Утверждал что виды созданы богом

Утверждал что виды созданы богом

Креационизм (от англ. creation — создание) — философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.

Креационисты в большинстве своем отвергают эволюцию, приводя при этом неоспоримые факты в свою пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что невозможно искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие, по меньшей мере, 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. Даже Дарвин признавал: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».

1) Процесс возникновения Вселенной и зарождения жизни на Земле

Креационная модель выделяет особый, начальный момент творения, когда важнейшие неживые и живые системы были созданы в законченном и совершенном виде.

Креационная модель, исходя из того, что естественные процессы в настоящее время не создают жизни, не осуществляют формообразования видов и их совершенствования, креационисты утверждают, что все живое было создано сверхъестественным образом. Это предполагает наличие во Вселенной Высшего Разума, способного замыслить и воплотить все ныне существующее.

3) Движущие силы и их проявление в настоящее время

Креационная модель, после завершения акта творения процессы творения уступили место процессам сохранения, поддерживающим Вселенную и обеспечивающим выполнение ею некоего предназначения. Поэтому в окружающем мире мы не можем больше наблюдать процессов творения и совершенствования.

4) Отношение к существующему миропорядку

Креационная модель представляет мир в уже созданном, завершенном виде. Так как порядок был изначально совершенным, то улучшаться он уже не может, а должен с течением времени терять свое совершенство.

Креационная модель, мир был создан в непостижимо короткое время. В силу этого креационисты оперируют несравнимо меньшими цифрами в определении возраста Земли и жизни на ней.

Креационизм — концепция постоянства видов, рас­сматривающая многообразие органического мира как ре­зультат сотворения богом.
Формирование креационизма в биологии связано с переходом в конце XVIII — начале XIX века к систематическому изучению морфологии, фи­зиологии, индивидуального развития и размножения орга­низмов, положившему конец представлениям о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организ­мов в результате случайного сочетания отдельных органов. Сторонники идеи постоянства видов (К.Линней, Ж.Кювье, Ч.Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутренних и внешних факторов имеет строгие пределы. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости современ­ных видов и данными палеонтологии, Кювье создал теорию катастроф. Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали де­сятки периодов полного обновления органического мира Земли в результате деятельности творца.
Благодаря широкому и быстрому признанию дарви­низма, уже с середины 60-х годов ХIX века креационизм утратил свое значение в биологии и сохранился главным образом в философских и религиозных доктринах. В последарвиновский период креационизм претерпел опреде­ленные изменения. Были предприняты попытки объеди­нить идею эволюции с религиозными идеями о создании мира. При этом не оспаривалось происхождение человека от обезьяноподобных предков, но сознание и духовная деятельность человека рассматривались как результат бо­жественного творения. Сторонники научного креациониз­ма утверждают, что теория эволюции — лишь одно из возможных объяснений существования органического мира, не имеющее фактического обоснования и поэтому сходное с религиозными концепциями.

Теория креационизма предполагает, что все живые организмы (либо только простейшие их формы) были в определенный период времени сотворены («сконструированы») неким сверхъестественным существом (божеством, абсолютной идеей, сверхразумом, сверхцивилизацией и т.п.). Очевидно, что именно этой точки зрения с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности христианской религии.Теория креационизма и в настоящее время достаточно широко распространена, причем не только в религиозных, но и в научных кругах. Обычно ее используют для объяснения наиболее сложных, не имеющих на сегодняшний день решения вопросов биохимической и биологической эволюции, связанных с возникновением белков и нуклеиновых кислот, формированием механизма взаимодействия между ними, возникновением и формированием отдельных сложных органелл или органов (таких, как рибосома, глаз или мозг). Актами периодическою «сотворения» объясняется и отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п. Необходимо подчеркнуть, что философский спор о первичности сознания (сверхразума, абсолютной идеи, божества) либо материи принципиально не разрешим, однако, поскольку попытка объяснить любые трудности современной биохимии и эволюционной теории принципиально непостижимыми сверхъестественными актами творения выводит эти вопросы за рамки научных исследований, теорию креационизма нельзя отнести к разряду научных теорий происхождения жизни на Земле.

Утверждал что виды созданы богом

Креационизмом в широком смысле называют религиозную веру и философскую концепцию, постулирующую сотворение мира духовным началом (Богом). В этом смысле креационизм, не относясь к науке, тем не менее, не противоречит никакой научной теории, в том числе и теории биологической эволюции, ибо можно допустить, что Бог творил, используя процесс эволюции.

Отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п.

Естественные процессы в настоящее время не создают жизни.

Библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу.

Источник

Конспект по биологии на тему «Ж.Б. Ламарк»

Первая теория эволюции Ж.Б. Ламарка

В отличие от своих предшественников выдающийся биолог-энциклопедист Ж. Б. Ламарк впервые разработал целостную теорию об эволюционном развитии животных и растений.

Разработал основные принципы классификации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

Проводил исследования в области ботаники, зоологии, систематики, палеонтологии, гидрогеологии, минералогии, метеорологии, психологии.

В условиях господства феодально-церковной идеологии деизм был прогрессивным мировоззрением. Иногда он служил ширмой, позволявшей скрыть материалистические и атеистические взгляды.

Ламарк утверждал, что творец вселенной создал лишь материю и «порядок вещей» т. е. законы, постоянно действующие в природе и приводящие ее в движение. Все же тела и явления природы возникли естественным путем. Материя наделена свойством протяженности и неуничтожаемости, но она, по представлению Ламарка, совершенно пассивна. Движение привносится в материю извне «порядком вещей».

Мировоззрение Ламарка привело его к убеждению, что органический мир не создан творцом, а развивался естественным путем из неорганической материи. По убеждению Ламарка, сложные организмы не могли возникнуть внезапно; это было бы равносильно признанию чуда. Он утверждал, что жизнь могла возникнуть лишь в форме наиболее простых живых тел. Они в течение длительных периодов истории Земли развивались от простого к сложному, от низших ступеней организации к более высоким. Таким образом, Ламарк защищал представление об исторической последовательности развития органического мира.

Фактический материал, на котором основывался Ламарк, заимствовался им преимущественно из области систематики растений и животных. Первую половину творческой жизни Ламарк посвятил изучению систематики растений. Он был одним из лучших ботаников своего времени. В 1793 г. ему было предложено занять кафедру насекомых и червей (так назывались в то время все низшие животные). Разрабатывая их систематику, он основал новую область зоологии, которой дал название «зоологии беспозвоночных».

Широкое знакомство Ламарка с растительным и животным миром дало ему возможность подойти к вопросу об эволюции органического мира как к важнейшему вопросу биологии. Необходимо указать, что термин «биология» тоже введен в науку Ламарком.

Ламарк о происхождении жизни и характерных чертах живого

Принцип градации форм

Все 14 классов животных Ламарк разделил на 6 градаций, или последовательных ступеней усложнения организации. Выделение градаций осуществлялось с учетом анатомо-физиологических особенностей основных систем организма (нервной, кровеносной). Подобная ступенчатость, утверждал Ламарк, имеет место и в растительном мире.

Постепенное усложнение организации Ламарк объяснял отражением прогрессивного развития органических форм под влиянием естественных причин.

Ламарк об изменчивости и наследственности

Вторым главным фактором изменчивости видов Ламарк считал упражнение или не упражнение органов у животных: с изменением внешней среды изменяются потребности животных, что влечет за собой изменение их привычек, которые в свою очередь вызывают напряженность новых групп мышц и нервной ткани. Вследствие этого одни органы, необходимые в новых условиях, постоянно упражняются, укрепляются и развиваются, другие вследствие неупотребления ослабевают, а затем постепенно атрофируются, исчезают, что выражается в изменении строения организмов.

Законы изменения организмов под воздействием окружающей среды
(по Ж.Б. Ламарк)

    Закон упражнения и не упражнения органов

    Закон наследования благоприобретенных признаков

    Исходя из уровня организации живых существ Ламарк выделял две формы изменчивости:

    прямую непосредственную изменчивость растений и низших животных под влиянием условий внешней среды;

    косвенную изменчивость высших животных, которые имеют развитую нервную систему, с участием которой воспринимается воздействие условий существования.

    В последнем случае в измененных условиях среды у организмов, по Ламарку, возникают новые потребности, для удовлетворения которых вырабатываются новые привычки, действия, движения. Это в свою очередь обусловливает изменение интенсивности упражнения органов, а, следовательно, и степени их развития или редукции, т. е. изменение органов и организмов.

    Объяснение Ламарком целесообразности и прогрессивного развития

    Ламарк о происхождении человека

    Положения об эволюции органического мира Ламарк распространил и на объяснение происхождения человека от высших «четвероруких обезьян».

    Он рассматривал человека как часть природы, показал анатомо-физиологическое сходство с животными и отметил, что развитие тела человека подчиняется тем же законам, по которым развиваются и другие живые существа.

    Оценка теории Ламарка

    Ламарк был первым натуралистом, который не ограничился отдельными допущениями изменчивости видов. Он смело восстал против креационизма, метафизики и последовательно разработал первую целостную эволюционную теорию об историческом развитии органического мира от простейших форм, которые образовались из неорганической материи, до современных высокоорганизованных видов животных и растений. С позиции своей теории он рассматривал и происхождение человека.

    Ламарк подробно проанализировал предпосылки эволюции (изменчивость, наследственность), рассмотрел главные направления эволюционного процесса (градации классов и многообразие в пределах класса как следствие изменчивости), пытался установить причины эволюции.

    Ламарк успешно для своего времени разработал проблему изменчивости видов под влиянием естественных причин, показал роль времени и условий внешней среды в процессе эволюции, которую рассматривал как проявление общего закона развития природы. Заслугой Ламарка является и то, что он первым предложил генеалогическую классификацию животных, построенную на принципах родственности организмов, а не только их сходства.

    Ламарк сумел разработать в общем удовлетворительную для своего времени схему прогрессивного развития природы. Однако его теория не лишена недостатков и ошибок, которые имели исторические корни и были обусловлены низким уровнем развития биологической науки. Фиксируя внимание на самом факте усложнения организации живых существ в процессе развития, Ламарк не сумел правильно решить вопрос о движущих силах эволюции. Он не смог дать правильного объяснения градациям и допускал, что для живых существ характерно внутреннее стремление к усовершенствованию, прогрессу. Этим же он объясняет и адаптивность новообразований. У Ламарка между изменчивостью и целесообразностью стоит знак равенству, все изменения носят адекватный характер. Положения Ламарка о наследовании благоприобретенных признаков не подтвердились дальнейшими исследованиями.

    Сосредоточив все внимание на обосновании положения о неограниченной изменчивости видов и происхождении одного вида от другого, о постепенности развития, Ламарк не видел перерывов развития, скачков и не признавал виды как реально существующие категории. Он отмечал условность разделения растений и животных на виды, потому что виды хотя и медленно, но беспрерывно изменяются, превращаются в другие. Исходя из этого, он отрицал естественное вымирание видов. Ламарк не сумел дать причинного объяснения важных черт эволюционного развития. Эту проблему решил лишь Ч. Дарвин, разработав теорию естественного отбора.

    Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

    В разработке урока, посвященным первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интерактивных схем). Работа проводится в группе, которая составляет схему на бумажном носителе, в данном случае в виде ромашки, в центре которой помещен портрет Ж.Б. Ламарка. В лепестках ромашки помещаются основные достижения этого великого ученого. После проверки на основе презентации, используя компьютеры, учащиеся составляют интерактивную схему. При помощи данной схемы можно на следующем уроке проверить успешность освоения программного материала, так как среди «лепестков» ромашки с достижениями Ж.Б. Ламарка помещены «лепестки» с достижениями К.Линнея. Данный способ проверки можно отнести к активным. Для представления разработки выбран фрагмент программы, посвященный Ж.Б. Ламарку, человеку энциклопедического ума, благородному и бескорыстному. Проводя урок подобным способом, мы воспитываем в учащихся благородство, бескорыстность, желание личностного роста.

    развитие интересов каждого ученика;

    освоение ими различных способов нахождения новых знаний;

    освоение различных способов обработки информации;

    развитие коммуникативных возможностей;

    формирование навыков разрешения проблем

    1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Профильный уровень. М., Дрофа, 2004.

    2. Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. Профильный уровень. М., Дрофа, 2006.

    В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. М:, Дрофа, 2006

    Количество часов: 4 часа в неделю

    Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

    Цель: сформировать знания о первой эволюционной теории (Ж.Б. Ламарк).

    Обобщить знания учащихся об истории развития эволюционных представлений.

    Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в XYIII-XIX веках.

    Дать понятие «Эволюционная теория». Познакомиться с движущими силами эволюции по Ж.Б. Ламарку.

    Обучение методике работы в группе

    Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.

    Развивать целостное восприятие окружающего мира

    Развивать навыки исследовательского труда, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы.

    Обучение методике составления интерактивных схем.

    Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентации.

    Листы формата А3, маркеры

    Карточки с тестовым заданием

    Карточки с выдержками из хрестоматии по биологии «Образование длинной шеи у жирафа».

    Определение целей и задач урока

    Презентация «Шевалье Ламарк», см. приложение №1.

    Презентация «Система органического мира Ж.Б.Ламарка», см. приложение №2.

    Проверка правильности выполнения задания.

    Тест «Основные положения учения Ж.Б. Ламарка (формат ЕГЭ)

    Вступительное слово учителя. Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи урока и примерный его план

    Презентация «Шевалье Ламарк»

    Групповая работа Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку

    Тьюториал №1. «Правила работы в группе»

    1. Сформируйте группу, для продуктивной работы в группе не должно быть более 5-6 человек

    2. Выберите лидера группы (организует и руководит деятельностью группы); эксперта (осуществляет связь с учителем, решает вопросы спорного характера); тайм-менеджера (отслеживает время выполнения заданий, ведет записи).

    3. Все обсуждения в группе строятся на основе конкретного задания

    4. Осуществляйте персонификацию (говорить от своего имени)

    5. Не выносите на всеобщее обсуждения всё, что происходило во время работы в группе

    6. Не критиковать, не допускать непосредственные оценки человека, оценивать только действия, терпимо относиться к чужому мнению.

    7. Активно сотрудничать

    8. Не оказывать давления на участников группы.

    9. Все участники делают замечания кратко и по существу

    10. После завершения работы в группе, после окончания занятия проанализируйте деятельность вашей группы

    Работа по карточкам. Карточки с выдержками из хрестоматии по биологии «Образование длинной шеи у жирафа».

    Обстоятельства влияют на форму и организацию животных: Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности: Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития

    Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту

    Проверка схемы на основе презентации «»Теория Ж.Б. Ламарка»

    Тьюториал №2. Обучение интерактивным методам обработки информации.

    1. На основе бумажной схемы, составленной во время групповой работы, составьте интерактивную схему на компьютере.

    2. Дополните схему основными положениями учения К. Линнея.

    3. Составьте задание для проверки знаний о движущих силах эволюции по Ж.Б. Ламарку.

    4. Проверьте движение автофигур к портрету Ж.Б. Ламарка.

    5. Продемонстрируйте интерактивную схему на уроке.

    1. Почему современники Ж.Б. Ламарка не оценили его труды?

    2. Почему современные ученые все чаще обращаются к теории Ж.Б. Ламарка?

    Тест «Основные положения учения Ж.Б. Ламарка

    Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени :.

    6 градаций животных по Ламарку:.

    Его классификацию можно считать естественной, так как:

    Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются:

    Как появилось многообразие видов по Ламарку?

    В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку :.

    Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк?

    Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было :.

    Его гипотеза не была принята, не все признавали, что :.

    Значение теории Ж.-Б. Ламарка

    Представления о постоянстве природы были привычны — кто своими глазами видел превращение одного вида в другой? Что мог этому противопоставить Ж.-Б. Ламарк? Абстрактные рассуждения о стремлении живых существ стать совершеннее? Об усилиях внутреннего чувства, направленных на появление нового органа? Что касается наследования благоприобретенных свойств, — пункт теории Ж.-Б. Ламарка, вызывающий наибольший протест с точки зрения ученых XX и XXI веков, — то во времена Ж.-Б. Ламарка такой взгляд на наследственность был достаточно распространен и не вызывал особых нареканий. Но в целом на фоне работ Ж. Кювье, блестяще оперировавшего точными фактами, учение Ж.-Б. Ламарка выглядело беспочвенной фантазией, оно не было понято и замечено современниками.

    Слабая обоснованность построений Ж.-Б. Ламарка не позволяет назвать его теорию подлинно научной. Отсутствие фактических доказательств автор пытался восполнить обилием чисто умозрительных допущений.

    2. Жизненный путь Ж. Б. Ламарка

    3. Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка

    4. Значение работ Ж. Б. Ламарка

    1. Аскиз М. Е. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1986.
    2. Бабий Т. П. Коханова. Биологи. Биографический справочник. 1984.
    3. Бляхер Л. Я. История биологии с древнейших времен до наших дней. 1972.
    4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию М.: Мир, 1988.
    5. Ламарк Ж. Б. Избранные произведения. Т. I. М., Изд-во АН СССР, 1955.
    6. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1998.
    7. Правдин Ф. Н. Дарвинизм: Учебник для пединститутов. М.: Просвещение, 1968.

    Источник

    Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители

    Утверждал что виды созданы богом

    Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории существования человечества была религия. Если сказать точнее, это были разные религии, сменявшие и вытеснявшие друг друга на протяжении тысячелетий. Но сегодня мы будем говорить не о религиях, а о пантеизме – религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить свою веру в сверхъестественную сущность природы, примирив её с современными научными взглядами на устройство Вселенной.

    Что такое пантеизм?

    Пантеизм – это философское учение, в котором бог объединяется или отождествляется с мирозданием. Сторонники данной концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или некоего высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что само мироздание имеет божественную сущность. То есть, пантеизм, по сути, не отрицает существование Бога, но оспаривает саму природу высшего божества, которую ему приписывают традиционные монотеистические религии.

    Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Он образован от слов παν (пан – всё, всё сущее) и θεός (теос – божество). Таким образом, смысл данного мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «Всё есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеистов Мироздание (Вселенная, Тотальность) является основой всего, святой и, возможно, разумной субстанцией.

    Пантеизм противопоставляется теизму – религиозно-философскому учению, подразумевающему существование единого бога-творца. В теизме бог после сотворения мира продолжает существовать в нём, преимущественно созерцая, но иногда и вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. В пантеизме антропоцентризм (согласно которому, человек — центр вселенной) отрицается.

    Автором термина «пантеизм» считается ирландский писатель Джон Толанд, впервые употребивший слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в подлинном изложении пантеиста». При этом как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).

    Основные идеи пантеизма

    Суть пантеизма сводится к тому, что он даёт ответ на вопрос о том, как соотносятся между собой Бог и Мироздание, объединяя или отождествляя эти понятия. Но при этом возникают другие вопросы. Например, необходимо понять, как сочетается вечность, бесконечность и постоянство Бога с атрибутами конечного и непрерывно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к разрешению данной проблемы. Рассмотрим несколько из них.

    Стоит отметить, что многие направления в пантеизме сводятся либо к тому, что Бог есть часть Мироздания (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что Мироздание является частью Бога или формой его существования (такие формы тяготеют к объективному идеализму).

    Формы пантеизма

    В новейшей философии выделяется 4 основных формы пантеизма:

    Все перечисленные формы пантеизма подразумевают, что между Божественной сущностью и Мирозданием существует определённая взаимосвязь или тождественность. При этом человек в этой концепции не рассматривается вообще, поскольку он считается лишь одним из многочисленных объектов, существующих в природе и подчиняющихся её законам.

    Известные сторонники идей пантеизма

    Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.

    Джордано Бруно (1548 – 1600)

    Утверждал что виды созданы богом

    Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.

    Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.

    Николай Кузанский (1401 – 1464)

    Утверждал что виды созданы богом

    Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.

    Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.

    Парацельс (1493 – 1541)

    Утверждал что виды созданы богом

    Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.

    История развития пантеизма

    Многие идеи пантеизма озвучивались ещё древнегреческими философами, но до проработанных концепций этим идеям было далеко. Первые хорошо продуманные рассуждения на эту тему присутствуют у христианских мыслителей (в частности, у упомянутого выше Николая Кузанского), пытающихся объяснить природу Бога и мира (при этом большинство из них напрямую не придерживалось идей пантеизма).

    Эпохой расцвета пантеизма стало Новое время. В частности, среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал данную концепцию, но и внёс значительный вклад в её развитие. В 17 веке её самым ярким сторонником был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, сегодня считается классической формой данного учения (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).

    В 18-19 веках своё дальнейшее развитие учение получило благодаря популяризации немецкого идеализма силами Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также благодаря стремлению разработать новую теологическую концепцию, которая соответствовала бы возросшим требованиям философии и науки.

    К концу 19 века пантеизм приобрёл такую популярность, что папа Пий IX внёс его в «Силлабус» (Syllabus Errorum – список осуждаемых Католической церковью учений). Интересно, что в этот период сторонниками данного учения был такие выдающиеся люди как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.

    В 21 веке пантеизм по-прежнему остаётся очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы печатают большие статьи по данной теме, а иногда даже посвящают ей целые выпуски.

    Критика пантеизма

    Поскольку пантеизм – это религиозно-философская концепция, популярная в Европе, основным источником критики, направленной в его адрес, всегда была Католическая церковь. В частности, с точки зрения католичества (и христианства вообще), фундаментальной ошибкой пантеизма является отказ от возможности вести диалог и выстраивать отношения с Богом. Если Бога как личности не существует, человек остаётся один на один со своими проблемами, ведь к пустоте нельзя обратиться с просьбой или молитвой.

    Кроме того, многие критики отмечают, что пантеизм во многом напоминает идолопоклонство, поскольку утверждает, что божественная сущность мироздания присутствует в природных явлениях и объектах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь просматривается язычество или желание человека уподобить себя Богу, что с точки зрения христианства ничуть не лучше идолопоклонства.

    Заключение

    Пантеизм – это учение, признающее наличие у Вселенной божественной сущности. Его главная особенность заключается в том, что в отличие от классических религий оно хорошо совмещается с современной философией и даже наукой. При этом оно не ограничивает людей в их вере, позволяя им видеть божественную сущность природы в любых её проявлениях и даже в самих себе или в своём творчестве.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *