Ууд школа что это

Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД

Ууд школа что это

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Понятие «универсальные учебные действия»

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

Виды УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Логические универсальные действия:

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.

Источник

Универсальные учебные действия

Ууд школа что этоСегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Источник

Что такое УУД? Версия для родителей

Ууд школа что это

Доброго времени суток, дорогие читатели! Рада видеть вас на страницах блога.

Сегодня хочу поговорить с вами об УУД. Знакомая аббревиатура? Думаю, что не всем. Поэтому расшифровываю. Универсальные учебные действия. Это то, чему стараются научить наших ребятишек педагоги, наряду с чтением, письмом, счетом. Эти самые УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведется обучение детей в младших классах. Поэтому нам, родителям, нужно знать, что такое УУД в начальной школе.

Разговор предлагаю вести простыми словами, без замороченных педагогических выкрутасов.

Что это такое?

Ууд школа что это

Еще раз привожу расшифровку. УУД — универсальные учебные действия. Получается, что это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. А почему универсальные? Ну, видимо, потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.

Наши действия всегда на что-нибудь да направлены. То есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то.

Если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т.д. Если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.

А на что же, судя по ФГОС, направлены универсальные учебные действия? О, друзья, здесь не все так просто. Для того, чтобы определить их направленность, нужно для начала разобраться с их структурой.

Структура УУД

Ууд школа что это

Дело в том, что все УУД можно разделить на четыре группы:

Ну вот, разделили. Теперь давайте разберемся с каждой из этих групп.

Регулятивные

Ууд школа что это

Это от слова регулировать. Направлены на то, чтобы ученики начальных классов научились регулировать себя, свое время, свои энергозатраты. Чтобы все шло так, как нужно им, а не по какому-то неизвестному и непредсказуемому сценарию.

Школьников учат выполнять следующие универсальные действия регулятивного характера:

Легче все это понять на примере.

Мальчик Вася готовится к экзаменам.

Какие же действия необходимо выполнить Васе, чтобы сдать экзамен на пятерку?

Согласитесь, такой подход к решению проблем мы применяем каждый день обычной жизни. Так что и нашим дорогим маленьким школьникам не помешает эти УУД сформировать.

Личностные

Ууд школа что это

Я бы назвала их не действиями, а скорее способностями. Школьник учится:

Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учат осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.

Как же этому учат? Ну во-первых, через вечные и добрые произведения поэтов и писателей на уроках литературного чтения. Уроки музыки, изобразительного искусства, технологии, так же способствуют развитию данного вида УУД.

А, во-вторых, в начальной школе вводятся новые предметы. Например, такие как «Правила питания», где речь идет о здоровом образе жизни. И «Основы религиозной культуры и светской этики».

Ууд школа что это

Ну а узнать и понять лучше самого себя школьнику помогает портфолио. Личный документ ученика, в котором отражаются его успехи, достижения, взгляды на мир, цели, ценности и др.

Познавательные

Эти учебные действия направлены на получение новых знаний. Основаны на врожденной любознательности любого ребенка. В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала. Кстати, развитие любознательности является неотъемлемой частью психологической подготовки ребенка к школе.

Ууд школа что это

Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»! Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как:

Как вы думаете, почему в современной школе дети так много занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью? Именно для того, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах пригодится, и в старших, и ВУЗе тоже. Так что не стоит расстраиваться по поводу того, что на дом все время проекты задают делать.

Коммуникативные

Ууд школа что это

Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:

Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.

Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.

Может, тогда было бы меньше на нашей земле войн, и конфликтов.

А в семьях — ссор и скандалов.

Было бы меньше несчастных людей.

Согласны? Поделитесь своим мнением в комментариях к статье.

И еще один вопрос. А что ответил бы ваш ребенок, если бы вы спросили у него: «Что такое УУД?» Оказывается вариантов может быть много) Смотрите видео!

Друзья, желаю вашим деткам легко и просто овладеть всем, что готова дать им начальная школа.

Источник

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС

Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

Литературное чтение

нравственно-этическая ориентация

нравственно-этическая ориентация

Познавательные
общеучебные.

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

Моделирование и отображение объекта преобразования
в форме моделей

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение:
монологические высказывания разного типа.

Что такое религия?Что я хочу узнать о религии древних греков?Что нового я узнал на уроке?

жизненное
самоопределение

Познавательные логические.

Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
– коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
– познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
– регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
– личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении [6].

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.

Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).

3. Практическая деятельность обучающихся.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.

5. Коррекция деятельности.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

6. Оценивание обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.

Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

8. Домашнее задание.

Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.

1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
2. Планирование. Работа с картой урока.
3. Практическая деятельность обучающихся.

а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные линеечки” – автор Г.А. Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям.

5. Коррекция деятельности.

а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.

6. Оценивание обучающихся.

а ) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А. Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям, определенным заранее.

7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:

а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.

8. Домашнее задание.

а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.

Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.

Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.

Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. [3]

Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий [2].

Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:

определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;

отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;

сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий;

делать выводы на основе обобщения знаний;

представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:

самостоятельно формулировать цель деятельности;

составлять план действий;

действовать по плану;

сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;

проверять и оценивать результаты работы.

Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:

вычитывать информацию, данную в явном виде;

объяснять смысл слов и словосочетаний;

вычитывать информацию, данную в неявном виде;

понимать смысл текста в целом (главную мысль);

истолковывать текст (через творческий пересказ).

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:

оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;

объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;

определять важные для себя и окружающих правила поведения;

выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;

отделять оценку поступка от оценки самого человека;

определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.

Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.

В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения [1]. Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. – М.. 2011

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М., 1985

Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012

Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – Академкнига, 2010

Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *