Узкая тема что это
Как писать статьи на узкую тему: метод исключения
Мне на почту довольно часто приходят письма с вопросами «Что делать, если попалась узкая тема, на которую в Сети нет информации?», «Как писать материалы на узкую тему?», «Заказчик просит написать статью, но тема редкая и данных нет, что делать?». Ситуация, действительно, знакома многим, и сегодня мы с Вами рассмотрим, как из нее выйти победителем, сделав это красиво и элегантно.
Итак, описанная выше задача становится все актуальнее для seo-райтеров, которым нужно писать тексты под специфические запросы, например, для продвижения сайтов по регионам. Примерами таких запросов могут быть: «Недвижимость в Воронеже», «Ювелирные изделия в Саратове», «Кровля и черепица в Екатеринбурге», «Ландшафтные светильники» и т.д.
Основной накал страстей начинается, когда появляются требования к объему статьи. Например, если нужно написать текст про березовые бревна, объемом 3000 символов или текст про услуги чистки ковров в Киеве.
Узкая тема и ее особенности
Главная особенность узких тем состоит в том, чтобы не только пользователю было понятно, о чем текст, но и поисковому боту. А с учетом последнего обновления поискового алгоритма Яндекса, в свете которого прикрылась лавочка банального насыщения текста ключевыми словами, задача стала еще более интересной.
Для примера возьмем какую-нибудь экзотическую тему, например, из описанных выше, скажем, «Недвижимость в Воронеже». Тема узкая, коммерческая, а если учесть, что автор ни разу не бывал в этом городе, то для него еще и далекая. Однако не все так сложно, как может показаться на первый взгляд, если использовать несколько простых принципов.
Принципы написания текстов на узкую тему
Основной принцип написания текстов на узкую тему заключается в том, что любая тема, какой бы узкой она ни была, принадлежит к той или иной тематике, а в любой тематике можно найти смежные темы, которые будут дополнять друг друга.
Наш пример «Недвижимость в Воронеже» принадлежит сразу к двум тематикам:
Подобный принцип разделения справедлив для любого запроса, под который нам нужно «заточить статью». Еще один пример: запрос «настольные лампы». Он относится к тематикам «офисная мебель» и «осветительные приборы».
Разбивая запрос на тематики, Вы, словно, решаете уравнение, избавляясь от лишних неизвестных на время. Согласитесь, гораздо проще написать текст про недвижимость в целом, чем про недвижимость в конкретном городе. Кроме того, здания остаются зданиями, неважно, где они расположены, в Москве, Киеве или в Астрахани.
Конечно, в данном случае тоже нужно знать меру, поскольку недвижимость на тех же островах Бора-Бора существенно отличается от недвижимости в странах СНГ. Именно для того, чтобы не выйти за смысловые рамки, нам и нужна вторая тематика, которая подчеркнет основные географические особенности (для нашего примера) или просто даст дополнительную информацию.
Еще один принцип написание текстов на узкую тему – это использование производных или смежных тем. Обратите внимание, что когда Вы разделяете тему на две составляющие, Вы, в большинстве случаев, получаете на выходе не две темы, а две тематики, которые, в свою очередь, могут иметь миллионы производных тем.
К примеру, для «недвижимости» производные темы будут:
Иными словами, получается, что на тему «Недвижимость в Воронеже» можно уже написать, как минимум, 5 совершенно разных статей.
Можно, конечно, тему не разбивать на тематики, а сразу использовать смежные темы, например, «Выбор недвижимости в Воронеже» и «Покупка недвижимости в Воронеже», но тогда писать текст будет сложнее, а результат, как показывает практика, мало чем будет отличаться от первого варианта.
Итого, для нашего примера нужно:
Отдельно написать текст про Воронеж труда не составит, вот лишь некоторые варианты, которые можно использовать:
Синтез текста на узкую тему
Когда все наброски под рукой, самое время начать комбинировать их между собой. Объединять лучше всего логически, поскольку так текст будет смотреться более гармонично. К примеру, в нашем случае, можно использовать следующие механизмы:
Вариантов синтеза существует огромное множество. Это дает широкий простор для создания нескольких вариантов текста, которые, к слову, можно предложить заказчику за дополнительную плату. Все варианты будут уникальны и, если заказчик продвигает ресурс статьями, то для него это будет более чем заманчивое предложение, а для Вас – минимальные временные затраты на создание текста и дополнительный доход.
