Уютерра что это такое
О компании
Уютерра — лидер российского рынка товаров для дома и интерьера. Среднегодовой темп роста объемов продаж в последние 5 лет — 25 %.
На данный момент компания ООО «ПланетаСтрой» управляет 125 магазинами в 44 регионе РФ и обслуживает 12 млн. покупателей в год. Средняя площадь магазина 1000 кв. м. Число сотрудников превышает 3600 человек.
Первый магазин сети открыт летом 2004 года в городе Липецке под торговым знаком «СГ Центр». Широкий ассортимент, доступные цены, удобное расположение и высокий уровень обслуживания быстро сделали магазин популярным. Всего под брендом «СГ Центр» за первые три года открыто 18 магазинов в 9 регионах центральной России. В августе 2007 года с целью обновления имиджа компания провела ребрендинг. Новые магазины открывались под маркой «Уютерра».
В 2009 году она поглотила сеть «Чудо-дом» в Новосибирске, удвоив число магазинов, что сильно повысило узнаваемость бренда.
Но уже в следующие два года компании ради продолжения быстрого роста пришлось измениться. Задумавшись о создании собственного лица, в «Уютерре» решили возглавить тренд — переход массового российского потребителя от удовлетворения базовых потребностей к улучшению качества жизни.
Уютерра — специализированный магазин товаров для дома, который предлагает более широкий продуманный ассортимент для создания домашнего уюта и стиля, обустройства интерьера, новинки и тренды, возможность получить грамотную консультацию. А уникальность состоит в разнообразии товаров и возможности широкого выбора.
Сегодня примерно треть ассортимента магазинов — это эксклюзивные предложения. В этом руководство компании видит залог успеха: предлагать покупателям коллекции, который нет в других магазинах. Таким образом, Уютерра дает возможность покупателям проявить свою фантазию, индивидуальность в создании дизайна и интерьера уютного дома.
Сеть товаров для дома предлагает от 15 до 25 тысяч наименований товаров. Наиболее широкий ассортимент представлен в следующих группах: «Посуда и кухонные принадлежности», «Домашний текстиль», «Товары для уборки и хранения», «Декор и интерьер».
Уютерра существует и работает для тех, кто любит свою семью и свой дом, для тех, кто наслаждается самим процессом покупки. Уютерра предоставляет возможности проявить себя, создать то неповторимое состояние в доме, которое и называют уютом. Уютерра постоянно пытается стать еще более интересной для своих покупателей, улавливать их потребности, искать в мире то, что им нужно.
Дом в розницу: как липецкая сеть «Уютерра» стала компанией федерального масштаба
«У нас был большой соблазн больше ничего не делать. В 2006 году пять магазинов с хозяйственными товарами в Липецке приносили стабильный доход», — вспоминает генеральный директор сети «Уютерра» Александр Саганов. «Уютерра» торгует товарами для дома: полки 120 магазинов в 44 регионах России заставлены светильниками, фарфоровыми чашками и чайниками, кашпо, вазами, керамическими фигурками и прочими предметами интерьера. Годовая выручка — более 10 млрд рублей.
Саганов и его партнер Александр Селиверстов уверяют, что и не думали создавать крупную федеральную сеть. Была попытка открыться в Москве, и для этого придумали концепцию «Уютерры», но, выйдя за пределы Липецка, сеть не продвинулась восточнее Урала. Переломным стало объединение с новосибирской компанией «Чудодом». Но до него еще надо было дорасти.
Основатели «Уютерры», выходцы из нефтегазовой отрасли, познакомились в 1999 году: Саганов руководил липецкой компанией «Магистраль-холдинг», поставлявшей трубы «Газпрому», а Селиверстов работал в финансовом департаменте местного офиса газовой монополии. Когда в начале 2000-х Новолипецкий металлургический комбинат распродавал непрофильные активы, Саганов купил три нежилых помещения, пригодных для магазинов. После безуспешных попыток сдать их в аренду предприниматель решил сам стать ритейлером (о том, что случилось с «Магистраль-холдингом», он говорит лаконично: компания была закрыта).
Саганов предложил партнерство Александру Селиверстову. Присматривались к торговле стройматериалами, но от этой идеи быстро отказались — слишком много рисков было в этом бизнесе. «Сейчас понимаем, что правильно сделали. Все, кто в то время начал продавать стройматериалы, давно закрылись», — смеется гендиректор «Уютерры».
В итоге выбрали простой путь: продавать необходимые в быту вещи — от бытовой химии, щеток и ведер до инструментов и пылесосов.
Первый магазин под вывеской «СГ Центр» (СГ — сокращение от «Саганов») открылся в Липецке в 2004 году. Через два года «СГ Центр» был уже небольшой сетью с выручкой около 500 млн рублей.
«Но это был тупик — пять магазинов в Липецке практически закрывали потребности рынка», — рассказывает Селиверстов, коммерческий директор «Уютерры». Что делать дальше? Выходить в другие регионы? Какие? Партнеры договорились рискнуть по-крупному — открыть магазин в Москве, казавшейся необъятным сбытовым рынком. Инвестировали более 10 млн рублей. Но в столице их ждало разочарование. «Мы обнаружили, что здесь к нам не идут люди, — пожимает плечами Александр Саганов. — Только после этого мы озадачились, кто мы, где наше место и почему и зачем вообще людям к нам идти».
Так «СГ Центр» поменял формат и название. В магазинах остались только посуда, предметы декора, постельное белье и принадлежности для уборки дома. И появились всевозможные интерьерные вещи. Чистка ассортимента означала, по словам Саганова, моментальную потерю 15% оборота. «Это было тяжелое решение, но, если бы мы его не приняли, скорее всего, сегодняшней «Уютерры» не существовало бы», — объясняет он.
Наладив прямые закупки товаров за границей, Саганов и Селиверстов принялись открывать «Уютерры» в Московском регионе и провинции. К началу 2008 года сеть объединяла 30 магазинов в 15 областях центральной России, приносивших 2,5 млрд рублей выручки. О дальнейшей экспансии в кризис пришлось позабыть. Кредитоваться стало сложнее, спрос на интерьерные товары снизился.
«Мы познакомились случайно, на одной из розничных конференций», — рассказывает бывший владелец новосибирской сети «Чудодом» Михаил Кокорич. Сеть Кокорича насчитывала 20 магазинов с совокупным годовым оборотом 1,5 млрд рублей. По словам Александра Селиверстова, основатель «Чудодома» искал сильного партнера, с которым можно объединиться и пережить кризис. Сам Кокорич говорит, что инициатива объединения исходила с двух сторон. «Чудодом» торговал в Поволжье, на Урале и в Сибири, «Уютерра» — в центральной России. Различие в ассортименте товаров было незначительным.
Слияние позволяло создать сеть федерального масштаба — более сложный в управлении, но устойчивый бизнес.
Михаил Кокорич не раскрывает, какую долю получил в объединенной компании (предположительно, около 25%). Акционером «Уютерры» он был до марта 2013 года: «Я принял решение выйти из этого бизнеса, поскольку со временем стал в нем не стратегическим, а финансовым инвестором, перестал заниматься операционными задачами». К тому моменту сеть расширилась до 113 магазинов.
Деньги, вырученные от продажи доли в «Уютерре» и контрольного пакета сети «Техносила», Кокорич вложил в компанию «Даурия Аэроспейс». В июне этого года «Даурия Аэроспейс» запустила в космос два первых в России частных спутника Perseus-M.
А Саганов и Селиверстов остались развивать бизнес на земле. «Рынку товаров для дома в России еще расти и расти, настолько он скудный по сравнению с Европой, — уверен Алексей Демьянченко, гендиректор компании «Интерьерная Лавка». — У нас мало федеральных сетей, нет стилевого разнообразия». Сеть «Интерьерной Лавки» насчитывает 79 собственных и франчайзинговых салонов в России и Казахстане с оборотом 70 млн рублей в месяц (ассортимент — мебель и предметы декора французских марок в винтажном стиле). По мнению Демьянченко, плюсы «Уютерры» — невысокие цены, широкий ассортимент, предметы массового популярного дизайна. Минусы — слабо представлена мебель, нет готовых интерьерных решений.
Сеть «Уютерра» по-прежнему сосредоточена на продаже посуды, текстиля, предметов декора. Более половины наименований она импортирует из Франции, Германии, Китая, Индонезии и других европейских и азиатских стран, все зарубежные поставщики изготавливают продукцию по эскизам «Уютерры».
Наибольший доход приносит посуда — 25% общей выручки.
«В основном у нас сейчас магазины маленькой площади, но интернет-магазин позволит решить мебельную проблему, — надеется Александр Саганов. — Мы хотим долю мебели довести до 20–25%». Интернет-магазин «Уютерры» заработал в 2012 году и обошелся создателям в 150 млн рублей (включая организацию логистики).
В ближайших планах партнеров-ритейлеров — открытие 20-го магазина в Москве и запуск собственной социальной сети. Журнал для покупателей «Территория уюта» переместится в эту сеть в виде большого аккаунта. Александр Селиверстов обещает оригинальный контент, эксклюзивные интервью с именитыми дизайнерами. «Мы пытаемся поймать мировой тренд — специализированные сообщества по интересам и направлениям, — поясняет коммерческий директор «Уютерры», помешивая чай в кружке, купленной в собственном магазине. — Осталось только придумать название для виртуальной сети».
Уютерра – магазин товаров для дома и уюта
Торговая марка «Уютерра», входящая в состав компании ООО «ПланетаСтрой», представляет собой масштабную всероссийскую сеть розничных магазинов по продаже различных товаров для дома и интерьера. Ассортимент товаров в этих магазинах в полной мере оправдывают свое название, тут есть все для создании атмосферы тепла и уюта, будь то обычная городская квартира или дачный участок. Главная ценность, которую исповедует компания, — изменить жизнь покупателей к лучшему и сделать их рутинные будни более яркими, наполненными красотой и комфортом. Магазин «Уютерра» открывает свои двери для всех, кто любит заботиться о своем жилище, кто создает и постоянно поддерживает в нем атмосферу гармонии и любви.
Магазин «Уютерра» посещают все неравнодушные к креативной манере обустройства своего жилья люди и те, кто стремиться, чтоб в его доме всегда царили уют и красота.
Всероссийский бренд предлагает все необходимые вещи для домашнего очага и незабываемого отдыха — от кофейной чашки до мангала. Здесь можно выбрать великолепный подарок для родных или друзей. А главное, умеренные цены на весь ассортимент позволяют покинуть магазин с превосходной покупкой, но при этом не переплатить за нее. Помимо впечатляющего выбора товаров, магазин «Уютерра» отличается приятной и располагающей атмосферой, а также высочайшим уровнем обслуживания. Доброжелательные и ненавязчивые продавцы-консультанты всегда с улыбкой ответят на любые вопросы и пожелания клиентов.
Каталог товаров
Уютерра КЛУБ
Для клиентов магазинов компания ввела клубные карты. Они дарят возможность делать покупки на более выгодных условиях. Владельцы клубных карт не только экономят, приобретая обновки, но еще и становятся участниками «Уютерра КЛУБ», в рамках которого часто проводятся различные творческие и оригинальные акции и мероприятия. Чтоб получить клубную карту, достаточно сделать в магазине разовую покупку на сумму от 3000 рублей и подойти с чеком к администратору, который попросит заполнить несложную анкету и выдаст карту. Кроме этого, магазин «Уютерра» предоставляет возможность приобретать и совершать покупки по подарочным картам. Она может быть превосходным подарком для близких, друзей или коллег. Разные карты имеют разный номинал (от 300 до 5000 рублей), дизайн и условия программы.
Адреса магазинов Уютерра и часы работы
Карта розничных торговых точек сети, адреса «Уютерра», часы работы, схема проезда и телефоны.
Некоторые адреса могут не отображаться на карте из-за масштаба, приблизьте карту, чтобы расммотреть интересующую область подробнее. Объекты и их адреса подгрузятся автоматически.
О компании
Компания «Уютерра» стремиться быть лучшей и непревзойденной в своем сегменте. Огромная сеть магазинов этого бренда охватила значительную территорию нашей страны. Первый магазин «Уютерра» начал свою работу в Липецке в 2004 году под торговой маркой «СГ Центр». Благодаря богатому выбору и лояльным ценам, отменной инфраструктуре и удобному расположению заведение в мгновение ока завоевало симпатии и благосклонность многочисленных клиентов. Всего под знаком «СГ Центр» в течении трех лет стало функционировать 18 магазинов в 9 центральных регионах России. А в 2007 году компания решила провести ребрендинг: в процессе обновления имиджа и появилось новое название «Уютерра».
Сегодня под этой торговой маркой работает 69 магазинов в разных уголках страны. Они находятся в таких городах: по 5 магазинов в Москве и Самаре, 4 — в Орле, по 3 магазина — в Барнауле, Воронеже, Липецке, Новосибирске и Тольятти, по два — в Старому Осколе, Брянске, Курске, Оренбурге, Нижнекаменске, Тамбове, Туле, и по одному — в Санкт-Петербурге, Губкине, Владимире, Калуге, Обнинске, Кемерово, Железногорске (Краснодарский край), Железногорске (Курская область), Ельце, Коломне, Люберцах, Ногинске, Орехово-Зуеве, Подольске, Сергиевом Посаде, Серпухове, Омске, Казани, Набережных Челнах, Ижевске, Абакане, Рязани, Саратове, Энгельсе, Алексине, Новомосковске, Узловой, Тюмени, Магнитогорске, Челябинске и Ярославле.
Отзывы
Если Вы хотите оставить свой отзыв о компании и магазинах Уютерра, Вы можете сделать это в нашем разделе «Комментарии».
Спасти «Уютерру»: как основатель сети пытается вернуть 4,5 млрд руб.
«Непросто осознать, что рушится компания, которую строил 12 лет, большую часть своей сознательной жизни. Для меня «Уютерра» как ребенок, который сейчас сильно заболел», — говорит РБК основатель и генеральный директор сети магазинов «Уютерра» Александр Селиверстов.
Подростковый возраст для «ребенка» оказался роковым. Сеть «Уютерра» (юридическое лицо ООО «ПланетаСтрой») Селиверстов основал в 2004 году вместе с партнером Александром Сагановым, с которым познакомился еще в конце 1990-х. Селиверстов работал в липецкой «дочке» «Газпрома», а Саганов руководил местной компанией — поставщиком газопроводных труб «Магистраль-холдинг». Идея открывать собственные магазины появилась у партнеров, когда Саганов выкупил три нежилых помещения и испытывал трудности с поиском на них арендаторов — предприниматели решили сами продавать посуду и предметы интерьера.
«Мы стояли у истоков ниши товаров для дома, одними из первых начали уводить покупателей с рынков в цивилизованные магазины», — утверждает Селиверстов. «Уютерра» стала одним из первых игроков в сегменте, который эксперты называют «женский DIY» (Do It Yourself, «сделай сам»): в отличие от Leroy Merlin или Castorama, ассортимент сети состоит в основном не из материалов для ремонта, а из посуды, текстиля и элементов декора. Формат оказался востребованным. В лучшем для сети 2014 году под брендом «Уютерра» работало 122 магазина в 43 регионах страны, компания достигла оборота в 9,5 млрд руб. (прибыль — 108 млн руб.), по данным СПАРК.
«Мы увеличивали продажи в штуках, не поднимая цен и не обращая внимания на инфляцию. Так делали и наши конкуренты. В итоге к кризису 2014 года мы подошли в состоянии «перепроизводства» — людям просто был не нужен наш товар, у них уже все было. Кастрюля, к сожалению, служит много лет», — говорит Селиверстов. Начиная с 2010 года продажи отдельных магазинов сети проседали на 2–3% в год, но при этом росли количество магазинов и маржа за счет собственного импорта, который занимал до 80% ассортимента. Если в 2011 году оборот компании составлял около 6 млрд руб., то к 2015-му вырос в 1,5 раза.
Но прибыльный импорт сыграл с компанией злую шутку: когда курс валют взлетел в два раза, себестоимость большинства товаров «Уютерры» выросла пропорционально. Чтобы частично сохранить прибыль, в январе 2015 года «Уютерра» подняла розничные цены на 15–20%. В первые месяцы нового года продажи держались на прежнем уровне, а потом резко пошли вниз. «Сначала люди по инерции тратили какие-то свои запасы, но быстро поняли, что кризис — это надолго», — вспоминает Селиверстов. Пришлось отыграть назад. По итогам 2015 года цены в магазинах снизились на 25%, маржа сократилась с 40 до 10–20%.
Попытка поднять цены фактически выбила «Уютерру» с рынка — конкуренты боролись за клиентов, делая ставку на более дешевые позиции. «Уютерра» сохранила оборот на прежнем уровне, но лишилась части аудитории, считает совладелец сети мебельных гипермаркетов Hoff Михаил Кучмент: «В кризис, когда реальные доходы населения снижаются и людям просто не на что улучшать свой интерьер, поднимать цены — не лучшая идея». По его словам, разумнее в такой ситуации было бы пересмотреть ассортимент и добавить недорогих позиций.
На грани
Проблемы со спросом наложились на высокую кредитную нагрузку. «Первая и главная ошибка — это кредиты. Когда мы открывали новые магазины, то ориентировались на другой спрос, но кризис спутал карты», — признает Селиверстов. В итоге треть выручки компании уходило на выплаты банкам. «Мы балансировали на грани — чуть-чуть качнет в сторону, и мы в минусе. Вот и качнуло», — говорит Александр. Компания начала сокращать издержки — отказалась от охранников, сократила часть продавцов, начала переговоры о снижении аренды. По итогам 2015 года выручка сократилась до 8,3 млрд руб.
Селиверстов пытался перекредитоваться, но в конце 2014 года ставка ЦБ выросла до 17%. Новые кредиты обходились дороже старых — если в 2014 году на выплату одних только процентов уходило 300 млн руб. в год, то в 2015-м — 600 млн руб.
В декабре 2015 года, когда стало ясно, что дела совсем плохи, Селиверстов обратился к своим основным кредиторам, Сбербанку и ВТБ, с просьбой о реструктуризации. Те пошли навстречу. Выплаты по кредитам растянули на пять и семь лет соответственно и снизили ставку с 19 до 16%. Но в 2016 году продажи сети упали еще на 25%.
К концу весны компания допустила первую просрочку по кредитам. В мае 2016 года против «Уютерры» начали поступать иски от поставщиков. Первый крупный иск на сумму 18,2 млн руб. в Арбитражный суд Липецкой области подала компания «Дривикс Лед». В июне к ней присоединились «М-Пластика» (сумма иска — 6,7 млн руб.), «Поливалент» (9,6 млн руб.), «Мультипласт групп» (1 млн руб.). А в начале июля ростовская компания ООО «Посейдон» подала заявление о признании «Уютерры» банкротом. Через неделю инициировать процесс банкротства попросил и сам Селиверстов. «Если есть просроченные более трех месяцев долги, гендиректор обязан подать на банкротство. Так требует закон», — объясняет он.
Уже в конце июня ФНС наложила арест на все счета «ПланетаСтрой». А с июля число исков против «Уютерры» стало расти как снежный ком. Судебные дела в отношении сети начали «Борисовская керамика» (сумма иска — 2,2 млн руб.), «Партнер Энерджи» (9,7 млн руб.), «Эмаль» (6,4 млн руб.), «Биосталь» (14 млн руб.).
Одними из первых за просрочку аренды были закрыты четыре «Уютерры» в московских «Мегах». Число работающих точек сократилось в десять раз — из 105 собственных магазинов выжили всего десять. Суммарная выручка оставшихся у «ПланетаСтрой» десяти магазинов составляет сейчас 15–20 млн руб. Вся она уходит на выплату налогов и зарплат сотрудникам. «Доходило до смешного: счета у нас заморожены, из касс мы взять ничего не можем. Интернет и прочие мелкие расходы я оплачивал из своего кармана», — рассказывает Селиверстов.
В конце сентября арбитражный суд утвердил временного управляющего для ООО «ПланетаСтрой» — им стал Евгений Мыскин, член СРО «Союз менеджеров и арбитражных управляющих». С этого момента расчетный счет компании разблокирован. «Процедура наблюдения позволяет бизнесу немного выдохнуть», — признает Селиверстов.
Рынок товаров для дома
«Уютерра» занимала около 2% российского рынка товаров для дома, считает Михаил Кучмент. По его расчетам, более 70% рынка сейчас контролируют гипермаркеты (Auchan, «Карусель», «Магнит» и пр.), остальные 30% делят специализированные магазины («Посуда Центр», «Уютерра», «Твой Дом», «Наш Дом» и др.), а также магазины, торгующие мебелью и товарами для дома (IKEA, Hoff и др.). Как и большинство рынков non-food, сегмент переживает не лучшие времена, тем не менее Hoff планирует открывать специализированные магазины домашней утвари. «Потенциал для роста есть: выручка в этом году поднялась на 15%, арендные ставки хорошие, — говорит Кучмент. — Эффективные компании успешны даже на падающем рынке».
Спасительный франчайзинг
«У меня было три пути. Оставить все как есть и уехать в деревню. Распродать весь товар за полцены, вывести кешем заработанное, отдать людям зарплату и с миллиардом в кармане сбежать за границу. И последний вариант самый сложный — как-то бороться, договариваться со всеми», — говорит Селиверстов. Он выбрал третье. Чтобы сохранить остатки компании, он придумал неординарное решение.
Франчайзинг «Уютерра» развивала с 2014 года, но за все это время открыла всего три точки. «Если территория и помещение нам нравились, мы сами открывались там. От остальных точек я людей отговаривал — предупреждал, что никаких гарантий по прибыльности нет», — говорит Селиверстов. Сейчас франчайзинг преследует другие цели: Селиверстов ищет предпринимателей и инвесторов, готовых выкупить закрывшиеся магазины и продолжить работать под вывеской «Уютерры».
И за четыре месяца ему удалось найти около 40 франчайзи. В общей сложности под брендом «Уютерра» сейчас работает 70 точек франчайзи. Примерно треть новых франчайзи — это бывшие управляющие закрывшихся магазинов «Уютерра», которые могли остаться без работы. «Я лично встречался с каждым и фактически уговаривал их стать предпринимателями», — рассказывает Александр. Остальные — инвесторы, которые хотят сэкономить. Например, один из них выкупил 19 магазинов, потратив на это 150 млн руб. (по 800 тыс. руб. за магазин, запуск каждого из которых обходился в 10–20 млн руб.).
Точку в «Афимолл Сити», например, перекупила группа разработчиков и дизайнеров, которая занималась сайтом «Уютерры». По словам франчайзи компании Родиона Дмитриева, точка в «Афимолл Сити» уже вышла на операционную прибыль: «Возможно, у банков есть какой-то негативный фон, но с поставщиками отношения нормальные, на уровне торговли никаких проблем нет. Сейчас мы вкладываемся в онлайн-магазин».
Новые партнеры экономят на ремонте помещения и оборудовании, которое «ПланетаСтрой» готова сдавать в аренду с условием выкупа в будущем. Стартовые инвестиции начинаются от 300–500 тыс. руб. Франчайзи должен выплачивать в пользу собственника бренда фиксированное роялти (500 тыс. руб. в год, паушальный взнос отсутствует).
Затея рискованная. Если «ПланетаСтрой» признают банкротом, то франчайзи продолжат работать в штатном режиме, выплачивая роялти кредиторам «Уютерры». Но сеть потеряет координационный центр, что может привести к нарушению внутрихозяйственных связей, изменению условий поставок, росту цен и оттоку покупателей, считает управляющий партнер юридической фирмы «Солнцев и партнеры» Станислав Солнцев.
Иван Стасюк, юрист компании «Ильяшев и партнеры», указывает на то, что при продаже имущества должника в рамках банкротства отчуждаются в том числе и товарные знаки. Если же другая организация использует товарный знак в рамках договора франчайзинга, то соглашение перестанет действовать, как только правообладатель утратит право на товарный знак.
Задолженность перед банками и поставщиками «ПланетаСтрой» на франчайзи не распространяется. Но обязательства у новых партнеров все же есть — они не зафиксированы в лицензионном договоре, но оговариваются с каждым партнером. При открытии магазина франчайзи должны взять на работу прежних сотрудников: в противном случае головной компании пришлось бы оплачивать процедуру сокращений. В общей сложности выплаты составили бы около 300 млн руб. — это неподъемная в нынешних условиях сумма. «Начался бы бунт, кто-то из работников обязательно пошел бы в прокуратуру. Поэтому я нашим франчайзи очень благодарен за то, что они нас избавили от этой проблемы», — говорит Александр.
«Франшиза для «Уютерры» — это, скорее, агония. Можно с уверенностью сказать, что таким образом сеть спасти не удастся. Даже если договорятся с арендодателями, с большой долей вероятности возникнут проблемы с поставщиками товаров. Франчайзи рискует остаться с пустыми полками и испорченной репутацией», — предупреждает эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская.
Из 4,5 млрд руб. общей задолженности «Уютерры» 1,5 млрд руб. — задержки по оплате отгруженного товара. По закону, если поставленный на реализацию товар не оплачен, а право собственности не перешло к покупателю, поставщик вправе свой товар забрать. «Мы никому не препятствовали в этом, — говорит Селиверстов. — Единственная у нас была просьба, если на прежнем месте работает наш франчайзи, заключить договор с ним. Кто-то согласился, кто-то вывез товар на свои склады, понеся дополнительные транспортные расходы». Таким образом «Уютерра» уже перераспределила товара на 500 млн руб.
По словам начальника отдела продаж «Борисовской керамики» Евгения Михайлеца, практически весь товар, который компания отгрузила «Уютерре» в кредит, был уже продан, никаких возвратов от сети не поступало. «Мы уже подали несколько исков в арбитражный суд, но одновременно ведем переговоры и с господином Селиверстовым. Скоро в очередной раз поедем на слушание в Липецк и будем обсуждать мирные пути выхода из ситуации», — говорит Михайлец. По его словам, схему с перепродажей товара франчайзинговым магазинам стороны обсуждали, но к компромиссу не пришли: «Пока непонятно, как франчайзи будут расплачиваться с долгами «ПланетаСтрой» и как это все будет оформлено юридически. Но мы готовы обсуждать любые варианты, чтобы получить хотя бы часть денег». «Лучше работать так, чем не получить вообще ничего», — говорит Геннадий Макаров, директор «Кристалл Богемии», еще одного поставщика «Уютерры».
С арендодателями тоже придется договариваться заново. Некоторые владельцы помещений понимают, что франчайзи — это отдельное юридическое лицо. Но чаще всего арендодатель напрямую ассоциирует франчайзи с «ПланетаСтрой» и не соглашается составлять договор без хотя бы частичного погашения долгов.
Кроме того, франчайзи обязуется принимать от клиентов подарочные и скидочные карты, выданные магазинами «ПланетаСтрой». «Мы только этих подарочных карт продали на 200 млн руб., — говорит Селиверстов. — Для покупателей-то ничего не изменится: это та же «Уютерра», которая просто закрывалась на пару месяцев».
Живой труп
Реальные франчайзи вряд ли согласятся развивать бренд российской компании в стадии банкротства да еще и частично брать на себя ее финансовые обязательства, считает антикризисный менеджер Евгений Ивкин: «Люди приходят зарабатывать деньги, а не влезать в долги. Сейчас банки сами находятся в тяжелой ситуации и, исходя из ежедневной практики, реструктуризацию делают почти всем заемщикам, готовым к общению и имеющим шанс на возврат большей части долга». По его мнению, подписать мировую с кредиторами будет непросто – возможно, действия акционеров уже подорвали доверие банков к компании. Кредиторы видят работающие по стране магазины «Уютерра», хотя при этом безуспешно пытаются взыскать с сети задолженность.
Обычно подобные переговоры с банками проходят в более благоприятной обстановке, когда банкротство еще не инициировано, согласен Солнцев. «Поставщики зачастую терпимы к проблемам сетей, в которые поставляют товар, а на «Уютерру» новые иски от поставщиков сыплются каждую неделю», — отмечает он. Сейчас в реестр кредиторов включены 54 компании. Основной — банк ВТБ с 1,9 млрд руб. требований.
Сам Александр Селиверстов надеется договориться с банками о новой рассрочке на три-четыре года. По его словам, от продажи всего товара сети на торгах можно будет получить максимум 300 млн руб., которые поделят между собой все кредиторы.
Идея-фикс Селиверстова — создать оптовую компанию, которая будет работать с франчайзи как поставщик товара. «Франчайзи нужна наша поддержка, — рассуждает Александр. — А 70 партнерских магазинов — это большой рынок сбыта. Я могу консолидировать товары из Китая, от тех же поставщиков, с которыми у нас налажены отношения, и зарабатывать на 5–10-процентной наценке». Вырученные от этой деятельности средства Селиверстов готов отдавать на погашение долгов перед банками. Если те, конечно, в очередной раз поверят предпринимателю.