Утреня с полиелеем что это
Полиелей — что это, как происходит и для чего
Церковные богослужения
Православные храмы необходимы для совершения церковных служб, главная из которых Литургия. Богослужения бывают вечерние, утренние и дневные. Они состоят из частей, каждая из которых имеет свое название, особую роль и свое символическое значение. Так, накануне Великих праздников и воскресных богослужений после прочтения кафизм и особых церковных песнопений совершается особое действо. В храме загораются все светильники и открываются царские врата. Все священнослужители торжественно выходят на середину храма. Так начинается полиелей. Полиелей — что это такое?
Полиелей — что это?
Греческое слово «Полиэлеос» состоит из двух частей: «πολυς» — «многий» и «ελεος» — «милость». Дословно на русском «Полиелей» означает «многомилостивое», «многая милость». Это название относится к торжественному пению псалмов 134 и 135. Во втором из них звучит часто повторяются слова «Яко в век милость Его». Поэтому за пением этих псалмов и закрепилось название «Полиелей».
Многие допускают распространенную ошибку, будто перевод слова «Полиелей» — это «многомаслие». Недоразумение возникло из-за схожести звучания по-гречески слов «милость» («ἔλεος») и «масло» («ἔλαιον»). Доводом в пользу такого неверного понимания является использование масло (елея) на полиелейной службе. До наших дней сохранилась традиция помазания лба всех молящихся в храме освященным маслом.
История возникновения полиелея
В ветхозаветные времена совершались особые ночные богослужения, предваряющие начало нового дня. В раннехристианский период была составлена особая службы — утреня. Со временем ее чин сильно претерпел изменения. Были оставлены только отдельные псалмы. А духовные поэты и гимнописцы, такие как Роман Сладкопевец, составили специальные песнопения для утрени. Современное чинопоследований утрени закрепилось Студийским (9 век) и Иерусалимским (11 век) Уставами, регулирующими порядок ведения церковных служб. К этому времени относятся первые упоминания о пении полиелейных псалмов.
С 15 века на Всенощном бдении Полиелей, наряду с Литией (усердным молением) и Великим славословием, отличается молитвенной насыщенностью и торжественным участием священнослужителей. Раньше во время полиелея молящиеся стояли с зажженными свечами. Это свидетельствовало о духовном горении человека в чувстве любви ко Господу. До наших дней такая традиция не сохранилась. В современной церковной практике только священник на полиелее держит свечу.
Полиелейные псалмы
Содержание псалмов 134 и 135 созвучно. В них избранный народ Божий, Израиль, призывается совершить славословие Творцу (134, 6; 135, 5-9) и Промыслителю (134, 7; 135, 25). Так верующие должны выразить благодарность за все оказанные Творцом милости. Это освобождение от египетского рабства (134, 8-10; 135, 10-16) и дарование обетованной (обещанной) земли (134, 10-12; 135, 17-20). За все это избранный народ обязан сохранять верность Богу (134, 15-18). В некоторых местах псалмы буквально повторяют друг друга (134, 10-11 и 135, 17-20). Все содержание этих псалмов наполнено восторженной радостью, которая изливается в благодарных словах.
Псалом 135 более восторженный и торжественный. Например, если в псалме 134 стих 5 сказано «Господь наш над всеми боги», то в псалме 135 стихи 2-3 — «Богу богов», «Господеви господей». Каждый стих псалма 135 сопровождается величественным припевом «Яко в век милость Его». Его повторение 26 раз наиболее сильно звучит в стихах 17-20.
Здесь одно предложение разделено этим припевом на четыре части:
«поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его».
«песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, то есть диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса» (святой Симеон Солунский, 14-15 век).
Типикон и другие богослужебные книге не указывают чин пения полиелея. По сложившейся традиции псалмы поют в сопровождении припевов «аллилуйя» после каждого стиха. Иногда припевы поются по трижды.
Порядок совершения полиелея
Согласно Уставу, по прочтении одной из кафизм и малой ектении (молитвенного прошения) зажигается весь свет в храме. Это символизирует нетварный Божий Свет, который был явлен людям Сыном Божиим. Открываются царские врата. Все священнослужители выходят из алтаря и становятся в центре храма перед иконой праздника. Алтарники подают священникам зажженные свечи на специальных подсвечниках. Хор торжественно читает стихи полиелейных псалмов.
Далее священник, совершающий службу, начинает каждение всего храма (окуривание ладаном). Сначала он подходит к иконе праздника в центре храма при пении величания. Затем — к престолу (высокому столу, стоящему посредине алтаря). Потом покидает алтарь, кадит иконостас, молящихся и весь храм.
Полиелей сопровождается каждением, которое в
«богослужении отмечает наиболее торжественные и священные моменты. Символизируя собою, как и всегда, силу и богоугодность молитвы, которая действительно достигает при пении этих псалмов высшей степени напряжения; символизируя и привлекаемую такой молитвой благодать Духа Святого; способствуя подъему душевного настроения приятным запахом благовоний, каждение в данном случае имеет еще отношение к воспоминанию, связанному с этой частью утрени: оно напоминает о том душистом мире, которое «с милостивными слезами» растворяли в этот час ночи воскресения мироносицы» (Михаил Николаевич Скабалланович, Толковый Типикон).
По сложившейся традиции после полиелея все присутствующие на богослужении целуют икону праздника и Евангелия. В напоминание о братской трапезе первых христиан, сопровождавшейся помазанием благовонным елеем, священник храма совершает начертание знака креста на лбу подходящих к иконе.
«Полиелей представляет собой некоторую границу в вечернем богослужении. После него оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний» (иерей Василий Писцов).
Когда совершается полиелейная служба
По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрене перед великими и некоторыми другими праздниками (в церковном календаре они отмечены красным крестиком). Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника. Престольный праздник — день святого или события, в память которого освящен храм. В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной. Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»). Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю). Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения). От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).
На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники. Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.
Полиелей
Полиеле́й (от греч. πολυέλεοσ (полиелеос) (от греч. πολύς — многий, и ἔλεος — милость) – многая милость, (в древних Уставах — многомилостивое) – торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Это название связано с частым повторением при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.
«По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс. «Исповедайтеся Господеви».
Основания для таких сроков:
Псалмы 134 и 135 однородны по содержанию. Они приглашают Израиля к прославлению Бога Творца ( Пс.134:6; 135:5-9 ) и Промыслителя ( Пс.134:7; 135:25 ) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от египетского ига ( Пс.134:8-10; 135:10—16 ) и водворение в земле обетованной ( Пс.134:10-12; 135:17-20 ); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества ( Пс.134:15-18 ).
«Полиелей, т. е. «многомилостивый», есть техническое выражение нашего богослужебного устава, применяемое к двум псалмам (134—135), поемым на торжественной праздничной утрени после кафисм и седальнов с их назидательными чтениями из свв. отцов и перед чтением праздничного или воскресного Евангелия. Назван он так потому, что говорит о тех великих милостях, которые Бог посылает в многотрудной и бурной жизни Израильского народа, в частности, во время исхода из Египта, во время странствования по пустыне и т. д.
В приходских церквах, в которых устав не блюдется, полиелей поют на всякой воскресной утрени, причем обыватели называют его «Хвалите», что совершенно неправильно, так как под «хвалитными» псалмами понимаются псалмы на утрени после канона и перед славословием. По уставу полиелей поется, вместо «непорочных», только в известные периоды года, а именно: от 22 сентября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. Термин «полиелей» известен Иерусалимскому канонарю VII в.»
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
Значение полиелейной службы, схема и порядок последования
В православных календарях, помимо основных праздников, довольно много «красных» дней, посвященных каким-либо важным христианским событиям. В эти дни проходит особый вид службы, называемый полиелейной. Но не все прихожане разбираются в тонкостях церковных таинств, поэтому не понимают отличия разных видов богослужений. Понять это поможет знакомство с сутью полиелея и порядком проведения.
Понятие полиелейной службы
Слово «полиелей» ведет свое начало с греческого языка. Первая часть слова «поли» означает «много, многие», вторая часть «елеос» – «милость». Таким образом, в переводе на русский язык «полиелей» значит «многомилостив».
Некоторые переводят это слово, как многомаслие. Путаница происходит из-за идентичного звучания двух греческих слов «елеос» и «елей». Способствует этому и использование масла во время помазания лба прихожан.
Полиелейное богослужение проводят во время Средних или Малых церковных праздников, заменив им Всенощное бдение. Последование этих двух служб значительно отличается друг от друга. Одно из основных отличий – полиелейное богослужение предусматривает раздельное проведение утрени и вечерни.
В православных храмах полиелейное богослужение часто проходит по субботам, за исключением определенных периодов, когда полиелей не проводят: начиная от празднования Пасхи до Воздвижения, в предрождественские и рождественские дни (со 2 января по 27 января). Прекращают петь полиелейные псалмы за неделю до начала и во время всего Великого поста. Если же на неделю до и после Пасхи приходятся какие-то большие праздники (Благовещение, праздник самого храма), то разрешается в эти дни совершать полиелей.
Как проводится: схема и порядок
Согласно церковному уставу, полиелейная служба начинается с чтения 9 часа, посвященного смерти Иисуса Христа. Малую вечерню не проводят. По окончании чтения 9 часа наступает черед Вечерни.
В храме зажигаются все светильники, лампады, открываются Царские врата. Священник выходит на середину храма, остановившись перед иконой праздника. Алтарник раздает священнослужителям зажженные свечи.
Хор поет псалмы, после чего следует чтение «Блаженного мужа», малой ектении. Затем начинается каждение:
Заканчивается каждение окуриванием икон Спасителя, Божией Матери, праздничной иконы, самого священника. Начинается чтение прокимена и Евангелия. Читается тропарь, посвященный тому святому, чей праздник празднуется.
Прихожане прикладываются к праздничной иконе, а священнослужитель совершает помазание елеем, чертя знак креста на лбу прикладывающихся к иконе. Благодаря обряду помазания исцеляются болезни, очищается душа, становится радостно, спокойно.
После пения тропарей следует возглас диакона «Премудрость».
Оканчивается вечерня с полиелеем песнопениями хора «Утверди, Боже…».
За вечерней следует еще два богослужения – Малое Повечери, Полуношница, проходящая ночью.
На утро служат Полиелейную Утреню. Она, в отличие от обычной утрени, начинается не с исполнения Шестипсалмия, а с чтения 19 и 20 псалмов, сопровождающегося полным каждением алтаря и всего храма.
Дальнейший порядок последования полиелейной утрени выглядит следующим образом:
Последующая схема богослужения не отличается от обычной утрени. Заканчивается оно так же, как и Всенощное бдение.
Присутствуя на богослужении, любой из прихожан может принять участие в пении псалмов, молитв. Для этого нужно иметь при себе соответствующие книги. Впервые пришедшие в храм для начала могут просто понаблюдать за прохождением службы, вслушиваясь в слова священнослужителей и запоминая действия молящихся. После службы можно поговорить со священником или прихожанами, уточнив непонятные моменты.
Утреня
Вечерня изображает начало истории человечества, первые дни грехопадения — вечер (конец) творения мира, сменившийся для человека после грехопадения темной ночью с лишением лицезрения светлого Лика Божия. Утреня изображает радостное и светлое утро — явление Христа миру. А во второй половине еще более светлое утро — воскресение Господне. Еще только начинает загораться заря на небе Вифлеема, еще не погасли звезды. И вот среди тихого неба — тихая песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». Родился Христос — этот момент и изображает начало утрени (малое славословие), момент радостный и светлый, но время полного торжества еще не настало. Христос, родившийся на земле, должен пройти ради нас скорбный путь жизни в зраке раба и еще более скорбный путь Голгофы, пока не войдет в радость воскресения и не введет в нее нас. Памятуя это, мы в тишине еще не окончившейся ночи прибегаем смиренные, как вифлеемские пастухи, к святым яслям с воплем покаяния в словах ексапсалмия (шестопсалмия).
В церкви полумрак, чтобы сильнее падали в тишине и мраке на сердце огненные слова псалмопевца Давыда. Православная Церковь избрала для шестопсалмия псалмы такого характера, чтобы дать молящимся почувствовать с возможной полнотой и живостью падшее состояние человека, пробудить в них чувства греховности и безответности перед судом святости и правды Божией, страх вечной погибели в отчуждении от любви Божией, живое желание и надежду спасения в Боге, в Божией бесконечной милости, всепрощающей, очищающей от грехов, возвращающей к жизни из области смерти, возрождающей своей бесконечной отеческой любовью. Это псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Точно «горящий уголь» падают пламенные слова пророка на душу, расположенную слушать и вдумываться в «песни покаяния».
Плача у яслей Господа о своих грехах и умоляя о помиловании (и в псалмах, и в великой ектении, следующей за шестопсалмием), верующие ликуют о рождении Господа: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядыи во имя Господне», — приветствует хор Родившегося ради нашего спасения Христа. И поется тропарь дня, праздника или святого. Затем снова святая назидательная Псалтырь. На воскресной утрени всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых святой пророк Давыд подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (псалом 21-й), о смерти, сошествии в ад и воскресении (псалом 15-й), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (псалом 23-й). Последний псалом уже полон ликования. Господь Победитель открывает двери рая, входит Сам и открываете их для верных своих. Откройтесь двери: идет Царь Славы. Кто Сей Царь Славы? Господь Сил: Он Царь Славы (пс. 23-й). И еще светлее становится настроение молящихся.
Далее читается 17 кафизма (кроме Господских праздников и недели о Фоме).
Полиелей (Полиелеос)
Начинается полиелей. Полиелей значит «многомаслие», то есть обильное освещение. В то же время слово «полиелей» можно перевести как «много милости». И то и другое название подходит к той части праздничной утрени, которая называется полиелеем. По уставу в это время зажигаются обильные светильники. Отсюда — «многомаслие».
Полиелей — это и пение псалмов 134 и 135, в которых неоднократно повторяется «яко в век милость Его», то есть повторяется много раз слово «милость». Открыты Царские врата — в знак того, что открыт гроб Христов, и через Воскресение Христово открыты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воскресения.
В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжество хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц и радостная весть ангелов мироносицам: «Сонм ангелов удивился, увидев Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но разрушившего силу смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. Зачем вы, ученицы, мешаете миро со слезами жалости, — вещал мироносицам блистающий во гробе ангел, — видите вы этот гроб (без Мертвеца) и знайте, что Спаситель воскрес от гроба».
«Ранним утром мироносицы в слезах спешили к Твоему гробу, но им предстал ангел и сказал: «Время плача кончилось: не плачьте, но возвестите апостолам о Его воскресении».
«Мироносицы-жены с миром пришедшие к Твоему гробу, Спаситель, рыдали, но ангел им сказал: «Что вы считаете Живого между мертвыми, Он, как Бог, воскрес от гроба».
«Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице, во едином существе, взывая с серафимами: Свят, Свят, Свят, — Ты Господи. Родивши подателя жизни, Дева, Ты избавила Адама от греха и даровала Евве вместо печали — радость, воплотившийся же из Тебя Бог и Человек возвратил (направил к жизни) тех, которые от нея отпали».
Антифоны
В воскресный день, после тропарей «Благословен еси Господи» и малой ектении, поют антифоны или степенны. С древности эти песнопения так называются потому, что антифоны пелись на два хора, а степенными называются потому, что смысл этих песнопений взят из 15 псалмов, называвшихся степенными — песнями степеней. Эти псалмы, 119-132, пелись в ветхозаветной Церкви на 15 ступенях входа в Иерусалимский храм, по псалму на каждой ступени.
Части этих псалмов соединены со стихами, составленными святым Иоанном Дамаскиным и иноками Студийской обители. Степенны-антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. В этих псалмах выражаются чувства души, желающей освободиться из плена греховного — из рабства диаволу, чтобы вселиться в обители, открытые нам воскресением Христовым. Здесь душа возносит к Господу то скорбный вопль об освобождении от страстей и наветов вражиих, то молитву надежды на милость Божию, то сетование о своей нечистоте душевной, то радость о служении Богу в Церкви, то страх перед судом Божиим, то всецелое упование на милосердие Спасителя:
«От юности моея мнози борют мя страсти: но Сам мя заступи и спаси мя, Спасе»
«Ненавидящии Сиона (Церковь Христову) посрамятся от Господа, яко трава бо во огневи будут изсохшая(потому что, подобно траве, сделаются добычею огня)».
«Святым Духом всяка душа живится (получает новую жизнь) и чистотою возвышается и светлеется Троическим единством священнотаино (таинственно просвещается Святою Троицею)».
Библиотека Русской веры
Последование Утрени →
Чтение Святого Евангелия и изнесение его на середину храма
Далее, в порядке утрени, следует чтение Евангелия. На воскресной утрени Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам. Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним, и потом износится на середину храма для поклонения и лобызания верующими и пребывает на середине храма, пока все верующие не приложатся к нему.
При изнесении Евангелия из алтаря верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Исусу». Таким образом, изнесение святого Евангелия из алтаря на середину храма во время воскресных всенощных бдений знаменует то, что Воскресший Господь является и нам недостойным, подобно тому, как Он являлся по воскресении Своем женам-мироносицам и святым апостолам по Своему неложному обетованию: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20).
Изнесение иконы
В праздники Господни, Богородичны и святых во время полиелея износится на середину храма икона праздника или святого и перед ней поется величание празднику. Святая икона Пресвятой Богородицы находится среди храма, посреди нас для того, чтобы напомнить нам, что Владычица мира Сама всегда среди нас, как сердобольная Мать среди своих детей, как светлая всемогущая Царица среди своих верных слуг. Она около всех, верных Евангелию Ее Сына, и готова на помощь каждому, кто прибегает к Ней в своих скорбях и напастях.
После стихеры «Воскресение Христово видевше» полагается чтение псалма 50-го. Затем поется: Слава. «Молитв ради апостол, Милостиве, очисти множество согрешений наших». И ныне. «Молитв ради Богородицы». Стих: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и по многим щедротам Твоим очисти беззакония моя, Боже Спасе мой». Далее поется стихера (так называемая по 50 псалме): «Воскрес Исус от гроба, яко же прорече, и дарова нам живот вечный, мир и велию милость». В праздничные дни вместо этой стихеры поется стихера празднику. Диакон возглашает ектению — молитву: «Спаси Боже люди своя». Потом следует пение канона.
Пение канона
Канон (правило) есть собрание духовных песней, составленных по образцу песней ветхозаветных и указывающих на них своим содержанием.
Образцом первой песни канона служит песнь святого пророка Моисея, в которой он прославляет Бога за избавление от фараона, потонувшего с войсками в морской пучине (Исход, гл. 15): «Пою Господа, ибо Он высоко превознесся. Коня и всадника ввергнул в море. Он Бог и прославлю Его».
Образцом второй песни, которая поется только в святую Четыредесятницу, служит обличительная песнь пророка Моисея народу израильскому: «Внимай, небо: я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32).
Третья основана на песни святой Анны, матери Самуила, которая хвалит Господа за дарование ей сына. И молилась Анна: «Возрадовалось сердце мое в Господе и вознесся род в Боге моем».
Четвертая берет содержание из песни пророка Аввакума, изображающего грозное шествие Господа для суда над людьми: «Господи, услышал я слух Твой и убоялся».
Образец пятой — песнь пророка Исаии (гл. 26), изображающего грядущее царство Мессии, Который судит грешных и воскрешает праведных.
Источник шестой песни — молитва Ионы, восхвалявшего Господа из чрева кита: «К Господу воззвал я в скорби моей, — и Он услышал меня. Из чрева преисподней возопил, — и Ты услышал глас мой» (Иона, 2, 3). Иона, как известно, был прообразом воскресшего Христа.
Седьмая песнь заимствует свое содержание из песни трех еврейских отроков — Анании, Азария и Мисаила, вверженных в разожженную печь по повелению Навуходоносора и оставшихся невредимыми. Она выражает сокрушение о грехах еврейского народа и торжественное прославление Бога Истинного (Дан. 3, 26-27). В печи раскаленной, но не опаляющей трех отроков, Церковь видит прообраз безсеменного и девственного зачатия и рождения Исуса Христа, прославляет всемогущество Спасителя и молит Господа об озарении нас светлым огнем Божества.
Восьмая песнь берет свое содержание из второй половины песни трех отроков. В этой половине песни содержится призывание всей твари к прославлению Господа (Дан. 3,59).
После восьмой песни канона поется песнь Богородицы: «Величает душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» с новозаветным припевом в честь Богоматери: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, девственно (без болезни и греха) родившую Бога Слово, истинную Богородицу, Тебя величаем» (песнь приводится в русском чтении).
Песнь «Честнейшую» сочинена была Козьмой Маюмским в самый Великий пяток, в день особой скорби для Матери Господа Исуса. Пречистой весьма благоугодна была эта песнь, и Она явилась преподобному с лицом светлым и радостным и сказала ему: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою».
В девятой песни Церковь прославляет Святую Деву, Матерь пришедшего в мир Спасителя.
В середине кафизм и по шестой песни канона полагается чтение учительного Евангелия и Пролога. Этим Церковь вводит нас в суть воспоминаний праздника и готовит к разумному слушанию Евангелия на следующий день.
Стихеры на хвалитех и великое славословие
После канона, завершаемого малой ектенией, диакон на воскресной всенощной возглашает: «Свят Господь Бог наш». Потом поются хвалитные псалмы 148-150.
«Слава показавшему нам свет» — возглашает священник. Христиане отвечают великим славословием: «Слава в вышних Богу».
В древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра. И возгласом «Слава показавшему нам свет» священнослужитель возвещал о появлении утренней зари или солнца. Мы благодарим Господа за то, что Он показал нам свет Богопознания, дал свет веры, осиял лучезарным сиянием Лика своего и Евангелия: «Слава Богу на небесах, мир на земле, в людях благоволение. Мы хвалим Тебя, благословляем, кланяемся, славословим и благодарим за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель. Господи, Сын Единородный и Святыи Дух. Господи Боже, Агнец Божии, Сын Бога Отца, принявший грех мира, помилуй нас. Принявший грехи мира прими молитву нашу; Сидящий одесную Отца помилуй нас, потому что Один Ты свят, Один Ты Господь Исус Христос, в славу Бога Отца, Аминь. Всякий день мы будем благословлять Тебя и прославлять Имя Твое вечно и во все времена».
Заканчивается славословие пением «Святыи Боже». Эта мольба о помиловании, которая сама по себе отдельно выражает самоосуждающее покаяние, глубочайшее смирение, страх погибели и самое чувство погибельного состояния, здесь, в связи с ангельским славословием Богу-Спасителю, получаетдругой смысл и тон — выражает радость об открывшемся спасении, сердечную жажду благодатного помилования, благоговейную готовность всеми силами души служить милующему Богу.
Утреня бывает вседневная и полиелейная или праздничная. Вседневная утреня совершается в те дни, в которые и вседневная вечерня, а полиелейная — в дни празднуемых святых.
Порядок утрени вседневной
По совершении полунощницы иерей возглашает: «Благословен Бог наш»;
Чтец: «Аминь»; Трисвятое; по «Отче наш»
Иерей: «Яко Твое есть царство»;
Чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся»; псалом 49-й: «Услышит тя Господь в день печали»; псалом 20-й: «Господи, силою Твоею возвеселится царь»
Во время чтения псалмов иерей совершает каждение храма;
Слава и ныне; Трисвятое; по «Отче наш»; тропари: «Спаси Господи люди Своя; Слава: «Вознесыися на крест волею»; и ныне: «Предстательнице Страшная и непостыдная»; ектения краткая: 1) «Помилуй нас, Боже», 2) о стране и 3) за всю братию и за всех христиан;
Иерей: «Слава Святей Единосущной»;
Чтец: «Аминь» и чтет шестопсалмие (ексапсалмы); великая ектения; «Бог Господь» на глас тропаря; тропарь по уставу; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню; кафизмы. Между кафизмами малая ектения и седальны из Октая. После последней ектении и седальнов псалом 50-й: «Помилуй мя Боже». Канон в Октае и Минеи. Ирмосы канона из Минеи поются вместо катавасии. После 3-й песни ектения малая и седальны в Минеи; после 6-й песни ектения малая; кондак и икос в Минеи;
После 8-й песни иерей возглашает: «Богородицу песньми возвеличим»;
Певцы поют песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа» с припевами «Честнейшую Херувим». Во время пения «Честнейшую» иерей или диакон кадит алтарь и храм. После канона: «Достойно есть»; малая ектения; светильны по уставу; хвалитные псалмы. Далее: «Тебе слава подобает».
Затем чтец продолжает: «Слава показавшему нам свет» и читает «великое славословие». Ектения: «Исполним заутрения молитвы». Стихеры на стиховне из Октая. Читается: «Благо есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь и Богородичен из Минеи. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».
После ектении иерей возглас и чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся», 3 раза, и читает псалмы первого часа.
Полиелейная утреня
Полиелейная утреня до кафизм включительно отличается от вседневной только тем, что после кафизм седальны читаются из Минеи. Затем после последней, то есть второй кафизмы, порядок утрени идет уже не такой, как на вседневной, а именно: после малой ектении и седальна по 2-й кафизме поется «полиелей» и «величание» перед праздничной иконой.
На полиелей открываются Царские двери и иерей с диаконом кадят алтарь, весь храм и народ.
После Евангелия Царские двери закрываются, а на великое славословие опять открываются до первого часа. После полиелея — малая ектения; седален из Минеи; первый антифон степенны 4-го гласа: «От юности моея»; прокимен;
Иерей: «Яко свят еси Господи Боже наш»;
Певцы: «Аминь» и «Всякое дыхание»;
Диакон: «И о сподобитися нам» и проч.
Иерей читает Евангелие.
После Евангелия читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже».
Поется: Слава: «Молитв ради апостол (или других святых, соответственно праздника), Милостиве очисти», и ныне: «Молитв ради Богородицы, Милостиве очисти»; стих: «Помилуй нас, Боже»; стихера из Минеи.
Диакон чтет молитву: «Спаси, Боже, люди Своя»;
Певцы: «Господи помилуй» 12 раз;
Иерей: «Милостию и щедротами»;
Певцы: «Аминь» и поется канон. Канонов два: первый Богородичный на 6, второй праздника из Минеи на 8. Катавасия по Уставу. После канона хвалитные псалмы и стихеры «на хвалитех».
После стихер иерей возглашает: «Слава показавшему нам свет»;
Певцы поют великое славословие. После славословия — тропарь праздника. Две ектении «Помилуй нас Боже» и «Исполним заутренния молитвы», «Утверди Боже».
Затем диакон возглашает: «Премудрость»;
Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;
Иерей: «Слава Тебе Боже наш, упование наше, слава Тебе»;
Певцы: Слава, и ныне, «Господи помилуй», 2 раза, и «Господи благослови»;
Иерей: отпуст по уставу;
Чтец: «Аминь» и следует чтение первого часа.