Утопия что это в литературе
Утопия
Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») [1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).
Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.
Содержание
История
Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.
Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.
Классификация и признаки утопии
Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:
Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).
Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.
Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.
Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример — Кампанелла, всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки». [2]
Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором». [источник не указан 480 дней] Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.
…не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса. |
Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики — утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительноеКритика жанраЧто такое утопия: понятие, примеры, признаки утопииПриветствую Вас, друзья! Слово «утопия» обычно употребляется, чтобы показать, что некие предположения или прогнозы звучат слишком красиво, но при этом абсолютно несбыточны. Примерный смысл данного термина очевиден каждому. При этом далеко не все понимают, что такое утопия на самом деле, сколько философских теорий стоит за данным понятием и как сильно различные утопические идеи повлияли на историю человечества. Сегодня мы восполним данный пробел, подробно ответив на эти и другие вопросы. Что такое утопия?Утопия – это вымышленное место с идеальными условиями для жизни и всеобщего счастья. В литературе этим термином называют жанр произведений, описывающих всевозможные утопические миры. Практически все такие произведения являются фантастическими и описывают либо отдаленное будущее, либо альтернативную реальность, либо никогда не существовавшее прошлое. Существует две популярные версии о происхождении данного термина. Согласно первой, он образован от греческих слов οὐ (нет) и τόπος (место), поэтому его можно перевести как «несуществующее место». По другой версии в качестве первого слова выступает εὖ, что переводится как «благо». Соответственно, подразумевается «благое место». Автором термина принято считать английского писателя Томаса Мора (Thomas More). Он имел прекрасное образование, поскольку практически всю юность и молодость учился у лучших юристов, философов и гуманистов Королевства. Вооружившись таким редким сочетанием знаний и навыков, он разработал концепцию идеального государства, которую описал в своей знаменитой книге «Утопия», опубликованной в 1516 году. Изначально у Мора Утопией назывался вымышленный остров, на котором располагалось идеальное государство. В дальнейшем слово стало нарицательным, и им стали обозначать подобные вымышленные миры с идеальными условиями для жизни, а также литературный жанр, описывающий эти миры. Сегодня данный термин часто применяют в отношении любых несбыточных фантазий. К примеру, если человек начинает мечтать о будущем и описывает слишком красивые планы, говорят, что это утопия и ему следует рассуждать более приземленно. Если политик рассказывает о будущем и рассыпается в прекрасных обещаниях, о нём также говорят, что он произносит утопическую речь. В данном контексте слово «утопический» приобретает отрицательный оттенок и подразумевает, что данный политик – популист. Признаки утопииПрактически все произведения, описывающие утопические миры, обладают рядом характерных особенностей: Это типичные признаки, свойственные большинству утопий. Следует учитывать, что в разные времена представления об утопических мирах менялись, отражая социальные, экономические и политические проблемы, актуальные для того периода. Примеры утопииСравнивая утопические произведения, написанные в разное время, несложно заметить, как на мысли автора влияет специфика его эпохи. Рассмотрим несколько показательных примеров. 1. «Государство» Платона (370 год до н. э.)Это произведение написано в виде диалога. Рассказчик беседует с разными персонажами, и это общение позволяет понять общую картину мира. Произведение описывает мир, в котором обязанности четко разделены между тремя сословиями: В «Государстве» Платона нет частной собственности. Все блага являются общими. Общими являются также жёны и дети. 2. «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602)Данное произведение итальянский философ Томмазо Кампанелла написал, пребывая в тюремном заключении. В его идеальном мире не существует безработицы. Все люди обязаны трудиться, при этом каждый занимается тем делом, для которого имеет талант, а продолжительность рабочего дня составляет 4 часа. Помимо этого все люди обязаны заниматься саморазвитием. Кампанелла, как и Платон, отрицает институт брака. В его понимании люди не должны связывать себя какими-либо узами, ограничивая свою свободу. Влюблённые могут создавать союзы при условии взаимного согласия. При этом существует некая правящая верхушка, подбирающая каждому человеку «рекомендуемого» партнера, с которым можно рожать детей. Во главе государства стоит философ-первосвященник. 3. «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова (1956)В данном произведении описан идеальный коммунизм. Все люди дружелюбны, имеют отличное образование, не тяготятся к богатству и излишествам, обладают крепким здоровьем и живут в среднем до 170 лет. Материальных ресурсов хватает для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь всему населению, поскольку промышленность полностью автоматизирована. При этом у всех граждан планеты одинаковое право голоса, которым они могут воспользоваться, принимая участие в голосованиях по поводу дальнейшего развития планеты и общества. Утопия и утопизмКак мы уже выяснили выше, утопия – это идеальное место, которое не существует и не может существовать в действительности. В таком месте общество живёт по идеальным законам, все люди счастливы, здоровы и умны, отсутствуют любые формы неравенства и эксплуатации. Разумеется, такое общество существовать не может, поскольку нельзя полностью исключить наличие у отдельных индивидуумов стремления к насилию и девиантному поведению. Поэтому утопическая реальность рассматривается исключительно как теоретическая идея – красивая мечта, не осуществимая в действительности. Утопизм – это более радикальное мировоззрение, подразумевающее реальную веру в то, что идеальное общество может быть создано. Утописты позиционируют утопию как цель, пропагандируют её и призывают к определенным действиям. Если какая-то утопическая идея позиционируется как светлое будущее, которое вот-вот будет построено, это и есть утопизм. Наиболее известным примером в истории является, конечно же, учение Карла Маркса, которое изначально разрабатывалось с расчетом на воплощение в реальной жизни. Концепция утопии Томаса МораУ Томаса Мора «Утопия» – это название острова, на котором существует то самое идеальное государство с наилучшим устройством. Автор не объясняет название, но считается, что оно переводится как «Нигде» или «Несуществующее место». Вымышленный остров он противопоставляет Англии того времени, когда нормой считалось согнать людей с обжитых ими земель, чтобы расширить пастбища для скота. У гуманиста Мора это обстоятельство вызывало негодование, поэтому первая часть книги строится на критике английских порядков, воинственности королевства и низкой цены человеческой жизни. Во второй части он переходит к описанию Утопии – фантастического острова, на котором построено идеальное государство. В нём существует всего 54 города, в каждом городе живёт 6000 «семей», а в каждой семье присутствует от 10 до 16 взрослых людей. Все обязаны работать, но продолжительность рабочего дня составляет всего 6 часов.
Каждый человек в Утопии работает по своему призванию. Это позволяет ему быть максимально эффективным, занимаясь любимым делом. Также на острове предусмотрено что-то вроде трудовой повинности, похожей на обязательную службу в армии. Каждый горожанин должен отработать в деревенской семье 2 года. Управлением занимаются только люди с очень высоким уровнем интеллекта и образования. Самые умные и мудрые люди работают в сенате, который возглавляет князь (адем). Князя выбирает сенат, после чего тот правит пожизненно, но за деспотизм может быть лишен своего титула. Из самых интересных особенностей Утопии можно назвать отсутствие частной собственности и очень простое законодательство, обусловленное низким уровнем преступности. У острова сильная армия, которая нужна ей только для обороны. На острове хорошо относятся ко всем религиям, но каждый должен во что-то верить, поскольку атеизм запрещён. Утопический социализмКарл Маркс проводил отчётливую границу между утопическим и научным социализмом. В дальнейшем концепция коммунизма формировалась именно на основании научного социализма, поскольку Маркс не рассматривал утопическую составляющую как нечто, что возможно воплотить в жизнь. Вместе с Фридрихом Энгельсом он критиковал западный идеализм, выдвигая следующие претензии: Понятие «утопический социализм» ввёл Томас Мор. В дальнейшем его развивал Фридрих Энгельс, а позже – Карл Каутский. Интересно, что Каутский считается одним из главных создателей концепции коммунизма наряду с Марксом и Энгельсом, но его фамилия упоминается гораздо реже. Чем утопия отличается от антиутопииАнтиутопия (англ. Dystopia) – это полная противоположность утопии. Этим термином обозначают общество, пришедшее в упадок в результате техногенной катастрофы, пандемии, катаклизма или попыток построить утопию. Также антиутопия – это жанр литературы и кино, в котором описываются соответствующие ситуации. Термин dystopia появился в литературе с подачи Гленн Негли и Макса Патрика, использовавших его в своей совместной работе «В поисках утопии», которую они опубликовали в 1952 году. Интересно, что термин «антиутопист» (англ. Dystopian) появился почти на столетие раньше. В 1868 году его использовал британский философ Джон Милль. Антиутопия рассматривает неудачные сценарии развития общества, используя вполне реальные тенденции. К примеру, когда несколько десятилетий назад наметился резкий рост влияния международных корпораций, приобрели популярность произведения (а позже и фильмы), описывающие, как корпорации захватили мир и перекраивают его на свой лад. Обычно антиутопии отражают актуальные страхи и опасения характерные для конкретной эпохи. В качестве ярких примеров жанра можно назвать «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Машину времени» Герберта Уэллса, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Поклонникам отечественной литературы рекомендуется почитать «Землю» Валерия Брюсова, «Мы» Евгения Замятина и «Котлован» Андрея Платонова. Конечно же, нельзя пропустить «Обитаемый остров» Стругацких и «Час быка» Ивана Ефремова. ЗаключениеИдея утопии заключается в том, чтобы предложить модель устройства идеального общества. Каждый автор по-своему понимает, что такое утопия и какой она должна быть. Он отражает в ней собственные пожелания, сформировавшиеся под влиянием актуальных проблем. При этом он стремится показать свой взгляд на идеальное общество, представить улучшенную модель взаимоотношений между людьми, в которой не будет классового неравенства, дискриминации. Однако важно учитывать одно обстоятельство, противоречащее всем утопиям: человечество постоянно развивается и нуждается в развитии. Утопии же всегда представляют собой некое «законсервированное» состояние, пусть и благополучное, но лишенное возможности развития. Это одно из главных препятствий на пути реализации любой утопии. УтопияУтопия (от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место»; по другой версии: ου – «благо», то есть «благое место») – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. НазваниеНазвание жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора – «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427–347 гг. до н. э.). Детальная история жанраНачало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п. Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка (см. утопический социализм). Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий. В современной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики. В утопиях конструируется некая «вторая действительность», которая противопоставляется окружающей реальности и содержит острую критику современности. Расцвет утопической литературы совпадает с полосами острых культурных кризисов и кардинальных перемен в жизни общества. Основные черты утопииСвоими корнями утопическая литература уходит в архаические мифы о посещении подземного царства и в жанр народной сказки, в образно-композиционной системе, в которой важное место зачастую занимают некие блаженные волшебные страны, где добро окончательно побеждает зло, текут «молочные реки с кисельными берегами» и т.д. В процессе исторического развития в литературе выработался ряд устойчивых сюжетных ходов, обеспечивающих перемещение героя из обыденного мира в фантастическую реальность утопии: сны, видения, путешествия в неведомые дальние страны либо на другие планеты и т.п. Мир утопии располагается, как правило, вне привычных времени и пространства. Он помещается либо в странах на другом конце Земли (порой за ее пределами), недоступных простым смертным, и «случайно», «фантастическим образом» открывается стороннему гостю, либо переносится в «прекрасное будущее», воплотившее в жизнь светлые чаяния современного человечества. Принцип контраста настоящего и будущего в утопиях часто реализуется через диалог между сторонним визитером, которого все вокруг приводит в изумление, и его «чичероне», то есть проводником по новому миру, объясняющим чужестранцу устройство идеального общества. Характерные черты утопий:Известные произведенияЖанр утопии в русской литературеЗарождениеВ истории русской литературы существует также довольно прочная традиция создания утопических произведений, связанная с такими именами, как Сумароков, Радищев, Одоевский, Чернышевский, Достоевский, Салтыков-Щедрин и др. В России утопия появилась лишь в XVIII веке – в эпоху создания отечественной литературы нового времени и с этого периода начала активно развиваться, отвечая потребности русской общественной мысли. Русская утопия нередко была растворена в литературных произведениях других жанров – социальных романах, фантастических рассказах (например, утопические мотивы в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева). Русская литература более богата утопическими произведениями, чем об этом принято думать. Причем эти произведения разнообразны и по своему социальному содержанию, и по своим жанровым особенностям. Здесь мы находим и утопии в духе популярного в XVIII столетии «государственного романа», и декабристскую, и просветительскую, и славянофильскую утопии, и произведения в духе утопического социализма, и сатирические утопии, предвосхитившие ставший популярным во второй половине XIX – начале ХХ века жанр антиутопии, и другие виды утопической литературы. Большинство европейских утопий строились как путешествие или неожиданное посещение неведомой страны, которая не обозначена на географической карте. Собственно, этот традиционный сюжетный ход заимствует, например, Михаил Щербатов, описывая свою «землю Офирскую» («Путешествие в землю Офирскую»). Но чаще всего в русской литературе рассказывается о будущем, которое герой видит во сне. На этом приеме строятся рассказ Сумарокова «Сон «Счастливое общество», знаменитое описание сна из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева («Спасская Полесть»), «Сон» Улыбышева, четвертый сон Веры Павловны из романа «Что делать?» Чернышевского, «Сон смешного человека» Достоевского и др. В 1858 году А. Герцен издал в Лондоне в одной книге два сочинения – «О повреждении нравов в России» Щербатова и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Он не случайно объединил эти два произведения, так как оба они являлись, по сути, документами русской критической мысли, политического радикализма. К числу декабристских утопий относится прежде всего повесть «Сон» (1819) писателя и литературного критика Александра Улыбышева, примыкавшего к декабристам, и «Европейские письма» Вильгельма Кюхельбекера. Последние написаны от лица американца, путешествующего по Европе XXVI столетия и рассуждающего о прошлом и настоящем европейских стран. По широте охвата истории, по своему просветительскому пафосу и вере в великое будущее России утопия Кюхельбекера. Предваряет более позднюю утопию Владимира Одоевского «4338 год». РазвитиеХарактеризуя развитие русской утопической литературы, нельзя обойти стороной проблему антиутопии. Чаще всего негативные утопии в России XIX века описывали всевозможные отрицательные последствия технического и научного прогресса, механизации труда и стиля жизни, предупреждали об опасности мировых войн, могущих повернуть историю вспять. Мотивы утопии явственно присутствуют у Салтыкова в некоторых рассказах: «Сон в летнюю ночь», «Скрежет зубовный», где сны выступают в ироническом контрасте с реальностью. Как сатирическую утопию можно рассматривать и некоторые страницы «Истории города Глупова». Сатирической утопией является и повесть «Жизнь человека через сто лет» Григория Данилевского. Дальнейшая эволюция русской литературной утопии тесно связана с общественной атмосферой в России конца XIX – начала ХХ века. Поражение первой русской революции (1905-1907) вызвало серьезный идейный разброд в среде русской интеллигенции и усугубило пессимистические настроения в общественном сознании и литературе. Эти настроения дают себя знать и в развитии русской утопической прозы. Показательна в этом отношении, например, повесть Николая Федорова «Вечер в 2217 году» (1906). Труд лишен радости, сводится к бессодержательным, механическим операциям. Население разбито на сотни и тысячи, причем каждый должен носить свой рабочий номер. Стандартизации подчиняется и личная жизнь людей. Даже такая интимная область человеческих отношений, как любовь, подчинена единственной цели – выращиванию полноценного и здорового потомства. Семьи не существует, она давно отмерла как смешной и романтический пережиток. Советская утопияМотивы, связанные с утопией, все чаще звучат в творчестве известных русских писателей. Несколько утопических произведений пишет Валерий Брюсов. Среди них – «Земля», «Республика Южного Креста», «Семь земных соблазнов». Здесь читатель сталкивается с впечатляющими описаниями научно-технического прогресса: высотными домами, машинами, дирижаблями, электрическим и даже «радиоактивным» освещением. В творчестве Брюсова преобладает негативная утопия. Такова, например, «Республика Южного Креста». Социалистическую утопию представляет роман «Красная Звезда» Александра Богданова. В нем писатель изобразил основанное на коммунистических началах общество будущего, которое герой, профессиональный революционер, находит на Марсе. Советская утопия вобрала в себя те традиции русской утопической литературы, которые обозначились уже в конце XIX – начале ХХ века. С одной стороны, насущная для русской литературы тяга к социалистической утопии, с другой – это антиутопия. Видимо, не случайно в один и тот же 1920 год были опубликованы две важные утопии – антиутопический роман Е. Замятина «Мы», положивший, по сути дела, начало развитию этого жанра в мировой литературе ХХ века, и роман Александра Чаянова «Путешествие моего брата Алексея Чаянова в страну крестьянской утопии», продолживший традиции русской и европейской литературной утопии. Кстати, оба писателя за свои романы подверглись репрессиям. Во многих социально-фантастических и утопических романах 20-х годов – В. Итина «Страна Гонгури», Я. Окунева «Грядущий мир», А. Беляева «Борьба в эфире» В. Никольского «Через тысячу лет», Я. Ларри «Земля счастливых» и других – содержатся попытки нарисовать будущее как грядущую победу коммунистического общества во всем мире. Однако социальный образ будущего в них, как правило, подменялся научно-техническими прогнозами, футурологическими предсказаниями. После бурного подъема и развития утопической литературы в 20-х годах наступил резкий спад, и начиная с 30-х годов утопии довольно редко появляются на книжных прилавках. Возрождению этого жанра в последние годы во многом способствовало развитие научной фантастики. Утопия как жанр киноУтопия – это, как известно, идеальная модель общества, построенного на основе безупречных порядков, антиутопия же – полный антипод первого понятия, то есть государство, далеко зашедшее по самым негативным и пагубным путям развития. Но вот тут-то и возникает главный казус – у каждого человека, а тем более творческого, понятия об идеалах и пороках различные. В нашем случае это, впрочем, лишь дарит зрителю огромное разнообразие художественных композиций на любой вкус. Утопия в киноНекоторые картины не столь однозначны, и изображенные в них миры можно одновременно назвать и утопией, и антиутопией. Сложно уяснить, как две полных противоположности могут ужиться в одном творении? Проще всего понять это на конкретном примере – философском боевике Эквилибриум с Кристианом Бэйлом. В этом фильме изображено безупречно упорядоченное общество, лишенное изъянов, но одновременно автор задается вопросом – оправдывает ли свою цену достигнутая фантастическим правительством цель? Ведь под совсем иным углом жизнь обывателей в киноленте выглядит хуже самого страшного ужаса. Приблизительно такое же впечатление оставляет после себя и шедевральный мультфильм Тарика Салеха «Метропия», где совсем не по-детски изображено близкое к идеальному государство, изнанка которого совершенно иная. Видео
|