Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Фото: жрец Имхотеп. Бронза. Период Птолемеев. Около 332-30 г. до н.э. Высота: 13 см. Ширина: 4,4 см. Диаметр: 9,7 см. №E 4216.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса — эпохи Рамсеса II, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.
Жрецы высших санов удостаивались титула Ур — «высокий, возвышенный».
Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа — «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе — Ур-т Ра.
Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер — «служители храма».
Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.
Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб — они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.
Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота — не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» — говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.
Жрец Уаб — что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.
Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер — «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного «Мекх Нетер».

Фото: Изображение жреца.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх — «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа — «советоваться с сердцем».
Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет — «носители жезлов» и Ахаи-т — «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау — «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты — таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.
Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа — «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа — Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.
Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.
В Древнем Египте была популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но «астрология» того времени была не «прорицательская», а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н. э.

Фото: Молодой Сети I в образе жреца Мая.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.
Ни один Сену — жрец-врач — не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление — это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач — Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н. э.
Ученые считают, что большая часть фараонов была под гнетом жрецов и их культов. Божественная сила должна была кем-то управлятся. И жрецы, как умелые кукловоды, управляя мнением народа и фараона, плели свои интриги. Примером этого ситуация с фараоном Эйе.

Фото: Нес-Амун, дочь Рамсеса Великого, в образе жрицы.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Верховный жрец Амона.
Верховный жрец Амона — высший титул среди жрецов древнеегипетского бога Амона. Институт верховных жрецов Амона возник во времена XVIII династии, однако, наибольшего могущества жречество достигло во время Третьего переходного периода. В это время верховный жрец являлся фактическим правителем южной части страны. Резиденция жрецов Амона находилась в городе Фивы.

Фото: Верховный жрец Амона Пинеджем II.
Книга мертвых, папирус Пинджема II.
XXI династия. Около 990-969 г. до н.э.
Египет. Дэйр-эль-Бахри.
Эта сцена изображает Пинджема II в роли первосвященника, приносящего жертву богу Осирису.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Верховный жрец Атона.
Верховный жрец Атона (более правильно «Великий (среди) видящих солнечный диск Атона в доме (храме) Солнца в Ахетатоне») — высшая должность в монотеистическом солярном культе Атона в Древнем Египте амарнского периода. Должность, как и само верховенство культа Атона, была введена царем-реформатором Аменхотепом IV Эхнатоном. Провозгласив верховенство нового культа единого солнечного бога, Эхнатон на 3-м или в начале 4-го года своего правления принял звание верховного жреца Атона, которое первоначально звучало как «Слуга божий первый Ра-Хар-Атха, ликующего в небосклоне в имени своем как Шу, который есть Атон», затем трансформировалось в «Великий (среди) видящих Ра-Хар-Ахта, ликующего в небосклоне в имени своем как Шу, который есть Атон, в доме Атона в Оне Верховья (то есть в Фивах)» и только после переноса столицы в Ахетатон приобрело свое окончательный вид. Резиденцией верховного жреца Атона стал город Ахетатон. Верховный жрец кроме религиозных функций осуществлял также ряд административных полномочий, поскольку возглавлял храмовое хозяйство Атона. В непосредственном подчинении верховного жреца находилось минимум четыре первых жреца Атона («рабы первые Атона в доме Атона в Ахетаноне»), управлявшие отдельными отраслями храмового хозяйства Атона либо территориальными частями этого хозяйства.
Первым Верховным жрецом Атона после введения верховенства его культа был, как уже было указано выше, сам царь Аменхотеп IV Эхнатон, который во 2-й половине четвертого года своего правления (ок. 1347 г. до н. э.) передал эту должность своему ближайшему соратнику вельможе Мерира I.
Следует заметить, что кроме должности Верховного жреца Атона в Ахетатоне существовала несомненно подчиненная ей северная должность Верховного жреца Атона в Иуну (Гелиополе), полностью называвшаяся «Великий (среди) видящих солнечный диск Атона в доме (храме) Солнца (Ра) в Иуну». Очевидно северный верховный жрец Атона под началом ахетатонского верховного жреца руководил отправлением культа Атона в Нижнем Египте. Его полномочия по управлению храмовым хозяйством были гораздо меньшими, так как и здесь оно управлялось первыми жрецами ахетатонского храма Атона. Известно, что в правление Эхнатона верховным жрецом Атона в Иуну (Гелиополе) был жрец П-вох.

Фото: Эхнатон с женой и дочерьми воздают почести солнечному диску Атона.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Верховный жрец бога Птаха.
Верховный жрец бога Птаха (Пта) — высший титул среди жрецов древнеегипетского бога Птаха. Резиденция жрецов Птаха находилась в городе Мемфисе.

Должность великого жреца бога Птаха обозначалась иероглифами: (см. фото).
Дословно это переводится как «Верховный руководитель мастеров» (или ремесленников).

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Жрица Амона. Часть I.

Супруга бога Амона (егип. ḥm.t nṯr n ỉmn) — высочайший ранг жрицы в культе бога Амон, важном древнеегипетском религиозном институте с центром в Фивах во время XV-XVI династий. Имел важное политико-религиозное значение.
Хотя этот титул впервые засвидетельствован в период Среднего царства, его полный политический потенциал реализовался только при XVIII династии.
Титул Супруга бога Амона впервые появляется во время X и XII династий. Тогда этот титул и положение имели женщины не-царской крови — жрицы богов Мина, Амона и Птаха. По мере роста влиятельности культа среди других культов, укреплялись связи с правителями.
В начале периода Нового царства, когда влиятельность и престиж титула стали очевидными, титул начали брать царицы (как правило супруги, и иногда матери царей). Период Нового царства началася в 1550 году до н. э. с XVIII династии. Это были правители, изгнавшие гиксосов из Египта, их родным городом были Фивы (Древний Египет), ставшие затем ведущим городом в Египте. Они верили, что именно местный бог Амон привёл их к победе, поэтому культ вырос до национального значения. Были подкорректированы ритуалы и мифы.
Титул Супруга бога Амона «ссылается на миф о божественном рождении царя, мать которого была оплодотворена богом Амоном». В то время как должность в принципе, была священной, она по сути использовалась как политический инструмент служащий египетскому фараону, чтобы обеспечить «власть над фиванским регионом и могущество священников Амона». Переемственность царского рода считалась по женской линии, правители и религиозные институты тесно переплетались, и такая традиция оставалась стабильной в течение 3 тысячелетий. Вместе с этим титулом главной жрицы храма, использовался титул «великая супруга фараона». В отличие от прежней веры, по которой фараон считался божественным только после смерти, новая вера и этот титул означали что фараон — полубог от рождения.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Жрица Амона. Часть II.

Первой обладательницей титула была царица Яхмос-Нефертари, жена Яхмоса I, об этом событии записано на стеле в храме Амона в Карнаке. Она передала титул своей дочери Меритамон, которая передала его Хатшепсут, позже ставшей фараоном. Хатшепсут передала титул своей дочери Неферуре.
Ряд сцен в храме Хатшепсут «Красная часовня» («Chapelle Rouge») изображают «супругу Амона» Неферуру и мужчину-священника, проводящих ритуал или церемонию по уничтожению имен врагов. Другие сцены в других местах показывают «супругу Амона» поклоняющуюся божествам, очищающуюся в священном озере, и идущую с царем в святилище. Это ещё раз показывает важность роли, но даёт мало сведений о задачах и обязанностях участников.
Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, и после его смерти стала женой юного Тутмоса II — её полубрата, рождённого менее значимой женой царя чем её мать. Вероятно она де-факто была его соправителем, имея большое влияние на государственные дела. Они имели только одного ребенка, пережившего детство — дочь Неферуру, которой и был передан титул «супруга бога Амона».
После смерти её мужа Тутмоса II, Хатшепсут стала регентом очень юного Тутмоса III — её пасынка и кузена, рождённого меньшей женой, а не ей — супругой царя и дочерью царя. Вскоре после этого, Хатшепсут получила титул «фараон».
Её дочь Неферура, имела титулы «Великая супруга царя» и «супруга Амона» в храме, в то время как Тутмос III оставался соправителем при мачехе Хатшепсут. Он стал военачальником, и, после 22-летнего правления Хатшепсут, фараоном.
Неферура умерла, не оставив наследника. Таким образом, не осталось наследников царской линии Хатшепсут.
В дальнейшем, в записях о титуле «супруга Амона» наблюдается отклонение от установленного традицией порядка, возможно из-за проблем с наследниками у Тутмоса III. После Неферуры список продолжает Исида, мать Тутмоса III, но известно, что она никогда не исполняла жреческие обязанности и получила титул посмертно. Далее идет, Сатиа (англ.) меньшая жена Тутмоса III в начале его царствования. За ней следует Меритра-Хатшепсут — другая меньшая жена Тутмоса III, родившая ему на 30-х годах его правления наследника Аменхотепа II; она была дочерью «божественного поклонника Амона» жреца Хуйи. Далее в списке — Меритамон, дочь Тутмоса III и Меритры-Хатшепсут, сестра наследника. В итоге, после перемен периода долгого правления Тутмоса III, должность получила дочь фараона, что вернуло традиционный порядок.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Жрица Амона. Часть III.

Записи и изображения о правлении Хатшепсут планомерно уничтожались её престолонаследником Тутмосом III. Аменхотеп II возможно был тем, кто пытался удалить записи о правлении Хатшепсут, пока его отец был стариком, и продолжал эти усилия когда сам стал фараоном, переписывая многие её достижения себе, но делал это не тщательно. Он также пытался сломать традицию, запрещая записывать имена тех своих жён, которые были не царского рода, но тоже без особого успеха. Он значительно уменьшил влиятельность и престиж главной жреческой должности «супруга Амона». При нём титулом владела его сестра Меритамон.
После смерти Аменхотепа II (примерно 1400 год до н. э.) фараоном стал Тутмос IV. Следующая женщина в списке — Тиаа. Она была матерью Тутмоса IV, и возможно от него и получила этот титул, вместе с другими которыми он её наградил. Дочь Тутмоса IV тоже имела имя Тиаа.
Позже в этой династии, в связи с религиозными переменами, титул перестал быть почётным. Фараон Аменхотеп IV, воцарившийся ок. 1353 года до н. э., сначала придерживался религиозной традиции. Затем он ввел новую религию, вознеся культ Атона не только как доминирующий, но и как монотеистический, подавляющий все другие культы. Фараон сменил свое имя на Эхнатон и перенес свой ​​двор в им построенную новую столицу Ахетатон. Он и его жена Нефертити (его соправитель) провозгласили себя посредниками между богом Атоном и людьми. Культ Амона целенаправленно подавлялся, многие его храмы были уничтожены и идолы запрещались. Имя Атон стало писаться с символами подчёркивающими особую значимость. Атон изображался только в виде солнечного диска, религиозные ритуалы проводились на открытом воздухе.
Эхнатон умер ок. 1336 года до н. э., и вскоре возобновились прежние традиционные религиозные практики. Возможно, Нефертити продолжала править под другим именем и влияла на царскую семью до конца царствования Тутанхамона (1333—1324 до н. э.), бывшего не её сыном. Тутанхамон начал править в возрасте 9 лет под именем Тутанхатон, затем в его имени было убрано имя бога его отца — Атон, и изменено на Амон. Это знаменует возврат столицы обратно в Фивы.
Последний правитель XVIII династии Хоремхеб (1320—1292 до н. э.) восстановил духовенство Амона, но не дал священникам вернуть могущественные позиции, которые они занимали до роспуска культа Эхнатоном и переноса столицы. Хоремхеб реформировал армию и систему субординации. Из офицеров своей верной армии он и назначал священников в культ Амона, чем исключал всякие возможности восстановить мощные родственные связи в культе, приведшие к резким реформам сделанным Эхнатоном.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Жрица Амона. Часть IV.

Титул «супруга Амона» возродился в XX династии, когда Рамсес VI (1145—1137 до н. э.) наградил им, и также титулом «божественная поклонница Амона», свою дочь Исиду. Действие царя положило начало традиции, что каждая последующая обладательница титула должна быть:
«Дочерью царя, и, как ожидается, останется незамужней девственницей. В целях содействия порядку престолонаследия, она примет дочь следующего царя как свою наследницу».
Должность «супруга бога Амона» достигла высот своего политического могущества в конце Третьего переходного периода, когда Шепенупет, дочь Осоркона III, была назначена на эту должность в Фивах. Нубийский царь Кашта, назначил свою дочь Аменирдис её преемницей. Высокий статус этой должности демонстрирует могила Аменирдис в Мединет-Абу.
Позднее, во время саиской XXVI династии, Псамметих I силой воссоединил Египет в марте 656 года до н. э. под своей властью, и заставил бывшую в тогда в должности «супруги Амона» Шепенвепет II, дочь Пианхи, принять его дочь Нитокрис как преемницу на этот пост.
Должность существовала до 525 года до н. э., когда персы свергли последнего саиского правителя Египта Псамметиха III, и поработили его дочь Анхнеснеферибре, преемницу Нитокрис.
После этого, влиятельный титул «супруга Амона» исчезает из истории.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Список цариц, имевших титул Супруга бога Амона.
Обладательницы должности с X по XII династии не отмечены в этом списке, ибо они не женщины из царского рода.

Яххотеп — жена Таа II Секененра и мать Яхмоса, титулом Супруга бога Амона отмечен только её гроб, первая обладательница титула.
Яхмос-Нефертари — дочь Таа II Секененра и сестра-жена Яхмоса — первая царица владевшая титулом.
Яхмос-Ситкамос — возможно дочь Камоса, возможно получила титул только посмертно.
Яхмес-Меритамон — дочь Яхмоса и сестра-жена Аменхотепа I.
Яхмос-Ситамон — дочь Яхмоса, изображена в виде колоссальной статуи возле восьмой колонны в Карнаке.
Хатшепсут — дочь Тутмоса I и царицы Яхмос (англ.)русск., также имела титул божественная поклонница Амона, была фараоном.
Нефрура — дочь Тутмоса II и царицы-фараона Хатшепсут, возможно первая жена Тутмоса III.
Исида — мать Тутмоса III, награждена титулом посмертно.
Сатиа — следующая жена Тутмоса III в начале его правления.
Меритра Хатшепсут — следующая жена Тутмоса III и мать его наследника, была дочерью Божественного поклонника Амона жреца Хуйа.
Меритамон — дочь Тутмоса III и Меритра-Хатшепсут.
Тиаа — жена Аменхотепа II и мать Тутмоса IV.
(пауза — титул не использовался из-за политико-религиозных реформ)
Ситрэ — жена Рамсеса I и мать Сети I, использование титула продолжилось после паузы, установленной Аменхотепом II.
Туйа — жена Сети I и мать Рамсеса II.
Нефертари Меренмут — жена Рамсеса II; могла быть де-факто Супругой Амона; эта теория основана на эпитетах записанных в её гробнице, на скарабеях, на фрагменте статуи в Дендера (PM V, 115), её знаках отличия, и изображении царской четы как инкарнации на земле божественной четы Амона(-Ра) и Мут(-Хатхор); дважды засвидетельствована как Супруга Амона в её гробнице QV66.
Таусерт — жена Сети II, регент Рамсес-Саптаха.
Исида Та-Хемджерт — жена Рамсеса III.
Тентипет — жена Рамсеса IV, была Божественной поклонницей Амона.
Исида — дочь Рамсеса VI, Божественная поклонница Амона; Рамсес утвердил правило для обладательниц должности Супруга бога Амона — оставаться девственницами и передавать титул дочери следующего фараона.
Тыти — возможно жена Рамсеса X.
Мааткара (преномен: Mutemhat) — дочь Пинеджема I и Дуатхатхор-Хенуттави.
Хенутави — дочь Исидемхеб IV и Пинеджема II.
Каромама Меритмут (преномен: Sitamen Mutemhat) — возможно дочь Осоркона II
(?)Ташахепер — дочь Осоркона II, могла быть Супругой Амона упомянутой во время правления Такелота III.
Шепенвепет (преномен: Khnemet-ib-amun) — дочь Осоркона III и Кароатжет.
Аменирдис I (преномен: Khaneferumut) — дочь Кашты, служила при правлениях фараонов Шабака и Шабатака.
Шепенвепет II (преномен: Henut-neferumut-iryetre) — дочь Пианхи, служила как Супруга Амона от правления Тахарки и после 9 лет правления Псамметиха I. Должна была передать титул своей племяннице Аменирдис II, но была заставлена передать титул Нитокрис, дочери Псамметиха I захватившего власть в Древнем Египте.
Аменирдис II — дочь Тахарки, возможно была переемницей Шепенвепет II после её смерти и передала титул Нитокрис.
Нитокрис (жрица) Shepenwepet III (преномен: Nebetneferumut) — дочь Псамметиха I.
Анхнеснеферибре (преномен: Hekatneferumut) — дочь Псамметиха II, наследовала у Нитокрис, получила титул на 4 год правления её брата Априя.
Нитокрис II — дочь Амасиса II (Яхмоса II) и Анхнеснеферибры, была назначена переемницей, но возможно никогда не служила из-за вторжения персов.

Устройство древнеегипетского общества было таким что жрецы

Верховный жрец Ра. Часть I.

Верховный жрец Ра, или верховный жрец Ре, был известен в Египте как «wr-mꜢw», что переводится как «величайший из Провидцев».
Основной культ Ра был в древнем Гелиополе, к северо-востоку от современного Каира. Верховные жрецы Ра не так хорошо задокументированы, как верховные жрецы других божеств, таких как Амона и Птаха.

Древнее Царство (ок. 2686 — 2181 г. до н.э.):
— Имхотеп, (время Джосера, третья династия);
— Принц Рахотеп, возможно, сын Снофру из четвертой династии.

Среднее Царство (ок. 2055 — 1550 г. до н.э.):
— Нубкаура-анх, из подношений и скальных надписей;
— Кхакауреемхат, папирус из Эль-Лагуны;
— Маакхаеруре-эмхатаат, печать;
— Ра, печать;
— Кхентухетеп Иуэмиатиб, печать;
— Иуэфсенер, печать.

Новое Царство (ок. 1550 — 1069 г. до н.э.):

XVIII династия:
— Ахмосе, сын Аменхотепа II. Служил во время царствования Тутмос IV;
— Па(у)вах, служил во время правления Эхнатона.

XIX династия:
— Бак (верховный жрец Ре), был царским возничим, а позднее уже верховный жрец Ра;
— Аменемопе, сын первосвященника Амона, Пареннефера, называемого еще и Уеннефером;
— Мериатум, сын Рамсеса II и Нефертари;
— Рахотеп, служил визирем, а также был верховным жрецом во время правления Рамсеса II.

ХХ династия:
— Мериатум II, служил на протяжение ХХ династии;
— Небмаатре, скорее всего, сын Рамсеса IX.

Археологические элементы верховных жрецов Ра:
Аль-Масаллинская область Аль-Матарияского района, в Гелиополе, содержит подземные гробницы первосвященников шестой династии (2345 — 2181 г. до н.э.), которые были найдены во время археологических раскопок в юго-восточном части большого храм Ре—Атум. Древний Масаллинский Обелиск, или Эль-Misalla (арабский: المسلة, транс. обелиск), в Аль-Матария является единственным сохранившимся элементом статуса Ре—Атум храма, построенного фараоном Сенусертом I (1971 — 1926 г. до н.э.) из XII династии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *