Устойчивые индивидуальные особенности личности что складываются и проявляются в деятельности это
Взаимосвязь темперамента и характера с другими свойствами личности
Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания и сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.
Б.М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:
Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.
К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).
Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.
Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.
Темперамент и направленность личности. Направленность личности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка. Психологическая установка — это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации.
Темперамент и мотивация. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера. О том, каким образом мотивационная сфера личности проявляется в учебной деятельности, можно судить из следующего примера: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории. Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается на своих действиях и может так работать в течение длительного времени, без перерыва. Анализируя все эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике».
Разновидностью мотивации деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач.
Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности разработана Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.
В общем, темперамент, характер, способности и мотивация личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.
Характер и его особенности
Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.
Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.
В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.
Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.
Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности.
Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.
Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы:
Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость, твердость — мягкость, цельность — противоречивость. Сила характера — это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. п., в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.
Однако сколько бы ни был точным и удачным портрет человека, его характер наиболее полно может быть описан на основании его привычных действий и движений. Сознательные и преднамеренные действия и поступки являются основой для описания характерологических особенностей индивида.
Национальный характер связан с традиционными формами реакций народа на соответствующие житейские ситуации, с установившимися нормами поведения и деятельности. Это также и совокупность способов реагирования в общении, сложившаяся на основании социальных ценностей как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Исходя из этого В.А. Сухарев и М.В. Сухарев под национальным характером понимают нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Следует отличать национальный характер от национального стиля, под которым понимается манера поведения, типичная для жителей той или иной страны. Так, китаец, живущий в США, в известной мере сохраняет черты, присущие китайскому национальному характеру, однако стиль его будет скорее всего американским. Этому способствуют система ценностей и условия, в которых работает человек, а также то, гражданином какой страны он себя считает.
А вот выдержка из описания национального характера американца:
«Американцы не любят чопорности, предпочитают удобную повседневную одежду, обращаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении. Они любят соревнования, ценят достижения, рекорды. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может показаться властным, навязчивым».
Существует множество классификаций характера. Американский психолог Эрнст Хартман предложил строить классификацию характеров по признаку толщины защитных барьеров человека. Такие барьеры для одних слишком проницаемы, для других — почти «неприступны». Те, кто по результатам теста имеет тонкие психические границы, чаще других страдают, например, от громких звуков, яркого света и т. п., они более чувствительны и во взаимоотношениях. Лица со слишком толстыми границами психики часто испытывают затруднения в контактах с окружающими. На бытовом уровне эти психические границы именуются «толстокожесть — тонкокожесть». У «тонкокожих» и у «толстокожих» есть свои преимущества и недостатки. В общении «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» — довольно странные личности, чудаки.
Тест с ответами на тему: “Характер”
I вариант.
1. К каким теориям темперамента относится теория У.Шелдона:
а) гуморальным
б) конституциональным +
в) поведенческим
2. Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым не свойственно:
а) повышение ранимости
б) снижение способности к социальной адаптации
в) повышение способности к социальной адаптации +
3. Не высокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна:
а) сангвинику
б) меланхолику +
в) холерику
5. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы по Павлову характерен для:
а) флегматика
б) сангвиника +
в) холерика
6. Впервые психологическое описание “портретов” различных темпераментов дал:
а) Гиппократ +
б) Аристотель
в) Кант
7. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы по Павлову характерен для:
а) холерика +
б) сангвиника
в) флегматика
г) меланхолика
8. Умение ставить цели, действовать по собственной инициативе и находить пути их решения, характеризует человека как:
а) решительного
б) целеустремленного +
в) настойчивого
9. Крэчмер говорил, что замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость свойственна для:
а) пикников
б) астеников +
в) диспластиков
10. Понятие об экстраверсии и интроверсии разработал:
а) Фрейдом
б) Юнг +
в) Адлер
11. Тип темперамента, что характеризуется легкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям, характерен:
а) холерику
б) сангвинику
в) меланхолику +
12. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
а) систему отношений человека к самому себе +
б) отношение личности к вещам
в) особенности протекания деятельности
13. Тип темперамента, что отличился подвижностью, общительностью, отзывчивостью, характерен для:
а) холерика
б) сангвиника +
в) меланхолика
14. По Э. Кречмеру агрессивность и властолюбие характеризуют:
а) диспластика
б) астеника
в) атлетика +
15. Аккуратность, бережливость и щедрость — это:
а) черты, что проявляются по отношению к другим
б) черты, характеризующие отношение личности к вещам +
в) черты, проявляющие отношение к деятельности
16. Формально – динамическую сторону поведения характеризует (ют):
а) темперамент +
б) направленность
в) настроение
17. Возможно ли изменить тип темперамента:
а) да
б) нет +
в) нужно приложить много усилий
18. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из черт характера потребует от него наименьших усилий:
а) доверчивость +
б) инициативность
в) импульсивность
19. Устойчивые индивидуальные особенности личности, что складываются и проявляются в деятельности и общении – это:
а) способности
б) задатки
в) характер +
20. Один из авторов конституциональной теории темперамента:
а) Павлов
б) Кречмер +
в) Гилфорд
II вариант.
1. Д – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче:
а) общительность +
б) дисциплинированность
в) отзывчивость
2. Чувствительная реакция в ответ на силу внешнего воздействия является показателем:
а) реактивности
б) сензитивности +
в) активности
3. Природная основа темперамента:
а) тип нервной системы +
б) головной мозг
в) динамический стереотип
4. Тип темперамента, который характеризуется повышенной впечатлительностью и обидчивостью:
а) сангвиник
б) флегматик
в) меланхолик +
5. Тип темперамента, что характеризуется вспыльчивостью и поспешностью в действиях:
а) сангвиник
б) холерик +
в) меланхолик
6. Что характеризует темперамент:
а) вежливость
б) аккуратность
в) быстрое включение в работу +
7. Какой признак характер для меланхолического темперамента:
а) эмоциональная возбудимость +
б) реактивность и активность
в) пластичность и ригидность
8. Учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента принадлежит:
а) Ильину
б) Гиппократу
в) Павлову +
9. Процесс, противоположный возбуждению, что ведет к замедлению или задержке проведения импульсов в нервных центрах:
а) динамичность
б) торможение +
в) меланхолия
10. Характером называют:
а) устойчивые черты личности,что определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе +
б) совокупность свойств,что характеризуют динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение
в) генетически обусловленное явление
11. Определите название крайних вариантов нормы характера:
а) психопатиями
б) патологиями
в) акцентуациями+
г) неврозами
12. Как называются индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека?
а) способностями
б) темпераментом+
в) чувствами
г) характером
13. В чем проявляется характер человека?
а) интроверсии, экстраверсии, тревожности, импульсивности
б) его отношения к себе, людям, деятельности, вещам+
в) чрезмерной выраженности отдельных личностных черт, граничащей с психопатией
г) пластичности, ригидности, реактивности, темпе психических реакций
14. Обучение должно носить ___________ характер.
а) творческий, личностный+
б) циклопоточный
в) индивидуальный
г) полисубъектный
15. Выберите из данных вариантов что относится к психическим процессам?
а) темперамент
б) характер
в) ощущение+
г) способности
16. Темперамент, будучи _____________, является базой большинства свойств личности.
а) социальным
б) врожденным+
в) изменчивым
г) приобретенным
17. Кто разработал физиологическую основу учения о типах темперамента?
а) Конфуций
б) Ибн-Сина
в) И.П. Павлов+
г) Ф. Галль
18. Как называются врожденные анатомо-физиологические особенности, которые составляют природную основу развития способностей человека?
а) акцентуациями
б) задатками+
в) привычками
г) умениями
19. Выберите физиологическую особенность темперамента:
а) тип высшей нервной деятельности+
б) рефлекторная дуга
в) рефлекс
г) анализатор
20. Как иначе называется восприятие человека человеком?
а) рефлексия
б) аттракция
в) социальная перцепция+
г) эмпатия
Индивидуальные особенности личности: характер, темперамент и способности (курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для различных видов деятельности. Так, структура математических способностей включает ряд частных способностей. Способность к обобщению математического материала, способность к математическому рассуждению и соответствующих математических действий, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными.
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но и быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда выполняет свои обещания Он является хорошим собеседником, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек живет сложной, напряженной внутренней жизнью, обладает повышенной тревожностью и ранимостью. Он бывает нередко сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека, о таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро успокаивается и остывает, если ему уступают, идут навстречу.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
К свойства темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течении длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. К ним относятся –
1) сензитивность – определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
2) реактивность – характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон)
3) пластичность и ригидность – насколько гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).
4) темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума)
5) эмоциональная возбудимость – характеризуется насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью оно возникает.
6) экстраверсия-интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения.
Под чертой характера понимают те или особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Б.Теплов предложил черты характера делить на несколько групп. В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся – принципиальность, Целеустремленность, честность, мужество. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные качества – беспринципность, лживость, пассивность.
Вторую группу составляют черты характера. В которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, и противоположная черта – замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой сосредоточенности. Откровенность – скрытность. Чуткость, тактичность – грубость и т.д.
Третья группа черт характера выражает отношение человека к себе. Таковы чувство собственного достоинства. Правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность –тщеславие, заносчивость.
Четвертая групп черт характера выражает отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входит инициативность, настойчивость, трудолюбие – лень, стремление к преодолению трудностей – боязнь трудностей, добросовестность, аккуратность. По отношению к труду характеры делятся на две группы – деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость. Для второй пассивность, созерцательность. Чем ярче и сильнее у человека характер. Тем более определено его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность.
Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы. Образующие четыре основные стороны личности:
1. Биологические обусловленные потребности (задатки, темперамент. Простейшие потребности).
2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, простейшие потребности).
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.
4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).
Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Не все черты характера понятно, являются особенностями личности. Характер – это лишь одна из подструктур личности. причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы характера. Когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психопатов.
Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и соответственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе. Проявляется во всех ситуациях.
За последние годы в практической психологии сформировались представления о наиболее ярких, так называемых акцентуированных характерах, которые интересны и полезны для практики.
Гипертимный (или гиперактивный) характер. Оптимистичный, но иногда переоценивает события, людей. Стремится во всем подтвердить свою высокую самооценку. Не склонен к кропотливой, дотошной, педантичной работе.
Лабильный характер – характеризуется инертностью эмоциональных переживаний. Быстрое и сильное изменение настроения у таких лиц не поволяет людям среднего типа (более инертным) отслеживать их внутреннее состояние, сопреживать им вполне.
Демонстративный характер – основная черта такого характера большая способность вытеснять рациональный критический взгляд на себя и, как следствие, демонстратичное, немного актерское поведение.
Психастенический характер – человек с таким характером рационален, склонен к аналитической, пошаговой обработке информации, осмыслению фактов путем дробления, выделения отдельных признаков.
Застревающий характер – противоположен лабильному. Малоподвижность проявляется на уровне мышления. На уровне физическом. Инертность и застревание на чувстве, мысли, деле ведут к тому, что в трудовой деятельности часто проявляется чрезмерная детализация, повышенная аккуратность.
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент. Также половые и возрастные свойства психики.
Множество самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Индивидуальность, способность, темперамент, характер, эмоции, одарённость, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
ГЛОССАРИЙ
Меланхолик – субъект, обладающий одним из четырех основных темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенной личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Сензитивность – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Способности, задатки, талант, одарённость личности.
2. Условия развития способностей человека.
3. Темперамент и его типы.
4. Вопросы эффективной деятельности и темперамента.
5. Темперамент и личность: врождённые и приобретённые особенности.
6. Характер и личность.
7. Психологическая структура характера.
8. Типология характера.
9. Способность, одарённость, талант: взаимосвязи и различия.
10. Индивидуальные различия и проблема способности
11. Отличие таланта от гения.
13. Роль специальных методик в развитии способностей.