Устное высказывание что это такое
Литература : Устные высказывания и их особенности (беседа, лекция, доклад, диспут, дискуссия)
Лига Развития Науки и Образования
Дисциплина: «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Тема: «УСТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ (БЕСЕДА,
ЛЕКЦИЯ, ДОКЛАД, ДИСПУТ, ДИСКУССИЯ)
Рецензент Орехова Наталья
План контрольной работы
2 СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
3 СВОЙСТВА УСТНОЙ РЕЧИ
4 РАЗЛИЧИЯ ПОДГОТОВЛЕНОЙ И НЕПОДГОТОВЛЕНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
5 ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ
6 ОСОБЕННОСТИ УСТНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Устная речь- это звучащая речь, функционирующая в сфере
непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая
звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла
гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются
звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющие результатом
сложной деятельности органов произношения человека. С этим связаны
богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается
мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью,
нарастанием или замедлением темпа речи тембром произнесения. В
устной речи большую роль играет место логического ударения, степень
четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь
обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать
все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.
Разговорное неофициальное общение с непосредственным участием
говорящих осуществляется обычно между хорошо знающими друг друга
людьми в конкретной ситуации. Поэтому, говорящие имеют определенный
запас знаний. Эти знания позволяют строить в разговорном общении
высказывания, которые вне этих фоновых знаний совершенно непонятны,
например: в вашей семье знают, что вы пошли сдавать экзамен, и
одно слово: «Отлично!»- и всем все будет ясно.
Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит
устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие
дополнительные средства, как характер взгляда ( настороженный или
открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и
слушающего, мимика и жесты. Так, жест может быть уподоблен
указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать
эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д.,
служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука
знак приветствия (при этом жест имеют национально-культурную
специфику, поэтому использовать их, особенно в деловой устной и
научной речи, нужно осторожно). Все эти лингвистические и экстра
лингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости
и эмоциональной насыщенности устной речи.
Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания
во времени – одно из главных свойств устной речи, нельзя вернуться в
какой-то момент устной речи еще раз, и в силу этого говорящий
вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на
ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны не плавность,
фрагментарность, деление единого предложения на несколько
коммуникативном самостоятельных единиц, например: «Директор звонил.
Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него»(сообщение
секретаря директора для участников производственного совещания). С
другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего, и
стремится привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению.
Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных
моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, авто
комментирование, повторы: «Работу кафедра / провела большую/ в
течение года / да /надо сказать /большую и важную // И учебную, и
научную, и методическую// Ну/ учебную/ все знают/ / Надо ли
подробно/ учебную// Нет // Да/тоже думаю / не надо//».
Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.)и
неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь
непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.
Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи,
аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно,
порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать
далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной,
неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз
(слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о
дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный,
синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка,
т.е. следит за тем, что бы его речь была логична и связана, выбирает
соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический
и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические
формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому
устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие
речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности
словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных
оборотов, деление одного предложения на несколько коммуникативно-
самостоятельных. Причастные и деепричастные обороты обычно
заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных
существительных используются глаголы, возможна инверсия.
Устная речь, так же как, и письменная, нормирована и
регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. Нормой в
устной речи признается то, что постоянно употребляется в речи
носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном
восприятии речи как ошибка-«не режет слуха».В устной речи часто
встречаются, такие произношения, как стоко (вместо столько), када (
речи обычна особая морфологическая форма обращения – усеченный
именительный падеж личных имен, иногда с повтором: Кать, Володь,
Машь-а-Машь, Лень-а-Лень – и это морфологическая норма. В устной
речи последовательно именительный падеж существительного
употребляется там, где в письменной речи возможен только косвенный
падеж: Консерватория / Как мне ближе пройти? / Как мне ближе пройти
к консерватории? /,У нас есть сахар большая пачка /У нас есть
разговорной речи имеют важную особенность. Они не являются строго
обязательными в том плане, что на месте разговорной может быть
употреблена общелитературная норма.
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают
закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и
поддерживаются речевой практикой. Нормы помогают литературному языку
сохранить свою целостность и общепонятность. Они защищают
литературный язык от потока диалектной речи, социальных и
профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному
языку выполнять свою основную функцию- культурную.
Многие так называемые огрехи устной речи – функционирование
незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение
перебивав, авто комментаторов, контакторов, реприз, элементов
устного способа коммуникации. Слушающий не может удерживать в
памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий
должен учитывать это; тогда его речь будет понятна и осмыслена. В
отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с
логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством
Особую роль в разговорном общении имеет прагматический фактор.
Прагматика- это такие условия общения, которые включают определенные
влияющие на языковую структуру коммуникации характеристики адресанта
(говорящий, пишущий),адресата (слушающий, читающий) и ситуации.
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями
русского языка. Однако она имеет несомненное преимущество в
разговорно-бытовом стиле речи: устную научную речь, устную
публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового
общения, художественную и разговорную речь. Следует сказать, что
разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи.
Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в
речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной
речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика,
образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы,
реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии
говорящих с опорой на прагматические условия общения.
Общение между людьми может происходить в разных формах.
Разговор, диспут с друзьями, коллегами по работе, полемика
кандидатов перед выборами, доклад на собрании, дискуссия, лекция в
которое происходит в устной форме. Рассмотрим более подробно
особенности устных высказываний и их различия.
Беседа- это разговор преимущественно между двумя собеседниками,
соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание
специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик
друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и
предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия
партнеров друг на друга.
Беседа не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, целью
которого является либо стремление лучше понять характер возникшей
проблемы, либо воздействие на одного из собеседников с учетом его
интересов и мнения по обсуждаемому вопросу. Поэтому необходимо так
формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или
косвенно приглашали собеседника высказывать свое отношение к
синонимы. Механизм везде один. Различаются они по целям,
организации, правилам поведения собеседников, средствам словесного
Слово дискуссия происходит от латинского слова diskussio-
рассмотрение, исследование. Дискуссия- это вид спора, в рамках
которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо
проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и
общезначимого ее решения. Как правило, участниками дискуссии
являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым
вопросами имеют полномочное право принимать решение или
рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний
ее участников относительно одного и того же вопроса, что
обеспечивает необходимую связанность обсуждения. В большинстве
случаев тема дискуссии формируется до ее начала, что дает
возможность ее участникам подготовится к ней более основательно.
От других видов спора, прежде всего полемики, дискуссия
отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами.
Цель любой дискуссии достижение максимальной возможной в данных
условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.
Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса,
т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины
или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции.
Истина или оптимальное решение является сплавом, синтезом
необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в
различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии. Средства
используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками.
Применение иных средств не допускается.
Итог дискуссии не должен сводится к сумме высказанных точек
зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять
собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому
предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в
более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми
участниками дискуссии или большинством. Таким образом, в дискуссии
выявляемся более четкая и ясная формулировка решения проблемы,
снимается, устраняется до известного предела момент субъективности:
убеждение одного человека или группы людей получая, других и тем
самым объективируются, обретая определенную обоснованность.
Слово диспут происходит от латинского слова disputare-
рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте,
имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических,
литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не
имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его
участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те
или иные события, проблемы.
получить научно представления, о какой либо проблеме или ряде
проблем в процессе непосредственного взаимодействия со специалистом.
Лекция в массовой аудитории (отличии от вузовской, академической) не
ставят собой целью дать полное, системное представление о какой-либо
научной области и её взаимосвязи с другими науками. Её задачи более
конкретны: направить познавательные интересы аудитории,
скорректировать её представления в той или иной сфере, помочь
разобраться в интересующем вопросе, дать ему актуальную информацию.
Доклад – публичное сообщение или развернутое изложение, какой
–то новой темы. Например: прочитать доклад, выступить с докладом,
научный доклад, прения по докладу. Доклад может быть представлен в
виде устного или письменного сообщения начальнику о служебном деле.
Например: доклад директору, командиру или явиться с докладом.
Таким образом великий русский язык- один из самых богатых языков
мира. Пользуясь его богатством, говорящий может выбрать точные и
нужные слова для передачи мысли. И не только мысли, но и чувства,
самого тонкого, самого страстного и самого глубокого. И мы
обладатели такого богатства должны трепетно относится, к такому
сокровищу. Мы все должны вырабатывать в себе культуру речи.
А что такое культура речи? В заключении хочу ответить на свой же
не простой вопрос. Некоторые считают что культура речи- это умение
говорить правильно на том или ином языке. Другие, что культура речи-
способность излагать свои мысли просто доступно и логично. Для
третьих культурная речь сводится к умелому использованию
выразительных и изобразительных средств языка.
И действительно каждая из приведенных точек зрения имеет свои
основания. Настоящая, культурная речь должна быть и правильной, и
точной, и краткой, и самобытной, и доступной, и осмысленной, и
эмоциональной. Однако если признать за культурной речью все эти
положительные качества, то главнейшим из них будет все же
правильность, те есть умение говорящего выражать свои мысли
грамотно, в соответствии с существующими в данную эпоху нормами
произношения, а так же нормами фонетического выражения мысли. Умение
говорить правильно- основной признак культуры речи человека!
1. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи.М.,1998
2. Ожогов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь.М., 1993
3 Язовицкий Е.В. Говорите правильно.Л.,1963
Устное высказывание как эффективное средство подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему
В данной статье рассматриваются причины затруднений учащихся при выполнении творческого задания на итоговой аттестации в 9 классе, обосновывается выбор особого типа упражнения «Устное высказывание», представленного в УМК по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, являющегося эффективным средством подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе и ФГОС требуют от учителя такой организации обучения русскому языку, чтобы развивались и проявлялись коммуникативные способности школьников в урочной деятельности. Выбор вида творческого задания для государственной аттестации по русскому языку в 9 классе Цыбулько И.П., председатель федеральной предметной комиссии ФИПИ по русскому языку, объяснила так: «На фоне происходящих изменений в образовании и в ситуации внедрения новых образовательных стандартов, мы должны быть готовы к профильной школе в 10-11 классе. Данный вид работы поможет отобрать школьников в профильные классы. …Мы должны быть готовы к новому стандарту, который говорит о когнитивно-коммуникативной (познавательно-коммуникативной) направленности курса и деятельностном подходе». (Слайд №2)
Учителю для решения данной проблемы на предпрофильном этапе необходимо найти эффективное средство подготовки обучающихся к сочинению на лингвистическую тему.
Рассмотрим статистические данные выполнения задания «С2» учащимися 9-х классов Первомайского района города Ростова-на-Дону в 2012-2013 учебном году. Из числа работ, которые оценивают эксперты, лишь 5% за выполнение сочинения на лингвистическую тему получили максимальное количество баллов. Примерно 12,5% получили баллы, соотносимые со школьной четверкой, сочинения 62,5% выпускников 9-х классов слабы, в некоторых из них лишь просматривается коммуникативный замысел, около 20% обучающихся вовсе не приступали к выполнению творческого задания. По оценке экспертов, речь девятиклассников шаблонна, аргументация недостаточно убедительна, подменяется лишь примерами.(Слайд №3)
Сравнив форматы итоговой аттестации в 9 и 11 классах, мы вынуждены сделать вывод о том, что аттестация в 9 классе более сложная, чем в одиннадцатом. Сложность предъявляемых требований к заданию «С2» в 9 классе объясняет причины затруднений учащихся при его выполнении. (Слайд №4).
Выделим некоторые из них (слайд №5).
Предъявляемые требования к экзаменационной работе позволяют охарактеризовать сочинение на лингвистическую тему как задание олимпиадного уровня, которое теперь перенесено в разряд базовых.
Всё названное убеждает учителя в необходимости искать новые эффективные средства подготовки к экзамену. КИМы для 9 класса, в том числе и сочинение-рассуждение, сегодня строятся так, что отражают практико-ориентированный подход в обучении, поэтому следует обратиться к первейшему помощнику учителя и ученика – школьному учебнику.
Среди УМК нового поколения учебник С.И. Львовой и В.В. Львова системно готовит учащихся разного уровня подготовки к итоговой аттестации по предмету и, что очень важно, к выполнению самой трудной части экзаменационной работы «С2», написанию сочинения на лингвистическую тему. Арсенал средств, представленных в учебнике, чрезвычайно многообразен: теоретический материал, рубрики «Знайте и применяйте», «Обратите внимание», сочинения-миниатюры, типовые упражнения – всё это учитель может использовать в своей практике, чтобы сформировать предметные знания, коммуникативные умения и навыки для создания собственного высказывания, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, для развития языковой личности.
Учителю важно помнить: то, как ученик объясняет языковое явление, как строит устный ответ, определяет его успешность или неудачу на итоговой аттестации при выполнении творческого задания. Не может быть успешности письменной работы без постановки устной речи. Если ученик научится хорошо говорить, он и в письменном виде сможет четко и ясно изложить свои мысли: как говорит ученик, так и пишет, устное слово в письменной речи материализуется. В устном выступлении человек свободен в изложении мыслей, однако не всегда последователен, поэтому письмо помогает выйти на структуру сочинения, однако эта работа тормозится введением в сочинение понятийного аппарата. Становление такого вида речевой деятельности, как говорение, не проверяется на экзамене, но этот вид речи готовит к нему. К сожалению, работа над устной речью часто несправедливо игнорируется некоторыми учителями-словесниками.
Особым типом упражнений в учебнике С.И. Львовой, В.В. Львова, обучающим речи, является «Устное высказывание». Системная работа с таким упражнением готовит обучающихся 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему. Устные высказывания, предложенные в УМК, учат объяснять сущность языковых явлений, сопоставлять изучаемое явление, обобщать знания по теме, запоминать теоретические сведения. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся как лингвистических знаний, так и коммуникативных умений.
Типология упражнений «Устное высказывание» (слайды №6-7), представленных в учебниках 5-9 классов, самая разнообразная, рассчитана на детей с устойчивым лингвистическим интересом и испытывающих затруднения, для которых русский язык воспринимается вообще как неродной – устное высказывание для них – это образец, по которому они учатся строить сочинение и который оценивается по тем же критериям, что и творческая работа на экзамене.
Критерии к творческому заданию на итоговой аттестации, заставляют учителя по-другому посмотреть на этот тип упражнения.
Обратимся к критерию СК1, который проверяет наличие обоснованного ответа на вопрос, понимание сути высказывания о языке и речи. На это нацелены задания в УМК, связанные с объяснением смысла высказывания о языке и речи выдающихся лингвистов и писателей. Такой тип упражнений можно классифицировать по способу предъявляемого материала:
Тема для устного высказывания – это работа с эпиграфом, который представляет собой высказывание о языке лингвиста или писателя. Они подобраны составителями учебника к каждому разделу с 5 по 9 класс, соотносятся с изучаемыми в разделе языковыми явлениями. Работа с эпиграфом интересна и тем, что развивает у школьников навыки поиска опорного слова, помогающего раскрыть основную мысль цитаты (слайд №8).
Упр.92 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Георгия Владимировича Степанова (см. эпиграф к разделу «Повторение изученного в 5-8 классах»). (… Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают).
2. Среди цитат из произведений Самуила Яковлевича Маршака (см. раздел «Высказывания о языке и речи» в приложении к учебнику) найдите и запишите те, которые созвучны по смыслу высказыванию Г.В. Степанова. (Грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе).
Устное высказывание, связанное с объяснением смысла высказывания лингвиста или писателя о языке, в 9 классе расширяется и обращает учащихся к разделу словарика «Высказывания о языке и речи». Подобранные задания не только помогают соотнести то или иное высказывание с изучаемым параграфом, но и предлагают новый приём интерпретации через сопоставление с другими высказываниями, созвучными по смыслу.
Что сложного в высказываниях о языке и речи для девятиклассника? Не все они однородны. Есть такие, в которых языковое явление спрятано, не названо. На расшифровку понимания сути высказывания направлен такой приём, как выделение опорных слов, формулировка главного тезиса. Важно, чтобы в понимании смысла высказывания не было фактических ошибок.
Так как понятие «грамматика» очень сложное, оно не всегда адекватно воспринимается учащимися, требуется дополнительная работа с высказываниями, где рассматривается грамматический строй. Можно предложить такие приёмы, как работу с таблицами, схемами, объясняющими морфологические и синтаксические явления, способствующими их классификации.
Второй критерий СК2 проверяет наличие примеров-аргументов, по этому критерию оценивается умение приводить примеры-аргументы из текста, указывая их роль в речи, тексте. Устные высказывания в УМК Львовой построены на функциональной грамматике. Такие упражнения предполагают обобщение и систематизацию теоретического материала на основе работы с планом и конспектом, со схемой и таблицей, с рисунком на лингвистическую тему. Устные высказывания, предложенные в учебниках 5-9 классов содержат функциональный подход, который помогает обучающемуся понимать роль языкового явления в речи (слайды №9-10).
Упр.103 (7) Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: познакомьтесь с приведённым ниже сложным планом. Опираясь на него расскажите, в чём сходство и различие между синонимами. Для чего используются в речи эти слова.
Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе требует высокого (профильного) уровня обобщения и систематизации понятийного аппарата. Задания УМК отрабатывают навык иллюстрировать теоретические положения примерами. Оперировать лингвистическими терминами и понятиями, владеть словарём лингвистического минимума помогают таблицы, схемы. Это своего рода шпаргалки, доводящие теоретический материал до уровня понимания, осмысления и запоминания (слайды №11-15).
Упр. 136 (7класс) Устное высказывание. ЗАДАНИЕ:
Данная система заданий может быть усилена деформированными схемами (слайды 16-17).
Чтобы создать устное высказывание, схемы должны сопровождаться системой вопросов и служить практическим материалом учителю для формирования коммуникативных умений учащихся:
Ученики, работая над устным высказыванием с деформированными схемами, запоминают лингвистические термины, учатся сопровождать высказывание примерами, делать выводы. Этот вид задания пошагово формирует учебные действия, необходимые на итоговой аттестации и в дальнейшем обучении. Работа с устным высказыванием развивает лингвистическую компетенцию учащихся. В результате такой работы на каждом уроке учащиеся не просто запоминают теоретический материал, а приобретают определённый багаж по моделированию устного высказывания на лингвистическую тему. Такая работа становится средством формирования коммуникативной компетенции, соотносимой с критериями к проверке «С2» (слайд №18):
Критерий СК4 содержит требование к построению работы в соответствии со стилем и типом речи (слайды №19-20). Упражнения УМК формируют знание норм построения текста, типовых видов речи, особенностей научного и публицистического стилей. Они также развивают навыки самоконтроля, а, следовательно, помогают редактировать написанное.
Упр.163 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. На основе данной информации расскажите о требованиях к содержанию текста.
Требования к содержанию текста:
2. Руководствуетесь ли вы этими требованиями при написании сочинений и изложений? Установите, какие нормы построения текста вы обычно нарушаете. Сделайте выводы.
Трудность при написании «С2» заключается в том, что учащиеся, приводя два примера-аргумента, должны связать их общей мыслью текста. Поэтому важно знать способы и средства связи предложений в тексте (слайд №21).
Упр.149 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. Расскажите о способах связи предложений в тексте: последовательной, параллельной и комбинированной (сочетание последовательной и параллельной). 2. Изучите информацию, содержащуюся в данной таблице, и расскажите об основных средствах связи предложений в тексте. Приведите 2-3 примера из проанализированных вами текстов (упр.145, 146 или 148).
Опыт работы показывает, что монологической речью учащиеся общеобразовательных классов владеют хуже, чем диалогической. Поэтому учитель совместно с обучающимся проводит подготовительную работу по обсуждению содержания высказывания, его структуры, составлению плана в соответствии с композицией текста, по моделированию устного высказывания. В центре внимания учителя должна быть работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли в адекватную содержанию языковую форму, т.е. соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.
Деятельностная форма обучения способствует более успешному усвоению знаний, умений и навыков. Критерии оценки устных ответов учащихся на лингвистическую тему на уроках адекватны критериям итоговой аттестации, предъявляемым к написанию «С2»:
Для того чтобы получить хорошую или отличную оценку, сильный ученик должен не только проговорить, но и записать то, что проговорил, т.е. выполнить двойной стандарт языкового образования. Это станет надёжным средством для воспитания и развития языковой личности.
Таким образом, содержание экзаменационной работы в 9 классе, соответствующей профильному уровню, требует от учителя в условиях учебного процесса выбора эффективных средств подготовки учащихся к успешному выполнению творческого задания на итоговой аттестации.