Утилитарная техника это что

УТИЛИТАРНЫЙ

Смотреть что такое «УТИЛИТАРНЫЙ» в других словарях:

УТИЛИТАРНЫЙ — (ново лат., от лат. utilitas выгода, польза, полезность). К утилитаризму относящийся; полезный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УТИЛИТАРНЫЙ [ Словарь иностранных слов русского языка

утилитарный — практический, практичный; прагматический, утилитаристский, прагматичный, узкопрактический, узкоутилитарный, прикладной Словарь русских синонимов. утилитарный см. практический 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справо … Словарь синонимов

УТИЛИТАРНЫЙ — сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный, прикладной (утилитарный подход к делу) … Большой Энциклопедический словарь

утилитарный — ая, ое. utilitaire < utilitare <лат. utilitas польза, выгода. неодобр. Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический. Уш. 1940. Основанный на стремлении к практической выгоде, ставящий целью практическое применение,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

УТИЛИТАРНЫЙ — УТИЛИТАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (книжн.). 1. Проникнутый утилитаризмом. Из утилитарных соображений. У. подход. 2. Прикладной, узкопрактический. Утилитарные знания. | сущ. утилитарность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

утилитарный — ая, ое; рен, рна 1) Основанный на стремлении к практической пользе или выгоде, ставящий целью практическое применение, использование чего л. Утилитарный подход к делу. Новая [литературная] школа уже создала себе специальность, можно сказать… … Популярный словарь русского языка

утилитарный — ая, ое; рен, рна, рно. [от лат. utilitas польза] Основанный на утилитаризме (2 зн.). У ые взгляды. У ые цели. // Имеющий практическое назначение, применение; практический, прикладной. У ые знания. У ое назначение предмета. У. способ разработки… … Энциклопедический словарь

УТИЛИТАРНЫЙ — сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой; практичный, прикладной (например утилитарный подход к делу) … Большой экономический словарь

Утилитарный — (франц. utilitaire, от лат. utilitas – польза, выгода) сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой; практичный; прикладной (У. знания, У. подход к делу и пр.) … Большая советская энциклопедия

Утилитарный — прил. 1. соотн. с сущ. утилитаризм II, связанный с ним 2. Свойственный утилитаризму [утилитаризм II], характерный для него. 3. Имеющий практическое назначение, применение; прикладной. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Снежные трудяги: что такое утилитарный снегоход?

Утилитарная техника это что

Заводя разговор с «тожеснегоходчиками», встретившись где-то в поле или на очередной выставке достижений «внедорожного хозяйства», каждый раз диву даюсь, насколько большинство вроде бы причастных людей туго разбирается в современной снегоходной технике. Чем отличается «утиль» от «туриста», а «горник» от «кроссовера»? Почему Буран до сих пор жив, и почему в снегу до сих пор главенствуют двухтактные двигатели? В первой части этого материала мы разберемся в наиболее массовом сегменте снегоходной техники – утилитарных снегоходах. Мы уже изучали квадроциклетный вопрос, теперь поговорим об основных «породах» утилитарных снегоходов и поймем, для чего они нужны и, главное, для чего они не подходят.

На протяжении очень многих лет снегоход был «просто» снегоходом – аппаратом для передвижения по снегу. Однако с развитием технологий и, главное, маркетинга снегоходное «царство» начало дробиться на классы, подклассы и разновидности. Сейчас разобраться во всех тонкостях модельных линеек того или иного производителя сможет только человек, серьезно посвятивший себя вопросу. Обывателю же приходится опираться на мнение друзей, «диванных экспертов» и советы продавцов-консультантов в салонах. Однако зачастую то, что вам нужно купить, – это совсем не то, что продавцу нужно продать. И вот здесь-то можно крепко «попасть». Ведь даже «просто утилитарный» снегоход сегодня далеко не так прост, как может показаться.

Утилитарная техника это что

Основа основ

Термином «утилитарный снегоход» сегодня называют прорву настолько разных моделей, что с наскока разобраться во всем многообразии практически невозможно. Однако мы попробуем хоть как-то классифицировать подвиды «утилей».

Базовый утилитарник – пожалуй, наиболее консервативная каста снегоходной техники. К этому виду «утилей» чаще всего предъявляются довольно типичные требования: надежность, простота обслуживания, ремонтопригодность, тяговитость и низкая цена.

Утилитарная техника это что

Тайга Варяг 500 – простейший и наиболее дешевый из «полноразмерных» снегоходов на сегодняшний день;

Утилитарная техника это что

Японский «супербюджетник» Yamaha Tough Pro лишен не только системы раздельной смазки, но даже электростартера

Утилитарная техника это что

Канадец» Ski-Doo Tundra 600 – пожалуй, один из лидеров по цене. Но и оснащен богаче прочих

Эти машины покупают те, кому важнее быть уверенным в том, что снегоход не сломается от слишком активной эксплуатации под серьезными нагрузками, заведется в любой мороз и утащит за собой тяжелые сани. При этом пользователям этого рода техники не так важна максимальная скорость, разгон, комфорт и количество доступных аксессуаров.

Примерно то же касается вопроса надежности и ремонтопригодности. Условия эксплуатации предъявляют гораздо более жесткие требования к технике, чем, допустим, к квадроциклам, автомобилям или мототехнике. Мороз, снежный покров и короткий световой день могут запросто превратить элементарную поломку в трагедию с человеческими жертвами. В глубоком снегу путь, который снегоход проходит за полчаса, пеший путник может преодолевать сутки! Поэтому в конструкции утилей используют наиболее простые и надежные решения с минимальным риском поломки и максимальным шансом починки в полевых условиях, зачастую в ущерб комфорту, удобству и скорости. Клиентура – те люди, кому снегоходы действительно нужны для работы: егеря, оленеводы, газовики, нефтяники, а также не претендующие на социальный статус «любители».

Источник

Квадромания – разбираемся в популярных типах квадроциклов

Утилитарная техника это что

Вот и прошла порция майских праздников. Все сгоняли на дачу, на природу поесть шашлычку, ну или просто выбрались из городов в сторону природы. И снова в головах многих возник вопрос: «а не купить ли квадрик?» Попробуем разобраться в многообразии видов, размеров и цен квадроциклов, представленных в России.

Квадрик – штука, без сомнения, полезная. Хочешь – на рыбалку, хочешь – на охоту. Станет потеплее – купаться на речку гонять, возить дрова из леса, познакомиться, наконец, с соседями, которые не квасят бездумно ханку на газоне своей «фазенды» выходные напролет, а то и дело отправляются на квадроциклах в какие-то «экспедиции». Словом, желание есть, а понимания вопроса нет. Именно им, пониманием квадроциклетного вопроса, мы и займемся в этом материале.

Утилитарная техника это что

Оговорюсь сразу: не буду плотно затрагивать тему «бэушной» техники, так как выбор подержанного «квадрата» — тема довольно специфичная и в каждом конкретном случае несущая в себе множество нюансов, однако отмечу, что все нижеописанное вполне подходит и для техники, бывшей в употреблении.

Готовим квадробазу

Итак, прежде чем купить квадрик, стоит озадачиться несколькими весьма прозаичными вещами. Доставка и хранение. Квадр, даже маленький — это не мопед, его в сарай не закатишь. Так что гараж должен присутствовать, да и тот же сарай должен быть оборудован сообразного размера воротами и крепким замком. На моей памяти было изрядное количество случаев, когда свежекупленные квадрики уводили прямо с дачного двора. «У нас забор», «мы запираем на ночь ворота», «у нас сторож»… — все это не работает, как правило. Противоугонные системы на внедорожной технике — не более чем номинальные, да и без ключа квадр легко утаскивается на «галстуке», Блокировок руля или чего-то подобного почти никогда на квадре нет.

Утилитарная техника это что

Далее – транспорт. Номинально, квадроциклам запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Однако гаишники часто закрывают на это глаза, особенно, если у водителя «квадрата» имеются государственная регистрация (номер), техосмотр и водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «АI». У вас, скорее всего, на момент покупки не будет ни того, ни другого, да и езда по асфальту не очень полезна самой машине, так что лучше обзавестись прицепом.

Утилитарная техника это что

Второй вариант – квадрик ввезен как «мототехника», к нему прилагается обычный «дорожный» ПТС, как на автомобиль или мотоцикл, и, соответственно, для управления им требуются обычные права категории «А» (или «А1», в зависимости, от кубатуры). Последние делают в основном китайцы и, чаще всего, это техника очень низкого качества, но об этом ниже.

Утиль – это не мусор

Наиболее распространенным типом можно назвать утилитарные квадроциклы. История развития этой техники в последние годы вывернула в такую неожиданную сторону, что называть продукцию современной квадроциклостроительной отрасли «утилитарной» было бы совершенно неправильно. Однако традиция до сих пор сильна, и пытаться с ней бороться мы не будем, хотя было бы грамотнее называть эти аппараты «рекреационными», ведь их покупают (а значит, и разрабатывают) в основном для отдыха и развлечений.

Утилитарная техника это что

На фото: Типичный представитель утилитарного семейства: Yamaha Grizzly 700

Именно этот тип квадров встречается в «природе» чаще всего. Классический «утиль» – это квадроцикл, оборудованный одно- или двухцилиндровым четырехтактным двигателем объемом от 350 до 1000 см3. Меньшие кубатуры отнесем к детским и вынесем за скобки. Чаще всего кубатура вертится вокруг 500-700 «кубов».

Утиль имеет независимую подвеску всех четырех колес на спаренных А-образных рычагах (хотя встречаются и продольные торсионы сзади (Can-Am), и макферсон (Polaris) спереди и более экзотические конструкции).

Источник

МотоТехника

Всё о мототехнике и вездеходах

Утилитарная техника это что

Как выбрать лучший утилитарный снегоход

Для быстрого перемещения в условиях суровой зимы или дальнего Севера в основном используют снегоходы. Обычно этот вид транспортного средства имеет разные спецификации: горные, спортивные и утилитарные. Рассмотрим подробнее последний тип снегоходов и узнаем, какой из них лучше выбрать.

Особенности утилитарных снегоходов

Утилитарные снегоходы, в отличие от других категорий мототранспорта, обычно используются для транспортировки грузов, рыбалки и других «спокойных» целей. Утилитарные снегоходы еще называют wide track, что в переводе означает «широкая гусеница».

В отличие от спортивных скоростных мотовездеходов, утилитарные модели обладают большей проходимостью, но имеют меньше спортивных характеристик. Также они обычно рассчитаны не на одного, а на два человека. Такие снегоходы более комфортные и приспособлены для езды на большие расстояния, нежели горные, в которых устраняют все не особо нужные детали для облегчения всей конструкции. Утилитарники не такие маневренные за счет большой гусеницы, но по этой же причине не так вязнут в рыхлом глубоком снегу.

Если говорить о скорости, утилитарные снегоходы способны развивать ее более 100 км/ч. Благодаря мощному двигателю, один вездеход способен перевозить 100 и более килограммов на санях-волокушах. Добавив к этому вес водителя и пассажира, увидим реальные его возможности. За способность транспортировать объемные грузы утилитарники в цене у охотников и рыбаков. На санях-волокушах легко можно увезти, например, тушу дикого кабана. Однако чтобы заправлять мощный двигатель, понадобится тратить немалые суммы денег. На 100 км снегоход расходует в среднем около 40 л 92-го бензина. Не трудно подсчитать, сколько будет стоить обслуживание такого снегохода.

Утилитарные мотовездеходы снабжаются многорычажной или телескопической подвеской, в зависимости от назначения техники. Выбор подвески влияет на управляемость и проходимость снегохода – выбирать обычно приходится между двумя этими параметрами. Так, транспортное средство с многрычажной подвеской управляется легче, но легко может зацепиться за какой-нибудь куст или корягу в лесу. Этот тип подвесок однозначно не подходит для охоты. Плюс телескопической подвески в том, что она делает снегоход более проходимым, но управлять им тогда труднее.

Как выбирать утилитарный снегоход

Какой утилитарный снегоход лучше выбрать? Среди ведущих брендов можно перечислить Yamaha, Arctic Cat, Polaris, «Буран», «Рысь», «Тайга» и пр. Если вы новичок и решили приобрести свой первый снегоход, то модели ведущих брендов окажутся как нельзя кстати.

Более долговечными и качественными являются, конечно, более дорогие виды снегоходов отечественного или импортного производства. Среди вышеперечисленных по надежности хочется отметить наш «Буран» и импортные Yamaha. Транспортное средство низкой ценовой категории с китайским двигателем на борту вряд ли прослужит достаточно долго. Да и эксплуатацию такого снегохода никак нельзя назвать комфортной. Вскоре начнутся поломки, необходимость в замене деталей гусеничной ленты, трансмиссии и двигателя.

Предположим, что мы выбираем снегоход для охоты – это одна из самых частых причин покупки снегохода утилитарного типа. Обычно для охоты нужен мощный, проходимый и надежный транспорт. Все эти параметры должны быть совмещены в одной конструкции. Чтобы выбрать снегоход для охоты, лучше обратить внимание на качество мотора и подвески, на которую крепятся лыжи. Что касается мотора, лучше отдать предпочтение моделям с четырехтактным двигателем и наличием вариатора. Если вы остановились на какой-либо модели, узнайте номер его двигателя и посмотрите отзывы в Интернете на эту тему: гладко ли проходит его обкатка? Через сколько понадобится менять поршневые кольца, прокладки и прочие детали? Помните, хороший двигатель – не только мощный, но и надежный.

Если вы собираетесь охотиться на вашем мотовездеходе, то обратите также внимание на наличие достаточного количества комплектующих и опциональных возможностей. Поддерживается ли обогрев руля? Присутствуют ли в комплекте сани-волокуши, оборудован ли снегоход фаркопом и насколько удобно расположен багаж? Что касается последнего, должно быть достаточное количество багажных отделений. Лучше выбрать снегоход с кофрами для размещения инвентаря, чем потом сожалеть об отсутствии таковых.

Выше мы уже говорили, что лучше приобретать снегоходы ведущих брендов. Возможно, у других производителей тоже есть неплохие модели, да и по цене, казалось бы, гораздо дешевле. Но легко ли найти для них запчасти, когда придется ремонтировать или заменять основные узлы снегохода? А если вы не очень разбираетесь в ремонте, сколько квалифицированных СТО берутся за ремонт конкретно вашей модели? Эти вопросы очень важны, так как от этого зависит срок эксплуатации вездехода.

Утилитарные снегоходы российского производства

«Stels Росомаха 800» – это самый дорогой и, несомненно, самый мощный утилитарный снегоход. На борту установлен четырехтактный двухцилиндровый инжекторный двигатель, имеющий жидкостное охлаждение, объем 800 куб. см. и мощность 60 л. с. Для большей проходимости вместо обычной гусеницы 500 мм установлена 600 мм. Конструкторы Жуковского завода постарались насколько возможно снизить потребление снегоходом топлива, поэтому средний расход на 100 км составил всего лишь 12 л. Если у вас достаточно средств, лучше выбрать этот снегоход, известный своим качеством и надежностью.

Почетное второе место занимает снегоход «Тайга Варяг 550» и его упрощенная модель «Тайга Варяг 500». Как и широко известный «Буран», «Тайга» выпускается «Русской Механикой». «Тайга Варяг 550» имеет на борту двухтактный мощностью 50 л. с. двигателем, объемом 553 куб. см. Снегоход оснащен качественной гидравлической системой торможения, функцией подогрева руля и другими комфортными дополнениями. Стоимость запчастей не самая низкая, но аппарат постоянно технически поддерживается, и за его ремонт возьмутся практически в каждом СТО. В отличие от «Бурана» имеет некоторые недоработки в конструкции – так считают пользователи снегохода.

«Буран СБ-640А» – за многие годы его конструкция претерпела немало изменений, но до сих пор он бесспорно занимает третье место среди отечественных снегоходов. СБ-640А – современная двухместная модель с максимальной мощностью двигателя 34 л. с., позволяющим разогнаться до 55 км/ч. Особенностью снегохода считается его двухгусеничная лента, призванная обеспечить большую устойчивость во время езды. Более того, в отличие от большинства других снегоходов, «Буран» может питаться 76-м и 80-м бензином. Это возможно благодаря малой степени сжатия топлива.

Утилитарные снегоходы зарубежного производства

Arctic Cat Bearcat 5000 XT Limited 2015 стоит недешево. Оборудованный двухцилиндровым четырехтактным двигателем 125 л. с. от Suzuki, снегоход просто создан, чтобы радовать своего владельца. Эту модель нередко выбирают для использования на горнолыжных курортах для транспортировки грузов.

По оценкам пользователей, второе место среди зарубежных снегоходов занял Lynx 49 Ranger 600 ACE 2015. Этот мощный снегоход оснащен двухцилиндровым четырехтактным двигателем Rotax на борту. Благодаря совмещению трех основных параметров, цены, качества и мощности, этот снегоход уже успел полюбиться многим водителям.

На третьем месте Yamaha RS Viking Professional 2014 – надежный снегоход 2014 года выпуска с трехцилиндровым четырехтактным двигателем Genesis 120 мощностью 120 л. с. Yamaha всегда выпускает качественную технику, и этот снегоход не является исключением.

Источник

Разбираемся в типах снегоходов – спорт и отдых

Утилитарная техника это что

В прошлой серии наших исследований мы весьма подробно изучили положение дел с современными утилитарными снегоходами. Сегодня же поговорим, пожалуй, о самом разветвленном семействе сноумобилей – о машинах для спорта и отдыха. Решили купить снегоход на дачу, но не уверены в выборе модели? Сейчас разберемся, что вам нужно!

Не секрет, что сегмент внедорожной техники планомерно перетекает из утилитарного в рекреационный. Все меньше людей покупает «квадрики» и снегоходы для работы, и все больше – в качестве техники для активного отдыха.

Разумеется, требования, которые предъявляются к технике в этом сегменте, радикально отличаются от тех, что формируют облик сегмента утилитарного. Ресурс не так важен, ведь наверняка «катальщик» не будет проезжать в год и десятой доли того расстояния, что проделывает какой-нибудь оленевод. Зато мощность мотора здесь на первом месте, ведь кататься должно быть весело! Вряд ли жителю Крайнего Севера, который ежедневно проезжает километров двести-триста по тундре, придет в голову «прыгнуть вон тот пятиметровый дроп» со снежного козырька. Ему чем ровнее дорога, тем лучше. Он не полезет в лощину, куда совершенно точно надуло пухляка метра три, он лучше объедет такое засадное место.

Утилитарная техника это что

А человеку, который выехал покататься, наоборот: чем больше снега, тем лучше. Лощина с пухляком – что детская песочница. Козырьки? Замечательно. Можно попрыгать! Склоны – супер. Можно попилить траверсом! Словом, «катальщики» и «ездильщики» – люди прямо противоположные по своей сути. И требования, которые они предъявляют к своей технике, также противоположны.

Утилитарная техника это что

Стоит ли говорить, что «рекреационная» техника ежегодно обновляется с точки зрения дизайна? Это буровику по фигу какого цвета снегоход – лишь бы ехал. А «быстрым» парням на снегоходе в прошлогодней расцветке и на людях появляться как-то стыдно.

Словом, все: рамы, подвески, гусеницы, моторы рекреационных снегоходов – отличается от утилитарников радикально. Разве что есть один класс, ближе всего тяготеющий к «утилям» – «туристы».

«Гран туризмо» по-зимнему

Туристические снегоходы – класс, наиболее приближенный к утилитарникам. Это обусловлено довольно близкими требованиями к тем и другим: экономичность, плавность хода, большой ресурс узлов и агрегатов. В то же время не так остро стоит вопрос массы, ведь «турист» должен ездить если не по подготовленным трассам, то по чьим-то следам, каким-то тропам. И уж точно – не по целине. Отличия от «утилей» вполне «маркетингового толка» – мощный двигатель, в большей степени как элемент статуса и причастности к высшему классу, множество комфортных опций, ассортимент тюнинга, благородный дизайн.

Утилитарная техника это что

На фото: Arctic Cat Pantera 7000 Limited – яркий представитель туристического семейства

Поэтому туристические машины стоят на платформах тяжелых утилитарных моделей, практически не вторгаясь в конструкцию рамы, ходовой части, движителя или подвески. Гусеница длиной 152 дюйма (3 900 мм) и шириной 500 мм с весьма умеренным зацепом – это чаще всего обычная утилитарная гусеница. Двигатель в подавляющем большинстве случаев – четырехтактник большого объема. Это не только дань традиции или моде, просто 4Т всегда заметно экономичнее двухтактников, они значительно тише в работе и обладают весьма спокойным характером.

Утилитарная техника это что

На фото: канадский Ski-Doo Expedition 900 ACE – комфорт, тишина, ветрозащита

Все эти факторы работают на комфорт, а еще такой сноумобиль может весьма уверенно разгоняться, достигать довольно высоких скоростей, но при этом не воняет горелым маслом, работает тихо и плавно. Нужно отметить, что основным потребителем больших «туристов» являются скандинавские страны и Канада. В Финляндии, например, протяженность официальных снегоходных дорог, за которыми ухаживают и содержат не хуже автомобильных, превышает протяженность дорог асфальтовых. Разумеется, в зимнее время. Так что тяжелый, комфортный, тихий, мощный и экономичный «турист», оснащенный подогревами всего, что можно, большим стеклом и мягкими креслами, для таких условий идеален.

Утилитарная техника это что

На фото: японский взгляд на туризм – Yamaha RSVenture GT

Недостатки таких машин вытекают напрямую из достоинств. Проходимость и маневренность туристических снегоходов зачастую даже хуже, чем у «родственных» утилитарников. Причин тому – огромная масса. «Всадить» такую тачку в рыхлом снегу – легче легкого, а вот выкопать очень сложно. Поэтому не стоит присматриваться к этому типу снегоходов, если в ваших краях выпадает много снега, а трасс для катания мало. Или если вы живете в холмистой или лесистой местности: потом и кровью будет оборачиваться каждый выезд. Конечно, говорить о «подготовленных снегоходных трассах», как в Финляндии, не приходится вовсе, но если основными вашими маршрутами станут замерзшие реки и озера, или же если в ваших краях в основном встречаются поля, не очень густые леса, а снега выпадает не сказать чтобы очень много, то «турист» сможет подарить вам и вашей спутнице массу положительных эмоций.

Утилитарная техника это что

На фото: Lynx Adventure GT 900 ACE – финский взгляд на вопрос снежного «дальнобоя»

Большой спорт

Диаметрально противоположное место в иерархии снегоходов занимают кроссовые модели. Эти снегоходы стоило бы вынести за рамки «гражданских» моделей, так же как кроссовые мотоциклы, которые вообще не считаются транспортными средствами, не имеют ПТС и не регистрируются в ГИБДД или технадзоре. Однако де-юре кроссовые снегоходы не отличаются от прочих, так что не сказать о них нельзя.

Утилитарная техника это что

Обращая свое внимание на эту технику, стоит помнить, что она разрабатывалась для одной единственной цели – участия в соревнованиях по сноукроссу. У «кроссачей» очень короткая и узкая гусеница (120 дюймов или 3 051 мм в длину и 380 мм в ширину), рассчитанная на езду по плотному, утрамбованному снегу подготовленной кольцевой трассы. Мощный двухтактный двигатель рабочим объемом 600 или 800 кубических сантиметров (хотя встречаются и четырехтактные модели) и очень широкая база лыж – чтобы снегоход не опрокидывало в быстрых поворотах. Вариатор настроен на максимальный разгон, а подвеска очень жесткая, чтобы отрабатывать без пробоев максимальные нагрузки на высоких скоростях, многометровые прыжки с трамплинов и прочие «прелести» кроссовой трассы.

Утилитарная техника это что

Снегоход лишен таких привычных опций, как подогрев рукояток руля, электрозапуск, ветрозащита. Все брошено на минимизацию массы. Настройки вариатора и двигателя таковы, что обычному человеку «кроссач» покажется безумно нервным и резким. Подвеска в обычном «покатушечном» режиме езды попросту не будет работать. Чтобы ее «раскачать», нужно ехать «на все деньги». Словом, любой «кроссач» – снегоход некомфортный, «злой», жесткий и при этом совершенно непроходимый. Короткая гусеница не способна вывозить снегоход из глубоких сугробов, а широкая база лыж и жесткие настройки амортизаторов не позволят активно «валять» снегоход с бока на бок и маневрировать в глубоком снегу.

Утилитарная техника это что

На фото: Arctic Cat ZR 6000 El Tigre – чистокровный «кроссач». Короткий, легкий и « злой »

Зато «кроссачи» зачастую имеют металлические шипы на гусенице, позволяющие максимально эффективно реализовывать крутящий момент даже на укатанном снегу и льду, амортизаторы имеют все мыслимые настройки, а каталоги оригинального и неоригинального тюнинга предлагают огромный выбор деталей для настройки вариатора и двигателя.

На фото: Lynx Rave RE 800 E-TEC – финский царь трамплинов и поворотов. 215 кг, 174 л.с. и непробиваемая подвеска

Словом, этот класс аппаратов подойдет только тем, кто серьезно задумался о спорте или стантрайдинге. «Просто кататься» на этих машинах не выйдет. В глубоком снегу придется очень много копать, а на укатанном – постоянно переживать за собственные внутренности – вытрясет всю душу. Ну и, разумеется, как любая спортивная техника, «кроссачи» сугубо одноместные.

На фото: Polaris 600 Rush Pro-X. Короткая и широкая база, малый вес, мощный двигатель. Кросс по-американски

Лучше гор могут быть только горы…

Горная езда на снегоходе несет в себе примерно столько же практического смысла, как катание на сноуборде или горных лыжах – исключительно развлекательное времяпрепровождение. Тем не менее именно здесь проходит «линия фронта» борьбы за высокие технологии. Горные модели – одни из самых дорогих и технологичных машин, а горная езда – наиболее техничный и сложный вид снегоходного спорта.

«Горник» специально придуман и разработан для того, чтобы ездить высоко в горах, по очень глубокому снегу и по очень крутым склонам. Техника езды на «горнике» разительно отличается от привычной тем, кто катает по равнине. Например, снегоход не может ехать по склону больше определенной крутизны – он просто перевернется. Поэтому на «горнике» ездят на одной лыже, заваливая снегоход к склону.

Утилитарная техника это что

На фото: крутизна склона зачастую не имеет значения. Лишь бы снега было побольше!

Отсюда и технические особенности – узкая гусеница и очень узкая база лыж. Чтобы компенсировать недостаток опорной поверхности узкой «гусянки», ее удлиняют. На данный момент самая длинная гусеница в заводском исполнении – у Ski-Doo Summit T3 и составляет она 174 дюйма или 4 141 мм.

На фото: Ski-Doo Summit T3 174 – первый в мире «горник» с гусеницей длиной 4 141 мм и зацепом в 76 мм

В этом году появилась версия со 174-й гусеницей и у Polaris RMK – главного конкурента Ski-Doo. Собственно, «горники» выпускают всего три фирмы в мире. Помимо указанных – еще Arctic Cat. Правда «коты» еще не добрались до столь монструозных гусениц, ограничиваясь максимальной длиной в 163 дюйма (4 140 мм). А вот «акулий» размер снегозацепов в три дюйма (76,2 мм) освоили уже все.

На фото: Polaris ProRMK 800 – самый легкий «горник», меньше 200 кг. В конструкции много композитных материалов и алюминия – легкий, но очень хрупкий

Есть еще Yamaha c их FX-Nytro M-TX 162, но тяжелый четырехтактник делает его плохим конкурентом легких двухтактников из Северной Америки.

Утилитарная техника это что

На фото: FX-Nytro M-TX 162 – тяжелый четырехтактник не в тренде горного снегоходства

Стоит сказать и о подвеске – чистокровные «горники» рассчитаны на езду по очень рыхлому снегу, и всевозможные прыжки подразумеваются только в пухляк, да и то при острой необходимости. Поэтому подвеска у них хоть и энергоемкая, но весьма мягкая. Да и настроек у гидравлики зачастую нет: в рыхлом пухляке это без надобности.

Утилитарная техника это что

На фото: нижний рычаг подвески Polaris Pro RMK выполнен из карбона и алюминия и склеен полиэфирной смолой. Все ради снижения массы. Но ударов такая конструкция не держит в принципе

Моторы «горников» настроены на работу в условиях разреженного воздуха высокогорья и внизу чувствуют себя не очень хорошо от переизбытка кислорода, а системы охлаждения опять же подразумевают большое количество рыхлого снега. Ради снижения массы радиаторы урезают до минимума, и при недостатке снега под гусеницей или на плотном снегу горники сильно греются.

Утилитарная техника это что

На фото: радиатор Ski-Doo Summit. Минимизация массы приводит к дефициту производительности системы охлаждения. «Горники» греются при недостатке снега

Все это делает их плохими компаньонами на равнине. Длинные и узкие машины плохо держат траекторию, норовят опрокинуться при любом изменении направления, подвески их пробивает даже на легкой гребенке, а сам процесс управления на плотном снегу весьма затруднен, ведь снегоход опирается на поверхность не всей плоскостью гусеницы, а как бы стоит на «пуантах» огромных снегозацепов. Держак нулевой, управляемость тоже никакая. В лесу на длинной машине очень сложно маневрировать, а на укатанной трассе он постоянно греется. Словом, «горники» – машины очень специфичные. Собственно, как и горные лыжи: ни для чего другого, кроме катания с гор, они категорически не подходят.

Универсальные солдаты

Но что делать тем, кто хочет получить машину, способную быть одинаково удобной на укатанной трассе и в пухляке? Комфортную, с возможностью перевозки пассажира, но при этом бодрую и «зубастую», чтобы можно было газануть по склону и не застрять среди елок в лесу? Здесь на сцену выходят кроссоверы. Причем сейчас их появилось настолько много, что разобраться в них тоже зачастую непросто. Кроссоверы тяготеют к основным классам, перечисленным выше, но при этом несут в себе и качества, присущие другим типам. Здесь нужно помнить одно правило: никогда универсальное не будет столь же удобно, как специфичное. То есть никакой кроссовер с уклоном в горы не будет столь же хорош в горах, как чистокровный «горник», но зато в остальных ипостасях он будет заметно лучше.

Утилитарная техника это что

Кроссовер с уклоном в горы – это машина, отвечающая большинству требований горного снегохода, но база лыж будет шире, чтобы он не так настойчиво стремился опрокинуться в поворотах, система охлаждения будет эффективнее (но и тяжелее), и в комплекте будет электрозапуск (а значит, снова лишний вес).

Утилитарная техника это что

На фото: Lynx Boondocker DS. DS значит Deep Snow – глубокий снег. Почти «горник», но способный на нечто большее на равнине

Подвески будут оборудованы более энергоемкими амортизаторами, чтобы аппарат чувствовал себя уверенно не только в пухляке, но и на прочих типах снега. Масса машины будет больше, сфера применений – шире, но в горах он «сольет» обычному «горнику».

Утилитарная техника это что

На фото: Arctic Cat XF Highcountry – «почти горник», но чуть более приспособленный для жизни на равнине. Не сильно хуже чистокровного «горника», но заметно универсальнее

Кроссовер с уклоном в туризм совместит в себе качества туристической машины (комфорт, пассажирское сиденье со спинкой и поручнями, высокое стекло) и качества «проходимца»: довольно узкую и «зубастую» гусеницу, средней ширины базу лыж и «злой» спортивный двухтактный двигатель. На таком будет весьма комфортно «пульнуть» по укатанному зимнику или по льду реки с пассажиром. И в то же время он позволит «побундочить» в пухляке в одно лицо и не застрять в густом лесу. С управляемостью и проходимостью будет все хорошо, однако стоит помнить, что такой аппарат будет весьма тяжел. По проходимости он будет хуже «спортивных» моделей, а по комфорту «сольет» чистым «туристам».

На фото: Lynx 49 Ranger 600 E-Tec – туристическое седло и большой ветровик, вместе с тем «зубастая гусеница» и спортивный двухтактник

Кроссовер с уклоном в спорт – пожалуй, одна из наиболее честных вариаций «межклассовых скрещиваний». По сути, это спортивные машины, с расширенными возможностями использования за пределами спортивных трасс. Этот класс характеризуется «борзыми» моторами высокой мощности, слегка удлиненными гусеницами со средней высоты зацепом, чтобы уверенно чувствовать себя не только на укатанной трассе, но и в сугробах, «злые» подвески с кучей регулировок, чтобы можно было без опаски «сажать» трамплины и в полный газ дубасить по разбитым «грейдерам», весьма широкая база лыж для устойчивости и одноместная компоновка.

Утилитарная техника это что

На фото: Ski-Doo Renegade Backcountry X – способен на многое, но только там, где не очень много снега

Именно такие машины больше всего любят те, кто живет в средней полосе, где не очень много снега, но много пересеченки и хочется «газануть на все деньги». Москва, Питер и прочие крупные центры – вот основной рынок сбыта таких машин.

Утилитарная техника это что

На фото: Polaris 600 Switchback PRO-X – почти «кроссач», но чуть более приспособлен для жизни вне трасс

Минусы спорткроссоверов очевидны – небольшая гусеница (хотя длина доходит до 152 дюймов) с невысоким зацепом пасует перед глубоким снегом, а широкая база лыж усложняет маневрирование на склонах. Удел таких машин – средняя полоса, где плоско, мало снега и много буераков.

Не боли, голова!

В стане рекреационных снегоходов можно найти машину на любой вкус и с сочетанием любых характеристик. Главное – не запутаться в выборе и купить именно то, что наилучшим образом подойдет именно под ваши запросы. Внешне снегоходы могут быть очень схожими. Единство стиля в дизайне у каждой марки зачастую делает противоположные модели неразличимыми для глаза обывателя, и велик риск купить не то что неподходящий снегоход, а как раз то, что категорически не нужно. Сколько раз я встречал людей на чистокровных «горниках» посреди подмосковных лесов. Как они с ними мучились! Хотя они покупали «самое лучшее» и самое дорогое, а в результате – ни удовольствия, ни пользы и зря потраченный миллион рублей.

Утилитарная техника это что

На фото: «горник» в поле так же бесполезен, как ласты на катке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *