Устное народное творчество что это такое 3 класс
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 2. Русские народные песни
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Фольклор – устное народное творчество.
Шуточная песня- веселая юмористическая песня, как правило, исполняется в быстром темпе под гармонь, балалайку или вовсе без музыкального сопровождения.
Устное народное творчество. Фольклор. Русские народные песни. Заклички. Потешки. Колыбельные, лирические, шуточные народные песни.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2.Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. с. 16-17
3.Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
4.Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М: АСТ – 1996., Т.3 С.166,380,430, Т.5 С. 150.
На уроке мы узнаем, о новых жанрах устного народного творчества;
Научимся прогнозировать содержание раздела,
различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.
Сможем познакомиться с разными видами народных песен.
Основное содержание урока
Песенки-заклички относят к малым жанрам фольклора. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму произведения.к ним относятся также колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, пословицы, считалки, скороговорки, загадки.
Большими жанрами фольклора называют сказки, былины, песни, романсы, частушки, народные драмы
Вот проснулась Алёнушка, умывается, а матушка припевает песенку-потешку: (звучит песня)
Умой Алёнушке личико!
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
Захотели дети выйти на улицу погулять, а там дождик идет. Вот и поют они песню солнышку: (звучит песня)
Выгляни в окошечко!
В России зима долгая. Никак весна не наступает. Вот люди и придумывают песенку- закликают весну:(звучит песня) «Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
С хлебами обильными»
Такие песенки, в которых люди обращались к силам природы назывались «закличками»
А вот девушка сидит, грустит, тоскует о чем-то и поёт лирическую песню (звучит песня)
«Из-за лесу, лесу тёмного,
Из-за гор ли, гор высоких,
Летит стадо лебединое,
Что от стада лебединого,
Как ко стаду ко серым гусям.
Начали её гуси щипати,
А лебёдушка кликати:
– Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам залетела,
Занесло меня погодою,
Что великою невзгодою».
А вот друзья собрались повеселиться. Здесь звучат веселые шуточные песни: (звучит песня).
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк».
Наступил вечер, баюкает матушка сыночка, поет колыбельную: (звучит песня).
Прилетели гули, гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Тихо Мишу усыплять.
Глаз своих не открывай».
Вы услышали разные песни: лирические, шуточные, колыбельные, песни-заклички. Русские народные песни бережно сохраняются в народной памяти и передаются от поколения к поколению. Благодаря им мы многое узнаем о жизни и обычаях русского народа.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Впишите в текст пропущенные слова из песенки-заклички.
Унесите от нас _____________холодную.
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Разбор типового контрольного задания
Образуйте пары отрывков из песенок одного вида (потешки, колыбельные, заклички и т.д.)
Конспект «Устное народное творчество» 3 класс, 21 век
Урок литературного чтения
«Устное народное творчество»
Образовательная: довести до сознания детей как богат и многогранен русский фольклор;
— глубже познакомить с жанрами устного народного творчества русского народа: былина, потешка, прибаутка, песня, скороговорка, загадка, считалка, пословица, сказка; познакомить с обычаями русского народа;
— помочь почувствовать поэтичность произведений русского фольклора совершенствовать навык выразительного чтения, артистичного чтения, учитывая напевность, поэтичность этих произведений;
Развивающая: развитие эстетического чувства прекрасного;
Воспитывающая: воспитание чувства гордости и любви к русскому народу, к его историческому прошлому, к его творчеству.
Оформление класса: все дети в русских народных костюмах, рушники, самовары, «хлеб – соль»поднос «хохлома».
На доске: фольклор, фольклористы,
не красна изба углами, а красна пирогами,
потеха – потешать – потешка,
— Заходите, гости дорогие!
Посмотреть на наше представление
Предъявите хорошее настроение!
Счастливо день дневать
Жить вам да молодеть
Добреть да богатеть
Откушайте наш хлеб да соль
Чем богаты, тем и рады.
Вступительное слово учителя.
И сколько бы вы не искали имён сочинителей, вы их не найдёте. Потому что всё это создавалось не одним человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей.
Итак, на какую тему мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?
Говорят дети: (на экране) устное народное творчество или фольклор (прочитать хором)
— Как вы понимаете: красны девицы, добры молодцы(ответы детей).
— Как вы считаете, с какой целью проводим этот урок.
Лучше, больше узнать как богат,
многогранен русский фольклор.
Показать гостям, как много жанров.
Знать обычаи, традиции наших предков.
Уметь представить каждый жанр в русском, народном стиле….
Учитель : оценивать ваши способности будет наше жюри : …..
Представляя жанры, помните о напевности, поэтичности, будет ещё оцениваться активность.
На экране репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».
Былины – первый жанр, который мы будем сегодня представлять.
Былины – это своеобразные старинные народные песни, повествующие о событиях прошлых веков, о вражеских набегах, о жестоких кровопролитных битвах, которые развёртывались на российских полянах.
— Скажите, вам знакома эта репродукция? (В. Васнецов «Богатыри»)
-Назовите имена русских богатырей? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович).
-Почему художник изобразил трёх богатырей? ( число три в древности имело значение множественности).
— Трое богатырей, стоящих на заставе, как бы олицетворяют весь народ.
— Скажите как нужно читать былину?
Темп? (медленно, напевно, неторопливо)
Тон? ( торжественный, плавный, спокойный)
Гусли – старинный струйный инструмент.
— Попробуйте прочитать отрывки из былин, учитывая эти рекомендации.
2) – Представьте весёлую ярмарку. Кого там только не было! Фокусники, бродячие актёры и, конечно скоморохи с потешками и прибаутками.
Следующий жанр устного народного творчества: Прибаутки, потешки, песенки.
Опережающее задание: Значение слова потешка словарь Ожегова ( читает ученица)
— Так кто сегодня нас потешит!
На экране: потеха – потешать – потешка.
— Чем объеденены эти слова? ( они однокоренные)
Устное народное творчество
Всего получено оценок: 546.
Всего получено оценок: 546.
Что такое устное народное творчество в литературе и произведения каких жанров к нему относятся? На этот вопрос поможет ответить данная статья.
Определение
Устное народное творчество – это художественные произведения, созданные народом. Данное понятие заключает в себе значение явления: это произведения устного характера, которые создавались исключительно народом.
Устное народное творчество сокращенно принято называть УНТ. Синонимом данного термина является термин «фольклор».
Особенности
Устное народное творчество, которое формируется с давних времен, не предусматривает авторства произведений, так как автором является целый народ. В этом заключается основное отличие между фольклором и авторским творчеством.
Еще одной особенностью является то, что произведения устного народного творчества передаются из уст в уста.
Фольклорные произведения являются собранием народных мудростей. В устном народном творчестве можно увидеть традиции прошлых лет, бытовой уклад, человеческие знания и представления о мире. Образы олицетворяют качества, свойственные определенному народу. УНТ отражает историю народа, его переживания и трудности в определенный исторический период.
В фольклорных произведениях обобщается весь народный опыт.
Еще одной отличительной особенностью является то, что один фольклорный сюжет мог бытовать в речи людей по-разному. Одна и та же сказка может иметь разные детали. Это связано с тем, что письменно произведения УНТ не зафиксированы, поэтому люди рассказывают их так, как запоминают, убирая и прибавляя некоторые детали. Это говорит о том, что устное народное творчество способно видоизменяться.
Жанры
К известным жанрам фольклора принято относить сказки, былины, легенды.
Рис. 1. Сказка.
С давних времен народы создавали собственные пословицы и поговорки, в которых отражались жизненные принципы целого народа. Выделяются также песни: колыбельные, свадебные, календарные, обрядовые. К жанрам УНТ относятся и частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки.
Что мы узнали?
Устное народное творчество (УНТ, фольклор) – это устные произведения, созданные народом. УНТ формируется с давних времен. Фольклорные произведения, которые передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида, не предусматривают авторства, автор – целый народ. В таких произведениях накапливается весь народный опыт, представления человека о мире, его отношение к окружающему. Среди жанров фольклора выделяют: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Устное народное творчество стр. 15 — 16
Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
Устное народное творчество — это творчество народа, которое передавалась из уст в уста, то есть люди пересказывали друг другу различные сказки, истории, легенды и были.
Литературным языком это называется малые фольклорные произведения, а их автором — народ.
В большинстве произведений мы слышим фантазию о счастье и свободе, поэтому в творчестве так много волшебных предметов и сказочных превращений.
Например, сапоги-скороходы или шапка-невидимка помогала оказаться в любом месте и в любое время, а скатерть-самобранка сама готовила и сама накрывала на стол и могла накормить весь народ.
А также волшебные предметы, такие как меч-кладенец и другие помогали уничтожить самых страшных врагов и защитить свою землю от варваров.
Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или интернете.
Устное народное творчество — это творчество народа с помощью слова, то есть устно передаваемые сочинения из поколения в поколение, не записывая их на бумаге.
Какие виды народного творчества ты знаешь?
Устное народное творчество достаточно многообразно, так как люди различным образом выражали свои фантазии, знания об окружающем мире, психологии людей и доносили мудрость до следующих поколений.
Это сказки, сказания, мифы, поговорки, частушки, пословицы, песни и загадки…
Составь с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество».
Думаю, что на выставке народного творчества было бы уместно разместить сборник русских народных сказок Афанасьева, сказки народов России, сборник «Сказки со всего света», «Сказки о животных со всего света» и сборник В. Даль «Пословицы и поговорки русского народа».
Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
План сообщения о народном промысле России «Дымковская игрушка» для 3 класса.
Дымковская игрушка — это изделие ручной работы.
История этой народной игрушки начинается из Дымково Вятского края, где её начали изготавливать для весеннего праздника Свистунья.
Дымковские игрушки изготавливались, как свистульки, в виде людей в национальных костюмах и различных животных.
Каждое изделие создавалось одним мастером, красилось яркими красками и не было двух похожих свистулек.
Для изготовления Дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок.
Изделие долго сушили на солнце, а потом обжигали в печи.
После обжига искусные мастера начинали роспись свистулек различными красками, иногда даже сусальным золотом.
Сейчас Дымковскую игрушку можно посмотреть во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства и при въезде в город Киров в виде скульптуры.
Дополни текст заклички.
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку — скушай крошку.
Скушала крошку — принеси нам сладкого всё понемножку.