Усы по фрейду что это значит

Как связаны форма бороды и характер мужчины

Исследована определённая взаимосвязь бороды и характера человека. По мнению китайских физиогномистов, судьба молодого человека лучше открывается по его бровям, а старика — по его бороде. Поэтому, как правило, физиогномист фокусирует свое внимание на бровях молодых людей или на бородах стариков. Однако, в наше время бороды сделались модными и у молодых. Но даже мода не должна запутывать физиогномиста. Очертания лица и окраска имеют преобладающее значение, независимо от бороды. Из этой статьи вы узнаете о том, как связаны форма бороды и характер мужчины.

Типы бороды у мужчин

Мужчинам волосы на подбородке, усы и бороду, желательно сохранять.

Что говорит о характере мужчины его борода

Показатель характера у мужчины — борода. Считается, что длинная, шелковистая черная борода у мужчины — показатель мудрости человека и его рассудительного нрава. А жесткая черная борода — показатель сексуальности. Борода должна быть такой формы, чтобы плавно окружала подбородок и сливалась с усами. Если губной желобок открыт (нет усов), то это показатель слабости и низкой сексуальности. А усы при отсутствии бороды — очень нехороший знак, который грозит финансовым крахом.

Выбор формы бороды часто зависит от типа лица. Борода у мужчин может быть овальной, клиновидной, широкой, узкой, иметь форму трапеции, лопатки, «жабо». Все мужчины знают, что нужно учитывать цвет волос. Например, если волосы темные, а кожа светлая, то бороду не делают пышной, иначе она выглядит смешно. Обычно такие мужчины работают под интеллектуала или аристократа. Они выбирают «каре», «подкову», шкиперскую бородку. Если волосы светлые или рыжие, то лучше смотрится широкая бородка. К тому же выбор часто определяется модой или ростом человека: огромная борода у невысокого мужчины будет смешной, равно как и крохотная эспаньолка у двухметрового гиганта. Мужчины среднего роста выбором не ограничены.

Характер мужчины по усам

Учтите, что мужчины нередко маскируют свои недостатки именно бородой. Она — замечательное средство, чтобы скрыть то, что слишком ярко характеризует их настоящий характер. Правда, и маскируясь, они подсознательно выбирают формы, близкие своему характеру. Особенно это касается усов, за формой которых внимательно следили психологи. Формы усов могут быть укороченные, короткие, длинные, узкие, пышные, фигурные. Их форма определяется чертами лица и в первую очередь размером носа и губ. Давайте узнаем, как связаны форма бороды и характер мужчины.

Усы по фрейду что это значит

Мужчины, предпочитающие носить усы такой формы, имеют сложный характер: они слишком принципиальные, даже в пустяках, неуступчивые, раздражительные, если им перечат, ранимые, долго не прощают обид.

«Декабрьские» — с такой формой усов и еще с глубоко посаженными колючими глазами очень жесткие по складу характера, могут проявлять черствость, не имеют сочувствия к другим. Они неуравновешенные и в порыве гнева могут быть жестокими. Такие мужчины — имеют задиристый и драчливый характер, могут устроить потасовку во время веселья, любое небрежно брошенное слово в их адрес может вывести их из себя, а последствия бывают непредсказуемыми. Такие мужчины очень талантливы, и, если бы не их вспыльчивый характер, могли бы добиться больших успехов на любом профессиональном поприще. Из-за своего характера им трудно ладить с коллегами, часто бывают трения с начальством. Такие мужчины — лидеры по натуре, но реализовать себя как лидера им трудно. В семье они не только лидеры, но и диктаторы. Если им не удается построить отношения с супругой на основе полного послушания и подчинения, брак распадается очень быстро.

«Летние», а особенно рожденные в августе — вспыльчивые, колкие. Если не симпатизируют кому-либо, забросают его язвительными шутками, саркастическими замечаниями. Шутки в свой адрес не понимают и не признают розыгрышей, насмешек. Очень себялюбивые, амбициозные. В компании веселые, любят петь застольные песни, знают много анекдотов, мастерски их рассказывают. В работе не проявляют большого рвения, но если чем-то увлечены, становятся фанатичными, могут всех заставить работать ради своей идеи. Имеют немного друзей, но избранных и верных. Легче ладят с «январскими» людьми. Любят одиночество, спокойную обстановку. Некоторые — неисправимые интриганы.

Как выбрать бороду и усы по форме лица

Тип бороды и усов мужчины стараются выбрать соответственно своему лицу.

Кроме усов на лице мужчин нередко встречаются бакенбарды. Когда-то бакенбарды считались частью любой мужской прически. Сегодня это уже редкость. И носить бакенбарды предпочитают люди, скрывающие плохую форму скул (например, слишком низкие или слишком узкие скулы). Усы, борода, стильные бакенбарды всегда привлекают к себе внимание и придают мужчине импозантность, но одновременно они рождают закономерный вопрос: а что скрыто под растительностью? Как правило, мужчины, у которых хорошая форма рта, красивый подбородок, скулы не начинают выращивать ни бороды, ни усов. Поэтому: либо они подсознательно пытаются что-то спрятать (и тут внимательно изучайте лицо), либо они просто ленивы (проще отпустить растительность, чем бриться ежедневно). Хотя, безусловно, бывают и исключения.

Теперь вы знаете о том, как связаны форма бороды и характер мужчины.

Источник

Усы по фрейду что это значитkav_67

kav_67

«Ты сбрил бороду и усы. Почему ты поступаешь с собой хуже чем с тобой поступила природа? Не старайся – даже сбрив усы, бороду и надев женское платье ты хоть как не станешь полноценной женщиной. Зато в глазах традиционно мыслящих людей ты утратишь достоинство твоего пола и твоего возраста».

Чтобы определить, как борода влияла на восприятие человека (его возраст, привлекательность, социальный статус, агрессивность), ученые показали группе добровольцев фотографии мужчин. Сначала фотографии с бородой, а потом изображения тех же мужчин, но без бороды. Притом, изображенные имели нейтральное, дружелюбное или злое выражение лица, пишет The Vancouver Sun.

Добровольцы обоих полов заявили, что с бородой мужчины казались старше, агрессивнее и имели более высокий социальный статус. Однако женщин гладко выбритые мужчины привлекали больше. Согласно гипотезе ученых, борода ассоциировалась в сознании женщин с потенциальной угрозой. Ведь в древности обладатели растительности на лице воспринимались в качестве агрессивных самцов, способных охранять свою территорию.

В то же время надо сказать что в мире есть и женщины, воспринимающие естественный порядок жизни адекватно, позитивно. С точки зрения нашей национальной культуры, безусый и безбородый юнец по иерархии находится ниже парня с усами. А парень имеющий только усы иерархически ниже мужчины с усами и бородой. При этом мы понимаем что в культуре людей иных национальностей усы и борода не имеют такого значения как у нас.
http://via-midgard.info/index.php?newsid=20729

Что пишут в Википедии?

Борода — это волосяной покров на нижней части лица.
У человека борода является одним из мужских вторичных половых признаков, обусловленных наличием тестостерона.

Все мужчины Древнего Египта брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Александр Македонский приказывал своим солдатам сбривать бороду, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения.

В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Конец этой традиции положил император Адриан, скрывавший с помощью бороды недостатки своего лица.

Остров Барбадос в дословном переводе означает «бородатый».

Кубинские повстанцы против режима Батисты во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые.

Ношение бороды в России традиционно сохранялось, согласно обычаям и религиозным постановлениям. Правила были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах, решениях Стоглавого собора. В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Обязательное бритьё бороды было введено Петром I. С 1699 года с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак. Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты.

Отцы церкви говорили о необходимости соблюдать ветхозаветное предписание(Лев. 19:27) о запрещении стрижки бороды. Также, согласно толкованию Зонары на 96-е правило Шестого Вселенского Собора, людей, стригущих бороду стоит отлучать от церкви. Но в современном христианстве это исполняется только у старообрядцев, и то не во всех случаях.

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной.

В Танахе запрещено стричь бороду:
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев. 19:27)

Обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.).
Причины запрета не ясны, возможно, в древнем мире стиль бороды являлся этническим маркером. В новое время с распространением каббалы запрет приобрёл мистический смысл. Сегодня обычаи бритья и стиль бород варьируются от общины к общине. Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной, а религиозные сефарды и литваки не придают бритью особого значения. Общим, в том числе среди нерелигиозных евреев, является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено.

Пророк Мухаммад оповестил: «К „фитре“ относится следующее: стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой „мисвак“, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водою»;

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи и др.); «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» (хадис от Ибн ‘Умара); «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!» (хадис от Абу Хурайры). Приводится в аль-Бухари 5892, Муслим 659

Борода, усы и бакенбарды, судя по всему, служат для мужчин украшением. В. Р. Дольник предполагает, что пышная шевелюра у человека (как грива у старых самцов павиана) может повышать его статус в глазах сородичей. А Чарльз Дарвин считал, что борода возникла из-за полового отбора, так как служит украшением, увеличивающим привлекательность самцов.

Современные исследования разных культур (в том числе «примитивных» племён) показывают обратное: женщины оценивают безбородые лица как более привлекательные. Зато мужчины считают лица с бородой более агрессивными, а оба пола оценивают бородатых людей как имеющих больший возраст и более высокий социальный статус.

Некоторые женщины способны отращивать бороды (в особенности при применении андрогенных стероидов в качестве сопутствующей терапии рака молочной железы). С давних времён такие женщины являлись предметом любопытства. Хотя большинство женщин, во избежания нежелательного к себе внимания, сбривают (или старательно выщипывают) любую растительность на подбородке, некоторые из них, в особенности женщины с окладистыми бородами, зарабатывают на жизнь выступлениями перед любопытной публикой в так называемых «Шоу чудес», то есть в гастролирующих цирках, распространённых в США. Контраст между длинной бородой на лице и такими женскими атрибутами как высокий голос певицы, выступающей в платье, подчёркивающим её женственность, гарантирует интерес к прочим цирковым аттракционам и поэтому такие женщины традиционно имели богатый выбор работодателей и их выступления очень хорошо оплачивались.
Примером является Юлия Пастарана.
При наличии у женщины заметного пушка на лице, часто встречающегося у восточных женщин, применяется эпиляция.

Люди, для которых борода является отличительным признаком

Дед Мороз и Санта Клаус, сказочные новогодние персонажи;

Старик Хоттабыч, герой советской сказки;
Пан Клякса, герой польской сказки Яна Бжехвы;
Синяя Борода, легендарный женоубийца;
Чёрная Борода, пират;
Фридрих I Барбаросса, нем. Rotbar (дословно — Рыжебородый), император Священной римской империи.
Хайреддин Барбаросса, средневековый тунисский пират, адмирал.
Чарлз Дарвин, основоположник Теории естественного отбора

Карл Маркс, основоположник марксизма;

Зигмунд Фрейд, австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоанализа;
Фидель Кастро, революционер
Максим Грек, православный святой
Черепанов Иван Владимирович

Самая длинная борода в истории

Мало кто знает кому принадлежит на самом деле рекорд самой длинной бороды. Звали этого человека Hans Langseth и длина его бороды была более 5 метров

Бороды набирают популярность

Мода на брутальность вернулась, и вчерашние метросексуалы уступили место ретросексуалам.

Все больше людей по всему миру начали отпускать бороды. В исследовании «Мода на ретросексуальность», опубликованном в журнале «The Grocer», утверждается, что объем продаж лезвий и бритв упал на 7% несмотря на скромный прирост в цене всего в 0,9%. Российские эксперты также отмечают данный тренд.

Однако в причинах данного явления достичь согласия не удалось. Маркетологи винят в спаде в бритвенной индустрии мировой кризис. Психологи уверяют, что мужественность, которую придает человеку борода, помогает легче переживать экономические и социальные неурядицы. HR-менеджеры уверяют, что носители аккуратных бородок зарабатывают больше собратьев, с чем, однако, можно поспорить, памятуя о нелюбви банкиров к бородачам.

Кроме того, на физиологическом уровне густая борода свидетельствует о гармоничном гормональном состоянии мужчины. В связи с этим, стоит ожидать увеличения спроса на средства стимулирования роста волос и бороды.

Помимо тенденций моды, у многих мужчин чувствительная кожа на лице, и они отпускают бороды, чтобы защитить ее и скрыть недостатки.

Каковы бы ни были причины, бородачей в начале второго десятилетия XXI века становится все больше. Стоит надеяться, что эта тенденция сломит парадигму, сложившуюся в прошлом столетии, и поможет преодолеть настороженное отношение общества к бородачам.
http://borodatyh.net/2012/01/01/popular-beards/

Зигмунд Фрейд о бороде:

«Борода обычно символизирует растительность на половых органах. Красивая, ухоженная борода символизирует нормальное фунционирование половых органов. Неопрятная борода или борода с крошками и остатками пищи символизирует заболевания половых органов или их функциональные расстройства. Ухаживание за бородой говорит о склонности к занятиям самоудовлетворением. Сбривание бороды символизирует страх кастрации или утраты половой силы. Борода у женщины символизирует ее стремление к лесбийской любви».

Имея волосы везде,
Помимо бороды,
Мечтаю я о бороде
С ногтей почти младых.

Что борода? – пучок волос,
Растущих сверху вниз,
В отличие от женских кос –
Пустой мужской каприз.

Но это лишь на первый взгляд,
Каким смотреть не след,
А глянешь раза два подряд,
И понимаешь – нет.

Естественно, что в смысле – да,
Хотя и не секрет,
Что столько гитик в бородах,
Сколь есть в науке, нет.

Се символ воли и любви,
Способный душу греть,
Недаром бороды рубить
Велели при Петре.

Идёт иной при бороде –
Не пляшет, не поёт,
А всем понятно, что и где,
А не наоборот.

Но коли нету бороды,
То хоть пляши, хоть пой,
Всем ясно – в жизни нелады,
Не пьяный, так больной.

А если двое в бородах,
А уж, тем боле – три,
Любой при встрече скажет – да,
Естественно внутри.

А эти – каждый бородой
Ему помашут вслед,
И если скажет – «да» какой,
Другие скажут – нет.

…Так почему, начавши день,
Сев к зеркалу на стул,
Приставив бритву к бороде,
Сбриваю я мечту?

А потому, что жизнь тогда –
Копеечке чета:
Ведь если будет борода,
О чём тогда мечтать?

Источник

Усы по фрейду что это значитgadsclub

gadsclub

Усы по фрейду что это значит

Усы 11-15 века выглядели как небольшое скопление волос на уголках верхней губы. В 16-17 веке усы захватили всю верхнюю губу, параллельно (16-18 век) усы появляются под нижней губой и на верхних частях щек. Далее «волосатость» захватывает нижнюю часть щек и весь подборок, перерастая в бороду (17-21 век).

Сегодня уже существует общепринятая классификация усов. Каждый может выбрать себе усы, которые ему нравятся. Заметив разницу в типах усов, психологи быстро сопоставили характер мужчины с усами, которые он носит и выделили некоторую закономерность.

Итак, что же говорят о вас усы, которые вы носите?

Усы по фрейду что это значит

Усы шеврон принадлежат мужчинам прямолинейным, слишком серьезным, абсолютно не способным впитать в себя какой-нибудь бред или простить глупость. Никогда не приукрашивают события, говорят все прямо, как есть. Говорят кратко и всегда «по делу».

Усы по фрейду что это значитУсы по фрейду что это значит

Обладатели усов Дали или английских усов считают себя великими гениями. Ну, если не великими, то приближенными к нему. Даже в том, случае, если за ними не числится ни Нобелевской премии, ни других выдающихся заслуг. Мужчинам с такими усами следует задуматься о том, что даже если они действительно являются гениями, нельзя принижать окружающих. Высокомерие не лучший способ социализации.

Усы по фрейду что это значитУсы по фрейду что это значит

Мужчины с усами типа Хэндлбар и их уменьшенного варианта крайне умны, благородны и разносторонни, и в то же время они неумолимы и даже иногда жестоки к окружающим. Они не признают усталости или лени, поскольку сами не дают себе поблажек. Могут одновременно собирать динамит, управлять целым штатом огромной компании и рассуждать на философские темы.

Усы по фрейду что это значит

Усы «кисть художника» принадлежат мужчинам, про которых смело можно сказать «рубаха-парень». Про него обычно всегда отзываются хорошо, ему не нужно прилагать никаких усилий, чтобы получить одобрение окружающих, хотя о внешнем виде он особенно не заботится. Такие усы говорят о жизнерадостности и беззаботности по жизни. Таким усачам легко удается сглаживать конфликты, не прилагая особенных усилий.

Усы по фрейду что это значит

Мужчина с усами «подкова» может говорить о миллионах разных вещей на миллионах разных языках. Где-бы он ни появлялся, он появляется только с одной фразой «Я зажгу это место». Большинство байкеров, преступников и просто отвязных парней обладают такими усами. Самоконтроль у них на нуле, но вот энергии хватит на всю планету.

Усы по фрейду что это значитУсы по фрейду что это значит

У мужчин с усами «зубная щетка» или «абажур» очень много свободного времени, либо от природы мало волос на лице. Они склонны думать, что все вокруг них – какая-то нелепая шутка, кроме этого они не обладают ни малейшей долей сострадательности. Хороший совет: быть немного помягче, окружающие это оценят.

Усы по фрейду что это значит

Обладатели усов «карандаш» точно знают значение таких слов, как «вежливость» и «обходительность». Они применяют эти качества везде, при каждом удобном и неудобном случае. Есть три вещи, которые люди с усами-карандашами делают лучше всех: избегают иммиграции, танцуют и занимаются сексом. Вообще-то они очень смахивают на извращенцев. Но добрых и пушистых.

Усы по фрейду что это значит

Носители усов «пирамида» сами себя считают любителями вкусной еды и хорошего вина. Они заплатят любые деньги, чтобы насладится всеми прелестями этой жизни. «Пирамиды» хорошо начитаны и еще лучше умеют говорить. Некоторые люди могут считать усачей-пирамид слишком самоуверенными, но они просто ничего не понимают в этой жизни.

Усы по фрейду что это значит

Усы по фрейду что это значит

Этот мужчина склонен думать, что он ни много ни мало – посланник Бога, призвание которого при любом удобном случае нести мирским людям знания. Мужчина с императорскими усами твердо уверен, что обладает всеми ответами на все вопросы и считает необходимым вбивать в неразумные человеческие головы мудрость, которой его наделили. Как правило это эгоисты.

Усы по фрейду что это значитУсы по фрейду что это значит

Обладатель усов «морж» или «ковбой» – человек чести, бесконечного терпения и краткосрочной вспыльчивости. Такой мужчина имеет свои четкие убеждения об этой жизни, его любимыми предметами обсуждения являются простые вещи в жизни. Такой мужчина будет настаивать, чтобы его воспринимали всерьез и не примет критики или негатива ни от кого из окружающих. Он спокойно оседлает дикого крокодила без единой эмоции на лице. Ну может быть, лишь ус дернется.

Инструкцию о том как скрутить усы предоставили нам наши российские дизайнеры Бородист. [ инструкция тут ] Их воски можно купить у нас

Источник

«Иногда банан — это не просто банан». Психоанализ Зигмунда Фрейда в 10 простых вопросах и ответах

До конца XIX века господствовало представление о том, что психика человека едина и неделима. Зигмунд Фрейд подошел к этому вопросу иначе: он попытался проанализировать ее внутреннюю структуру и ввел для этого понятие бессознательного. Так появился психоанализ, ставший одним из важнейших элементов культуры XX века. Философ Елена Косилова подготовила для читателей «Ножа» подробный, но доступный путеводитель по учению Фрейда и разобрала основные положения его теории в десяти вопросах и ответах.

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.

В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).

Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.

Усы по фрейду что это значит

Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».

Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.

Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).

Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).

Читайте также:

Фрейд предлагал посмотреть, что происходит с энергией внутри нервной системы: энергия может находиться в движении, накапливаться, совершать какую-то работу, а выходя за пределы нервной системы — переходить в другое состояние и формировать память.

Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. Предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем.

Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.

Что такое вытеснение и откуда берутся сны?

Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.

В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.

Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.

Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.

Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.

Усы по фрейду что это значит

Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).

Может быть интересно:

Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.

Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.

Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).

Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.

Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.

Читайте также:

Фрейд завязывал на удовлетворение того или иного влечения любое действие человека — и в этом, судя по всему, был не совсем прав, так что эту его точку зрения мы можем принимать с ограничениями.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.

Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).

Усы по фрейду что это значит

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.

Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?

В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.

С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.

В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).

Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).

Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.

К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.

Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.

Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.

Усы по фрейду что это значит

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).

Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.

Читайте также:

В книге «Недовольство культурой» Фрейд дополнил понятие «Сверх-Я». В широком смысле со «Сверх-Я» могла быть отождествлена культура в целом как механизм репрессии влечений: культура сдерживает спонтанные проявления сексуальности и агрессии. В то же время культура основана на продуктах сублимации, рожденных благодаря преобразованию энергии либидо.

Эти идеи Фрейда близки к воззрениям Гоббса, который считал, что человек человеку враг, поскольку все стремятся лишь к удовлетворению собственных влечений. Но если у Гоббса роль всеобщего посредника брало на себя государство, то Фрейд возлагал эту функцию на культуру. С точки зрения Фрейда, культура нужна затем, чтобы люди могли мирно жить рядом друг с другом, согласившись ради этого взаимно подавлять рвущиеся наружу импульсы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *