Утверждение что каждый вид занимает определенную экологическую нишу раскрывает суть
Экологическая ниша: что это такое, примеры
Содержание:
Экологическая ниша — важнейшее понятие в современной экологии и биологии. Первоначально некоторые исследователи отождествляли его с термином «местообитание». В современной науке четко определено, чем отличаются понятия местообитание и экологическая ниша. Первое — это положение организма в сообществе, второе — среда обитания вида или популяции.
Что такое экологическая ниша
Слово «ниша» в переводе с французского означает «гнездо». Термин ввёл в науку Р. Джонсон в самом начале XX века. Эколог Дж. Гриннел в 1917 году писал, что экологическая ниша — это комплекс адаптаций вида к условиям существования, определённому местообитанию.
Рассмотрим различия двух на первый взгляд похожих терминов. Местообитание — это всё многообразие абиотических и биотических условий, в которых обитает организм или популяция. Другими словами, это среда обитания особи или группы особей одного вида, которая характеризуется определёнными климатическими показателями, рельефом. Местообитание обеспечивает весь цикл развития особи или вида в целом, это место, где организм живёт, где его следует искать — «адрес» вида.
Экологическая ниша организмов определяется в основном трофическими и пространственными взаимоотношениями. К ним относятся состав и способ добывания пищи, кормовое поведение. Вид приобретает в экосистеме определённую пищевую специализацию. Следовательно, экологическая ниша — это в экологии функциональная роль, положение, занимаемое видом в экосистеме, его «профессия» в сообществе.
Дадим научное определение, что такое экологическая ниша, что характерно для этого понятия. Экологической нишей называется функциональное место вида в экосистеме, зависящее от биологических характеристик вида и совокупности факторов внешней среды, к которым он приспособился.
Для описания экологической ниши важны следующие характеристики:
Таким образом, местообитание — «адрес», а экологическая ниша — своего рода «профессия» вида. Оба понятия взаимосвязаны. Виды приспосабливаются к определённому набору жизненных условий, что необходимо для длительного существования в экосистеме. Если вид по какой-то причине исчезает из сообщества, то его ниша освобождается и может быть занята другой популяцией.
Примеры
Разные виды в природе могут обитать на одной территории. Это возможно только в том случае, когда отличаются экологические ниши. Примеры: в лесу деревья, кустарники и травы размещаются в несколько ярусов. Растения имеют разную высоту, не препятствуют фотосинтезу и дыханию, потому что не затеняют друг друга полностью. Корни располагаются в разных горизонтах почвы, где есть возможность всасывать воду.
Различные виды могут занимать сходные экологические ниши. Например, в саваннах и редколесьях Австралии обитает кенгуру, в такой же природной зоне Африки — зебра. Эти систематически далёкие друг от друга виды животных питаются сходной по составу пищей.
Однако есть такие животные, которые конкурируют за одну и ту же экологическую нишу. Они не могут одновременно существовать на одной и той же территории. Пример: при совместном обитании серой и чёрной крыс популяция первой спустя некоторое время полностью вытесняет популяцию второй.
Выживаемость вида повышается, если разные поколения способны занимать неодинаковые экологические ниши. Примеры таких приспособлений — имаго и личиночные стадии насекомых. Бабочки высасывают нектар из цветков, гусеницы поедают зелёные части растений. Так, личинки капустной белянки питаются листьями крестоцветных, имаго — нектаром луговых цветов.
Гриннеллианская ниша определяется место обитания в котором обитает вид и сопровождающие его поведенческие адаптации. Эльтонская ниша подчеркивает, что вид не только растет в среде и реагирует на нее, но также может изменять среду и свое поведение по мере роста. Хатчинсоновская ниша использует математику и статистику, чтобы попытаться объяснить, как виды сосуществуют в пределах данного сообщества.
Большинство видов существует в стандартной экологической нише, разделяя поведение, адаптации и функциональные черты похож на другие близкородственные виды в пределах того же широкого таксономический класс, но бывают исключения. Ярким примером нестандартного вида, заполняющего нишу, является нелетающий, наземный киви птица Новой Зеландии, которая питается червями и другими наземными существами и живет в нише, похожей на млекопитающих. Биогеография острова может помочь объяснить островные виды и связанные с ними незаполненные ниши.
Содержание
Гриннеллианская ниша
Экологическое значение ниши происходит от значения ниши как ниши в стене для статуи, [7] который, вероятно, происходит от Среднефранцузский слово ничер, смысл гнездиться. [8] [7] Термин был придуман натуралистом Розуэлл Хилл Джонсон [9] но Джозеф Гриннелл вероятно, был первым, кто использовал его в исследовательской программе в 1917 году в своей статье «Нишевые отношения калифорнийского трэшера». [10] [1]
Элтонская ниша
В 1927 г. Чарльз Сазерленд Элтон, а Британский эколог, определил нишу следующим образом: «« Ниша »животного означает его место в биотической среде, его отношение к еде и врагам.» [12]
Элтон классифицировал ниши по собирательство виды деятельности («пищевые привычки»): [13]
Концептуально элтонская ниша вводит идею вида ответ к и влияет на окружение. В отличие от других нишевых концепций, он подчеркивает, что вид не только растет в окружающей среде и реагирует на нее на основе доступных ресурсов, хищников и климатических условий, но также меняет доступность и поведение этих факторов по мере роста. В крайнем случае, бобры требуют определенных ресурсов для выживания и воспроизводства, а также для строительства плотин, изменяющих поток воды в реке, где живет бобр. Таким образом, бобр влияет на биотические и абиотические условия других видов, обитающих в водоразделе и вблизи него. [14] В более тонком случае, конкуренты, потребляющие ресурсы с разной скоростью, могут привести к циклам плотности ресурсов, разным для разных видов. [15] Не только виды растут по-разному в зависимости от плотности ресурсов, но и рост их собственного населения может влиять на плотность ресурсов с течением времени.
Хатчинсонская ниша
Концепция ниши была популяризирована зоологом. Дж. Эвелин Хатчинсон в 1957 г. [16] Хатчинсон задался вопросом, почему существует так много типов организмов в одной среде обитания. Его работа вдохновила многих других на разработку моделей, объясняющих, сколько и как подобных сосуществующих видов может быть в пределах данного сообщества, и привела к концепции ‘ширина ниши’ (разнообразие ресурсов или сред обитания, используемых данным видом), ‘разделение ниши’ (дифференциация ресурсов по сосуществующим видам) и «нишевое перекрытие» (совпадение использования ресурсов разными видами). [17]
Статистика была введена в нишу Хатчинсона Роберт Макартур и Ричард Левинс использование ниши «использования ресурсов» с использованием гистограмм для описания «частоты появления» как функции координаты Хатчинсона. [2] [18] Так, например, Гауссовский может описывать частоту, с которой вид поедает добычу определенного размера, давая более подробное описание ниши, чем просто указание некоторого медианного или среднего размера жертвы. Для такого колоколообразного распределения должность, ширина и форма ниши соответствуют значить, среднеквадратичное отклонение и собственно само распространение. [19] Одно из преимуществ использования статистики проиллюстрировано на рисунке, где ясно, что для более узких распределений (вверху) нет конкуренции за добычу между крайними левыми и крайними правыми видами, в то время как для более широкого распределения (внизу) перекрытие ниш указывает на конкуренция может происходить между всеми видами. Подход, основанный на использовании ресурсов, состоит в том, чтобы постулировать, что не только конкуренция мочь происходят, но также, что это делает возникают, и это совпадение в использовании ресурсов напрямую позволяет оценить коэффициенты конкуренции. [20] Этот постулат, однако, может быть ошибочным, поскольку он игнорирует воздействия, которые ресурсы каждой категории оказывают на организм, и воздействия, которые организм оказывает на ресурсы каждой категории. Например, ресурс в области перекрытия может быть неограничивающим, и в этом случае конкуренция за этот ресурс отсутствует, несмотря на перекрытие ниш. [1] [17] [20]
Организм, свободный от вмешательства со стороны других видов, мог бы использовать весь спектр условий (биотических и абиотических) и ресурсов, в которых он мог бы выживать и воспроизводиться, что называется его фундаментальная ниша. [21] Однако в результате давления со стороны других организмов и взаимодействия с ними (то есть межвидовой конкуренции) виды обычно вынуждены занимать более узкую нишу, чем эта, и к которой они, в основном, сильно привязаны. адаптированный; это называется реализованная ниша. [21] Хатчинсон использовал идею конкуренции за ресурсы в качестве основного механизма, определяющего экологию, но чрезмерный упор на эту направленность оказался препятствием для концепции ниши. [17] В частности, чрезмерный упор на зависимость вида от ресурсов привел к тому, что слишком мало внимания уделялось влиянию организмов на окружающую среду, например, колонизации и вторжениям. [17]
Термин «адаптивная зона» был придуман палеонтологом. Джордж Гейлорд Симпсон чтобы объяснить, как популяция может перепрыгивать из одной ниши в другую, которая ей подходит, переходить в «адаптивную зону», доступную в результате некоторой модификации или, возможно, изменения пищевая цепочка, что сделало адаптивную зону доступной для него без прерывания образа жизни, потому что группа была «предварительно адаптирована» к новым экологическим возможностям. [22]
Как только ниша остается вакантной, ее могут занять другие организмы. Например, ниша, оставшаяся вакантной после исчезновения тарпан был заполнен другими животными (в частности, небольшая порода лошадей, Коник). Кроме того, когда растения и животные вводятся в новую среду, они могут занять или вторгнуться в нишу или ниши местных организмов, часто опережая местные виды. Представление о неместные виды неродным среда обитания людьми часто приводит к биологическому загрязнению экзотическими или инвазивные виды.
Параметры
Различные размеры, или оси сюжета, ниши представляют разные биотический и абиотический переменные. Эти факторы могут включать описания состояния организма. история жизни, место обитания, трофическая позиция (место в пищевая цепочка) и географический диапазон. Согласно принцип конкурентного исключения, никакие два вида не могут долгое время занимать одну и ту же нишу в одной и той же среде. Параметры реализованной ниши описываются реализованная ширина ниши этого вида. [23] Некоторые растения и животные, называемые специалисты, нуждаются в определенных средах обитания и окружении, чтобы выжить, например пятнистая сова, который обитает именно в старовозрастных лесах. Другие растения и животные, называемые универсальными, не столь специфичны и могут выжить в различных условиях, например одуванчик. [27]
Экологическая ниша
Экологическая ниша — это совокупность факторов среды, в пределах которых обитает тот или иной вид организмов, его место в природе, в пределах которого данный вид может существовать неограниченно долго.
Так как при определении экологической ниши следует учитывать большое число факторов, то место вида в природе, описываемое этими факторами, представляет собой многомерное пространство. Такой подход позволил американскому экологу Г. Хатчинсону дать следующее определение экологической ниши: это часть воображаемого многомерного пространства, отдельные измерения которого (векторы) соответствуют факторам, необходимым для нормального существования вида. При этом Хатчинсон выделял нишу фундаментальную, которую может занять популяция при отсутствии конкуренции (она определяется физиологическими особенностями организмов), и нишу реализованную, т.е. часть фундаментальной ниши, в пределах которой вид реально встречается в природе и которую он занимает при наличии конкуренции с прочими видами. Понятно, что реализованная ниша, как правило, всегда меньше фундаментальной.
Некоторые экологи подчеркивают, что в пределах своей экологической ниши организмы должны не только встречаться, но и быть способными к воспроизводству. Поскольку существует видовая специфичность к любому экологическому фактору, постольку и экологические ниши видов специфичны. Каждый вид имеет свою, свойственную ему экологическую нишу.
Большинство видов растений и животных могут существовать только в специальных нишах, в которых поддерживаются определенные физико-химические факторы, температура и источники питания. После того как в Китае, например, началось уничтожение бамбука, панда, чей рацион на 99 % состоит из этого растения, оказалась на грани вымирания.
Виды с общими нишами могут легко приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания, поэтому опасность их вымирания невысока. Типичные представители видов с общими нишами — мыши, тараканы, мухи, крысы и люди.
Закон конкурентного исключения Г. Гаузе для близких по экологии видов в свете учения об экологической нише может быть сформулирован таким образом: два вида не могут занимать одну и ту же экологическую нишу. Выход из конкуренции достигается расхождением требований к среде или, другими словами, разграничением экологических ниш видов.
Конкурирующие виды, обитающие совместно, для ослабления конкуренции часто «разделяют» имеющиеся ресурсы. Типичный пример — деление на животных, активных днем, и проявляющих свою активность ночью. Летучие мыши (каждое четвертое в мире млекопитающее принадлежит к этому подотряду рукокрылых) делят воздушное пространство с другими охотниками на насекомых — птицами, используя смену дня и ночи. Правда, у летучих мышей есть несколько относительно слабых конкурентов, таких как совы и козодои, которые также активны ночью.
Похожее разделение экологических ниш на дневную и ночную «смены» наблюдается у растений. Одни растения распускают цветки днем (большинство дикорастущих видов), другие — ночью (любка двулистная, душистый табак). При этом ночные виды испускают еще и привлекающий опылителей запах.
Экологические амплитуды некоторых видов бывают очень малы. Так, в тропической Африке один из видов червей живет под веками гиппопотама и питается исключительно слезами этого животного. Более узкую экологическую нишу трудно себе представить.
Концепция экологической ниши вида
Положение вида, которое он занимает в обшей системе биоценоза, включая комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды, называют экологической нишей вида.
Концепция экологической ниши оказалась очень плодотворной для понимания законов совместной жизни видов. Понятие «экологическая ниша» следует отличать от понятия «местообитание». В последнем случае подразумевается та часть пространства, которая заселена видом и которая обладает необходимыми абиотическими условиями для его существования.
Экологическая ниша вида зависит не только от абиотических условий среды, но и в не меньшей мере от его биоценотического окружения. Это характеристика того образа жизни, который вид может вести в данном сообществе. Сколько на Земле видов живых организмов — столько же и экологических ниш.
Правило конкурентного исключения может быть выражено таким образом, что два вида не уживаются в одной экологической нише. Выход из конкуренции достигается благодаря расхождению требований к среде, изменению образа жизни, что является разграничением экологических ниш видов. В этом случае они приобретают способность сосуществовать в одном биоценозе.
Разделение совместно живущими видами экологических ниш с частичным их перекрыванием — один из механизмов устойчивости природных биоценозов. Если какой-либо из видов резко снижает свою численность или выпадает из состава сообщества, его роль берут на себя другие.
Экологические ниши растений, на первый взгляд, менее разнообразны, чем животных. Они четко очерчены у видов, различающихся по питанию. В онтогенезе растения, как и многие животные, меняют экологическую нишу. С возрастом они более интенсивно используют и преобразуют среду.
У растений имеет место перекрывание экологических ниш. Оно усиливается в отдельные периоды при ограничении ресурсов среды, но поскольку виды используют ресурсы индивидуально, избирательно и с разной интенсивностью, конкуренция в устойчивых фитоценозах ослабляется.
На богатство экологических ниш в биоценозе оказывают влияние две группы причин. Первая — условия среды, предоставляемые биотопом. Чем мозаичнее и разнообразнее биотоп, тем больше видов могут размежевать в нем свои экологические ниши.
Другой источник разнообразия ниш — сами виды, являющиеся ресурсом и создающие среду для других. Любой новый вид, внедряющийся в сообщество, увеличивает число имеющихся в нем экологических ниш не только за счет своего собственного положения среди других, но и предоставляя ресурсы для паразитов, хищников, норовых и гнездовых сожителей и т.п.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША
Смотреть что такое «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША» в других словарях:
Экологическая ниша — ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША, совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование того или иного вида организмов. Экологическая ниша это не столько место обитания вида, сколько его положение в сообществе других организмов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША — совокупность всех факторов природной среды, в пределах которых возможно существование того или иного вида организмов. К таким факторам относится не только положение вида в пространстве (его местообитание), но также его взаимоотношения с другими… … Большой Энциклопедический словарь
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША — совокупность всех факторов среды, в пределах к рых возможно существование вида в природе. Понятие Э. н. обычно применяется при исследовании взаимоотношений экологически близких видов, относящихся к одному трофич. уровню. Термин «Э. н.» предложен… … Биологический энциклопедический словарь
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША — положение, которое вид занимает в экосистеме, определенное его местообитанием, пищей, партнерами, врагами и т. д. Два вида в сообществе не могут занимать одну экологическую нишу, однако один вид в различных сообществах может занимать различные… … Экологический словарь
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША — англ. niche, ecologic(al); нем. Nische, okologische. Место и структурно функциональная роль популяции определенного вида в экосистеме. Э. н. определяется совокупностью отношений (взаимоотноше ний с органическими компонентами экосистемы), к рые… … Энциклопедия социологии
Экологическая ниша — Термин обозначает место обитания животного и его роль в пределах этого места. Сюда относятся пищевые предпочтения, суточные и сезонные ритмы активности, территориальное поведение животного и так далее. Как правило, животные лучше всего… … Большая психологическая энциклопедия
экологическая ниша — Работа, которую какой либо организм выполняет в своем сообществе. [http://www.oceanographers.ru/index.php?option=com glossary&Itemid=238] Тематики океанология EN niche … Справочник технического переводчика
экологическая ниша — Совокупность условий окружающей среды, в которых данный вид чувствует себя лучше всего … Словарь по географии
Экологическая ниша н — Экологическая ниша, н. * экалагічная ніша, н. * ecological niche or n. место обитания со всеми его абиотическими факторами растения или животного в сообществе с др. организмами (биотические факторы), как с теми, которые утилизируют их продукты… … Генетика. Энциклопедический словарь
Экологическая ниша — Чёрные курильщики создают экологические ниши с необычными условиями обитания Экологическая ниша место, занимаемое … Википедия
Экологические ниши
Стратегия экологической ниши нацелена на контроль. Все вышеизложенные методы помогают предприятию позиционировать себя на серьезном рынке или в крупной отрасли. Стратегия экологической ниши нацелена на приобретение практической монополии на небольшой территории. Первые две стратегии являются конкурентными, а метод экологической ниши помогает тем, кто умеет им пользоваться, стать неуязвимым для конкурентов. Те, кто успешно применяет стратегию «быстрее самых быстрых», креативное подражание и «предпринимательское дзюдо», превращаются в большие компании, у всех на виду, а заодно и на слуху. Успешные мастера метода эколо-
гической ниши получают деньги и не стремятся к славе. Они наслаждаются своей анонимностью. В самых успешных случаях применения стратегии экологической ниши главным было оставаться настолько незаметным, чтобы ни у кого и мысли не возникло о конкуренции, но при этом выпускаемая такой компанией продукция является важнейшей для всего процесса.
Выделяются три характерные нишевые стратегии, каждая со своими требованиями, недостатками и рисками.
• Стратегия особого навыка.
• Стратегия особого рынка.
Компания Akon Inc. разработала энзим, с помощью которого предполагалось ликвидировать ту единственную особенность хирургической операции для лечения возрастной катаракты, которая противоречила ритму и логике всего процесса. Когда этот энзим был разработан и запатентован, компания приобрела положение «часового на заставе».
Положение «часового на заставе» во многих отношениях самое выгодное из тех, на которые может надеяться компания. Но у него есть свои строгие требования. Продукция должна быть незаменимой для процесса. Риск от не использования ее, т.е. опасность потерять глаз, потерять нефтяную скважину или испортить емкость, должен быть намного серьезнее, чем стоимость продукта. Рынок должен быть таким ограниченным, что тот, кто займет его первым, станет его полновластным хозяином. Это должна быть настоящая экологическая ниша, которая полностью принадлежит одному виду, но в то же время остается такой маленькой и неброской, что не привлекает соперников.
Занять подобное положение на заставе совсем не просто. Обычно такая возможность предоставляется только в условиях несоответствия. Несоответствием, как в случае с энзимом компании Akon, может быть несоответствие ритму или логике процесса (или несоответствие в самом процессе, о чем мы говорили в главе 37).
Положение на заставе, кроме того, характеризуется значительными ограничениями и сопряжено с серьезным риском. По сути, это статическая позиция. Как только экологическая ниша была занята, едва ли можно надеяться на заметный рост в дал ьнейшем.
После того как стратегия заставы позволила достичь поставленной цели, компания считается зрелой. Она может расти только с той же скоростью, с какой растут ее конечные потребители. Но если кто-то найдет другой способ удовлетворять потребности этих конечных потребителей, продукция компании сразу же станет устаревшей, и в самой компании быстро начнется упадок.
Тот, кто прибегает к стратегии заставы, нив коем случае не должен переусердствовать в своей монополии. Он не должен стать тем, что немцы называют Raubritter (дословный перевод «рыцарь-разбойник» не в полной мере передает смысл выражения), который грабил и мучил беззащитных путешественников, двигавшихся по горным перевалам и ущельям, над которыми возвышался его замок. Такая компания не должна злоупотреблять своей монополией и жестоко обращаться с потребителями, иначе пользователи обратятся к другому поставщику услуг или переключатся на более эффективные заменители данной продукции, которую смогут контролировать.
Стратегия особого навыка
Однако, заняв контролирующее положение в своей узкоспециализированной нише, эти компании постоянно удерживают его. В отличие от компаний-«часовых на заставе»t данная ниша сравнительно большая, но по-прежнему уникальная. Ее удалось занять благодаря тому, что с самого начала компания приобрела какой-то уникальный навык.
Один немецкий предприниматель настолько прочно удерживал контроль над своей узкоспециализированной нишей, что туристические путеводители до сих пор называются его именем — Baedeker. Карл Бедекер опубликовал свой первый путеводитель в 1828 году, как только для среднего класса ста-
ли доступными пароходные путешествия по Рейну. С тех пор он удерживал в своих руках буквально весь этот бизнес вплоть до Первой мировой войны, когда немецкие книги стали неприемлемыми для западных стран.
Как видно из приведенных примеров, при завоевании узкоспециализированной ниши очень важно правильно рассчитать время. Сделать это нужно в самом начале формирования новой отрасли, нового обычая, нового рынка или новой тенденции.
Чтобы удерживать за собой узкоспециализированную нишу, необходимо постоянно предлагать что-то новое, дополнительное, то, что является истинной инновацией.
В первые годы существования нового изобретения узкоспециализированная ниша предлагает компании исключительную возможность. Примеров можно привести множество, В течение очень многих лет в США, например, всего две компании выпускали воздушные винты для самолетов, и обе они были основаны еще до Первой мировой войны.
Найти узкоспециализированную нишу случайно практически нельзя.
Роберт Бош провел много лет за изучением новой автомобильной отрасли, чтобы создать свою новую компанию в той сфере, где она сразу же сможет стать лидером. Компания Hamilton Standard, в течение многих лег остававшаяся ведущим производителем воздушных винтов в США, появилась в результате систематических поисков ее основателя на заре самолетостроения. Бедекер сделал несколько попыток основать службу для туристов, прежде чем остановил свой выбор на издании путеводителей, на которых стояло его имя и которые сделали его известным.
Следовательно, первое, что нужно сказать: на начальных этапах существования новой отрасли, нового рынка или нового крупного течения есть шанс
систематически искать возможность занять узкоспециализированную нишу, а затем, как правило, будет время развивать свой особый навык. Второй момент: для узкоспециализированной ниши обязательно нужно обладать навыком, который одновременно является уникальным и ни на что не похожим.
Первые автомобилестроители все без исключения были механиками. Они очень много знали о машинах, металлах и двигателях. Но электричество оказалось для них непонятным явлением. Оно требовало теоретических знаний, которых у них не было и которые они не могли приобрести. Во времена Бедекера работали и другие издатели, но путеводитель, где было бы собрано огромное количество разнообразной и детальной информации, для чего требовались постоянные проверки и целый штат разъезжающих по стране инспекторов, находились вне их компетенции.
Следовательно, компания, утвердившаяся в узкоспециализированной нише, вряд ли будет ощущать угрозу со стороны клиентов или поставщиков. Никто из них, по большому счету, не хочет заниматься тем, что настолько чуждо им по навыкам и темпераменту.
Третий момент состоит в том, что компания, занимающая узкоспециализированную нишу, должна постоянно совершенствовать свой навык. Она должна все время идти впереди всех, т.е. непременно бороться с собственным устареванием.
Автомобильные компании в начале XX века обычно жаловались, что Delco в Дейтоне и Bosch в Штутгарте непрерывно подталкивают их вперед. Они изготавливали системы освещения, которые намного превосходили возможности обычного автомобиля, опережали все, что, как считали производители машин в то время, нужно потребителю, что потребитель хочет видеть и за что готов платить, и очень часто эти системы были намного сложнее всего, что в состоянии был собрать автомобилестроитель.
Хотя узкоспециализированная ниша обладает уникальными преимуществами, у нее есть и серьезные недостатки. Один из них — в том, что ниша резко сужает кругозор занявшей ее компании. Чтобы удержать за собой контролирующее положение, она должна научиться не смотреть по сторонам, а только прямо перед собой, в своей узкой зоне специализации.
Второй серьезный недостаток состоит в том, что компания, занявшая узкоспециализированную нишу, обычно зависит от кого-то еще, кто занимается продвижением ее продукции или услуги на рынок. Сила фирм, производящих электрооборудование для автомобилей, — в том, что потребитель и не подозревает об их существовании. Но вместе с тем это является и их слабостью.
Наконец, самая серьезная опасность для узкоспециализированных производителей заключается в том, что их специализация может перестать быть таковой и превратиться в широко распространенное умение.
Узкоспециализированная ниша, подобно всем экологическим нишам, является ограниченной — как в пространстве, так и во времени. Биология учит нас, что виды, занимающие подобную нишу, с трудом приспосабливаются даже к самым незначительным изменениям в окружающей среде. То же самое относится и к видам предпринимательских навыков. Однако в пределах таких ограничений узкоспециализированная ниша занимает крайне выгодное положение. В условиях быстро расширяющейся новой технологии, промышленности или рынка это, пожалуй, самая выгодная стратегия.
Мало кто из автомобилестроителей 1920-х годов до сих пор существует, а вот многие производители электрических приборов и систем освещения тех времен по-прежнему успешно работают. Если успешно занять и правильно сохранять за собой узкоспециализированную нишу, она поможет защититься от конкурентов именно потому, что никто из автомобилестроителей не знает и даже не интересуется тем, кто изготавливает фары или тормоза. Значит, никто из покупателей автомобилей не будет искать наилучшую цену ни на то, ни на другое. Как только имя Бедекера стало синонимом туристических путеводителей, опасность того, что кто-то попытается захватить этот бизнес, практически равна нулю, по крайней мере, пока рынок не изменится кардинально.
В условиях новой технологии, новой отрасли или нового рынка стратегия особого навыка предлагает оптимальное соотношение между возможностью и риском неудачи.