете ознакомиться с основными проблемами, затронутыми автором в стихотворении.
Основная идея
Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания.
В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки. Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать. Таков смысл стихотворения «Узник».
Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».
Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения
Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.
1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России – так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой. За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями. На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.
Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева. Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления. Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал – останется тайной для потомков.
Средства речевой выразительности
Тексты Александра Сергеевича Пушкина всегда изобилуют многочисленными тропами, которые делают произведения более художественными, красивыми. Средства речевой выразительности помогают поэту акцентировать внимание читателей на определённых образах и деталях. Посмотрим, какие оттенки звучания придают стихотворению «Узник» использованные автором приёмы.
Все перечисленные выше тропы помогают Александру Сергеевичу Пушкину раскрыть основной замысел произведения «Узник», придать повествованию художественную окраску и более детально раскрыть основные темы и проблемы текста.