Устрой о мне вещь что означает
Молитва святителя Димитрия Ростовского
Сергей Кузнец
В молитве святителя Димитрия Ростовского допускается возможность того, что Спаситель может иметь хотение видеть человека во тьме, затворить двери Своего милосердия и погубить человека с его беззакониями.
Спаси́ мя́, Спа́се мо́й, по Твое́й бла́гости, а не по мои́м де́лом! Ты́ хо́щеши мя́ спасти́, Ты́ ве́си, ко́им о́бразом мя́ спасти́: спаси́ у́бо мене́, я́ко хо́щеши, я́ко мо́жеши, я́ко ве́си: и́миже ве́си судьба́ми спаси́ мя́! А́з на Тя́, Го́спода моего́, наде́юся, и Твое́й во́ле Свято́й себе́ вруча́ю: твори́ со мно́ю е́же хо́щеши! А́ще хо́щеши мя́ име́ти во све́те: бу́ди благослове́н. А́ще мя́ хо́щеши име́ти во тьме́: бу́ди па́ки благослове́н. А́ще отве́рзеши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: добро́ у́бо и бла́го, А́ще затвори́ши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: благослове́н еси́, затвори́вый ми́ в пра́вду. А́ще не погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва безме́рному милосе́рдию Твоему́. А́ще погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва пра́ведному суду́ Твоему́: я́коже хо́щеши, устро́й о мне́ ве́щь!*
Перевод: Спаси меня, Спаситель мой, по Твоей благости, а не по моим делам! Ты хочешь меня спасти, Ты знаешь, каким образом меня спасти: спаси меня, как хочешь, как можешь, как знаешь: Тебе известными путями спаси меня! Я на Тебя, Господа моего, надеюсь, и Твоей Святой воле себя вручаю: твори со мной, что хочешь! Если хочешь меня видеть во свете: будь благословен. Если меня хочешь видеть во тьме: снова будь благословен. Если откроешь мне двери Твоего милосердия: хорошо и добро мне, Если закроешь мне двери Твоего милосердия: благословен Тот, который закрыл мне двери в правду. Если не погубишь меня с моими беззакониями, слава безмерному Твоему милосердию. Если погубишь меня с моими беззакониями, слава справедливому Твоему суду: и как только хочешь, устрой дело моего спасения!
Тест на понимание молитв на сон грядущим
Также упоминается в притче о заблудшей овце у Евангелиста Луки ( Лк.15:3–7 ) и у Евангелиста Матфея( Мф.18:12–14 ).
В Ветхом Завете употребляется:
«Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный» ( Иез.34:12 )
«Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» ( Ис.40:11 )
«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» ( Пс.22:1 ).
Данная литературная метафора стала источником для особого типа символического изображения Христа в виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи ( Лк.15:3–7 ). Овца, несомая на плечах пастыря, символизирует христианина, находящегося в надежных руках Господа.
В богослужениях и молитвах мы часто обращаемся к самому Кресту Господню, хотя это неодушевленный предмет. Как можно ему молиться?
Разумеется, к неодушевленному предмету невозможно обращаться в молитве. В молитвах мы, как правило, обращаемся к распятому на Кресте Господу Иисусу, хотя и говорим о Кресте. Эта фигура речи называется метонимией; в той или иной форме она нередко встречается в православной гимнографии.
Иногда, впрочем, нас подводит неточное понимание некоторых слов и выражений. Так, например, когда мы читаем: “Радуйся, Кресте Господень”, мы вовсе не предлагаем деревянному кресту испытать чувство радости. Слово “Радуйся”, хорошо знакомое нам по акафистам, — не что иное как обычное греческое приветствие. В точности так же мы говорим по-русски “Здравствуй, солнце”, не имея в виду пожелать доброго здоровья небесному светилу…
иеромонах Макарий (Маркиш)
Протоиерей Артемий Владимиров: Христианское просвещение и невежество несовместимы
№3 (756)
Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г. Москва).
– Мне хотелось бы начать нашу встречу с замечательного изречения святителя Василия Великого, который утверждает в одном из богомудрых своих писаний : «Христианин должен избегать, бегать невежества везде и всюду, где только оно ни водится, ни обитает. Нет вещей, более несовместных, чем христианское просвещение и невежество». Что это такое – невежество? Невежество есть глупое самодовольное состояние человеческой души, которое не почитает для себя необходимым учиться, познавать. Невежество есть упорное нежелание и неспособность раздвигать усилием ума и воли умственные и духовные горизонты. Невежество есть состояние дремучего самообольщения, когда, усвоив 3–4–5 прописных истин, человек почитает себя чуть ли не способным учить и наставлять других людей.
Как правило, люди ограниченные и невежественные склонны к осуждению и ироничному отвержению всего и всех, чей опыт превосходит их собственный. Общаться с такими людьми крайне тяжело, они не в состоянии ничего слушать и стараются об одном – убедить в чем-то человека, исходя из скудного и куцего опыта собственной жизни.
Почему мы об этом заговорили? А потому, что многие из нас, и 20, и 30, и 40 лет молящихся каждое воскресенье в Церкви Божией, страдают косностью ума, не хотят потрудиться, чтобы уразуметь немножко точнее то или иное изречение вечернего молитвенного правила. Сегодня мы поговорим с вами о последнем прошении замечательной молитвы святого Иоанна Дамаскина, которую мы читаем прежде чем лечь спать, взирая на кровать и помышляя, не будет ли она нам сегодня гробом, не придет ли за нами смертушка, встанем ли мы утром с одра своего?
О чем это последнее прошение говорит? «Господи, якоже хощеши, устрой о мне вещь». Что здесь имеется в виду? О какой «вещи» идет речь? На греческом языке слово «вещь» передает весьма ясное понятие: «устрой все обстоятельства моей жизни, обрати ко благу все, что только я ни свершаю, яви на мне богатство Твоего Промысла». Какие-то неприятные додумываем мы с вами тяжелые обстоятельства – «обрати ко спасению моей души» сделай так, чтобы все события сегодняшнего дня были явлением Твоей святой и благой воли. «Устрой о мне вещь» – спаси меня Своей неизреченной премудростью, которая даже мои ошибки обращает к добрым для меня последствиям, сами ошибки предотврати, чтобы я не упал, не расшибся, а главное – не прогневал Твою милость, но всегда находился под Твоим покровом.
«Устрой о мне вещь» – Господи, сделай так, чтобы я за все благодарил Тебя: и за то, что было, и за то, что есть, и за то, что будет, – перестал тревожиться, метаться внутренне, роптать, бесплодно сетовать, сокрушаться: «Эх, все не так, это плохо, это не так, как должно, и люди меня окружают не те, и занимаюсь я не тем, и сам не знаю, что со мною происходит, и куда бежать, и куда спрятаться от самого себя. Поистине, там хорошо, где меня нет».
Бог, желая нас удержать от произнесения подобных глупостей, очень вредных для спасения нашей бессмертной души, влагает в наши уста вот это прошение: «Господи, устрой о мне вещь». Все в моей жизни расположи числом, мерою и весом, чтобы я знал, когда вставать, когда ложиться спать, чтобы общение с людьми не приводило меня к забвению о Тебе, Небесном Отце, а молитва к Тебе помогала мне находить золотой ключик общения с людьми, чтобы все в моей жизни было гармонично и внутренне и внешне – и форма и содержание, и созерцание и деятельная жизнь, чтобы и Отечеству послужить, и детей накормить, и душу свою напитать благодатью Святого Духа, так, чтобы мне радоваться, благодарить Тебя за Твое промышление обо мне, недостойном и немощном ученике Твоем.
Видите, сколько мудрого, оказывается, скрывается в этой малопонятной фразе! А между тем, их в молитвенном правиле и в других богослужебных текстах совсем не мало.
Вот почему будемте избегать невежества, самоупоения. Хорошо быть иногда немножко въедливым, требовательным к самому себе: «А это что значит? А это о чем? А как мне понять данное Евангельское изречение или притчу?» Христос Спаситель похваляет людей любознательных, не тех, которые хотят все знать, но тех, которые до тонкости испытывают относящееся к их спасению, уразумевают путь, ведущий в Царство Божие, и таким образом в малости получают великое. О них Спаситель говорил: прочим не дано знать, то есть понимать, тайны Царства Небесного, а вам дано – вы вопрошаете и получаете удовлетворительный и ясный ответ.
Молитва святителя Димитрия Ростовского
Спаси́ мя́, Спа́се мо́й, по Твое́й бла́гости, а не по мои́м де́лом! Ты́ хо́щеши мя́ спасти́, Ты́ ве́си, ко́им о́бразом мя́ спасти́: спаси́ у́бо мене́, я́ко хо́щеши, я́ко мо́жеши, я́ко ве́си: и́миже ве́си судьба́ми спаси́ мя́! А́з на Тя́, Го́спода моего́, наде́юся, и Твое́й во́ле Свято́й себе́ вруча́ю: твори́ со мно́ю е́же хо́щеши! А́ще хо́щеши мя́ име́ти во све́те: бу́ди благослове́н. А́ще мя́ хо́щеши име́ти во тьме́: бу́ди па́ки благослове́н. А́ще отве́рзеши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: добро́ у́бо и бла́го, А́ще затвори́ши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: благослове́н еси́, затвори́вый ми́ в пра́вду. А́ще не погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва безме́рному милосе́рдию Твоему́. А́ще погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва пра́ведному суду́ Твоему́: я́коже хо́щеши, устро́й о мне́ ве́щь! *
Перевод: Спаси меня, Спаситель мой, по Твоей благости, а не по моим делам! Ты хочешь меня спасти, Ты знаешь, каким образом меня спасти: спаси меня, как хочешь, как можешь, как знаешь: Тебе известными путями спаси меня! Я на Тебя, Господа моего, надеюсь, и Твоей Святой воле себя вручаю: твори со мной, что хочешь! Если хочешь меня видеть во свете: будь благословен. Если меня хочешь видеть во тьме: снова будь благословен. Если откроешь мне двери Твоего милосердия: хорошо и добро мне, Если закроешь мне двери Твоего милосердия: благословен Тот, который закрыл мне двери в правду. Если не погубишь меня с моими беззакониями, слава безмерному Твоему милосердию. Если погубишь меня с моими беззакониями, слава справедливому Твоему суду: и как только хочешь, устрой дело моего спасения!
Молитва святого Иоанна Дамаскина
Не ужели мне одр сей гроб будет – не сейчас ли уже будет моим гробом эта постель (это ложе).
Просветиши днем – просветишь (разум, очи сердечные) светом Твоего учения. В другом смысле – дашь мне еще один день для покаяния.
Се – вот.
Ми – мне.
Злое же творя не престаю – однако (же) не перестаю (не прекращаю) творить злые дела.
Вем убо – ведь знаю же.
Яко – здесь: что.
Или хощу, или не хощу – или хочу, или же не хочу (спасения).
Аще бо праведника спасаеши – потому что если Ты спасаешь праведника.
Ничтоже велие – в этом нет ничего великого (велий – великий).
И аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно – и если помилуешь чистого, в этом нет ничего удивительного.
Достойни бо суть– потому что они достойны.
Удиви милость – яви дивную милость Твою.
О сем – здесь: в этом, этим.
Да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию – дабы из-за моих злых дел я не лишился бы Твоей неизреченной благости и милосердия.
Якоже хощеши, устрой о мне вещь – так, как Ты хочешь, исправь мою жизнь.
Яко посреде хожду сетей многих – ибо я хожу среди множества искушений (соблазнов), сетей диавольских.
Немолчно воспоим – да будем воспевать беспрестанно, неустанно (не умолкая).
Усты – устами.
Богородицу сию исповедающе – исповедая Ее Богородицей (свидетельствуя о Ней как о Богородице, прославляя Её как Богородицу).
Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. | Перевод: Да воскреснет Бог, и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы при виде любящих Бога и осеняющих себя крестным знамением и в радости восклицающих: радуйся, многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и сокрушившего силу диавола и даровавшего нам тебя, Крест Свой славный, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. |
Да воскреснет – по толкованию святых отцов здесь псалмопевец Давид (начало молитвы совпадает с началом Псалма 67) пророчествует о Воскресении Христовом, а тчыакже о том, что сила воскресшего и поправшего силу диаволю Господа разгонит мрак греховный в душе любящих Бога.
Расточатся – рассеются, разбегутся.
Врази – враги.
Яко – как.
Беси – бесы.
От лица – в значении: перед.
Знаменующийся – осеняющий, накладывающий на себя знамение.
Глаголющих – говорящих.
Пречестный – многочтимый.
Прогоняяй – прогоняющий.
Пропятого – распятого.
Поправшаго – сокрушившего (букв. растоптавшего).
Даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный– даровавшего нам тебя, Свой (т.е. Христов) Честной Крест.
Честный – достойный почестей, славный.
Супостата – противника, врага.
На прогнание всякаго супостата – чтобы мы могли прогнать (отогнать) всякого врага (противника).
Животворящий – дарующий жизнь, воскрешающий.
В этой молитве мы выражаем веру, что крестное знамение есть сильнейшее средство на прогнание бесов, и просим у Господа духовной помощи силою святого Креста. Крест называется Животворящим, потому, что Иисус Христос, будучи распят на Кресте, тем самым избавил людей от вечной смерти в аду и даровал вечную жизнь в Царстве Небесном.
Слова во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю означают, что Иисус Христос после Своей смерти и до Воскресения был в аду, откуда вывел в Царство Небесное святых людей (например, Адама, Моисея) и тем самым показал, что Он попрал, или уничтожил, силу диавола.
Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла. | Перевод: Защити меня, Господи, силою Славного и Животворящего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла. |
Огради – огороди, защити.
Эту молитву следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением.
Молитва
Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец. | Перевод: Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, добровольные и непреднамеренные, совершенные словом и делом, сознательно и неосознано, днем и ночью, в мыслях и в намерениях: все нам прости, как Милосердный и Человеколюбивый. |
Ослаби, остави, прости – облегчи наказание (за грехи), освободи от них, прости окончательно.
Вольныя и невольныя – по своей воле (добровольные) и непреднамеренно совершённые.
Яже – которые.
В слове и в деле – (прегрешения), которые (совершены) словом и делом.
В ведении и не в ведении – сознательно и неосознанно.
Во уме и в помышлении – рассудком (образом мыслей), или намерением.
Вся – всё.
Молитва
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь. | Перевод: Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи Человеколюбец. Делающим добро сделай добро. Братьям и родным нашим даруй по прошениям их то, что ведет к спасению, и жизнь вечную. Болящих посети и исцеление даруй им. Находящихся в море направь. Путешествующим сопутствуй. Служащим и жалеющим нас оставление грехов даруй. Поручивших нам, недостойным, молиться о них, помилуй по великой Твоей милости. Вспомни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их там, где сияет свет лица Твоего. Вспомни, Господи, братьев наших, находящихся в плену, и избавь их от всякого несчастья. Вспомни, Господи, приносящих плоды труда своего и украшающих святые Твои церкви, и даруй им по прошениям их то, что ведет к спасению, и жизнь вечную. Вспомни, Господи, и нас, жалких, грешных и недостойных рабов Твоих, и просвети наш ум светом познания Тебя, и направь нас на путь заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Твоих Святых, так как Ты благословен в веки вечные. Аминь. |
Благотворящим благосотвори – сотвори добро (доброе) тем, кто делает добро.
Даруй яже ко спасению прошения – даруй то, по их прошениям, что ведет к спасению (но понимать это выражение так: «даруй им просить о том, что ведет к спасению», – также не возбраняется).
В немощех сущия посети – немощных (больных) посети (Своей милостью, Своим состраданием).
Иже на море управи – направь (пути) тех, которые (находятся) в море, сохрани их.
Спутешествуй – сопутствуй, сопровождай.
Идеже присещает – там, где светит (присещати – посещать, навещать).
Плененных – находящихся в плену.
Избави я – избавь их.
От всякаго обстояния – от всякого несчастия, бедствия.
Плодоносящих – приносящих духовные плоды, плоды покаяния (а также приносящих плоды своих трудов).
Просвети наш ум светом разума Твоего – просвети наш ум светом, который исходит от познания Тебя.
Настави нас на стезю заповедей Твоих – направь, утверди на пути заповедей Твоих.
Плодоносящих и доброделающих… Сложные слова такого рода (образованные из соединения двух, а то и более слов) появились в церковнославянском языке в подражание греческому, в котором такой способ словообразования чрезвычайно распространен (часто как прямые, буквальные переводы, так называемые кальки, греческих слов). По-русски мы говорим: «приносящих плоды», «делающих добро». Но многие и многие сложносоставные слова вошли из церковнославянского языка в русский; например, в этой же молитве – благотворящие, путешествующие. Слов такого типа очень много в следующей молитве (исповедании грехов).
. Настави нас на стезю заповедей Твоих. Славянское слово стезя почему-то многие произносят с твердым «т»: стэзя. Вспомним, что есть русские слова того же корня: стежка (стежки-дорожки), стежок (при шитье), стегать.