Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем

К какой части речи относится слово «уж» в предложении:

Уж небо осенью дышало.

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем

В данном случае УЖ, это совсем не змея с жёлтыми ушами, а это форма наречия УЖЕ. Отвечает на вопрос «когда?».

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем

Если вопрос «от чего» можно заменить вопросом «зачем?», то это, скорее всего, обстоятельство. Оно подчеркивается прерывистыми линиями, между которыми есть точки.

Также, на вопрос «от чего» может отвечать дополнение, которое подчеркивается только прерывистыми черточками.

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем

Наконец-то найдено верное объяснение этому явлению.

У этого слова имеется глагольный признак действия. Оно образовано от глагола «найти»:

Чтобы правильно написать безударный гласный, разберем его по составу:

В суффиксе пишется буква е, а чтобы убедится в этом, вспомним однокоренное существительное «найдёныш», в котором этот суффикс является ударным:

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем

Чтобы выделить корень, подберём родственные слова:

Если в полной форме причастия пишем две буквы Н, то при образовании краткой формы сохраняется только одна буква Н (суффикс).

Морфемный состав слова таков:

Источник

ЧАСТИЦЫ

Вопрос. Слово уж (уже) рассматривается в школьной грамматике и как наречие, и как частица. Как установить различие? Чем является уж (уже) в следующих предложениях: Они уже пообедали.

Ответ. Слово уже (уж) может указывать на наступление, выполнение, окончательное совершение чего-нибудь к моменту речи и употребляться при глаголе-сказуемом, например: Старый смотритель, может быть,уже сменен (Пушкин); Туча уже обложила горизонт (Г о н ч а р о в). В этом значении слово уже (уж) часто рассматривается как наречие, соответствующее по смыслу таким наречиям и наречным выражениям, как полностью, совершенно, до конца или только что, наконец. Нетрудно заметить, что слово уже в подобных случаях подчёркивает завершение или наступление действия. Поэтому имеются основания считать уже (уж) в указанных случаях словом, стоящим на грани между наречием и усилительной частицей.

В первом из перечисленных предложений (Они уже пообедали) слово уже занимает промежуточное положение между наречием и частицей, в остальных предложениях уже (уж) — частица.

Вопрос. Какой частью речи и каким членом предложения является слово именно в предложениях: Это сделал именно он; Мне нужна другая книга, именно та; Нужно было торопиться, именно торопиться и т. п.?

Ответ. Слово именно принадлежит к числу уточняющих частиц и членом предложения не является. Обычно эта частица употребляется для подчёркнутого указания на что-нибудь (предмет, признак, действие), как показывают приведённые примеры. Ср. также: Мне нравятся именно красные розы; Именно завтра директор не принимает; Сколько именно нас будет?

В качестве частицы слово именно (часто в сочетании с союзом а) употребляется в предложениях с перечислением, например: В состязании участвовали сильнейшие гребцы, а именно: Борисов, Комаров, Носов, Сухов и др.

Вопрос. Как объяснить роль частицы не в предложении Мы боялись, как бы гости не ушли рано и не обиделись на нас7 Ведь по смыслу здесь нет отрицания (ср. Мы боялись, что гости уйдут рано и обидятся на нас).

После данных глаголов употребляется в придаточных предложениях в качестве союза также сочетание как бы не, указывающее на нежелательный результат. Ср. Как бы чего не вышло! (Чехов). Аналогичное положение находим при союзе чтобы, например: Мы боялась, чтобы не произошло несчастье.

Отлет. После глаголов бояться, опасаться и др., выражающих боязнь, нежелательность чего-либо, употребляются различные конструкции придаточных дополнительных предложений с наличием или отсутствием частицы не. Так, придаточные предложения с союзом что могут быть или утвердительными (если факт, о котором в них говорится, является нежелательным), или отрицательными (если факт является желательным). Например: Мы боялись, что погода переменится (перемена погоды представляется нежелательной); Мы боялись, что погода не переменится (перемена представляется желательной). Этим объясняется отсутствие частицы не в приведённом в вопросе втором варианте (Мы боялись, что гости уйдут рано и обидятся на нас).

Источник

Стихотворение и анализ «Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Краткое содержание

Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» – лишь небольшая часть из обширной панорамы русской природы, изображенной в романе «Евгений Онегин». Поэт описывает скучную картину поздней осени – конец октября. Пасмурное небо, затянутое тучами, моросящий дождик, – все пропитано духом осени. Солнышко пока еще греет, но в нем уже нет летней блистательной яркости, и оно все раньше скрывается за горизонтом, дни становятся короче.

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем

Осенний туман. Фотография

Слышится шум опадающих листьев, поля покрываются густым туманом. Усиливает скучное настроение караван улетающих на юг гусей. Все говорит о наступающем увядании. Приближается ноябрь…

Анализ

История создания

Пейзажную зарисовку «Уж небо осенью дышало…» А.С. Пушкин написал в селе Михайловское, в 1824 году, в свет оно вышло вместе с пятой главой романа «Евгений Онегин» в 1828 году. Поэт создавал его в свою самую любимую пору, но не «золотой осенью», когда, по его словам, ему работалось особенно легко и плодотворно, а в преддверии ноябрьских холодов. Произведение можно назвать лирическим отступлением из четвертой главы романа «Евгений Онегин», которое стало самостоятельным стихотворением.

Стихотворение относится к реалистическому направлению в литературе. По жанру же оно настолько соответствует всем канонам классической пейзажной лирики, что его можно сравнить с живописной картиной художника.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб. Чередование рифмы – мужская – женская. Последние две строки имеют парную рифму.

В стихотворении автор широко использует средства художественной выразительности. Эпитет «лесов таинственная сень» указывает на то, что в густом лесу многое может быть скрыто от глаз, слышатся лишь таинственные шорохи веток, листвы. Когда же листья «с печальным шумом» опали и лес обнажился – исчезла и таинственность. Небо Пушкин сравнивает с человеком, его дыханием, применяя олицетворение «уж небо осенью дышало».

Определение «гусей крикливых караван» говорит о том, что своим криком гуси прощаются с летом и тем местом, откуда им предстоит длинное путешествие в теплые края.

Для того, чтобы читатель представил себе звуки природы, автор использует прием, называемый аллитерацией, когда повторяются согласные звуки, создающие звуковой образ. В этом стихотворении Пушкин удачно использовал чередование звуков «с-ч-ш-ж» — «С пеЧальным Шумом обнаЖалась».

Большую роль в стихотворении играют глаголы. Здесь они выступают в качестве олицетворений: туман «ложился», ноябрь «стоял», небо «дышало», пора «приближалась». Благодаря этому приему, образ природы не кажется неподвижным, а продолжает жить, дышать и двигаться, несмотря на общую картину увядания.

Проблематика и основная идея произведения

А.С. Пушкин очень талантливо описал совсем не располагающее к поэзии время года – позднюю осень. Пасмурный день поэт изобразил так, что угасание природы вызывает у читателя не меньшее восхищение, чем ее расцвет.

Автор показывает, что чудесными могут быть не только весна, лето, зима или «золотая осень». Несмотря на опавшие листья, наступление холодов, отлет птиц, природа остается такой же величественной и прекрасной. Главная мысль стихотворения – любовь к природе родного края, умение увидеть в ней нечто необыкновенное, независимо от времени года.

Источник

Урок литературного чтения по теме «А.С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало»». 2-й класс

Класс: 2

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “ … Уж небо осенью дышало”.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, аудиозаписи из цикла “Времена года” П.И. Чайковский, рисунки с осенними пейзажами, “Литературное чтение” (2 часть) учебник, автор Н.А. Чуракова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Сегодня проводится занятие в клубе “Ключ и заря”. Это занятие – для самых наблюдательных членов клуба.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
– Как зовётся? (Осень)

– Правильно. Осенью зовётся. Какая погода чаще всего бывает осенью.

Сейчас я загадаю вам загадки, которые имеют непосредственное отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь?

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали
Нам по радио сказали
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород. (Дождь)

Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой
Бежал по речке голубой
Речка сделалась рябой. (Ветер)

Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”

– Какие чувства возникли при прослушивании?

– Какую картину увидели?

– К какому времени года подходит эта музыка? (Осень)

– Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.

– Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором

3. Подготовка к первичному восприятию стихотворения.

– Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету, где указаны даты жизни А.С. Пушкина). Вы уже знаете немного о жизни и творчестве поэта. Сегодня услышите новые стихи поэта. Мы поговорим о том, как любил это время года А.С. Пушкин. Он сам об этом говорил так: “ Осень… любимое моё время … пора моих литературных трудов”

– Послушайте такие стихотворные строчки:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго…

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…

– Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, – осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца. Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и А.С. Пушкин не мог выехать из Болдино три месяца.

Пушкин в это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”

– Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.

(На доске открываются рисунки с осенними пейзажами)

Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте одно из них. Это отрывок из романа А.с. Пушкина “Евгений Онегин” “… Уж небо осенью дышало”

4. Первичное восприятие стихотворения.

Чтение стихотворения (Учитель читает стихотворение наизусть).

5. Проверка качества первичного восприятия.

– О каком времени года идёт речь?

– Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?

6. Вторичное восприятие стихотворения.

– Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени.

Осенние листья по ветру летят,
Друг с другом они попрощаться хотят.
Осенние листья кружатся,
Ковром разноцветным ложатся

7. Анализ произведения.

– Откройте учебник на с. 51 и прочитайте первую строчку.

– Как вы понимаете? Что значит “небо … дышало”?

– Прочитайте стихотворение самостоятельно.

(Оно разделено на две части; есть слова, требующие объяснения.)

Как вы понимаете слово сень?

(Сень – покров, который образуют кроны деревьев, их ветви и листья.)

– Как вы понимаете почуя? (Почуя – от “чуять”: чувствовать.)

– Как понимаете слово караван? (Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом)

– Перечитайте первую часть и подумайте, радует ли героя наступление осени. (Герой отмечает, что наступление осени связано с замиранием и угасанием жизни, поэтому осенняя пора его радует.)

– Какое настроение вызывает у поэта осень? (Скуку, печаль)

– Докажите словами из текста.

– Найдите те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесу.

– Поэт стремится к тому, чтобы мы только это увидели или ещё и услышали? (“Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась” Поэт стремится к тому, чтобы мы смогли не только представить картину осени, но и услышать её звуки.)

– Найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелётные птицы осенью. Мы это только видим или можем представить звуки, которые они издают? (“Гусей крикливых караван тянулся к югу…”. Слово “крикливых” позволяет представить крик птиц.)

– Кто видел в небе журавлей или гусей? Как они летят? Почему в полёте они кричат? (Они прощаются с родными местами.)

– А почему А.С. Пушкин употребил слово “тянулся”?

– Поэт описывает раннюю или позднюю осень? Докажите словами из текста. (Стоял ноябрь уж у двора)

– Как вы понимаете это словосочетание? А знаете ли вы, что ноябрь в народе называли “предзимник”? Почему?

– Какие строчки подсказали вам ещё в начале стихотворения, что поэт пишет о поздней осени? (“Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”)

– Какой образ леса вы представили? (Лес сбросил листья, причём сделал это с шумом, то есть от резких порывов ветра.)

– Первая часть – это впечатления и наблюдения поэта?

– Это отдельные впечатления или они складываются в целостную картину? (Это впечатления и наблюдения, которые складываются в целостную картину.)

– Как это показано знаками препинания в тексте? (Первая часть – это одно предложение, а между отдельными наблюдениями поэт ставит запятые.)

– Прочитайте первую часть так, как будто вместо запятой стоят точки. Что изменилось? (Не получилось целостной картины.)

– Как нужно читать эту часть? Прочитайте выразительно. Перечитайте вторую часть стихотворения. Что вы заметили? (Это одно предложение.)

– Какие знаки стоят в конце некоторых строчек?

– Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что обозначает этот знак.

Точка с запятой сообщает, что в одном высказывании объединяются различные наблюдения или размышления.

– Вы согласны с такой расстановкой знаков? Зачитайте отдельные наблюдения автора.

Работа в группах.

Миша медленно читал вторую часть стихотворения. После каждой паузы он записывал свои ощущения от картины осени.

– Прочитайте, что у него получилось.

Темно и холодно.
Тихо.
Голодно.
Страшно.
Пусто.
Тихо.

Можете расшифровать эту запись?

– Какие строчки породили каждое Мишино ощущение? Соотнесите их с Мишиной записью.

– Каких животных вы представляете, когда читаете вторую часть?

(Ученики в парах читают и обсуждают текст на с. 53, 54.)

– Какие образы создал поэт? К чему он стремился? (Поэт стремился, чтобы мы при помощи воображения представили и лето, и осень.)

Творческая работа (на партах лежат листочки)

– Как вы воспринимаете осень?

Какими словами вы могли бы выразить своё отношение к осени? Продолжите ряды слов-ассоциаций:

Унылая пора, грустно, ___________________

Краса, яркие краски,___________________________

8. Подведение итогов урока.

– С каким произведением А. С. Пушкина мы познакомились? (Мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина “…Уж небо осенью дышало”.)

– Какой теме посвящено стихотворение?

– Чему научились на уроке? (Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.)

– Я, думаю, эта работа вам поможет научиться выразительно читать стихотворение.

9. Рефлексия.

– У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке:

– если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек;

– если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

– если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

– Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Сегодня хорошо поработали, молодцы. Спасибо за работу!

Источник

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чем Шедько Татьяна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Конспект занятия по РАЗВИТИЮ РЕЧИ

в подготовительной группе.

Тема: Разучивание стихотворения

А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

МБДОУ – д/с №2 «Соловушка»

Подготовила воспитатель

подготовительной к школе группы

Программные задачи: продолжать учить детей заучиванию стихотворения при помощи мнемоталицы. Разучить отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…» Закреплять представления детей о характерных признаках осени.

Продолжать знакомить детей с приметами осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.

Развивать мышление, память, связную речь, воображение.

Воспитывать уважительное отношение друг дуг в ходе выступления товарища.

Материалы и оборудование: портрет А. С. ПУШКИНА, мнемотаблицы, иллюстрация осени.

Предшествующая работа. Знакомство с писателем, чтение произведений о осени, разучивание примет о осени, проведение наблюдений за осенними изменениями в природе, использование мнемотехники в работе с детьми.

Ход занятия:

— Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

— Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете,отгадав загадку:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы? Осень. (показ осенний картинки).

Ответы. А какие вы знаете осенние месяца? (ответы детей).

— А знаете, как осенние месяца назывались в старину?

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

(потому что в это время поспевают ягоды рябины).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

— Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

1. На смену лету пришла

2. Люди осенью одеты

4. По небу гуляют серые

5. Часто дует холодный…

6. Листья на деревьях стали…

7. С деревьев падают…

9. Зайчик меняет серую шубку на …

10. Солнце греет слишком…

11. Школьники идут с портфелями…

Вы знаете все приметы осени.

Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как А. С. Пушкин описывает осень в своём произведении «уж небо осенью дышало…»послушайте:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…»

— Вы обратили внимание, какое оно? ответы. Как я его читала? Каким голосом?

— Вы услышали паузы? Прежде, чем мы будем учить мы отдохнем, сделаем большой круг, чтобы не мешать.

Физ. минутка. «Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

— Послушайте стихотворение.

— Почему Александр Сергеевич говорит в стихотворении небо осенью дышало?

(потому, облака низко, влажный воздух осенью)

«Уж небо осенью дышало

«Уж реже солнышко блистало…»

-Почему? –потому что сквозь тучи не пробиться солнцу

«Короче становился день…»

Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…»

«Ложился на поля туман…»

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…»

«Приближалась довольно скучная пора;(дети ищат самостоят.

— Почему осень считают скучной порой?

Например:читаю первое предложение: уж небо осенью дышало…

— Какая картинка может подойти к нашему предложению? Я ее вешаю первой.

— Уж реже солнышко блистало какую картинку мы подберем к этой строчке Саша? Верно? Почему? Повесим ее куда? И так д.

— По картинкам прочитаю я, а вы запоминаете.

Кто из вас хочет прочитать стихотворение?

-Мне понравилось, как вы ответственно подошли к заучиванию стихотворения А. С. Пушкина, вы выразительно последовательно рассказывали стихотворение. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Конспект занятия «Уж небо осенью дышало» с детьми 4–5 лет Тема ООД: «Уж небо осенью дышало». Цель: Развитие у детей интереса к детской художественной литературе через решение задач из образовательных.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Конспект организованной образовательной.

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чемКонспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект к занятию по развитию.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания. Программные задачи: Образовательная:.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Уж небо осенью дышало» Цель: создание рисунка на тему «Осень» с использованием.

Уж небо осенью дышало уж какая часть речи и чемРазучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали» с детьми подготовительной к школе группы Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой.

Технологическая карта занятия «Разучивание стихотворения Т. Новицкой «Вскрываются почки» Технологическая карта «Лирическое стихотворение» Тема: разучивание стихотворения Т. Новицкой «Вскрываются почки» Цель: Учить детей выразительно.

Занятия в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Цель: Заучивание стихотворения Е. Благинина «Шинель» Задачи: Образовательные: *Продолжать обогащать знания детей о Великой отечественной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *