Уважение к старшим что это
Что такое уважение – как проявляется уважение к самому себе, старшим, в семье, коллективе?
Что такое уважение – у каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. В уважении нуждаются как младенцы, так и люди почтенного возраста, эта базовая потребность дает человеку ощущение нужности и значимости себя в своей семье, профессии, социуме.
Что такое уважение – определение
Признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека, – вот что значит уважение. Поступки достойные уважения влияют на социум и всегда поощряются, создавая положительную репутацию. Уважение к себе и другим начинается в семье, поэтому важно взращивать это чувство с самого раннего возраста, от этого зависит гармоничное развитие личности.
Как проявляется уважение?
Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:
Что такое уважение к старшим?
Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:
Что такое уважение в отношениях?
Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:
Что такое уважение к природе?
Что такое уважение к природе:
Что такое уважение к труду?
Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд. Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными.
Что такое уважение к родителям?
Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».
Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:
Как добиться уважения?
Уважение – понятие обоюдное: без признания и уважения других, нельзя рассчитывать на уважение в свою сторону. Каждого человека, есть за что уважать, но не все это понимают. Как добиться уважения в коллективе:
Уважение к самому себе
Потребность в уважении одна из самых важных базовых потребностей, так человек идентифицирует себя: «Я есть!», «Я значим!». Уважение к себе формируется к себе и входит в «Я-концепцию» личности, которая формируется на основе оценки человека значимыми людьми, далее в общественных институтах. Что такое уважение к себе – здесь нет какого-то одного характерного параметра, это все составляющие чувства собственного достоинства:
Уважение в семье
Что такое взаимопонимание и уважение в семье? Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, в свое время сказал, что уважение – это сосуд, форма, а любовь – то, что наполняет этот сосуд, если нет уважения в семье, о любви не может быть и речи. Уважение к мужчине как к главе рода всегда было традицией у многих народов, дети воспитываясь в такой семье видели значимость и авторитетность. Для сыновей видеть отношение матери к их отцу, основанное на уважении. Мужчина, делающий свой выбор супруги также должен понимать, что если нет уважения к жене, то это неуважение к себе.
Что значит проявлять любовь и уважение супругов друг к другу:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Консультация для педагогов «Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания»
Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания.
Особого внимания, заслуживает такая осетинская традиция, как уважение к старшим. Осетинский народ гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека. Уважая старшего, выражая тем самым свое отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших. В семейном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социально-психологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности. Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие) обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни.
Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во взаимоотношениях. Это проявляется во всех аспектах вербального и невербального коммуникативного поведения и ритуалах знакомства, обращениях и приветствиях, в правилах приема и проводов гостей, в порядке рассаживания гостей за трапезой, ведения беседы, разговора, в жестах, позах и т. д.
Зачатки воспитания доброго, почтительного отношения к взрослым людям в осетинских семьях закладываются с раннего детства. Искусству уважения дети учатся на примере своих родителей, которые при встречах с родственниками и другими людьми здороваются и желают долгой жизни. Вместе с тем детей убеждают, что непослушание взрослым является актом наказуемым и не только со стороны родителей, но и со стороны Бога. Таким образом, в культ возводится и религиозный аспект, который многократно усиливает силу воздействия воспитательных приемов, нацеленных на формирование чуткого отношения к родителям, старшим. Дети приучаются к этому с детства на конкретных примерах из жизни народа. Так, честью считается для молодого замедлить свой ход навстречу старому человеку, чтоб уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение, внимание.
Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявить скромность; хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета. Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим, готовность выполнить любое его поручение. Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, жевать и т. д. У чеченцев считается позором, если дети оставляют на произвол судьбы отца, мать.
Нравственные нормы жизни народа находят свое отражение в речи людей при их общении друг с другом. Отношения между людьми неодинаковы; есть отношения равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, недружеские и т. п. Манера разговора, учтивая и спокойная, желание не унизить и не обидеть собеседника.
Младший, приветствуя старшего, обязательно должен встать, уступая свое место, и не садиться до тех пор, пока старший не сядет или не пригласит сесть. Также младшим воспрещается окликать старшего.Пословица гласит: «Старшего не окликают, а идут к нему», или «Тот, кто окликает тебя, тот старше».
Следует отметить, что у осетин быть старшим — не только право, но и обязанность, потому что существуют обязанности старших перед младшими. Сила этой нравственной традиции еще и в том, что она побуждает самих воспитателей к постоянному самовоспитанию. Она обязывает старших всегда быть достойными уважения, быть внимательными, заставляет проявлять заботу о детях, не допускать по отношению к ним грубости, неуместных слов, соблюдать педагогический такт в общении, стараться всегда поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания, делать все, чтобы укрепить семейные узы. Уважение, почет и послушание младших требует от старших постоянного самоконтроля в словах и делах, они служат для детей как бы наглядной иллюстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.
Уважение к старшим внедряется в сознание осетин как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа.Отсюда целый ряд пословиц-наставлений типа: «Старшего почитай — сам станешь почитаемым», «К старшему прислушивающийся в делах преуспевает», «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», «Не стремись к почетному месту — если ты его заслужишь, оно тебе достанется».
Свидетельством того, что указанная традиция действительно соблюдается осетинами в настоящее время.
Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.
Приобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.
Фото-отчет о проведении месячника «Национальной культуры» (Старшая группа) С 1 по 30 марта в нашем детском саду проходил месячник «Мордовской народной культуры»В рамках месячника был разработан план-мероприятий.
Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.
Консультация для родителей «Как привить ребенку уважение к старшим» Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. Белинский В. Г. Воспитание детей одно из самых сложных и благородных.
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.
Отчет о работе по месячнику национальной культуры В марте месяце 2019 года Администрация г/о Саранск Департамент по социальной политике управление образования объявили о месячнике национальной.
Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.
Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.
Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.
Беседа «Об уважительном отношении к старшим»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект беседы на тему «Уважай старших»
Цель: продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.
· дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим;
· развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать, как надо поступать в том или ином случае;
· воспитывать заботу, любовь, уважение к людям старшего возраста.
Оборудование: мультимедийный проектор, видео- аудио источники, выставка книг, карточки с речевыми ситуациями, тематические иллюстрации.
1. Организационный момент.
( выполнение задания детьми).
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.
( на экране видеоряд правильных действий по отношению к старшим в общественных местах, транспорте, учреждениях культуры, на улице, в домашней обстановке)
2. Основной ход беседы.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —
Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок.
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!
— Как вы думаете, о чем это стихотворение?( ответы детей)
-Правильно ли вел себя мальчик?
Педагог : Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.
Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (ответы детей) Правильно. Здороваться со старшими, уступить место, дорогу, помочь в чем-либо и т. д.
Ответ. Остановиться, поздороваться первым.
Ответ: Пропустить вперед. Если вы спешите, не толкаясь обойти стороной.
Вопрос. Нужно ли оказывать знаки внимания старшим в транспорте?
Ответ: Нужно. Необходимо уступать места в транспорте людям старшего возраста, женщинам, инвалидам.
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
Ответ. Нужно встать, предложить стул, а самому садиться только после приглашения.
Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? (Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)
(Добиться соответствующего ответа направленного на оказание помощи.)
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.
Знаете ли вы, что замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создал такой удивительный кодекс, включающий
10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»:
1. нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;
2. нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
3. нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;
4. нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
5. нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье. Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;
6. нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;
7. нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;
8. нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
9. нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;
10. нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя.
3. Заключение. Рефлексия.
Педагог: Сегодня, в канун праздника «Дня пожилого человека» мы затронули актуальную тему уважения старости. И правила, с которыми вас сегодня познакомила, необходимо соблюдать ежедневно, да, для кого-то это будет нелегко.
Можете ли вы привести примеры из жизни своих друзей или из художественной литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта?
— Интересна ли вам была предложенная тема беседы?
— Что нового вы узнали?
-Пересмотрите ли вы свое поведение и отношение к старшим?
— Сумеете ли вы вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям? ( ответы детей)
— Давайте посмотрим на наше солнышко, и поменяем его лучи, с условием, если ваше настроение поменялось, то вы крепите полоски соответствующего цвета. ( работа детей) Наше солнце улыбается и машет нам желто-золотистыми лучами!
Спасибо за внимание.
Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка»
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.
— Старый человек, куда ж ей деться?
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
— Самовар поспел, вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку.
Подходила к Борьке:
— Вставай, батюшка мой, в школу пора.
Борька прятал голову под одеяло:
— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.
— Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шапку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:
Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.
В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала:
— Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,-хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа зацветает.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.
— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
— Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.
Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.
— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.
— Она старенькая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец, взгреет!
Товарищ покачал головой:
— Чудно! Теперь старых все уважают.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
А родителям говорил:
— Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
И разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать.
Бабка мягко улыбаясь, качала головой:
Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:
— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам!
— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, еще ослепнешь!
Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.
— Да вот выросла, что поделаешь!
Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.
— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно читать.
— Как это? Маршрут, что ли?
— Как бабушка относилась ко всем в доме?
— Что она делала для отца Бори?
— Что она делала по хозяйству?
— Что она делала для Бори?
— Какой же была бабушка?
— Как можно о ней сказать?
— Чему она учила Борю?
— Как же к ней относился Боря?
— Чему научил товарищ Борьку?
— Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.
Молодой работает, старый ум дает.
Не смейся над старым: и сам будешь стар.
Без старых не проживешь.
Не стучи: сидит дед на печи.
Учат добру не дураки, а старики.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.