Устные исторические источники информации что это

Устные источники: понятие, виды и примеры

Содержание:

Устные источники или передача знаний, передаваемых голосом, позволили многим историям и ценной информации сохраняться годами. Этим путем они могли даже достичь ушей писцов, которые веками отвечали за перевод знаний на бумагу в неграмотных обществах.

Устные источники в области историографии во многих случаях используются с осторожностью, и их изучение и критика требуются перед их использованием.

Соображения

Устные источники или устная история являются частью так называемой исторической науки или историографии, являясь средством познания для изучения прошлого.

Эта традиция позволила на протяжении поколений сохранять интересующие данные о различных аспектах жизни: мифах и легендах, исторических событиях, таких как войны и праздники, и природных событиях, таких как землетрясения или извержения вулканов.

Также были сохранены описания вымерших животных, использования лекарственных растений и других соответствующих элементов, характерных для деятельности человека.

Основные типы устных источников

Есть несколько типов устных источников. Существуют прямые и косвенные свидетельства и устные предания, которые в свою очередь делятся на высказывания, песни, рассказы, легенды, мифы и истории жизни.

— Прямые отзывы

пример

Когда у человека берут интервью и записывают его на камеру или магнитофон. Это повествование позже будет транскрибировано или может остаться в качестве аудиовизуального источника и может быть преобразовано в автобиографию.

— Косвенные отзывы

пример

Когда шаман или целитель рассказывает информацию о лекарственных растениях, которую ему передали его родители, бабушки и дедушки.

— Устные традиции

Благодаря им цепочка передачи информации перемещается на несколько десятилетий и даже столетий. Устные традиции состоят из высказываний, песен, историй, легенд, мифов и историй жизни.

Поговорки

пример

С помощью поговорки «Рождество приходит к каждой свинье» можно определить, что группа людей привыкла есть свинину во время определенного дня или праздника. Из устного источника извлекается конкретная информация.

Песни, рассказы, легенды и мифы

С помощью песен, историй, легенд и мифов вы также получите ценную информацию о жизни и верованиях народов и сообществ.

пример

Эпические стихи, подобные стихотворению Беовульф, то Песня о нибелунгах, то Песня моего Сида или Cantar de Roldán, они рассказывают невероятные истории, которые, возможно, передавались косвенными свидетельствами из поколения в поколение, пока не стали рукописями.

Истории из жизни

Наконец, жизненные истории могут реконструировать собственный опыт человека. Отсюда можно разработать биографический метод, который является частью качественного исследования в социальных науках.

пример

С помощью жизнеописаний и посланий, написанных апостолами о жизни Иисуса из Назарета, можно было реконструировать жизнь наиболее важной фигуры христианства.

Примеры устных источников

Марселеса

Официальный гимн Франции с 1795 года является прекрасным устным источником, чтобы понять контекст галльской страны в те годы. Если перестать читать и интерпретировать текст, то следует, что в то время, когда он был написан, Франция находилась в военном конфликте (против Австрии). В этом случае это источник из устной традиции.

Ричард Никсон Отставка

Эта запись является прямым свидетельством, являясь устным источником, в котором собрано много информации о президенте и его законодательном органе.

Ссылки

Можем ли мы получить психоделические переживания из-за эффекта плацебо?

Источник

Устные исторические источники

Устные исторические источники

Как одно из новейших направлений исторического исследования, устная история базируется на использовании источников устного происхождения. Их видовая самостоятельность не вызывает сомнений. В современной исторической науке к историческим источникам принято относить все свидетельства прошлого, запечатлевшие культурные смыслы, образы, варианты своего времени и попавшие в сферу внимания исследователя[8]. Таким образом, устный исторический источник отвечает представлениям об источниках.

За рубежом существует очень широкий спектр толкований понятия устных источников. Например, они определяются как «неформальные разговоры о „старых временах“ среди членов семьи, соседей или коллег по работе», «истории, рассказанные кем-либо о прошлых и настоящих впечатлениях» или «записи интервью с людьми, обладающими важной и полезной информацией», и т. д. 1 Объединяет все определения прежде всего хронологическая ограниченность оценок или описания прошлого собственным эмпирическим опытом рассказчика. С учетом того, что фундаментом исторического познания являются исторические источники, на основе информации которых историк воссоздает образ прошлого, с помощью устных исторических источников в разных вариантах и интерпретациях воссоздается доступное по времени недавнее прошлое — как правило, события, явления и процессы новейшей истории.

Следовательно, он дает историку информацию, как жизненный опыт и политика влияют на оценку исторического прошлого и как историческое прошлое влияет на ход и содержание текущих исторических процессов.

По нашему мнению, историк-исследователь может работать с разными видами устных источников: и историческими (устный исторический источник), и фольклорно-этнографическими (устная традиция), и социологическими (биография и материалы социологического мониторинга). Основанием к этому служит сама природа источника — устность, а также базовые компоненты и закономерности его формирования и функционирования: переосмысление реальных событий через внутренний мир человека и его жизненный опыт, обусловленное традиционностью мировоззрения, ментальностью, особенностями личности носителя информации и т. д. Но как профессионал он не только фиксирует готовые формы устной традиции, но прежде всего целенаправленно сам создает источниковую базу по интересующим его историческим темам, проблемам, исследованиям, обращаясь к непосредственным участникам и очевидцам.

Устный историк относится к созданию источника как исследователь, осознающий его непреходящую значимость и изначально предполагающий его использование другими поколениями историков через формирование устного архива. Традиция летописания повлияла на ответственное отношение историков к созданию источников. Собственно, как Нестор писал «Повесть временных лет», как историки-монахи писали средневековые хроники, используемые современными исследователями, так и современный устный историк работает не только на себя, но и на будущее, фиксируя устные рассказы и свидетельства. Это отражено во многих определениях устной истории, в частности в определении Колумбийского офиса устноисторических исследований: «Устноисторическое исследование — это записанный на пленку разговор. Для того, чтобы получить конечный вариант, необходимо затратить много времени, но, используя, технические средства, мы можем создать документ высокой ценности как для себя, так и для тех, кто придет после нас»[12].

Одним из спорных вопросов в определении видовых признаков устного источника является его форма. Одни авторы считают устным историческим источником только саму аудио-или видеозапись как подлинный первоисточник, позволяющий слышать и видеть, что сказал, хотел сказать и даже показать человек, пытаясь донести до собеседника собственную позицию, оценку событий и собственные представления. Поэтому они говорят о работе историка с фоно- или видеоматериалами интервью, без рукописного текста — транскрипта устного источника, во избежание его психологического воздействия. Больше всего они выступают против неизбежного влияния транскрибирующего человека на авторскую устную информацию в процессе перевода устной речи в письменную.

Как видим, в историографии устной истории сложился значительный разброс в названиях устноисторических источников. Часть авторов, акцентируя внимание на форме их хранения, называют их «аудио» и «фоноисточниками». Близко к ним стоит определение «звуковой источник». В отечественную практику эти термины пришли в 1970-е гг. через архивоведение. Именно архивисты первыми освоили зарубежный опыт, поставили вопросы о признании и создании устных источников как аудиодокументов.

В 1990-е гг. устный источник стал прочно ассоциироваться с материалами интервью. Благодаря деятельности Е. С. Сенявской, считающей, что наибольшее влияние на формирование источников устной истории оказала социология, появился термин «историко-социологический источник»; близко к ним стоит термин, используемый московскими исследователями, — «материалы исследовательского интервью». На наш взгляд, наиболее адекватным является введенный и используемый нами термин «устный исторический источник», который отличается от «устного источника». Первый не существует в готовом виде, а создается историком с помощью опроса (как правило, научно оформленные материалы интервью, беседы, расспроса и т. д.), а второй является продуктом устной традиции или устного народного творчества и существует в готовом оформленном виде (предания, легенды, присловья, были и т. д.).

Что касается места устных исторических источников в Источниковой классификации, то представляется возможным отнести их к группе «документов личного происхождения» как самостоятельную разновидность. Особенность устного исторического источника состоит в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную. В отношении фактологической достоверности устных источников между историками идет спор, существует мнение об их ненадежности, отсутствии репрезентативности, объективности. Нельзя отрицать, что устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, в каком она «преломилась» в сознании очевидцев. Необходимо учитывать возможное искажение фактов (дат, имен, хронологической последовательности). Можно согласиться, что память «не дружит» с фактами в силу забывчивости людей, их предвзятости, избирательности в восприятии информации, подверженности влиянию политической или идеологической конъюнктуры. И тем не менее сведения, полученные методом опроса, могут стать отправной точкой для изучения нового, неизвестного в истории какой-либо территории, места, общества.

Необходимо подчеркнуть, что в устных исторических источниках наибольший интерес представляют все же не сами факты, а их оценки, представления о них, а также социокультурная, этноконфессиональная, ментальная и психологическая информация, отраженная в эмпирическом опыте человека — участника исторических событий, явлений, процессов. На современном этапе развития истории признается, что взгляды, жизненные установки, индивидуальные и массовые мнения индивида и самостоятельных социальных групп являются такими же движущими силами истории, как и экономические факторы (производительные силы, производственные отношения). Очень часто события разворачивались тем или иным образом именно благодаря взглядам человека, традициям общества, взаимоотношениям между людьми, настроениям.

Читайте также

Глава IV. Устные исторические предания славян в первых историографических сочинениях

Глава IV. Устные исторические предания славян в первых историографических сочинениях Мифология, подобно отсеченной голове Орфея, продолжает петь даже после смерти, и пение ее доносится издалека Карл Густав Юнг Искусство и ремесло памяти (мнемонические приемы, способы

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта :

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта : Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Исторические источники

Исторические источники Люди изучают историю в школе и в университете, читают исторические романы и смотрят фильмы. Некоторые люди на вопрос, откуда они взяли, что Александр Невский был невероятный герой, а царевич Алексей — мерзкий предатель, непринужденно отвечают: «В

УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕРОДОТА

УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕРОДОТА Я обязан сообщать все, что мне передают, но верить всему не обязан. Геродот Четвертая книга «Истории» Геродота — «Мельпомена» очень пестра по своему составу. Тематически она относится к событиям конца VI в.: фракийский и скифский походы Дария I

Жития Оттона, как исторические источники

Жития Оттона, как исторические источники Жизнь еп. Оттона, обильная и внешними происшествиями и многими подвигами нравственного величия, после его смерти (в 1139 г.), недолго оставалась предметом одних устных признательных воспоминаний: еще были в живых его товарищи,

Исторические источники

Исторические источники В 121 году, когда родился Марк, Тацита уже наверняка не было в живых. Историк-консул свел все счеты с прошлым, и это были счеты не сенаторской касты, как часто говорят, а образованного общества, которому хотелось видеть главу государства серьезным и

Испанские исторические источники

Испанские исторические источники Среди наиболее важных свидетельств о народе майя имеются рассказы тех людей, которые участвовали в завоевании и по этой причине стали первыми европейцами, открывшими майя. Еще более важны хроники, написанные теми, кто прибыл в страну

Индейские исторические источники

Индейские исторические источники Нередко передача творений на родном языке осуществлялась индейцами в устной форме, без какой-либо записи; иногда тексты записывались иероглифическими знаками. Монахи, люди более умные и образованные, чем конкистадоры и энкомендеро, для

УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ И КОММЕНТАРИИ

УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ И КОММЕНТАРИИ Они различны, во всех случаях не приводят доказательств, но в большинстве случаев поступили от бывших сотрудников советской госбезопасности.Наиболее общий мотив ареста Рауля Валленберга, что также указывалось советскими военными

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации,

3) Устные источники Пискаревского летописца

3) Устные источники Пискаревского летописца Первые исследователи Пискаревского летописца О. А. Яковлева[202] и М. Н. Тихомиров[203] считали, что в основе многих статей Пискаревского летописца, содержащих сведения об опричнине, лежат устные предания, слухи, основанные на

Глава 6. Устные источники

Глава 6. Устные источники § 1. Языковые семьи и группыВ мире насчитывается более трех тысяч языков, из них изучено и описано 2796. Родственные по словарному фонду и грамматическому строю языки объединяются в языковые группы и подгруппы. Сходные группы составляют языковые

Источник

Устные исторические источники информации что это

Исторические источники

Устные исторические источники информации что это

Устные исторические источники информации что это

Устные исторические источники информации что это

Устные исторические источники информации что это

1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Устные исторические источники информации что это

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

Устные исторические источники информации что это

Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.

Устные исторические источники информации что это

Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

Устные исторические источники информации что это

Устные источники

К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.

Устные исторические источники информации что это

Этнографические источники

Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.

Устные исторические источники информации что это

Источники нового времени

Устные исторические источники информации что это

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.

Устные исторические источники информации что это

Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

Устные исторические источники информации что это

И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Чтобы узнать о том, как работать с художественно-изобразительными источниками на уроках прочитайте памятку, нажав на значок «Книжка».Устные исторические источники информации что это

3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.

Устные исторические источники информации что это

Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.

Устные исторические источники информации что это

Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.

Устные исторические источники информации что это

Римский Папа Стефан II (слева). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.

Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.

Запомните

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

Источник

Устные исторические источники на школьных уроках истории (стр. 1 )

Устные исторические источники информации что этоИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Устные исторические источники информации что это

УСТНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ НА ШКОЛЬНЫХ УРОКАХ ИСТОРИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Институт истории, гуманитарного и социального образования

УСТНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ НА ШКОЛЬНЫХ УРОКАХ ИСТОРИИ

Утверждено Редакционно-издательским советом НГПУ

372.016:94(47)(075.8) Печатается по решению

63.3(2)6я73–1 редакционно-издательского совета НГПУ

доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

кафедра отечественной истории ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»;

В пособии представлена характеристика устной истории как одного из перспективных методологических направлений современной исторической науки, предложены методические материалы к элективному курсу «Устные исторические источники об истории России ХХ–ХХI вв.», сформулированы рекомендации по организации исследовательской работы школьников на основе устных источников.

Издание адресовано учителям истории, студентам педагогических вузов и колледжей, а также преподавателям курсов «Теория и методика обучения истории», «Содержание и технологии обучения истории в профильных гуманитарных классах» в педагогических вузах и ссузах, учреждениях дополнительного профессионального образования.

© ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2011

Раздел 1. НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ РАБОТЫ С УСТНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

1.1. Устная история как методологический подход к изучению прошлого

1.2. Типологические особенности устных исторических источников

1.3. Приемы работы с устными историческими источниками

Раздел 2. МАТЕРИАЛЫ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «устные источники об Истории России ХХ–XXI вв.»

2.1. Пояснительная записка

2.2. Материалы к занятиям

Раздел 3. УЧЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ НА ОСНОВЕ УСТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Сущностной характеристикой современного этапа развития цивилизации принято считать становление глобального информационного общества. Интенсивное развитие информационных технологий, средств связи способствует возрастанию в социокультурном пространстве современного общества доли устной коммуникации, а значит, актуализируется проблема формирования устной коммуникативной культуры. Познавательная деятельность школьников с устными историческими источниками способствует их социализации в информационном обществе.

Деятельностный (компетентностный) подход к обучению предполагает освоение учениками обобщенных умений предметного характера. Как правило, такие умения базируются на системе способов (процедур) исследовательской деятельности ученых, работающих в данной области научного знания. Применительно к истории как учебному предмету речь может идти об обучении школьников приемам работы с историческими источниками. Значимость такой работы обозначена и в действующем стандарте школьного исторического образования, и в концепции разрабатываемых стандартов второго поколения[1]. Причем, при изучении предмета на профильном уровне работа с историческими источниками выступает основным способом овладения старшеклассниками методами исторического познания.

Один из методологических подходов, который целесообразно востребовать в процессе обучения отечественной истории в старших классах – устная история. Устная история – актуальное направление в методологии истории XX–XXI вв. Главной ее отличительной особенностью является реконструкция исторических сюжетов на основе устных источников – воспоминаний и свидетельств современников и участников событий. Устные исторические источники могут использоваться на уроках и для изучения исторической реальности как таковой (исторической повседневности, быта, важнейших событий истории), и для изучения ее отражения в индивидуальном и массовом историческом сознании.

Таким образом, устная история – это не просто методологический подход к изучению истории, это и «живая история» ХХ–XXI вв., современная старшеклассникам. Но чтобы эта история «ожила», необходимо научить школьников создавать (собирать и фиксировать) и изучать (расшифровывать, комментировать, интерпретировать) устные свидетельства участников и современников событий. Использование устных исторических источников на уроках истории России XX–XXI вв. позволяет в единстве решать задачу формирования историко-методологических знаний и исследовательских умений.

Опираясь на данный подход и учитывая тенденции и актуальные потребности современного образования, в данном пособии предлагаются методические материалы, которые могут использоваться в рамках элективного курса или при изучении основного курса истории России ХХ – начала ХХI вв., а также при выполнении старшеклассниками исследовательских проектов соответствующей тематики. Они помогут учителю грамотно выстроить методику работы с устными историческими источниками на всех этапах урока, предоставят возможность познакомиться с фрагментами протоколов устных свидетельств по разным историческим периодам, а также сориентируют при планировании исследовательской деятельности школьников по устной истории.

В каждом из предложенных вариантов обучения (элективный или основной курсы) создаются условия для освоения старшеклассниками основных приемов работы с устными историческими источниками. Последние рассматриваются как база для изучения прошлого. Под приемами работы с устными историческими источниками мы понимаем комплекс способов их создания (сбора, фиксации) и изучения (чтения, комментирования, интерпретации) школьниками, обусловленный процедурами познавательной деятельности ученых-историков с данным типом исторических источников.

Первый раздел пособия позволяет учителям расширить знания об устных исторических источниках и о том, как с ними работать на уроках истории. Во втором разделе предложен вариант тематического планирования элективного курса, в основе которого лежит обучение школьников умениям работы с устными историческими источниками на материале курса истории России XX – начала XXI в. и его методическое обоснование. Также в разделе представлены методические рекомендации и материалы для обучения старшеклассников приемам создания и изучения устных воспоминаний, диагностические материалы к курсу. Учителя, уже использующие устные источники в своей педагогической практике, смогут осмыслить свой опыт и увидеть перспективы работы современного педагога в рамках методологического подхода устной истории. В третьем разделе представлена проблематика исследовательских проектов на основе устных исторических источников.

Данное пособие – результат совместного педагогического творчества преподавателей и студентов Института истории, гуманитарного и социального образования (ИИГСО) НГПУ, учителей и учеников Новосибирска и Новосибирской области. Хотелось бы выразить признательность и благодарность учителям истории г. Новосибирска (Экономический лицей), (СОШ № 98), (СОШ № 000), (СОШ «Диалог»), (Вторая Новосибирская гимназия), (Городской педагогический лицей им. ), (гимназия № 7 «Сибирская»), педагогам Новосибирской области (Елбанская СОШ Маслянинского района), (СОШ № 4 р. п. Линево Искитимского района), нашим студентам за апробацию материалов пособия в практике обучения истории. Благодарим канд. ист. наук, доцента за предоставление в наше пользование собственной коллекции протоколов и аудиозаписей устных воспоминаний, а также канд. ист. наук, доцента за возможность частичной апробации материалов настоящего пособия при выступлении на курсах повышения квалификации учителей истории в НИПКиПРО.

Особая благодарность Капитолине Емельяновне и Владимиру Александровичу Зверевым – нашим дорогим Учителям – за их веру в успех данной работы, за продуктивные идеи и поддержку на всех этапах написания пособия.

Раздел 1. НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ РАБОТЫ С УСТНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

1.1. Устная история как методологический подход к изучению прошлого

Исторические источники – фундамент исторического познания. Именно на основе информации, полученной в результате анализа источников, историк создает и удерживает образ прошлого в разных вариантах его интерпретации. В современной исторической науке к историческим источникам принято относить все свидетельства и останки прошлого, запечатлевшие культурные смыслы своего времени и попавшие в сферу внимания исследователя[2].

Минувший ХХ век стал временем профессиональных размышлений историков о предмете, принципах и методах исторической науки. В обобщающих работах по методологии истории, изданных в последние десятилетия, подчеркивается взаимосвязь между историческими источниками, исследовательскими вопросами историка и устанавливаемыми им на основе источников историческими фактами. Отмечается необходимость активной позиции историка в постановке исследовательских задач, выборе источников для их решения и формулировании вопросов к историческим источникам. Р. Коллингвуд пишет: «Из всех вещей, воспринимаемых историком, нет ни одной, которую бы он не смог в принципе использовать в качестве свидетельства для суждения по какому-либо вопросу, при условии, что он задает правильный вопрос. Обогащение исторического знания осуществляется главным образом путем отыскания способа того, как использовать в качестве свидетельства для исторического доказательства тот или иной воспринимаемый факт, который историки до сего времени считали бесполезным»[3].

В исторической науке имеет место множество различных вариантов классификации исторических источников. Устные источники в качестве особой группы выделены лишь в некоторых из них: 1) в классификации исторических источников на основе принципа хранения и кодировки информации ()[4], 2) в классификации по методам и формам отражения действительности ()[5], 3) в классификации по способу передачи информации ()[6]. Причем, в первом случае они именуются «устными», во втором – «фонетическими», в третьем – «словесными».

Факт отсутствия устных исторических источников во многих классификациях[7] объясняется как многовековым авторитетом письменной традиции, так и ориентацией историков на предпочтительное использование письменных источников, заслуживающих большего доверия. Хотя устные исторические свидетельства активно собирались, например, в СССР в 1920-е гг. для изучения истории фабрик, заводов, истории революций и Гражданской войны, в годы Великой Отечественной войны[8], при работе с ними доминировала установка на получение точных ответов на точные вопросы, что противоречит природе устных источников. Кроме того, устные свидетельства участников или очевидцев событий, зафиксированные в результате деятельности специалистов, использующих современные технические приемы, являются достижением лишь последних десятилетий[9].

Современная историческая наука отказалась от построения иерархии источников по степени их значимости для исследователя. Сегодня устные свидетельства рассматриваются как необходимый источник для изучения и истории бесписьменных народов, и «живой истории» ХХ в., а также истории конкретных людей с их опытом и образом поведения, обусловленными культурой[10]. Более того, в конце 60-х гг. ХХ в. начало формироваться самостоятельное методологическое направление, реконструирующее историческую действительность на основе устных источников и получившее название «oral history» (в переводе с английского – «устная история»). Классические работы в русле данного направления выполнены английским историком П. Томпсоном[11], бельгийским ученым Я. Вансиной[12], итальянским исследователем А. Портелли[13] и др.

Показателем усиления внимания отечественных историков к устной истории можно считать регулярное проведение, начиная с 1990-х гг., научных конференций и публикацию работ по теоретическим проблемам устной истории, издание хрестоматий и методических пособий. Сейчас у нас в стране – в Санкт-Петербурге, Москве, Петрозаводске, Барнауле, а также у нас в Новосибирске при кафедре отечественной истории ИИГСО НГПУ есть центры устной истории.

Интерес к устным источникам был обусловлен ростом внимания историков к «истории снизу» – к историческим свидетельствам простых людей, чей жизненный опыт не был описан в письменных исторических источниках: крестьян, рабочих, рядовых солдат, представителей религиозных меньшинств, детей, домохозяек и т. д. Кроме того, ученые, работающие в русле устной истории, используют устные источники и для изучения субъективного мира людей, индивидуальных образов (интерпретаций) исторических событий ХХ в.[14] П. Томпсон пишет: «С помощью устной истории мы узнаем людей такими, какими они сами представляют себя, мы видим вещи (конкретные предметы, события, места) через внутреннее мировосприятие каждого человека как непосредственного участника исторического процесса»[15].

1.2. Типологические особенности устных исторических источников

Устные источники являются одним из типов исторических источников, они могут быть разных видов и имеют свои типологические особенности (рис. 1).

Устные исторические источники информации что это

Рис. 1. Типы исторических источников

Все многообразие устных исторических источников можно разделить на три группы: 1) отражающие индивидуальную историческую память; 2) отражающие групповую коллективную память; 3) отражающие общественную, общенародную память (рис. 2.).

Устные исторические источники информации что это

Рис. 2. Виды и форма устных исторических источников

Каждая группа устных источников отличается содержанием исторических сведений и назначением (ролью) в культуре, помогает наиболее полно изучать какой-либо аспект жизни людей. Устная традиция находит свое применение в первую очередь в семейной истории. Устная биография незаменима при написании биографии отдельного человека или многих лиц, объединенных общим делом. Устная история широко применяется в историческом краеведении, при описании конкретных объектов города или края, а также при описании исторических событий, участниками, очевидцами или современниками которых являются опрашиваемые историком люди. Однако, помимо свидетельств о событиях личной и «большой» истории, все группы устных источников воплощают духовный мир человека, его ценности, традиции, стереотипы, страхи, надежды и позволяют искать ответы на вопросы об особенностях мировоззрения людей.

Типологическими особенностями устных исторических источников являются:

– крайняя субъективность, обусловленная мировоззренческими установками рассказчиков, их социальным опытом, мерой участия в данном историческом событии, принадлежностью к определенной конфессии и другими факторами. Но если устные исторические источники выступают основой для изучения сконструированной в сознании очевидцев (участников, их потомков) картины исторического события, и исследователю, в том числе школьнику, важно понять механизм преломления индивидуальным сознанием исторической реальности, то субъективность устного исторического источника выступает его достоинством;

– наличие проблемы установления степени достоверности. Данная проблема возникает тогда, когда устные источники используются для реконструкции прошлого – деятельности, переживаний, чувств людей в конкретный исторический момент. Однако если предметом внимания историков выступают индивидуальные или коллективные образы (интерпретации) истории, то проблема степени достоверности устных свидетельств теряет смысл;

– информационная «многослойность». Интонации, оговорки, мимика, жесты, сопровождающие устное изложение, не только существенно дополняют историческую информацию, но и сами являются источниками информации об отношении говорящего к предмету своего высказывания;

– двойная природа. Устный источник рождается в результате диалога двух лиц: очевидца-рассказчика и человека, фиксирующего его воспоминание, который активно влияет на процесс припоминания.

1.3. Приемы работы с устными историческими источниками

Работы отечественных и зарубежных специалистов по методологии устной истории[16], историков[17], социологов[18], психологов[19] и лингвистов[20], позволяют определить комплекс методов сбора, фиксации, хранения, расшифровки и анализа устных исторических источников (рис. 3).

Устные исторические источники информации что это

Рис. 3. Структура приемов работы с устными источниками

На этапе создания устного исторического источника востребованы методы сбора устной информации, а именно:

1. Интервью (массовое или индивидуальное). Массовое интервью – это один из опросных методов обширного исследования. Его атрибутами являются четкие и всегда одинаковые формулировки интересующих исследователя вопросов, задающихся большому количеству человек. Индивидуальное интервью – это набор тщательно сформулированных вопросов определенной тематики, задающихся интервьюером в определенной последовательности участнику, очевидцу или свидетелю исторического события в процессе длительного и / или многократного общения.

2. Беседа, которая в узком смысле является видом неформального интервью; в широком смысле – разговором на заранее заданную тему с современниками или свидетелями исторического события. В этом разговоре респондент и интервьюер выступают полноправными участниками диалога.

3. Наблюдение – метод сбора первичной информации о собеседнике путем непосредственного восприятия, в первую очередь, особенностей его речи (интонации, пауз, оговорок), а также невербальных знаков (мимики, жестов, эмоциональной реакции).

Фиксация устных свидетельств производится в форме аудио- и видеозаписи, а также ведения протокола интервью или беседы. Аудиозапись сохраняет не только голос респондента, но способна донести до слушателя его интонации, тон и тембр, манеру и характер речи, и тем самым передать информацию о возрасте человека, его образовании, физическом и душевном состоянии, эмоциях, которые он испытывал в момент записи. Видеозапись позволяет увидеть мимику и жесты респондента, которыми сопровождается его устная речь. Ведение протокола может быть осуществлено в виде стенограммы, конспекта, плана.

Устные исторические источники информации что это

Рис. 4. Способы хранения устных исторических источников

Для того, чтобы процесс овладения старшеклассниками приемами создания устных исторических источников был осознанным и целенаправленным, в структуру учебных знаний по предмету целесообразно вводить памятки, а также специально разработанные опросные карточки.

Например, перед тем, как учащимся предстоит самостоятельно осуществить сбор и фиксацию устных исторических источников, учитель заранее обсуждает с ними правила поведения во время и после интервью (памятка 1).

Памятка 1. Как вести себя во время и после интервью[21]

· приходить вовремя, быть подготовленным, быть вежливым;

· начать разговор лучше самому и несколько слов сказать о себе;

· внимательно слушать, не задавать вопросы, на которые респондент уже ответил ранее;

· быть терпеливым, давать респонденту время для ответа, не спорить с ним и не исправлять его ответы;

· задавать уточняющие вопросы, использовать дополнительные наглядные материалы (фотографии и документы) по теме интервью;

· не забыть поблагодарить интервьюируемого в конце интервью.

· записать, не откладывая, собственные комментарии по поводу контекста интервью, характера информанта;

· прослушать / просмотреть запись еще раз, чтобы выяснить, какую информацию вы получили и какой вам еще вам недостает

Также учитель обсуждает с ребятами те сложные вопросы, которые у них могут возникнуть при самостоятельном проведении интервью.

1) Где лучше проводить интервью?

Место проведения интервью должно быть таким, чтобы в нем респондент чувствовал себя непринужденно, например, у него дома. В отдельных случаях интервью может проводиться на рабочем месте или в ходе прогулки по окрестностям. Поисковое интервью может осуществляться и по телефону.

2) Когда и как долго проводить интервью?

Респондент сам определяет удобное ему время встречи, оговаривать его нужно заранее. В среднем интервью продолжается около часа, беседа – около двух часов. Если требуется больше времени, то лучше встретиться с респондентом в другой раз, а не утомлять его во время единственного визита.

3) Какова последовательность вопросов интервью?

Если весь ход интервью поделить на этапы, то они будут следующими. В начале интервью следует задавать вопросы общего характера, не вызывающие противоречий и недоумений собеседников. К тому же в начале интервью следует выяснить общие сведения о самом респонденте. На втором этапе можно выяснить какие-то детали, попросив информанта больше рассказать об уже упоминавшихся темах. Только на третьем этапе можно затрагивать новые или пропущенные рассказчиком темы.

4) Какой дополнительный материал следует использовать во время интервью?

В ходе интервью необходимо привлекать дополнительный наглядный материал, символизирующий цель или объект исследования. Демонстрация фотографий семейного архива, обращение к письмам и дневникам, документам, орденам и медалям всегда улучшают процесс воспоминания и дают возможность оценить услышанный рассказ с точки зрения его исторической достоверности, сопоставляя устную информацию с материалами других типов источников.

5) Завершение интервью.

Учащимся важно помнить, что процесс работы с интервью не заканчивается с завершением опроса респондента. Необходимо записать, не откладывая, собственные комментарии по поводу контекста интервью, характера респондента, его дополнительных замечаний, сделанных, например, при выключенном магнитофоне. К тому же необходимо промаркировать пленку, диск или коробку. Позже прослушать запись еще раз, чтобы проверить, какая информация была получена, а чего еще недостает. В частности, нужно убедиться в том, что взяты базовые сведения об информанте, необходимые для того, чтобы использовать материал как исторический источник, – об его возрасте, поле, домашнем адресе и специальности, а также о социальном статусе его родителей.

Этап изучения устных свидетельств состоит из процедур, востребованных при изучении исторических источников всех типов (письменных, вещественных, визуальных). Однако процедуры чтения и перевода устных источников, их комментирования и интерпретации имеют свои особенности.

Одним из заданий по освоению приемов расшифровки устных исторических источников может быть изображение и объяснение учащимся знаков-символов, которые помогли бы им обозначить особенности речи и поведения респондента во время интервью / беседы.

Представим систему вопросов, направленных на чтение текста устного исторического источника с учетом вербальных и невербальных компонентов общения:

Расшифровка особенностей речи информанта: в какой манере информант ведет повествование? Интонации его голоса свидетельствуют о том, что он серьезен или ироничен, расслаблен или напряжен, уверен или сомневается в ответах?

Расшифровка особенностей эмоций информанта: какие эмоции вызывают у информанта описываемые им события? Сопровождается ли высказывание смехом, улыбкой, слезами, усмешкой, дрожью в голосе? Чем они объяснимы? Каким образом они соотносятся с оценкой информанта описываемых им событий?

б) прочтение фактической информации (разбор незнакомых терминов, дат).

Работа с хронологией: когда и где произошли события, описываемые информантом? Какова хронологическая последовательность этих событий?

Работа с терминологией: какие термины употреблял рассказчик? Что они обозначают? Употреблял ли информант слова, синонимичные данным терминам? Если да, то какие?

Работа с фактами: какие скрытые и явные факты обнаруживаются в свидетельстве? Определите в описании информанта факты, мнения и версии. Сделайте вывод о том, какие описываемые рассказчиком события (факты) имели для него наибольшую значимость. Каким образом вы пришли к данному выводу?

Комментирование – вписывание устного свидетельства в исторический контекст и личную «биографию» респондента, в его систему ценностей, оказавших влияние на появление данного свидетельства. Поскольку устный исторический источник практически всегда создается самим исследователем, то такой источник имеет большие возможности для получения необходимой информации об авторе свидетельства «из первых уст», в том числе и о его ценностных представлениях.

Вопросы на составление комментария к устному историческому источнику:

а) вписывание в личный контекст.

Определение авторства источника: кто является автором свидетельства? Где он родился? Где он проживает сейчас? Повествует он о событиях, непосредственным участником которых был, или он наблюдал за происходящим со стороны?

Выявление положения информанта в обществе: каково семейное положение информанта? Какое положение он занимает в обществе? Каким образом преподносится им оценка описываемых событий (с положительной или с отрицательной стороны) и соотносится ли это с его статусом (семейным или социальным)?

Выявление профессиональных качеств информанта: какое образование получил информант? Кто он по профессии? Где работает сейчас? Относятся ли описываемые им события к сфере его профессиональных интересов?

Выявление круга интересов информанта: каково вероисповедание рассказчика? Состоял ли он в каких-либо партийных организациях или кружках по интересам? Если да, то в каких именно? Проявляются ли его идейные, религиозные или любые другие убеждения в манере описывать исторические события? Каким образом? Касалось ли данное свидетельство тем близких и интересных ему, или наоборот?

Выявление последствий описываемых событий в жизни информанта: к каким последствиям привели описываемые им события? Сказались ли последствия событий в его личной жизни на их оценке? На основании чего вы делаете этот вывод?

б) вписывание в исторический контекст.

Выявление официального контекста эпохи: о событиях какого исторического периода повествует рассказчик? Какие официальные идеологические установки или общественные ценности данного периода вам известны? Нашли ли они свое отражение в данном свидетельстве?

Выявление общественного мнения эпохи: есть ли, с Вашей точки зрения, в описании информанта предвзятости и предубеждения, связанные с общественным мнением определенного исторического периода? Нашли ли вы общие тенденции в рассказах нескольких информантов об определенном историческом периоде, которые позволяют сделать вывод об общих взглядах людей этой эпохи?

Интерпретация устного свидетельства предполагает переосмысление текста источника с позиций собственного понимания и построение собственного исторического описания и объяснения (проверка выдвинутой гипотезы, решение поставленной исследовательской проблемы с опорой на устный источник).

Вопросы, направленные на интерпретацию устного исторического источника:

а) реконструкция реальности прошлого.

В чем заключается суть описываемого информантом события? Каковы мотивы людей, принимавших в нем непосредственное участие? Каково значение описываемых событий для всей страны, региона, города или отдельного человека? Какие выводы можно извлечь из фактов, обнаруженных в свидетельстве?

б) реконструкция индивидуального образа прошлого.

Выявление мировоззрения информанта, его системы ценностей: каким образом на основе данного свидетельства мы можем судить о системе ценностей его автора? Какую оценку дает автор описываемым им событиям? Какой способ раскрытия причинно-следственных связей выбрал информант? В чем заключается авторское видение описываемых респондентом событий, с которым вы не встречались ранее? В чем отличия данной оценки от иных известных вам взглядов на данные события?

Соотнесение системы ценностей информанта с вашими собственными ценностными представлениями: что общее, а что различное в ваших взглядах?

Данная система вопросов является основой при изучении устных исторических источников, созданных школьниками, выполняет для старшеклассников роль памятки.

Раздел 2. МАТЕРИАЛЫ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «устныЕ историческиЕ источникИ ОБ ИсториИ России ХХ–XXI вв.»

2.1. Пояснительная записка

Работа с устными воспоминаниями и свидетельствами участников и очевидцев событий позволяет решать задачи обучения истории, выходящие далеко за пределы частной задачи формирования умений создавать и изучать устные исторические источники. Так, образовательный потенциал работы с устными источниками состоит:

1) в расширении и углублении знаний об истории как науке, об источниках разных типов, о процедурах исторического исследования;

2) в конкретизации представления об относительности исторического знания;

3) в осознании ключевых методологических принципов современной исторической науки: а) принципа различения прошлого и современности (на уровне установки на восприятие авторов устных свидетельств как «других», на понимание их интересов, мотивов, систем ценностей, способов объяснения истории и т. д.); б) принципа контекста (понимание, что на содержание устных свидетельств оказывает влияние большое количество факторов общественной и личной жизни информантов);

4) в конкретизации и углублении знаний школьников об исторической реальности и ее репрезентации в сознании участников и современников событий ХХ–ХХI вв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *