Устрой о мне вещь что означает

Молитва святителя Димитрия Ростовского

Сергей Кузнец

В молитве святителя Димитрия Ростовского допускается возможность того, что Спаситель может иметь хотение видеть человека во тьме, затворить двери Своего милосердия и погубить человека с его беззакониями.

Спаси́ мя́, Спа́се мо́й, по Твое́й бла́гости, а не по мои́м де́лом! Ты́ хо́щеши мя́ спасти́, Ты́ ве́си, ко́им о́бразом мя́ спасти́: спаси́ у́бо мене́, я́ко хо́щеши, я́ко мо́жеши, я́ко ве́си: и́миже ве́си судьба́ми спаси́ мя́! А́з на Тя́, Го́спода моего́, наде́юся, и Твое́й во́ле Свято́й себе́ вруча́ю: твори́ со мно́ю е́же хо́щеши! А́ще хо́щеши мя́ име́ти во све́те: бу́ди благослове́н. А́ще мя́ хо́щеши име́ти во тьме́: бу́ди па́ки благослове́н. А́ще отве́рзеши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: добро́ у́бо и бла́го, А́ще затвори́ши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: благослове́н еси́, затвори́вый ми́ в пра́вду. А́ще не погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва безме́рному милосе́рдию Твоему́. А́ще погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва пра́ведному суду́ Твоему́: я́коже хо́щеши, устро́й о мне́ ве́щь!*

Перевод: Спаси меня, Спаситель мой, по Твоей благости, а не по моим делам! Ты хочешь меня спасти, Ты знаешь, каким образом меня спасти: спаси меня, как хочешь, как можешь, как знаешь: Тебе известными путями спаси меня! Я на Тебя, Господа моего, надеюсь, и Твоей Святой воле себя вручаю: твори со мной, что хочешь! Если хочешь меня видеть во свете: будь благословен. Если меня хочешь видеть во тьме: снова будь благословен. Если откроешь мне двери Твоего милосердия: хорошо и добро мне, Если закроешь мне двери Твоего милосердия: благословен Тот, который закрыл мне двери в правду. Если не погубишь меня с моими беззакониями, слава безмерному Твоему милосердию. Если погубишь меня с моими беззакониями, слава справедливому Твоему суду: и как только хочешь, устрой дело моего спасения!

Устрой о мне вещь что означает

Источник

Тест на понимание молитв на сон грядущим

Так­же упо­ми­на­ет­ся в прит­че о заблуд­шей овце у Еван­ге­ли­ста Луки ( Лк.15:3–7 ) и у Еван­ге­ли­ста Мат­фея( Мф.18:12–14 ).

В Вет­хом Заве­те употребляется:
«Как пас­тух пове­ря­ет ста­до свое в тот день, когда нахо­дит­ся сре­ди ста­да сво­е­го рас­се­ян­но­го, так Я пере­смот­рю овец Моих и высво­бо­жу их из всех мест, в кото­рые они были рас­се­я­ны в день облач­ный и мрач­ный» ( Иез.34:12 )
«Как пас­тырь Он будет пасти ста­до Свое; агн­цев будет брать на руки и носить на гру­ди Сво­ей, и водить дой­ных» ( Ис.40:11 )
«Гос­подь — Пас­тырь мой; я ни в чем не буду нуж­дать­ся» ( Пс.22:1 ).

Дан­ная лите­ра­тур­ная мета­фо­ра ста­ла источ­ни­ком для осо­бо­го типа сим­во­ли­че­ско­го изоб­ра­же­ния Хри­ста в виде без­бо­ро­до­го юно­го пас­ту­ха с жез­лом, окру­жен­но­го пасу­щи­ми­ся овца­ми, или же, соглас­но еван­гель­ской прит­че, — с заблуд­шей овцой, вски­ну­той на пле­чи ( Лк.15:3–7 ). Овца, несо­мая на пле­чах пас­ты­ря, сим­во­ли­зи­ру­ет хри­сти­а­ни­на, нахо­дя­ще­го­ся в надеж­ных руках Господа.

В бого­слу­же­ни­ях и молит­вах мы часто обра­ща­ем­ся к само­му Кре­сту Гос­под­ню, хотя это неоду­шев­лен­ный пред­мет. Как мож­но ему молиться?
Разу­ме­ет­ся, к неоду­шев­лен­но­му пред­ме­ту невоз­мож­но обра­щать­ся в молит­ве. В молит­вах мы, как пра­ви­ло, обра­ща­ем­ся к рас­пя­то­му на Кре­сте Гос­по­ду Иису­су, хотя и гово­рим о Кре­сте. Эта фигу­ра речи назы­ва­ет­ся мето­ни­ми­ей; в той или иной фор­ме она неред­ко встре­ча­ет­ся в пра­во­слав­ной гимнографии.
Ино­гда, впро­чем, нас под­во­дит неточ­ное пони­ма­ние неко­то­рых слов и выра­же­ний. Так, напри­мер, когда мы чита­ем: “Радуй­ся, Кре­сте Гос­по­день”, мы вовсе не пред­ла­га­ем дере­вян­но­му кре­сту испы­тать чув­ство радо­сти. Сло­во “Радуй­ся”, хоро­шо зна­ко­мое нам по ака­фи­стам, — не что иное как обыч­ное гре­че­ское при­вет­ствие. В точ­но­сти так же мы гово­рим по-рус­ски “Здрав­ствуй, солн­це”, не имея в виду поже­лать доб­ро­го здо­ро­вья небес­но­му светилу…
иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш)

Источник

Протоиерей Артемий Владимиров: Христианское просвещение и невежество несовместимы

№3 (756)

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г. Москва).

– Мне хотелось бы начать нашу встречу с замечательного изречения святителя Василия Великого, который утверждает в одном из богомудрых своих писаний : «Христианин должен избегать, бегать невежества везде и всюду, где только оно ни водится, ни обитает. Нет вещей, более несовместных, чем христианское просвещение и невежество». Что это такое – невежество? Невежество есть глупое самодовольное состояние человеческой души, которое не почитает для себя необходимым учиться, познавать. Невежество есть упорное нежелание и неспособность раздвигать усилием ума и воли умственные и духовные горизонты. Невежество есть состояние дремучего самообольщения, когда, усвоив 3–4–5 прописных истин, человек почитает себя чуть ли не способным учить и наставлять других людей.

Как правило, люди ограниченные и невежественные склонны к осуждению и ироничному отвержению всего и всех, чей опыт превосходит их собственный. Общаться с такими людьми крайне тяжело, они не в состоянии ничего слушать и стараются об одном – убедить в чем-то человека, исходя из скудного и куцего опыта собственной жизни.

Почему мы об этом заговорили? А потому, что многие из нас, и 20, и 30, и 40 лет молящихся каждое воскресенье в Церкви Божией, страдают косностью ума, не хотят потрудиться, чтобы уразуметь немножко точнее то или иное изречение вечернего молитвенного правила. Сегодня мы поговорим с вами о последнем прошении замечательной молитвы святого Иоанна Дамаскина, которую мы читаем прежде чем лечь спать, взирая на кровать и помышляя, не будет ли она нам сегодня гробом, не придет ли за нами смертушка, встанем ли мы утром с одра своего?

О чем это последнее прошение говорит? «Господи, якоже хощеши, устрой о мне вещь». Что здесь имеется в виду? О какой «вещи» идет речь? На греческом языке слово «вещь» передает весьма ясное понятие: «устрой все обстоятельства моей жизни, обрати ко благу все, что только я ни свершаю, яви на мне богатство Твоего Промысла». Какие-то неприятные додумываем мы с вами тяжелые обстоятельства – «обрати ко спасению моей души» сделай так, чтобы все события сегодняшнего дня были явлением Твоей святой и благой воли. «Устрой о мне вещь» – спаси меня Своей неизреченной премудростью, которая даже мои ошибки обращает к добрым для меня последствиям, сами ошибки предотврати, чтобы я не упал, не расшибся, а главное – не прогневал Твою милость, но всегда находился под Твоим покровом.

«Устрой о мне вещь» – Господи, сделай так, чтобы я за все благодарил Тебя: и за то, что было, и за то, что есть, и за то, что будет, – перестал тревожиться, метаться внутренне, роптать, бесплодно сетовать, сокрушаться: «Эх, все не так, это плохо, это не так, как должно, и люди меня окружают не те, и занимаюсь я не тем, и сам не знаю, что со мною происходит, и куда бежать, и куда спрятаться от самого себя. Поистине, там хорошо, где меня нет».

Бог, желая нас удержать от произнесения подобных глупостей, очень вредных для спасения нашей бессмертной души, влагает в наши уста вот это прошение: «Господи, устрой о мне вещь». Все в моей жизни расположи числом, мерою и весом, чтобы я знал, когда вставать, когда ложиться спать, чтобы общение с людьми не приводило меня к забвению о Тебе, Небесном Отце, а молитва к Тебе помогала мне находить золотой ключик общения с людьми, чтобы все в моей жизни было гармонично и внутренне и внешне – и форма и содержание, и созерцание и деятельная жизнь, чтобы и Отечеству послужить, и детей накормить, и душу свою напитать благодатью Святого Духа, так, чтобы мне радоваться, благодарить Тебя за Твое промышление обо мне, недостойном и немощном ученике Твоем.

Видите, сколько мудрого, оказывается, скрывается в этой малопонятной фразе! А между тем, их в молитвенном правиле и в других богослужебных текстах совсем не мало.

Вот почему будемте избегать невежества, самоупоения. Хорошо быть иногда немножко въедливым, требовательным к самому себе: «А это что значит? А это о чем? А как мне понять данное Евангельское изречение или притчу?» Христос Спаситель похваляет людей любознательных, не тех, которые хотят все знать, но тех, которые до тонкости испытывают относящееся к их спасению, уразумевают путь, ведущий в Царство Божие, и таким образом в малости получают великое. О них Спаситель говорил: прочим не дано знать, то есть понимать, тайны Царства Небесного, а вам дано – вы вопрошаете и получаете удовлетворительный и ясный ответ.

Источник

Молитва святителя Димитрия Ростовского

Устрой о мне вещь что означает

Спа­си́ мя́, Спа́се мо́й, по Твое́й бла́гости, а не по мои́м де́лом! Ты́ хо́щеши мя́ спа­сти́, Ты́ ве́си, ко́им о́бразом мя́ спа­сти́: спа­си́ у́бо мене́, я́ко хо́щеши, я́ко мо́жеши, я́ко ве́си: и́миже ве́си судьба́ми спа­си́ мя́! А́з на Тя́, Го́спода мое­го́, наде́юся, и Твое́й во́ле Свято́й себе́ вруча́ю: тво­ри́ со мно́ю е́же хо́щеши! А́ще хо́щеши мя́ име́ти во све́те: бу́ди благослове́н. А́ще мя́ хо́щеши име́ти во тьме́: бу́ди па́ки благослове́н. А́ще отве́рзеши ми́ две́ри милосе́рдия Тво­е­го́: доб­ро́ у́бо и бла́го, А́ще затвори́ши ми́ две́ри милосе́рдия Тво­е­го́: благослове́н еси́, затвори́вый ми́ в пра́вду. А́ще не погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва безме́рному милосе́рдию Тво­е­му́. А́ще погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва пра́ведному суду́ Тво­е­му́: я́коже хо́щеши, устро́й о мне́ ве́щь! *

Пере­вод: Спа­си меня, Спа­си­тель мой, по Тво­ей бла­го­сти, а не по моим делам! Ты хочешь меня спа­сти, Ты зна­ешь, каким обра­зом меня спа­сти: спа­си меня, как хочешь, как можешь, как зна­ешь: Тебе извест­ны­ми путя­ми спа­си меня! Я на Тебя, Гос­по­да мое­го, наде­юсь, и Тво­ей Свя­той воле себя вру­чаю: тво­ри со мной, что хочешь! Если хочешь меня видеть во све­те: будь бла­го­сло­вен. Если меня хочешь видеть во тьме: сно­ва будь бла­го­сло­вен. Если откро­ешь мне две­ри Тво­е­го мило­сер­дия: хоро­шо и доб­ро мне, Если закро­ешь мне две­ри Тво­е­го мило­сер­дия: бла­го­сло­вен Тот, кото­рый закрыл мне две­ри в прав­ду. Если не погу­бишь меня с мои­ми без­за­ко­ни­я­ми, сла­ва без­мер­но­му Тво­е­му мило­сер­дию. Если погу­бишь меня с мои­ми без­за­ко­ни­я­ми, сла­ва спра­вед­ли­во­му Тво­е­му суду: и как толь­ко хочешь, устрой дело мое­го спасения!

Источник

Молитва святого Иоанна Дамаскина

Не ужели мне одр сей гроб будет – не сейчас ли уже будет моим гробом эта постель (это ложе).

Просветиши днем – просветишь (разум, очи сердечные) светом Твоего учения. В другом смысле – дашь мне еще один день для покаяния.

Се – вот.

Ми – мне.

Злое же творя не престаю – однако (же) не перестаю (не прекращаю) творить злые дела.

Вем убо – ведь знаю же.

Якоздесь: что.

Или хощу, или не хощу – или хочу, или же не хочу (спасения).

Аще бо праведника спасаеши – потому что если Ты спасаешь праведника.

Ничтоже велие – в этом нет ничего великого (велий – великий).

И аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно – и если помилуешь чистого, в этом нет ничего удивительного.

Достойни бо суть– потому что они достойны.

Удиви милость – яви дивную милость Твою.

О сем – здесь: в этом, этим.

Да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию – дабы из-за моих злых дел я не лишился бы Твоей неизреченной благости и милосердия.

Якоже хощеши, устрой о мне вещь – так, как Ты хочешь, исправь мою жизнь.

Яко посреде хожду сетей многих – ибо я хожу среди множества искушений (соблазнов), сетей диавольских.

Немолчно воспоим – да будем воспевать беспрестанно, неустанно (не умолкая).

Усты – устами.

Богородицу сию исповедающе – исповедая Ее Богородицей (свидетельствуя о Ней как о Богородице, прославляя Её как Богородицу).

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.Перевод: Да воскреснет Бог, и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы при виде любящих Бога и осеняющих себя крестным знамением и в радости восклицающих: радуйся, многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и сокрушившего силу диавола и даровавшего нам тебя, Крест Свой славный, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Да воскреснет – по толкованию святых отцов здесь псалмопевец Давид (начало молитвы совпадает с началом Псалма 67) пророчествует о Воскресении Христовом, а тчыакже о том, что сила воскресшего и поправшего силу диаволю Господа разгонит мрак греховный в душе любящих Бога.

Расточатся – рассеются, разбегутся.

Врази – враги.

Яко – как.

Беси – бесы.

От лицав значении: перед.

Знаменующийся – осеняющий, накладывающий на себя знамение.

Глаголющих – говорящих.

Пречестный – многочтимый.

Прогоняяй – прогоняющий.

Пропятого – распятого.

Поправшаго – сокрушившего (букв. растоптавшего).

Даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный– даровавшего нам тебя, Свой (т.е. Христов) Честной Крест.

Честный – достойный почестей, славный.

Супостата – противника, врага.

На прогнание всякаго супостата – чтобы мы могли прогнать (отогнать) всякого врага (противника).

Животворящий – дарующий жизнь, воскрешающий.

В этой молитве мы выражаем веру, что крестное знамение есть сильнейшее средство на прогнание бесов, и просим у Господа духовной помощи силою святого Креста. Крест называется Животворящим, потому, что Иисус Христос, будучи распят на Кресте, тем самым избавил людей от вечной смерти в аду и даровал вечную жизнь в Царстве Небесном.

Слова во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю означают, что Иисус Христос после Своей смерти и до Воскресения был в аду, откуда вывел в Царство Небесное святых людей (например, Адама, Моисея) и тем самым показал, что Он попрал, или уничтожил, силу диавола.

Или кратко:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.Перевод: Защити меня, Господи, силою Славного и Животворящего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.

Огради – огороди, защити.

Эту молитву следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением.

Молитва

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.Перевод: Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, добровольные и непреднамеренные, совершенные словом и делом, сознательно и неосознано, днем и ночью, в мыслях и в намерениях: все нам прости, как Милосердный и Человеколюбивый.

Ослаби, остави, прости – облегчи наказание (за грехи), освободи от них, прости окончательно.

Вольныя и невольныя – по своей воле (добровольные) и непреднамеренно совершённые.

Яже – которые.

В слове и в деле – (прегрешения), которые (совершены) словом и делом.

В ведении и не в ведении – сознательно и неосознанно.

Во уме и в помышлении – рассудком (образом мыслей), или намерением.

Вся – всё.

Молитва

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.Перевод: Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи Человеколюбец. Делающим добро сделай добро. Братьям и родным нашим даруй по прошениям их то, что ведет к спасению, и жизнь вечную. Болящих посети и исцеление даруй им. Находящихся в море направь. Путешествующим сопутствуй. Служащим и жалеющим нас оставление грехов даруй. Поручивших нам, недостойным, молиться о них, помилуй по великой Твоей милости. Вспомни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их там, где сияет свет лица Твоего. Вспомни, Господи, братьев наших, находящихся в плену, и избавь их от всякого несчастья. Вспомни, Господи, приносящих плоды труда своего и украшающих святые Твои церкви, и даруй им по прошениям их то, что ведет к спасению, и жизнь вечную. Вспомни, Господи, и нас, жалких, грешных и недостойных рабов Твоих, и просвети наш ум светом познания Тебя, и направь нас на путь заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Твоих Святых, так как Ты благословен в веки вечные. Аминь.

Благотворящим благосотвори – сотвори добро (доброе) тем, кто делает добро.

Даруй яже ко спасению прошения – даруй то, по их прошениям, что ведет к спасению (но понимать это выражение так: «даруй им просить о том, что ведет к спасению», – также не возбраняется).

В немощех сущия посети – немощных (больных) посети (Своей милостью, Своим состраданием).

Иже на море управи – направь (пути) тех, которые (находятся) в море, сохрани их.

Спутешествуй – сопутствуй, сопровождай.

Идеже присещает – там, где светит (присещати – посещать, навещать).

Плененных – находящихся в плену.

Избави я – избавь их.

От всякаго обстояния – от всякого несчастия, бедствия.

Плодоносящих – приносящих духовные плоды, плоды покаяния (а также приносящих плоды своих трудов).

Просвети наш ум светом разума Твоего – просвети наш ум светом, который исходит от познания Тебя.

Настави нас на стезю заповедей Твоих – направь, утверди на пути заповедей Твоих.

Плодоносящих и доброделающих… Сложные слова такого рода (образованные из соединения двух, а то и более слов) появились в церковнославянском языке в подражание греческому, в котором такой способ словообразования чрезвычайно распространен (часто как прямые, буквальные переводы, так называемые кальки, греческих слов). По-русски мы говорим: «приносящих плоды», «делающих добро». Но многие и многие сложносоставные слова вошли из церковнославянского языка в русский; например, в этой же молитве – благотворящие, путешествующие. Слов такого типа очень много в следующей молитве (исповедании грехов).

. Настави нас на стезю заповедей Твоих. Славянское слово стезя почему-то многие произносят с твердым «т»: стэзя. Вспомним, что есть русские слова того же корня: стежка (стежки-дорожки), стежок (при шитье), стегать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *