Устное информирование в налоговой что это
Устное информирование в налоговой что это
Индивидуальное информирование на основании
запросов в устной форме
77. Основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с запросом в устной форме в инспекцию ФНС России по месту его учета непосредственно или по телефону, в вышестоящий налоговый орган по телефону, в центр телефонного обслуживания или в МФЦ в целях получения информации.
78. В случае обращения физического лица с запросом в инспекцию ФНС России непосредственно государственная услуга предоставляется при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность (подтверждающего в установленном порядке полномочие уполномоченного представителя заявителя на получение соответствующей информации).
79. Индивидуальное информирование на основании запросов в устной форме осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за такое информирование.
80. При индивидуальном информировании на основании запроса в устной форме ответ представляется в момент обращения.
Максимальное время представления заявителю информации составляет 15 минут.
81. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при индивидуальном информировании на основании запроса в устной форме обязано:
1) предложить физическому лицу, обратившемуся с запросом, представиться, назвав фамилию, имя, отчество, а также назвать организацию, если он ее представляет;
2) выслушать запрос и при необходимости уточнить содержащиеся в нем вопросы;
3) представить в устной форме информацию по существу вопроса в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Административным регламентом в срок, указанный в пункте 80 настоящего Административного регламента.
82. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при индивидуальном информировании по телефону обязано:
1) назвать налоговый орган, в который поступил запрос;
2) представиться, назвав фамилию, имя, отчество (при наличии), должность;
3) предложить физическому лицу, обратившемуся с запросом, представиться, назвав фамилию, имя, отчество, а также назвать организацию, если он ее представляет, и контактный номер телефона;
4) ввести информацию в соответствующий информационный ресурс налогового органа;
5) выслушать запрос и при необходимости уточнить содержащиеся в нем вопросы;
6) представить в устной форме информацию по существу вопроса в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Административным регламентом в срок, указанный в пункте 80 настоящего Административного регламента.
83. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, проверяет наличие оснований, указанных в пункте 30 настоящего Административного регламента.
84. В случае, если рассмотрение вопросов, содержащихся в запросе, не входит в компетенцию налоговых органов, сообщается о невозможности представления интересующей информации, а также о праве заявителя и порядке обращения в иной орган государственной власти (государственный внебюджетный фонд, орган местного самоуправления), в компетенцию которых входит рассмотрение указанных вопросов.
В случае, если рассмотрение вопросов, содержащихся в запросе, не входит в компетенцию налогового органа, получившего этот запрос, и указанные вопросы носят конфиденциальный характер, заявителю сообщается о невозможности представления в устной форме интересующей его информации и предлагается обратиться в письменной форме в налоговый орган, в компетенцию которого входит рассмотрение указанных вопросов.
85. В случае, если на вопросы, содержащиеся в запросе, ответ не может быть дан непосредственно должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, и для подготовки ответа требуется получение информации от структурного подразделения инспекции ФНС России, в компетенцию которого входит рассмотрение таких вопросов, к подготовке ответа привлекается должностное лицо указанного структурного подразделения.
Привлекаемое к подготовке ответа должностное лицо обязано представить необходимую информацию по существу вопросов должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги, либо непосредственно заявителю.
86. В случае, если для ответа на запрос в устной форме по вопросам, возникающим по конкретным обстоятельствам (в том числе о порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях заявителя), требуется представление извлечений из нормативных правовых актов, получение разъяснений Министерства финансов Российской Федерации и методических материалов, заявителю предлагается направить запрос в письменной форме в налоговый орган и сообщаются необходимые реквизиты этого налогового органа.
87. В случае, если заявитель не удовлетворен информацией, представленной по телефону, ему предлагается направить запрос в письменной форме в налоговый орган, и сообщаются необходимые реквизиты этого налогового органа.
88. Конечным результатом выполнения административной процедуры по индивидуальному информированию на основании запросов в устной форме являются:
1) индивидуальное информирование в устной форме по существу запросов;
2) предложения о направлении запросов в письменной форме в налоговый орган или иной орган государственной власти (орган местного самоуправления), государственный внебюджетный фонд, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов, содержащихся в этих запросах;
3) сообщения о непредоставлении государственной услуги.
Утвержден регламент информирования налогоплательщиков о действующих налогах, а также порядке их исчисления и уплаты
IgorVetushko / Depositphotos.com |
Налоговая служба разработала административный регламент по бесплатному предоставлению информации о действующих налогах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (приказ ФНС России от 8 июля 2019 г. № ММВ-7-19/343@ 1 ).
Информация предоставляется налогоплательщикам, плательщикам сборов, страховых взносов и налоговым агентам. Также регламентом установлен порядок приему налоговых деклараций.
Получить необходимую информацию можно в инспекции на личном приеме, по почте, направив соответствующее заявление, сформировав запрос по ТКС. Подать декларацию помимо указанных способов можно еще и через МФЦ. Регламентом устанавливаются и сроки получения информации или прием декларации:
Также в регламенте указываются причины, по которым налоговый орган может отказать в предоставлении информации или приеме декларации. К ним, например, относятся отсутствие подписи физлица, обязательных реквизитов компании (наименование, ИНН, почтовый адрес и другие).
Кроме того, в регламенте указан и перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги. В частности, помимо запроса физлицу при личном обращении нужно предоставить и документ, удостоверяющий личность.
1 С текстом приказа ФНС России от 8 июля 2019 г. № ММВ-7-19/343@ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201909170002).
Устное информирование в налоговой что это
9. Последовательность действий должностных
лиц налоговых органов при индивидуальном информировании
налогоплательщиков на основании обращений в устной форме
25. Основанием для индивидуального информирования налогоплательщика (его представителя) в устной форме является обращение налогоплательщика (его представителя) в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет налогоплательщика лично или по телефону ее справочной службы либо в вышестоящий налоговый орган по телефону справочной службы.
26. Индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании обращений в устной форме осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит информирование налогоплательщиков в устной форме.
27. При индивидуальном информировании налогоплательщика (его представителя) на основании обращения в устной форме (лично или по телефону справочной службы налогового органа) ответ представляется в момент обращения.
Время индивидуального информирования в устной форме при обращении налогоплательщика (его представителя) лично в налоговый орган складывается из времени ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди и времени представления ответа.
Максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.
В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы начальник (заместитель начальника) инспекции ФНС России вправе определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди с учетом имеющихся ресурсов, но не более 2 часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее чем за сорок минут до окончания рабочего дня, с учетом возможного продления времени работы в соответствии с пунктом 18 настоящего Административного регламента.
Максимальное время представления налогоплательщику (его представителю) информации составляет 15 минут.
28. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при индивидуальном информировании налогоплательщика (его представителя) на основании обращения в устной форме обязано:
1) предложить заявителю представиться, назвав фамилию, имя, отчество и должность, а также организацию, которую он представляет;
2) выслушать обращение и при необходимости уточнить поставленные в нем вопросы;
3) представить в устной форме информацию по существу вопроса в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Административным регламентом налогоплательщику (его представителю) в сроки, указанные в пункте 27 настоящего Административного регламента.
29. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при индивидуальном информировании налогоплательщика (его представителя) по телефону справочной службы обязано:
1) представить налоговый орган, в который поступило обращение;
2) представиться лично, назвав свою фамилию, имя, отчество, должность;
3) предложить абоненту представиться, назвав фамилию, имя, отчество и должность, а также организацию, которую он представляет;
4) выслушать обращение и при необходимости уточнить поставленные в нем вопросы;
5) представить в устной форме информацию по существу вопроса в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Административным регламентом налогоплательщику (его представителю) в сроки, указанные в пункте 27 настоящего Административного регламента.
30. Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, определяют наличие оснований, по которым государственная функция не исполняется, в соответствии с пунктом 12 настоящего Административного регламента.
31. В случае, если рассмотрение поставленных в обращении вопросов не входит в компетенцию налоговых органов, налогоплательщику (его представителю) сообщается о невозможности представления интересующей его информации, а также о праве налогоплательщика и порядке обращения в органы государственной власти (органы местного самоуправления), в компетенцию которых входит рассмотрение данных вопросов.
В случае, если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию налогового органа и носят конфиденциальный характер, налогоплательщику (его представителю) сообщается о невозможности представления в устной форме интересующей его информации и предлагается обратиться в письменной форме в налоговый орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данных вопросов.
32. В случае, если на поставленные в обращении вопросы ответ не может быть дан непосредственно должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, и для подготовки ответа требуется разъяснение текущего состояния исполнения налогоплательщиком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, к подготовке ответа привлекается дежурное должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, в компетенцию которого входит рассмотрение данных вопросов.
Указанное должностное лицо обязано представить необходимую информацию по существу вопросов должностному лицу, ответственному за исполнение государственной функции, либо непосредственно налогоплательщику.
33. В случае, если для ответа на обращение в устной форме по вопросам, возникающим по конкретной ситуации (в том числе о порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков), требуется представление извлечений из нормативных правовых актов, разъяснений Министерства финансов Российской Федерации и методических материалов, налогоплательщику (его представителю) предлагается направить обращение в письменной форме в налоговый орган и сообщаются необходимые реквизиты этого налогового органа.
34. В случае, если налогоплательщик (его представитель) не удовлетворен информацией, представленной по телефону справочной службой налогового органа, ему предлагается направить обращение в письменной форме в налоговый орган и сообщаются необходимые реквизиты этого налогового органа.
35. Конечным результатом исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков на основании обращений в устной форме являются:
1) индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) по существу обращений в устной форме;
2) предложения о направлении обращений в письменной форме в налоговый орган или иной исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления), в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов, поставленных в этих обращениях.
Налогоплательщика вызвали дать пояснения
Автор: Снегирев В. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Руководителя организации пригласили на комиссию по легализации налоговой базы для дачи пояснений относительно применения вычетов на основании счетов-фактур, выставленных от имени фирмы-однодневки. Из новой формы уведомления о вызове налогоплательщика (утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) исключена оговорка об административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ИФНС. Означает ли это, что теперь руководителя организации нельзя оштрафовать за неявку в инспекцию без уважительных причин?
О правах контролеров
Права налоговых органов перечислены в ст. 31 НК РФ. В пункте 4 нормы сказано, что контролерам разрешено вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений:
в связи с уплатой и перечислением им налогов;
в связи с налоговой проверкой;
в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Как видим, формулировка нормы весьма расплывчата, а значит, позволяет контролерам на законных основаниях требовать от налогоплательщика явиться в инспекцию и задать ему любые вопросы, касающиеся налогообложения его деятельности.
В довольно старом Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговое ведомство привело для примера несколько конкретных ситуаций, где может быть применен п. 4 ст. 31 НК РФ.
Ситуация 1. Непосредственно у налогоплательщика необходимо получить пояснения по вопросам, связанным с исполнением им норм НК РФ, в том числе в ходе заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Иными словами, налогоплательщик может быть вызван в инспекцию, так сказать, для беседы. А тем для такой беседы предостаточно: низкая (по сравнению со среднеотраслевой) налоговая нагрузка, значительная (превышающая среднее значение по региону) доля налоговых вычетов, применение вычетов на основании счетов-фактур сомнительных поставщиков, систематическое возмещение НДС из бюджета, неисполнение обязанности по уплате налога, в том числе доначисленного по результатам налоговой проверки.
Добавим: как правило, комиссии по легализации налоговой базы проводятся вне рамок налоговой проверки. Судьи давно признали, что это не нарушает прав коммерсантов. Так, в Постановлении от 08.05.2014 по делу № А27-10859/2013 ФАС ЗСО подчеркнул, что в силу ст. 82 НК РФ такое мероприятие налогового контроля, как получение объяснений, налоговики могут проводить и в ходе проверок, и в иных ситуациях, связанных с исполнением налогового законодательства. В Постановлении АС ПО от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015 отмечено, что получение объяснений от налогоплательщика возможно не только в ходе проверок. Инспекторы не ограничены в области налогового контроля правом на получение и проведение анализа сведений о деятельности налогоплательщика только на основании налоговых деклараций, представляемых самим налогоплательщиком. По мнению ФАС ДВО (Постановление от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 по делу № А51-14534/2012), проведение комиссий преследует цель пресекать случаи неполного отражения налогоплательщиками в учете хозяйственных операций, выявлять фальсификацию отчетности, схемы ухода от налогообложения.
Ситуация 2. В ходе контрольных мероприятий у инспекторов возникли вопросы, которые можно разрешить только при личной встрече с проверяемым лицом. Напомним, что п. 3 ст. 88 НК РФ обязывает ИФНС уведомить налогоплательщика о том, что камеральной проверкой выявлены ошибки (противоречия) в сданной им отчетности или несоответствие представленных им сведений сведениям, которыми располагает налоговый орган. В целях реализации указанной нормы инспекция направляет проверяемому лицу требование о представлении пояснений. Оно считается исполненным, если в течение пяти рабочих дней налогоплательщик обоснует причины установленных проверкой противоречий или несоответствий либо уточнит свои налоговые обязательства.
Однако бывают случаи, когда представленных налогоплательщиком пояснений контролерам недостаточно. Вот тогда они и могут воспользоваться правом, которое им дает п. 4 ст. 31 НК РФ. Как отметила ФНС, необходимость явки может усматриваться из объема выявленных проверкой ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда требуются ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы.
Ситуация 3. Необходимо вручить лично проверяемому лицу (как правило, уклоняющемуся от проверки или препятствующему ее проведению) какие-либо документы или ознакомить его с ними под подпись. Очевидно, что в данном случае явка налогоплательщика в ИФНС требуется в связи с проведением камеральной или выездной проверки.
Есть и другие ситуации, при которых налоговики могут реализовать право на вызов проверяемого лица в инспекцию.
К сведению: в Письме от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015 ФНС обратила внимание на необходимость получения пояснений налогоплательщика относительно каждого выявленного выездной проверкой (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. Получение пояснений в ходе выездной проверки способствует выявлению позиции налогоплательщика до составления акта по ее результатам и в отдельных случаях позволяет избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий.
Полученные при личной встрече пояснения налогоплательщика фиксируются (иначе какой в них толк?). Поскольку действующим законодательством не предусмотрено составление протокола или иного документа по итогам получения пояснений от коммерсанта, налоговый орган сам решает, как это сделать (главное, чтобы налогоплательщик был не против). Пояснения могут быть закреплены в письменной форме или иными способами, в том числе с использованием технических средств.
Об обязанностях налогоплательщиков
Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. 23 НК РФ. Данной нормой обязанность прибыть в инспекцию по вызову для дачи пояснений не предусмотрена. Не означает ли это, что явку в налоговый орган можно расценивать как право налогоплательщика?
Минфин так не считает. В Письме от 09.04.2010 № 03-02-08/21 ведомство сослалось на пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Здесь закреплена обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Вероятно, необеспечение налогоплательщиком реализации законного права контролеров на личную встречу с ним расценивается чиновниками как препятствование деятельности ФНС.
Остался еще один вопрос. Обязан ли налогоплательщик, явившийся по требованию налогового органа для дачи пояснений, эти пояснения давать? Здесь все довольно просто: согласно пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов является правом налогоплательщика. Поэтому, полагаем, он может отказаться отвечать на вопросы налоговиков. Есть только один случай, когда дача пояснений вменена в обязанность налогоплательщика, – это выставление налоговым органом на основании п. 3 ст. 88 НК РФ требования о представлении пояснений (об этом мы говорили выше). Но для исполнения этой обязанности явка проверяемого лица в налоговый орган законом не предусмотрена.
О форме и содержании уведомления
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщик вызывается в инспекцию на основании письменного уведомления. Это единственное условие для реализации контролерами их права.
Форма уведомления утверждается приказом налогового ведомства. Действующее ныне уведомление (форма по КНД 1165009) содержится в приложении 2 к упоминавшемуся выше Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@.
В уведомлении обязательно следует указать:
вопрос, по которому требуются пояснения (уведомление должно содержать подробное описание оснований для вызова налогоплательщика, иначе у него не получится подготовиться к беседе с представителями инспекции; заранее известная цель визита в налоговый орган поможет коммерсанту сформулировать объяснения по существу налоговых требований, подкрепить свои пояснения соответствующими документами, а при необходимости – воспользоваться юридической помощью);
точное место, где состоится встреча (адрес налогового органа, номер кабинета);
дата и время прибытия в налоговый орган (либо конкретная дата и время, либо приемные дни и часы работы инспекции, чтобы налогоплательщик сам решил, когда ему будет удобно явиться).
К сведению: на подробном описании оснований для вызова настаивают как суды (постановления ФАС ВСО от 04.07.2013 по делу № А58-6024/2012, ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 по делу № А51-14534/2012, ФАС ПО от 24.10.2013 по делу № А55-35598/2012), так и контролеры (Письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621). Если суд сочтет, что указанная в уведомлении цель явки не может быть признана конкретной и не позволяет установить, по какой причине и в ходе какого мероприятия налогового контроля вызван налогоплательщик, вызов в инспекцию будет признан незаконным (Постановление ФАС ЦО от 27.05.2013 по делу № А68-7925/2012).
Как видим, из содержания уведомления налогоплательщик должен точно узнать, зачем, куда и во сколько он должен прибыть для дачи пояснений. Поэтому применение налоговым органом неактуальной формы уведомления принципиального значения не имеет. Так, Пермский краевой суд в Постановлении от 16.11.2017 по делу № 44-а-1601/2017 не признал ненадлежащим уведомление на бланке старого образца, утратившем юридическую силу. Суд решил, что все требования, предъявляемые действующим законодательством к уведомлению о вызове налогоплательщика, инспекцией соблюдены. В нем есть все обязательные реквизиты: адресат, дата, время, адрес и место (кабинет) заседания комиссии, цель вызова налогоплательщика. Уведомление подписано надлежащим лицом ИФНС, его подпись расшифрована.
Конкретных способов вручения уведомления о вызове налогоплательщика законодательством не установлено. Значит, по сути, ИФНС может передать документ любым из способов, предусмотренных п. 4 ст. 31 НК РФ:
вручить представителю организации (законному или уполномоченному) лично под расписку;
послать по почте заказным письмом;
направить в электронном виде по ТКС.
Между тем плательщикам НДС нужно учитывать следующее. В соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ они должны представлять декларации по НДС исключительно в электронной форме по ТКС. Пункт 5.1 ст. 23 НК РФ обязывает их обеспечить электронное взаимодействие с налоговыми органами. Согласно Распоряжению ФНС России от 31.12.2015 № 290@ передача налоговых документов по ТКС налогоплательщикам, подключенным к электронному документообороту, является приоритетным способом отправки документации. И только при уклонении указанных лиц от получения документов по ТКС допускается их направление на бумажном носителе.
Обратите внимание: при направлении инспекцией уведомления по ТКС налогоплательщик обязан направить контролерам квитанцию о приеме данного документа. Сделать это нужно посредством ТКС не позднее шести рабочих дней со дня отправки уведомления налоговым органом. В противном случае ИФНС воспользуется положениями п. 3 ст. 76 НК РФ и приостановит операции налогоплательщика по счетам в банке и переводы электронных денежных средств. Упоминание о данных санкциях за несоблюдение норм налогового законодательства содержится в форме уведомления.
Об ответственности
Налоговым кодексом не установлена ответственность налогоплательщика за неявку в налоговый орган для дачи пояснений. Однако такая ответственность предусмотрена административным законодательством, а точнее ст. 19.4 КоАП РФ. Применяется она не к организации, а к ее должностному лицу (законному или уполномоченному представителю).
Согласно ч. 1 названной нормы неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан – от 500 до 1 000 руб.;
на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 руб.
Ранее (до 04.01.2019)о возможных негативных последствиях при игнорировании предписания контролеров можно было узнать из формы уведомления. Из новой формы уведомления эта оговорка исчезла. Однако, полагаем, это не говорит о том, что теперь привлечь должностное лицо налогоплательщика к административной ответственности нельзя. Ведь административное законодательство не поменялось. Правомерность применения обозначенной нормы при неявке налогоплательщика в налоговый орган подтверждена КС РФ.
В Определении КС РФ от 20.11.2014 № 2630-О отмечено следующее. Как и любое другое административное наказание, административный штраф в силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Часть 1 ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность (в том числе в виде штрафа) за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, выполняющего функцию государственного надзора (контроля). Закрепление законодателем административной ответственности за указанное противоправное действие направлено на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных, в частности, Налоговым кодексом. В НК РФ предусмотрено право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), а также обязанность налогоплательщиков не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Таким образом, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.
Добавим, возбуждение дела об административном правонарушении, составление соответствующего протокола вменено в обязанность налогового органа (п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а рассмотрение дела и вынесение соответствующего постановления – в обязанность судебных органов (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Важный нюанс: административная ответственность может быть применена к налогоплательщику исключительно за неявку по вызову инспекции, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 Письма ФНС России № АС-4-2/12837). Ведь дача пояснений – дело добровольное (об этом мы говорили выше). А вот за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении пояснений, выставленное налоговым органом в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ, ответственность существует. Установлена она п. 1 ст. 129.1 НК РФ. За указанные деяния налогоплательщику грозит штраф в размере 5 000 руб. Данная норма применяется к организации, ее должностные лица привлечению к ответственности не подлежат.
Подведем итоги. Как показывает практика, налоговые органы все чаще пользуются своим законным правом вызова налогоплательщиков для получения у них соответствующих пояснений. Полагаем, что у добросовестных коммерсантов не найдется поводов игнорировать приглашение ИФНС к диалогу. Обоснованные и аргументированные пояснения налогоплательщика, вполне возможно, убедят контролеров и снимут их претензии. Кроме того, явившись в инспекцию, всегда можно отказаться отвечать на неудобные вопросы. Наказания за это не последует. Если, конечно, не считать наказанием еще более пристальное внимание ИФНС к деятельности «отказника», инициирование в отношении него выездной проверки.
Ну а если вы все-таки без уважительных причин не пришли в налоговый орган, следите за соблюдением порядка производства дел об административном правонарушении. Так, руководитель организации может избежать штрафа, если не будет надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола. В постановлениях Московского городского суда от 04.10.2018 № 4а-4999/2018, Оренбургского областного суда от 24.08.2017 № 4А-438/2017 суд решил: так как к ответственности привлекается физическое лицо как представитель компании, извещение следовало направить по месту его жительства, и не важно, что извещение было получено организацией в электронном виде по ТКС.