Ужастик крик о чем

«Крик» Уэса Крейвена объясняет, как хорроры влияют на зрителя

2 августа 1939 года родился выдающийся хоррормейкер Уэс Крейвен (умер в 2015-м), режиссер «Кошмара на улице Вязов», «Крика» и не только. Вспоминаем одну из лучших работ мастера: о постмодернистском хорроре «Крик» (1996) и сходстве искусства с галлюциногенами в декабрьском номере «Искусства кино» за 1997 год размышлял Сергей Кузнецов («Принесите мне голову Уэса Крейвена»).

«Крик» Уэса Крейвена снят по проверенным рецептам «постмодернизма для масс»: черный юмор, нарочитое обнажение интертекстуальных связей, жанровая окрошка. Все это выглядит уместным в истории о таинственном убийце, терроризирующем школьников — поклонников фильмов ужасов, или, если угодно — в истории об убийце-школьнике — поклоннике фильмов ужасов, терроризирующем своих одноклассников. Вполне натуралистичный ужастик длится что-то полчаса, чтобы ближе к концу превратиться в черную комедию. Добавим к этому еще и прекрасный саундтрек с набором верных (и классических) хитов: от Ника Кейва и Джули Круз до Моби. Итог — прекрасная касса и хороший прием со стороны зрителей-интеллектуалов. Хорроры о подростках снова в моде: Крейвен работает над продолжением, а Терри Хьюз и Рон Милбауэр снимают «Тринадцать» для «Юниверсал» — триллер, про подростков, которые обожают пугать друг друга до смерти.

Одним словом, взяв пример с «От заката до рассвета» (триллер, превращающийся в хоррор), Крейвен снял «хоррор, превращающийся в комедию» — и победил. Впрочем, отход от жанра чистого ужастика, продемонстрированный создателем Фредди Крюгера, может удивить только при первом взгляде; как известно, вскоре после завершения похождений Фредди («Кошмар на улице Вязов 6: Фредди мертв», 1991) Уэс Крейвен снял фильм «Кошмар на улице Вязов 7» (1994), где рассказал о том, как созданный его воображением монстр является в реальный мир, материализовавшись благодаря многочисленным фильмам. Крейвен и члены съемочной группы «Кошмара на улице Вязов» играли в фильме самих себя, продемонстрировав редкий для массового кино пример игры с условностью искусства. В результате критика назвала фильм первым ужастиком, посвященным влиянию, которое фильмы ужасов оказывают на жизнь их зрителей и самих создателей.

Нетрудно видеть, что ту же тему Крейвен развивает и в «Крике» (причем тоже появляется на экране — в микроскопическом эпизоде, зато облаченный в свитер Фредди). На этот раз речь идет не о киношниках, а о зрителях: собственно, все герои фильма являются фанатами хорроров. И потому он открывается викториной («Как зовут героя фильма «Пятница, 13-е»?» и так далее), а завершается во время просмотра «Хэллоуина» (1978). Одного из главных героев зовут Билли Лумис — не то в честь персонажа «Хэллоуинов», не то в честь героя «Психо» (имя которого как раз и носит доктор из «Хэллоуина»). Персонажи вольно и невольно цитируют классику жанра: это те же «Психо» и «Хэллоуин», а также «Молчание ягнят» (1991), «Изгоняющий дьявола» (1973) и, конечно, «Кошмар на улице Вязов» (в первой же сцене героиня Дрю Бэрримор говорит: «Хорош только первый «Кошмар. ». Все остальные — туфта». Это тоже шутка для своих, помнящих, что Крейвен был режиссером только первого фильма). Список цитат, составленный одним из поклонников фильма, включает более полусотни ссылок, среди которых не только очевидные для каждого «явные цитаты» (убийца, стреляя в очередную жертву: «Иногда все мы сходим с ума». Энтони Перкинс. «Психо»), но и изыски: Кейси (Дрю Бэрримор) жарит попкорн в начале фильма так же, как героиня «Хэллоуина». Список, с очевидностью, неполон — так, мне во время просмотра больше всего понравилась киноцитата, не отмеченная в списке: ближе к финалу на крыльце дома герои тычут друг в друга пальцами, крича: «Это он! Это он!» — что выглядит как пародия на любимую Джоном By и Квентином Тарантино мизансцену, когда все сразу наставляют друг на друга пистолеты.

Источник

Ужастик крик о чем

Это статья о цикле ужастиков. Возможно, вы искали статью Перейти на КРИК?

Ужастик крик о чем

«Крик» (Scream) — серия фильмов о простой американской девушке Сидни Прескотт и её противостоянии с целой толпой маньяков-убийц в одинаковых масках призрака. Основными авторами франшизы стали режиссёр Уэс Крэйвен, к тому времени уже известный по работе над «Кошмаром на улице Вязов», и сценарист Кевин Уильямсон. На сегодня существует четыре фильма этой серии. Также с 2015 года выходит одноимённый телесериал по отдалённым мотивам «Крика», но о нём если и стоит поговорить, то отдельно. Первая картина франшизы получила в 1996 году премию «Сатурн» как лучший фильм ужасов, а Нив Кэмпбелл, исполнительница главной роли — «Сатурн» за лучшую женскую роль и титул «Королева крика».

Также в 2015-2019 годах был снят сериал, состоящий из 3-х сезонов (10, 14 и 6 серий соответственно).

Премьера пятой части франшизы «Крик» намечена на 14 января 2022 года. В случае кассового успеха обещаны шестая и седьмая «серия» слэшера.

Содержание

Сюжет [ править ]

Призрачное Лицо — не конкретный монстр типа Джейсона Вурхиса или Майка Майерса, а кто-то из тех, кто в свободное от убийств время мелькает на экране вместе с другими персонажами и никак себя не выдаёт до поры до времени. Поэтому спрячем серой полоской имена тех, кто скрывается под масками — вдруг кто-нибудь не знает или не помнит сюжет и боится спойлеров.

Крик (Scream 1996) [ править ]

Пока идёт расследование, школьники тоже пытаются понять, что происходит. Особенно усердствует с размышлениями любитель ужастиков, Рэнди Микс, который сравнивает происходящее с фильмом ужасов и пытается рассматривать ситуацию с точки зрения законов этого жанра. Тем временем преступления продолжаются. Злодей нападает на Сидни в её же доме, и девушке чудом удаётся спастись. По подозрению в этом арестовывают некстати оказавшегося возле дома Билли, однако вскоре становится ясно, что это не он, и его отпускают. Также установлено, что звонки поступают с мобилки отца Сидни, который до пункта назначения не доехал и где-то запропастился…

Вечером начинается кровавая баня: маньяк убивает директора школы и вешает его тело на воротах футбольного поля школы в качестве отвлекающего манёвра. Подождав, пока с вечеринки, которую неосмотрительно устроили старшеклассники, большая часть уедет поглазеть, как висит директор, проникает в дом и убивает там ещё троих, в том числе Татум и Билли, затем нападает на фургон Гэйл и режет её оператора, снова возвращается в дом и наносит серьёзные ранения попытавшемуся вмешаться Дьюи, а потом исчезает в неизвестном направлении. Сидни находит уцелевших Рэнди и хозяина дома — их друга Стью Мэшера. Затем они с радостью обнаруживают, что Билли только ранен, но жив. И вдруг…

Билли Лумис, завладев пистолетом, стреляет в Рэнди и демонстрирует опешившей подруге, что вовсе не ранен, а просто вымазан красным сиропом. Выясняется, что убийц двое, и второй — это Стью. Начинается злодейское глумление, маньяки объясняют Сидни, что их рук дело — не только нынешняя резня, но и убийство её матери в прошлом году. Оказывается, у Морин Прескотт был роман с отцом Билли, из-за чего мать парня бросила мужа. Отомстить только разлучнице Билли оказалось недостаточно, поэтому он решил расправиться ещё и с её дочерью. Мотивацией Стью было отомстить своей бывшей, той самой Кэйси из начала фильма. И ещё оба убийцы хотели вдоволь повеселиться. Себя они планировали выставить в виде чудом выживших жертв, а в убийствах обвинить… отца Сидни, которого, оказывается, они захватили ещё в самом начале и сейчас приволокли связанного на место преступления. Оставлять его в живых, естественно, никто не собирался.

Фильм имел огромный успех и даже удостоился повторного показа в кинотеатрах, во время которого по сборам обошёл большинство свежих фильмов, которые шли в то время. Весьма закрученный для слэшера тех времён сюжет, яркие персонажи, впечатляющие злодеи, запоминающиеся диалоги и реплики, а также постмодернистская составляющая получили заслуженное признание со стороны зрителей и критиков.

Хотя Крэйвен не скрывал, что хотел этим фильмом поставить точку в, казалось бы, исчерпавшем себя и увядшем было к 1990-м годам жанре слэшеров, серия «Крик», фактически возродила этот жанр и влила в него, простите за каламбур, новую кровь. И стало очевидно: сиквелу — быть!

Крик 2 (Scream 2, 1997) [ править ]

Прошло два года после вышеописанных событий. Гэйл выпустила книгу о резне в Вудсборо, и по этой книге даже сняли фильм, названный «Удар ножом» (в оригинале звучит красивше, «Stab»). Дьюи продолжает трудиться помощником шерифа, хотя после полученного в прошлом фильме ранения остался хромым (ранили-то его в спину, но были задеты нервы). Рэнди, судя по тому, что он стал более стильно одеваться и причёсываться, поднабрался уверенности в себе, хотя по-прежнему остаётся фанатом ужастиков. Сидни теперь студентка Виндзорского колледжа, у неё новый парень, Дерек, и она старается залечить душевные раны при помощи психолога. Уири, ранее осуждённый за убийство её матери, был освобождён из-под стражи и теперь жаждет «попасть в телевизор».

Второй фильм «Сатурнов» уже не нахватал, хотя номинировался. Но сборы получил очень достойные, а некоторые фанаты и критики считают, что он получился даже лучше, чем первый.

Крик 3 (Scream 3 или SCR3AM, 2000) [ править ]

…Но, как вы поняли, снова начинается резня. Во вступлении к фильму кто-то убивает Коттона и его подругу. Затем начинаются убийства актёров, снимающихся в третьем «Ударе ножом», причём в той же последовательности, в которой должны были погибать их персонажи в фильме. На месте каждого убийства маньяк оставляет фотографии матери Сидни. Узнав об этом, героиня решает разобраться в этом деле и мчится к Гэйл и Дьюи в Голливуд, где тут же попадает в почти мистическую обстановку. Маньяк, в распоряжении которого имеется устройство для имитации голосов, а также декорации и реквизит, весьма точно воссоздающие места реальных преступлений, старательно расшатывает и без того настрадавшуюся психику Сидни. Бедняга сама начинает сомневаться, изуверские ли это спецэффекты, сумасшествие, или правда ей является мёртвая мать. На этом фоне, естественно, продолжаются убийства, погибают даже продюсер фильма Джон Милтон и режиссёр Роман Бриджер. Дорезав актёрский состав, маньяк пленяет Дьюи с Гэйл и заставляет Сидни явиться к нему в логово.

Фитилёк в плане резни в третьем фильме прикрутили: первые два фильма и так обвиняли в чрезмерном количестве насилия, а в 1999 году ещё и случилась бессмысленная и беспощадная резня в реальной жизни. Так что в «Крике 3» Крэйвен постарался перенести акцент с убийств на сатиру и обстёбывание особенностей национального кинематографа. Публика же восприняла фильм не особо воодушевлённо. Во-первых, история про то, «как всё было на самом деле» с матерью Сидни и её убийством, а также вписывание в сюжет соответствующего персонажа были справедливо восприняты как реткон. Во-вторых, третий фильм уже не выглядит такой пародией-деконструкцией, как два предыдущих — скорее он представляет из себя именно тот тип слэшеров, которые как раз в них и высмеивали. И, в-третьих, многим не понравился имитатор голоса — выглядел он совершенно фантастически. Смотрибельно, — сказали зрители и критики, — но уже не торт. На этом Крэйвен решил поставить точку в трилогии.

Крик 4 (Scream 4 или SCRE4M, 2011) [ править ]

На этом завершается и франшиза. Фильм получился удачнее своего предшественника — возможно, потому, что им занимался Кевин Уильямсон, который написал сценарии для первых двух частей и без которого третья часть получилась не очень. Увы, вторая трилогия осталась незавершённой: этот фильм стал для Крэйвена последней полнометражкой — маэстро некоторое время ещё работал над телесериалами, но затем тяжело заболел, и в 2015 году его не стало. Ходят слухи о возможном продолжении или перезапуске — но, вспоминая, насколько «удачными» бывали многие другие подобные проекты, думается, не пора бы ли уже оставить Сидни в покое и поберечь нервы ей и зрителям.

Ещё пара штрихов к портретам [ править ]

Ужастик крик о чем

Что тут есть [ править ]

В первую очередь [ править ]

Ужастик крик о чем

Прочее [ править ]

Рэнди: Осторожней. Сейчас тот самый момент, когда убийца обычно оживает. Для последнего удара.
Билли: (оживает)
Сидни: (стреляет в него) Только не в моём фильме.

(после того, как ожил сообщник главгадины, но был расстрелян героинями.)
Сидни (подходит к самой главгадине, вроде как мёртвой, и делает контрольный выстрел в голову): На всякий случай.

»— «Крик-2»

«(после того, как маньяк попытался напасть на Сидни, Гейл и Дьюи в особняке, уверенный, что у Сидни нет оружия)

»
— «Крик-3»
«(тут не будем скромничать, как официальные локализаторы, переведём настолько смачно, насколько оно в оригинале).

Сидни: Ты забыла главное правило ремейков: не изъёб█вайся над оригиналом!

Источник

12 интересных фактов о фильме «Крик» (6 фото)

Молодежный ужастик «Крик» попал в кинотеатры в 1996 году. Лента собрала в кинотеатрах отличную кассу и получила три продолжения. В 2015 году на телевидении вышел сериал «Крик», просуществовавший три сезона.

Главные роли сыграли Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Дэвид Аркетт, Скит Ульрих, Мэттью Лиллард, Джейми Кеннеди и Роуз МакГоун. Поставил картину режиссер Уэс Крэйвен, ответственный за фильмы «Кошмар на улице Вязов» и «Музыка сердца».

Ужастик крик о чем

Интересные факты:

1. Сцену вечеринки в финале картины снимали 21 день. Актеры в шутку называли эту сцену «самой длинной в истории фильмов ужасов».

Ужастик крик о чем

2. Актер Джейми Кеннеди был отобран на прослушиваниях Уэсом Крэйвеном из-за того, что часто импровизировал и так, как делал это часто глупо, веселил Уэса Крэйвена.

3. Мэттью Лиллард попал в фильм совершенно случайно. Он не собирался идти на прослушивание, ибо даже не знал о нём. Но он пришел на прослушивание в другой фильм со своей девушкой. Когда он просто ходил по коридору его заметила кастинг-директор фильма «Крик» Лиза Бич. Она предложила ему заглянуть и попробовать себя на одну из ролей. По итогу он получил роль Стю, из-за какой-то «невероятной озлобленности».

Ужастик крик о чем

4. Во время пре-продакшена фильма балахон «Гостфэйса» предполагался тоже белым, как и маска. Авторы считали, что так он будет сильнее соответствовать призраку. Но когда стартовали съемки кто-то из создателей предположил, что у костюма слишком велика схожесть с ку-клус-клановцами. И это может вызвать ненужные возмущения в прессе. Балахон спешно сменили на черный.

5. Нив Кэмпбелл и Дрю Берримор не встречались с актером Роджером Джексоном, который подарил голос «Гостфэйсу». Режиссер Уэс Крэйвен посчитал, что так у актрис будут более естественная реакция на его голос.

Ужастик крик о чем

6. Студия решила выпустить фильм в прокат в рождественские праздники. Хотя обычно подобные фильмы в прокат в эти дни не выпускают, ибо кинотеатры «забиты» семейными фильмами. Студия хотела сломать эту традицию и поиграть в контрпрограммирование.

Итогом этого стало четвертое место «Крика» на старте проката с 6 миллионами долларов кассовых сборов и полное разочарование студии. Фильму даже хотели сократить количество экранов на второй неделе проката.

Однако, отличные отзывы зрителей оставили ленту все на том же четвертом месте и во второй уик-энд проката, и студия решила подождать. На третьей неделе лента уже поднялась на третье место и продолжала скакать между третьим и четвертым местом несколько недель по итогам проката освоив в американских кинотеатрах 104 миллиона долларов.

Ужастик крик о чем

7. Первоначально студия отказала актрисе Кортни Кокс на прослушиваниях. Все из-за сериала «Друзья». Её никто не видел в роли подобной стервы. Но Кокс продолжала названивать режиссеру и приходила на новые прослушивания убеждая его, что она способна измениться и сыграть необходимый характер. В конце концов Крэйвен сдался и Кокс подписали.

8. Первоначально лента должна была называться «Очень страшное кино». Название «Крик» появилось перед стартом рекламной кампании. Позднее название «Очень страшное кино» подобрали авторы фильма, пародирующего «Крик».

9. Режиссер Уэс Крэйвен снял все четыре фильма франшизы. Хотя первоначально постановщик планировал ограничиться только одной картиной. По его словам, ему очень понравилось работать над первым «Криком» и остановиться он уже не мог.

Ужастик крик о чем

10. Рейтинговая комиссия девять раз давала фильму жесткий рейтинг NC-17. Уэс Крэйвен каждый раз после возврата был вынужден сокращать или вырезать сцены, которые не нравились комиссии. В итоге вмешался продюсер Боб Вайнштейн. Он убедил комиссию смотреть фильм, как комедийный. После этого ленте выдали желанный возрастной рейтинг R.

11. В финале сценария фильма «Крик» были пять страниц трактовки фильма «Крик 2». После четырех недель проката первой ленты сценарист Кевин Уильямсон получил заказ на превращение этих пяти страниц в полноценный сценарий.

12. Уэс Крэйвен лично связался с актрисой Нив Кэмпбелл, сыгравшей Сидни. После просмотра сериала «Нас пятеро» он позвонил актрисе и попросил посетить прослушивание.

Производственный бюджет фильма 14 миллионов долларов. Кассовые сборы в мировом прокате 173 миллиона долларов.

Источник

Любимое кино. Крик

Фильмы не создают психов. Фильмы делают психов изобретательнее!

Ужастик крик о чем

Потеряв несколько друзей и чудом пережив несколько покушений на свою жизнь, школьница-старшеклассница узнает, что терроризирующий их городок маньяк в белой маске и черном балахоне – это два ее свихнувшихся одноклассника. Когда они объясняют девушке, что планируют уйти от наказания, свалив все убийства на ее отца, они начинают резать друг друга ножом, чтобы правдоподобно выглядеть как «чудом выжившие жертвы». Один из них при этом истерично кричит, что они обязательно выживут и спланируют «сиквел» своих преступлений. «Чертовы ублюдки! – разъяренно отвечает им девушка. – Вы помешались на фильмах!» – «Фильмы не виноваты, – возражает ей второй убийца. – Фильмы не создают психов. Фильмы делают психов изобретательнее!»

К середине 1990-х волна молодежных хоррор-слэшеров, захлестнувшая Америку после премьеры «Хэллоуина», практически сошла на нет. Даже самые популярные циклы перестали приносить прибыль, и их последние серии не столько страшили, сколько смешили публику. Чтобы жанр не умер окончательно, ему нужен был впрыск свежей крови и свежих идей. И таким впрыском стала вышедшая в 1996 году картина сценариста-новичка Кевина Уильямсона и режиссера-ветерана Уэса Крейвена. Их постмодернистский «Крик» услышали во всем мире.

«”Крик” – это хоррор, герои которого видели другие хорроры». Когда задумываешься о том, как такое кино могло быть придумано, сразу представляешь сценариста, который сочиняет, обложившись кассетами с популярными «ужастиками». Однако, как это ни удивительно, «Крик» зародился отнюдь не как постмодернистское упражнение. Его автора вдохновили реальный страх и реальные преступления.

Когда Кевин Уильямсон в 1990 году переехал из родной Северной Каролины сперва в Нью-Йорк, а затем в Лос-Анджелес, он надеялся сделать актерскую карьеру. Однако, хотя ему удалось сыграть несколько эпизодических ролей в кино и на ТВ, Уильямсон вскоре решил переквалифицироваться в сценаристы. Он записался на профессиональные курсы в киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и во время обучения сочинил свой первый сценарий «Убить миссис Тингл» – «черную» трагикомедию о старшеклассниках, которые силой пытаются заставить ненавистную «училку» перестать издеваться над их подругой.

В 1995 году Уильямсон продал «Убить миссис Тингл» для экранизации, но купившая его студия положила проект на полку (картина вышла лишь в 1999 году, и она стала режиссерским дебютом сценариста), и карьера автора застопорилась. Уильямсон хотел работать над мрачными и страшными историями. Но в то время хорроры были не в чести, и никто не хотел нанимать начинающего автора такой «творческой ориентации» для работы над продюсерскими замыслами.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

Эта передача так напугала впечатлительного сценариста, что он позвонил одному из своих друзей, чтобы отвлечься от мыслей о том, что он сидит в одиночестве в пустом доме с обычными для Калифорнии стеклянными дверьми, не защищающими от мало-мальски наглых преступников. Однако телефонный разговор быстро «свалился» в обсуждение людских страхов и хорроров – в частности, любимой «страшной» картины Уильямсона «Хэллоуин».

Это происшествие вдохновило автора написать рассказ о молодой женщине, которую по сотовому телефону терроризирует маньяк в маске, прячущийся неподалеку от ее дома. Схожий сюжет был у известной картины 1979 года «Когда звонит незнакомец», но в то время сотовых телефонов еще не было, и действие этого хоррора строилось на том, что преступник находился в одном доме с жертвой и звонил по стационарной добавочной линии. В рассказе же Уильямсона преступник мог находиться буквально где угодно: в тысяче миль, прямо под окном или в соседней комнате. Кроме того, маньяк в рассказе не просто издевался над жертвой, а заставлял ее обсуждать известные хорроры, чтобы заставить ее представлять самые жуткие экранные сцены и «морально подготовиться» к тому, что ей предстояло пережить наяву.

Это было жанровым новшеством – прежде персонажи известных хорроров жили и разговаривали так, будто в их мире «ужастиков» не существует. Уильямсон же, большой поклонник и знаток хорроров, старался сочинить историю, которая бы признала наследие предшественников и вывела жанр на новую высоту. В сущности, сценарист действовал как фокусник, который начинает представление с хорошо известного публике трюка вроде распиливания ассистентки, а затем внезапно добавляет к этому трюку новый сюжетный поворот, который делает привычный номер свежим и неожиданным.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

В дальнейшем сценарист развил свой рассказ в полноценный сценарий, начинающийся с «телефонной» сцены и продолжающий повествование после убийства несчастной героини. По словам Уильямсона, у него ушло всего три дня на сочинение «Страшного кино» (так в то время назывался проект) и краткого сценарного плана для двух возможных сиквелов. Как и «Убить миссис Тингл», «Страшное кино» описывало современных Уильямсону циничных и зачастую бесчувственных старшеклассников, которые способны пойти на преступление, потому что лишены моральных «тормозов» и потому что их головы битком набиты хоррорными и триллерными сюжетами, порой предлагающими развернутый план действий и ухода от ответственности.

Также «Страшное кино» отличалось от традиционных хорроров тем, что было полноценным детективом. Правда, детективные сюжеты встречались в слэшерах и прежде – например, в первой «Пятнице, 13-е». Но «Страшное кино» не просто предлагало зрителям задуматься о том, кто совершает жуткие убийства, а требовало подозревать всех, за исключением главной героини, оценивать их возможную вину и следить за ходом полицейского расследования. Именно поэтому, кстати, Уильямсон сразу задумался о сиквелах – он заранее, еще в первой картине, готовил почву для дальнейших сюжетных поворотов, чтобы они были не менее неожиданными и увлекательными, чем в первом фильме.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

Наконец, в «Страшном кино» было по жанровым меркам удивительно много шуток. Некоторые режиссеры, которые позднее примеривались к экранизации сценария, даже считали, что «Страшное кино» – это пародийная комедия. Уильямсон, однако, стремился не насмешить зрителей, а показать, что юные персонажи настолько не верят, что с ними может случиться что-то страшное, что они продолжают напропалую хохмить, даже когда вокруг них погибают друзья-одноклассники. Так что юмор картины не перечеркивал, а подчеркивал ее кошмарность, одновременно предлагая зрителям передышки между напряженными сценами.

Когда в июне 1995 года Уильямсон принес готовый сценарий своему агенту, тот пришел в такой восторг, что тут же организовал неформальный аукцион для заинтересованных студий. Уже через несколько дней начали поступать предложения как от независимых компаний, так и от голливудских гигантов. Профессионалам оказалось достаточно беглого просмотра текста, чтобы оценить его «революционный» потенциал.

Сделала свою ставку и студия Dimension Films, в то время принадлежавшая студия Miramax (которая, в свою очередь, входила в состав концерна Walt Disney). В каталоге Dimension тогда было лишь два заслуживающих упоминания хоррора – «Ворон» и «От заката до рассвета», – но «трэшевая» репутация студии не отвратила, а привлекла Уильямсона. Он полагал, что чем сильнее компания нуждается в хите, тем быстрее она экранизирует его сценарий и тем меньше возражений она предъявит к кошмарным кровавым сценам «Страшного кино», которые по мейнстримным меркам находились за гранью фола. Вселяла в него надежду и бескомпромиссная репутация Miramax, известной по работе с Квентином Тарантино и другими мастерами «некорректного» Голливуда. Поэтому сценарист согласился продать Dimension права на три серии «Страшного кино» за 400 тысяч долларов. Кстати, основным конкурентом студии во время торгов был режиссер Оливер Стоун, представлявший интересы Cinergi Pictures, новой компании Эндрю Вайны, бывшего владельца студии Carolco.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

Когда глава Miramax Боб Вайнштейн стал фактическим ведущим продюсером «Страшного кино», он обратился к ветерану жанра Уэсу Крейвену с предложением экранизировать сценарий. Продюсер полагал, что создателю «Кошмара на улице Вязов», которому уже доводилось снимать как «чистые» хорроры, так и хоррор-комедии (в частности, «Вампир в Бруклине»), интересно будет устроить еще одну жанровую революцию. Крейвен в самом деле заинтересовался сценарием, когда тот был выставлен на продажу. Однако к середине 1990-х режиссер настолько устал от слэшерного насилия над девушками, что он решил, что не станет снимать кино, первая череда сцен которого заканчивается садистским убийством старшеклассницы и подвешиванием ее трупа на всеобщее обозрение.

После Крейвена Вайнштейн предложил сценарий Джорджу Ромеро, Роберту Родригесу, Дэнни Бойлу и Сэму Рейми, но никто из них не понял и не принял текст Уильямсона так, как его понял и принял Крейвен. Как уже говорилось, некоторые из них сочли «Страшное кино» не хоррором, а комедией, и продюсера это совершенно не устроило. Поэтому Вайнштейн снова обратился к Крейвену и вновь получил от ворот поворот.

Тем временем сценарием заинтересовалась Дрю Бэрримор. Бывшей девочке из «Инопланетянина» и «Поджигающей взглядом» в 1995 году исполнилось 20 лет, и она судорожно искала сценарии, которые помогли бы ей остаться в профессии, несмотря на ее взросление и скандалы, связанные со спиртным и наркотиками (Бэрримор впервые попала в реабилитационный центр в 14 лет). Главная роль в «Страшном кино» настолько ее увлекла, что она предложила Вайнштейну свои услуги – вопреки жанровой традиции доверять главные роли в подобном кино малоизвестным исполнителям.

Естественно, контракт с ней был тут подписан, и участие Бэрримор привлекло к «Страшному кино» внимание голливудцев, которые прежде даже не задумывались о работе над лентой. Передумал и Крейвен, которому во время встречи с поклонниками молодой фанат напомнил, что все его самые известные и популярные картины были жесткими и жестокими. «Когда вы вернетесь к таким фильмам?» – поинтересовался поклонник, и Крейвен решил взяться за «Страшное кино». Контракт с Бэрримор также на него повлиял – ему было интересно поработать со знаменитой актрисой.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

Место Бэрримор в роли главной героини Сидни Прескотт могли занять Бриттани Мерфи или Риз Уизерспун, но на пробах Крейвену более всего понравилась канадская телевизионная звезда Нив Кэмпбелл из молодежного сериала «Нас пятеро» (также это шоу познакомило американских зрителей с будущими звездами Дженнифер Лав Хьюитт и Мэттью Фоксом). Девушка привлекла режиссера тем, что она казалась одновременно сильной и уязвимой молодой красавицей – как раз такой, какая сперва привлечет маньяка, а затем даст ему отпор. Кэмпбелл, правда, не очень хотелось сниматься в хорроре сразу после съемок в также мрачном «Колдовстве», но это была небольшая плата за шанс сыграть главную роль в потенциальном хите.

Чтобы подчеркнуть роль, которую в популяризации серийных убийц играет телевидение, и добавить еще больше цинизма в и без того мрачное повествование, Уильямсон сделал второй ключевой героиней фильма тележурналистку Гейл Уэзерс, которая ведет собственное расследование убийств в городке Вудсборо. Хотя Гейл способна на человечные поступки, обычно она думает лишь о том, как чужие смерти прославят ее на всю страну. К всеобщему удивлению, этой ролью заинтересовалась Кортни Кокс из сериала «Друзья». Поскольку ее героиня в популярном шоу была почти полной противоположностью «стерве» Гейл, шокированные продюсеры отказались даже ее пробовать. Однако она смогла их переубедить и доказать, что справится с ролью.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

Роль Тейтум Райли, лучшей подруги Сидни, получила Роуз МакГоуэн, звезда «Поколения DOOM» Грега Араки и будущая звезда сериала «Зачарованные». Несмотря на его краткость, участие Бэрримор продолжало приносить фильму дивиденды. Если бы не оно, в титрах на месте Кэмпбелл, Кокс и МакГоуэн почти наверняка стояли бы менее громкие имена менее ярких исполнительниц. А так у Крейвена получилась картина, которая перечнем имен на постере могла привлечь не только парней (обычных поклонников молодежных хорроров), но и девушек.

Кастинг на роль Билли Лумиса, бойфренда Сидни и одного из двух маньяков картины, выиграл Скит Ульрих, ранее снявшийся с Кэмпбелл в «Колдовстве». Продюсерам понравилась его схожесть с молодым Джонни Деппом времен «Кошмара на улице Вязов». Ведущей актрисе же было приятно, что ее возлюбленного сыграет парень, которого она уже хорошо знает и с которым она комфортно себя чувствует. Своей фамилией персонаж Ульриха был, разумеется, обязан Сэму Лумису из «Психо» и доктору Лумису из «Хэллоуина».

Вакансию второго маньяка, Стюарта Махера, заполнил Мэттью Лиллард, будущий Шэгги из фильмов цикла «Скуби-Ду». Он настолько хорошо подходил к описанному в сценарии «безумному» образу, что ассистент режиссера по кастингу пригласила его на прослушивание, как только увидела парня в коридоре студии (Лиллард сопровождал свою девушку на другие, не связанные со «Страшным кино» пробы).

Напротив, полицейский Дьюи Райли, старший брат героини МакГоуэн, вышел совсем не таким, каким он был описан в сценарии. Текст требовал «мощного красавца», а роль получил Дэвид Аркетт, выходец из известной в Голливуде актерской семьи, ранее снявшийся в фильме «Баффи – истребительница вампиров» (не путать с одноименным сериалом, который появился позднее!). Аркетта «мощным» было никак не назвать, да и «красавцем» он был относительным. Но во время проб Крейвену понравились душевность и юмор, которые актер привнес в сценарный образ. Приглянулись они и Кортни Кокс – у них с Аркеттом на съемках завязался роман, который в дальнейшем перетек в продолжительный брак.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

Роль фаната хорроров Рэнди Микса получил начинающий комик Джейми Кеннеди. Будущий звездный актер Лив Шрайбер засветился в картине в крошечной, но важной для сюжета и сиквелов роли Коттона Уири, якобы убийцы матери главной героини (по ходу действия выясняется, что Уири в этом преступлении не виноват). Директора же школы, в которой учатся герои, изобразил Генри Уинклер, известный каждому американцу по хитовому ситкому 1970-х «Счастливые дни». По сценарию этот персонаж не должен был погибнуть, но продюсер Боб Вайнштейн убедил Уильямсона вставить в текст его убийство, поскольку посредине сценария был слишком долгий, получасовой перерыв без кровавых сцен. Также в картине появилась Линда Блэр, некогда звезда «Изгоняющего дьявола». Она сыграла одну из тележурналисток.

Наконец, главного злодея фильма во время его разговоров по телефону озвучил Роджер Л. Джексон – голосовой актер, преимущественно известный по работе над видеоиграми. Почему школьники-маньяки не говорили своими голосами? Потому что по сюжету они маскировали свои голоса с помощью электронного устройства. И, конечно, в фильме не было бы детективной загадки, если бы злодей в маске говорил узнаваемым голосом одного из основных героев. По художественным соображениям проще было привлечь для этой части съемок дополнительного актера, чем в самом деле модифицировать голоса Ульриха и Лилларда. Джексон во время съемок говорил с актрисами по сотовому телефону, и они ни разу не видели его «вживую» до завершения проекта. Крейвен хотел, чтобы его голос звучал для девушек максимально загадочно и пугающе.

Вопреки репутации Miramax как «бесстрашной студии», она поначалу потребовала смягчить всю «жесть» сценария, и Крейвену пришлось отстаивать едва ли не каждый кровавый кадр. С трудом добился он и того, чтобы картина снималась в Калифорнии, а не в Ванкувере. Вайнштейн так хотел сэкономить миллион долларов (существенная сумма для ленты с 15-миллионным бюджетом), что чуть не уволил режиссера. Но Крейвен все же настоял на том, что пейзажи и дома в картине должны быть «подлинно американскими», а не канадскими. Так что съемки были организованы в калифорнийском округе Сонома: в городах Санта-Роза и Хилдсбург, а также в окрестностях залива Томалес (там находился пустующий дом, использованный для финальных сцен).

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

По голливудским меркам «Страшное кино» было сравнительно простым проектом. Казалось бы, после согласования сценария, найма актеров и выбора домов и зданий для аренды опытный Крейвен мог снять картину «на автопилоте», заботясь лишь об актерской игре и выборе удачных операторских ракурсов. Но режиссеру все же пришлось понервничать – по сторонним причинам.

Сначала студийные представители, посмотрев первые отснятые Крейвеном пленки, усомнились, что пригласили подходящего для фильма режиссера. Постановщику вместе с монтажером пришлось срочно подготовить черновой монтаж нескольких фрагментов, чтобы доказать, что все идет по плану и что картина получится.

Затем попечительский совет школы города Санта-Роза, где должны были сниматься школьные сцены, воспротивился тому, чтобы столь мрачная лента снималась в их заведении и чтобы актеры «растлевали» школьников циничными диалогами своих персонажей. Хотя ученики и бизнесмены Санта-Розы хотели, чтобы голливудцы как можно больше времени провели в их городе, школьный совет и поддержавшие его родители и местные журналисты добились своего. Так что в Санта-Розе были сняты лишь сцены с Дрю Бэрримор, а «роль» школы сыграл Общественный центр округа Сонома, расположенный в другом месте. Справедливости ради надо сказать, что родители были взбаламучены не только мрачностью картины, но и тем, что она напомнила им о похищении и убийстве в 1993 году в округе Сонома 12-летней девочки Полли Клаас (преступник, совершивший это злодеяние, в то время как раз находился под судом и ждал приговора, который оказался смертным).

Наконец, в самом конце съемок режиссер уволил оператора-постановщика Марка Ирвина, бывшего сотрудника Дэвида Кроненберга. Это был их не первый совместный проект, и потому Крейвен был очень разочарован, когда однажды во время просмотра снятых за день сцен увидел расфокусированные, испорченные кадры. Режиссер потребовал, чтобы Ирвин уволил своих подчиненных, допустивших брак, но тот ответил, что никого не уволит, пока работает над фильмом. Так что Крейвен уволил Ирвина вместе с его подчиненными-бракоделами и нанял Питера Деминга, который в дальнейшем работал с ним над «Криком 2», «Криком 3» и «Криком 4».

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

Что не устроило Вайнштейна в ранних фрагментах, снятых Крейвеном и Ирвином? Маска главного героя. Она казалась главе Miramax недостаточно страшной. Эта маска не была созданием художников ленты. Продюсер картины Марианна Маддалена случайно нашла ее, когда ездила в поисках мест для съемок (в сценарии маска маньяка никак не была описана, и создатели фильма были вольны в выборе дизайна). Вдохновленная картиной Эдварда Мунка «Крик» и придуманная в компании Fun World, маска под названием «Призрачное лицо» впервые поступила в продажу в Хэллоуин 1991 года.

Сперва Крейвен хотел, чтобы его подчиненные создали маску, похожую на «Призрачное лицо», но достаточно сильно отличающуюся, чтобы не платить создателям оригинала за права. Однако ни один из экспериментов бутафоров его не устроил, и студии пришлось договариваться с Fun World, чтобы снять в фильме ее творение. Балахон, в котором бегал маньяк, должен был быть того же белого цвета, что и маска, но в последний момент Крейвен предпочел контрастный черный наряд.

Для создания кровавых эффектов ленты было использовано около 200 литров бутафорской крови. Кадры с убитой, «вскрытой» и подвешенной на дереве героиней Бэрримор были сняты с помощью правдоподобного, анатомически точного как внутри, так и снаружи манекена.

Ближе к концу съемок Вайнштейн решил переименовать картину из «Страшного кино» в «Крик». Он счел, что название «Страшное кино» ленте не подходит, поскольку она не только страшная, но и смешная. Крейвен и Уильямсон были резко против, но со временем они признали правоту продюсера. Что интересно, название картины не имело отношения к полотну Мунка, вдохновившему маску маньяка. Scream для Вайнштейна был заглавием вышедшего в 1995 году хита Майкла Джексона и Дженет Джексон. Чтобы использовать это название для картины, Miramax пришлось договориться с подавшей на нее в суд студией Sony, которая в 1995 году выпустила фильм «Крикуны». Детали соглашения были сохранены в тайне.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

«Крик» снимался в течение восьми недель, с середины апреля до начала июня 1996 года. После этого Крейвен еще два месяца монтировал картину, пытаясь угодить рейтинговой организации MPAA. Та настаивала на существенных сокращениях самых жестких сцен, чтобы присудить фильму «взрослый» рейтинг R, а не «порнографический» NC-17 (эротики и секса в картине не было – все проблемы цензоров были с кровью и разрезанной плотью). Крейвен пошел на некоторые сокращения, но отказался удовлетворять все требования MPAA. В ситуацию пришлось вмешаться Бобу Вайнштейну. Он убедил цензоров, что юмор картины смягчает ее кровавость и что лента в целом не так страшна, как ее самые жуткие сцены. Вероятно, связь Miramax с Walt Disney тоже сыграла свою роль в том, что лента все же получила заветный рейтинг R. Позднее полная режиссерская версия «Крика» была выпущена на видео.

Музыка фильма была сочинена Марко Белтрами, в то время начинающим кинокомпозитором, который никогда прежде над хоррором не работал. Крейвену, однако, понравились те сочинения Белтрами, которые принесли ему его ассистенты. Поэтому он нанял дебютанта и во время работы над саундтреком объяснил Белтрами, какой должна быть музыка «ужастика». После этих уроков мэтра Белтрами со временем стал одним из ведущих голливудских хоррор-композиторов. Среди его последних работ – «Седьмой сын» Сергея Бодрова.

«Крик» вышел в прокат 20 декабря 1996 года. Вайнштейн специально подгадал премьеру к рождественскому сезону, чтобы на «Крик» пришли те, кому обычно нечего смотреть, когда кинотеатры забиты детским и семейным кино. В первую неделю этот гамбит провалился, и студия приуныла. Но когда начало работать рекламное агентство «ОКС» («Один киноман сказал…»), фильм быстро стал набирать обороты. Благодаря зрительским восторгам к концу мирового проката 15-миллионная лента заработала 173 миллиона долларов – превосходный результат для кровавого и циничного зрелища.

Кадр из фильма «Крик»

Ужастик крик о чем

Критики также были в восторге от остроумной, оригинальной и талантливо снятой и разыгранной ленты. На «Оскары» фильм рассчитывать не мог, а вот жюри жанровой премии «Сатурн» наградило «Крик» в номинациях «лучший хоррор», «лучший сценарий» и «лучшая актриса». В свою очередь, студии Dimension и Miramax одобрили создание сиквела, еще когда фильм шел в прокате. К настоящему времени у ленты три продолжения, последнее из которых вышло в 2011 году. Однако ни одно из них не смогло превзойти успех первого «Крика», возродившего зрительский интерес к хоррору и вдохновившего немало последующих мрачных и мрачно-забавных постановок. Оставшееся же «бесхозным» название «Страшное кино» (Scary Movie) было подобрано известной пародией на «Крик», которая в России вышла под названием «Очень страшное кино».

Из всех остроумных реплик, придуманных Уильямсоном для фильма, самой часто цитируемой стала реплика Билли Лумиса о том, что кино не создает психопатов, а делает их изобретательней. Она до сих пор встречается в обсуждениях того, как искусство влияет на людей. Ведь сам факт влияния отрицать невозможно. Так, в 1998 году двое подростков в Америке убили мать одного из них и объяснили полиции, что собирались на деньги женщины купить маски «Крика» и устроить кровавую резню в стиле фильма.

Судья, однако, во время рассмотрения этого дела запретил обсуждать «Крик» и пытаться свалить хотя бы часть вины на его создателей. И, пожалуй, он был прав. Конечно, кино влияет на людей, и порой оно вдохновляет как героев, так и преступников. Но когда 16-летний парень наносит своей матери 45 ножевых ран, отвечать за это должен он один, как бы точно это убийство ни повторяло сцену из фильма. Потому что даже самое мощное искусство не настолько сильно, чтобы превратить хорошего человека в злодея или наоборот. Для такого жуткого преступления что-то должно сломаться в голове и в душе. И кино к этому не причастно. Даже такое впечатляющее, как «Крик». В худшем случае это лишь зеркало, подставленное современной фильму бесчувственной молодежи, вдохновившей картину, а не порожденной ею.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *