Утверждается что ему бывает досадно когда
Бойесен Х.: Визит к Тургеневу (Из воспоминаний)
Визит к Тургеневу (Из воспоминаний)
Я так долго жил с книгами, что они стали для меня живыми существами. Кто-то сказал, что скандинавы обладают тенденцией персонифицировать все, что они видят, и, пожалуй, в этом имеется доля правды. По прочтении книги с яркой индивидуальной окраской она всегда потом представлялась мне как нечто обладающее всеми качествами живой личности. Я вспоминал о ней как о старом знакомце, которому я обязан многими восхитительными минутами и который имеет право на мою вечную благодарность. Я был поэтому несказанно рад, когда Тургенев сказал мне, что и у него такое же отношение к книгам.
Я встречался еще несколько раз с д-м Шмидтом, и когда я зашел к нему проститься и он узнал, что я буду в Париже, он дал мне рекомендательное письмо к русскому романисту. Но по прибытии в Лейпциг я прочел в одной американской газете чрезвычайно печальное известие. В ней сообщалось, что великий русский писатель решил прекратить литературную деятельность, что он в настоящее время находится в отчаянии, потеряв жену и единственную дочь, и что в довершение несчастий его «любимый племянник» проигрался в карты и посажен в тюрьму. В Вене я прочел в немецкой газете, что Тургенев сломал ногу на Венской выставке и лежит больной в Карлсбаде. Очевидно, у меня было мало шансов повидать Тургенева.
Но все же меня беспокоила мысль о вычитанной мной смерти его жены и дочери, и я со стесненным сердцем позвонил у старомодного дома на rue de Douai.
На мой вопрос, дома ли Тургенев, суровый старик с красной турецкой феской на голове отправился доложить обо мне.
Самый дом, казалось мне, имел странный восточный вид. Больше того, мне казалось, что в атмосфере его носится тонкий всепронизающий запах какого-то восточного аромата. Нечего и говорить, что все это было плодом моего воображения. Из всей обстановки у меня остались в памяти лишь мягкие пушистые ковры и тяжелые драпировки.
Слуга вскоре возвратился и новел меня вверх но лестнице, в конце которой меня встретил высокий массивный человек с седой бородой и очаровательной улыбкой на красивом лице.
Я пролепетал что-то о д-ре Шмидте, что он здоров и что он посылает свой привет и т. д. Тургенев мягко втолкнул меня в комнату, бывшую, вероятно, его кабинетом.
Очутившись на улице, я невольно подумал, что, очевидно, вычитанные мной в газетах потери (смерть жены и дочери) не особенно повлияли на него. Он нисколько не глядел угнетенным, и его спокойствие не могло быть результатом стоицизма, поскольку я правильно понимал его характер
На следующее утро я опять был у двери тургеневской квартиры. Ожидая в приемной, пока слуга доложит обо мне, я услыхал беглую прелюдию на фортепиано и затем звуки женского голоса, певшего итальянскую арию. Это был ясный, молодой, полный юной радости голос, который лился из «соловьиного горла», как сказал бы Ките, и раскрывал безграничные богатства мелодии. Я спросил себя, кто она, эта прекрасная незнакомка, и ощущение какой-то таинственности вновь охватило меня. Но предо мной уже стоял слуга и с вершины лестницы до меня доносился голос приветствовавшего меня Тургенева.
Я поспешил ответить, что я хотя и американский гражданин, по не по праву рождения, а по собственному выбору. Но если полная симпатия к американским учреждениям и высокая оценка исторической миссии Америки является существенным признаком истинного американца, то Тургенев может считать меня таковым.
Тургенев с улыбкой сказал, что он принимает мое определение.
Во время разговора Тургенев упомянул о норвежском писателе Бьёрнстьерне Бьёрнсоне, которого произведения вызывали восхищение у Тургенева. Ибсена он знал лишь по имени и просил меня дать ему представление о характере его произведений. Указав ему на крупные достоинства произведений Ибсена, я рассказал Тургеневу о моем визите к Ибсену (в Дрездене) и выразил удивление по поводу высказанных Ибсеном симпатий к деспотизму и его восхищения русским императором Николаем I и формой правления в России.
веру в человечество и что у Ибсена отсутствует именно такая вера. Он, между прочим, любил утверждать, что меньшинство всегда право и что он потерял бы всякое уважение к самому себе, если бы он нашел, что сходится по какому-нибудь важному вопросу с мнением большей части человечества.
Я упомянул о Гоуэлсе и Олдриче, которых я очень хвалил Тургеневу. По его желанию я дал ему заглавия книг этих авторов, и во время одного из следующих посещений я нашел «Венецианские очерки» Гоуэлса на письменном столе Тургенева.
Мне очень хотелось услыхать от него что-либо о его собственных произведениях. Воспользовавшись удобным моментом разговора, я рассказал ему о том, что он имеет в Америке многих горячих поклонников, что американская критика ставит его наряду с Диккенсом и что о нем всегда говорят с восторгом в литературных кружках Бостона и Кембриджа. Я думал, что, в сущности, ему это известно, но, к моему удивлению, до него не дошли слухи о его успехе в Америке.
«Дворянским гнездом» и «Отцами и детьми», как они в качестве нового элемента вошли в мою жизнь, пока я уже не мог различать между впечатлениями, полученными от чтения этих повестей, и теми, которые принадлежали окружавшему меня материальному миру.
— Я видал заметку об этом в венских газетах, но, кажется, наши американские газеты, по обычаю, преувеличили размеры постигших вас несчастий. Я читал в них, что вы отказываетесь от литературной деятельности, что скорбь и семейные несчастья вызвали в вас упадок сил и т. д.
Я не мог удержаться, чтобы не выразить моей радости при этом известии. Тургенев, очевидно, приятно тронутый моим юношеским энтузиазмом, опять улыбнулся (и я никогда не видал более прекрасной улыбки). Я сказал между прочим:
— Какое удивительно сложное существо ваша Iréne в «Дыме»! Несмотря на все ее нарушения общепринятой морали, вы не можете не восхищаться ею. Причем я не ограничиваюсь художественным восхищением: в моем сердце таится симпатия к ней. Чуется какое-то веяние судьбы, в древнегреческом смысле, во всей картине не находится осуждения ни Ирине, ни Литвинову; принимаем их поступки и характеры как нечто естественное и неизбежное. Притом же, насколько она благороднее по сравнению, хотя бы, с хитрой чувственной кокеткой Варварой Павловной в «Дворянском гнезде»!
«Отцах и детях» и Ирина в «Дыме» так же знакомы мне, как мои родные братья; мне знакомы даже их физиономии, и я гляжу на них как на старых друзей.
Чтобы дать вам пример того, как часто я совсем непроизвольно нахожу сюжет, я расскажу о некоторых подробностях, связанных с развитием замысла «Отцов и детей».
действующие лица и само действие.
Наша беседа продолжалась несколько часов и затронула массу вопросов. При прощанье Тургенев подарил мне в немецком переводе те из его произведений, с которыми я еще не был знаком. «Вешние воды» и «Степного короля Лира» он дал мне в французском переводе.
Во время следующего моего посещения разговор почти исключительно сосредоточивался на искусстве и на коллекциях Лувра и Люксембургского дворца. Я с восхищением прислушивался к его критическим замечаниям: его глаза всегда умели подметить наиболее характерные черты данного произведения, его сравнения всегда рисовали предмет в вашем воображении ярко и живо, улавливая все мимолетные оттенки поэтической мысли и чувства Видя, что вопрос интересует меня, он повел меня в соседнюю комнату, где хранились некоторые из его картин. Мне вспоминаются лишь две из них: прекрасная картина Ван дер Неера и уже упомянутый мной портрет нагой женщины кисти Бланшара, награжденный золотой медалью на выставке 1870 года. Мое внимание привлек также превосходный портрет самого Тургенева, написанный дочерью г-жи Виардо, в чьем доме он жил.
В последний раз я виделся с Тургеневым вечером пред моим отъездом. Пожимая руку, он сказал мне:
Примечания
Печатается по изданию: «Иностранная критика о Тургеневе», СПб., 1908. Русский текст для настоящего издания отредактирован Н. И. Хуцишвили)
Почему собаки делают «это»? Садки на человека, и как с ними бороться.
60% собак делают «это». Одни хозяева потешаются, подбадривают питомца, другие смущаются, краснеют, третьи сурово наказывают. А собаки не стесняются делать садки на подушки и игрушки, а так же на ноги любимых хозяев и их гостей. Обычно хозяева справляются с «неприличным поведением» довольно легко и лишь изредка это становится серьезной проблемой. Почему собаки выбирают человека в качестве объекта вожделения? И что с этим делать? Об этом наша статья.
Любовь или вражда?
Эволюционные психологи, об исследованиях которых мы часто рассказываем в разделе «Этология», интересуются в том числе и тем, почему в человеческом обществе половое поведение воспринимается как непристойное. Предполагаемое унижение того, на кого направлено половое поведение, отражено в матерных ругательствах на разных языках народов мира. Может быть именно поэтому люди так охотно поддерживают миф о том, что собаки делают садки на сородичей и людей с целью завоевать доминирующий ранг. В реальности, садки, с помощью которых кобель демонстрирует превосходство или бросает вызов сопернику сильно отличаются от садок полового поведения. Претендующий на доминирующую позицию кобель, опирается подбородком на холку другого кобеля, затем ставит лапы ему на спину, делает садку на плечо оппонента и совершает движения тазом, напоминающие фрикции при половой садке. При такой демонстрации доминирования не бывает эрекции, обычной для половой садки.
Но если кобель делает садку на другого кобеля не с целью унизить оппонента, то зачем он это делает? Ученым известно всего несколько случаев стойкого гомосексуального предпочтения у кобелей [2], в подавляющем большинстве случаев однополые садки возникают из-за неопытности обоих партнеров и в отсутствие сородичей противоположного пола. Дело в том, что садка, как элемент врожденной программы поведения, запускается определенными стимулами: запахом готовой к спариванию суки, ее видом и поведением. Пока у кобеля нет полового опыта, к половому возбуждению может приводить целый спектр разных стимулов, практически любой новый необычный запах или что-либо по форме, подходящее для обхватывания передними лапами.
Начиная с 6-8 месяцев и вплоть до 12 месяцев в крови кобеля возрастает уровень тестостерона, затем концентрация этого гормона начинает снижаться, но стойкое предпочтение суки в «охоте» перед той, которая не готова к спариванию, продолжает формироваться еще в течении полугода [4]. Лишь после нескольких вязок происходит генерализация стимула, т.е. кобель на всю жизнь запоминает «признаки» полового объекта, а также все, что его в этот момент окружало: было ли это помещение или улица и т.п. Именно поэтому заводчики предпочитают, чтобы суку в состоянии «охоты» привозили в дом, где живет кобель. В этом случае, кобель с меньшей вероятностью будет стремиться убежать и присоединиться к дворовой «собачьей свадьбе», хотя это и не всегда срабатывает. В то же время опытный кобель-производитель обычно спокойно относится к течным сукам вне периода «охоты», следует за ними, но не пытается делать садки до наступления ее готовности к спариванию.
Щенячья возня
Играя с сородичами, щенки начинают делать движения, подобные спариванию – садки — в возрасте от 3 до 6 недель после рождения [5].
Понятно, что половое поведение очень важно для собаки, ведь ее главные цели, как и у любого животного, — выжить и оставить потомство. В игре щенки репетируют все те ситуации, которые могут приключиться в их дальнейшей жизни. Они учатся ухаживать за представителями противоположного пола или принимать ухаживания. Собаки, которым не позволяли играть в детстве, нередко испытывают трудности при вязке: они бывают чрезмерно агрессивны к партнеру, некоторые суки с визгом падают на спину, лишь только кобель положит лапу им на спину. Неопытный кобель, бывает, играет с сукой, вовсе не проявляя полового влечения. Бывает он делает характерные движения тазом, стоя рядом с сукой, или делает на нее садку, но сбоку или спереди [3]. Садки делают щенки любого пола, но кобельки делают садки чаще и предпочитают таким образом играть с суками, а не кобелями [1].
Половое поведение у собак не ограничивается садками. Кобель, ухаживая за сукой, лижет ей губы, глаза и уши, припадает на передние лапы, словно приглашая к игре, трогает носом ее плечо, лижет «петлю» или мочевую метку, оставленную сукой. При этом у него немного подрагивает нижняя челюсть, а взгляд кажется застывшим. В этот момент кобель прикладывает язык с нанесенной на него мочой к отверстиям на нёбе, ведущие в вомероназальный (Якобсонов) орган. С помощью вомероназального органа кобель улавливает феромоны и определяет готовность суки к спариванию [5]. Большую роль вомероназальный орган играет в образовании привязанности, причем не только собак к собакам, но и собак к людям. Этим объясняется тяга домашних собак вылизывать кожу хозяина – так они запоминают наш индивидуальный запах и устанавливают стойкую привязанность к нам.Поведенческие причины отклонений
В полугодовалом возрасте кобели нередко пробуют «подминать» мягкие игрушки, бортики своих лежанок или воровать хозяйские подушки. Одновременно с этим они начинают делать садки на руки или ноги хозяина во время игры. На мой взгляд, собаки способны направлять половое поведение на человека потому, что они запечатлевают хозяина в раннем возрасте наравне с другими живыми существами из своего окружения: собаками, кошками и др. Они словно бы воспринимают человека как немного собаку или себя – как немного человека. При выборе объекта влечения, кобель предпочитает своих сородичей, но за неимением их поблизости, делает садки на «странных двуногих недособак». В некоторых случаях, впрочем, такое поведение кобеля провоцирует консервант метилпарабен, входящий в состав некоторых продуктов и косметики [7]. Для нас его запах, смешанный с другими запахами, незаметен, но для собачьего носа, способного выявить компоненты запаховой смеси, метилпарабен близок к запаху течной суки и вызывает соответствующие ассоциации.
Физиологические причины
Врач-травматолог ветеринарной клиники Александр Зотов называет 3 главные физиологические причины повышенного полового влечения у собак: нехватка физических упражнений, перенаселение собак в городе и гормональные нарушения. Молодой собаке требуется не менее 3-х часов прогулок в день, но далеко не все хозяева находят на это время. Собака скучает дома, изнывает от избытка нерастраченной энергии и, так как хозяин не пытается ничем занять питомца, тот находит себе занятие сам. Он может выть, грызть мебель, раздирать по ниточке ковры, а может делать садки, получая при этом не только физическое удовольствие, но и внимание хозяина, пусть даже в большинстве случаев – негативное. Если пес не воспитан, и хозяева не могут его контролировать, он реагирует на любой запрет агрессивно, в результате хозяева боятся столкнуть «похотливого монстра», ведь он начнет рычать и кусаться. И все же это именно половое поведение, а не попытка доминирования, поскольку кобель обычно начинает с того, что лижет руки, захватывает их в пасть, слегка прикусывая, затем его движения становятся более активными и целенаправленными, и он делает садку. Нередко эрекция у него наступает до садки или даже без садки вовсе.
У предков собак, как и у других домашних животных, размножение происходило в определенный сезон, наиболее благоприятный для выращивания потомства в данных климатических условиях. У большинства пород домашних собак сезонность исчезла, течка у сук может наступать в любое время года. Получается, что кобель постоянно, в течение всего года находит запах то одной, то другой суки в «охоте». Кобель перевозбуждается, нередко отказывается от еды, пытается сбежать на прогулке, плохо спит. Но все это происходит не 1 раз в год (что было бы естественно для его вида), а практически каждый месяц. Ожирение из-за нехватки физической нагрузки и «всплески» половой активности приводят к гормональным нарушениям, а те в свою очередь – к навязчивому стремлению делать садки на что-либо.
Суки тоже делают садки. Они даже могут проводить за этим занятием значительное время и мочиться от возбуждения. Нередко пожилые суки начинают преследовать других течных сук, а также кобелей и делать садки на них. Интерес сук к запаху своих компаньонок в «охоте» — это нормальное поведение, в то время как навязчивое стремление к садкам в более старшем возрасте у сук часто оказывается следствием гормональных нарушений, которые одновременно приводят и к другим болезням, таким как ложная беременность, новообразования на молочных железах или в матке.
Влияние кастрации
Если навязчивые попытки собаки делать садки на всех людей, оказавшихся в пределах досягаемости, становятся проблемой, хозяевам собаки нередко советуют кастрировать питомца. В серии исследований ученые сравнивали поведение не оперированных кобелей с поведением кобелей, кастрированных в том или ином возрасте [1,4,5,6,8].:
Как хозяину реагировать на садки?
Если хозяин упорно, каждый раз, когда собака делает на него садку, запрещает ей продолжать, постепенно та перестает делать их вовсе. Например садки могут совершать даже кастрированные кобели, если хозяин пахнет новыми духами или ведет себя непривычно для собаки, например, танцует. Имея дело с не слишком тяжелой собакой бывает достаточно просто поднять повыше ногу или руку, на которую пытается пристроиться пес, чтобы тот потерял равновесие и прекратил попытки. Хозяин также может отсылать собаку на место или командовать «Лежать!» каждый раз, когда ее поведение выходит за «рамки приличия». Предметы, на которые собака делает садки, лучше убирать, либо выбрасывать, иначе со временем питомец может начать защищать их, так же как лакомые кости или любимые игрушки. К тому же, они сохраняют привычку пса развлекаться таким образом.
Не стоит подбадривать собаку, смеяться над ее попытками, поскольку она воспримет это как подкрепление. Также не имеет смысла и слишком грубо ее отталкивать, жестко наказывать, не забывайте, что садка обычно начинается с того, что собака лижет хозяину руки, а это способствует ее привязанности к вам. Все, что хозяину следует сделать – это показать собаке рамки, выходить из которых ей не следует.
Хотя коррекция отклоняющегося поведения относительно проста, все же не стоит игнорировать эту проблему. Частые садки на людей или предметы – это тревожный «звонок», сообщающий о неблагополучии вашей собаки. Ей не хватает внимания, физической и умственной нагрузки. Жизнь комнатной собаки вертится вокруг хозяина, у нее нет «своих дел», которыми она могла бы заняться, пока людям не до нее, кроме, конечно тех вредных привычек, которые делают в конечном счете сосуществование с ней неприятным.
Случай из практики
В поведении молодого кобеля пшеничного терьера появилась странная проблема. Возвращаясь с вечерней прогулки с хозяйкой, после мытья лап и кормления, он чрезвычайно возбуждался и начинал атаковать хозяина, который в это время обычно отдыхал перед телевизором. Пес непрерывно делал садки на его руки или ноги. Кобель был крайне настойчив, не реагировал на запреты и шлепки газетой – отскакивал, возвращался и принимался за старое. Лишь спустя час он успокаивался, прекращал попытки и засыпал. На прогулках он пытался делать садки на всех собак, но не так настойчиво. Сами прогулки были достаточно продолжительными, но не особенно активными: из-за возраста хозяева не могли обеспечить терьеру высокой физической нагрузки. Чтобы избавиться от проблемного поведения, ставшего для собаки вредной привычкой, мы использовали наказание привязыванием. После прогулки с собаки не снимали ошейник и, как только пес пытался сделать садку на хозяину, его брали на поводок и коротко привязывали к ножке дивана. Длина привязи позволяла собаке стоять, но не позволяла запрыгнуть на диван и продолжать донимать хозяина. Некоторое время пес скулил, пытался вырваться, жевал поводок. Потом садился. В этот момент его отвязывали, спокойно хвалили и отпускали.
Если терьер снова пытался сделать садку, его снова коротко привязывали и держали на привязи до тех пор, пока он не сядет или не ляжет. Первые дни терьер успокаивался в течении 2-3 минут и его требовалось привязывать 3-4 раза за вечер. Спустя неделю хватало однократного привязывания на пару минут. Спустя две недели зачастую достаточно было лишь достать поводок, и пес покорно ложился у дивана, не возобновляя попыток сделать садку на хозяина. Спустя 2 года хозяйка рассказывает о собаке следующее: «Если к внучке приходят репетиторы и пес мешает, я надеваю на него «тот самый» красный поводок и его поведение резко меняется. Сразу ложится у моего кресла и не обращает внимание на гостей. К людям – ни к своим, ни к чужим, не пристает и не наскакивает. Может всего пару раз за год такое с ним случалось. Но он по-прежнему преследует одну любимую подушку, которую мы обычно стараемся спрятать. На прогулках пристает уже не ко всем подряд, а только к течным сукам, разобрался, видать, что к чему. Конечно, по сравнению с предыдущей собакой, за ним все равно приходится тщательнее следить, а то норовит сбежать. Прежнего мы и вязали, а он все равно не особенно суками интересовался. Нынешнего терьера мы все равно очень любим, считаем – просто нам попался такой экземпляр!»
1. Оверол К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. М.: Софион, 2005.
2. Barton A. Sexual inversion and homosexuality in dogs and cats // Vet. Med. 1959. Vol.54, P. 155
Тема 12. Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление глагольных форм.
Задание 1. Прочитайте текст. Обратите внимание на использование форм глагола в речи.
Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную часть речи с точки зрения употребления. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны:
— с неправильным образованием;
— незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;
— несоблюдением чередований в основе глагола;
— ненормативным образованием форм повелительного наклонения;
— неверным образованием видовых пар глаголов.
Формы настоящего времени употребляются также в значении будущего, когда пишущий или говорящий будущие действия представляет себе или уже свершившимися, или такими, которые обязательно произойдут, например: … отец вошел к нам наверх и объявил, что в ночь мы едем с ним в деревню.
Формы будущего времени совершенного вида могут употребляться как в значении настоящего, когда необходимо выразить повторяющиеся в настоящем действия, так и в значении прошедшего, что придает высказыванию оттенок повторяемости в прошлом, наглядности, завершенности. Например: Бывает немного жутко, когда он увяжется за тобой и не отстает ни на шаг. Каждый день приносил неожиданности – то старуха положит ему на ящик с красками пятак, то дети попросятся, чтобы их нарисовал.
Многие глаголы имеют дублетные формы, каждая из которых употребляется только в определенном функциональном стиле. Например, в вариантах видеть – видать, лазить – лазать, мерить – мерять, мучить – мучать и др. второй вариант употребляется в разговорной речи. Глаголы видеть, лазить, мерить, мучить нейтральны по стилю; формы видать, мерять, мучать – разговорные. Также различаются глаголы поднимать (литер.) – подымать (разг.).
При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом –ыва-/-ива- нередко образуются параллельные формы с чередующимися корневыми гласными (о\а): обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать. Формы с (о) свойственны книжно-письменным стилям.
Не допускается образование глаголов несовершенного вида с суффиксом –ыва-/-ива- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать. Встречающиеся в языке военных атаковывать, контратаковывать (следует: атаковать, контратаковать) являются профессионализмами. Не следует употреблять форму организовывать, так как глагол организовать имеет значение совершенного и несовершенного вида.
В деловой речи распространены глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставки за-, типа заактировать, завизировать. В пределах делового стиля в устной речи их употребление не является нарушением норм литературного языка.
Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет – следует жжет, бережет, стережет.
Вариантные формы глаголов типа белеть – белеться, синеть – синеться различаются стилистической окраской: невозвратные глаголы нейтральны по стилю, возвратные глаголы более свойственны разговорной речи.
Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени (следует: Как только попадешь в лес, …)
Неправильными с точки зрения современной литературной нормы являются сочетания типа купивший бы, образованные прибавлением частицы бы к действительному причастию прошедшего времени.
При употреблении деепричастий следует помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь. Однако от некоторых глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др. Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть, а также от части глаголов 1 спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, в основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса): вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу.
В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце) и др. вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических выражениях.
Неправильны деепричастия совершенного вида с суффиксом -в- типа лидировав, образованные от глаголов несовершенного вида (лидировать, проектировать и др.). Не соответствуют литературной норме некоторые деепричастия, иногда использовавшиеся в прошлом: бежав (от бежать), бережа (от беречь), ждя (от ждать) и др.
Задание 2. Вопросы для самоконтроля:
1. Какие вариантные глагольные формы вида и времени вы знаете?
2. В чем заключаются особенности употребления синонимичных форм причастий и деепричастий?
3. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении тех или иных форм глагола?
Выполните данные упражнения
Упражнение 1. Из приведенных в скобках слов выберите необходимые по условиям контекста. Дайте функционально-стилистическую характеристику глагольных форм, заключенных в скобки.
1. Нам (машут – махают) платками. 2. С потолка (капает – каплет). 3. Ветер (колыхает – колышет) листву.4. Я (мучусь – мучаюсь) весь день. 5. Они (заготавливают – заготовляют) солому на зиму. 6. Им (двигает – движет) чувство сострадания. 7. Рыба (мечет – метает) икру. 8. Он (вис – виснул) на подножке трамвая. 9. Вдали (белеет – белеется) парус. 10. Вы должны (прочитать – прочесть) эту книгу.
Упражнение 3. Проанализируйте употребление времен глагола. Устраните ошибки.
1.Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку. 2. Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.3. Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно. 4. Когда фашистские полчища вторгаются в нашу страну, Андрей вместе с регулярными частями армии отправился на фронт. 5. Различные кушанья были поданы на стол и вызывают у присутствующих аппетит.
Упражнение 4. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления видов глагола. Исправьте предложения.
1. Мало только предвидеть, нужно их исправить. 2. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его пожеланиями. 4. Работники сферы обслуживания обязались улучшать работу с населением. 5. Подытаживать успехи и достижения еще рано. 6. Книга познакомит читателя с с историей русского театра, рассказывает о выдающихся актерах нашего времени. 6. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при первой же трудности. 7. Нельзя по результатам только одного испытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучать в целом. Увидать лучшее, что в нем есть. 8. Нужно срочно стабилизировать положение с кадрами строителей. 9. Снегозадержание позволит накоплять в почве достаточное количество влаги. 10. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из числа учащихся старших классов.
Упражнение 5. Укажите ошибки в употреблении возвратных глаголов. Исправьте предложения.
Почтовые отправления должны приготавливаться к отправке заранее. 2. Просьба не стучаться без необходимости. 3. Полицейский попросил нарушителя объясниться в своем поведении. 4. Прибор легко собирается. 5. С января месяца отстраняется от работы мастер Сазонов. 6. Устройство прикрепляется двумя болтами. 7. Если место занимается ребенком старше пяти лет, на него должен приобретаться детский билет. 8. Многие выпускники направляются на работу с учетом сделанных заявок предприятий.
Упражнение 6. Укажите случаи неправильного употребления причастий и деепричастий. Исправьте предложения.
1. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на их владение. 2. В числе спортсменов, сыграющих все три матча, будет и наш прославленный вратарь. 3. Рабочие и служащие завода, приедущие отдыхать в этот живописный уголок, найдут все условия для настоящего отдыха. 4. Лицам, приобревшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продляться не будут. 5. Нарушивши правила, водитель попытался скрыться. 6. Разгрузивши машины, они не сразу разошлись по домам. 7. Среди молодежи можно найти немало юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом конкурсе. 8. Решения, поддержавшего бы этот почин, так и не было принято. 9. Такие знатоки нередко высказывают «свое собственное мнение», даже не видя кинокартины, не прочитав книги. 10. Лидировав на протяжении всего сезона, группа все же уступила первенство.
1. Игрушки, (выпускающие, выпускаемые) фабрикой игрушек, очень красивы и прочны. 2. Вопрос, (обсуждающийся, обсуждаемый) на профсоюзном собрании, очень важен. 3. В книге описываются события, (имеющие, имевшие) большое историческое значение. 4. Ученики, (приобретшие, приобревшие) прочные знания по этой теме, хорошо подготовлены к усвоению темы, (изучаемой, изучающейся, изучавшейся) в седьмом классе.
1. В статье правильно подчеркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в эпоху промышленной революции. 2. Докладчик усиленно готовился к заседанию, состоящемуся через неделю. 3. В Карстовых пещерах под Одессой в наносных слоях глины были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад. 4. Мы не отрывали своих глаз от полей и садов, на сотни километров раскинутых вдоль железной дороги. 5. Работы, выполняющиеся планировщиком, были направлены заказчиком.
Упражнение 9. Подготовьте устное сообщение на тему: «Использование глаголов в речи».