Утильсбор что это такое
Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами
Утилизационный сбор (утильсбор) — разовый платёж за утилизацию товара, который государству платят импортёры, производители или покупатели транспортных средств, а также спецтехники, прицепов.
Проще говоря, по сути, утилизационный сбор — это налог. Это деньги, которые в будущем теоретически будут потрачены на утилизацию машины.
Как правило, утилизационный сбор платят производители или дилеры авто. Однако в конечном итоге за гипотетическую утилизацию автомобиля платят потребители, потому что продавцы поднимают цены на авто, чтобы компенсировать свои расходы.
Пример употребления на «Секрете»
«В 2023 году автомобили, ввезённые из Армении, будут легализованы как «товары ЕврАзЭС» после уплаты утилизационного сбора».
(Пресс-служба сети автосалонов Fresh Auto — о положении владельцев авто, зарегистрированных в Армении, после изменения подхода к их легализации.)
История
Утилизационный сбор ввели в 2012 году одновременно со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили.
Изначально его платили только импортёры. С 2014 года начали выплачивать и автоконцерны (для локализованных автоконцернов ввели субсидии, сопоставимые с размером сбора, при условии подписанного контракта с Минпромторгом). Сейчас даже покупатели платят утилизационный сбор (если за их автомобиль этот сбор ещё не вносили).
Сумма утильсбора увеличивалась уже несколько раз. Базовая ставка для легковых машин — 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов — 15 000 рублей. При повышении сбора меняются коэффициенты, на которые умножается базовая ставка в зависимости от объёма двигателя и возраста транспортного средства.
Нюансы
Есть несколько ситуаций, когда утильсбор платить не нужно:
Цифры
По данным Счётной палаты, доля трёх экологических платежей — утилизационный сбор, экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду — в 2020 году выросла до 8% от общего объёма неналоговых поступлений в казну.
Критика
В 2021 году Счётная палата раскритиковала утильсбор. По мнению ведомства, он не выполняет той функции, ради которой был введён, и не в состоянии обеспечить экологическую безопасность, защиту здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия транспорта.
«Очевиден приоритет для государства фискальной и регулирующей функций утилизационного сбора над обеспечением экологической безопасности как цели сбора, сформулированной при его установлении», — указали аудиторы.
Утилизационный сбор в 2021 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Если копнуть глубже, то уплата утилизационного сбора означает, что впоследствии автомобиль должен быть бесплатно утилизирован. Т.е. сбор уплачивается в самом начале «жизни» автомобиля, а бесплатная утилизация будет предоставлена в самом ее конце.
Кто освобождается от утилизационного сбора?
Часть 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:
14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.
Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе «Особые отметки» (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
Расчет утилизационного сбора
Для расчета утилизационного сбора следует воспользоваться таблицей из следующего нормативного документа:
В общем случае формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент из таблицы.
Базовая ставка равна:
На легковые автомобили
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Электромобили | 32 600 | 122 000 |
С двигателями до 1000 см 3 | 48 200 | 123 000 |
С двигателями от 1000 до 2000 см 3 | 178 400 | 313 800 |
С двигателями от 2000 до 3000 см 3 | 281 600 | 480 200 |
С двигателями от 3000 до 3500 см 3 | 259 600 | 570 000 |
С двигателями от 3500 см 3 | 445 000 | 700 200 |
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 3 400 | 5 200 |
Обратите внимание, обычным автовладельцам, как правило, приходится сталкиваться с последней строкой данной таблицы.
Т.е. при ввозе автомобиля из-за рубежа придется заплатить 3 400 рублей за новую машину и 5 200 рублей за машину старше 3-х лет.
Для юридических лиц, ввозящих или производящих автомобили величина сбора значительно выше. К сожалению, данная сумма включается в итоговую стоимость автомобиля, т.е. оплачивает ее покупатель.
На грузовые автомобили
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Масса до 2,5 т | 178 500 | 189 000 |
Масса от 2,5 до 3,5 т | 300 000 | 432 000 |
Масса от 3,5 до 5 т | 300 000 | 456 000 |
от 5 до 8 т | 313 500 | 786 000 |
от 8 до 12 т | 438 000 | 1 192 500 |
от 12 до 20 т | 496 500 | 1 735 500 |
Седельные тягачи от 12 до 20 т | 850 500 | 3 469 500 |
Автосамосвалы от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т | 507 000 | 1 735 500 |
от 20 до 50 т | 1 002 000 | 2 035 500 |
Седельные тягачи от 20 до 50 т | 1 002 000 | 2 035 500 |
Автосамосвалы от 20 до 50 т | 945 000 | 2 035 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
На спецтехнику
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей | 285 000 | 1 725 000 |
Автобетоносмесители | 853 500 | 2 242 500 |
На прицепы и полуприцепы
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Прицепы и полуприцепы | 96 000 | 1 207 500 |
Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.
На автобусы
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
С электродвигателем | 171 000 | 172 500 |
С двигателями до 2500 см 3 | 214 500 | 217 500 |
С двигателями от 2500 до 5000 см 3 | 342 000 | 517 500 |
С двигателями от 5000 до 10000 см 3 | 591 000 | 759 000 |
С двигателями от 10000 см 3 | 990 000 | 1 558 500 |
На мотоциклы
Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.
Повышение утилизационного сбора в 2020 году
Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.
Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.
В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.
Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.
Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.
Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.
Утильсбор что это такое
Статья 24.1. Утилизационный сбор
(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 24.1
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
(абзац введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 393-ФЗ)
Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных ТС (шасси) и прицепов, самоходных машин и прицепов в электронной форме, см. Приказы ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@ и от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@.
4. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки;
(абзац введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 393-ФЗ)
которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
(абзац введен Федеральным законом от 07.04.2020 N 117-ФЗ)
7. Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. За счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ)
Утилизационный сбор, практическая инструкция к действию
Как оплатить утилизационный сбор? Адекватного ответа на этот вопрос в интернете найдется всего лишь 2.
Пройдя сей путь, полностью подтверждаю выше сказанное. На таможне вам не рады. Все сделано так что бы физик плюнул и отдал деньги брокеру.
Вот что говорит сайт ФТС об уплате утилизационного сбора.
Вы что то поняли? Вот и я нихрена не понял. Нету никакого руководства к действию. Написано только вы должны оплатить на такие то реквизиты и предоставить документы на таможню, иначе пени.
У меня получилось пройти за 3 приезда на Донской таможенный пост.
Поэтому сага будет в трех частях.
Предварительно оплатив 3 400 рублей (для автомобилей до трех лет) через Альфа Банк через личный кабинет. Обращаю ваше внимание на то что необходимо указать КБК в платеже.
Если вы купили авто у Белоруса, вам нужен следующий КБК:
КБК 153 1 12 08000 01 3000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси), ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь)»;
Приезжаем по навигатору на Донской таможенный пост
На охране говорят – звоните по номеру 549.
В следующем помещении нас встречает печально пуская стойка с бумажной вывеской – АВТОСТРАХОВАНИЕ, сделанная в MS Word образца 2000-ых.
Проходим далее, видим кассу. Фото не прихватил, но зачем нам касса, когда утиль уже уплачен? Идем далее, оказываемся на улице.
Внутри 4 двери. На двух скуд, на другой – «Столовая только для сотрудников таможни».
Остается самая правая дверь, заходим.
Интерьер пышет евроремонтом, сделанным Равшаном и Джамшутом 15-20 лет назад.
После появления ЭПТС и того как не только таможня стада выдавать ЭПТС малый бизнес ушел в забытие’. От очередного ларька со страховкой остались только вывеска и плакат. А вот банкомат и касса малоизвестного банка все еще на плаву.
Утильсбор платят на втором этаже, поэтому ныряем на лестницу.
Там нас встречает стол и неудобный стул, пустые бланки, образцы заполнения, информационные стенды (на которых никакой новой информации про утильсбор для нас нет). На стендах неоднократно упоминается что жаловаться в ФТС дело тонкое и долгое, присутствуют схемы и сроки ответа на жалобы в 3 месяца.
Садимся и 10-20 минут от руки заполняем бланки.
Я сделал для вас фото, что бы вы знали что от вас нужно.
После заполнения целимся в окошко.
Внимание! Будьте готовы что с вами не будут общаться как с клиентом, вам будут преимущественно хамить, но если вы со своей стороны будете вежливы и не упорны, все пройдет нормально.
В процессе подачи бумаг выяснится что у вас чего то да не хватает.
Например: копии ИНН, копии паспорта, копии страницы с пропиской, копии сбктс, копии эптс, акта технических характеристик.
Копии вам никто сделать не даст. Придется идти к брокеру. Там с вас спросят по прайсу (прайса я не знаю).
В моем случае оказалось что в СБКТС не мое имя и с меня попросили «Акт технических характеристик».
Недвусмысленно таможенник открыл образец, ткнул в него и сказал – езжай делай «там». Я позвонил «туда» и мне назвали 5 000 рублей за оформление «Акт технических характеристик». Судя по названию компании думаю – солидная контора, наверное бумажка так и стоит. В образце указана компания в стиле НИИ «Сертификационный центр автомобилей и тракторов». Компания ликвидирована в 2019 году, но телефон живой. Ехать за бумажкой надо на 2-й Донской проезд, 4с1. Время 15:00. Приезжаю туда к 16, там офис на одного человека, человек занимается импортом авто, вокруг лежат СБКТС, розовые таможенные бумажки, СБКТС-ы, ЭПТС-ы. Бумажка делается за 10 минут, оплата ожидаемо на карту. Вернуться на таможню в этот день не успеваю, занавес.
Антракт
В антракте я скажу что если бы подумал подольше, то наверняка заплатил бы меньше денег и сделал бы бумажку «не отходя от кассы» в СВХ Мега (брокеры по соседству). Подстава кроится в том, что про этот акт нигде ни слова.
Акт второй.
Приезжаю на следующий день к 9:30 утра. По номеру 549 трубку не берут, за мной образовалась очередь счастливых обладателей электромобилей из за рубежа, жаждущих внести денег государству.
Спустя пол часа прорвались внутрь, внутри дяденька подает документы на бензиновый Форд с 8ми утра. Дабы скрасить ожидание, подсказываю что и как заполнять следующим за мной.
Ждать кстати заставляют на 1ом этаже. На весь зал 2го этажа только один «клиент».
И вот я наверху, минут 20 сдаю документы. Сотрудники таможни «сервисом» не балуют пролетариев, ибо нефиг тут Госуслуги разводить.
Документы приняли, я жду что мне сейчас выдадут мою розовую бумажку и ЭПТС магическим образом превратится из тыквы в документы на карету, но шиш там плавал. Сотрудник таможни говорит – приезжайте в среду (через выходные и три рабочих дня). Вспоминаю что ругаться не стоит, еду уставший от этих энерго-вампиров домой. Занавес.
Антракт
Я пригласил человека из очереди в наш уютный тесла-чат, там он нашел меня и поведал что у него просят, внимание! «Разрешение на использование СБКТС от прошлого собственника!» Он все же обратился к брокеру и через час получил розовую бумажку и оплату утильсбора.
Акт третий.
Звоню во вторник, говорю – «Забрать документы по утильсбору».
— «Приезжайте завтра с 2 до 4ех».
Подходит и говорит – «Что то вы долго шли.»
Я отвечаю что уже минут 20 считаю какахи мух на стенах, жду наступления прогресса)
Приносят мне заветные розовые листы, просят расписаться. Расписываюсь, еще минут 10 сложных алгебраических расчетов фекалий насекомых и мне приходит в почту письмо от elpts.ru о том что документ в новой стадии, утильсбор оплачен. Звоню туда, где мне оформляли ЭПТС, говорят надо пару дней подождать. С таможни уезжаю с тапкой в пол. Занавес.
Послесловие.
На последок могу сказать что мне никто откровенно не хамил, даже поулыбались с таможенником друг другу. Наверное в этом так же есть моя заслуга.
Но тем не менее было сделано все чтобы усложнить максимально простую процедуру и в итоге она заняла неделю из 10ти отведенных на перерегистрацию дней.
Надо оно вам, или проще уплатить мзду – решайте сами. Лично я против коррупции и потворства ей.
Что такое утилизационный сбор в ПТС на автомобили в 2021 году – закон и правила оплаты
Автомобили и прочая транспортная техника имеют определенный срок службы. После этого их направляют на бесплатную утилизацию. Но происходит это потому, что при производстве транспортного средства или при ввозе его из-за границы уплачивается утилизационный сбор. Его размер зависит от года выпуска ТС, назначения и некоторых других характеристик.
Определение
Утилизационным сбором называется разовый платеж, который должны совершить покупатели либо производители транспортных средств. Он действует на территории РФ с 01.09.2012 г. Целью этого платежа является финансирование утилизации транспорта после эксплуатации в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Платить этот сбор должны:
К покупателям относятся как юридические, так и физические лица. За каждое ТС сбор платится только один раз. Исключением является только его модернизация.
На какие категории транспорта распространяется
В 2012-2015 гг. этим сбором облагали лишь колесные виды транспорта. С 01.01.2016 г. Федеральным Законом № 392-ФЗ от 29.12.2015 г. были внесены изменения. С этой даты платеж распространяется на прицепы к самоходным и колесным транспортным средствам, а также на сами самоходные машины.
Размер утилизационного сбора
Сумма к оплате определяется в зависимости от типа ТС, его массы, грузоподъемности, даты производства, предназначения.
Порядок расчета
Для расчета окончательного размера утилизационного сбора необходимо выбрать коэффициент, который применяется именно для этого транспортного средства, а затем умножить на него базовую ставку.
Коэффициент зависит от даты производства ТС, его предназначения, массы. Например, для легковых автомобилей (в собственности физических лиц), которые были выпущены не позднее трех лет, применяется значение К = 0,17, а для тех, которым три года и более – 0,26. Для юридических лиц эти показатели равны 5,3 и 1,42 соответственно.
В интернете есть специализированные сайты, на которых можно найти калькулятор расчета утилизационного сбора. В форму необходимо ввести данные о ТС и система выдаст результат.
Перечень ставок на утилизационный сбор 2021 в рублях
Ниже в таблице приведены базовые ставки сбора для различных видов транспортных средств, действующие в 2021 году:
Категория и вид ТС
Ставка утилизационного сбора, тыс. руб.
Для ТС старше 3 лет
Легковые автомобили категории В
Грузовые автомобили категорий В и С
Специальный транспорт категории С
Автобусы категории D
Колесные перегружатели (в т.ч. погрузчики экскаваторы)
Самоходные краны (кроме кранов на базе шасси колесных ТС)
Дорожная техника (кроме дорожных машин на базе шасси колесных ТС)
ТС для лесного хозяйства
Трелевочные и фронтальные погрузчики для лесного хозяйства
Снегоболотоходы, квадроциклы, мотовездеходы
Колесные сельскохозяйственные тракторы
Гусеничные сельскохозяйственные тракторы
Самоходные сельскохозяйственные машины
Коэффициенты для расчета можно найти в постановлении Правительства РФ № 300 от 19.03.2018 г.
Порядок и сроки оплаты
В законодательном порядке срок уплаты для физических лиц не установлен. Сбор можно внести в любое время. Лишь после этого разрешается поставить ТС на учет и пользоваться им.
Необходимые документы
Где можно оплатить
Где ставится отметка об оплате
Факт оплаты сбора отмечается в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» либо в электронном варианте ПТС. Если же транспортная техника не является объектом данного сбора, то это также должно быть указано в паспорте. Когда ни одной из этих двух отметок нет, то считается, что оплаты не было. Поэтому сделать это придется новому владельцу ТС.
Освобождение от сбора
Владельцы или покупатели транспорта, который не поименован в постановлениях № 81 и № 1291, освобождаются от уплаты сбора.
Кроме этого есть и другие исключения (статья 24.1, пункт 6 закона № 89-ФЗ):
Штрафы за неуплату сбора
Нормативно-правовыми актами не установлены штрафные санкции не неуплату. Но в таком случае в ПТС не будет соответствующей отметки, а без нее транспорт зарегистрировать не получится. Такое требование содержится в постановлении Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 г. (п. 4) и в п. 24 Административного регламента (утв. приказом МВД № 605 от 07.08.2013 г.).
Возможное возвращение утилизационного сбора
Иногда случается, что владелец ТС оплачивает утилизационный сбор, а потом выясняется, что это уже было сделано ранее. В таком случае денежные средства можно вернуть. Обращаться нужно в ФНС или ФТС в зависимости от места производства автомобиля:
Потребуются такие документы:
После подачи документов ФНС или ФТС дадут ответ по прошествии 30 дней. Денежные средства будут перечислены на счет владельца авто. Важно, чтобы документы были заполнены правильно, иначе последует отказ.
Справка. Обратиться с заявлением о возврате денег можно в течение трех лет с даты оплаты. Но получить назад можно только сам сбор: комиссия не возвращается.
Утилизационный сбор – это платеж, которые совершает производитель транспорта, импортер или покупатель. Денежные средства вносятся один раз за время «жизни» автомобиля. Введен он в 2012 году. Сумма к уплате определяется исходя из базовой ставки и коэффициента, которые можно найти в постановлениях Правительства РФ. Без оплаты не удастся поставить ТС на учет. Если была переплата или вторая оплата, то деньги можно вернуть по заявлению, которое подается в ФТС или ФНС.