Утива что это такое
Заявка
Утива — японский веер круглой формы
Что такое утива
Утива — традиционный японский веер круглой формы, используемый летом и являющийся частью сезонной традиции. Часто этот вид веера преподносят летом в качестве подарка. Название «утива» иногда читается как «дансэн».
Изначально для изготовления утива использовались большие листья и животный волос. Со временем материал изменился, теперь используется бамбук и бумага.
История утива
Исторически данный тип веера восходит к временам древнего Китая, где такие веера использовались придворными и женщинами для охлаждения, защиты лица от солнца и ветра, а также в церемониях. В начале правления китайской династии Хань утива упоминались в стихах и украшались знаменитыми каллиграфами. Круглые веера были популярны и в Корее. В средние века они использовались мужчинами и женщинами для охлаждения дома. Женщины и дети использовали ярко украшенные веера. Большие утива на длинных палках использовались как защита от насекомых во время сна.
В Японии утива пришли из Китая. Образцы тех времен хранятся в сокровищнице храма Тодай-дзи и в храме Корю-дзи. В древней антологии японской поэзии — Манъёсю — есть стихи, в которых упоминаются утива. Для украшения вееров в дополнение к обычной бумаге использовались листья, перья и яркий шёлк.
В эпоху Хэйан (794-1185) был изобретен складной веер («оги»), и популярность утива начала снижаться, хотя их по-прежнему использовали в дворцовых церемониях.
К концу эпохи Сэнгоку (1467-1603) появился новый вид утива из лакированного металла или шкур животных. Такие веера украшали изображения солнца, луны, астрологических знаков. Это вид утива использовался военными лидерами для защиты от вражеских стрел. Утива также использовались судьями в состязаниях сумоистов для обозначения победителя.
Утива сделанные из перьев с нанесенным изображением тэнгу (мистического птицеподобного обитателя лесов) назывались «хоцукисэн» и использовались ямабуси (горными священниками) из буддийской секты Сюгэндо.
В эпоху Эдо (1603-1868) утива, изготовленные для определенных региональных синтоистских святилищ, стали набирать популярность среди путешественников, привозивших их с собой в качестве сувениров. С 1680 по 1700 года утива были популярны среди женщин, в связи с чем их дизайн и декор изменялся для согласно действующей моде. Зачастую на утива изображались красавицы в стиле укиё-э или портреты актеров Кабуки. Еще одним видом утива эпохи Эдо был веер с добавлением сока хурмы. Такой утива использовали для раздувания огня на кухне. Также в это время появилась традиция дарить утива во время праздника поминовения усопших обон и фестиваля Тюгэн (фестивали во время седьмого месяца лунного календаря). Эта традиция сохранилась до сих пор.
Видео: спасаемся от жары с помощью утива
виза в Японию | з акажите дополнительно экскурсии в Японии | туры в Японию
Японские традиции. История японских вееров и их разновидности. (2 часть)
Складной японский веер многие ученые считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.
Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также огииспользовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а ребра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости все ту же округлую форму и бывшие крайне жесткими. Такие веера известны под названием гумбай и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих, причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи. © yapon-decor.ru
Японские веера. Веер утива и веер гумбай
Утива – это веер типа лепестка или опахала, который сделан из единого куска дерева или проволоки, сверху он обтянут шелком или картоном. По традиции считается, что это чисто японское изобретение. Так же, как и многие другие особенности культуры и быта, веера тоже пришли в Японию из Китая. Может, японцы увидели их у корейских принцев, которые посещали Японию в VI–VII веках, но бумажные и шелковые веера стали весьма популярны и на островах. Со временем, китайские веера стали приобретать новые формы, так и появились первые истинно японские веера, которые совершенно не похожи на своих материковых предков.
Именно к периоду Хэйан (794-1185 года) и относится возникновение плоского и нескладывающегося веера, подучившего название утива. Его окончательная форма закрепилась лишь в ХIV веке. Тонкие бамбуковые прутки – которых было 45, 64 или 80 – создавали специальную основу, к которой и крепилась японская бумага – васи. С обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, у которого были свои особенности, в зависимости от традиций региона страны, где был изготовлен веер. Форма утива при этом могла быть совершенно разной – и овальной, и стремящейся к квадрату, или кругу, что называлось формой «полной луны». Сам веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.
А в период Эдо утива получили большое распространение. Веер утива особенно полюбился в среде артистов – он стал там определенной приметой нового, уже мирного образа жизни. Появились также и новые мотивы картин, которые выполнены на веерах – они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и даже борцов сумо. Их популярность способствовала росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ века.
Кстати, наблюдая поединок сумотори, можно увидеть разновидность веера гумбай утивав руках рефери – это гедзи.
Сегодня не только в Японии, но и во всем мире широко распространена практика изготовления вееров в качестве сувенирной продукции. Но, конечно, истинно японские веера, выполненные по традициям, сохраненным в семьях мастеров, передаваясь тайно из поколения в поколение, можно найти только в Японии и стоят такие веера весьма дорого, как и подобает настоящим произведениям искусства. © yapon-decor.ru
Японские боевые веера
Веера были в Индии, Древнем Египте, Вавилоне и других древних цивилизациях. Их делали из перьев или металла, зачастую они были очень массивными и назывались опахалами.
Веер: прекрасный и смертоносный
В Китае веер использовали не совсем традиционно. Он использовался в философских, боевых и алхимических учениях «Тайцзи-Цюань», «Дао» и других. Много общих черт нашли между веерами и бабочками, и появилась вера в то, что упражнения с веером, делают того, кто ими занимается, подобным бабочке. Основная особенность работы с веером это развитие умения соединять усилие веера с усилием тела.
Применение тэссена
Тэссэндзюцу: искусство боевого веера
Японские веера, а особенно это касается довольно крупных экземпляров, были широко известны в древности и за пределами Японии. Самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку с 457 по 479 годы, где подробно описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, который был прикрепленного к длинному шесту. А еще древнекитайские хроники времен династии Сун – годы правления 960-1279, также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров. Они тогда считались просто прекрасными образцами декоративного искусства. В основном опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами. А еще веер имел продолговатую ручку – она здорово поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц. Когда и кем был изобретен веер за давностью веков узнать уже невозможно. Но японские ученые проводили исследования пор этому поводу, причем еще в период господства буси. Но это-то и вызывает изрядную долю недоверия. К сожалению, других исследований просто нет – и это вполне логично, если учитывать длительный период самоизоляции. Все церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Еще большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов.
Ума-сируси – потомок боевого веера
Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шелка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сегунов во время правления Токугава. Ума-сируси изготовлялись из девяти слоев бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шелком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов – кожи или перьев птиц – никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мертвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикрепленных к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов. Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:
1) жесткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
2) складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).
Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.
Японский веер. История.
Японский веер, красивый и загадочный, имеет древнюю историю. Веера являются неотъемлемой частью традиционного японского костюма, принадлежностью японского обихода и интерьера, удобным и красивым аксессуаром. Европейские моряки, побывав в Японии, стали привозить восточные веера и в западные страны.
В японском языке различаются два вида веера: утива и сэнсу.
Утива представляет собой веер-лепесток (опахало), сделанный из цельного куска дерева или из проволочного каркаса, обтянутого шелком, и считается чисто японским изобретением.
Считается, что изначально веера пришли в Японию из Китая. В VI–VII веках шелковые и бумажные веера приобрели огромную популярность. Изначально они ввозились из Китая, но постепенно приобретали новые формы. Так, со временем стали появляться истинно японские веера, которые были совсем не похожи на своих китайских предшественников.
(боевой тессен 1800е годы).
Основным предназначением военного веера (в частности, именно гумбая) было отдание приказаний на поле боя. Такой веер украшался красным кругом на желтом фоне, который символизировал солнце. На обратной стороне изображался такой же круг, но желтым цветом на красном фоне.
(веер для танцев май-оги, начало 20го века).
Оги также называют «солнечным веером», поскольку он очень легкий и своим внешним видом напоминает часть солнечного диска, от которого расходятся лучики. Оги, как раньше, так и сейчас, применяется танцорами в своих выступлениях. Популярен он и среди гейш.
В наше время японские веера не утратили своей популярности и используются не только самим японцами, но и жителями всего мира как красивый и необычный предмет интерьера, сувенир или просто превосходный аксессуар.
Японские веера. Веер утива и веер гумбай
Утива – это веер типа лепестка или опахала, который сделан из единого куска дерева или проволоки, сверху он обтянут шелком или картоном. По традиции считается, что это чисто японское изобретение.
Так же, как и многие другие особенности культуры и быта, веера тоже пришли в Японию из Китая. Может, японцы увидели их у корейских принцев, которые посещали Японию в VI–VII веках, но бумажные и шелковые веера стали весьма популярны и на островах. Со временем, китайские веера стали приобретать новые формы, так и появились первые истинно японские веера, которые совершенно не похожи на своих материковых предков.
Именно к периоду Хэйан (794-1185 года) и относится возникновение плоского и нескладывающегося веера, подучившего название утива. Его окончательная форма закрепилась лишь в ХIV веке. Тонкие бамбуковые прутки – которых было 45, 64 или 80 – создавали специальную основу, к которой и крепилась японская бумага – васи. С обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, у которого были свои особенности, в зависимости от традиций региона страны, где был изготовлен веер. Форма утива при этом могла быть совершенно разной – и овальной, и стремящейся к квадрату, или кругу, что называлось формой «полной луны». Сам веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.
А в период Эдо утива получили большое распространение. Веер утива особенно полюбился в среде артистов – он стал там определенной приметой нового, уже мирного образа жизни. Появились также и новые мотивы картин, которые выполнены на веерах – они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и даже борцов сумо. Их популярность способствовала росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ века.
Кстати, наблюдая поединок сумотори, можно увидеть разновидность веера гумбай утива в руках рефери – это гедзи.
Японский веер утива
Японский веер такой формы называется утива (団扇). Он используется летом, и его часто дарят в рекламных акциях. Мой веер, похоже, тоже получен по рекламной акции в магазине чая, так что в стакане чай, скорее всего. Мне его отдали японские друзья.
Это намёк на летние фейерверки. При обмахивании им захватывается много воздуха, так что такой веер действительно хорош в летнюю жару.
Исторически данный тип веера восходит к временам древнего Китая, где такие веера использовались придворными и женщинами для охлаждения, защиты лица от солнца и ветра, а также в церемониях. В начале правления китайской династии Хань утива упоминались в стихах и украшались знаменитыми каллиграфами. Круглые веера были популярны и в Корее. В средние века они использовались мужчинами и женщинами для охлаждения дома. Женщины и дети использовали ярко украшенные веера. Большие утива на длинных палках использовались как защита от насекомых во время сна.
В Японии утива пришли из Китая. Образцы тех времен хранятся в сокровищнице храма Тодай-дзи и в храме Корю-дзи. В древней антологии японской поэзии — Манъёсю — есть стихи, в которых упоминаются утива. Для украшения вееров в дополнение к обычной бумаге использовались листья, перья и яркий шёлк.
В эпоху Хэйан (794-1185) был изобретен складной веер («оги»), и популярность утива начала снижаться, хотя их по-прежнему использовали в дворцовых церемониях.
К концу эпохи Сэнгоку (1467-1603) появился новый вид утива из лакированного металла или шкур животных. Такие веера украшали изображения солнца, луны, астрологических знаков. Это вид утива использовался военными лидерами для защиты от вражеских стрел. Утива также использовались судьями в состязаниях сумоистов для обозначения победителя.
Утива, сделанные из перьев с нанесенным изображением тэнгу (мистического птицеподобного обитателя лесов), назывались «хоцукисэн» и использовались ямабуси (горными священниками) из буддийской секты Сюгэндо.
В эпоху Эдо (1603-1868) утива, изготовленные для определенных региональных синтоистских святилищ, стали набирать популярность среди путешественников, привозивших их с собой в качестве сувениров. С 1680 по 1700 года утива были популярны среди женщин, в связи с чем их дизайн и декор изменялся для согласно действующей моде. Зачастую на утива изображались красавицы в стиле укиё-э или портреты актеров Кабуки. Еще одним видом утива эпохи Эдо был веер с добавлением сока хурмы. Такой утива использовали для раздувания огня на кухне. Также в это время появилась традиция дарить утива во время праздника поминовения усопших обон и фестиваля Тюгэн (фестивали во время седьмого месяца лунного календаря). Эта традиция сохранилась до сих пор.
(ссылка)