Узкая и широкая тема что это

Статья по русскому языку на тему «О разграничении понятий «широкая» и «узкая» темы при работе над сочинением в начальной школе». (2 класс)

МБОУ «Школа №44», г. Рязань

О разграничении понятий «широкая» и «узкая» темы при работе

над сочинением в начальной школе.

Процесс написания сочинения включает в себя формирование определённых умений (составлять план, определять жанр, понимать основную мысль, озаглавливать текст и т.п.). В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на формировании умений определять и раскрывать тему высказывания.

Учитель может предложить список тем – дети выбирают либо общую тему для класса, либо индивидуальную (каждый для себя). Бывают и такие темы, которые имеют общее звучание, но каждым учеником раскрываются по-своему: «Самый радостный день каникул», «Моя семья», «Моя любимая книга».

Темы бывают широкие, обобщённые: «Весна», «Моя Родина», «Леса». Они могут быть сужены, конкретизированы, например: «Первые признаки весны», «Изменения в природе в марте» (по ежедневным наблюдениям), «Подснежники». Широкие темы дают школьнику простор для выбора материала, а узкие требуют большей определённости, конкретности.

Если учащимся начальных классов предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть её достаточно глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. В начальной школе широкие темы, как правило, непосильны. Например, тема «Зима» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к её раскрытию хотя бы потому, что объём его сочинения мал. Отбор материала не может пройти целенаправленно, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.

Приведу фрагмент урока на тему: «Широкая и узкая темы сочинения».

На партах у детей лежит коробочка с фишками, конверт с полосками, на которых записаны названия тем. Учитель работает с тем же набором предметов на доске, ученики – за партами.

Учитель: Ребята, рассмотрите названия тем, прочтите вслух, разложите на партах в столбик.

Учитель: О ком или о чём можно рассказать на тему «Зима».

Так последовательно ребята выкладывают фишки напротив каждой из пяти тем.

«Зима» лес, животные, снег, игры, труд людей… (до 7 фишек).

«Зимой в лесу» деревья, птицы, звери, красота леса (4-5 фишек).

«Птицы зимой» о птицах (1 фишка).

Учитель: Около какой темы больше фишек?

Учитель: Это широкая тема. Какую ещё тему можно назвать

широкой?
Дети: «Зимой в лесу» , так как там тоже много фишек.
Учитель: Почему эти темы широкие?

Дети: Можно рассказать о большом количестве предметов и явлений.

Учитель: А какие темы узкие?

Дети: 3,4,5. Здесь можно рассказать о меньшем количестве предметов

Дети делают вывод: в сочинении на широкую тему можно рассказать о многих предметах и явлениях, на узкую – о нескольких.

Приведу примеры сочинений учащихся 2 класса на тему «Снег идёт».

Я посмотрела в окно. В воздухе кружились снежинки, мне захотелось потрогать их. Я быстро оделась и выбежала на улицу. Несколько снежинок упали мне на ладошку. Какие они все разные и красивые! Снежинки напомнили мне кружево. Я долго ловила их и ни разу не нашла две одинаковые снежинки. Мне стало весело и радостно, будто наступил праздник.

Это сочинение можно считать образцом: здесь есть развитие мысли, логически последовательно построены предложения в тексте. Правильно отобран материал (в соответствии с темой), нет лишних предложений.

Начались морозы. Выпало много снега. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках и лыжах с горки. Снег спасает деревья от морозов. В этом году выпало много снега. Я не люблю идти по улице во время снегопада.

Это просто набор предложений о зиме, не подчинённых последовательному раскрытию одной темы.

Также учащимся следует предлагать самостоятельный выбор темы сочинения: «Напишите что-нибудь о прошедших каникулах, что именно – определите сами. Озаглавьте своё сочинение. Тему выбирайте узкую, соблюдайте границы темы, тщательно отбирайте материал (в соответствии с темой), пишите только главные сведения».

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.

Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1992. – 512 с.

Источник

Как работать над понятием «тема высказывания» в 1–4-х классах

Прежде чем начать писать,
я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как
написать и для чего написать?

“В сочинении, написанном учеником, ставятся и решаются определённые вопросы (проблемы), в какой-то мере значимые, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить: о чём он хочет рассказать читателю, для чего он должен об этом рассказать, как он будет это делать. Иными словами школьник должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

Тема ученического – сочинения это вопрос, который разрешает автор в своём сочинении, это то, о чём в сочинении говорится. Основная мысль сочинения – это ответ на поставленный темой вопрос” “Термин “тема” употребляется до сего времени в двух значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении. Более правильным (хотя отнюдь не исключающим в ряде случаев первого) представляется второе определение”. Это определение, как и множество ему подобных, имеет в виду тему художественного произведения, созданного читателем.

Говоря о школьном сочинении, можно ограничиться определением темы как предметом сочинения: тема – это то, о чём говорится в сочинении, вопрос, который раскрывается в нём.

Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе, а письменные – несколько позднее (с конца первого класса). Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться впоследствии.

Устные рассказики в период обучения грамоте невелики по объёму, просты по содержанию. Однако рассказы высоко эмоциональны. Нужно учить детей рассказывать на заданную тему, строить правильно предложения, подбирать слова. Очень помогают вопросы: о чём ты рассказал? о чём рассказ? Первоклассники учатся простейшему обобщению.

Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые дают детям не только материал, но и настраивают их на рассказывание: возникают мотивы, вызывающие желание рассказать о виденном, пережитом, поделиться с другими ребятами. Рассказыванию способствуют инсценировки произведений, чтение, пересказ прочитанного. В 1 классе особенно необходимы игровые и занимательные элементы в развитии речи: шутки, загадки, сценки, импровизации, конкурсы.

Дети любят рассказывать, но записать рассказ ещё не могут, кроме записи отдельных слов. Однако и одно слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа картина. Например, “школа”, ”лес”. Слово как бы обобщает устный текст – рассказ или беседу. Поэтому первые слова, которые первоклассники записывают в тетрадях, нужно брать из живой речи. Они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания выразить своё чувство, впечатление, свою мысль – результат сообразительности.

Например, дети были на экскурсии в парке, любовались краснеющей рябиной. В классе они вспоминают и пишут слово рябина, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является сочинением. Рассмотрев картинку в азбуке, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут – зима, и это тоже для них сочинение, так как за словом зима – масса впечатлений, воспоминаний, эмоций.

Прослушав и прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли: это, например, гриб. Пусть они напишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.

В 1 классе очень важно сформировать у детей понятие “тема”, зачем она нужна в повседневной жизни. На уроках в 1-м классе я ставлю следующие цели:1) сформировать у детей понятие о том, что тема объединяет различные предметы, явления по главному схожему признаку; 2) понимание темы помогает быстрее найти нужный предмет.

(Подробнее работу на уроке в 1 классе смотри в Приложении 1).

При работе над сочинением во 2-м классе много внимания уделяю отработке понятий широкая и узкая тема. Если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются перед нею, не могут раскрыть её достаточно глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. В начальной школе широкие темы непосильны. Тема “Осень” настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к её раскрытию, хотя бы потому, что объём его сочинения мал. Отбор материала не может пройти целенаправленно, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.

Предлагаю фрагмент урока на отработку понятий “широкая” и “узкая” тема.

— О ком (чём) можно рассказать на тему “Зима”? (Дети отвечают: “О снеге” (кладут фишку напротив названия темы “Зима”). “ О животных зимой”– фишка. “О зимних играх” – фишка. “О деревьях” – фишка, и т. д.). Так, последовательно ребята выкладывают фишки возле каждой темы.

— Около какой темы больше фишек? (у темы “Зима”)
— Это широкая тема.
— Какую ещё тему можно назвать широкой? (“Зимой в лесу”, так как там тоже много фишек)
— Почему эти темы широкие? (Можно рассказать о большом количестве предметов и явлений)
— А какие темы узкие? (3, 4, 5)
— Почему их можно назвать узкими? (Можно рассказать об одном предмете или явлении)

Дети делают вывод: широкой темой называют такую тему, на которую можно рассказать о нескольких предметах и явлениях, на узкую – об одном.

Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских сочинений, но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всём, что хотя бы отдалённо связывается в их сознании с темой. Иными словами тема оказывается неточно понятой. Очень важно, чтобы дети учились писать в сочинении только главные самые важные сведения, отбрасывать лишние.

Предлагаю фрагмент урока во 2-м классе, где отрабатываются понятия “главные и второстепенные сведения”.

(У детей на партах конверты с разрезными предложениями, полоски синего и красного цвета, снежинки)

— Объясните, что значит “главные сведения, факты”? (Очень важные, без них текст неточный, непонятный)
— Что значит “второстепенные факты”? (Без них можно обойтись, в тексте они лишние)
— Сегодня мы попробуем разобрать, какие сведения в тексте главные, а какие второстепенные.

Учитель предлагает тему “Как звери зимуют”

— Сколько предложений напишем о спящем звере? Сколько о не спящем? (уберите полоски)

Далее идёт работа с разрезными предложениями.

— Найдите предложения, в которых говорится о том, что происходит с медведем зимой. (1, 2, 5, 6)
— Выложите возле этих предложений снежинки.
— Возле каких предложений снежинок нет? (3, 4, 7)
— Почему возле них нет снежинок? (Они не на тему “Как звери зимуют”)
— Нужны ли эти предложения нам в тексте? (Нет, они лишние, второстепенные, не главные. В них содержится информация, к другой теме)
— Следовательно, отложим эти предложения в сторону, потому что они второстепенные, без них можно обойтись.
— Без каких предложений нельзя обойтись в тексте? (Возле которых лежат снежинки)
Эти предложения главные.
— Расставьте предложения в логической последовательности. (1, 5, 6, 2)
— Прочтите текст, запишите его в тетради.

Во 2-м классе, работая над понятием “тема”, следует чаще задавать вопросы: “Какая тема у этого рассказа, сказки”. После просмотра спектаклей, кино – спрашивать “На какую тему этот спектакль”.

Предлагаю несколько упражнений, которые можно провести во 2 – м классе для отработки понятий “широкая” и “узкая” тема, отбор материала по теме, определение границ темы, сведения существенные и второстепенные.

1. Широкая и узкая тема.

Учитель спрашивает: “О чём будете рассказывать по каждой теме? Какие слова показывают, чем будут различаться будущие тексты? Какой текст самый длинный?” (2) – здесь можно обо всём рассказать, и о птицах, и о деревьях, и о сборе листьев

— Какой текст проще составить? (1, 4)
— Составьте текст (1 или 4), нарисуйте иллюстрацию к своему устному рассказу. Затем анализ и выставка работ.

Можно проводить не анализ тем, а анализ конкретных высказываний с точки зрения рассмотрения темы “Весенний наряд парка”

Лишние предложения (2, 5, 6)

— На альбомный лист запиши одно из оставшихся предложений, нарисуй иллюстрацию.

2 вариант задания к данным предложениям

Предлагаю две темы “Осенний наряд парка” и “Осень”

— К какой теме подойдут все предложения?

Анализ названия предложенной темы с точки зрения возможных вариантов замысла.

Лучше брать два диаметрально противоположных варианта.

Сочинения получатся разными в зависимости от того 1-й или 2-й вариант замысла выберет ребёнок.

В 3 классе работа по определению границ темы, отбор материала по теме, осознание широты темы высказывания продолжается. На мой взгляд, полезны упражнения по анализу негативных детских сочинений и сочинений, служащих образцом. Методистами не раз ставился вопрос о значении анализа образца как одного из приёмов подготовки к сочинению. Одни считают, что образец сковывает, вызывает подражание, лишает детей самостоятельности: они повторяют чужие мысли и слова. Другие утверждают, что образец необходим: он наглядно показывает, что и как может быть написано на такую тему, и это для детей понятнее, чем любые объяснения.

“Известная подражательность, зависимость сочинений учащегося от пленившего его поэтического произведения, право не должна пугать преподавателя, – это многих славный путь”

В некоторых случаях предлагаются для анализа ученические сочинения, на материале которых показываются не достоинства, а типичные недочёты. Анализ сочинений помогает ученикам избежать типичных ошибок и недочётов.

Пример сочинений по теме “Снег идёт

1. Я посмотрела в окно. В воздухе кружились снежинки, мне захотелось потрогать их. Я быстро оделась и выбежала на улицу. Несколько снежинок упали мне на ладошку. Какие они все разные и красивые! Снежинки напомнили мне кружево. Я долго ловила их и ни разу не нашла две одинаковые снежинки. Мне стало весело и радостно, будто наступил праздник.

Это сочинение можно считать образцом: здесь есть развитие мысли, логически последовательно построены предложения в тексте. Правильно отобран материал, соответствует теме, нет лишних предложений.

2. Начались морозы. Выпало много снега. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках и лыжах с горки. Снег спасает деревья от морозов. В этом году выпало много снега. Я не люблю идти по улице во время снегопада.

Это просто набор предложений о зиме.

3. Зима так красива! Зимой часто идёт снег. Он укрывает всё вокруг. Я так люблю снег.

Сказано мало. Нет развития мысли.

В 4 классе следует предлагать детям самостоятельный выбор темы сочинения. “Напишите что-нибудь о прошедших каникулах, что именно определите сами и озаглавьте своё сочинение. Тему выбирайте узкую, соблюдайте границы темы, тщательно отбирайте материал, пишите только главные сведения”. Кроме того к 4-му классу учитель особое внимание обращает на выразительность, эмоциональность высказываний, на собственное отношение к тому, что ученик пишет. Зачастую у юных авторов бывает ложный пафос в высказываниях. В стремлении “разукрасить” своё сочинение “цветистыми” фразами, они неоправданно много используют вычурных или штампованных определений.

Предлагаю отрывок из сочинения “Зима наступила”.

“Быстро пролетело красное лето. Кончилась золотая осень. Наступила вьюжная зима. Поля покрылись белоснежной скатертью…”

В погоне за красотой фраз, ученик забыл о теме сочинения. Не следовало упоминать о лете и осени, надо было написать о первых днях зимы, поле еще не может быть покрыто белоснежной скатертью и упоминание о вьюжной зиме тоже преждевременно. Ученик употребил прилагательные не по теме, сочинение не стало интереснее при их использовании.

Работу над раскрытием темы сочинения в 1-4 классах можно представить таблицей.

Тема
1 класс2 класс3 класс4 класс
Отработка понятий— тема объединяет;
— помогает найти нужное
— тема широкая и узкая;
— границы темы;
— отбор материала по теме
— анализ образцов— самостоятельный выбор темы;
— средства выразительности

В заключение следует сказать, что научить детей умению писать так, чтобы всё в сочинении было подчинено раскрытию темы и выражению основной мысли, очень сложная и трудоёмкая работа. Юным авторам хочется напомнить пожелание Н.А.Некрасова, чтобы при составлении текста “словам было тесно, а мыслям просторно”.

Источник

Урок по теме «Тема широкая и узкая» в 7 классе

Конспект урока русского языка «Текст. Темы широкие и узкие»

ЦЕЛИ УРОКА: повторить материал о тексте, теме, дать понятие широкой и узкой темы, подготовка к домашнему сочинению

1.Оргмомент. Работа над эпиграфом.

Вот хлеба в полях заколосились,

Вот запели птицы в синеве,

Надо мною свет моей России,

И других небес не надо мне.

— О чём эти строки? (О любви к Родине)

— А как вы понимаете значение слова «Родина»? Какие синонимы к этому слову можете назвать? (Родина, Отечество, Отчизна.)

Прочтём, как на этот вопрос ответил В. Песков.

3. Работа с текстом.

Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом Отечество. Но всё-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

— Можем ли мы данную запись назвать текстом? Почему? Вспомните признаки текста.

(Заглавие; тема, идея; делимость: 1- начало, 2- основная часть, 3- конец; связность; композиционная завершённость) – слайд 4.

— Перескажите текст. Назовите его тему. (Что такое Родина).

— Настоящий, хороший человек любит свою Родину. Как это сложное, многогранное чувство в нём постепенно растёт и обогащается, повествует текст упр. 8

4. Выполнение упр. 8.(Чтение текста, составление вопросов по его содержанию (устно); один-два выбираются для записи.)

1. «С чего начинается Родина?»

2. Какую роль в жизни человека играет его любовь к своим родителям, к своей семье? Почему?

3. Какую роль в жизни человека играет его любовь к своему селу (или к своему городу)?

В том, что любовь человека к своему селу (или к своему городу) обычно перерастает в его сердце в сложное, многогранное чувство любви к Родине, нас убеждает и наш жизненный опыт, и пример окружающих, и факты из биографии известных, великих людей. Так, писатель Фёдор Александрович Абрамов с любовью изображал реку своего детства Пинегу, с которой для него и началась Родина.

Утром вышел к реке и ахнул: V не узнать старушку. V Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу. Всё в серой тине. V А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. V Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.

— Проведём диалог с автором. На месте знака V поставьте вопросы к предложениям. (Почему «ахнул»? Почему не узнать реку – «старушку»? Что в ней изменилось? Чем эти изменения объясняются?)

— Какое отношение к реке и как выразил писатель? (Автор пишет о Пинеге с любовью: называет её дружески «старушкой», бывает не её берегах и утром, и вечером, внимательно к ней присматривается, с удовольствием замечает, как она «принарядилась» после ливня).

— С любовью изображали природу многие предшественники Ф.А. Абрамова, среди которых, конечно, и Михаил Михайлович Пришвин. В одной из книг М.М. Пришвина есть раздел «Времена года», в нём – подраздел «Январь», включающий миниатюры «Весенняя дорога», «Зонтики».

— Как вы думаете, что здесь является примером широкой темы, что – узкой? Почему?

7. Чтение и пересказ теоретической части параграфа (стр.13).

8.Слайд 7. Определение темы данного текста, наблюдения за переносным употреблением временных форм глагола (упр. 11).

Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына.

Какова тема всего «Дневника Коли Синицына»? А тема каждой дневниковой записи?

Как мы занимались пчеловодством – широкая; тема каждой дневниковой записи – узкая. (Тема записи за 14 июля – Про нас в газете написали!)

9. Слайд 8. Краткая беседа о слове «Рубрика».

В латинском языке рубрикой называлось заглавие закона, написанное красной краской. Происходи слово рубрика от латинского рубер – красный.

В современном русском языке слово рубрика многозначно. Его основное значение – «заголовок раздела в газете, журнале». Тема рубрики – широкая, темы опубликованных под этой рубрикой заметок – узкие.

10. Слайд 9. В газете под рубрикой «Действуем!» была напечатана заметка на тему «Помогаем почтальонам». Какие темы заметок под рубрикой «Действуем!» могли бы предложить вы?

11. Домашнее задание (Слайд 10).

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Улица моего детства». Постарайтесь употребить в нём (там, где это уместно) глаголы настоящего или будущего времени в значении прошедшего.

12.Подготовка к домашней работе – наблюдения за употреблением глаголов настоящего времени в значении прошедшего в примерах сочинений, конкретизирующих тему домашнего сочинения. (Слайд 11).

Когда я был совсем маленьким, мне очень хотелось учиться, а меня всё не принимали, и не принимали.Но вот наконец и пришло моё долгожданное школьное утро. Я проснулся очень рано. Умылся, оделся, и, пока мама хлопотала на кухне, один отправился в школу.Волнуясь, иду я по улице, смотрю по сторонам, словно предлагая всем полюбоваться моей новой курткой, моим новым портфелем с блестящим крепким замком. Вдруг с проезжавшей мимо машины совсем незнакомый парень бросает огромное румяное яблоко. «Лови на счастье!»- кричит он. И, представляете. Я поймал его, это душистое красное яблоко! И оно оказалось действительно счастливым:1-й класс я окончил отлично.

Конкретизируйте предложенную для сочинения тему: из всех впечатлений-воспоминаний об улице детства выберите одно, самое яркое, самое памятное, может, чем-то дорогое, напишите только о нём и озаглавьте сочинение, конечно, по-своему. (Слайд 12).

Источник

Темы узкие и широкие

Узкая и широкая тема что это. Смотреть фото Узкая и широкая тема что это. Смотреть картинку Узкая и широкая тема что это. Картинка про Узкая и широкая тема что это. Фото Узкая и широкая тема что это

Узкая и широкая тема что это. Смотреть фото Узкая и широкая тема что это. Смотреть картинку Узкая и широкая тема что это. Картинка про Узкая и широкая тема что это. Фото Узкая и широкая тема что это

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Развитие речи №1. Текст. Тема широкая и узкая

Цель урока – познакомиться с характерными особенностями узких и широких тем.

I. Организационный момент.

2) Проверка списочного состава учащихся.

3) Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение изученного.

Назовите основные признаки целого текста.

III. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

IV. Изучение нового материала.

7. Прочитайте, затем перескажите текст. Назовите тему этого текста.

Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом Отечество. Но всё-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

8. Прочитайте текст. Подумайте, какие вопросы можно сформулировать по его содержанию. Запишите их.

В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране.

9. На месте знака P поставьте вопросы к предложениям.

Утром вышел к реке и ахнул: P не узнать старушку. P Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу, все в серой тине. P А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. P Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.

1. Какое отношение к реке и как выразил писатель?

2. Как вы думаете, обладает ли эта миниатюра признаками целого текста? Если да, укажите их. Аргументируйте свой ответ.

10. 1. В одной из книг М. М. Пришвина есть раздел «Времена года», в нём – подраздел «Январь», включающий миниатюры «Весенняя дорога», «Зонтики». Как вы думаете, что здесь является примером широкой темы, что – узкой? Почему?

2. Вспомните, где вы встречали широкие и узкие темы. Приведите примеры.

Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими общими, и узкими, конкретными. Например: Охрана природы – широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка – узкая.

Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

11. Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходил с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом – пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчёл, увлечённо ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.

Перед вами – две записи из «Дневника Коли Синицына». Прочитайте их.

11 июля. Сегодня был очень хороший, солнечный день. Утром я прихожу на пасеку, а Толя уже сидит возле улья с маленьким зеркальцем, заглядывает одним глазом в верхний леток и потихоньку смеётся.

— Чего ты смеёшься? – спрашиваю я.

Я взял у него зеркальце и стал смотреть в леток. Одна пчела бегала вприпрыжку по сотам. Она поворачивалась то в одну сторону, то в другую, то быстро вертелась. Вдруг другая пчела бросилась следом за ней, и они стали вертеться вместе. Следом за второй пустилась плясать третья пчела.

Я не выдержал и громко рассмеялся.

14 июля. Вот так чудо чудное! Про наше звено написали в газете! Утром мы пришли на пасеку, вдруг смотрим – бежит Витя, а в руках у него газета.

— Ребята! – кричит он. – Посмотрите, про нас в газете написано!

Мы посмотрели, а в газете карточка, на которой мы все сняты с ульем, и напечатано, как мы сделали улей и стали разводить пчёл.

И все наши фамилии напечатаны. Даже сказано, в какой мы учимся школе.

* Сформулируйте тему всего «Дневника Коли Синицына»; тему записи за 11 июля; за 14 июля.

12. В газете под рубрикой «Действуем!» была напечатана заметка на тему «Помогаем почтальонам». Какие темы заметок под рубрикой «Действуем!» могли бы предложить вы? Запишите эти темы.

13. Назовите, затем запишите несколько узких тем, входящих в тему «Школа».

14. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чем мне запомнилось первое школьное утро». Постарайтесь употребить в нём (там, где это уместно) глаголы настоящего или будущего времени в значении прошедшего. Если данная тема затруднит вас, можете предложить свою.

Работая над заключительной частью сочинения, перечитайте его заглавие и начало. Это поможет вам придать сочинению смысловую и композиционную завершённость.

15. Вспомните, что такое творительный сравнения.

Укажите творительный сравнения в данных предложениях. В каком из них сравнение более точно?

Бахромой висят сосульки. – Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелёв)

При творительном сравнения, как и при любом другом существительном, могут быть прилагательные-определения.

16. I. «Подскажи словечко!»

1) Клинками огненных мечей

2) Солнце село на волну,

3) Солнце спряталось за ситцевой

4) Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

5) На пушистых ветках

* Что с чем (или с кем) и на основе какого сходства сравнивается в каждом предложении? Расскажите об этом.

Из скалы … родник. Он брызжет, звенит и стремительно … вниз. Там превращается в ручеёк и весело … меж камней. Несколько таких ручейков, сливаясь, образуют большой ручей, который, извиваясь, … дальше по склону горы и вдруг с шумом … в пропасть. В низине мы видим уже речку. Она … всё ещё быстро, но постепенно замедляет ход, становится широкой и спокойно … к морю.

* Поставьте на месте точек подходящие по смыслу глаголы.

Слова для вставки. Мчится, несёт свои воды, низвергается, бежит, пробивается, скатывается, течёт.

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Её во всю длину перекрывал глухой, почти чёрный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шёл ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно.

1) Темы могут быть широкими общими, и узкими, конкретными.

2) Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

1) Чем отличаются узкие темы текстов от широких?

2) Приведите примеры узких и широких тем.

1. Домашнее задание. Заведите дневник, в который будете заносить записи каждый день.

2. Выставление и комментирование оценок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *