Увещевание что это в педагогике
Шпаргалка по педагогике.
26. Методы формирования сознания личности.
Основной задачей методов этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников. Чтобы воспитать определенные целью воспитания личностные качества, необходимо донести до воспитанников смысл этих качеств, их значение в полноценной повседневной и трудовой деятельности, важность их наличия. У воспитанника должно сформироваться, прежде всего, стойкое убеждение в необходимости этих качеств, он должен сам стремиться воспитать их в себе, что обеспечит его активное включение в процесс воспитания. Для достижения этой цели первоначального этапа воспитания сознания личности, нужно стремиться вызвать у воспитанника глубокие чувства и переживания, связанные с этим вопросом, задействовать эмоциональную сферу человека. Безразличие тормозит развитие личности. Только тесное активное и целенаправленное сотрудничество воспитанника и педагога может привести к ожидаемому результату.
Существует ряд методов, используемых для формирования сознания личности. Каждый из них имеет свое значение в воспитательном процессе. Для достижения наилучшего эффекта методы должны применяться в комплексе, дополняя и усиливая друг друга.
Довольно сложным по содержанию, но легким в восприятии является метод рассказа на этическую тему. Особенность этого метода состоит в том, что воспитанники сами анализируют действия и поступки героев рассказа и делают выводы. Таким образом, формируются определенные отношения к тем или иным качествам и особенностям поведения. Формирование этих отношений происходит под воздействием эмоциональных переживаний и не навязано педагогом, то есть не является прямым указанием, благодаря чему имеют устойчивый эффект и закладывают основы для формирования собственных личностных качеств. Действие этого метода имеет опережающий характер, заранее формируя отношение воспитанников к поступкам, которые они еще не совершили, побуждая тем самым к волевым усилиям по отношению к собственным действиям. Рассказ на этическую тему должен быть составлен по определенным правилам, обуславливающим его эффективность. Содержание рассказа должно соответствовать возрасту слушателей, быть им понятно и интересно. Чем младше воспитанник, тем красочней и насыщеннее должно быть художественное оформление рассказа. Окружающая обстановка должна располагать к восприятию темы рассказа. Артистичность и грамотность изложения влияет на восприимчивость положительным образом, а, следовательно, является необходимым условием.
Разъяснение, внушение и увещевание – совокупность комплексно используемых методов, требующих высокой квалификации педагога и применяемых в строго определенных случаях. Внушение – воздействие на сознание человека с целью выработки у него определенных установок. Оно является эффективным при условии высокого авторитета воспитателя. Человек восприимчив к внушению, когда он полностью и безоговорочно доверяет своему наставнику, принимает все сказанное им в чистом виде. Внушение часто используется в качестве вспомогательного средства в других методах как усилитель их воздействия. Разъяснение может быть применено лишь в тех случаях, когда это действительно требуется, когда до воспитанника нужно донести смысл того или иного действия или поступка, объяснить его последствия, положительные и отрицательные стороны. Но не следует прибегать к разъяснению в случае очевидных, не вызывающих сомнений норм поведения. увещевание содержит в себе элементы разъяснения и внушения. Оно призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.
Этическая беседа – метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого либо человека или группы людей. Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа может быть заранее запланирована или возникнуть стихийно, в результате какого либо события, происшествия. В обоих случаях этическая беседа проводится по определенным правилам: беседа строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками, выслушиваются, обсуждаются и принимаются к сведению любые мнения и высказывания, беседа должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости. Педагог должен построить руководство беседой таким образом, чтобы воспитанники имели возможность сами прийти к правильному выводу. В обсуждение должны включаться все участники, атмосфера беседы должна способствовать раскрепощению детей, располагать к безбоязненному высказыванию собственного мнения. Этическая беседа может быть индивидуальной, направленной на обсуждение конкретного поступка человека. В этом случае особенно важно создать доверительную атмосферу общения, показать воспитаннику заинтересованность в его проблемах, искреннее желание помочь.
Диспут – активное обсуждение специально подготовленных тем, принимающее форму спора. Целью диспута является формирование взглядов и убеждений, рождающихся в процессе аргументированного, логически построенного спора, столкновения противоположных точек зрения, выявления ошибочных мнений, обоснования и доказательств их ошибочности. Участники диспута заранее оповещаются о содержании темы и имеют возможность продумать и логически выстроить свою речь, придать ей наибольшую убедительность. Задачей педагога, как руководителя диспута, является умелое руководство, особое участие, заключающееся не в наставлении, а в направлении мыслей с помощью аргументов, фактов и логики. Для успешного проведения диспутов, воспитанников заранее учат правильно строить свою речь, уметь доказывать свою правоту и убеждать собеседника и аудиторию.
Пример – метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека. Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. Характер подражательной деятельности меняется с возрастом. Если младшие школьники непосредственно следуют примерам поведения, основываясь лишь на полученном впечатлении, то подростки, пользуясь накопленным социальным опытом и уже выработанными нравственными позициями, проводят сознательный анализ и выбор тех качеств и особенностей, которые он может перенять. Примером могут служить люди, окружающие человека в реальной жизни или герои книг, фильмов, знаменитые деятели разного рода. Последние оказывают наибольшее воздействие, так как, зачастую являются яркими, неординарными и выдающимися личностями. При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам. Педагог всегда сам является примером для своих воспитанников, поэтому он должен заботиться о правильности своих действий, следовании слову, положительном отношении ко всем воспитанникам.
Увещевание
— сочетает в себе просьбу с разъяснением или внушением. Применяя увещевание, педагог проектирует в личности школьника положительное, вселяет веру в лучшее. Эффективность данного метода зависит от авторитета воспитателя, его личности и нравственных качеств. Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворённости своими поступками. Педагог не только вызывает его чувства, но и указывает путь к исправлению.
Диспут
Лекция
— систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Отличается от рассказа продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса.
При неквалифицированном применении данные методы могут принять форму нотации. Она никогда не достигнет цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не является формой убеждения.
Увещевание что это в педагогике
26. Методы формирования сознания личности
Основной задачей методов этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников. Чтобы воспитать определенные целью воспитания личностные качества, необходимо донести до воспитанников смысл этих качеств, их значение в полноценной повседневной и трудовой деятельности, важность их наличия. У воспитанника должно сформироваться, прежде всего, стойкое убеждение в необходимости этих качеств, он должен сам стремиться воспитать их в себе, что обеспечит его активное включение в процесс воспитания. Для достижения этой цели первоначального этапа воспитания сознания личности, нужно стремиться вызвать у воспитанника глубокие чувства и переживания, связанные с этим вопросом, задействовать эмоциональную сферу человека. Безразличие тормозит развитие личности. Только тесное активное и целенаправленное сотрудничество воспитанника и педагога может привести к ожидаемому результату.
Существует ряд методов, используемых для формирования сознания личности. Каждый из них имеет свое значение в воспитательном процессе. Для достижения наилучшего эффекта методы должны применяться в комплексе, дополняя и усиливая друг друга.
Довольно сложным по содержанию, но легким в восприятии является метод рассказа на этическую тему. Особенность этого метода состоит в том, что воспитанники сами анализируют действия и поступки героев рассказа и делают выводы. Таким образом, формируются определенные отношения к тем или иным качествам и особенностям поведения. Формирование этих отношений происходит под воздействием эмоциональных переживаний и не навязано педагогом, то есть не является прямым указанием, благодаря чему имеют устойчивый эффект и закладывают основы для формирования собственных личностных качеств. Действие этого метода имеет опережающий характер, заранее формируя отношение воспитанников к поступкам, которые они еще не совершили, побуждая тем самым к волевым усилиям по отношению к собственным действиям. Рассказ на этическую тему должен быть составлен по определенным правилам, обуславливающим его эффективность. Содержание рассказа должно соответствовать возрасту слушателей, быть им понятно и интересно. Чем младше воспитанник, тем красочней и насыщеннее должно быть художественное оформление рассказа. Окружающая обстановка должна располагать к восприятию темы рассказа. Артистичность и грамотность изложения влияет на восприимчивость положительным образом, а, следовательно, является необходимым условием.
Разъяснение, внушение и увещевание – совокупность комплексно используемых методов, требующих высокой квалификации педагога и применяемых в строго определенных случаях. Внушение – воздействие на сознание человека с целью выработки у него определенных установок. Оно является эффективным при условии высокого авторитета воспитателя. Человек восприимчив к внушению, когда он полностью и безоговорочно доверяет своему наставнику, принимает все сказанное им в чистом виде. Внушение часто используется в качестве вспомогательного средства в других методах как усилитель их воздействия. Разъяснение может быть применено лишь в тех случаях, когда это действительно требуется, когда до воспитанника нужно донести смысл того или иного действия или поступка, объяснить его последствия, положительные и отрицательные стороны. Но не следует прибегать к разъяснению в случае очевидных, не вызывающих сомнений норм поведения. увещевание содержит в себе элементы разъяснения и внушения. Оно призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.
Этическая беседа – метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого либо человека или группы людей. Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа может быть заранее запланирована или возникнуть стихийно, в результате какого либо события, происшествия. В обоих случаях этическая беседа проводится по определенным правилам: беседа строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками, выслушиваются, обсуждаются и принимаются к сведению любые мнения и высказывания, беседа должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости. Педагог должен построить руководство беседой таким образом, чтобы воспитанники имели возможность сами прийти к правильному выводу. В обсуждение должны включаться все участники, атмосфера беседы должна способствовать раскрепощению детей, располагать к безбоязненному высказыванию собственного мнения. Этическая беседа может быть индивидуальной, направленной на обсуждение конкретного поступка человека. В этом случае особенно важно создать доверительную атмосферу общения, показать воспитаннику заинтересованность в его проблемах, искреннее желание помочь.
Диспут – активное обсуждение специально подготовленных тем, принимающее форму спора. Целью диспута является формирование взглядов и убеждений, рождающихся в процессе аргументированного, логически построенного спора, столкновения противоположных точек зрения, выявления ошибочных мнений, обоснования и доказательств их ошибочности. Участники диспута заранее оповещаются о содержании темы и имеют возможность продумать и логически выстроить свою речь, придать ей наибольшую убедительность. Задачей педагога, как руководителя диспута, является умелое руководство, особое участие, заключающееся не в наставлении, а в направлении мыслей с помощью аргументов, фактов и логики. Для успешного проведения диспутов, воспитанников заранее учат правильно строить свою речь, уметь доказывать свою правоту и убеждать собеседника и аудиторию.
Пример – метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека. Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. Характер подражательной деятельности меняется с возрастом. Если младшие школьники непосредственно следуют примерам поведения, основываясь лишь на полученном впечатлении, то подростки, пользуясь накопленным социальным опытом и уже выработанными нравственными позициями, проводят сознательный анализ и выбор тех качеств и особенностей, которые он может перенять. Примером могут служить люди, окружающие человека в реальной жизни или герои книг, фильмов, знаменитые деятели разного рода. Последние оказывают наибольшее воздействие, так как, зачастую являются яркими, неординарными и выдающимися личностями. При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам. Педагог всегда сам является примером для своих воспитанников, поэтому он должен заботиться о правильности своих действий, следовании слову, положительном отношении ко всем воспитанникам.
Увещевание
Бери не силой, а увещеванием.
Глухое недовольство по определению не состоянии услышать увещевания разума.
Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы,
увещевания, назидания, награды и наказания были бы бесполезны.
Увещевание как качество личности – способность наставлять, уговаривать к добру, стыдить, поучать советами, обрабатывать, внушать, убеждать.
Часовой на КПП остановил офицера: — Я майор Петров, — говорит офицер. — Простите, — сказал часовой, — но без пропуска я вас пропустить не могу. — Оставьте формальности, часовой. Как вам не стыдно отнимать время у своего командира? Я просто забыл пропуск, а вы меня прекрасно знаете. Часовой, действуя по Уставу, не поддаётся на уговоры. Тут из дежурной комнаты раздаётся голос: — Что ты, Вася, всю ночь собираешься слушать эти увещевания? Без всяких увещеваний пристрели его, как этого требует Устав, и пошли в карты играть, а то водка стынет и девочки скучают.
Мудр тот, кто прислушивается к увещеваниям совести и разума. Совесть никогда не обманывает и подсказывает единственно верное решение, разум нивелирует влияние ненасытных чувств и вожделенного ума и, тем самым, увещевает человека поступать правильно.
Философ Демокрит утверждал: «Кто поддаётся увещеваниям разума, тот более способен быть добродетельным, чем тот, кто повинуется лишь закону и необходимости. Ведь тот и способен на тайное преступление, кого могут сдерживать лишь законы; напротив, кто повинуется чувству долга, тот не способен ни на тайное, ни на явное преступление».
Увещевание – призыв к Добру. Увещевание – агитация не делать плохое. Увещевание – желание достучаться до разума, обойдя преграды взбалмошных чувств и баррикады мечущегося ума. Увещевание обычно проявляется в связке с внушением, обработкой разума, наставлениями, упрашиванием и уговариванием.
Классика жанра – увещевание кота Васьки, который, несмотря на все потуги повара усовестить его и пристыдить, чхать хотел на все его увещевания. Когда повар вернулся и увидел, что кот ест курку, он, вместо того, что бы подвергнуть его наказанию, начал увещевать его, что так делать нельзя, что это не хорошо, что о нем пойдет плохая слава и т.д. А Васька все это слушал спокойно и продолжал доедать курицу:
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
Выражение используется, когда хотят подчеркнуть, что напрасно увещевать того, кто находится под влиянием энергии невежества и деградации, кто потерял стыд и совесть. Увещевать невежественных людей всё равно, что метать бисер перед свиньями. Это мартышкин труд, пустое разбазаривание времени. Слова увещевателя не доходят до разума невежественного человека. Он не обращает ни наименьшего внимания на все замечания, нарекания и продолжает делать что-то плохое. Увещевание его — напрасная вещь.
Вот такой жлоб, невежественный персонаж завёлся в одном питерском доме. Двор такого дома напоминает колодец. Акустика в этих дворах лучше, чем в консерватории. И вот, приезжая ночью на своём «Чероки», это антиувещеваемое существо, включив приёмник на полную громкость и открыв двери в машине, поднимало на ноги весь дом. Уговоры и увещевания в ответ вызывали потоки мата и угрозы закатать всех в асфальт.
И вот однажды утром во дворе раздался рёв кастрируемого носорога. Любимая машина была пробита сверху вниз, насквозь дворницким ломом с привязанной, для стабилизации полёта, метлой. Дом в 9 этажей, так что лом даже немного в землю вошёл. Поиски метателя ни к чему не привели, а во дворе по ночам стало тихо.
Увещевания на жлоба действуют, как комариный укус на слона. Жлоб считает себя венцом мироздания, поэтому убежден, что может насаждать свою эталонную «культуру» в любом «чужом монастыре». Непонятно с какого перепугу жлоб считает, что стал «всем», хотя еще совсем недавно был «никем». В любой обстановке он плюет и харкается, потеет и матюкается, «благоухает» так, что впору давать команду: «Газы!» Лошади вздрагивают от его смеха. Словом, это олицетворение вопиющего, нарочито агрессивного бескультурья. Культура – это всегда система ограничений. Жлобство игнорирует всякие ограничения, условности и общественные предписания. Никакие уговоры и увещевания на него не действуют. Противоядием от жлобства служит только денежное наказание, например, штраф.
Мао Цзэдун никогда не чистил зубы. На все увещевания отвечал: — А вы видели, чтобы тигр это делал?
Увещевание эффективно, если есть наглядный пример.
Школа. У девчонок 7-8 класса появилась фишка такая: у них в туалете зеркало висит. Вот эти девицы после того, как губы накрасят, зеркало целовать стали. Прикольно — отпечаток остается… А администрация подумала и решила — непорядок, антигигиена и всё такое. Обычные увещевания ничего не дали. Видя, что увещевания не помогают, девушки, которые находились под подозрением, были вызваны в туалет для промывки мозгов. Кроме них, там же присутствовали директриса и уборщица МарьВанна. И вот директриса вроде начинает старую песню — увещевать: — Одумайтесь, неправильно поступаете, (тра-ля- ля)… и, в конце концов, МарьВанне очень трудно всё это потом отмывать! МарьВанна, покажите, как вам трудно.
МарьВанна достает свой скребок (дальше читать вдумчиво), макает его в унитаз и бодренько начинает вытирать зеркало… Как вы думаете, были ли еще после этого губки на зеркале?
Увещевание не терпит публичности. Его не следует выставлять напоказ. Иоанн Златоуст утверждал: «Как раны, открытые и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещевание без свидетелей».
Надоедливые увещевания, как и непрошеные советы, вызывают отторжение и раздражение.
Двое приятелей сидят в машине, окна открыты. Идёт мама с ребенком лет 4-х, ребенок сосредоточенно волочит за собой огромную картонную коробку, мама, проявляя незаурядное терпение, спрашивает: — Детка, ну зачем тебе эта коробка? Она же грязная, ну сам подумай, что с ней делать будешь? Для чего она может пригодиться?… и т. д. Ребенок молчит, сопит и тащит коробку, идут они медленно, поэтому нам слышны все увещевания мамы. Когда она в очередной раз задает вопрос: — Зачем тебе эта коробка?, ребенок кидает коробку, смотрит на маму и изрекает: — Вот когда я сдохну от твоих вопросов, ты меня в ней закопаешь! Берет коробку и устремляется дальше, мама в ауте, мы в истерике!
Методы формирования сознания (познания)
Классификация методов воспитания (И.П. Подласый).
Методы воспитания
Методы формирования сознания (познания) | Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения | Методы стимулирования деятельности, поведения и чувственной сферы | |||
УБЕЖДЕНИЕ | Рассказ Беседа Объяснение Разъяснение Увещевание Внушение Диспут Дискуссия Инструктаж Пример Лекция | УПРАЖНЕНИЕ | Приучение Поручение Упражнение Требование Создание воспитывающих ситуаций Метод естественных последствий | МОТИВАЦИЯ | Поощрение Наказание Соревнование |
Методы формирования сознания (познания)
Методы формирования сознания личности применяются в целях формирования взглядов, убеждений, привычек.
Основной канал воздействия – убеждение.
Рассказ – это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме.
Требования, предъявляемые к рассказу:
доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников.
При необходимости доказательства правильности каких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанника и закладывать основы его убеждений.
Ограничения в использовании:
Для применения этого метода нет принципиальных ограничений с точки зрения уровня подготовленности учеников. Он может быть использован в любом классе. Отличия будут лишь в степени его доступности, длительности, сочетания с наглядными и другими методами.
Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений.
Требования к реализации:
1. Строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками.
2. Принимаются к сведению любые мнения и высказывания.
3. Должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости.
4. Воспитанники сами должны прийти к правильному выводу.
5. В обсуждение должны включаться все участники, атмосфера должна способствовать высказыванию собственного мнения.
Этическая беседа может быть индивидуальной, направленной на обсуждение конкретного поступка человека.
Ограничения в использовании:
Для начинающего учителя особую трудность представляют индивидуальные беседы, которые чаще всего проводятся в связи с локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. Они могут возникнуть спонтанно, что требует от педагога хорошей психолого-педагогической подготовки и развитой профессиональной интуиции. Лучше, если беседы такого рода отсрочены во времени, что дает возможность учителю основательно к ним подготовиться, продумать обсуждаемые факты, выдвинуть основательные аргументы для убеждения ученика в неправомерности тех или иных его действий.
Требования к реализации:
1. Точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса.
2. Последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств.
3. Использование сравнения, сопоставления, аналогии.
4. Привлечение ярких примеров.
5. Логика изложения должна быть безукоризненной.
Ограничения в использовании:
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками. Необходимо выбирать правильную и понятную терминологию для различных возрастных групп.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников, основанный на растолковании содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая для воспитанника является неясной. Разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником слов учителя. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
Требования к реализации и ограничения в использовании:
1. Факты, примеры, подтверждающие необходимость выполнения тех или иных норм, требований и правил, должны были убедительны и аргументировать необходимость следовать определенным нормам.
2. Разъяснение не должно переходить в назойливое назидание, не следует растолковывать прописные истины.
3. Метод должен применяться тогда, когда человек действительно не понимает содержание тех или иных норм, требований и правил поведения.
4. Разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе. Здесь необходимы категорические требования.
Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Этот метод уместен, когда человек сталкивается с новой ситуацией и у него самого недостаточно опыта и знаний, чтобы правильно ее оценить и выработать адекватное поведение.
Увещевание. Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением.
Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов.
Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Требования к реализации и ограничения в использовании:
Увещевание призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.
Внушение. С педагогической точки зрения (суггестопедагогика) внушение представляет собой целенаправленный, организованный акт воздействия на сознание и чувства личности в целях изменения характера ее поведения, отношений с окружающими, направленности деятельности.
Требования к реализации:
1. Педагогическая целесообразность применяемого внушающего воздействия.
2. Педагогический такт. Соблюдение такта требует, чтобы в технике внушающего воздействия высокая требовательность сочеталась с глубоким уважением к личности школьника.
3. Соответствие используемых при внушении средств педагогической техники задачам воспитания. Темп речи, интонация, жест, мимика должны быть адекватны содержанию внушающего воздействия.
4. Лаконизм. Словесное внушение не требует аргументации, разъяснения. Оно обычно выражается краткими фразами, точность и строгость построения которых дает право называть их формулами внушения.
5. Сочетание новизны информации со стереотипностью формул.
6. Самоконтроль педагога. Точность применения техники педагогического воздействия зависит от умения педагога «видеть» самого себя. При систематическом самоконтроле соблюдается должная мера в интонации, жесте и мимике.
Ограничения в использовании:
Педагогу необходимо знать, в каких типичных ситуациях целесообразно применить тот или иной способ воздействия. Это относится к любому методу воспитания, тем более к такому технически сложному, как внушение. Педагог должен знать, когда и в какой мере следует воспользоваться податливостью школьника к психическому давлению. Внушение не педагогическая панацея: оно применимо далеко не всегда.
Требования к реализации метода:
1. Тема диспута должна быть интересна и значима для обеих сторон. Лучше, если её выдвинут сами воспитанники;
2. Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и воспитанников:
— заранее вводятся правила диспута, педагог следит за их выполнением;
— выступления должны быть живыми, свободными, краткими.
3. Диспут должен протекать в рамках этических норм и требований.
4. Диспут должен находиться в рамках свободного, непринуждённого обмена мнениями, не перерастая в спор ради спора.
5. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания и запрета; недоговоренность оставляет возможность для домыслов и неправильных толкований.
Ограничения в использовании:
метод диспута доступен для использования лишь с детьми среднего и старшего школьного возраста (это связано с развитием мышления и коммуникативных способностей).
Требования к проведению дискуссии:
1. Конкретная предметность дискуссии.
2. Наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия.
3. Готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения.
4. Наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме, наличие возможности высказаться.
5. Развернутая, корректная аргументация своей позиции;
6. Наличие возможности задавать вопросы.
Требования к реализации и ограничения в использовании:
— выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;
— каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
— в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;
— в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.
Инструктаж.Метод применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Он обеспечивает разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иное умение, а также характеристику типичных ситуаций их использования, применения на практике.
Инструктаж содержит установку на выполнение учащимися определенных практических действий. Он облегчает работу, предупреждает излишние вопросы, позволяет осуществить единство требований к знаниям и умениям учеников.
Форма инструктажа: устные, письменные, наглядные и комплексные.
Требования к реализации:
1. Ясность и четкость.
2. Разнообразие используемых видов (предъявление задачи, дача инструкции, ознакомление с правилом) и форм.
3. Конкретность указаний о выполнении учащимися определенных действий.
4. Однозначность, определенность заданий исключающая возможность разного толкования.
5. Применение наглядности.
Формы проявления примера как метода воспитания — личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.
Требования к реализации:
1. Приводить в пример уважаемого человека.
2. Образец должен быть приемлем для использования в настоящем.
3. Не должно быть большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка.
4. Нельзя приводить часть один и тот же пример.
5. Воспитатель должен обладать качеством, которое приводит в пример.
Ограничения в использовании:
Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах.
Количество негативных примеров при воспитании детей должно быть намного меньше, чем положительных.
Лекция – это развернутое систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического, экономического и другого содержания.
Требования к реализации:
— Большая продолжительность по времени;
— Убедительность доказательств и аргументов;
-Обоснованность и композиционная стройность.
Ограничения в использовании:
Не использовать в младших группах в силу возрастных особенностей.