Выводы
Для написания текстов на узкую тему удобно разбить эту тему несколько тематик, сделать наброски для каждой и логически соединить эти наброски вместе. Это позволит не только свободно ориентироваться и писать на любые темы, но и создавать несколько вариантов текста, что может стать источником дополнительной прибыли для любого автора. Огромный плюс этого метода заключается в том, что он применим к любым темам и существенно облегчает жизнь копирайтеру.
Автор: Даниил Шардаков
Инженер, интернет-маркетолог, копирайтер, писатель, преподаватель. Практик. Автор книги «Копирайтинг с нуля».
================
ВАЖНО! Теперь все бесплатные курсы, задачи и другие материалы есть в Telegram: https://t.me/shardcopy. Подпишитесь, чтобы они были у Вас всегда под рукой в телефоне!
================
6 ответов к “Как писать статьи на узкую тему: метод исключения”
Материал не в бровь, а в глаз, по крайней мере, для меня. )))Именно сейчас маюсь с такой вот узкой темой. Спасибо создателю сайта — очень полезная информация, как и все, что здесь опубликовано.
Олеся, Светлана, и Вам спасибо за уделенные время и внимание =)
Спасибо за статью. Методика простая, лежит на поверхности (по аналогии с решением уравнений), но стандартность мышления мешает. А ведь этим приемом мы пользовались на экзаменах: не знаешь ответ на вопрос билета — уходишь в смежную тему. Иногда проскакивало ))
А можно с этого места поподробнее? 🙂 «А с учетом последнего обновления поискового алгоритма Яндекса, в свете которого прикрылась лавочка банального насыщения текста ключевыми словами»
Lyudonka, конечно, можно =)
Я думаю таким образом можно писать статьи и на обычные тематики. Суперский метод, для вашего сайта надо заводить отдельную интеллект карту, чтобы все туда конспектировать.
Как работать над понятием «тема высказывания» в 1–4-х классах
Прежде чем начать писать,
я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как
написать и для чего написать?
“В сочинении, написанном учеником, ставятся и решаются определённые вопросы (проблемы), в какой-то мере значимые, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить: о чём он хочет рассказать читателю, для чего он должен об этом рассказать, как он будет это делать. Иными словами школьник должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.
Тема ученического – сочинения это вопрос, который разрешает автор в своём сочинении, это то, о чём в сочинении говорится. Основная мысль сочинения – это ответ на поставленный темой вопрос” “Термин “тема” употребляется до сего времени в двух значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении. Более правильным (хотя отнюдь не исключающим в ряде случаев первого) представляется второе определение”. Это определение, как и множество ему подобных, имеет в виду тему художественного произведения, созданного читателем.
Говоря о школьном сочинении, можно ограничиться определением темы как предметом сочинения: тема – это то, о чём говорится в сочинении, вопрос, который раскрывается в нём.
Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе, а письменные – несколько позднее (с конца первого класса). Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться впоследствии.
Устные рассказики в период обучения грамоте невелики по объёму, просты по содержанию. Однако рассказы высоко эмоциональны. Нужно учить детей рассказывать на заданную тему, строить правильно предложения, подбирать слова. Очень помогают вопросы: о чём ты рассказал? о чём рассказ? Первоклассники учатся простейшему обобщению.
Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые дают детям не только материал, но и настраивают их на рассказывание: возникают мотивы, вызывающие желание рассказать о виденном, пережитом, поделиться с другими ребятами. Рассказыванию способствуют инсценировки произведений, чтение, пересказ прочитанного. В 1 классе особенно необходимы игровые и занимательные элементы в развитии речи: шутки, загадки, сценки, импровизации, конкурсы.
Дети любят рассказывать, но записать рассказ ещё не могут, кроме записи отдельных слов. Однако и одно слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа картина. Например, “школа”, ”лес”. Слово как бы обобщает устный текст – рассказ или беседу. Поэтому первые слова, которые первоклассники записывают в тетрадях, нужно брать из живой речи. Они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания выразить своё чувство, впечатление, свою мысль – результат сообразительности.
Например, дети были на экскурсии в парке, любовались краснеющей рябиной. В классе они вспоминают и пишут слово рябина, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является сочинением. Рассмотрев картинку в азбуке, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут – зима, и это тоже для них сочинение, так как за словом зима – масса впечатлений, воспоминаний, эмоций.
Прослушав и прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли: это, например, гриб. Пусть они напишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.
В 1 классе очень важно сформировать у детей понятие “тема”, зачем она нужна в повседневной жизни. На уроках в 1-м классе я ставлю следующие цели:1) сформировать у детей понятие о том, что тема объединяет различные предметы, явления по главному схожему признаку; 2) понимание темы помогает быстрее найти нужный предмет.
(Подробнее работу на уроке в 1 классе смотри в Приложении 1).
При работе над сочинением во 2-м классе много внимания уделяю отработке понятий широкая и узкая тема. Если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются перед нею, не могут раскрыть её достаточно глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. В начальной школе широкие темы непосильны. Тема “Осень” настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к её раскрытию, хотя бы потому, что объём его сочинения мал. Отбор материала не может пройти целенаправленно, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.
Предлагаю фрагмент урока на отработку понятий “широкая” и “узкая” тема.
— О ком (чём) можно рассказать на тему “Зима”? (Дети отвечают: “О снеге” (кладут фишку напротив названия темы “Зима”). “ О животных зимой”– фишка. “О зимних играх” – фишка. “О деревьях” – фишка, и т. д.). Так, последовательно ребята выкладывают фишки возле каждой темы.
— Около какой темы больше фишек? (у темы “Зима”)
— Это широкая тема.
— Какую ещё тему можно назвать широкой? (“Зимой в лесу”, так как там тоже много фишек)
— Почему эти темы широкие? (Можно рассказать о большом количестве предметов и явлений)
— А какие темы узкие? (3, 4, 5)
— Почему их можно назвать узкими? (Можно рассказать об одном предмете или явлении)
Дети делают вывод: широкой темой называют такую тему, на которую можно рассказать о нескольких предметах и явлениях, на узкую – об одном.
Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских сочинений, но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всём, что хотя бы отдалённо связывается в их сознании с темой. Иными словами тема оказывается неточно понятой. Очень важно, чтобы дети учились писать в сочинении только главные самые важные сведения, отбрасывать лишние.
Предлагаю фрагмент урока во 2-м классе, где отрабатываются понятия “главные и второстепенные сведения”.
(У детей на партах конверты с разрезными предложениями, полоски синего и красного цвета, снежинки)
— Объясните, что значит “главные сведения, факты”? (Очень важные, без них текст неточный, непонятный)
— Что значит “второстепенные факты”? (Без них можно обойтись, в тексте они лишние)
— Сегодня мы попробуем разобрать, какие сведения в тексте главные, а какие второстепенные.
Учитель предлагает тему “Как звери зимуют”
— Сколько предложений напишем о спящем звере? Сколько о не спящем? (уберите полоски)
Далее идёт работа с разрезными предложениями.
— Найдите предложения, в которых говорится о том, что происходит с медведем зимой. (1, 2, 5, 6)
— Выложите возле этих предложений снежинки.
— Возле каких предложений снежинок нет? (3, 4, 7)
— Почему возле них нет снежинок? (Они не на тему “Как звери зимуют”)
— Нужны ли эти предложения нам в тексте? (Нет, они лишние, второстепенные, не главные. В них содержится информация, к другой теме)
— Следовательно, отложим эти предложения в сторону, потому что они второстепенные, без них можно обойтись.
— Без каких предложений нельзя обойтись в тексте? (Возле которых лежат снежинки)
— Эти предложения главные.
— Расставьте предложения в логической последовательности. (1, 5, 6, 2)
— Прочтите текст, запишите его в тетради.
Во 2-м классе, работая над понятием “тема”, следует чаще задавать вопросы: “Какая тема у этого рассказа, сказки”. После просмотра спектаклей, кино – спрашивать “На какую тему этот спектакль”.
Предлагаю несколько упражнений, которые можно провести во 2 – м классе для отработки понятий “широкая” и “узкая” тема, отбор материала по теме, определение границ темы, сведения существенные и второстепенные.
1. Широкая и узкая тема.
Учитель спрашивает: “О чём будете рассказывать по каждой теме? Какие слова показывают, чем будут различаться будущие тексты? Какой текст самый длинный?” (2) – здесь можно обо всём рассказать, и о птицах, и о деревьях, и о сборе листьев
— Какой текст проще составить? (1, 4)
— Составьте текст (1 или 4), нарисуйте иллюстрацию к своему устному рассказу. Затем анализ и выставка работ.
Можно проводить не анализ тем, а анализ конкретных высказываний с точки зрения рассмотрения темы “Весенний наряд парка”
Лишние предложения (2, 5, 6)
— На альбомный лист запиши одно из оставшихся предложений, нарисуй иллюстрацию.
2 вариант задания к данным предложениям
Предлагаю две темы “Осенний наряд парка” и “Осень”
— К какой теме подойдут все предложения?
Анализ названия предложенной темы с точки зрения возможных вариантов замысла.
Лучше брать два диаметрально противоположных варианта.
Сочинения получатся разными в зависимости от того 1-й или 2-й вариант замысла выберет ребёнок.
В 3 классе работа по определению границ темы, отбор материала по теме, осознание широты темы высказывания продолжается. На мой взгляд, полезны упражнения по анализу негативных детских сочинений и сочинений, служащих образцом. Методистами не раз ставился вопрос о значении анализа образца как одного из приёмов подготовки к сочинению. Одни считают, что образец сковывает, вызывает подражание, лишает детей самостоятельности: они повторяют чужие мысли и слова. Другие утверждают, что образец необходим: он наглядно показывает, что и как может быть написано на такую тему, и это для детей понятнее, чем любые объяснения.
“Известная подражательность, зависимость сочинений учащегося от пленившего его поэтического произведения, право не должна пугать преподавателя, – это многих славный путь”
В некоторых случаях предлагаются для анализа ученические сочинения, на материале которых показываются не достоинства, а типичные недочёты. Анализ сочинений помогает ученикам избежать типичных ошибок и недочётов.
Пример сочинений по теме “Снег идёт”
1. Я посмотрела в окно. В воздухе кружились снежинки, мне захотелось потрогать их. Я быстро оделась и выбежала на улицу. Несколько снежинок упали мне на ладошку. Какие они все разные и красивые! Снежинки напомнили мне кружево. Я долго ловила их и ни разу не нашла две одинаковые снежинки. Мне стало весело и радостно, будто наступил праздник.
Это сочинение можно считать образцом: здесь есть развитие мысли, логически последовательно построены предложения в тексте. Правильно отобран материал, соответствует теме, нет лишних предложений.
2. Начались морозы. Выпало много снега. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках и лыжах с горки. Снег спасает деревья от морозов. В этом году выпало много снега. Я не люблю идти по улице во время снегопада.
Это просто набор предложений о зиме.
3. Зима так красива! Зимой часто идёт снег. Он укрывает всё вокруг. Я так люблю снег.
Сказано мало. Нет развития мысли.
В 4 классе следует предлагать детям самостоятельный выбор темы сочинения. “Напишите что-нибудь о прошедших каникулах, что именно определите сами и озаглавьте своё сочинение. Тему выбирайте узкую, соблюдайте границы темы, тщательно отбирайте материал, пишите только главные сведения”. Кроме того к 4-му классу учитель особое внимание обращает на выразительность, эмоциональность высказываний, на собственное отношение к тому, что ученик пишет. Зачастую у юных авторов бывает ложный пафос в высказываниях. В стремлении “разукрасить” своё сочинение “цветистыми” фразами, они неоправданно много используют вычурных или штампованных определений.
Предлагаю отрывок из сочинения “Зима наступила”.
“Быстро пролетело красное лето. Кончилась золотая осень. Наступила вьюжная зима. Поля покрылись белоснежной скатертью…”
В погоне за красотой фраз, ученик забыл о теме сочинения. Не следовало упоминать о лете и осени, надо было написать о первых днях зимы, поле еще не может быть покрыто белоснежной скатертью и упоминание о вьюжной зиме тоже преждевременно. Ученик употребил прилагательные не по теме, сочинение не стало интереснее при их использовании.
Работу над раскрытием темы сочинения в 1-4 классах можно представить таблицей.
Тема | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Отработка понятий | — тема объединяет; — помогает найти нужное | — тема широкая и узкая; — границы темы; — отбор материала по теме | — анализ образцов | — самостоятельный выбор темы; — средства выразительности |
В заключение следует сказать, что научить детей умению писать так, чтобы всё в сочинении было подчинено раскрытию темы и выражению основной мысли, очень сложная и трудоёмкая работа. Юным авторам хочется напомнить пожелание Н.А.Некрасова, чтобы при составлении текста “словам было тесно, а мыслям просторно”.
Как писать хорошие тексты на узкую тематику
Вы удивитесь, но даже про монгольский фанк 80-х годов вполне реально написать продающий оптимизированный текст. Узкая тема имеет свои особенности, но в основе хорошего текста лежат всё те же принципы копирайтинга: грамотная структура, уникальное торговое предложение (УТП), экспертность, грамотность и адресность. В этой статье мы дадим советы по написанию узкотематических текстов для продвижения бизнеса в интернете.
Подготовка
Структура текста
Сделайте текст привлекательным, разбив его на блоки, расставив акценты, используя заголовки, таблицы, изображения. Особенно уделите внимание главному заголовку страницы — h1. Он важен для SEO-продвижения и привлечение внимания пользователей. Это актуально для темы любой направленности.
Привлеките пользователя интересным контентом — списками, обучающими материалами, подборками, советами. А для поискового продвижения уделите внимание подбору ключевых слов и словосочетаний.
Подача
Узкая тема требует еще большей заботы о читателях, чем популярная. Не загружайте посетителей слишком сложной информацией, канцеляризмами, профессиональными терминами. Используя их, обязательно объясняйте их в тексте. Пишите текст с расчетом, что клиент практически ничего не знает о теме статьи и ему нужно донести информацию понятно и коротко.
Про установку окон или ремонт обуви сложно написать яркий привлекающий к себе текст. Разве что вы делаете замеры на глаз и чините сапоги с повязкой на глазах. В этом плане узкая тематика гораздо привлекательнее, её легче ярко подать. Кто пройдет мимо рассказа о производстве губных гармошек по древним чукотским традициям? Расскажите, как вы завладели старинными секретами создания этих музыкальных инструментов. Такую историю заметят даже СМИ.
Оформление
От визуальной составляющей текста зависит 50% успеха статьи. Используйте картинки, видео, анимацию. Эти средства помогают привлекают внимание читателей, повышают интерес к материалу и делают его запоминающимся. Визуальное оформление играет важную роль при написании текста на узкую тему. У вас есть шанс продемонстрировать что-то непривычное, редкое, самобытное. Пользуйтесь этим шансом и снабжайте текст сочными картинками.
Живой язык
Занудство, канцелярский сухой язык, чересчур длинные фразы, загроможденные оборотами, ― оставьте всё это за бортом. Если целевая аудитория допускает юмор, то уместно используйте юмор и мемы. Это добавляет текстам актуальности и свежести.
Личный пример
Расскажите посетителям, что конкретно вас привлекает в узкой тематике, о которой идет речь. Личная история вдохновляет читателей и добавляет лояльности к сайту и его владельцу. Поделитесь своими мыслями и переживаниями.
Итого
Правила написания продающего текста практически идентичны как для популярной темы, так и для узкой специализации. Подавайте сложную информацию понятными словами, используйте примеры для наглядности. Уделяйте внимание оформлению, заголовкам, стилю статьи для комфортного чтения посетителей ресурса.
Хотите больше информации о продвижении своего бизнеса в интернете? Тогда читайте новые статьи в блоге 1С-UMI.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Текст. Тема текста
Посмотри, озорной ветерок забросил в классную комнату 3 осиновых листочка с записями. Давай их прочитаем.
Тебе понятно, что хотел сказать неизвестный автор? Что он написал? Правильно, это слова, и мы не можем сказать, что хотел передать нам пишущий.
Попробуем узнать об этом, прочитав второе послание.
А сейчас ты понял автора? Что ты прочитал? Правильно, предложения.
Но, к сожалению, мы так и не поняли, какую информацию пытался донести до нас автор.
У нас остался еще один листок. Прочитаем его.
Наконец нам удалось понять автора послания. Он записал не просто предложения, а объединил их в единое целое.Значит, для того чтобы передать информацию, нужны не просто предложения, а текст.
Происхождение слова текст – латинское. Textum –ткань, соединение.
Чтобы тебе было понятнее, сравним 2 примера.
Можно ли сказать, что в первом примере приведен текст? По каким признакам ты это определил? А второй пример? Все ли признаки текста сохранены? Назови их.
Текст можно отличить от предложений по определенным признакам:
Получается, что текстом можно назвать не любую группу предложений, а только ту, в которой предложения связаны между собой по смыслу и подчинены общей теме, поэтому первый пример мы назовем текстом, а второй нет.
Потренируемся.
Запиши текст, расположив предложения в нужной последовательности.
(Правильный вариант: 2143)
В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются
предметы,явления, действия или рассуждается о чем-нибудь.Поэтому тексты бывают трех типов.
В тексте-описании описываются предметы, явления, события. Такой текст отвечает на вопрос: какой он?
Пример текста-описания.
Ах, как хорошо осенью в лесу! Золотом, рубинами и янтарем светятся в эту пору клены, вязы, черемухи и осины. Кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем. Горький запах дубовой коры заполняет лес. До полудня на увядшей траве лежит роса.
Автор, словно талантливый художник, без кисти и красок описывает красоту осеннего леса. К тексту мы задаем вопрос: каков он, осенний лес?
Текст-повествование сообщает, рассказывает о событиях, которые следуют друг за другом. Такой текст ответит на вопросы: что он делает и в какой последовательности?
Прочитай текст-повествование.
Учительница велела мне нарисовать какую-нибудь птицу. Взял я цветные карандаши, альбом и отправился в лес. На улице было по-весеннему тепло. На опушке я увидел рыжую белочку. Она шустро забралась на вершину дерева, только пушистый хвост мелькнул среди веток.
Автор повествует, то есть рассказывает, что он делает и в какой последовательности совершаются действия.
В тексте-рассуждении высказывается и обосновывается какое-либо утверждение о предмете, явлении, действии, событии. К нему можно задать вопрос: почему так? Зачем?
Познакомься с примером текста-рассуждения.
В жизни каждого человека очень важен поступок.
По поступкам судят о человеке, о его честности и порядочности, доброте и отзывчивости, искренности и ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.
Вот почему так важно сначала подумать, прежде чем что-нибудь сделать.
В этом тексте автор рассуждает о важности поступков. Часто они значат в нашей жизни больше, чем слова.
Во вступлении утверждается, насколько важен поступок в жизни каждого человека. В основной части текста это утверждение доказывается. И в заключении (последнее предложение текста) делается вывод о важности поступков.
Как мы уже сказали выше, предложения в составе текста объединены одной темой. Попробуем разобраться, что такое тема на примере текста.
Образ Родины неразрывно связан с родной природой. Природа живет в лучших народных песнях. А сколько красоты открыли нам в родной природе Пушкин, Шишкин, Левитан, Чайковский! Сколько бессмертных картин, стихов, волшебной музыки подарили нам люди, которые любили природу до слез, до боли в сердце!
О чем мы узнали из текста? О чем в нем рассказывается? Предметом речи является родная природа. Это и есть тема данного текста.
Запомни: тема – это предмет речи, то, о чем или о ком говорится в тексте, вопрос, который раскрывается. Тему можно определить, задав вопрос: что является предметом речи в тексте?
Рассмотрим другой текст. Прочитай его и определи тему текста.
С самого раннего детства дружим мы с книгой. Сначала она открывает перед нами чудесный мир сказок. Потом появляется самый первый учебник –букварь. На смену ему приходят другие учебники. Начинается увлекательное путешествие в страну знаний. И первый проводник в этом путешествии –книга. Она открывает и отдает людям все сокровища знаний, накопленные в течение тысячелетий.
Итак, задаем вопрос: о чем рассказывает автор? О книге. Значит тема прочитанного текста – книга.
Основная мысль текста
В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.
С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?
Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.
Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.
Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?
Потренируемся.
Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?
Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.
(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).
Темы широкие и узкие
Темы бывают широкие и узкие.
Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.
Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.
Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.
Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).
Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.
Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.