Увулярное и велярное р чем отличается
Увулярное и велярное р чем отличается
О.В. Елецкая: логопедам запись закреплена
Звук Р: увулярный и велярный. В чем разница?
Логопед: В одном из профессиональных сообществ я разместила такой пост: «Коллеги, приветствую! Поделитесь, пожалуйста, своим мнением/ видением. Сегодня была дискуссия на работе по поводу велярного и увулярного Р. Возможно, я ошибаюсь, но пришла к выводу, что не вижу (точнее не слышу) разницы между велярным и увулярным Р, если иметь в виду акустические признаки. Думаю, если вибрирует увуля, маловероятно, что край мягкого неба не будет вовлечен в вибрацию. Коллеги, скажите, пожалуйста, как Вы на слух отличаете одно искажение от другого?» Хочется узнать Ваше мнение по этому вопросу. Возможно, эта тема уже обсуждался в Вашей группе. Спасибо!
О.Е.: Разница есть, т. к. при велярном произнесении ничего не вибрирует, это ошибка, которая еще в середине прошлого века закралась в логопедические пособия и там прижилась. То, что мы называем велярным произношением, это не вибрант, а щелевой звук. Мягкое небо (не увула!) вибрировать не может по определению. И, да, получаются разные звуки!
Коллеги! Подключайтесь к обсуждению. Если вам есть, что добавить по существу – не стесняйтесь. В нашей сфере много спорных вопросов. Будем разбираться вместе!
Увулярное и велярное р чем отличается
Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами.
Нужны занятия с логопедом?
[Р] и [Рь] сложнейшие звуки по образованию, их артикуляция предполагает выполнение точных движений всеми органами речевого аппарата, вследствие чего дефекты их произношения очень распространены. При верном артикулировании [Р] губы приоткрываются либо пребывают в положении, требуемом для следующего гласного, зубы приоткрыты, передний край языка приподнимается, задевает верхние зубные альвеолы. Боковые края упираются в верхние моляры. Мощность выдыхаемого воздуха очень высокая. Под его воздействием появляются вибрирующие движения кончика языка. Голос задействован, горло дрожит.
Звук [Р] согласный, звонкий, твердый, сонорный, вибрант, небно-зубной, язычно-альвеолярный. Артикуляция [Рь] характеризуется добавочным подъемом середины язычной спинки к нёбу и несильным выдвижением переднего края (он колеблется у основания верхних зубов).
Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами. Для определения замены [Р] или [Рь] применяется термин параротацизм.
Формы ротацизма и параротацизма
Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:
Помимо вышеперечисленных видов, возможно отсутствие [Р] и [Рь], это происходит, если артикуляционный уклад звука совершенно не сформирован.
Обычно каждая форма ротацизма затрагивает помимо твердого [Р] парный [Рь]. Иногда при дефекте твердого звука мягкая пара не страдает. Реже наблюдается противоположное явление.
Причины ротацизма и параротацизма
Главные причины возникновения дефектного произношения [Р] и [Рь]:
Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.
Логопедическая работа при ротацизме
Самый продуктивный прием постановки звука [Р] − механический. Вибрация вырабатывается на долгом воспроизведении фрикативного [Р]. В подъязычное пространство подкладывается специальный зонд. Ритмичными горизонтальными движениями зонда провоцируют механические вибрирующие движения язычного кончика. Если зонд отсутствует, можно спровоцировать вибрацию собственным пальцем ребенка.
Коррекция горлового произношения
Горловой [Р] − распространенный дефект даже у взрослых. Его устранение без коррекционного вмешательства практически невозможно. Горловой [Р] отличается от нормального особенностью вибрации − она возникает при дрожании небного язычка. Данное произношение является верным в определенных иностранных языках, в частности, во французском. Различение горлового произношения от верного возможно самостоятельно. Задача ребенка − долго протянуть [Р]. Воспроизвести правильный звук протяжно невозможно.
Устранение горлового ротацизма включает несколько этапов. На подготовительном выполняется логопедическая гимнастика, служащая для отработки точной позиции и пластичности языка.
Вторым этапом является постановочный. При ненарушенном произношении фонем [Ш] и [Ж] нужно заняться вызыванием проторного [Р], а после провоцировать вибрирующие движения кончика языка механически. Проторный [Р] служит для активизации кончика языка и устранения дрожания небного язычка. При постановке важен зрительный самоконтроль у зеркала.
Завершающий этап − закрепление. Автоматизировать и исправлять звук в связной речи нужно крайне осторожно. После привычной горловой артикуляции, ребенок затрудняется в контроле своей артикуляции. Поэтому долгий период важно наблюдение и исправление родителями.
Коррекция бокового произношения
При боковом дефекте вместо верного звучания раздается [Рль]. Кончик языка не выполняет вибрирующих движений, язык поворачивается, одним боковым краем примыкает к верхним молярам, а второй свисает и дрожит на выдохе. Данный дефект часто встречается в сочетании с боковым сигматизмом, но может существовать отдельно.
Протягивание [Р] невозможно, либо раздается нечеткий [Ль]. Визуально видны колебания бокового края. При очень сильной вибрации снаружи можно увидеть дрожание одной щеки.
На начальном этапе проводится артикуляционная гимнастика. По причине слабых мышц одной половины языка логопедическую гимнастику нельзя убирать из структуры занятия на протяжении всей коррекционной работы.
Постановка начинается с выработки и автоматизации проторного звучания. Только после отработки в связной речи можно приступать к стимуляции колебательных движений кончика языка. Ранее это делать не рекомендуется из-за привычного вибрирования одной из боковых сторон.
Коррекция носового произношения
Звучание напоминает сочетание [НГ]. Это возникает из-за выхода выдыхаемого потока через нос, а не рот, а еще из-за оттягивания переднего края языка назад, отсутствия его участия в произношении. Подготовка начинается с дыхательных упражнений. Нужно наглядно объяснить ребенку отличия ротового и носового выдоха, научить выдыхать ртом. Постановку и закрепление проводят по стандартной схеме.
Коррекционная работа при параротацизме
Подготовительный этап содержит следующие моменты: различение на слух [Р] со смешиваемой фонемой, анализ артикуляционных укладов, становление верных движений языка. Постановочный этап с этапом закрепления звука выполняются по стандартной схеме.
Важно учесть следующие нюансы: при замене [Р] на заднеязычный [Г] контролируется, чтобы не создавалось колебание небного язычка вместо края языка; при замене [Р] на [В] нельзя добиваться проторного звучания, напоминающего [В] механизмом возникновения, не исключено смешение этих фонем. Заключительным шагом становится дифференциация смешиваемых фонем.
Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке
Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.
Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.
Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.
Альтернативным способом коррекции укороченной подъязычной связки является артикуляционная гимнастика. Это не менее эффективный, и вместе с тем безболезненный метод. Суть заключается в выполнении логопедических упражнений для языка.
Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.
Ротацизм
Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.
Ротацизм
К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.
Причины ротацизма
Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:
Фонетическая характеристика звука [Р]
Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:
Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.
Виды ротацизма
Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:
Диагностика
Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:
В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).
Коррекция
Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.
Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.
Подготовительный период
Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».
Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:
Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.
Постановка звука
При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:
Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].
Автоматизация
Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.
Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.
Ротацизм в речи — полная информация
Под ротацизмом рассматривают такой речевой дефект, когда затруднено или вовсе не возможно произношение [р].
Звук может издаваться по-разному, только не правильно. Это и шипение, и свист и т.д.
Сегодня мы поговорим про данный дефект речи. Есть ещё один очень схожий дефект — параротацизм, который встречается при нарушении произношения [рь].
Параротацизм иногда выделяют как разновидность ротацизма, так как искажение касается этого же звука [р], только в мягкой его форме.
Например, вместо «вороны» можно слышать различные варианты слова «войона», «волона» или «вогона», но только не то, что надо.
Но о параротацизме мы подробнее узнаем в одной из следующих статей.
Ротацизм в логопедии
Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука [р].
Раньше это явление называли картавостью.
При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.
Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.
Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме [р] заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.
Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.
Вообще звук [р] считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.
Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.
Фонетическая характеристика звука [Р]
[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.
Образуется в передней части языка, дрожащий.
Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.
Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:
В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.
Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.
При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.
В этом случае Р произносится кратко и одноударно.
Виды и формы ротацизма
В отечественной логопедии можно найти исследования различных авторов в плане классификации ротацизма.
Одни предлагают целых 30 видов дефектов произнесения [Р]. Другие останавливаются на нескольких формах.
Мы остановимся на восьми разновидностях, как наиболее часто встречающихся.
Увулярный ротацизм
В гортани каждого из нас есть небольшой отросток в виде язычка, который называется увулярным отростком.
Когда звук [Р] произносится с помощью данного отростка, то получается очень близкое по звучанию к нормальному Р.
Именно таким образом Р произносят немцы. Также чем-то напоминает французский Р. По-моему, очень красиво. Хотя в научных логопедических кругах считается нарушением.
Но это в отечественной логопедии, так как русскому Р такое произношение не пристало.
Велярный ротацизм
При велярном ротацизме мягкое небо хоть и вибрирует, но вместо Р получается только грубый рокот.
Как и увулярный, велярный ротацизм принято называть горловым. В народе, просто картавость.
Боковой ротацизм
Если вибрация происходит по краям языка, то получается РЛЬ. Это легко услышать и определить форму картавости.
Щечный ротацизм
Воздушная струя при произнесении Р может проходить между краешками язычка и щеками. Получается лёгкое колебание либо одной, либо обеих щёк.
В этом случае к голосу добавляется небольшой шум.
Одноударный ротацизм
В этом случае язык находится в правильном положении, однако вибрации не происходит.
Вместо Р получается английский D.
Двугубный ротацизм
При таком способе звукопроизношения присутствует вибрация губ, хотя язык не двигается.
Вместо Р слышится ПРР.
Носовой ротацизм
Воздушная струя может проходить через нос. Тогда слышится НГ, так как язык неподвижен.
Гортанный ротацизм
Гортанная форма звукопроизношения напоминает велярную. Однако звук получается несколько приглушённым. Это похоже больше на щелевой Г.
Для наглядности покажем формы ротацизма с их признаками и причинами возникновения в таблице.
Виды ротацизма Таблица
Форма | Признаки | Причины |
Полное отсутствие звука | Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные | Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами |
Велярный ротацизм | Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет | Короткая подъязычная связка |
Увулярный ротацизм | Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума | Короткая подъязычная связка |
Боковой ротацизм | Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает | Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти |
Носовой ротацизм | Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng | Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор |
Двугубный ротацизм | Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным | Парезы, слабые мышцы речевого аппарата |
Одноударный | Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. | Парезы, другие артикуляционные нарушения |
Щечный ротацизм | Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки | Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу |
Причины ротацизма
Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия.
Часто ротацизму подвержены дети с ФФНР и ОНР.
Как факторы развития ротацизма рассматриваются:
Диагностика
Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.
После этого проводят:
Методы коррекции ротацизма
Существуют различные логопедические средства для исправления нарушений речи при ротацизме.
Иногда справиться с этим недугом с помощью таких средств просто невозможно.
Поэтому приходится прибегать к медицинской помощи. Например, чтобы исправить дефект короткой уздечки, потребуется её подрезание.
Если есть неправильный прикус, то требуется на какое-то (иногда продолжительное) время носить брекеты.
Так же и некоторые медикаментозные средства помогают достичь нужного эффекта.
Но это уже назначение должен делать, например, невролог.
Основой же коррекционной работы при ротацизме является проведение специальных занятий с логопедом.
Как правило, работа ведётся в поэтапном режиме: подготовительный этап, постановка и автоматизация звуков, переход и укрепление речи.
Подготовительный этап
Сначала необходимо познакомить человека с правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’].
Хорошо помогает в этом случае наглядность — рисунки, схемы, презентации.
Очень хорошо зарекомендовали себя звуковые видеослайды, когда обучающийся не только слышит звук, но и видит, каким образом ставится язык, растягиваются губы.
Звуковые файлы можно включать многократно.
Раньше всё это делал логопед — произносил, показывал на себе.
Сейчас на помощь пришла техника. На компьютере всё можно чётко увидеть и услышать.
Многократное воспроизведение записи облегчает задачу специалиста.
На подготовительном же этапе показывают, каким должен быть выдох при произнесении звуков [Р] и [Р’].
Проведение артикуляционной гимнастики способствует:
Далее проводится работа с дыханием. Упражнения подбираются логопедом.
Он же делает логопедический массах, если возникает необходимость в этом.
Упражнения на артикуляцию и дыхание необходимо выполнять не только в кабинете логопеда, но и дома.
Выполнение этих упражнений в домашних условиях не менее двух раз в день подготовят к основным занятиям по постановке и автоматизации звуков [Р] и [Р’].
Следует отметить, что подготовительный этап является очень важным.
И пока навыки выдерживать артикуляционную позу и контролировать выдох не сформируются, переходить к следующему этапе не стоит.
Обучаемый должен иметь сильную направленную воздушную струю.
Упражнения подготовительного этапа
Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.
Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.
Упражнение «Лошадка»
Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем.
Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.
Упражнение «Кучер»
Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы.
Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».
Упражнение «Маляр»
Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.
Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.
Упражнение «Зубная щётка»
Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней.
Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.
Упражнение «Качели»
Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы.
Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.
Упражнение «Барабанщик»
Это упражнение поможет потренировать кончик языка.
Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д».
Темп увеличивается медленно и постепенно.
Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.
Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма.
По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.
Постановочный этап
Разные формы ротацизма требуют разного подхода к коррекционным мероприятиям.
Но как показывает практика, эффективнее всего работают дифференцированные методы постановки звука.
Достичь произношения, которое бы соответствовало норме русского языка, возможно:
В редких случаях постановка звука осуществляется в два этапа (например, при щёчном ротацизме).
На начальном этапе работают над проторном звучании, а затем уже отрабатывается вибрация.
Отработка мягкого Р идёт вслед за поставленным твёрдым с последующим выходом на йотированный или И.
Есть универсальный метод, который используется логопедами для устранения ротацизма.
Включает в себя несколько шагов:
Другой способ называют смешанным. Он используется только в редких случаях, когда зонд-шарик не помог постановке правильного звука.
При смешанном способе:
Автоматизация
Автоматизация правильного произношения звука Р-РЬ осуществляется в игровой форме, начиная от очень простых, лёгких упражнений с постепенным усложнением.
Речевой материал подбирается в следующей последовательности:
Далее берутся стихи и рассказы с большим количеством Р/РЬ.
Продолжительность коррекционных занятий при ротацизме составляет от полутора до трёх месяцев.
В редких случаях может и больше. Индивидуальные особенности, причины дефекта, регулярность выполнения упражнений, а также и мастерство логопеда – всё это сказывается на длительности исправления звукопроизношения.
Труднее всего прийти к правильному произношению Р/РЬ при дизартрии. При таком диагнозе логопедическая помощь может потребоваться в течение месяцев и даже лет.
Коррекционная работа с детьми, как правило, ведётся в игровой форме. Используются небольшие и интересные стишки, наглядный материал.
Сначала логопед добивается хорошей вибрации, твёрдого варианта Р, лишь затем переходит к автоматизации мягкого.
В слогах
Никакого творчества при работе со слогами не придумаешь. Это обычное повторение. Многократное.
Но разнообразить задания возможно.
Сначала это будут слоги, начинающиеся со звука Р. Затем группа слогов с позицией Р в середине слога. И завершающий этап – Р в конце слога.
Простое повторение быстро надоедает.
Поэтому можно придумывать небольшие рифмочки.
Ра-ра-ра – на дворе жара.
Ро-ро-ро – посреди двора ведро.
Ру-ру-ру – несу ведро по двору.
Тра-тра-тра – выхожу во двор с утра.
Три-три-три – как красиво, посмотри.
Арь-арь-арь – ты возьми с собой фонарь.
Дре-дре-дре – караси живут в ведре.
В словах
В словосочетаниях
Словосочетания должны быть весёлыми, чтобы ребёнку было интересно с ними работать.
Из них тоже можно составлять рифмовочки.
Озорной воробей,
Комара ты не бей.
Пора печь пирог,
Не забудь про творог.
Закрепляем правильную артикуляция в игровой форме:
В предложениях
В работе с предложениями подходят все типы высказывания: стишки, описания картинок, скороговорки и пословицы, придумывание историй по сюжету.
Расскажи по картинке историю. Используй как можно больше слов со звуком Р.
Предложения нужно усложнять, т.е. они должны быть с каждым разом всё длиннее и длиннее.
Прилетел комар.
Созрели орехи.
В речке раки.
В огороде репка, редиска, огурцы.
Крепкая репка потрескалась на грядке.
Или вот такие стишки:
Репка крепкая была,
Очень вкусной слыла.
Репку быстро мы катили,
А потом в ведре сварили.
Такие нелепые на первый взгляд стишки очень полезно заучивать. И всегда помнить, что наша задача – не передать логику и смысл содержимого, а отрабатывать звук Р.
Если будем часто употреблять этот звук в словах, то автоматизация Р будет эффективной.
Дифференциация
Дифференциацией называется процесс чёткого определения и различения разных звуков.
Если ребёнок легко и без ошибок произносит все звуки правильно, то с дифференциацией у него всё в порядке.
Для работы над дифференциацией используют фразы в свободной форме. Задаётся конкретная тема или же набор слов.
Можно задавать вопросы для наводки:
Кто живёт на дереве и похож на кошку? (рысь)
У кого штаны в краске? (у маляра)
Что в руках у шофёра? (руль)
Нужно просить, чтобы ребёнок давал полный ответ, не однословный.
Устранить дефекты речи можно только тогда, когда будут использоваться различные методы в комплексе.
Коррекция ротацизма и параротацизма будет успешной, если занятия проводить на регулярной основе.
Одновременно следует работать над развитием у ребёнка фонематического слуха, внимания, памяти и общего кругозора.