Устная речь это 1 класс что такое

Урок обучения грамоте «Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков». 1 класс

Урок чтения в рамках программы

по теме: «Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков»

Учитель: Шведова Ирина Николаевна

Цель: Формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и устная», «звук». Познакомить с учебником «Русская азбука».

. развивать навыки звукового анализа и синтеза;

. развивать речь, фонематический слух, внимание, слуховую память;

. воспитывать речевую культуру, самооценку, настойчивость в достижении цели.

Оборудование: карточки с графическими схемами на парту, презентация к уроку, учебник.

Предполагаемые метапредметные результаты:

. моделирование – преобразование объекта из пространственно – графической модели в словесную форму;

. анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков;

. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом

. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

. контроль в форме сличения способа действия и его результата;

. поиск путей выхода из сложной ситуации.

. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

. планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

. умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;

. умение доказывать свою точку зрения.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Все лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Непросто все –гляди:

И связками ключей звеня,

Тут не помочь мечте.

Один лишь ключ, что у меня,

Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те – книг ряды,

Мой ключ – уметь читать.

2. Знакомство с учебником «Русская азбука». Создание ситуации успеха.

— Перед вами учебная книга «Русская азбука». На ее страницах вы познакомитесь с увлекательным миром чтения.

(Беседа по иллюстрации в «Русской азбуке» на стр. 5)

— Посмотрите на иллюстрацию.

— Можно ли сочинить сказку, глядя на это изображение? Будет ли эта сказка волшебной? Почему?

— Давайте попробуем составить сказку.

— Как можно ее озаглавить?

— Какую сказочную птицу вы здесь увидели? (Жар-птицу, удивительную, прекрасную, диковинную).

— Диковинная (необыкновенная, редкостная, невиданная)

— Какие чувства вызывает эта птица у вас? (Радость, счастье, удивление, восторг).

— Кто смотрит на этот прекрасный пейзаж?

— Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик? Чему он может радоваться? Что вызывает у него удивление?

— Сейчас мы с вами учились составлять сказку. Поделились друг с другом своими впечатлениями.

— Оцените результат своей работы: доволен – красный кружок, иногда ошибался – зеленый кружок, не доволен своей работой – руки лежат на парте.

3. Постановка темы урока. Стадия вызова.

— А знаете ли вы, что помогло нам высказать свои мысли?

— Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя

такое слово вы слышали. Помогла нам общаться наша русская речь.

— В связи с этим скажите, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

— Вы знаете что-нибудь о слове «речь»?

— Чему бы вы хотели научиться на этом уроке? Что бы вы хотели узнать? (Дети формулируют цель урока).

— Как надо говорить, чтобы нас понимали? (Речь должна быть красивой, понятной).

4. Упражнение в артикуляции.

— Постараемся научиться сделать нашу речь четкой и выразительной.

— Отдохнем и произнесем рифмовку – стихотворение. Дети произносят за учителем.

4. Создание ситуации поиска. Работа в паре.

— А как вы думаете, хорошо или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?

— Давайте будем учиться доказывать свой ответ.Поставим опыт: постараемся

несколько минут обойтись без речи. Работаем в паре.

— Постарайтесь найти способ, как сообщить друг другу о своей любимой книге,но выполните условие: нельзя пользоваться речью.

— Работа начнется по моему первому хлопку, а по второму закончится. Готовы? Возможно ли обойтись без речи? (Можно изобразить героя книги на бумаге, показать с помощью жестов, но речь нам необходима).

— Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга.. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всем.

6. Знакомство с понятиями «устная и письменная речь». Создание ситуации интеллектуального конфликта. Введение проблемной ситуации.

— В нашем мире множество книг. В школе и дома ученики изучают различные науки, пользуясь учебной литературой.

— Я подумала: а книга связана с речью? Как вы считаете?

— Может быть, это все-таки не речь? Хотите в этом разобраться?

— Конечно,вы правильно сказали: книга передает речь.

— Но в книге речь другая.

— Автор книги пишет, а другой человек читает, говорят, что она письменная.

— Понятно, почему эту речь так назвали?

— А как же называется такая речь, когда один человек говорит, а другой – слушает?

— Сейчас «секрет» этого названия вам откроется.

— Мы говорили сегодня о сказке. Каких сказочных персонажей вы знаете?

— Произнесите за мной слово «Буратино» и понаблюдайте, что кроме голоса помогает нам его произнести.

— Когда мы говорим, работают наши губы. А в древности их называли устами. Поэтому речь назвали (устной).

8. Закрепление изученного материала. Физкультминутка.

— Сейчас я буду выражать какую – либо просьбу (требование) или сообщать вам что-либо. Как вы думаете, я буду использовать речь? Какую?

— Если вы услышите просьбу или требование, то постарайтесь их выполнить. Если услышите сообщение, стойте неподвижно.

— Сегодня прекрасная погода.

— Встаньте и потянитесь.

— Ярко светит солнце.

— Тихонько сядьте на свои места.

— Как вы оцениваете свою работу? Кто не допустил ошибок?

На экране слова: дупло, норка, кролик

— Какая речь используется при записи слов?

Познакомиться с этими словами нам помогут те, кто сможет их прочитать.

— Найдите лишнее слово? (Если слово «норка» обозначает животное, его можно объединить со словом «кролик», тогда лишним окажется слово «дупло». Если слово «норка» обозначает жилье зверька, его можно объединить со словом «дупло», лишнее слово «кролик».)

— Вспомните другие предметы, называемые одним и тем же словом.

9. Зарядка для глаз.

10. Развитие фонематического слуха. Знакомство с понятием «звук».

— Можно ли услышать звуки в мире, который нас окружает?

— Рассмотрите рисунок «Приближение грозы».

— Давайте оживим этот рисунок. С помощью чего мы это сделаем?

— Какой звук передает сильный ветер? (/у-у-у/)

— Как передать шелест листьев? (/ш/)

— А слова состоят из звуков?

— Посмотрите друг на друга. Произнесите слово ночь.

— Вы услышали звуки? Выделите первый звук, второй, третий.

— Видели ли вы произносимые звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

10. Упражнение в звуковом анализе слов.

— Перед вами на столе картинки.

— Назовите предметы. Шляпа, щетка, щенок, чайник, шар, часы

— Какие слова начинаются на один и тот же звук? Разложите предметы так, чтобы получились 3 группы.

— Какие же группы у нас получились? Проверим по экрану (презентация).

11. Работа с графическими схемами.

белка носорог (банан)

— Выделите первый звук каждого слова. Прочитайте слова по первым звукам названий картинок.

— Выполняя это задание, мы использовали речь? Какую речь?

— Как вы думаете, какая из двух видов речи – устная или письменная – нам нужна больше?

10. Итоговая рефлексия.

— Что нового мы открыли на уроке? А для чего мы это узнали?

— Каких целей вы достигли?

Звуки на письме обозначаются знаками. Знаете ли вы, как они называются?

— Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

(Узнать как называются знаки, обозначающие звуки).

— Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке?

У меня не получилось…

— Как бы вы оценили работу вашей пары?

— Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?

11. Домашнее задание

— Попробуйте дома составить сказку по иллюстрации на с. 5 «Русской азбуки».

Жил мальчик Валя. Он хотел создать великую картину. Однажды он подошёл к окошку и увидел быстро бегущую речку. Ласточек, летающих над полем. Радугу, которая появляется после дождя, самую красивую Жар – птицу, день и ночь.

Мальчик очень обрадовался и побежал рисовать.

Поташенкова Дарья (7 лет).

У одного мальчика было большое и красивое окно, которое он называл волшебным! Когда он смотрел в него, то ему казалось, что он не простой мальчик, а принц на белом коне, который хотел спасти принцессу от злого дракона. Мальчик просил совета у звёзд, у месяца, у солнца, у радуги, у птиц и у речки, как ему победить дракона. Но они сами не знали ответа на его вопрос. Поэтому, каждый раз, когда он видел пролетающую мимо прекрасную Жар – птицу, мальчик мечтал о том, что когда-нибудь, она сядет к нему на подоконник и исполнит его заветное желание…

Петрова Валерия (7 лет).

Как – то раз мальчику приснился сон, что в окне он увидел птицу. Она была вся золотистая и очень понравилась мальчику. Вдруг она подлетела прямо к окну, и мальчик захотел с ней подружиться.Он спросил:

— Как тебя зовут, дивная птица?

— Я Жар – птица. Разве ты меня не знаешь?

— А меня зовут Коля. Давай дружить!

Птица согласилась и спросила:

— Хочешь увидеть мое царство?

Коля с радостью согласился, и они полетели. Когда опустились на землю, Коля увидел красивый дворец, который был окружен великолепным садом. А перед дворцом струился удивительный фонтан.

— Чего бы ты хотел? – поинтересовалась Жар – птица.

Жар – птица взмахнула крылом, и перед Колей появились такие карусели, каких он и не видел. С радостью он бросился к ним. Они поднимали его так высоко, что у Коли захватывало дух. В какой –то момент ему стало страшно: вдруг он упадет. И тут Коля проснулся. Подойдя к окну, он увидел знакомую речку и ласточек, которые кружили над землей. «Эх! – вздохнул Коля. – Как жаль, что это всего лишь сон…»

Яковлева Виктория (7лет).

Занятие по речевому развитию «Живая речь» Программное содержание; сформировать у детей представление о некоторых особенностях устной речи; закрепить понятие о двух формах речи; активизировать.

Выступление на родительском собрании «Читающие родители — читающие дети» Сегодня мы поговорим об устной и письменной речи. В дошкольном возрасте формируется устная речь, а в школьном – письменная. Устная и письменная.

Источник

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Русский язык. 1 класс.

Тема: Какая бывает речь. Что можно узнать о человеке по его речи?

Цель нашего урока – понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.

Проверьте, готовы ли вы к уроку. Прочитайте стихотворение:

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

На всех наших уроках нам будет помогать учебник по русскому языку. Рассмотрите его внимательно и откройте на странице 3. Прочитайте обращение авторов. Ответьте на вопросы:

Как называется учебник?

С чем вас познакомит учебник?

Чему вас будет учить этот учебник?

Обратите внимание на странице 4, какие значки будут встречаться в учебнике и что они значат.

Задание 1. Разгадайте кроссворд.

Устная речь это 1 класс что такое

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Без языка, а говорит.

Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, зачем людям нужна речь?

Задание 2. Рассмотрите картинку на странице 6 учебника. Как общаются животные, а как человек? Скажите, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?

Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи».

Как вы понимаете эти слова?

А можем ли мы общаться без речи? Рассмотрите картинки и скажите, что показывают люди.

Устная речь это 1 класс что такое

Устная речь это 1 класс что такое

Устная речь это 1 класс что такое

Устная речь это 1 класс что такое

Конечно! У нас есть жесты и мимика, часто мы можем обойтись и без слов. Но с помощью речи люди могут понимать чувства и мысли друг друга более точно.

Задание 3. Рассмотрите картинки. Что делают дети на них? Подпишите картинки, используя слова:

Говорение, слушание, чтение и письмо – это виды речи.

Речь бывает письменная и устная.

Речь, которую мы произносим и слушаем, называется устной. Слово «устный» образовалось от слова «уста»

Посмотрите значение слова «уста» в толковом словаре: https://gufo.me/dict/ozhegov

Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками. С ее помощью мы пишем и читаем.

По картинкам из задания 3 определите, какая речь устная, а какая письменная.

Есть еще внутренняя речь, или речь про себя.

Устная речь это 1 класс что такое

Ее мы используем, когда думаем, но не произносим мысли вслух, или когда читаем про себя.

Задание 5. Рассмотрите рисунок задания 4 на странице 7 учебника. Из какой это сказки? К какой речи вы отнесете запись разговора персонажей: к устной или письменной?

Какой речью вы воспользуетесь, чтобы передать содержание сказки?

Задание 6. Расставьте события сказки в правильном порядке:

Задание 7. Расставьте слова в предложениях в правильном порядке, не забудьте о знаках препинания:

Спишите предложения в тетрадь.

Не забудьте о правилах списывания:

Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставим знак препинания

Задание 8*. Составьте предложения по картинкам. Запишите их в тетрадь.

1.Устная речь это 1 класс что такое

2.Устная речь это 1 класс что такое

3.Устная речь это 1 класс что такое

4.Устная речь это 1 класс что такое

Задание 9 (повторение). Скажите, какие виды речи изображены на картинках 1, 3 и 4 задания 8.

Задание 10 (повторение). Расположите слова в алфавитном порядке:

Задание 11(повторение). Посмотрите на картинки и скажите, что делают дети.

1. __________________Устная речь это 1 класс что такое

2. __________________ Устная речь это 1 класс что такое

3. _________________Устная речь это 1 класс что такое

4. __________________Устная речь это 1 класс что такое

5. __________________Устная речь это 1 класс что такое

Какие это виды речи?

Подпишите картинки, используя слова из рамочки

На какие две группы можно разделить виды речи?

Задание 12 (повторение). К какой речи вы отнесете эти картинки: к устной или письменной?

2. Устная речь это 1 класс что такое

3. Устная речь это 1 класс что такое

Когда в жизни вы пользуетесь устной речью, а когда письменной?

Задание 13. Рассмотрите рисунок упражнения 5 на странице 8 учебника. Какие предложения вам удалось прочитать, а какие нет? Почему?

Что нужно, чтобы понять эти записи?

Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету или журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. Все это происходит благодаря языку.

Родной язык – это язык, который человек знает с детства. В России живет много разных народов, и у всех есть свой родной язык

Устная речь это 1 класс что такое

Устная речь это 1 класс что такое

Устная речь это 1 класс что такое

Буряты. Родной язык – бурятский

Устная речь это 1 класс что такое

Задание 14. Запишите в тетрадь предложение:

Не забудьте о правилах списывания:

Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставится знак препинания

Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.

Как вы понимаете эти слова?

Государственный язык – это язык, на котором говорят большинство людей в государстве.

Устная речь это 1 класс что такое

Российская федерация – государство, в котором мы живем.

Устная речь это 1 класс что такое

Китайский язык – государственный язык Китая

Устная речь это 1 класс что такое

Немецкий язык – государственный язык Германии

Устная речь это 1 класс что такое

Английский язык – государственный язык США

Какие еще страны вы знаете? Какой там государственный язык?

Задание 15. Соотнесите страны и их государственные языки

Устная речь это 1 класс что такое

Устная речь это 1 класс что такое

Устная речь это 1 класс что такое

Устная речь это 1 класс что такое

Объединенные Арабские Эмираты

Задание 16. Слово «язык» имеет несколько значений. Посмотрите в толковом словаре, в каких ещё значения используется слово «язык»: https://gufo.me/dict/ozhegov

Задание 17. Как вы думаете, что можно узнать по речи человека?

Кто мог это сказать? Соедините картинки и стихи.

Устная речь это 1 класс что такое

Дайте ножницы, расческу,

Я вам сделаю прическу

Устная речь это 1 класс что такое

Дайте мне скорей продукты:

Мясо, зелень, сухофрукты,

Рис, картофель … И тогда

Ждет вас вкусная еда.

Устная речь это 1 класс что такое

Чтобы сбить температуру

Я вам выпишу микстуру

Еще по речи можно понять:

— сколько человеку лет;

— мужчина это или женщина;

— какое у человека настроение.

Подумайте и скажите, какую речь вам приятно слушать?

А как вы думаете, какую речь можно назвать вежливой?

Вежливая речь произносится с уважением к собеседнику и с комфортной громкостью. А еще она содержит вежливые слова:

Какие еще вежливые слова вы знаете?

Вы не забываете употреблять в своей речи вежливые слова?

А всегда уважительно разговариваете?

*Задание 18. Напишите другие вежливые слова, которые вы используете.

*Задание 19. Соедините вежливые слова, схожие по значению

Задание 20. Разделите действия на вежливые и невежливые:

Задание 21. Прочитайте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете?

Запишите в тетрадь понравившееся предложение.

Задание 22. Самостоятельно или с одноклассниками найдите в словаре пословицы о языке и речи: http://posloviz.ru/category/yazyk-rech/

Задание 23. Соедините части пословиц

Красно поле пшеном,

Без русского языка

не сколотишь и сапога

Острый язык – дарование,

лучше худого вранья

Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.

Письменную речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.

Внутренняя речь – это речь про себя.

Родной язык – это язык, который человек знает с детства и не изучал специально.

Государственный язык – это язык, на котором говорит большинство людей в государстве.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – С. 1-7

Ключевое слово: Речь

Задание 5. Сказка «Колобок». На рисунке письменная речь, пересказ сказки – устная речь.

Задание 6. 4, 5, 1, 2, 3.

Задание 7. 1) Мы читаем стихи. 2) Я люблю веселые песни.

Задание 8. Примеры предложений: 1. Мальчик и девочка читают книгу. Дети читают книгу. 2. Мальчик рисует. Художник рисует картину. 3. Мальчик и девочка пишут. Дети слушают урок/учителя. 4. Мальчик и девочка разговаривают. Дети разговаривают.

Задание 10. 2, 4, 1, 3

Задание 11. 1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.

Задание 12. 1 – устная, 2 – письменная6 3 – письменная.

Задание 13. Знать этот язык как родной или изучать как иностранный.

Задание 15. 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1.

Задание 17. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.

Задание 19. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.

Задание 20. Вежливые: 1, 4, 6, 7. Невежливые: 2, 3, 5.

Задание 23. 1 – 3, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *