Устное народное творчество и прикладное искусство что общего

Что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством?

Задание по литературе для 3 класса 10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)?

Устное народное творчество и прикладное искусство что общего

В устном народном творчестве, сказках, пословицах, песнях, народ выражает свое представление о том, каким должен быть наш мир, о том, что добро должно всегда побеждать и торжествовать справедливость, выражает свой накопленный веками опыт.

В народных промыслах народ выражает свое представление о красоте, и опять же о добре и это еще один общий момент между фольклором и прикладным искусством.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общего

Произведения устного народного творчества и произведения прикладного искусства принадлежат народу. Их придумывает и делает народ и хотя в народных промыслах есть некий первичный автор, который может выполнять чудесные произведения искусства, но воспринимаются они как часть целого, как часть творчества всего народа.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общего

Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.

Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.

Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общего

Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?

Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общего

Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.

Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.

Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общего

Устное народное творчество и прикладное искусство что общего

А тут и сравнивать нечего.

Братья отправились в разные стороны в поисках жар-птицы. но такого помощника как у Ивана они не нашли и возвращаясь с пустыми руками увидели спящего Ивана.

Тут они решили, что проще всего добыть жар-птицу просто убив Ивана царевича и забрав все его трофеи. То есть если Иван царевич все-таки пытался что-то делать, то его братья пришли на все готовое и завладели добычей нечестным путем. Поэтому справедливо то наказание, которое их потом постигло.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

суббота, 22 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к разделу «Устное народное творчество» для 3 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 51-57.

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют устное народное творчество.

Ответы на вопросы: Афрон, Козлёночек, Алёнушка, Конь, Уздечка, Елена, Золотые, Перстень.

Слово по вертикали: Фольклор.

2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.

Песня, потешка, прибаутка, поговорка, считалка, пестушка.

Все эти виды рассказывались устно, придумывались народом, служили определенным бытовым целям.

3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?

4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песни?

Ритм и интонация песни напрямую связаны с её содержанием. Если песня смешная, то ритм быстрый, а интонация весёлая. Если песня грустная, то ритм медленный, тягучий, а интонация печальная.

5. Песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна. «

Пример песенки-заклички про весну для 3 класса

6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

В них народ раскрывает своё отношение к жизни.

Ведь пословицы и поговорки выражают народную мудрость, делятся опытом, советуют как поступить в той или иной ситуации.

Они дошли до нас с давних времён.

Пословицы сочинялись ещё в глубокой древности.

Живут в нашем родном языке и речи.

Мы до сих пор используем пословицы и поговорки в обычной речи.

7. Почему так говорят: «Пословицы недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?

Любая пословица это прежде всего наблюдение, сделанное народом. Это совет, как поступить в том или ином случае. Это мудрость, обретённая с веками.

9. Прочитай скороговорку «Ехал Грека». Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

В этой скороговорке повторяются звуки Р, Г и К.

Она пригодится детям, у которых есть трудности с проговариванием звука Р.

10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.

Устное народное творчество и прикладное искусство объединены тем, что их создает народ.

Народ черпает вдохновение в природе, труде, быту. И рождаются произведения фольклора или предметы искусства.

Другие примеры народного творчества:

11. Догадайся о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

Примеры своих загадок к этим отгадкам можно посмотреть в ответах к рабочей тетради, перейдя по ссылке.

12. Какими качествами наделены герои прочитанных тобою сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?

Герои прочитанных сказок наделены многими положительными качествами: доброта, отзывчивость, смирение, смелость, трудолюбие.

Они положительные герои, олицетворяющие добро. А добро всегда побеждает зло в сказках.

13. В русских народных сказках есть зачин, присказка и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются также.

Эти сказки начинаются одинаковым зачином: «Жил-был». Но заканчиваются они разными концовками.

В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в концовке Иванушка становится мальчиком.

У сказки «Иван-царевич и серый волк» концовка «Стали жить-поживать».

В сказке «Сивка-бурка» концовка «И я там был».

Такой же зачин в сказках «Морозко», «Смоляной бычок», «Курочка ряба».

Концовка «Стали жить-поживать» встречается в сказках «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Финист ясный сокол».

Концовка «И я там был» встречается в сказках «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Хрустальная гора», «Иван-коровий сын».

14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает слушателю, что история подошла к концу, она завершена, и дальше всё у героев очень хорошо.

Зачины: «Жили-были», «За тридевять земель. «

Концовки: «Стали они жить. «, «Я там был. «

16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?

У Ивана-царевича ничего бы не получилось. Он опять ослушался бы совета Серого волка, его бы схватили и либо посадили в тюрьму, либо отправили ещё куда-нибудь за тридевять земель, добывать очередное сокровище.

17. Как бы ты сказал, что такое сказка?

18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам их можно определить?

Сказки называются волшебными, потому что в них происходят чудеса, то, что невозможно в обычной жизни.

В волшебной сказке всегда есть превращения, волшебные предметы, сказочные существа. Их действие происходит в вымышленном мире. Герою приходится бороться со злом и побеждать.

19. Какие ты знаешь волшебные предметы? Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Волшебные предметы и сказки в которых они встречаются:

20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Расскажи о том, как одевались русские люди в старину.

На рисунке изображен праздничный день. Люди в своих самых лучших костюмах прогуливаются по базарной площади.

Ниже изображены детали народного костюма: зипун, тулуп, свитка, сорочка, сарафан, кокошник.

21. Рассмотри иллюстрации к разделу. Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения Васнецова и Билибина. Составь рассказ об одном из художников, запиши план. Используй слова: годы жизни, создал много произведений на тему, мне больше всего нравится, на ней изображено.

Сравнение картин Васнецова и Билибина можно прочитать, перейдя по ссылке.

Рассказ о художнике Викторе Васнецове для 3 класса

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье священника.

Ещё во время учёбы в семинарии он рисовал портреты, а потом уехал в Петербург и поступил в академию художеств.

Васнецов создал много картин на сказочные сюжеты: «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства», «Богатыри».

Но мне больше всего нравится его картина «Алёнушка». На ней изображена сидящая на берегу пруда девушка в простой русской одежде. Она печально склонила голову на колено, а позади неё высится тёмный густой лес.

Неизвестно, зачем она пришла в это глухое место, о чём грустит. Но именно эта таинственность больше всего и привлекает в этой картине.

Кисти художника принадлежат и такие известные сказочные полотна, как «Иван царевич на сером волке», «Кощей бессмертный» и другие. Все они принесли Васнецову мировую славу.

Художник умер 23 июля 1926 года в Москве.

Рассказ о художнике Иване Билибине для 3 класса

Будущий художник родился недалеко от Петербурга в семье врача. Он с детства хорошо рисовал, сперва отдавая предпочтение пейзажу.

Но в двадцатилетнем возрасте Билибин увлёкся народными сказками и стал рисовать иллюстрации к ним. Он создал много произведений на сказочную тематику.

Одной из первых его работ оказалась иллюстрация «Иван-царевич на сером волке». Потом были иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и многие другие.

Но мне больше всего нравится его иллюстрация «Жар-птица» к сказке «Иван царевич и серый волк». На ней изображена волшебная, сверкающая огнём птица, одно перо которой выдёргивает упавший на землю царевич.

Царевич изображен на картине настоящим красавцем, в красивой одежде и расписных сапогах.

Источник

Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня»

Конспект по программе:

«Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников

в условиях реализации требования ФГОС ДО»

Воспитатель; Евстратова Е. А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«ДЕТСКИЙ САД №2 «ПОЛЯНКА» г. ЛОБНЯ

Конспект образовательной деятельности

по «Художественно – эстетическому развитию»

(народное и декоративно-прикладное искусство)

раздел «Ознакомление с социальным миром»

«Колыбельная песня-устное народное творчество и прикладное искусство русского народа»

(возраст детей: средняя группа, 4-5 лет)

воспитатель Евстратова Е. А.

Цель: средствами развивающей среды в группе «Уголок народного творчества»; виртуальным путешествием в мультфильм «Русская колыбельная» (отрывок, приобщать детей и развивать познавательный интерес к истокам и традициям, и истории своего народа; приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора; создание благоприятной среды для детского творчества.

Развитие психологических процессов: внимание, память, мышление; Обогащение словарного запаса существительными; колыбель; оберег. изба.

Обучающие задачи; познакомить детей с историей возникновения колыбельной песни как с устным народным творчеством. Расширить представления детей о семейных традициях на Руси.

2. Развивающие задачи;

развивать интерес к народному творчеству как к изобразительному искусству, художественный вкус, фантазию.

развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображения с натурой (изображение природы в рисунках народного творчества);

формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

3. Воспитывающие задачи; воспитывать интерес к народному творчеству и его проявлению в рисунках, в песнях и в стихах, любовь и уважение к семейным традициям своего народа,

4.Речевое развитие: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу

5.Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему миру

6.Художественно-эстетическое развитие: продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба».

Формы организации образовательной деятельности совместная деятельность педагога с детьми

Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход

Люлька, колыбель, Угомонный, Дрема, оберег, ритуал

Развивающая предметно-пространственная среда:

Наглядный методический материал к занятию: картинки из русских народных сказок;

Музыкальный ряд: русские народные колыбельные песни и стихи

Наглядные экспонаты (предполагаемые или реальные): детская русская народная (детская) колыбель для куклы, кукла; погремушки; игрушка «Котик».

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём?

Воспитатель: Правильно, а в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Звучит фонограмма русской народной мелодии.

Воспитатель: А знаете, Русь раньше называли деревянной. А как Вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе,делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. И кроватка для малыша тоже была из дерева.

А для того, чтоб малыш быстро засыпал была изобретена специальная кроватка для укачивания называемая колыбелька или зыбка (от колыбать, колыхать, качать, а песни, которые мама пела малышу, были названы колыбельными.

С древних времен колыбельные песнисопровождали человека всю его жизнь: сначала их поют малышу, потом уже став взрослым, он начинает их петь своим детям. Колыбельные появились очень давно, и будут существовать вечно. Дети восприняли их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыши засыпали, погружаясь в прекрасный мир сновидений. (Взять куклу и начать ее заворачивать в одеяло)

Звучит фонограмма колыбельной песни. (Кукла берется на руки воспитателем, и воспитатель начинает покачивать куклу на руках)

Обычно в доме такую колыбельку, изготовленную как, правило из луба подвешивали на потолке к гибкому шесту, а снизу с помощью веревки этот шест приводился в движение, что позволяло матери или няне, не отвлекаясь от повседневной домашней работы качать колыбельку с ребенком.

(Показать на колыбельке –игрушке как качается колыбель)

На Руси тема колыбели обрастала множеством мистических тайн и необычных обрядов. Прежде, чем младенец ляжет в колыбельку, в нее сажали домашнего кота. Подразумевалось, что коты отгоняют чертей и злых духов от колыбели, и коту доверяли этот важный обряд. Возможно поэтому во многих колыбельных особое значение уделялось коту.

(Взять в руки игрушку Котика и положить в колыбельку)

Приди котик ночевать,

Мою детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

Основными мотивами колыбельных были благие пожелания сна, здоровья, жизни. Но также колыбельные использовались как своего рода заговоры, а иногда и как обереги. Предки считали, что колыбельная обладает особой народной магической силой для младенца. Поэтому часто в колыбель укладывали ритуальные вещи,выполняющие охранительную обережную функцию: кукол, ломоть хлеба, коготь медведя, зерна ячменя, ржи и т. д.

В старинных колыбельных часто были представлены и образы разных мистических существ, например, Сон, Дрема и Угомон (отсюда пошло слово неугомонный).

О чем же сказывалось в колыбельных песнях?

А бабай, бабай, бабай,

Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься, словно «программируя» его будущее.

Недосуг будет спать,

Надо работу работать,

В лес по ягоды бродить,

По коровушку ходить.

А если мама сердилась,то и попугать могла: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».

Искусству исполнения колыбельных учили с малолетства. «Байкать» девочки начинали своих младших братьев и сестер еще с 5 лет. Таких нянь называли «байкалы», «байкальшицы», «баюкалки».

Древние придавали большое значение колыбельным песням, для них это было целым таинством, волшебством, через что поддерживается связь малыша с окружающим миром.

А чтобы малышу не было одиноко и неуютно в мире взрослых, мама через пение колыбельной показывала ему, что все хорошо, все в порядке и выражала свою нежность к малышу,приговаривая: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка и т. д.

Вот почему народные колыбельные песни есть великое достижение народной педагогики, наполненное народной мудростью и пробуждающее в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

А Вам мамочки, бабушки поют песенки на ночь? И о чем эти песенки?

Дети: Да, поют. (Рассказывают содержание песенок)

Воспитатель: Вот так и передаются из поколения в поколения старинные песни, которые мы с Вами называем теперь колыбельными.

Воспитатель: Дети, а Вы запомнили, какие рисунки, рисовали на колыбельках и что клали в кроватку малыша. Чтоб он лучше спал?

Дети: игрушку котика, хдебушек, крестик, звездочки, солнце.

Воспитатель: Правильно, молодцы, теперь Вы сможете нарисовать рисунки на кроватках малышей.

Воспитатель: Дети, давайте попробуем вместе сочинить колыбельную песенку. Какие слова будем говорить и петь малышу?

Дети: Баю-баюшки баю, котик, серенький волчок, дам тебе я хлеба, налью молока, приходи наш котик.

Воспитатель: Правильно, Вы молодцы и теперь сможете помочь своим мамочкам помочь укачивать в кроватке маленьких братишек и сестрёнок.

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие?

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

Дети: Петь колыбельные песни

Воспитатель: Вы устали на занятие?

Дети: нет было очень интересно.

реализации педагогической деятельности

в условиях ДОУ заключается в следующем:

«Ребенок, который знакомиться и получает знания по истории развития своего народа, будет и в последующие годы сохранять и множить традиции декоративно – прикладного искусства народа своей страны; вносить свой вклад в развитие современного общества будучи взрослым человеком.»

1. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Текст русских народных песен и колыбельных

3. Материал со страниц интернета

Прикреплённые файлы:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : «Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?» любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общегоФото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общегоФотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство» Накануне праздника Цаган Сар (Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» («Калмыцкое народное прикладное искусство»).

Устное народное творчество и прикладное искусство что общегоКонспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общегоФотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общегоПрезентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество и прикладное искусство что общегоУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект «Петушок и его семья». Скоро в рамках проекта будет развлечение «Как курочка с цыплятами весну встречали».

Устное народное творчество и прикладное искусство что общегоУстное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *