Утопия чернышевского что делать
Что делать?» Н.Г. Чернышевского как роман-утопия
Перед нами политический и социально-утопический роман, проникнутый духом полемики. Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье.
Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе «вообще», очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами «старшей сестры», обращающейся к Вере Павловне со словами: «Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести».
В четвертом сне Веры Павловны автор рисует утопическую картину светлого будущего. Величественные контуры социалистического мироустройства, все технические вопросы которого решают машины, трогательны и умиляют читателя и сегодня. Автор уверяет нас, что наступит время и труд станет легким и радостным, пустыни превратятся в плодородные земли, скалы покроются садами, а все люди станут «счастливыми красавцами и красавицами, ведущими вольную жизнь труда и наслаждения». Таков вариант утопии, которую видит в своем сне Вера Павловна.
Анализ романа-утопии Чернышевского «Что делать?»
Это произведение стало одним из самых критикуемых и недопонятых. Одни считают его отвратительным, а другие восхваляют и думают, что писатель сделал колоссальную работу, чтобы добиться такого результата. Речь пойдёт о произведении Чернышевского «Что делать?». Анализ романа даёт понять, как автор смог мастерски скрыть основную идею за красивыми образами и средствами художественной выразительности.
История создания
Над своим произведением Чернышевский работал несколько месяцев. История написания романа берёт начало в декабре 1862 года и заканчивает в апреле 1863. Писатель начал работу в то время, пока сидел под арестом в Петропавловской крепости. Туда он попал за слишком резкие и радикальные взгляды. Изначально Николай Гаврилович задумал сделать свой роман в виде ответа на произведение Тургенева «Отцы и дети». Именно поэтому некоторые образы двух разных романов перекликаются.
Чернышевский начинает произведение с описания записки человека, который решил совершить самоубийство. Дальше автор повествует, что же подтолкнуло героя на такой осознанный шаг.
Жизнь Веры Павловны
Бо́льшая часть романа отведена под рассказ о жизни Веры Павловны. Мать хотела выдать свою дочь замуж за состоятельного человека, который сможет обеспечить ей будущее. Наилучшим кандидатом ей показался хозяйский сын. Однако мать даже не могла подумать, насколько этот человек опошлен своими идеями, как можно выманить из очередной девушки побольше денег. Естественно, ни о какой счастливой дальнейшей жизни и речи идти не могло.
Веру Павловну спас студент медицинского института Дмитрий Лопухов. Герои понравились друг другу практически с первого взгляда. Вскоре девушка выходит замуж и становится хозяйкой небольшой швейной мастерской. Однако она не думала о личной выгоде, поэтому решила сделать совладелицами сотрудниц, которые ей помогали. Доход от мастерской они делили поровну. В этом эпизоде Чернышевский раскрывает проблему равноправия труда.
Развязка событий
Их брак кажется идеальным, так как героиня продолжила заниматься своей швейной мастерской и потихоньку начала изучать медицину, а муж только поддерживал и всячески помогал в её начинаниях. Таким образом, автор произведения повествует о равноправии мужчины и женщины.
В конце читатель узнаёт, что Лопухов жив, сменил фамилию на Бьюмонт и женился на Елизавете Васильевой. Несмотря на то что бывшей женой героя была Вера, 2 семьи начинают дружить.
Композиция романа
Анализируя произведение Чернышевского, стоит обратить особое внимание на характеристику композиции. При помощи образов героев и того, что происходит в их личной жизни, автор показывает истинные проблемы, которые он заложил в свой роман. Если не докапываться до истины произведения, можно подумать, что в нём описывается любовь между несколькими героями. Однако их отношения являются лишь маской, под которой таятся настоящие социально-политические проблемы. Чтобы в полной мере их показать читателю, Чернышевский прибегнул к описанию снов Веры.
Сама структура композиции довольно необычная. Автор сначала описывает ключевой момент из развития действия, потом начинается экспозиция, а уже после этого продолжается основная сюжетная линия. Чтобы обрамить своё произведение, писатель и в начале, и в конце преподносит читателю образ Лопухова.
Жанр произведения
Жанр произведения «Что делать?» можно определить как «роман-утопия». Писатель не описывает настоящее, а рассуждает о будущем, где будет царить равноправие между мужчиной и женщиной, а предпринимательство станет доступным для всех слоёв общества. Чернышевский слишком идеализирует завтрашний день, который основан на коммунистических началах. Именно поэтому роман является утопией, так как сюжет и образы произведения больше похожи не на будущее, а на обычный вымысел, который останется только в голове у самого́ писателя.
Направление произведения — социалистический реализм. Хоть Чернышевский особо ничего не понимал в социализме, но некоторые моменты он перенял из зарубежной системы, где царили свобода и равноправие. Писатель призывает переходить от старого капитализма, где каждый думает только о своей выгоде, к новому социализму, где все равны. Образ швейной мастерской является отражением проблемы равноправия. Вера не хочет самостоятельно владеть своим предприятием, а делает совладельцами рабочих, чтобы все были на равных условиях.
Таким образом, Чернышевский поддерживает идею, что в идеальном государстве не должно быть частной собственности. Именно поэтому направление произведения является социалистическим, так как автор продвигает новую идею в массы.
Новаторство и особенности
Образы, которые описывает Чернышевский в своём романе, являются чем-то новым для отечественной литературы. Автор, в отличие от своих коллег, при помощи фраз показывает, что выступает за рациональный эгоизм. Он считал, что нигилизм не является безнравственностью, а лишь пересматривает устаревшие ценности.
Также Чернышевский для своего произведения выбрал необычную форму повествования. Он как бы общается с читателем, предугадывая его возможное возражение. Полемика является одним из главных приёмов в романе. Автор описывает каждое действие персонажей и, порой, сам посмеивается над сюжетом произведения, так как за образом любовного треугольника скрывается идея революции и грядущих перемен в обществе.
Анализ произведения Чернышевского даёт кратко понять, на чём основывается сюжет всего романа.
Краткий обзор помогает читателю в понимании, почему автор так назвал своё творение, и какой скрытый смысл он пытается донести через призму своих образов. До сих пор критики спорят насчёт гениальности романа Чернышевского «Что делать?». Сочинение по произведению пишут ученики в 10 классе, а краткий разбор поможет к нему подготовиться.
Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863.
История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.
Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.
Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.
Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.
Направление – Реализм.
Признаки утопии
Практически все произведения, описывающие утопические миры, обладают рядом характерных особенностей:
Это типичные признаки, свойственные большинству утопий. Следует учитывать, что в разные времена представления об утопических мирах менялись, отражая социальные, экономические и политические проблемы, актуальные для того периода.
История создания
Над анализируемым произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывался как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определённое сходство.
Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приёмам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввёл в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Примеры утопии
Сравнивая утопические произведения, написанные в разное время, несложно заметить, как на мысли автора влияет специфика его эпохи. Рассмотрим несколько показательных примеров.
«Государство» Платона (370 год до н. э.)
Это произведение написано в виде диалога. Рассказчик беседует с разными персонажами, и это общение позволяет понять общую картину мира. Произведение описывает мир, в котором обязанности четко разделены между тремя сословиями:
В «Государстве» Платона нет частной собственности. Все блага являются общими. Общими являются также жёны и дети.
«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602)
Данное произведение итальянский философ Томмазо Кампанелла написал, пребывая в тюремном заключении. В его идеальном мире не существует безработицы. Все люди обязаны трудиться, при этом каждый занимается тем делом, для которого имеет талант, а продолжительность рабочего дня составляет 4 часа. Помимо этого все люди обязаны заниматься саморазвитием.
Кампанелла, как и Платон, отрицает институт брака. В его понимании люди не должны связывать себя какими-либо узами, ограничивая свою свободу. Влюблённые могут создавать союзы при условии взаимного согласия. При этом существует некая правящая верхушка, подбирающая каждому человеку «рекомендуемого» партнера, с которым можно рожать детей. Во главе государства стоит философ-первосвященник.
«Туманность Андромеды» Ивана Ефремова (1956)
В данном произведении описан идеальный коммунизм. Все люди дружелюбны, имеют отличное образование, не тяготятся к богатству и излишествам, обладают крепким здоровьем и живут в среднем до 170 лет. Материальных ресурсов хватает для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь всему населению, поскольку промышленность полностью автоматизирована. При этом у всех граждан планеты одинаковое право голоса, которым они могут воспользоваться, принимая участие в голосованиях по поводу дальнейшего развития планеты и общества.
В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивать читателя к самостоятельным выводам.
Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.
Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.
Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать её замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым её дочь не обретёт счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наёмный труд. Героиня сделала девушек, работавших у неё, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.
Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка полюбила другого – друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.
Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаём, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.
Что такое утопия?
Утопия – это вымышленное место с идеальными условиями для жизни и всеобщего счастья. В литературе этим термином называют жанр произведений, описывающих всевозможные утопические миры. Практически все такие произведения являются фантастическими и описывают либо отдаленное будущее, либо альтернативную реальность, либо никогда не существовавшее прошлое.
Существует две популярные версии о происхождении данного термина. Согласно первой, он образован от греческих слов οὐ (нет) и τόπος (место), поэтому его можно перевести как «несуществующее место». По другой версии в качестве первого слова выступает εὖ, что переводится как «благо». Соответственно, подразумевается «благое место».
Автором термина принято считать английского писателя Томаса Мора (Thomas More). Он имел прекрасное образование, поскольку практически всю юность и молодость учился у лучших юристов, философов и гуманистов Королевства. Вооружившись таким редким сочетанием знаний и навыков, он разработал концепцию идеального государства, которую описал в своей знаменитой книге «Утопия», опубликованной в 1516 году.
Изначально у Мора Утопией назывался вымышленный остров, на котором располагалось идеальное государство. В дальнейшем слово стало нарицательным, и им стали обозначать подобные вымышленные миры с идеальными условиями для жизни, а также литературный жанр, описывающий эти миры.
Сегодня данный термин часто применяют в отношении любых несбыточных фантазий. К примеру, если человек начинает мечтать о будущем и описывает слишком красивые планы, говорят, что это утопия и ему следует рассуждать более приземленно. Если политик рассказывает о будущем и рассыпается в прекрасных обещаниях, о нём также говорят, что он произносит утопическую речь. В данном контексте слово «утопический» приобретает отрицательный оттенок и подразумевает, что данный политик – популист.
Композиция
В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.
Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.
Утопия и утопизм
Как мы уже выяснили выше, утопия – это идеальное место, которое не существует и не может существовать в действительности. В таком месте общество живёт по идеальным законам, все люди счастливы, здоровы и умны, отсутствуют любые формы неравенства и эксплуатации. Разумеется, такое общество существовать не может, поскольку нельзя полностью исключить наличие у отдельных индивидуумов стремления к насилию и девиантному поведению. Поэтому утопическая реальность рассматривается исключительно как теоретическая идея – красивая мечта, не осуществимая в действительности.
Утопизм – это более радикальное мировоззрение, подразумевающее реальную веру в то, что идеальное общество может быть создано. Утописты позиционируют утопию как цель, пропагандируют её и призывают к определенным действиям. Если какая-то утопическая идея позиционируется как светлое будущее, которое вот-вот будет построено, это и есть утопизм. Наиболее известным примером в истории является, конечно же, учение Карла Маркса, которое изначально разрабатывалось с расчетом на воплощение в реальной жизни.
Чем утопия отличается от антиутопии
Антиутопия (англ. Dystopia) – это полная противоположность утопии. Этим термином обозначают общество, пришедшее в упадок в результате техногенной катастрофы, пандемии, катаклизма или попыток построить утопию. Также антиутопия – это жанр литературы и кино, в котором описываются соответствующие ситуации.
Термин dystopia появился в литературе с подачи Гленн Негли и Макса Патрика, использовавших его в своей совместной работе «В поисках утопии», которую они опубликовали в 1952 году. Интересно, что термин «антиутопист» (англ. Dystopian) появился почти на столетие раньше. В 1868 году его использовал британский философ Джон Милль.
Антиутопия рассматривает неудачные сценарии развития общества, используя вполне реальные тенденции. К примеру, когда несколько десятилетий назад наметился резкий рост влияния международных корпораций, приобрели популярность произведения (а позже и фильмы), описывающие, как корпорации захватили мир и перекраивают его на свой лад. Обычно антиутопии отражают актуальные страхи и опасения характерные для конкретной эпохи.
В качестве ярких примеров жанра можно назвать «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Машину времени» Герберта Уэллса, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Поклонникам отечественной литературы рекомендуется почитать «Землю» Валерия Брюсова, «Мы» Евгения Замятина и «Котлован» Андрея Платонова. Конечно же, нельзя пропустить «Обитаемый остров» Стругацких и «Час быка» Ивана Ефремова.
Жанр произведения – роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.
Сочинения«Матерь человеческая» анализ произведения Закруткина – жанр, проблемы, тема, смысл названия повести
Сочинения«Гамлет» анализ произведения Шекспира – тема, жанр, план, вывод трагедии
Концепция утопии Томаса Мора
У Томаса Мора «Утопия» – это название острова, на котором существует то самое идеальное государство с наилучшим устройством. Автор не объясняет название, но считается, что оно переводится как «Нигде» или «Несуществующее место». Вымышленный остров он противопоставляет Англии того времени, когда нормой считалось согнать людей с обжитых ими земель, чтобы расширить пастбища для скота.
У гуманиста Мора это обстоятельство вызывало негодование, поэтому первая часть книги строится на критике английских порядков, воинственности королевства и низкой цены человеческой жизни. Во второй части он переходит к описанию Утопии – фантастического острова, на котором построено идеальное государство. В нём существует всего 54 города, в каждом городе живёт 6000 «семей», а в каждой семье присутствует от 10 до 16 взрослых людей. Все обязаны работать, но продолжительность рабочего дня составляет всего 6 часов.
Типичный рабочий день в 16 веке длился 12-16 часов, поэтому 6 часов было недостижимой мечтой для работяги того времени.
Каждый человек в Утопии работает по своему призванию. Это позволяет ему быть максимально эффективным, занимаясь любимым делом. Также на острове предусмотрено что-то вроде трудовой повинности, похожей на обязательную службу в армии. Каждый горожанин должен отработать в деревенской семье 2 года.
Управлением занимаются только люди с очень высоким уровнем интеллекта и образования. Самые умные и мудрые люди работают в сенате, который возглавляет князь (адем). Князя выбирает сенат, после чего тот правит пожизненно, но за деспотизм может быть лишен своего титула.
Из самых интересных особенностей Утопии можно назвать отсутствие частной собственности и очень простое законодательство, обусловленное низким уровнем преступности. У острова сильная армия, которая нужна ей только для обороны. На острове хорошо относятся ко всем религиям, но каждый должен во что-то верить, поскольку атеизм запрещён.
Утопический социализм
Карл Маркс проводил отчётливую границу между утопическим и научным социализмом. В дальнейшем концепция коммунизма формировалась именно на основании научного социализма, поскольку Маркс не рассматривал утопическую составляющую как нечто, что возможно воплотить в жизнь. Вместе с Фридрихом Энгельсом он критиковал западный идеализм, выдвигая следующие претензии:
Понятие «утопический социализм» ввёл Томас Мор. В дальнейшем его развивал Фридрих Энгельс, а позже – Карл Каутский. Интересно, что Каутский считается одним из главных создателей концепции коммунизма наряду с Марксом и Энгельсом, но его фамилия упоминается гораздо реже.
Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”
Русский утопический социализм проистекал из французского утопического социализма, представителями которого были Шарль Фурье и Клод Анри де Сен-Симон. Их цель состояла в том, чтобы создать благополучие всем людям, причем реформу провести так, чтобы кровь не была пролита. Они отказывались от идеи равенства и братства и считали, что общество должно строиться по принципу взаимной благодарности, утверждая необходимость иерархии. Но кто же будет разделять людей на более и менее одаренных?
Почему благодарность – это самое лучшее? Потому что
Буржуазный брак (заключенный в церкви) они считали узаконенной торговлей женщиной, так как женщина не может себя обеспечить благополучием и продается; в идеальном же обществе она будет свободна. Итак, во главе всего должен стоять принцип взаимной благодарности.
Чернышевский в своем романе “Что делать?” особый упор делает на разумный эгоизм (расчет выгод). Если благодарность вне людей, то разумный эгоизм лежит в самом “я” человека. Каждый человек втайне или открыто считает себя центром
Почему же тогда эгоизм разумный? А потому, что в романе “Что делать?” впервые рассматривается “новый подход к проблеме”, “новые люди” Чернышевского создают “новую” атмосферу, по Чернышевскому, “новые люди” видят свою “выгоду” в стремлении приносить пользу другим, их мораль – отрицать и разрушать официальную мораль. Их мораль освобождает творческие возможности человеческой личности. “Новые люди” менее болезненно разрешают конфликт семейного, любовного характера.
В теории разумного эгоизма есть бесспорная привлекательность и рациональное зерно. “Новые люди” считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум находится в самой полной гармонии с чувством, потому что ни ум, ни чувства их не искажены хронической враждой против остальных людей.
Можно проследить ход внутреннего развития Веры Павловны: сначала дома она обретает внутреннюю свободу, затем появляется необходимость общественного служения, а потом полнота личной жизни, необходимость трудиться независимо от личной воли и общественного произвола.
Н. Г. Чернышевский создает не индивидуум, а тип. Для человека “не нового” все “новые” люди на одно лицо, возникает проблема особенного человека. Такой человек – Рахметов, который отличается от других, в особенности тем, что он – революционер, единственный индивидуализированный персонаж.
Читателю выдаются его черты в виде вопросов: почему он поступил так? Зачем? Эти вопросы и создают индивидуальный тип.
Он – “новый” человек в его становлении. Все новые люди – как с Луны свалились, и единственный, кто связан с этой эпохой, – Рахметов. Отречение от себя из “расчета выгод”! Здесь Чернышевский выступает не как утопист.
И в то же время существуют сны Веры Павловны как указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них Революция – условие обновления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы – невесты, означающей любовь-равноправность, которая оказывается богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом: “Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады; стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью.
Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают”. Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна.
Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе “вообще”, очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь.
Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем.
Это сам Чернышевский говорит устами “старшей сестры”, обращающейся к Вере Павловне со словами: “Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести”.