Устная речь что это 1 класс
Обучение грамоте «Устная и письменная речь» 1 класс
Технологическая карта урока по обучению грамоте
учителя начальных классов Кузмич Анастасия Андреевна
Речь устная и письменная. Предложение
«Школа России», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Азбука, 1 класс, М. Просвещение
Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики
Различать письменную и устную речь; выделять из речи предложения; определять на слух количество предложений в высказывании; составлять схемы предложений; воспроизводить сюжеты сказок по иллюстрации.
Готовить рабочее место к уроку под руководством учителя; выполнять задание под руководством учителя; работать в паре, группе; понимать и принимать учебную задачу урока; оценивать собственную деятельность на основе совместно выработанных критериев.
Понимать смысл пословицы «Учиться всегда пригодится»; проявлять желание научиться читать самостоятельно; принимать и осваивать социальную роль учащегося.
Слайд в презентации
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Проверим готовность к уроку
Если вам нравится что-то, каким словом вы выражаете восторг?
Как вам кажется, будете ли вы применять эти слова, оценивая наши уроки?
Условные знаки показать
Работа по теме урока
Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь.
На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли.
В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами).
Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать.
Показать прописи. Это тетрадь, в которой ученики учатся писать
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим
(дети поднимают руки вверх).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
из стороны в сторону).
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
И на землю снова сели
(дети садятся по местам).
Выполняют под действия учителя
Продолжение работы по теме урока
Наша речь состоит из предложений.
В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение, даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений.
Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.
2. Работа по учебнику.
Откроем страницу 5 учебника. Какая тема нашего урока?
Мы живём в мире звуков и знаков. Как вы это понимаете?
Существуют понятия «устная речь» и «письменная речь». Как думаете, в чём различие?
И так, подведём итог:
Что такое устная речь?
Что такое письменная речь?
Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации.
Что делает девочка?
Составьте предложение к схеме.
О чем говорили Емеля и щука?
Давайте проверим, правы ли мы. Послушайте сказку.
3. Составление текста по картинке
Работа в парах. Раздать картинки по 1 штуке на парте, разные на рядах.
Устная и письменная речь
Знаки мы видим, а звуки нет.
Речь, на которой говорим. Её можно не только сказать, но и услышать.
Речь, на которой мы пишем. Её можно прочитать и написать.
«Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
Девочка бежит. Гуси летят.
Подведение итогов урока
Какой речью мы пользовались сейчас?
А как называется речь с буквами?
Чем отличаются буквы и звуки?
Буквы мы пишем, а звуки слышим
Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после урока.
Выберите смайлик, который показывает то, как вы поняли сегодняшнюю тему.
Рекомендации для занятий дома
Выучить одну пословицу о труде или трудолюбии
Организационный конец урока
Спасибо за урок. Готовимся к следующему уроку.
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
— Сходи, Емеля, за водой.
— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
— Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.
— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
По щучьему веленью,
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой.
Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается. Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:
— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь.
Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:
— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
— Как мы на что. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
— Ну, не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
— Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
— Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ступайте, сани, в лес.
Сани сами поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь.
Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — поезжайте, сани, домой.
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока.
Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь. Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.
Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
Рассердился офицер и ударил его по щеке.
А Емеля говорит потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — дубинка, обломай ему бока.
Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.
Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
— Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.
— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
— Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ну-ка, печь, поезжай к царю.
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в окно, дивится:
Набольший вельможа ему отвечает:
— А это Емеля на печи к тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:
— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
— А зачем они под сани лезли?
В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — пускай царская дочь меня полюбит.
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
— Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:
— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок.
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — выстройся каменный дворец с золотой крышей.
Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.
Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — стать мне добрым молодцем, писаным красавцем.
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.
— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: «Кто такие?»
Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
— Кто же ты такой, добрый молодец?
— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по русскому языку на тему «Устная речь» (1 класс)
Тема: «Речь. Устная речь»
Необходимость возникновения речи.
Термин «устная речь». Этимология.
Диалогический вид. Термин, этимология.
Монологический вид. Термин, этимология.
Художественный стиль. Термин, этимология.
Научный стиль. Термин, этимология.
a) Диалогический текст.
b) Монологический текст.
5) a) Художественный текст.
Цель урока: изучить понятие «речь» и изучить понятие «устная речь».
Задачи урока: 1) познакомить с понятием «речь».
2) познакомить с понятием «устная речь».
3) развивать внимание, монологическую речь, диалогическую речь.
4) прививать интерес к изучаемым предметам – чтению и письму.
— Отгадайте загадку и скажите, как называется здание, в котором мы находимся.
Не живут ведь в доме том.
Ума приобретет. (Школа)
— Как люди называют свою страну – страну, где родились и живут? (Родина, Отчизна)
Родина- где ты родился и рос.
Родина-это серёжки берёз,
запах травы на лугу и река,
Небо бескрайнее и облака.
Родину нужно беречь и любить,
Бережно предков заветы хранить
Помнить о тех, кто без страха в бою
Жизнь отдавал за Отчизну свою.
Родина, там, где отец твой и мать.
Родину нам не дано выбирать.
Родина-это родная страна,
Родина в жизни бывает одна.
— Вы будите учиться и много интересного узнаете о нашей Родине на занятиях в школе. А как называются школьные занятия? (Уроки)
Будем мы писать красиво?
Будем дружно отвечать?
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего, успехов на уроке.
Повторения нет, так как это первая тема.
Изучение нового материала.
1) На доску вывесить сюжетную картинку (Первобытные люди).
— Ребята, посмотрите на доску.
— Кто изображен на этой картинке? (Древние люди).
— Как вы думаете, как они общались между собой? (Жестами).
— Правильно, они общались с помощью жестов.
А давайте и мы сейчас поиграем в первобытных людей. Я буду вам что-то говорить с помощью жестов, а вы попробуете отгадать, что это означает.
Первый жест: показать руками, будто плыву.
— Вы поняли, что означает этот жест?
Второй жест: показать рукой, как будто я ем.
— А это жест? Что он означает?
— Вы большие молодцы, поняли уже два жеста. А теперь угадайте последний.
Третий жест: Показать на окно и на картинку с природой.
— Что означает этот жест?
— Так хватает ли жестов для общения? Все ли можно сказать, с помощью жестов?
— Правильно. Им было недостаточно жестов, и они не могли с их помощью передавать все, что хотели.
— А как вы думаете, как дальше люди начали общаться? (Они научились издавать звуки и передавать чувства, эмоции)
— Сейчас я буду произносить примерные звуки первобытных людей, а вы попробуйте отгадать значение этих звуков.
— Что означает этот звук? (Удивление)
— А этот звук? (Радость)
— А попробуйте отгадать вот этот звук: [эу-о-и-ау-и].
-Вы понимаете, что означает этот звук? (Нет)
-Так все ли можно сказать с помощью звуков? (Нет)
— А с помощью жестов и звуков? (Нет)
— Там как сейчас люди общаются между собой? (Разговаривают)
— Правильно. Люди научились говорить, складывать звуки, образуя слова.
Все, что мы говорим – это речь.
— Чем мы сейчас пользуемся, когда общаемся? (Речью)
Вывод: Речь необходима для общения людей друг с другом, для получения какой-либо информации, для знаний об окружающем нас мире, о жизни людей.
3) Термин «устная речь».
— Ребята, а вы знаете, с помощью чего мы произносим речь? (С помощью языка, губ)
— Совершенно верно. Раньше губы назывались устами, и теперь, речь, которую мы произносим с помощью губ, т.е. уст, называется устная речь. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
Месяц по небу гулял,
Звезды яркие считал.
Он Медведицу увидел
– Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах.
– Любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи.
— А сейчас послушайте небольшой отрывок.
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.
— Вы узнали этот отрывок? (Да)
— Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди)
— А кто являются героями нашего отрывка? (Аленушка и печка)
— Что они делают? (Разговаривают)
— Чем они пользуются? (Речью, устной речью)
— А сколько героев пользуются речью? (Два)
— Помимо русского языка существуют и другие языки.
— Какие языки вы знаете?
— Существует большое количество языков: английский, немецкий, болгарский, латинский, греческий, адыгейский и еще много-много других. Каждый из них своеобразен и не похож на другой. Мы с вами будем встречаться со словами латинского языка. Так, например, на латинском языке слово «два» называется словом «ди», а слово «речь» называется словом «логос». Соединив эти два слова, мы получаем новое слово «диалог». В переводе на русский язык диалог – это речь между двумя лицами.
— Тогда как называется устная речь между двумя людьми? (Диалог)
— И чем же тогда пользуются наши герои? (Диалогом)
— Давайте послушаем еще один диалог.
– Сходи, Емеля, за водой.
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Сколько героев учувствуют в данной беседе? (Двое)
— Значит это диалог? (Да)
— Ребята, послушайте еще один отрывок.
Я по коробу скребен,
От тебя, зайца, подавно уйду!
— А похож ли этот текст на диалог? (Нет)
— Почему? (Участвует одно лицо)
— Чем он пользуется? (Устной речью)
— Правильно. Речь, которой пользуется один человек имеет свое название.
— Так как называется речь одного человека? (Монолог)
— Чем пользуется наш герой? (Монологом)
5) Стили речи. Художественный стиль
Повесить картину художника с изображением природы в весеннее время года.
— Ребята, что изображено на картине? (Весна)
— А какая же она – весна? (Красивая, яркая и т.д.)
— Как называют людей, которые рисуют картины? (Художники)
_ Чем пользуются художники, рисующие картины? (Красками, кистями)
— А теперь послушайте текст.
Зима ушла. Солнышко начало греть землю. Весело зажурчали ручьи. Запели птицы на ветвях. Набухшие почки сменила листва. Всё вокруг зазеленело. Распустились яркие цветы. Витя несёт букет ромашек для мамы. Как она будет рада!
— О чем говорится в тексте? (О весне)
— С помощью чего описана весна в тексте? (С помощью слов)
-Видите ребята, художник описывает картину с помощью красок, а писатель с помощью красивых слов.
— Речь, которая описывается писателем с помощью красивых слов называется «художественной».
— Послушайте еще один текст.
Весна – одно из четырех времен года. На деревьях набухают почки, расцветают цветы. На лицо все сезонные изменения. Температура воздуха медленно, но верно поднимается вверх.
— О чем говорится в тексте? (О весне)
— Как писатель описывает весну в этом текст? (Строго, точно)
— Есть ли в этом тексте красивые слова? (Нет)
— Похож ли этот текст на предыдущий?
— Чем они похожи? (В обоих говорится о весне)
— А в чем их отличие?
— Вспомните, как же описана весна в предыдущем тексте. (Красивыми словами)
— А в этом тексте есть красивые слова? (Нет)
— Правильно. В этом тексте нет таких слов, в нем весна выражена более четкими и конкретными словами.
— Итак, существует еще один вид устной речи, в котором присутствуют строгие слова, конкретные факты, не передающие красоты, чувств и эмоций.
— Таким видом устной речи в основном пользуются ученые, которые занимаются наукой. Поэтому эта речь называется научной.
— Так как называется устная речь, где передаются факты, которыми пользуются ученые? (Научная речь)
— Какой же речью пользуется автор нашего текста? (Научной речью)
— Ребята, что изображено на картинке? (Мама с дочерью)
— Что делают мама с дочкой? (Собирают грибы)
— Что в руках у девочки и у мамы? (Корзинки)
— А давайте теперь попробуем составить художественный текст по картинке. Я начну, а вы продолжите. Назовите нашу девочку Катя, а ее маму Наташа.
— На улице была хорошая погода и Катя со своей мамой решили пойти за грибами в лес… (дети продолжают)
— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Первобытные люди сначала общались жестами, потом звуками, а затем словами)
— Какая речь называется устной?
— С какими видами устной речи мы сегодня познакомились на уроке? (диалог, монолог, художественная, научная речь)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-327822
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.