Устное народное творчество пестушка что это

Я куплю тебе калач: примеры русских народных пестушек

Устное народное творчество пестушка что этоПестушки – это короткие стишки, один из жанров устного народного творчества. Именно пестушками наши предки сопровождали жизнь самых маленьких: их рассказывали или напевали детям с рождения.

Есть специальные пестушки для пробуждения, потягивания, плача и так далее. Самые интересные мы собрали в новом материале.

Пестушка: определение жанра

» От потешки пестушка отличается тем, что потешка сопровождает игровые действия (ребенок хлопает в ладоши, скачет на коленях и так далее), а пестушка – неигровые, чаще действия взрослого.

Пестушки много веков использовали для развития младенца. Они дают эмоциональный контакт с мамой, развивают у ребёнка двигательную активность и тактильные ощущения, стимулируют развитие речи.

Примеры пестушек

Когда ребенок просыпается, приговаривают:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

Когда ребенок проснется и потягивается, его поглаживают по животику и говорят:

Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.

Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст, этот папин холст,
А Мишин холст с мышиный хвост.

На кота потягушки,
На дитя порастушки.

Устное народное творчество пестушка что это

Распеленав ребёнка, пестуют:

Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.

Кую, кую ножку,
Поеду в дорожку.
Надо ножку подковать,
Чтобы дома ночевать!

Приговаривают, когда моют ребенка:

Когда ребенок гулит, приговаривают:

Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький;
Молоденький, хорошенький, пригоженький!

Говорят, когда ребенок начинает делать первые шаги:

Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.

Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.

— Ножки вы, ножки!
Куда вы бежите?
— Побегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну черничку,
Алу земляничку.

— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

***
Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.

Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Приговаривают, когда ребенок встает на ноги:

Дыбки-дыбок,
Скоро Танечке годок.

Приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы:

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Ребенка кормят:

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого калачи?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи.

При ушибе ребёнка:

У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.

Когда ребёнку пора спать и он начинает зевать:

— Один зевок — на потолок,
Другой — на спинку,
Третий — на постельку!

Говорят, когда ребенок плачет:

Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.

***
Ой, ну-ка, ну-ка, ну-ка,
Бай, бай, бай, бай,
Моя внучечка,
Золотая,
Спи, спи, спи, спи,
Успокойся,
Бабушку не тревожь,
Бабушку не беспокой.

Ой, унуненка, ой, унуненка,
Унучаточка, моя милая,
Ах, серденько моя жалкая,
Моя сладкая,
Моя ягодка ох, вкусная.
А дили, дили, дили,
На поличике блины.
Блины мазаные, не показанные.
Завтра праздник воскресенье,
Бабы пышек напекут,
И помажут и покажут,
А покушать не дадут.

Будешь плакать —
куплю лапоть!

***
Тише, тише, голубок,
Спи, мой маленький сынок.
Прилетит к тебе голубок,
Даст тебе сонок.

Спи дитя до вечера —
Тебе делать нечего.
Придет времечко-пора,
Разбужу тебя тогда.

Ласково обращаются к ребенку:

Наташенька,
Да ты, Машенька,
Да ты, хорошенька,
Да ты, пригоженька!

У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.

Ах ты деточка,
Золотая кветочка!
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!

Ребёнок сидит на коленях у матери или у няни, которая берёт его ручки и, расправляя их горизонтально, приговаривает следующие стихи:

— Это — мамы сажень,
Это — папы сажень,
Это — бабушки сажень,
Это — дедушки сажень,
А это — нам пополам!

Как на Шуркиных мянинах
Пирогов напёкли.
Рострескавши,перековеркавши!
Этакой ширины!
Этакой узины!

Помахивают ручками ребенка, подражая движению крыльев:

Гулюшки летели,
На головку сели
Шшш.
Опять полетели!

Учат поднимать ручки и головку кверху:

Галки, галки, галки,
На головушку!

Медленно разводят ручки малыша в стороны и певуче приговаривают:

Лунь плывёт,
Лунь плывёт,
Лунь плывёт.

Подбрасывая ребёнка, приговаривают:

Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.

***
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

Устное народное творчество пестушка что это

Учат ребёнка прыгать или плясать:

Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.

***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!

***
Трататушички,
Да брякотушички.
Пошли плясать
Колобушички!

Источник

Устное народное творчество пестушка что это

Устное народное творчество пестушка что это

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.

Можно встретить такое мнение, что пестушки устарели, и нужны только «для сдачи экзамена в педагогическом колледже или вузе» или для того, чтобы просто занять младенца, поставив ему аудиодиск с народным детским фольклором. Какое ошибочное мнение. Потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения), к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.

Что же дают пестушки маме и малышу? От чего мы отказываемся, не используя пестушки в уходе за младенцем? И почему же мы не ценим накопленный веками опыт наших предков? Потому что, наверное, уже забыли, зачем нужны пестушки — нужны в первую очередь младенцу, но нужны и маме малыша? Об этом я и хочу рассказать в этой статье.

Устное народное творчество пестушка что это

Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.

Что же дают пестушки малышу?

1.Эмоциональный диалог с мамой.

Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!

Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.

2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.

Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!

3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:

Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):

«Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».

4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.

Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?

Пестушка для умывания.

Умывая младенца, приговаривали:

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!

Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!

Чтоб ты жил и никогда не хворал!

Расти большой и будь умнОй!»

Пестушки для купания.

Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.

1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:

«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:

А с рабы Божьей Танечки –

Водичка – под полОк,

А Танечка – на полОк.

Вот послушница! Помылась, давай убираться».

2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»

Пестушки для гимнастики и массажа младенца.

1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:

Побежали на мосток.

Побежали на мосток.

2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого кладем ручки на головку малышу.

Ване на головку сели!

3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)

По маленьким вершоч-кам.

За грецкими орехами

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам.

4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:

5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:

Куда Таню (имя ребенка) дели?

6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:

«Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»

7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)

На серенькой лошадке,

8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.

«Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»

9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:

10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.

А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!

А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»

На Катюшу порастуууууушеньки!

Как яблонька садооооовая!

11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.

Головоньку валяй, валяй!

12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.

Мучки посейте, пирожки затейте!

На пшеничных дрожжах!

Не удержишь на вожжах!

13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:

Заиграли в локотки!

Скоро Машеньке годок!

14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):

Пой, пой, хорооооошенький!

Чтоб был здоровёёёшенький!

15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:

Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!

Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!

16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:

Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.

Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.

Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:

И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.

А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:

«Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:

Скоро мальчику годок!

И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».

А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):

«Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:

Завтра Танечке годок!

Купим Танечке платок!

Во всю голову цветок!»

Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.

Вспоминает Васькина Клавдия Петровна (р.1927), Волгоградская область: «Глядь! Наш Ваня ходит! Ну-ка давай первый шажок делай! – Только он шагнул, а ему между ног ножом по земле раз-крест. – Ну. Всё, перерезали Ване путы. Теперь он пойдет, будет бегать, будет крепко на ножках стоять. Ходи, Ваня!»

Завершалось младенчество пострижИнами. Так назывался обряд первого подстригания ребенка, который происходил, когда малышу исполнялся год. Это время неслучайно, т. к. именно в год у ребенка появляются очень важные человеческие качества – речь и ходьба. А вот нестриженость – признак природы – животные, домовые, лешие. До года малыша не стригли, а снятие волос рассматривали как признак принадлежности к миру людей. Во время пострижин малыша сажали на овчину, которую выворачивали мехом вверх. Стригли малыша или крестные родители, или повивальная бабка, или отец, но не мать. Сначала выстригали крест, а потом стригли оставшиеся волосы. Затем на ребенка надевали новую рубаху, крестик и подпоясывали. Если до обряда малыш был предметом забот взрослых, то после него он был уже активным существом. После пострижин малыш считался человеком, который мог самостоятельно перемещаться, есть, понимал речь и говорил. Младенчество закончилось.

Нужны ли нам знания этого опыта предков? Будут ли наши дети, внуки и правнуки пестовать своих малышей? Чем интересны для Вас пестушки? Приглашаю обсудить это в комментариях.

Коллекцию пестушек Вы можете найти в видеоролике «Пестование младенцев» в моей статье «Месячный ребенок»

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Источник

Малые жанры фольклора детям

Русские песни пестушки, потешки, прибаутки, игровые

Устное народное творчество пестушка что это Дети, играющие в мастерской — Маковский Константин

Малые жанры фольклора. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Общая история
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки

А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]

«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели. [2]

Это вариант игр на коленках: качайте ребенка на коленях и напевайте одну из этих потешек.

Скок, да поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька —
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.

Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!

Скок-поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел
Молодичку нашел,
Молодиченьку –
Круглоличеньку,
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Скок,скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек. 3.4.

ПРИБАУ́ТКА — шутливое народное выражение, полное безобидного юмора; иногда короткий рассказец в виде расширенной поговорки, часто с рифмами и аллитерациями. Например, известная П. — «Ах, как сладки гусиные лапки! — А ты их едал? — Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал».
Прибаутка Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.5.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки
Основные статьи: пословица и поговорка
Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться — в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Волка ноги кормят.
Дело мастера боится.

Игра́ — тип осмысленной [1] непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

Сезонные игры. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Пример целовальной игры:

Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички и приговорки
Подробнее по этой теме см. Заклички весенние.
Подробнее по этой теме см. Заклички про дождь.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Приговорки – обращения к насекомым, птицам,
животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и
звукоподражания, например, птицам. К приговоркам относится и
всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько
мне жить?».
По своему происхождению заклички и приговорки восходят к
древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши
предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в
детский фольклор.
* * *
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
«Ах, какая наша пчелка работящая!»

* * *
Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча — нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!

* * *
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
* * *
Птичка-птичка — соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет весел

Считалка
Подробнее по этой теме см. Считалка.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка
Подробнее по этой теме см. Скороговорка.
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
***
Бобр Добр для бобрят.
***
Бобры Добры идут в боры.
***
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
***

На иве галка,
На берегу галька.

Загадка
Подробнее по этой теме см. Загадка.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Дразнилки – это прибаутки, песенки или стишки, в которых
предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические
недостатки, внешность, черты характера. Дразнилка учит детей умению
подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в
жизни. Они высмеивают лень, жадность, трусость, хвастовство и другие
плохие привычки.
***
Любопытному на рынке
Прищемили нос в корзинке.
Любопытному на днях
Прищемили нос на днях.
Любопытной Варваре
Нос на рынке оторвали.
***
Дядя хрюша — повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
***
Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку.
Никому не говори,
Потому что это ты.
***
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
— Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? –
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Ковыряйте долотом –
Нос отвалится потом.

Примечания
1.Детские потешки и прибаутки. Ладушки. Пальчиковые игры. Детский фольклор — русские стихи потешки для детей. Пестушки, потешки (недоступная ссылка). Дата обращения 13 сентября 2012. Архивировано 4 декабря 2010 года.
Ладушки

3.Морохин В.Н. Введение // Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 5—27. — 352 с.
3. Потешки https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki34.php
4. Шейн. Русские народные песни.pdf
h.tp://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/%D0%92ook%20collection%20writers%20PD/Ostrovsky_collection/%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8.pd

5.Прибаутка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.

Приложение.
Пословицы для второго класса школы
Век живи — век учись.

Где кто родился, там и пригодился.

В здоровом теле – здоровых дух.

Делу — время, потехе — час.

Глаза страшатся, а руки делают.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Язык болтает, а голова не знает.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Вода с гор потекла — весну принесла.

Все за одного, а один за всех.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Без корня и трава не растёт.

Хороший друг — отрада для души.

В каждой шутке есть доля правды.

Видно птицу по полёту — человека по делам.

Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.

Береги нос в большой мороз.

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Повторенье — мать ученья.

Лучше поздно, чем никогда.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Дружбу помни, а зло забывай.

Хорошая книга — лучший друг.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Как оса, лезет в глаза.

Всякой матери своё дитя мило.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Вся семья вместе — и душа на месте.

Мудрым никто не родился, а научился.

На деньги ума не купишь.

Детство — время золотое.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрый человек добру и учит.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Малые жанры фольклора детям: 2 комментария

Нашла у Вас очень актуальное для сегодняшнего дня — » Родина — мать, умей за неё постоять».

Постоять за Родину-актуально как никогда.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *