Утконос что случилось с ассортиментом

«Утконос» начал торговать бытовой техникой и электроникой

«Утконос» включил в ассортимент новую для себя категорию товаров – бытовую технику и электронику, сообщил представитель компании. Пока там представлено 400 наименований товара, к концу года их число увеличится до 4300. По данным компании, на эти товары придется 7% (в количестве наименований) от всего непродовольственного ассортимента «Утконоса». Сейчас в ассортименте там представлены электрочайники, кофемашины, кухонные весы, мясорубки, соковыжималки и проч. К концу года «Утконос» также начнет возить технику для дома (пылесосы, утюги) и др.

«Утконос» принадлежит компании «Новый импульс – 50», которой владеет «Севергрупп» Алексея Мордашова. По данным Data Insight за 2020 г., «Утконос» занимает 8-е место среди онлайн-магазинов с долей рынка в 5,8%. Продажи компании по итогам прошлого года составили 16,4 млрд руб., что на 66% больше, чем в 2019 г. При этом чистый убыток за этот период вырос на 34,3% до 3,9 млрд руб.

У новой категории есть потенциал, считает коммерческий директор «Утконоса» Михаил Толоконников. По итогам продаж в мае новой категории товаров средний чек, в который попала электроника, был на 72% выше обычного, добавил он.

Автомат «Утконос»

«Утконос» вскоре начнет продавать готовые блюда через микромаркеты (разновидность вендинговых аппаратов), рассказывал в мае «Ведомостям» его директор по развитию Михаил Часовников. На первом этапе компания установит восемь таких автоматов в бизнес-центрах и на территории жилых комплексов Москвы. Если эксперимент окажется успешным, «Утконос» готов увеличить сеть до 100 точек и более, рассказывал он.

Продажи бытовой техники пока развивают в основном маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon. Продажи бытовой техники на Wildberries активно растут: с января по май 2021 г. продажи в штуках выросли на 137% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит представитель компании. Наиболее высоким спросом пользуются роботы-пылесосы и обычные бытовые пылесосы, фены, утюги, электрические зубные щетки и триммеры, добавляет он. Бытовая техника в ассортименте сервиса быстрой доставки Ozon Express появилась осенью 2020 г. Сейчас на Ozon Express представлено порядка 500 наименований бытовой техники. В декабре 2020 г. 42% от общего оборота продаж в Ozon Express (сервис экспресс-доставки) пришлось на электронику, смартфоны и планшеты, по данным компании.

«Опыт Ozon Express показывает, что клиенты хотят получать с быстрой доставкой более широкий ассортимент, чем предлагают традиционные сервисы доставки продуктов, – комментирует представитель компании. – Мы доставляем бытовую технику в течение часа или в удобные пользователю часовые слоты. Спрос на технику растет – в I квартале 2021 г. продажи в штуках выросли почти в 5 раз по сравнению с IV кварталом 2020 г., когда категория только появилась на Ozon Express. Наибольшей популярностью у клиентов Ozon Express пользуются умные весы, электрические зубные щетки и роботы-пылесосы».

Решение включить бытовую технику и электронику в ассортимент выглядит логично для «Утконоса», особенно с учетом успешного кейса Ozon Express, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Утконос» ведет планомерную работу по расширению ассортимента, чтобы увеличить средний чек и замедлить сокращение доли на рынке, считает он. Если, например, в 2019 г. компания занимала 19,5% рынка, то в 2020 г., по оценке Бурмистрова, уже 9%, а по итогам I квартала 2021 г. – 5,7%. «Утконос» еще недавно был безоговорочным лидером на рынке онлайн-продаж продовольственных товаров, а по итогам I квартала переместился уже на 8-е место, говорит он. Компания развивается медленнее рынка, и все ключевые конкуренты уже опередили ее по продажам. На 1-м месте на рынке онлайн-продаж продовольственных товаров X5 Group с долей 15%, на втором – «Вкусвилл» (13,8%), на третьем – служба доставки «Сбермаркет» (11,9%), а на четвертом – «Яндекс» (10,4%). Если «Утконос» включит бытовую технику и электронику в ассортимент и даст возможность клиентам заказать ее в рамках проекта «Утконос мини» с доставкой в день заказа (от 2 часов), то это позволит получить конкурентные преимущества по сравнению с сервисами экспресс-доставки, у которых таких товаров в ассортименте пока нет.

Источник

Почему «Утконос» крякнулся в Петербурге

Утконос что случилось с ассортиментом

Лишь несколько месяцев старейший онлайн-продавец продуктов «Утконос» проработал в Петербурге. С Северной столицы компания планировала начать региональную экспансию, но теперь вернулась в Москву. MarketMedia разбирался, какие ошибки привели к печальному результату.

В середине июня сервис доставки продуктов «Утконос» сообщил, что покидает петербургский рынок. С момента своего основания в 2000 году старейший игрок российского e-grocery присутствовал только в Московском регионе. Свой первый шаг в сторону других городов «Утконос» сделал лишь в октябре 2020 года, заявив о выходе в Северную столицу.

С одной стороны, к этому моменту в Петербурге в сегменте онлайн-доставки продуктов уже развернулась серьезная конкуренция — сервисы экспресс-доставки покрыли город большим количеством дарксторов, офлайн-игроки активно запускали онлайн-торговлю, сервисы доставки из магазинов стремительно расширяли число партнеров. С другой стороны, после первой волны пандемии потребители перестали бояться доверять сборщикам выбор молока и помидоров и оценили удобство сервиса e-grocery — по оценке INFOLine, онлайн-продажи продуктов питания в России в 2020 году выросли более чем в 3,5 раза и превысили 155 млрд рублей.

В поисках точек соприкосновения
Отвоевывать клиентов у конкурентов «Утконос» собирался за счет более широкого ассортимента (в том числе категории фреш), ювелирной точности в комплектации заказов и пунктуальности в доставке. Но, по всей видимости, теперь за обеспечение петербуржцев широким ассортиментом будет отвечать другой розничный актив «Севергрупп» («Утконос» и «Лента» имеют общего владельца — компанию «Севергрупп» Алексея Мордашова). Склад «Утконоса» в Петербурге компания будет использовать для «Ленты», которая сейчас активно развивает собственный онлайн-канал. У петербургской компании на него большие планы: к 2025 году «Лента» собирается занять более 10% рынка онлайн-продаж России. В настоящее время онлайн-продажи ретейлера занимают 3,5% от общей выручки сети, к концу года компания планирует довести эту долю до 5%.

В «Утконосе» об уходе из Петербурга говорят так: «Петербург был для нас новым городом, где уже присутствовали основные игроки e-grocery. Тем не менее мы быстро вышли на показатель более 1 тыс. заказов в день, предложили самый широкий ассортимент — 36 тыс. уникальных товаров. Также была запущена доставка от 2 часов и расширена зона обслуживания за пределы КАД. В то же время «Утконос» и «Лента» давно искали точки для синергии, и было принято решение о том, что Петербург станет первым городом для тестового проекта, в котором «Утконос Онлайн» будет выступать как 3-PL-провайдер (складской партнер) для «Ленты», одновременно усиливая свои позиции в Москве и Московской области».

Когда в 2019 году «Севергрупп» стала новым крупнейшим владельцем «Ленты», рынок замер в ожидании, что же будет дальше и как Мордашов будет строить взаимодействие между офлайновой розничной сетью и онлайновым «Утконосом». Новый акционер сети гипермаркетов уже тогда говорил о возможной синергии, формате коммерческого партнерства и омниканальности. Именно партнерство с «Лентой» могло стать залогом успеха «Утконоса» в новом регионе. Например, когда «Утконос» приходил в Петербург, генеральный директор INFOLine Иван Федяков верил, что у компании есть шанс занять в новом городе достойные позиции. «Я ожидал синергетического эффекта от сотрудничества с «Лентой» и предполагал, что «Утконос» будет использовать гипермаркеты «Ленты» как промежуточные склады или просто брать ассортимент «Ленты». Что мешало это сделать, я так и не понял», — сетует аналитик. Сейчас партнерство двух ретейлеров развивается только в плоскости объединения закупок, части IT-инфраструктуры и маркетинговых решений.

Это вам не Москва
Самостоятельно развиваться в Петербурге «Утконосу», по всей видимости, было непросто из-за нескольких факторов. Во-первых, высокая конкуренция. Во время пандемии в Петербург пришли новые сервисы, в том числе и многие офлайн-ретейлеры запустили свои службы доставки. Как оценивает Григорий Кунис, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов igooods, «Утконос» вышел на рынок Петербурга в момент, когда конкуренция за трафик и персонал достигла рекордных значений. «Их активная аудитория осталась в Москве, а здесь нужно было снова вкладывать большие ресурсы в привлечение клиентов и построение отношений с аудиторией», — считает топ-менеджер.

Как нарастить онлайн-продажи продуктов питания и при этом не разориться

Во-вторых, неизвестность бренда и относительно слабая динамика рынка в сегменте закупок впрок. Именно эти факторы, помимо высокой конкуренции, по мнению партнера Data Insight Бориса Овчинникова, наложились на работу «Утконоса» в Петербурге. В-третьих, особенности логистики. Иван Федяков обращает внимание на то, что мало кто задумывается, но площадь Петербурга в 1,5-2 раза больше, чем площадь Москвы. Поэтому с точки зрения логистики для оптимального покрытия города сервисам онлайн-доставки продуктов необходима очень развернутая инфраструктура. Одним, даже самым современным фулфилмент-центром покрыть Петербург невозможно — стоимость доставки продуктов в другой конец города выйдет неадекватной, подчеркивает аналитик.

В-четвертых, петербургский рынок гораздо более сложный, чем уже хорошо известный и привычный для «Утконоса» московский. Хотя бы потому, что численность населения Петербурга в 3 раза меньше, чем Москвы, и минимум в 2 раза ниже платежеспособность. «Мы часто видим, как московские проекты приходят в Петербург и, исходя из своих московских показателей, здесь строят бизнес, предполагая, что, раз Петербург вторая столица, они смогут легко экстраполировать свой опыт на этот рынок. Но это далеко не так, — уверяет Иван Федяков. — «Мираторг» заходил в Петербург заходил трижды и все попытки заканчивались неудачей. Зато проекты, которые выжили в Петербурге, потом успешно масштабируются в регионах и эффективно строят свой бизнес — Петербург можно назвать Спартой ретейла». Он добавляет, что сложности ретейлерам прибавляют особенности петербургского потребителя — он очень рациональный. Например, нигде в России так строго покупатель не следит за сроком годности продуктов.

Не получилось усидеть на двух стульях
Опрошенные MarketMedia игроки рынка считают, что, оценив возможности роста продаж, особенно с учетом стремительно растущей конкуренции, «Севергрупп» было принято единственно правильное решение не развивать параллельно два e-grocery-канала в одном городе и закрыть проект. «На фоне резкого роста рынка из-за пандемии было принято решение открыть филиал в этом городе, при этом не было учтено, что приобретенная недавно Алексеем Мордашовым «Лента» была основана в Петербурге, — анализирует Мстислав Воскресенский, управляющий партнер «Директфуд» и эксперт в области e-grocery. — В одном городе развивать два конкурирующих между собой проекта будет сложно и главное — очень затратно. Понятно, что при одинаковых вложениях онлайн-бизнес «Ленты» показал в разы большую эффективность, чем «Утконос».

Почему игроки рынка доставки в минусе

Борис Овчинников дополнительно обращает внимание на то, что «Лента Онлайн» растет намного быстрее и в Петербурге уже являлась основным по объемам e-commerce проектом «Севергрупп», а в масштабах России скоро им станет. По наблюдениям Ивана Федякова, ассортимент «Ленты» существенным образом перекрывал ассортимент «Утконоса» и по цене ее предложение было гораздо более привлекательным. «На мой взгляд, у «Утконоса» не получилось усидеть на двух стульях. И это в большей степени проблема не «Утконоса», а Алексея Мордашова, — добавляет Иван Федяков. — Поэтому результат закономерен — акционер решил сделать ставку на развитие своего основного актива, а «Утконос» вернется в Москву».

Все хотят быструю доставку
Но и там компания уступает позиции конкурентам. Так, по итогам прошлого года она уступила многолетнее лидерство на рынке другим игрокам. Согласно рейтингу Infoline Russia Top Online Food Retail, по итогам 2020 года первое место с оборотом 21,9 млрд рублей с НДС заняла X5 Group, на второй строчке — «Сбермаркет» с 20,7 млрд, третий — «Утконос» с 16,4 млрд. Иван Федяков призывает не связывать это с плохой работой «Утконоса» — не они стали бежать медленнее, просто конкуренты ускорились.

Как объясняет аналитик, бизнес-модель «Утконоса» предполагает полный контроль цепочки — от закупки продуктов, хранения до их реализации. В период импульсного и взрывного роста спроса во время первой волны пандемии такую модель сложно быстро масштабировать — нужны свои склады, нужно наращивать объемы закупок и т.д. «А бизнес-модель служб доставки из гипермаркетов масштабировать легче: они используют уже готовую инфраструктуру партнеров — торговых сетей. Поэтому не «Утконос» провалился в своих показателях, ведь он вырос по итогам прошлого года, а динамичнее росли другие компании», — подчеркивает Иван Федяков.

Борис Овчинников, комментируя позиции «Утконоса» на рынке, тоже обращает внимание на рост игроков, работающих по определенной модели. По его наблюдениям, рынок e-grocery растет, но в основном за счет сегмента быстрой и супербыстрой (от 15 минут до 2 часов) доставки. Между тем практически у всех интернет-игроков, которые ориентированы на «гипермаркетную» модель редких закупок — за исключением, пожалуй, только «Сбермаркета», — доля рынка сокращается. «В Москве сила и известность бренда в сочетании с общим ростом интереса людей к онлайн-покупкам продуктов питания позволяют «Утконосу» продолжать рост, пусть и медленнее рынка в целом», — подводит итог Борис Овчинников.

Источник

«Утконос» испытывает трудности

«Утконос» закрылся на неизвестный срок. Ритейлер приостановил работу на неопределенный период

Ритейлер «Утконос» не может назвать точную дату полного восстановления работы своего интернет-гипермаркета, который столкнулся с техническими проблемами при переходе на новую логистическую систему, сообщила агентству «Прайм» пресс-секретарь компании Людмила Александрова.

Компания объявляла о прекращении доставки продуктов с 31 марта по 6 апреля. Однако после запуска онлайн-магазина были обнаружены еще технические неполадки, из-за чего магазин снова приостановил прием заказов до устранения проблем. Более того, онлайн-магазин был вынужден сократить ассортимент.

«На время мы вывели из ассортимента сложные категории товаров с ограниченными сроками годности. После восстановления работы ассортимент станет прежним, и на полки нашего распределительного центра в Бутово вернутся охлажденные, скоропортящиеся товары, овощи и фрукты», – рассказала Александрова.

Как обещает ритейлер, новая система позволит сократить интервалы доставки с четырех часов до двух, что позволит клиентам лучше планировать свое время.

В этом году «Утконос» закрыл все 49 офлайн-магазинов и столов-заказов в Москве и области. Магазины были пунктами, где товар, привезенный со склада, перекомплектовывался и развозился покупателям. «Примерно 80% наших покупателей пользуются услугой доставки на дом, поэтому решение отказаться от магазинов было продиктовано также снижением операционных издержек», – комментирует Александрова.

«Утконос» – один из крупнейших интернет-магазинов, принадлежит компании «Новый импульс-50» (владелец — глава «Северстали» Алексей Мордашов), которая основана в 2002 году. По оценке «Infoline-Аналитика», в 2011 году выручка «Утконоса» составила 6,4 миллиарда рублей, около 70% из них принесли интернет-продажи, 25% реализация через столы заказов и около 5% – через традиционные магазины.

«Утконос» закрылся на неизвестный срок. Ритейлер приостановил работу на неопределенный период

Ритейлер «Утконос» не может назвать точную дату полного восстановления работы своего интернет-гипермаркета, который столкнулся с техническими проблемами при переходе на новую логистическую систему, сообщила агентству «Прайм» пресс-секретарь компании Людмила Александрова.

Компания объявляла о прекращении доставки продуктов с 31 марта по 6 апреля. Однако после запуска онлайн-магазина были обнаружены еще технические неполадки, из-за чего магазин снова приостановил прием заказов до устранения проблем. Более того, онлайн-магазин был вынужден сократить ассортимент.

«На время мы вывели из ассортимента сложные категории товаров с ограниченными сроками годности. После восстановления работы ассортимент станет прежним, и на полки нашего распределительного центра в Бутово вернутся охлажденные, скоропортящиеся товары, овощи и фрукты», – рассказала Александрова.

Как обещает ритейлер, новая система позволит сократить интервалы доставки с четырех часов до двух, что позволит клиентам лучше планировать свое время.

В этом году «Утконос» закрыл все 49 офлайн-магазинов и столов-заказов в Москве и области. Магазины были пунктами, где товар, привезенный со склада, перекомплектовывался и развозился покупателям. «Примерно 80% наших покупателей пользуются услугой доставки на дом, поэтому решение отказаться от магазинов было продиктовано также снижением операционных издержек», – комментирует Александрова.

«Утконос» – один из крупнейших интернет-магазинов, принадлежит компании «Новый импульс-50» (владелец — глава «Северстали» Алексей Мордашов), которая основана в 2002 году. По оценке «Infoline-Аналитика», в 2011 году выручка «Утконоса» составила 6,4 миллиарда рублей, около 70% из них принесли интернет-продажи, 25% реализация через столы заказов и около 5% – через традиционные магазины.

Источник

CEO «Утконоса»: мы не были готовы к такому огромному спросу

Дэнни Перекальски рассказал, как онлайн-ритейлер будет бороться за лидерство

Утконос что случилось с ассортиментом

На фоне усиления конкуренции и бума спроса на доставку продуктов «Утконос» начал меняться: в этом году компания открыла дополнительные склады, запустила экспресс-доставку и наконец вышла за пределы Московского региона. И тем не менее, по итогам года «Утконос» рискует потерять лидерство: по оценке InfoLine, в первом полугодии на первое место по обороту в сегменте e-grocery вышла Х5 и по итогам девяти месяцев увеличила отрыв. О том, как «Утконос» будет бороться за лидерство, рассказал в интервью «Интерфаксу» генеральный директор компании Дэнни Перекальски.

— «Утконос» многие годы был единственным крупным ритейлером на российском рынке e-grocery, но в последние несколько лет в этом сегменте появилось много новых игроков. Готовились ли вы к усилению конкуренции? Поменялась ли в связи с этим стратегия компании?

Если год назад наш ассортимент составлял где-то 20-22 тыс. SKU, то в этом году мы уже увеличили его до более 44,5 тыс. товарных наименований, я не знаю, кто еще сейчас дает такой большой ассортимент продуктов. А будет еще больше: мы планируем, что в следующем году, во второй половине года, у нас будет более 100 тыс. товарных наименований.

— Как компания планирует расширять ассортимент? Будете ли развивать непродовольственные категории?

— Но все равно вашей специализацией останутся продукты?

— Как пандемия повлияла на бизнес «Утконоса» и рынок в целом? Как компания справлялась с возросшим спросом, были ли конфликтные ситуации с клиентами? Много ли новых клиентов получила компания благодаря пандемии?

— Высокий спрос из-за пандемии наблюдался с середины марта и до конца мая, уже в июне началась стабилизация. Тогда, в марте, мы вдруг поняли, что спрос огромный, а наша инфраструктура на тот момент не была готова к такому объему заказов. Мы не были готовы к такому спросу.

Кроме того, если в обычном заказе в среднем было 43 товара, то в период пандемии среднее количество товаров в заказе выросло до 56. То есть кроме того, что заказов было намного больше, каждый заказ был примерно на 30% больше.

Конечно, и мы, и рынок в целом получили новых клиентов, которые начали покупать онлайн. Мы получили несколько десятков тысяч новых клиентов в этот период. Часть из них осталась с нами, часть возвратилась к офлайн-покупкам. Но все узнали, что онлайн-торговля продуктами существует, все познакомились с этим сервисом, что тоже дало ускорение рынку.

У нас количество доставок в марте увеличилось на 36% по сравнению с прошлым годом. Сейчас «Утконос Онлайн» в среднем доставляет 9 тыс. заказов. Ежегодно покупки в нашем онлайн-магазине совершает более 300 тыс. покупателей, из них 90% оформляется постоянными клиентами.

— Какой рост рынка ожидаете по итогам года? Какой рост собственной выручки? Ожидаете ли коррекции рынка в следующем году?

— Безусловно, спрос во время пандемии послужил катализатором для экспоненциального роста российского e-commerce. По прогнозу экспертов, прирост ожидается на уровне 40%, а сегмент e-grocery покажет рост более чем в два раза.

Могу сказать про наши цифры: в этом году мы вырастем больше, чем на 65%. Когда в прошлом году мы планировали этот год, мы планировали расти на уровне 35%.

В следующем году, я уверен, рынок будет продолжать расти, особенно в регионах, потому что там это новый сервис. Конечно, не такими темпами, как в этом уникальном году, но рынок будет расти на двузначную величину. Понятно, что в марте-мае в 2021 году рынок покажет незначительный рост относительно сопоставимого периода 2020 года, когда был режим самоизоляции, и онлайн-заказ продуктов был единственной возможностью получить все необходимое, не выходя из дома. Но рост в январе-феврале и июне-декабре будет двузначным.

Это и наша перспектива на следующий год, рост будет продолжаться. В следующем году мы должны продолжать расти не меньше, чем на 40%, но окончательно планы еще не утверждены.

Этот год уже стал рекордным по темпам роста за долгое время, особенно на фоне последних нескольких лет, достаточно тяжелых для бизнеса. Теперь кроме большого ассортимента и быстрой доставки мы обеспечиваем уровень исполнения заказов в 99,8%: из каждой тысячи заказанных товаров клиенты получают 998. Я такую цифру не видел больше ни у кого в России. Может быть, в мире такие примеры есть. Мы верим, что это будем помогать нам расти быстрее и качественнее, чем другие игроки. Еще одним источником роста станет программа лояльности, которую мы запустили месяц назад, чтобы давать клиентам персонализированные предложения.

— Ранее компания объявила о выходе в Санкт-Петербург. Сколько новых клиентов планируете получить за счет нового рынка?

«Утконос» 20 лет работал в Москве, и для нас это огромный шаг вперед.

— Рассматриваете выход в другие крупные города?

— Некоторые ваши конкуренты (X5 Retail Group, «Сбермаркет») заявляли о своих лидерских амбициях. Какая стратегическая цель у «Утконоса»? Будете ли бороться за лидерство?

— За счет каких источников финансирования развивается компания? Рассматривается ли возможность выхода на биржу?

— Финансирование осуществляется из внутренних средств «Севергрупп». Сейчас, на момент этого интервью, у нас нет планов выходить на биржу. Жизнь показывает, что завтра мы можем обсудить эту тему, но сегодня таких планов нет.

— Последний год мы живем в режиме близкого взаимодействия. Мы уже объединили закупки и последние полгода покупаем почти все товары вместе, это очень помогает, конечно. Мы объединили часть IT-инфраструктуры, чтобы получить большую эффективность и обмениваться опытом. Объединены часть функций на уровне маркетинга, цепочки поставок. Например, мы вышли в Санкт-Петербург, а у «Ленты» здесь очень сильные позиции. Это нам помогло, и мы получаем более выгодные закупочные цены. Предполагаю, что при дальнейшем развитии в других городах «Лента» тоже будет нашим ключевым партнером.

Что касается объединения: если мы будем понимать, что это надо делать и это даст нам большое преимущество, мы будем это делать. Между нашими компаниями здоровая конкуренция, и мы развиваемся параллельно, но многие вещи мы уже делаем вместе.

— Почему вы не стали сотрудничать в сфере доставки? «Лента» запустила доставку из своих магазинов самостоятельно и работает со сторонними партнерами.

Источник

Танк в e-grocery: почему «Утконос» потерял первое место в интернет-торговле едой

По итогам первого полугодия 2020 года онлайн-ретейлер «Утконос», по подсчетам агентства Infoline, заработал 8,05 млрд рублей, на 66,2% больше, чем в годом ранее. Но несмотря на столь значительный рост, компания, которая на протяжении многих лет оставалась бессменным лидером рынка онлайн-продаж продуктов, заняла лишь второе место по обороту. Ее потеснила растущая в сегменте е-grocery (продажи товаров повседневного спроса в интернете) X5 Retail Group, оборот онлайн-сервисов которой, по данным Infoline, достиг 8,2 млрд рублей.

Как «Утконосу» удавалось столько лет удерживать лидерство и сможет ли он его вернуть?

Пионер, Лужков и «железная женщина»

«Новейшие технологии позволили добиться значительной экономии времени и затрат при обработке заказов, поэтому наши цены всегда значительно ниже, чем в обычном магазине или на рынке», — объяснялось на сайте utkonos.ru в 2003 году. «Утконос» одним из первых в ретейле установил в магазинах терминалы самообслуживания, каталог товаров записал на цифровые носители и применил «железную женщину» — программу для общения с покупателем. В 2005 году «Утконос» открыл свой первый семиэтажный распределительный центр в Москве и обзавелся автопарком. Осенью 2006 года брендированные автомобили ВАЗ-2105 ВИС уже развозили заказы по городу.

Ретейлер продолжал открывать и торговые точки, но с минимальным ассортиментом, бо́льшую часть товаров можно было заказать здесь же через терминал и получить заказ на следующий день. Однажды в магазине побывал мэр Москвы Юрий Лужков, его так впечатлил формат, что градоначальник пообещал выделить во всех районах столицы помещения для магазинов и складов с недорогой арендой.

В 2005-м правительство Москвы выпустило постановление «О дополнительных мерах по развитию в Москве сети магазинов заказов «Утконос» в городе Москва на 2005-2007 гг.». Увы, вести бизнес в точках, выделяемых префектурами, оказалось невыгодно: формат стола заказов не приживался, да и жители жаловались на шум и другие неудобства из-за работы магазинов. «Утконос» штрафовали, развития не было. По итогам 2007 года непокрытый убыток компании, по данным СПАРК, составил около 2,6 млрд рублей при сопоставимой выручке.

В дальнейшем компания полностью отказалась от развития офлайн-розницы и ушла в интернет. В 2012 и 2013 годах, по оценке Forbes, «Утконос» входил в тройку крупнейших интернет-компаний России после «Яндекс» и Mail.ru. Однако за двадцать лет, несмотря на многочисленные попытки смены стратегии развития и перезагрузки бизнеса, «Утконос» так и не стал компанией, стабильно генерирующей прибыль. В 2018 году чистый убыток компании «Новый импульс-50» (операционной компании ретейлера), по данным СПАРК, составил 1,2 млрд рублей, в 2019-м — 2,9 млрд рублей.

Уже не первый

По оценке агентства Infoline, выручка «Утконоса» в 2018 году составляла 10,2 млрд рублей — это почти половина всего российского рынка доставки продуктов (его объем оценивался в 23 млрд рублей) и втрое больше, чем у ближайшего конкурента — Ozon (3 млрд рублей). Однако за последние два года конкуренция в сегменте обострилась. В нем появились новые игроки: Perekrestok.ru, «Пятерочка», «Сбермаркет». Маркетплейсы Ozon и Wildberries в последнее время особенно активно наращивают продажу продуктов в интернете. Пандемия коронавируса дала новый импульс российскому рынку e-grocery, который растет феноменальными темпами — в 2020 году его объем может составить 135 млрд рублей против 45 млрд в 2019-м, прогнозирует Infoline. При этом на топ-10 игроков сейчас приходится около 35% общего объема рынка.

В апреле 2020 года усиление конкуренции привело к смене лидера: «Утконос» уступил (сервисы Perekrestok.ru, «Доставка.Пятерочка» и «Перекресток.Быстро»). А в мае позиции «Утконоса» потеснил онлайн-сервис доставки «Сбермаркет», входящий в СП Сбербанка и Mail.ru Group.

Время для ускорения

Ажиотажный спрос, с которым столкнулся «Утконос» в марте 2020-го, когда москвичи оказались изолированы по домам, глава компании Дэнни Перекальски не забудет никогда. «Наш бизнес устроен так, что пик заказов приходится на декабрь, перед Новым годом. И к нему мы всегда тщательно готовимся. Поведение покупателей во время пандемии чем-то было похоже на предновогоднюю суету», — вспоминает топ-менеджер. В пиковые дни компания фиксировала рост трафика на 200-400%, среднее количество товаров в корзине выросло с 40 до 55 штук — напуганные люди закупались минимум на две недели.

15 марта стал одним из тяжелых дней за все время работы Перекальски в ретейле, признается он. «Наши операционные процессы не были готовы к экспоненциальному росту заказов, мы были вынуждены отменить около тысячи заказов. Целый день мы посвятили мозговому штурму, что делать дальше, какие процессы нужно поменять», — говорит он. В этот день команда «Утконоса» приняла несколько важных решений: полностью остановила ввод новинок в ассортимент (ассортимент распределительного центра «Север» в Солнечногорском районе составил 40 000 наименований товаров), сократила интервал до ближайшего дня доставки заказа (четыре дня вместо 12), увеличила штат сотрудников с 2000 до 5000 человек.

«С тех пор и до сегодняшнего дня мы не отменили больше ни одного заказа», — гордится гендиректор «Утконоса». Оборот в марте, пиковом месяце спроса, вырос на 60% относительно прошлого года. Рост мог бы быть и больше, но не хватало складских мощностей, говорит Перекальски. Во втором квартале продажи достигли показателя 4,68 млрд рублей. Рост относительно второго квартала прошлого года составил 101,2%.

Из-за роста спроса пришлось ускорить запуск нового распределительного центра «Мосрентген» (открылся в мае) и нового формата «Утконос МИНИ», осуществляющего экспресс-доставку от двух часов. С момента принятия решения о запуске до открытия прошло всего два месяца. Открытие нового склада позволило увеличить максимальную пропускную способность до 16 000 в день. Инвестиции в открытие составили более 100 млн рублей.

В августе будет открыт еще один склад — «Волковский» на севере Москвы (также в формате «Утконос МИНИ»), вложения в него составят 120 млн рублей. В четвертом квартале после реконструкции заработает объект в Бутово. Все это позволит нарастить мощности компании до 35 000 заказов в день, ожидает компания. Сейчас «Утконос» в среднем доставляет 7500 заказов, сообщила компания. Для сравнения: основной конкурент «Утконоса» X5 Retail Group в среднем выполняет 16 500 заказов ежедневно.

«Стратегия «Утконоса» отлично работает в средне- и долгосрочной перспективе в мирное время, но нарастить мощности при галопирующих темпах роста для ретейлера оказалось нереально, — говорит Иван Федяков из Infoline. — В пиковый период коронавируса, когда спрос на доставку продуктов многократно вырос, недостатки стратегии только обострились».

Засиделись в Москве

По словам Федякова, компании давно нужно было масштабироваться, выходить за пределы Москвы и Подмосковья. Неразвитая география «Утконоса», ограниченная московским регионом, не дает развиваться компании теми же темпами, что и конкуренты (+66% к обороту за первое полугодие 2020 года у «Утконоса» против +369% у сервисов Х5 и +1017% у «Сбермаркета»). «В регионах бренд неизвестен, ему будет сложнее дебютировать в городах, где уже работают конкуренты и сформирована лояльная аудитория покупателей», — предупреждает аналитик.

В октябре «Утконос» станет доступен для жителей Санкт-Петербурга (инвестиции 250 млн рублей), также до конца года ретейлер рассматривает выход в Екатеринбург. «По нашим данным, Екатеринбург является третьим городом в стране по вовлеченности жителей в e-commerce после Москвы и Петербурга, — объясняет Перекальски. — Кроме того, там уже развита инфраструктура «Ленты», которая входит в «Севергрупп». Со складов «Ленты» будет осуществляться поставка в распределительный центр «Утконоса».

После покупки Мордашовым «Ленты» в 2018 году логично было ожидать синергии одной из крупнейших розничных сетей с «Утконосом», но этого так и не произошло. По словам Перекальски, «Утконос» получил от сотрудничества с «Лентой» более выгодные закупочные цены, но обе компании развиваются параллельно, между ними здоровая конкуренция. «Лента» торгует онлайн с помощью приложения «Ленточка», за первое полугодие онлайн-продажи через него и партнерские сервисы доставки составили 1,9 млрд рублей. «Накопленный опыт и профессионализм команд «Утконоса» и «Ленты» позволили компаниям справиться с высокой нагрузкой во втором квартале и продолжить развиваться под потребности рынка. Уверены, что достигнутые результаты открывают новые перспективы развития бизнеса для ретейл-компаний группы», — комментируют в пресс-службе «Севергрупп».

Выручка «Утконос» в 2019 году показала рост на 2%, до 9,96 млрд рублей. В 2020 году компания планировала действовать более агрессивно: смелый план составлял рост +35% за год, но пандемия внесла коррективы. К концу 2020-го Перекальски прогнозирует рост выручки на 80%. Позволит ли это вернуть ему статус лидера российского e-grocery?

Остаться в топ-10 компаний — да, но вот вернуть лидерство по объему выручки шансов практически нет, считаете Федяков. «Бороться за первенство с таким монстром ретейла, как X5 Retail Group (оборот компании в этом году, по прогнозам Infoline, превысит 2 трлн рублей), крайне сложно, — считает эксперт. — Впрочем, как и конкурировать с сервисами по доставке продуктов питания типа «Сбермаркет», «Яндекс.Лавка», Ozon, Igooods, у которых совершенно иная бизнес-модель».

«Мы не обсуждаем с Алексеем Мордашовым, как быть первыми, — поясняет Перекальски. — Он всегда делал упор и ориентировал топ-менеджмент на расширение и качественное развитие бизнеса по двум основным метрикам: объему продаж и прибыли. А для этого самое важное — давать самый лучший уровень сервиса для покупателя». Сейчас «Утконос» не прибыльный бизнес, но одна из основных задач — сделать его прибыльным. Когда Перекальски пришел в компанию, он спрогнозировал получение первой прибыли к 2023 году. «Динамика продаж «Утконос» в ковид мой прогноз ускорила примерно на шесть месяцев. Я знаю, что Мордашов верит в проект и очень гордится этим результатом», — говорит гендиректор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *