Узел австралийский проводник для чего
Австрийский проводник
Австрийский проводник – лучший узел для связывания двух перильных веревок
Вы только что вылезли первые четыре веревки на Tangerine Trip, популярном, неслабо нависающем А2+ маршруте на Эль Капитане. Остается лишь насладиться стометровым спуском с нависания. Если вам повезет, вы успеете в бар «Degnan’s Deli» до закрытия, на рассвете вернуться, зажумарить по своим перилам и поднять все снаряжение. Завтра вы уходите в отрыв!
Вы связываете перильные веревки обычной восьмеркой и спускаетесь вниз. С каждым метром спуска вы все сильнее ощущаете вкус пива… Но за 50 метров до земли, когда вы должны пройти узел (вероятно, самый хитрый прием с веревкой), вы понимаете, что создали монстра!
Рисунок 1. Комбинация австрийского проводника и восьмерки
Ваш узел не только невозможно пройти, но на следующее утро, когда вы подтянули баулы, его просто нереально развязать.
Существует более оптимальный вариант. Это узел, который легко развязывается, и предоставляет дополнительную удобную точку страховки для вщелкивания в нее при прохождении узла на веревке, закрепленной на нависании. И что же это за узел? Австрийский проводник. Точно такой же, какой вы вяжете для закрепления баула на веревке.
Для связывания веревок австрийским проводником, сначала свяжите их встречной восьмеркой. Оставьте достаточно длинные концы, чтобы их можно было завести обратно в узел, для подстраховки.
Теперь вы должны завязать австрийский проводник, используя кусок веревки с восьмеркой. Легче всего положить связанные веревки на плоскую поверхность (допустим, вытянутые ладони друга) и два раза их повернуть, чтобы получилась «поперечная восьмерка». Обратная восьмерка находится с одной стороны поперечной восьмерки, два свободных конца с другой. Заведите обратную восьмерку вниз между свободных концов, и проденьте в образовавшееся отверстие посередине (Рисунок 1).
Вуаля! Теперь вы связали две перильные веревки узлом, который безопасен и легко развязывается, вдобавок ко всему, у вас остается петля для вщелкивания и подстраховки при прохождении узла (Рисунок 2).
Рисунок 2. Прохождение узла (и последующее его развязывание) – не проблема при использовании австрийского проводника.
Австрийский проводник
Австрийский проводник — узел, относящийся к незатягивающимся петлям. Это один из самых известных и популярных узлов в альпинизме. Хотя чисто альпинистским этот узел назвать нельзя, поскольку он уже давно известен в морском деле, откуда и был позаимствован, а на сегодняшний день может применяться не только в альпинизме и на море, но и в быту, когда нужна надежная незатягивающаяся петля.
Известны и другие названия австрийского проводника, например, узел третьего, узел среднего, срединный проводник, бергшафт и ездовая петля. Также иногда этот узел называют серединным проводником, что не совсем корректно (во всяком случае, мне это названия в литературе не попадалось).
Очень часто австрийский проводник именуют альпийской бабочкой или просто бабочкой. Но это ошибка. Альпийская бабочка — совершенно другой узел, который вяжется по-другому и применяется для других целей, хотя внешне его тяжело отличить от австрийского проводника. В видео я объясняю эти нюансы:
Свойства бергшафта
Данный узел имеет ряд достоинств, благодаря чему и получил широкую популярность среди людей, которым часто приходится применять веревку по роду своей деятельности.
Среди достоинств австрийского проводника можно выделить следующие:
Ещё одна прелесть этого узла — после приложения больших нагрузок он относительно просто развязывается.
Но есть у него и недостатки в сравнении, например, с такими популярными узлами, как фламандская петля (восьмерка) и булинь. Перечислим некоторые из них:
Однако при некотором опыте вязания австрийского проводника и корректном его использовании, данные недостатки не имеют особого значения.
Назначение австрийского проводника
В альпинизме главное назначение австрийского проводника — создание дополнительных точек крепления на основной веревке. Также он нужен для крепления среднего участника в связке альпинистов. Кстати, именно поэтому австрийский проводник и получил название узла среднего и срединного проводника.
В этой связке промежуточные участники включены с помощью австрийских проводников.
С помощью этого узла можно сделать веревочную лестницу. На веревке сравнительно недалеко друг от друга завязываются петли. При подъеме по вертикально закрепленной веревке человек вставляет в эти петли ноги и цепляется за них руками. Но из своего опыта могу сказать, что применение такой лестницы требует большого расхода веревки и немалых физических усилий. Уж лучше вместо веревочной лестницы использовать для подъема свободный конец веревки, которым связать обвязку и схватывающий узел Блейка.
Австрийским проводником также можно изолировать ненадежный участок веревки. Например, если веревка в каком-либо месте была повреждена или даже разорвана, этот ее фрагмент нужно поместить в центр петли австрийского проводника. Отсюда, кстати, становится понятно, что и связывать две веревки можно, используя схему этого узла. Мне доводилось связывать этим узлом даже две веревки разного диаметра — узел надежно держал и не развязывался. Но такой вариант допустим только в случае, если от надежности узла не зависит жизнь человека.
На основе этого узла можно сделать из веревки носилки. Для этого на веревке до середины завязывается ряд петель австрийского проводника, через эти петли пропускается с ввязыванием глухой петлей свободный конец веревки, а по краям образовавшейся прямоугольной конструкции добавляются еще четыре петли, за которые предполагается переносить лежащего или сидящего в веревочных носилках человека. Однако, такая конструкция достаточно долго вяжется и поэтому пригодна только в тех случаях, когда другие варианты носилок недоступны.
Пропустив в небольшую петлю австрийского проводника коренной конец веревки, можно получить затягивающуюся петлю, которую удобно применять, например, в самодельных ловушках.
На самом деле, вариантов использования этого узла намного больше: он может быть связан почти везде, где требуется надежная незатягивающаяся петля.
Как завязать этот узел?
Мне известно пять способов вязки этого узла. Предлагаю рассмотреть их.
Способ №1 (классический):
Этот способ удобен для визуального запоминания. Он достаточно медленный, но простой, поэтому его можно использовать, когда более быстрые варианты не удалось вспомнить. В видео показана реализация этого способа:
Способ №2 (для быстрой вязки):
На фото показан порядок такого способа вязания:
Это способ по сравнению с предыдущим позволяет завязать австрийский проводник намного быстрее.
Способ №3 (еще один вариант для быстрой вязки):
Данный способ, несмотря на большее количество пунктов в алгоритме вязки, на самом деле является более быстрым, чем предыдущий. Это мой любимый способ, с помощью которого я могу завязать австрийский проводник всего за 3 секунды.
Способ №4 (для длинной веревки):
Данный вариант более медленный, чем предыдущий, но позволяет легко завязать узел, даже если приходится работать с длинной веревкой, обладающей большой массой.
Мы рассмотрели варианты, когда австрийский проводник вяжется на середине веревки. Теперь рассмотрим вариант, который позволит завязать этот узел одним концом веревки.
Способ №5 (одним концом):
Этот вариант вяжется дольше всех остальных, но, как было сказано ранее, позволяет связать австрийский проводник одним концом, что очень удобно, например, для крепления веревки на замкнутой опоре, на которую набросить готовую петлю не получается.
Ошибки при вязании австрийского проводника связаны в основном с быстрыми способами вязки: в «классическом» варианте ошибку допустить сложно ввиду его простоты.
В быстрых способах вязки ошибки могут возникать из-за невнимательности и незнания правильного способа завязывания узла, что будет приводить к образованию узла, напоминающего австрийский проводник, но им не являющегося. Перечислять все ошибки не вижу смысла: ввиду разнообразия способов вязки таких ошибок может быть достаточно много. Могу только сказать, что для быстрой вязки узла нужно четко следовать инструкции и при обучении для самоконтроля сравнивать полученный узел с узлом, завязанным по классической схеме.
Как развязать австрийский проводник
Если не знать, как правильно развязывать этот узел, после сильной нагрузки на веревку могут возникнуть сложности.
На самом деле техника развязывания этого узла сходна с техникой развязывания булиня и восьмерки, и называется «на излом».
Для того, чтобы облегчить задачу развязывания, петельки австрийского проводника, расположенные по бокам от центра узла и обвивающие выходящие в стороны из узла концы веревки, нужно сдвинуть вдоль этих концов, как бы надломив. При этом узел частично ослабляется — и развязать его не представляет труда.
В видео показан такой способ развязывания этого узла:
Австрийский проводник и альпийская бабочка — как не спутать эти узлы?
Эти два узла можно было бы назвать близнецами за их сходство: непосвященный человек вряд ли сможет увидеть разницу, если ему не намекнуть, что перед ним два разных узла. Не зря ведь австрийский проводник зачастую называют бабочкой.
Но, как и у любых близнецов, у этих узлов есть свои маленькие отличия как во «внешности», так и в «характере». Так, например, альпийская бабочка может использоваться для амортизации при рывке, а вот австрийский проводник для этого абсолютно не пригоден.
Если расположить альпийскую бабочку и австрийский проводник петлями вверх, то в альпийской бабочке верхнюю петельку, которая зажимает в узле большую петлю, можно снять с этой петли, в результате чего получится бегущий простой узел. С австрийским проводником этот трюк не пройдет, поскольку верхняя петелька удерживается нижней петелькой.
Альпийская бабочка — хорошо видно, что два участка веревки между вертикальными участками не перекрещиваются.
Как видим, австрийский проводник все же можно отличить от бабочки, но куда проще в случае сомнения перевязать его заново вместо того, чтобы искать незначительные отличия и сомневаться в правильности связанного узла: уж больно они похожи.
Лично мне австрийский проводник очень нравится. Применяю его почти в любой ситуации, где необходимо получить незатягивающуюся петлю, например для:
Также чаще, чем другими узлами, австрийским проводником я связываю веревки, в том числе разного диаметра.
Этот узел надежен, не ползет, вяжется быстрее фламандской петли и булиня, да и по эффективности не хуже этих двух узлов. При этом австрийский проводник проще развязать, чем упомянутую восьмерку и уж тем более дубовый узел, которым зачастую пользуются для связывания двух веревок люди, не имеющие отношения ни к туризму, ни к морскому делу. Как по мне, этот узел слишком хорош, чтобы его можно было проигнорировать и не внедрять в туристическую и повседневную жизнь.
Узел Австрийский проводник
В походных условиях без веревок не обойтись. Они широко используются в бытовых и страховочных целях. Навыки по завязыванию узлов пригодятся каждому, кто собирается в поход. Хоть туристические веревочные плетения и не самые простые, некоторые из них освоить достаточно легко. Давайте подробно рассмотрим технику вязания узла проводник и его основные особенности.
Узел Австрийский проводник
Самые крепкие и надежные — альпинистские, им смело можно доверять свою безопасность (Рисунок 1).
Рассмотрим, как вязать узел проводник, схема вязания и его ключевые особенности:
Есть у него и свои недостатки, которые, тем не менее, не мешают ему быть одной из универсальных страховочных бабочек:
Если предварительно потренироваться и освоить базовые принципы, то всех перечисленных проблем можно будет легко избежать.
История появления узла
По названию не сложно догадаться, что появился узелок именно в австрийских Альпах (Рисунок 2).
Им организовывали крепежные точки по линии базовой веревки, закрепляли среднюю из них в общей связке.
Отличительной чертой от обычной восьмерки служила свободная затяжка в обе стороны и легкость в развязывании, отсутствие проскальзывания даже при сильном рывке одного из концов.
Где узел используется
Эта вязка имеет самое широкое применение (Рисунок 3):
Его целевое назначение состоит в создании стабильной петельки посредине троса или веревки, находящейся в натяжении, с возможностью легкого перемещения по ним.
Вязание «Австрийский Проводник»
Завязывать ездовую петлю, в просторечии бабочку или пчелку, не сложно (Рисунок 4). Она позволяет надежно закрепиться в любом месте троса, практически не ослабляя его прочность, чего нельзя сказать об обычном узелке или восьмерке.
Рисунок 4. Ездовая петля, она же бабочка, она же пчёлка
Перейдем непосредственно к тому, как он вяжется.
Схема узла
Во время использования бабочки по назначению:
Рисунок 5. Схема узла Австрийский проводник
Разберем по шагам, как вязать узел проводник, схема вязания (Рисунок 5):
Видео вязания:
Сложный узел: Видеогид по узлам и их особенностям
Австрийский проводник
Известны и другие названия австрийского проводника, например, узел третьего, узел среднего, срединный проводник, бергшафт и ездовая петля. Также иногда этот узел называют серединным проводником, что не совсем корректно (во всяком случае, мне это названия в литературе не попадалось).
Очень часто австрийский проводник именуют альпийской бабочкой или просто бабочкой. Но это ошибка. Альпийская бабочка — совершенно другой узел, который вяжется по-другому и применяется для других целей, хотя внешне его тяжело отличить от австрийского проводника. В видео я объясняю эти нюансы:
История появления
Узел получил свое название во времена, когда туристы, спортсмены и исследователи активно начали осваивать европейские Альпы. На самом деле этот способ вязки петель издавна использовался в морском и рыболовном деле, а также в быту. Сегодня австрийский проводник широко применяется во всех сферах деятельности, в т. ч. в производстве, строительстве, туризме, рыбной ловле, охоте, мореходстве, животноводстве и многих других.
Есть и другие общепринятые называния этого способа вязки — Bergschaft, ездовая петля, срединный проводник, узел третьего, австрийский схватывающий узел.
Установка компенсационной страховочной станции
Страховочная станция — это промежуточная точка на маршруте, расположенная на надежном основании, в надежности которой лидер и страхующий полностью уверены. Ключевые характеристики страховочной станции: наличие минимум двух анкерных точек, объединенных между собой, и предусмотренной вероятности разрушения одной из точек. При малонадежных анкерных точках или ненадежных скалах, компенсационная станция позволяет распределить нагрузку между анкерными точками.
Разнонаправленная страховочная станция
Основная точка компенсации (центральный карабин) подвижна
Преимущество: нагрузка всегда равномерно распределяется между точками, даже при боковой нагрузке (например, когда страхующий перемещается, чтобы видеть лидера)
Недостаток: если одна из анкерных точек разрушается, основной станционный карабин проскальзывает до конца станционной петли и подвергает оставшуюся анкерную точку ударной нагрузке.
Узел, завязанный на станционной петле, снижает ударную нагрузку на анкерную точку. Он должен быть завязан на стороне менее надежной точки или с обеих сторон.
Страховочная станция из одной петли, с одним узлом и полу разворотом | Страховочная станция из одной петли, с двумя узлами и полу разворотом |
Примечание: если проушина сильно загружена или ее положение приводит к консольной нагрузке на карабин, то петля может быть продета непосредственно через одну или две анкерных точки.
Однонаправленная страховочная станция
Основная точка компенсации (центральный карабин) фиксирована
Преимущество: отсутствие ударной нагрузки при разрушении одной из точек
Недостаток: плохое распределение нагрузки между точками при изменении направления нагрузки
Страховочная станция с фиксированной центральной точкой (узел стремя) | Страховочная станция из динамической веревки, с фиксированной центральной точкой и объединением трех анкерных точек |
Компенсационная страховочная станция из основной веревки (только при смене лидера) | Пример неправильной нагрузки на однонаправленную страховочную станцию |
Где используется
Узел незаменим в альпинизме или мореходном деле каждый раз, когда нужно зафиксировать петлю посередине веревки. Например, необходимость в нем возникает для крепежа среднего участника альпинистской связки на маршруте. Это один из самых популярных вариантов, благодаря тому, что узел не затягивается и не меняет положения, а также практически не снижает общей прочности веревки.
Еще один вариант использования — создание веревочной лестницы. Несколько последовательно завязанных ездовых петель дают возможность забраться вверх или спуститься даже неопытному альпинисту. Недостаток такого варианта — относительно большой расход веревки.
Широко применяется австрийский схватывающий узел для исключения поврежденной части шпагата из работы. Если веревка в каком-то месте разделилась на волокна или размочалилась, поврежденное место можно поместить в петлевую часть австрийского проводника. Правильно затянутый узел будет надежно держать соединение. Таким образом можно также соединить две разных веревки, в том числе разного типа.
Идеально подходит австрийский проводник для фиксации посередине веревки какого-либо элемента или точек крепления — крюка, кольца, карабина, другой веревки. При этом следует учесть, что, если деталь цельная, то продевать ее на шпагат нужно заранее.
В туризме узел незаменим для крепления веревки к опоре или даже нескольким опорам, соединения с нижней системой, натяжения веревки при работе по системе полиспаст.
Можно также расположить горизонтально веревку с несколькими петлями и подвешивать на них разные предметы.
Самый надежный узел
Как говорят опытные туристы и альпинисты, самый надежный узел, если предстоит две веревки связать в одно целое, – это грейпвайн. Завязать его сходу не получится – он сложен в исполнении, но и безопасность обеспечивает наивысшего класса. Такой узел, если к веревке была приложена нагрузка, очень сильно затягивается. Он подходит для связывания веревок как одинаковой толщины, так и разной. Кроме альпинизма, широкое распространение узел получил в рыбной ловле, где применяется на леске.
Оттяжки, петли – все это разумно вязать именно грейпвайном. Но следует понимать, если уж такой узел затянулся, развязать его шансов нет. Среди всех родственных узлов он имеет максимальный уровень прочности — 56%, что значит, что веревка практически не страдает.
Между прочим, если в какой-то части она потеряла прочность из-за повреждения, ее разрезают, а затем концы связывают именно при помощи грейпвайна – это самый безопасный и надежный вариант. Впрочем, нужно признать, австрийский проводник – узел, который почти не уступает грейпвайну по надежности.
Вариации австрийского узла проводник
Смотрите также: Обзор туристических узлов от профессионалов
Схема 1
Первый способ хорош для тех, кому легче запоминать визуально. Он не так быстр, требует внимательности, но меньше вероятность ошибиться.
Схема 2
Следующая схема создания узла австрийский проводник мобильнее, она хорошо подходит для работы с длинной веревкой, в том числе большого веса.
Схема 3
Если первые два способа подходят для работы по центру веревки, то третий покажет, как завязать узел на конце. Такой вариант может быть удобен для крепления шпагата на неподвижной опоре, если накинуть готовую петлю невозможно, например, дереве или бампере автомобиля для буксировки.
Как бухтовать веревку
Аккуратно собирайте веревку в бухту для предотвращения ее спутывания
Бухта «Бабочка»
Плюс: Легко запоминается
Минус: Петли при переноске могут зацепиться за дерево.
Возможно бухтование двойной веревки, но эта техника требует осторожного разматывания.
Бухта «Рюкзак»
Возможно бухтование двойной веревки, но эта техника требует осторожного разматывания.
Альпинистская бухта
Классическая бухта кольцами
Плюс: Очень практична для переноски
Минус: Требуется больше навыка для избежания спутывания
Простой, двойной и с контрольным узлом
Для дополнительной фиксации используется двойной австрийский проводник. Для его вязки потребуется вторая веревка со свободным концом, она может быть другого вида, жесткости, плетения. На основной веревке фиксируется классический узел «австрийский проводник», но не затягивается. Затем дублирующей веревкой повторяются все изгибы основного узла. Необходимо следить за тем, чтобы параллельно идущие веревки не перекрещивались. Когда дублирующая веревка будет продета и протянута на нужную длину, узел можно затянуть.
Также можно дополнительно зафиксировать австрийский проводник контрольным узлом. Он вяжется на полученной петле и помогает увеличить прочность вязки.
Следует учесть, что такой узел будет гораздо сложнее развязать.
Примечания
Возможные проблемы и нюансы
Проблемы при вязании могут возникнуть только из-за невнимательности или нарушении технологии. Во время обучения следует обязательно сравнивать связанный узел с контрольным, особенно если осваиваются быстрые способы.
Смотрите также: Узел Грейпвайн
Нельзя путать австрийский проводник и узел «бабочка». Внешне они похожи, но различаются по характеристикам и способу изготовления. «Бабочка» может амортизировать, при преломлении и снятии фиксирующей петельки она превращается в обычный бегущий узел. Австрийский проводник более жесткий и распустить его можно только целиком.
Слишком короткая веревка: ВНИМАНИЕ – ОПАСНОСТЬ!
Слишком короткая веревка: причина множества несчастных случаев на спусках и подъемах, однако, для предотвращения такого рода происшествий, существует несколько простых мер предосторожности.
Прежде всего, независимо от вида активности: скалолазание, мульти-питч, классический альпинизм или ледолазание, необходимо изучить техническое описание маршрута или составить его топографическую схему для определения достаточной длины веревки. Часто полезно иметь на маршруте веревку, которая на 5 метров длиннее ожидаемых потребностей.
Находясь на маршруте, вы можете обнаружить, что действительность отличается от описания, и, таким образом, окажетесь со слишком короткой веревкой. Ситуация может стать достаточно трудной, если вы не предприняли меры предосторожности.
Итак, какие меры предосторожности стоит предпринять: — При прохождении маршрута: ВСЕГДА завязывайте узел на конце веревки
— При спуске по двойной веревке мы рекомендуем завязывать узел на каждом конце веревки, главным образом, в следующих случаях: вы не уверены в протяженности предстоящего спуска, спуск не просматривается, вы не уверены в расстоянии до следующей страховочной станции.
В случае, если ваше спусковое устройство зажало на узле в конце веревки, вы должны знать достаточно о способах подъема по веревке, чтобы выйти из этой сложной ситуации (например, подъем по веревке с использованием REVERSO).
— При мультипитчевых восхождениях, прежде чем выйти на маршрут, обсудите с напарником способы коммуникации при восхождении. Рассмотрим случай, когда веревка заканчивается до того как лидер достиг страховочной станции. В этой ситуации вы можете принять решение использования техники одновременного подъема.
Часто задаваемые вопросы
Сильно ли узел проводник ослабляет веревку? В соответствии с исследованиями, узел снижает прочность веревки не более, чем на 30-40%. Это хороший показатель по сравнению с другими видами узлов.
Можно ли таким узлом связать два шпагата? Можно, но не в тех случаях, когда на кону чья-то жизнь.
Как на конце веревки вязать узел австрийский проводник? Необходимо пользоваться указанной выше схемой или завязать его классическим способом, сделав на конце веревки фиксацию.
Как завязать проводник в перчатках? Проще всего использовать схему вязания через ладонь, т.к. проще контролировать положение петель.
Схемы туристических узлов
Ниже представлены узлы туристические с названиями, схемы, по которым можно научиться вязать узлы, распространённые в современном альпинизме и горном туризме.
Еще одна инструкция — узел третьего:
И помните — красота природы открыта каждому.
Достоинства и недостатки
Среди важных преимуществ австрийского проводника: