Увеличилась дебиторская задолженность что это значит
Ликвидность дебиторской задолженности: разбираем по полочкам
Работая с дебиторской задолженностью, компании стремятся достичь оптимального уровня ее ликвидности. В этой статье мы расскажем, как оценить соответствие степени ликвидности другим финансовым показателям бизнеса и как ее повысить, сохранив размер «дебиторки».
Дебиторская задолженность (далее в статье ДЗ) — это долги юрлиц и физлиц предприятию. Чем быстрее можно добиться их погашения, тем она более ликвидна.
Обычно должны покупатели и поставщики, реже — сотрудники, которые получили деньги из бюджета компании, или государственные институты (например, налоговая), которым предприятие по какой-то причине переплатило и теперь имеет право вернуть лишнее.
Контрагенты могут задолжать как деньги, так и товары или услуги. Так, если организация перевела поставщику аванс за следующую партию, в балансе будет ДЗ, пока товары не поступят и не будут приняты на склад.
В бухучете ДЗ — это актив, часть прибыли, которой можно будет распоряжаться, только когда она превратится в деньги на счету предприятия. Поэтому от ликвидности и качества «дебиторки» зависит платежеспособность и финансовая устойчивость фирмы. При этом чересчур высокая ликвидность может говорить о том, что, предпочитая получать оплату как можно скорее, компания упускает сегмент крупного бизнеса и теряет из-за этого в прибыли.
Размер задолженности также должен быть оптимальным. Нулевая или небольшая задолженность говорит о том, что деньги просто лежат на балансе. Большой размер долгов дебиторов при недостатке денежных средств на счетах создает трудности в функционировании предприятия: нечем платить сотрудникам и поставщикам.
Как образуется задолженность
Вариантов возникновения много, приводим самые распространенные.
Со стороны контрагентов:
Со стороны госструктур:
Со стороны сотрудников и участников предприятия:
Как посчитать ликвидность
Ликвидность ДЗ можно оценить с помощью коэффициента ее оборачиваемости или с помощью периода ее оборота.
1. Коэффициент считают как отношение выручки к «дебиторке» за период времени:
То есть расчет по балансу будет выглядеть так:
Коб.дз = 2110 / (1230 на начало периода 1230 на конец периода) х 0,5
2. Период оборота равен ДЗ на конец периода, умноженной на количество дней расчетного периода и деленной на доход:
Поб.дз = ДЗкп х П / ДР,
То есть расчет по балансу будет выглядеть так:
Если компания много продает по предоплате и/или оплате в момент отгрузки товара, то показатели стоит считать на основе выручки, полученной только от продаж с отсрочкой платежа.
Но даже при таком уточнении оценка только на основе бухучета может не отразить реальную ситуацию: там не отображается ни снижение платежеспособности поставщиков, ни истечение сроков давности по истребованию задолженностей. В результате в ДЗ включаются не только те долги, которые вероятно получится вернуть, но и те, которые, скорее всего, придется списать. Поэтому качество дебиторской задолженности обычно оценивают вручную, потом на основе этой оценки отнимают из общей суммы просроченные, сомнительные и безнадежные долги и только после этого считают коэффициент оборачиваемости и/или период оборота.
Оценка качества задолженности
Основные параметры, на основе которых можно структурировать ДЗ, чтобы оценить ее качество — это нормальность/просроченность, «возраст», риски невозврата и срок погашения. По этим признакам она делится на следующие типы.
По отношению к сроку погашения:
Более мелкое деление помогает оценить риски невозврата: чем дольше дебитор задерживает оплату, тем меньше шансов, что он погасит долг. Срок исковой давности по взысканию просроченной задолженности ограничен, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Отсчет начинается с даты, когда организация узнала о неуплате (например, день, следующий за днем платежа по договору.
Если задолженность регулируется договором, в котором не указан срок возврата, то срок давности надо начинать отсчитывать через 30 дней после предъявления требования вернуть долг, и при этом он не должен быть больше 10 лет с момента возникновения долга (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
По вероятности возврата:
По величине срока погашения:
Степень ликвидности также можно оценить не только по формуле, но и с помощью ручной группировки:
Для тех составляющих дебиторской задолженности, которые в силу специфики деятельности предприятия имеют достаточно большой размер, можно создать отдельные строки в балансе, чтобы он показывал более полную картину финансового состояния бизнеса. Также отражение категоризации в отчетности требуется при ведении учета по МСФО.
По умолчанию статья в балансе единая для всей ДЗ («Торговая и прочая дебиторская задолженность»), но или в раскрытии по «дебиторке», или в раскрытии по управлению финансовыми рисками надо разделить финансовую и нефинансовую задолженность (обычно платежи поставщикам за еще не полученный товар)
Как анализировать
Нормы итоговых показателей, полученных на основе скорректированного размера ДЗ варьируются, зависят от отрасли. Чтобы оценить адекватность уровня ликвидности ДЗ и ее размера для конкретной организации, нужно смотреть на них в динамике и сопоставлять с другими показателями этого же предприятия:
Так рост «дебиторки» должен быть связан с ростом сбыта и коррелировать с ростом кредиторской задолженности. Чтобы не возникало кассовых разрывов, ликвидность и объем ДЗ должны быть сопоставимы с ликвидностью и объемом КЗ, и объем «дебиторки» также не должен быть занимать слишком большую долю в текущих активах.
Финансовую эффективность можно оценить, сопоставив прибыль, которую приносит дебиторская задолженность, с суммой, которую организация на ней теряет (из-за инфляции, безнадежных долгов, процентов по кредитам, которые пришлось взять, и т.д.).
Как повысить качество и ликвидность
В целом управление дебиторской задолженностью должно приводить к достижению ее оптимального размера и оптимальной ликвидности, но обычно встречается ситуация, когда стремятся повысить ликвидность, сохранив объем.
Действовать можно по нескольким фронтам:
Как можно работать с рисками
1.Прописать в договоре
2. Создать резервный фонд на сумму сомнительных долгов;
Как получать платежи в срок и возвращать сомнительные долги
Регулярно анализируйте и ранжируйте дебиторов (можно методом ABC-анализа), работайте с долговыми реестрами, ищите причины появления просрочек, признаки добросовестных и недобросовестных контрагентов.
Оперативно меняйте условия работы с контрагентами в зависимости от того, как они соблюдаются условия оплаты: прекращайте кредитовать должников или переходить с ними на вексельную форму расчетов, увеличивайте размер кредита добросовестным плательщикам;
Корректируйте кредитную политику компании, когда это становится необходимым и обновляйте критерии оценки надежности контрагентов, а также инструкции по работе с «дебиторкой».
Как управлять дебиторской задолженностью, чтобы всегда хватало денег
Если не контролировать эти долги и не управлять ими, то у бизнеса возникнут серьезные финансовые проблемы. Компания недополучит деньги и не сможет заплатить по счетам — возникнет постоянная нехватка средств на текущие платежи. А если просрочка по ним превысит три месяца, то кредиторы могут обратиться в суд и начать процедуру банкротства.
Рассмотрим, как проанализировать дебиторскую задолженность и наладить систему управления долгами.
Из этой статьи вы узнаете:
Как разделить дебиторскую задолженность на группы и зачем это делать
Долги разбиваются на категории — у каждой свои особенности и проблемы. Поэтому прежде, чем анализировать дебиторскую задолженность, выделите в ней группы должников.
Самые большие группы — это задолженность покупателей и поставщиков. В первом случае долги возникают из-за того, что вы дали покупателям отсрочку платежа. Дебиторская задолженность поставщиков появляется, если условия договоров предусматривают перечисление авансов в счет будущих поставок.
Общепринятый способ классификации дебиторки — это деление по контрагентам. Такой отчет формируется в любой бухгалтерской программе.
Но кроме разбивки по контрагентам делите дебиторку по срокам погашения. Так вы будете видеть, когда ожидается поступление средств, и сможете планировать свои платежи.
Для этого составьте специальную форму — реестр старения задолженности. Если у вас есть просроченные долги, выделите их, чтобы контролировать работу с проблемными контрагентами.
Другие варианты классификации дебиторки зависят от особенностей бизнеса.
Если у вас много отгрузок, делите задолженность не только по контрагентам, но и внутри каждого контрагента по отдельным договорам и отгрузочным документам. Если вы продаете много разных товаров, то анализируйте дебиторку по товарным группам.
Если ваша продукция продается в разные регионы, разделите задолженность по территориальному признаку. Чтобы оценить работу менеджеров по продажам или закупкам, проанализируйте задолженность по контрагентам, за которых отвечает конкретный специалист.
Например, составьте реестр старения задолженности для клиентов каждого менеджера отдельно, а затем сравните распределение долгов по периодам.
Чем меньше период отсрочки, тем лучше для компании. Поэтому более высокую оценку должен получить менеджер, у которого будет наибольшая доля долгов с самым коротким сроком погашения. В примере это до 30 дней. Поощрите сотрудника и выдайте ему дополнительную премию.
Просроченных долгов в идеале не должно быть совсем, но вы можете установить для них лимит. Например 5% от общей суммы дебиторки по компаниям, за которые отвечает менеджер. Если лимит превышен — уменьшите премиальную часть вознаграждения ответственного сотрудника.
Какие финансовые коэффициенты нужно рассчитать, чтобы оценить эффективность управления задолженностью
Оборачиваемость в днях
Это период, в течение которого контрагенты в среднем гасят долги. Для расчета оборачиваемости дебиторской задолженности (ОДЗ) используйте формулу:
Т — это период времени в днях, за который определяется оборачиваемость, например месяц, квартал или год.
В — выручка за этот период.
СДЗ — средняя дебиторская задолженность за период.
Например, выручка компании за квартал — 50 млн рублей. Средняя дебиторская задолженность за этот же период — 10 млн рублей. Тогда оборачиваемость дебиторской задолженности за квартал будет равна:
ОДЗ = 90 дней / (50 млн рублей / 10 млн рублей) = 18 дней
Это значит, что деньги в среднем поступают в компанию через 18 дней после отгрузки товара.
Не существует норматива оборачиваемости дебиторской задолженности. В идеале ее нужно свести к нулю, т. е. работать полностью по предоплате и не авансировать поставщиков. Тогда деньги сразу можно использовать для закупки следующей партии сырья или товара. Средства будут оборачиваться быстрее, и компания сможет получить больше выручки за период без дополнительных финансовых вложений.
Но на практике работать без дебиторки очень сложно, особенно малому бизнесу. Конкуренция в период экономического спада обостряется — если вы потребуете от покупателя полную предоплату, найдется конкурент, готовый дать отсрочку. Вам придется соглашаться на перенос платежа, чтобы не потерять клиента.
Поэтому стремитесь хотя бы к тому, чтобы показатель оборачиваемости снижался от месяца к месяцу или как минимум не увеличивался.
Отношение дебиторской задолженности к выручке и активам баланса
Эти показатели, как и оборачиваемость, тоже нужно определять ежемесячно. Они должны уменьшаться от месяца к месяцу.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей
Снижая дебиторскую задолженность, не забывайте контролировать кредиторскую, т. е. вашу задолженность перед поставщиками.
В идеале дебиторская задолженность должна быть немного больше кредиторской — в 1,1–1,2 раза. Например, если средняя кредиторская задолженность — 10 млн рублей, то дебиторская за этот же период должна быть равна 11–12 млн рублей.
Также оба вида долгов должны быть сопоставимы по срокам. Составьте реестр старения кредиторки по той же форме, что и рассмотренный выше реестр по дебиторке. В идеале распределение кредиторской задолженности по срокам возврата должно быть примерно таким же, как у дебиторской, — по срокам поступления. Это нужно для того, чтобы вы могли в любой момент погасить долги перед поставщиками за счет дебиторки.
Но если у компании значительные ликвидные (т. е. легко реализуемые) запасы товаров или продукции, то можно и отклониться от этого соотношения. В этом случае вы покроете часть кредиторки за счет средств от продажи запасов.
Анализируйте эти коэффициенты не только в целом по бизнесу, но и по направлениям: регионам, группам товаров, ответственным менеджерам и т. п.
Например, если вы рассчитаете оборачиваемость дебиторки по каждому менеджеру, то оцените, как специалисты работают с долгами. Тех, у кого оборачиваемость минимальна, можно поощрить, а с теми, кто не справляется с должниками, поговорить и выяснить, почему увеличился период отсрочки.
Если вы рассчитаете отношение дебиторской задолженности к выручке по регионам, то увидите, где клиенты готовы работать с минимальной отсрочкой, а где средства будут «замораживаться». Выгодно активнее работать на тех территориях, где отсрочка минимальна и вложенные деньги возвращаются быстрее.
Как проверять контрагентов и управлять дебиторской задолженностью
Проверьте платежеспособность контрагентов
Начинайте управлять дебиторской задолженностью еще до ее появления, т. е. при заключении договоров с новыми контрагентами. Если вы отгружаете товары или оказываете услуги с отсрочкой платежа, то вы как будто выдаете покупателям кредит. Поэтому в идеале каждого контрагента, который претендует на отсрочку, нужно проверять так же, как это делает банк при выдаче кредита.
Запросите у контрагента баланс и рассчитайте основные коэффициенты, которые характеризуют его платежеспособность.
1-й. Коэффициент быстрой ликвидности (КБЛ), который равен отношению денежных средств и дебиторки к краткосрочным обязательствам.
КБЛ = (Деньги + Дебиторка) / (Краткосрочные кредиты + Кредиторка + Прочие долги) = (стр. 1230 + стр. 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550)
2-й. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ). Этот показатель отличается от КБЛ тем, что в числителе формулы к дебиторке и деньгам добавятся запасы.
КТЛ = (Деньги + Дебиторка + Запасы) / (Краткосрочные кредиты + Кредиторка + Прочие долги) = (стр. 1210 + стр. 1230 + стр. 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550)
Норматив для КБЛ — от 0,7 до 1. Это значит, что ваш контрагент должен иметь возможность погасить почти всю текущую задолженность за счет денег и дебиторки. Норматив для КТЛ — от 1,5 до 2,5. Дебиторка, деньги и запасы должны не менее чем в 1,5 раза перекрывать долги компании.
Рассчитайте оба коэффициента в динамике не менее чем за три отчетные даты. Тогда вы поймете, как меняется платежеспособность контрагента и чего можно ожидать в перспективе (без учета форс-мажорных ситуаций).
Продумайте шаги работы с должниками
Первые два пункта выполняет менеджер, который работает с этим контрагентом. Если же обычные напоминания не действуют, то подключайте юриста. В небольших компаниях часто нет штатного юриста, поэтому работой с просрочкой занимается сам руководитель или главбух.
Спишите невзысканные долги
Во всех подобных случаях вы можете списать дебиторскую задолженность на затраты и уменьшить налог на прибыль.
Но если вы работаете на «упрощенке», то уменьшить налог за счет безнадежной дебиторки нельзя. Списание долгов не включено в перечень расходов, которые можно учитывать при расчете УСН (письмо Минфина РФ от 13.11.2007 № 03-11-04/2/274).
Вывод: кратко о том, как работать с дебиторской задолженностью
Чтобы избежать финансовых проблем, регулярно контролируйте и анализируйте свою дебиторскую задолженность. Старайтесь сократить саму дебиторку и период ее оборачиваемости.
Предоставляйте отсрочки платежа только проверенным контрагентам. Если просрочка по оплате все-таки возникла, используйте все средства для взыскания долгов, вплоть до обращения в суд.
Если все средства для взыскания исчерпаны, спишите долг с учетом требований закона. Это даст вам возможность снизить налог на прибыль, если вы работаете не на УСН.
Как контролировать дебиторскую задолженность: методы и инструменты
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны юридических и физических лиц, которые являются его должниками. По сути, она является активом предприятия, поэтому очень важно держать ее под контролем. В противном случае компания неизбежно столкнется с постоянным и неуправляемым ростом задолженности.
Дебиторская задолженность классифицируется:
В зависимости от масштабов деятельности компании могут устанавливать свои собственные классификации дебиторской задолженности.
Как не допустить появления сомнительных и безнадежных долгов
Существует несколько способов предотвращения появления плохих долгов или их минимизации.
1. Предоплата
Если есть риск возникновения проблем с покупателем, лучше заключить с ним договор на условиях предоплаты. Причем предоплата в этом случае должна быть 100 %. Тогда у вас, как у поставщика, не возникнет проблем с долгами.
2. Обеспечение в виде залога, поручительства, банковской гарантии
3. Встречная задолженность (кредиторская)
Когда есть встречная задолженность, можно относительно спокойно отгружать продукцию без предоплаты, без обеспечения и прочих подстраховочных вариантов. Если есть кредиторская задолженность и возникает дебиторская задолженность, всегда возможно перекрыть их путем взаимозачета.
4. Аккредитив
Это довольно экзотический вариант, хотя и незаслуженно забытый. Аккредитив — одна из форм безналичных расчетов, смысл которой заключается в следующем: когда обе стороны договора (допустим, на осуществление поставок) не доверяют друг другу (то есть поставщик не доверяет покупателю, так как боится, что он его не оплатит, а покупатель боится делать предоплату, потому что не уверен, что поставщик отгрузит товар), проблему может решить третья независимая сторона в лице банка (банк-эмитент).
В этом случае банк открывает аккредитив: часть денежных средств расчетного счета покупателя переводятся на специальный счет в этом банке, и покупатель в течение определенного срока не имеет права распоряжаться этими деньгами. Затем банк сообщает поставщику о том, что деньги для него «зарезервированы» на отдельном счете и эти деньги ему будут перечислены, как только он представит документы, подтверждающие отгрузку.
К сожалению, эта услуга не пользуется особой популярностью. Вероятно, потому, что она недешевая. Но с точки зрения финансовой и гражданско-правовой это хороший вариант для предотвращения накопления долгов.
6 методов внутреннего контроля дебиторской задолженности
Сразу нужно сказать, что универсальных методов контроля дебиторской задолженности не существует. Все очень специфично, и многое зависит от деятельности предприятия, его масштаба, сумм, которые проходят, клиентов, рынка, на котором предприятие работает. Приходится учитывать слишком много факторов. Тем не менее можно ориентироваться на несколько важных критериев.
1. Плановый уровень дебиторской задолженности
Максимально допустимый размер дебиторской задолженности определяется расчетным путем. Он выражается в абсолютных величинах и / или в процентах по отношению к выручке.
Речь идет о сумме долгов, которую предприятие может себе позволить без серьезного ущерба для финансово-хозяйственной деятельности. Размер этот лучше устанавливать в твердой сумме, то есть в рублях. Дополнительно можно установить и в проценте от выручки.
2. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам
У компании может быть принят какой-то конкретный срок — 15 или 30 дней, например. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем она работает.
Если речь идет о ключевом или постоянном клиенте, то для него срок может быть длиннее. Ведь он, как правило, делает большие заказы и регулярно выполняет свои обязательства.
Если появляется новый клиент, в котором компания пока еще не уверена, то срок имеет смысл пересмотреть в сторону уменьшения. Проблемному клиенту срок нужно устанавливать либо минимальный, либо вообще настаивать на предоплате.
3. Мотивация сотрудников
Желательно разработать систему, при которой заработная плата сотрудника будет зависеть от срока дебиторской задолженности.
4. Процедура предоставления отсрочки платежа клиентам
Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация.
Можно начать с анализа информации из открытых источников и той информации, которая запрашивается у покупателей. Как давно они работают на рынке? С кем из их контрагентов можно связаться, чтобы получить отзывы? Насколько аккуратно они рассчитываются? Много ценной для анализа информации можно извлечь из сайта компании.
Лучше всего лично посетить офис покупателя. Это позволит сформировать представление о том, насколько рискованно будет работать с ним.
5. Определение параметров оценки предоставленной клиентом информации
В данном случае важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер и динамику кредиторской задолженности, потенциальные финансовые трудности и проблемы с платежеспособностью.
6. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами
Все зависит от масштабов предприятия, но даже на малом предприятии имеет смысл определить, кто и за что отвечает в работе с дебиторской задолженностью, как распределяется ответственность.
С точки зрения логики коммерческий отдел должен отвечать за предоставление отсрочки платежа, осуществлять контроль над текущей дебиторской задолженностью. Участок работы юридического отдела — сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность (личные встречи, переговоры, переписка, претензии, исковое заявление). К бухгалтерии относятся учет, контроль над оформлением и списание дебиторской задолженности.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.
Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности (ДЗ и КЗ)
Сразу оговоримся: финансовый анализ – это всегда некое усреднение и обобщение:
И еще момент: ДЗ и КЗ включают не только остатки по расчетам с покупателями и поставщиками. Там еще находятся работники, учредители, бюджет, внебюджетные фонды и т.д. В статье же сделаем бóльший упор на первых. Под ДЗ и КЗ в рамках данного материала будем понимать, прежде всего, не вообще всю их величину, а ту часть, которая приходится на покупателей/заказчиков, поставщиков/подрядчиков.
Для изучения системы расчетов понадобятся:
На схеме показали, где взять нужные цифры. А еще предлагаем скачать Excel-файл. Введите в отмеченные ячейки исходные данные, и он сам рассчитает показатели из статьи.
Рисунок 1. Финансовый анализ дебиторской и кредиторской задолженности: информационная основа
Этапы анализа предлагаем такие:
Этап 1. Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности
Самый простой способ узнать об особенностях системы расчетов у контрагента – определить удельные веса ДЗ и КЗ в валюте баланса по простым формулам:
де ББ – бухгалтерский баланс.
Норматива для значений нет. Зато есть обычная логика, которая подсказывает: слишком большие величины – это плохо:
От общей структуры в балансе переходим к оценке состава самих долгов. Вспомним, какими они бывают.
Таблица 1. Виды задолженности
Долго- и краткосрочные
· В финансовой отчетности водораздел по сроку проходит на 12 месяцах. Все, что свыше, относится к долгосрочным долгам.
· Заметьте, речь не идет о просрочке. Это значит, что задолженность с договоренностью о погашении через 2 месяца, которую просрочили на 1,5 года, все равно останется краткосрочной.
· В балансе нет специальных строк для долгосрочных ДЗ и КЗ. Те, что показываются во II и V разделах, считаются краткосрочными по умолчанию. Организация должна сама вводить подобные статьи, если у нее есть «долгие» средства в расчетах и обязательства
Текущие и просроченные
· Если ДЗ и КЗ не закрыты в договорной срок, то они становятся просроченными.
· В балансе эти суммы не увидеть. Ищите их в пояснениях. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» рекомендует для них таблицы 5.2 и 5.4. Однако предприятия вправе иначе раскрыть данные значения
Обеспеченные и без обеспечения
· Залог, поручительство и банковская гарантия – то, что формирует обеспечение долга по ГК РФ. А еще по бухгалтерским правилам к ним относятся выданные и полученные векселя. Вероятность погашения обеспеченной задолженности увеличивается, значит, ее качество растет.
· Суммы приводятся в таблице 8 пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах
Сомнительные и безнадежные
· Термины применяются к ДЗ. Логично, ведь в своих долгах сомневаться не будешь, и теряет надежду на их получение кто-то другой.
· Сомнительная – это просроченная и ничем необеспеченная ДЗ. Сюда же причисляется текущая, по которой высока вероятность неполучения средств вовремя. К безнадежной относится с истекшим сроком исковой давности.
· По первой создается резерв по сомнительным долгам. Он минусует ее суммы из балансовой строки. Вторая списывается на прочие расходы. Выходит, в балансе нет ни той, ни другой.
· Приводятся в столбцах таблицы 5.1 пояснений. Сомнительная – там, где величина резерва. Безнадежная – в колонке «Списание на финансовый результат»
Идеальная ситуация – это лишь краткосрочные и текущие долги, да еще с обеспечением. Очевидно, такое бывает крайне редко. Поэтому, чтобы оценить отклонение от идеала и всю сложность ситуации с расчетами на предприятии, считайте долю задолженности:
По итогам первого этапа анализа рассчитываются девять удельных весов. Смотрите перечень на схеме. С их помощью можно значительно продвинуться в понимании характера расчетов внутри исследуемой компании.
Рисунок 2. Показатели первого этапа анализа
Этап 2. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Выражается в одной формуле. Вот такой:
Соотношение КЗ и ДЗ = КЗ / ДЗ ≈ 1,1.
Ее логика проста: хорошо, когда обязательства самой организации больше, чем долги перед ней. В идеале примерно на 10%. Корректный расчет предполагает исключение из числителя и знаменателя просроченных сумм.
Предприятия, работающие по такой схеме, умело пользуются ресурсами контрагентов. Получают от них материальные ценности, работы и услуги и при этом выторговывают отсрочку платежа бóльшую, нежели предоставляют своим покупателям. Обычно это характеристика эффективной системы расчетов потенциального партнера. Правда, эффективной, прежде всего, для него самого.
Этап 3. Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности
На данном этапе предлагаем рассчитать темпы роста для ДЗ и КЗ, а затем сравнить их:
Напомним, как рассчитывается темп роста:
Рассмотрим, о чем расскажут полученные цифры.
Тр ДЗ и КЗ. Здесь работает та же логика, что на предыдущем этапе. Если в числе долгов нет просроченных, то превалирующий рост кредиторки по сравнению с дебиторкой – положительная характеристика.
Тр ДЗ, активов и выручки. Выше уже отмечали: дебиторская задолженность в активах – неотъемлемый, но не самый желательный элемент. Поэтому если ее прирост обгоняет увеличение имущества, то доля отсроченных (иначе – выведенных из оборота) средств растет.
Чтобы понять возможные причины ситуации, сравните также Тр для ДЗ и выручки. Когда они примерно равны, то увеличение/уменьшение долгов дебиторов связано с ростом/снижением продаж компании. Если же дебиторка существенно обгоняет выручку, значит, дело в изменении схемы расчетов с контрагентами. Организация стала предоставлять отсрочку покупателям/заказчикам на более долгий период. Ну или еще вариант: увеличились объемы выданных авансов поставщикам и подрядчикам. Они ведь тоже находятся в ДЗ.
Тр КЗ, пассивов и неденежных расходов. Про оптимальное соотношение кредиторки и пассива определенно не скажешь. С одной стороны, ее превышающий рост по сравнению с источниками говорит, что оборот предприятия увеличивается за счет средств чужого бизнеса. Это хорошо. С другой, возникает вопрос: а точно ли это не начало будущего краха – невозможности разобраться с целой горой долгов и последующее банкротство?
Поэтому дополнительно обращайте внимание на долю просроченной задолженности. Если ее изменение согласуется с динамикой общей суммы КЗ, то, по сути, ситуация остается подконтрольной. Это так даже при значимом росте кредиторки.
А еще сравнивайте темпы роста КЗ и неденежных расходов, чтобы понять, менялось ли что-то в расчетах с поставщиками и подрядчиками. Здесь появляется вопрос: почему неденежных? Потому что в расходах значимую часть может занимать амортизация. За нее не надо никому платить. Исключите ее из вычислений, и сравнение станет корректнее.
Логика сопоставления цифр остается такой же, как для Тр ДЗ и выручки. Если темпы роста КЗ и неденежных расходов примерно равны, значит, существенных изменений не было. Отсрочка от поставщиков предоставляется в том же объеме. Если расходы обгоняют, то контрагенты стали менее лояльными и сократили период для постоплаты.
Как использовать информацию данного этапа при выборе потенциального партнера? Возможные выводы смотрите в таблице.
Таблица 2. Выводы о контрагенте по динамике ДЗ и КЗ
Значительный рост ДЗ
У возможного партнера могут начаться проблемы с деньгами. Это так называемая техническая неплатежеспособность, когда организации много кто должен, но на данный момент денег для оплаты своих счетов нет
Организация, вероятнее всего, предоставляет отсрочку платежа покупателям. Можно попробовать выторговать выгодные условия оплаты по факту поставки
Значительный рост КЗ
Полная аналогия написанного выше. Только причина ситуации иная. Обязательства предприятия уже велики. Ваша компания в очереди кредиторов, ожидающих оплату, будет явно не первой. Сумеют ли с вами рассчитаться вовремя?
Большая кредиторка поставщика, как кажется, не играет роли для покупателя. Однако косвенная связь есть. Вполне возможна такая последовательность событий:
· непокрытый долг потенциального контрагента сформировался перед его основным поставщиком материалов;
· эта организация приостанавливает дальнейшую отгрузку;
· ваш поставщик прекращает производственный процесс из-за отсутствия материалов;
· вы не получаете товары, работы или услуги вовремя
Этап 4. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
Оборачиваемость оценивается двумя видами показателей:
Их формулы связаны между собой. Расчет одного значения поможет легко получить на его основе другое. Рассмотрим по отдельности для ДЗ и КЗ.
Оборачиваемость ДЗ. Дебиторка обычно формируется в результате реализации*. Это, по сути, неоплаченный покупательскими деньгами доход продавца. Чтобы понять, сколько раз за год обернется каждый рубль средств в расчетах, разделите выручку на ДЗ. Формула такая:
где ОФР – отчет о финансовых результатах;
н.п. – начало периода;
Примечание: *говоря о том, что ДЗ формируется при реализации, переходим в упрощенно-условную плоскость финансового анализа, о которой писали в начале статьи. Причина: если поставщику перечислить аванс, то тоже сформируется дебиторка. Но не в результате продажи, а из-за покупки.
Заметьте: в знаменателе формулы используется средняя величина долгов дебиторов за период. Это так, потому что ДЗ приводится в ББ, который составляется на дату. А выручка находится в ОФР, формируемом за период. Для корректной состыковки моментальной и периодической величин ДЗ усредняют, превращая в некий аналог значения за год.
Чтобы посчитать продолжительность одного оборота, разделите количество дней в периоде на количество оборотов. Будет так:
О чем расскажут полученные цифры в отношении контрагента? О примерной продолжительности срока, по истечении которого закрываются долги перед ним. Какое отношение это имеет к вашему предприятию? Большое. Если средний период поступления денег на счета свыше, например, полугода, то резонны вопросы:
Оборачиваемость КЗ. Здесь все по аналогии с дебиторкой. Только вместо выручки используются расходы. Причина состоит в допущении: кредиторская задолженность появляется в связи с формированием затрат или расходов. По большей части это справедливо. Исключение: КЗ в результате полученных от покупателей авансов. Но здесь опять исходим из присущих анализу условностей.
И еще момент: какие расходы включать в расчет? Есть несколько вариантов:
Любой из способов имеет право на существование. Мы остановимся на синтезе второго и третьего вариантов. В итоге расчетный алгоритм для оборачиваемости кредиторки окажется таким:
Для самогó потенциального партнера малое количество оборотов кредиторки за год и длительный период в днях выгодны. С точки зрения вашего предприятия – не очень. Почему? Потому что такая организация:
Как узнать о наличии просроченной задолженности у клиентов в «1С:ERP Управление предприятием»
Наличие или отсутствие просроченной задолженности — важный критерий оценки соблюдения клиентами платежной дисциплины. В «1С:ERP Управление предприятием» есть специальный отчет, который показывает информацию о просроченной задолженности «Платежная дисциплина клиентов». Он покажет список клиентов с указанием суммы просроченной задолженности. При необходимости можно расшифровать сумму задолженности.
Подрбнее о возможностях «1С:ERP Управление предприятием» смотрите здесь >>
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере
Давайте применим теорию на практике. Воспользуемся финансовой отчетностью ПАО «Синарский трубный завод» (ПАО «СинТЗ») за 2019 год. Пройдемся по всем четырем этапам. В таблице 3 смотрите расчеты для первого.
Таблица 3. Анализ структуры ДЗ и КЗ