Устное народное творчество что такое загадки

Загадки: особенность жанра УНТ

Устное народное творчество что такое загадки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Загадки: особенность жанра УНТ
6 урок в 5 классе по учебнику Меркина Г. С.

Описание слайда:

Задачи урока
Экскурсия по книжной выставке, составление собственных загадок

Описание слайда:

Основные тезисы:
Информационная функция
Обучающая
и развлекательная

Описание слайда:
Описание слайда:

Тематика:
О растениях
О животных
О природе
О человеке

Описание слайда:

Проблематика:
Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса

Описание слайда:

История
Имеется одно мнение о появлении русских народных загадок. Древние люди не говорили обычными словами, чтобы не привлечь к себе беды, такие как наводнение, неудачную охоту, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности. Чтобы скрытно изъясняться и описывать свою жизнь, древние люди придумали таким способом изъяснять нужные слова.

Описание слайда:

Композиция:
− описание,
− описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
− описание лаконично;
− есть ритм.

Описание слайда:
Описание слайда:

Составляем
загадки сами

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Экскурсия по книжной выставке, составление собственных загадок

Общая информация

Похожие материалы

Материал к уроку по литературе в 9-м классе по теме «Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Истоки устного народного творчества, его основные виды

Гомер «Одиссея»: проблематика произведения Древней Греции

Конспект урока на тему » ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ФИНАЛА РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Рабочий лист «Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова» (6 класс)

Миф «Олимп» в литературе 5 класса

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Рассказ о мифе и мифологии. Основные категории мифов

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5415116 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Устное народное творчество что такое загадки

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Устное народное творчество что такое загадки

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Устное народное творчество что такое загадки

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Устное народное творчество что такое загадки

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Устное народное творчество что такое загадки

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Устное народное творчество что такое загадки

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Устное народное творчество что такое загадки

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема урока: «Устное народное творчество. Загадка». Литература. 3-й класс

Класс: 3

Тема : Устное народное творчество. Загадка.

Цель:

активизировать мыслительную деятельность учащихся,
развивать познавательный интерес,
расширять представления учащихся об устном народном творчестве,
познакомить учащихся с мифом,
способствовать развитию внимательности, наблюдательности.

Оборудование:

иллюстрации всех отгадок, карточки с новыми понятиями, корзина, овощи, большая ромашка, плакат с загадками на фоне ромашки, учебники » История Древнего Мира» – 6 класс, иллюстрации русалки, поднос, расшитое полотенце, костюм собаки; тексты загадок на изображениях различных фигур, прикрепленных к одежде бабушки Загадушки, плакат с определением загадки, импровизированный огород.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Вы, наверное, заметили, что сегодня необычный день – день Загадки. На уроке математики были математические загадки, на уроке русского языка – орфографические загадки. Урок литературы мы полностью посвятим загадкам. Мы будем учиться правильно отгадывать загадки, попробуем составить свою, встретимся со сказочными персонажами, поможем девочке Маше и, наконец, сделаем вывод: что же такое загадка?

3. Сообщение учителя о загадках и мифах.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и желания, чтобы уберечь от » нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.(Наши далекие предки боялись» злых духов»,» злого слова», » сглаза» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные, положительные качества которых подчеркивались обычно их именами-характеристиками. В целях обмана » злых духов» и » нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям » плохие» имена: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых- Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу – Нечаями. Им казалось, что » плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка от опасности и «порчи». Следы таких » профилактических» имен сохранились до наших в основах современных русских фамилий типа Нечаевы, Дураковы, Негодяевы, Глуповы, Грязновы и в некоторых прозвищах сказочных героев, вроде Иванушки-дурачка)

К «тайной» речи прибегали охотники, рыболовы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, охотничьи места не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками. ( 2 ) ( 6 )

Загадка была не только «тайным языком». С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Загадка служила экзаменом, и это отражено в сказках, песнях, мифах. О сказках и песнях вы имеете представления, а вот о мифах.

У каждого народа есть свои предположения (легенды), которые рассказывают о происхождении человека, о богах, богатырях, совершавших великие подвиги во имя добра и справедливости. В этих сказаниях глубокой старины отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным, чудесным, непостижимым. Гром, смена дня и ночи. Люди не понимали, отчего это происходит и начинали фантазировать. Фантазия древнего человека в образах Богов оживляла силы природы. Особым богатством художественной фантазии отличаются сказания народа древней Греции, которые и называются мифами.

Что бежит без повода? (вода) В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой, и саму жизнь. ( 1 )

– Кто из вас, ребята, может вспомнить такие сказки? (Р.н.с.»Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»,»Царевна, разрешающая загадки», «Вещий сон», «Мудрые ответы», «Солдатская загадка» и другие сказки из сборника «Русские народные сказки» в обработке А.Н.Афанасьева, 1982 г.) Вот одна из загадок: Явись верхом, а не на лошади; не голым и не одетым; ни с подарком, ни без подарочка. (Заяц, сеть, птица.) Отгадки обыгрываются.

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.

С течением времени, с развитием культуры «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться как развлечение, игра, проведение досуга, при этом ее разгадывание все так же требует наблюдательности за действиями, явлениями, предметами и мышления.

4. Встреча с литературным персонажем.

Сегодня утром у входа в класс вас встречала бабушка Загадушка и загадывала всем одну и ту же загадку: Все меня толкают, а я никого не трогаю (дверь) и отггадавшего пропускала, предлагая при этом еще одну загадку взять с собой.

На одежде бабушки Загадушки были прикреплены следующие загадки:

5. Практикум по отгадыванию загадок.

Прежде чем приступить к отгадыванию своих загадок, давайте поучимся их отгадывать по памятке.

Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

1. Хлопочет, убирается, пляшет по комнате, а потом чисто.
2. Пол чистый после того, как его помоют, подметут, пропылесосят. Егорка – он. Пылесос или веник. Более свободно «гуляет» по комнате веник.
3. Это веник.

А вот другая загадка:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.

Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, цветок «летает». Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Это похоже на крылышки.

6. Чтение детьми своих загадок (Приложение № 1) и обосновывание ответов. (Приложение № 2)

7. Театрализованное представление «Волшебный огород».

девочка Маша,
бабушка Загадушка (далее Б.З.),
песик Черный носик (далее П.Ч.Н.).

Огород: сидит Б.З., рядом с нею песик Черный носик. Неожиданно появляется Маша с корзинкой.

Маша: Здравствуйте, бабушка! Мне нужны для обеда разные овощи. Можно их взять в огороде?

Б.З.: Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и морковь, и лук, и репка, и сладкий горошек, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко. Хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил П.Ч.Н. стеречь огород. Кто отгадает эти загадки, того П.Ч.Н. в огород и пустит.

Маша:Что же мне делать? Я не умею отгадывать загадки.

Б.З.: А ты ребят попроси. Они смышленые, живо отгадают.

Маша: Ребята, вы мне поможете? (Дети с радостью соглашаются.)

Б.З.: Тогда слушай, девица-красавица, первую загадку. В моем огороде тоже есть красавица. Отгадай какая: Сидит девица в темнице, а коса на улице. Отгадай и все объясни, что это за девица, какая у нее темница и что у нее за коса.

Маша и дети: Это морковь. Темница- это земля, в которой находится корнеплод, а коса- ботва, которая над землей, на улице.(Как только дети вместе с Машей отгадают загадку и все объяснят, П.Ч.Н. поможет Маше выдернуть морковь и показать ее всем детям.)

Б.З.:А как зовут тебя, девица-красавица?

Б.З.: У меня в огороде тоже есть Маша. Отгадай какая: Надето на Машу сто рубашек. Что это за Маша и какие, у нее рубашки?

Маша и дети: Маша – она, сто рубашек на огороде у кочана капусты. Это капуста.

(П.Ч.Н. показывает Маше, где растет капуста.)

Б.З.: Народу у меня- полон огород! Узнай, кто сидит на грядке: Сидит Федосья, распустив волосья.

П.Ч.Н. помогает Маше выдернуть желтую луковицу с длинными перьями.

Б.З.: А вот эту теперь отгадайте: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать и без горюшка.

Маша: Эту загадку я и сама отгадаю, потому что от этого Егорушки самой не раз приходилось плакать. Это лук.

Б.З.: Молодцы, ребята! Перехитрили волшебника, все его загадки отгадали и помогли Маше целую корзину овощей набрать. Маша приготовит обед для своих кукол-подружек, а вас, детки, угощу я.

(Вместе с П.Ч.Н. Б.З. угощает ребят.)

Б.З.: Только не зря я зовусь Б.З.. Это блюдо тоже волшебное. Чтобы взять с него овощ, надо сказать про него загадкой. Что бы ты хотел попробовать? Чем бы угостил своего друга? ( 3 )

Дети вспоминают загадки или придумывают свои.

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)

Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редис)

Семьдесят одежек, и все без застежек.
(капуста)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)

Летом в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас.
(огурцы)

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох) ( 3 )

8. Составление загадки.

Теперь попробуем сами составить загадку о ромашке (учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию огромной ромашки).

– На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?

– С чем можно сравнить?

Ответы учащихся: серединка цветка похожа на солнышко, лепестки- на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку.

Предполагаемая загадка: На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами.

Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. Вот и мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.

А вот какие загадки уже составлены о ромашке:

Шел я утром по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?

Белая корзинка –
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.

10. Подведение итогов.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы узнали, как возникла загадка, как использовали ее древние люди. Учились правильно отгадывать загадки. Сами составили загадку о ромашке.

Источник

Конспект урока по литературе «Загадки как малый жанр фольклора»

Тема урока: «Загадки как малый жанр фольклора».

Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.

Образовательные: формировать умение различать малый жанр фольклора, такой как загадка; расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные : воспитывать посредством анализа загадок любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

знать загадки русского народа;

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя полученные знания.

уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

уметь оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других;

уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: учебник литературы, сборник загадок, словарь литературоведческих терминов, презентация, компьютер.

Дидактическая структура урока

Проверяется готовность у уроку.

Учитель: Прозвенел звонок в срок

Ты готов начать урок? Все ль на месте?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе.

Проверяют наличие учебного материала к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности

– Послушайте и скажите, что это?

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Как вы думете, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека. Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба. В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, того съедал.

Отгадывают, объясняют ответы

Формулируют учебные задачи урока, планируют деятельность и прогнозируют результаты.

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Как создаются загадки?

– Кто создает загадки?

А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть «красного петушка, что по жердочке бежит», или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

«Сидит девица в темнице,

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она «без лица в личине». Настоящее лицо загадки скрывается под «личиной», и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

4.Отрытие нового знания.

Как “сделана” загадка.

«Стоит девица в избе,

Кого надо нам разоблачить?

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

«Серый, маленький Денис

На веревочке повис. (Паук.)

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

«Выше леса стоячего,

Ниже облака ходячего,

Стоит безуглый дом,

Без дверей, без окон». (Гора.)

Загадки бывают различных типов.

1. Где перечисляются различные признаки:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

2. Краткая характеристика предмета:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

(Здесь признак предмета и сравнение.)

3. Сравнение. Отрицательное сравнение.

Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)

Воет, а не зверь. (Ветер.)

4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

Отгадывание загадок и определение их тематики.

Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.

Со страницы книжки в гости

Чтобы разгадали вы меня, друзья,

Очень торопилась, и случилось так,

Что на куски разбилась, не собрать никак.

Из кусков меня сложите,

А потом вы вспомните меня, узнаете

И конечно разгадаете.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.

– Из рассыпанных слов составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала. (слайд 4)

Подушечка с иголками.

Да и побежала. (Ежик.) (слайд 6)

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять. (слайд 4)

Осенью опять спать ложусь. (Река.)

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица. (слайд 4)

И орешки грызет. (Белка.) (слайд 8)

Составляют свои варианты загадок.

Оценивают работу одноклассников.

Учатся осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

-Сегодня я познакомился (узнал)…

-Самым интересным для меня было..

Я ещё бы хотел узнать… (слайд 9)

7.Домашнее задание. Выставление и комментирование оценок.

Придумайте свои собственные загадки.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Устное народное творчество что такое загадки

Номер материала: ДБ-683449

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Устное народное творчество что такое загадки

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Устное народное творчество что такое загадки

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Устное народное творчество что такое загадки

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Устное народное творчество что такое загадки

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Устное народное творчество что такое загадки

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Устное народное творчество что такое загадки

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Устное народное творчество что такое загадки

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *