Установочная конференция что это

Установочная и заключительная конференции

Практика студентов начинается с установочной конференции, которая проводится методистом, осуществляющим общее руководство практикой, в соответствии с приказом ректора и решает следующие задачи:

— уточнить распределение студентов по группам и обеспечить представление групповых руководителей;

— информировать студентов о целях и задачах практики, особенностях ее проведения и предъявляемых требованиях к отчетности по итогам практики;

— распределить время групповых и индивидуальных консультативных мероприятий в ходе практики.

Практика заканчивается заключительной конференцией. На заключительной конференции студенты практиканты подводят итоги, обсуждают результаты, обмениваются опытом работы.

Обязанности студента:

До начала практики

— принять участие в организационном собрании курса по вопросам прохождения практики, ведения текущей и отчетной документации;

— изучить программу практики и индивидуальное задание;

— при содействии деканата определить место прохождения практики;

— получить в деканате направление на практику, программу и дневник практики.

Во время прохождения практики

— своевременно прибыть на базу практики и соблюдать график прохождения практики;

— выполнять действующие в организации правила внутреннего распорядка дня и соблюдать требования трудового законодательства наравне со всеми работниками;

— нести ответственность за выполняемую работу наравне с другими работниками данной организации;

— вести дневник, в котором ежедневно, кратко и аккуратно записывать выполнение заданий программы и индивидуального задания, накапливать необходимый материал для отчета по итогам практики; в конце недели дневник представляется руководителю от учреждения для подписи;

— своевременно и качественно выполнять задания, предусмотренные программой практики и работу, порученную руководителем от базы практики;

— систематически посещать консультации, проводимые руководителем практики в соответствии с планом проведения консультативной работы;

— быть образцом организованности, соблюдать этические нормы и поддерживать благоприятный нравственно – психологический климат;

— получить по месту прохождения практики отзыв о проделанной работе, подписанный руководителем практики от учреждения и заверенный печатью.

После окончания практики

— составить письменный отчет о практике (см. Приложение 1 в дневнике практиканта), в котором отразить следующие положения:

— место, должность, сроки, порядок прохождения практики;

— необходимые сведения о базе практики;

— проведенные виды работ, цели и задачи деятельности, использованные методы, организацию выполнения и результаты задания, общие выводы, рекомендации;

— список материалов прилагаемых к отчету (методики, протоколы, программы, графики, таблицы, иллюстрации, фотографии и т.п.);

— представить в деканат отзыв, дневник, отчет (оптимальный объем отчета 8 – 10 страниц машинописного текста) о прохождении практики в недельный срок после окончания практики;

— подготовиться к заключительной конференции по итогам практики (краткий анализ положительных и отрицательных сторон прохождения практики).

Студент имеет право:

— обращаться по вопросам организации и проведения практики в деканат факультета;

— по согласованию с руководителем практики объединяться в группы по 4-5 человек для проведения наиболее трудоемких психологических мероприятий;

— использовать и модифицировать существующие методики психологической работы и применять их в психокоррекционной работе, оказании психологической помощи населению в рамках своей компетенции;

— публиковать под своим авторством материалы, полученные в ходе практики, в научной литературе после предоставления отчета на кафедру психологии;

— место проведения практики может быть изменено только с разрешения декана.

Продолжительность рабочего днястудентов

при прохождении практики в организациях составляет

— для студентов в возрасте от 15 – 16 лет не более 24 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ),

— в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ),

— в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

Установочная конференция что это

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Установочная конференция что это

Установочная конференция что это

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Установочная конференция

Установочная конференция что это Установочная конференция что это Установочная конференция что это Установочная конференция что это

Установочная конференция что это

Установочная конференция что это

Предварительным этапом практической деятельности студентов является участие в установочной конференции, которая проводится руководителем практики от кафедры педагогики и психологии за одну неделю до начала практики. Цель – подготовка студентов к прохождению практики.

Задачи установочной конференции:

ü ознакомление студентов с темой, целью, задачами, сроками и продолжительностью практики;

ü разъяснение заданий, которые необходимо выполнить во время практики;

ü определение точных сроков сдачи отчетной документации (не позднее 7 дней после официального окончания практики);

ü распределение студентов по базовым учреждения для прохождения практики;

ü проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте, соблюдению дисциплины, ответственности за свои действия, подчинение внутреннему уставу учреждений.

В ходе установочной конференции студенты получают программу практики, в которой подробно изложены основное содержание практики, критерии ее оценки. Руководитель практики подробно инструктирует студентов, разъясняет нюансы практики, приводит примеры, разбирает сложные ситуации, отвечает на вопросы студентов. Студенты получают дневник практики, знакомятся со спецификой их заполнения.

Присутствие всех студентов-практикантов на установочной конференции является обязательным!

Источник

Установочная и заключительная конференция

Перед началом педагогической практики организуется установочная конференция, на которой студентам разъясняются задачи и содержание, а также порядок ее прохождения.

Не позднее, чем через 2 недели после окончания практики проводится заключительная конференция на факультете.

– степень сформированности профессионально-педагогических умений;

– уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее задач, содержания, методов, результатов, затруднений);

– уровень профессиональной и общественной направленности будущих учителей (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное и творческое отношение к работе).

От каждой школы выделяется докладчик, как правило, староста группы, который излагает обобщенные результаты работы. Студенты, проходившие практику по месту жительства, обязательно участвуют в конференции и предъявляют видеосъемка уроков и мероприятий, статьи о педпрактике в периодической печати. Во время итоговой конференции организуется выставка работ, изготовленных студентами и школьниками, лучших конспектов уроков и внеурочных мероприятий, стенгазет и др.

Студенты в ходе педагогической практики ежедневно ведут дневники педагогических наблюдений. В них должны быть отражены данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе, по составлению психолого-педагогических характеристик. Материалы дневника используются для отчета о выполненной на практике работе.

В трехдневный срок после окончания педагогической практики, используя материалы дневника, студенты сдают методистам всю отчетную документацию. Отчет рассматривается и визируется руководителем практики. К отчету прилагается:

1. Индивидуальный план работы практиканта с визой руководителей практики о выполнении запланированного.

2. Планы-конспекты проведенных уроков (не менее 6).

3. План-сетка воспитательной работы в классе.

4. Сценарии воспитательного и внеклассного мероприятия по безопасности жизнедеятельности.

5. Психолого-педагогическую характеристику на 1 ученика или весь класс.

6. Итоги выполнения заданий по НИРС (литобзор, эксперимент).

7. Подготовленный вместе с остальными студентами группы общий отчет по педагогической практике в школе.

8. По окончании педагогической практики учителем БЖ на каждого студента составляется характеристика, в которой отражаются следующие вопросы: полнота и качество выполнения студентом программы педагогической практики и индивидуальных занятий, умение организовать и проводить все виды работы, входящие в содержание программы педагогической практики, качество проведенных учебных занятий и внеклассных мероприятий с учащимися разных возрастных групп, умение владеть учебной группой и поддерживать в ней дисциплину и порядок, уровень подготовленности практиканта по различным предметам, его методические навыки, степень самостоятельности в работе, организаторские способности, инициативность, требовательность и исполнительность, состояние трудовой дисциплины, выводы о деятельности практиканта и предложения по исправлению недостатков в подготовленности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте цели и задачи педагогической практики.

2. Охарактеризуйте права и обязанности студентов-практикантов в образовательном учреждении на период педагогической практики.

3. Охарактеризуйте права и обязанности администрации и учителей в образовательном учреждении на период педагогической практики.

4. Охарактеризуйте функции старосты студенческой группы при организации и проведении педагогической практики в учебном учреждении.

5. Сформулируйте цели и задачи установочной и заключительной конференций по педагогической практике.

1. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.

2. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. – 154 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 75 с.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 75 с.

5. Кулакова Н.Е., Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А. Дневник педагогической практики. – Брянск: «Курсив», 2001. – 26 с.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Практическое пособие. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2000. – 96 с.

7. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

8. Методические указания по педагогической практике для студентов 4-5 курсов / Составитель А.Н. Яковлева. – Якутск, 1995. – 110 с.

9. Педагогическая практика. Учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред. В.К. Розова. – М.: Просвещение, 1981. – 88 с.

10. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степановой. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ГИЦ Владос, 2001. – 78 с.

Лекция 17.Передовой педагогический опыт в области преподавания безопасности жизнедеятельности

План:

1. Основные признаки, виды и функции передового педагогического опыта и его связи с наукой.

2. Типы педагогов: педагог-новатор, педагог-мастер, педагог-исследователь.

3. Изучение передового педагогического опыта.

Источник

Установочная конференция

Предварительным этапом практической деятельности студентов является проведение установочной конференции за 1 неделю до начала практики. Целью установочной конференции является инструктирование и подготовка студентов-практикантов к работе в учреждениях социальной защиты, образования, МВД и т.д.

Задачи установочной конференции включают в себя:

— ознакомление студентов с темой, целью, задачами, сроками и продолжительностью практики;

— разъяснение заданий на практику и методических указаний для ее успешного выполнения;

— распределение студентов на добровольной основе по базам практик;

— закрепление за каждым учреждением методиста из числа сотрудников кафедры (факультета);

— определение списка отчетной документации и установление точных сроков ее сдачи (как правило, в первый день после окончания практики);

— определение дней консультаций у методистов, которые будут контролировать процесс прохождения практики, оказывать необходимую методическую помощь, принимать участие в решение сложных ситуаций.

— проведение инструктажа со студентами по соблюдению дисциплины на практике, ответственности за свои действия, подчинение внутреннему уставу учреждения.

На установочной конференции обязаны присутствовать руководитель практики факультета, студенты, идущие на практику, методисты, представители администрации/заведующий кафедрой/декан факультета.

В ходе установочной конференции студенты получают программу практики, в которой подробно изложены основные положения по практике, задания, методы, поэтапные методические указания по их выполнению, список литературы, необходимый для теоретической подготовки студентов к предстоящей практике.

Методисты подробно инструктируют студентов, разъясняют нюансы практики в зависимости от специфики учреждений, приводят примеры, разбирают возможные сложные ситуации, отвечают на вопросы студентов. Каждый методист в индивидуальном порядке сообщает о днях консультаций и доводит их до сведения студентов.

На заключительном этапе установочной конференции студенты получают следующие документы:

— направление на практику, подписанное руководителем практики факультета и заверенное печатью вуза;

Источник

2-е издание исправленное и дополненное

Предварительным этапом практической деятельности студентов является проведение установочной конференции за 1 неделю до начала практики. Целью установочной конференции является инструктирование
и подготовка студентов-практикантов к работе в учреждениях социальной защиты, образования, МВД и т. д.

Задачи установочной конференции включают в себя:

ознакомление студентов с темой, целью, задачами, сроками и продолжительностью практики;

разъяснение заданий на практику и методических указаний для ее успешного выполнения;

распределение студентов на добровольной основе по базам практик;

закрепление за каждым учреждением методиста из числа сотрудников кафедры (факультета);

определение списка отчетной документации и установление точных сроков ее сдачи (как правило, в первый день после окончания практики);

определение дней консультаций у методистов, которые будут контролировать процесс прохождения практики, оказывать необходимую методическую помощь, принимать участие в решении сложных ситуаций.

проведение инструктажа со студентами по соблюдению дисциплины на практике, ответственности за свои действия, подчинение внутреннему уставу учреждения.

На установочной конференции обязаны присутствовать руководитель практики факультета, студенты, идущие на практику, методисты, представители администрации/заведующий кафедрой/декан факультета.

В ходе установочной конференции студенты получают программу практики, в которой подробно изложены основные положения по практике, задания, методы, поэтапные методические указания по их выполнению, список литературы, необходимый для теоретической подготовки студентов к предстоящей практике.

Методисты подробно инструктируют студентов, разъясняют нюансы практики в зависимости от специфики учреждений, приводят примеры, разбирают возможные сложные ситуации, отвечают на вопросы студентов. Каждый методист в индивидуальном порядке сообщает о днях консультаций и доводит их до сведения студентов.

На заключительном этапе установочной конференции студенты получают следующие документы:

направление на практику, подписанное руководителем практики факультета и заверенное печатью вуза;

Итоговая конференция, как правило, проводится через неделю после сдачи студентами документации по практике и носит отчетный характер. К проведению итоговой конференции готовятся заранее, на ней присутствуют руководитель практики, методисты, студенты-практиканты, сотрудники учреждений, где работали студенты, представители администрации вуза. Сроки конференции определяются руководителем практики совместно с заведующим кафедрой/деканом факультета и доводятся до сведения студентов и методистов.

В ходе итоговой конференции выделяются 4 этапа:

выступление сотрудников учреждений;

оценка практики со стороны методистов;

общее подведение итогов и выставление отметок в зачетные книжки студентам.

На первом этапе слово предоставляется студентам-практикантам. Выступления студентов, как правило, группируются по объектам практики. Например, студенты, проходившие практику в учреждениях системы образования: школах-интернатах, приютах, детских домах и т. д., затем —
в учреждениях здравоохранения и, наконец, в учреждениях социальной защиты населения. Такой подход помогает выявить типичные проблемы социального воспитания ребенка, с которыми сталкиваются специалисты в этих учреждениях.

В своих выступлениях студенты дают краткую характеристику учреждения, штата сотрудников, работающих в нем, освещают категории клиентов, получающих помощь, основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты учреждения, а также способы их решения. Целью подготовки выступления является формирование умения самостоятельно вычленять конкретную проблему, анализировать технологии ее решения
с позиции разных специалистов и их взаимодействия, осмысливать их профессиональные обязанности, соединять теоретические знания, полученные в ходе лекционных и практических занятий с практической деятельностью в реальной жизненной ситуации. Кроме того, в ходе практики студенты начинают реально осознавать свои предпочтения в работе с определенной категорией клиентов: детьми-сиротами, несовершеннолетними правонарушителями, дезадаптированными детьми в школе, детьми, имеющими проблемы в учебной, коммуникативной сферах и т. д. Поэтому выступление с докладами на итоговой конференции это продвижение к определению своей будущей темы исследования курсовой и выпускной квалификационной работы. Лучшие выступления студентов оформляются в виде тезисов и статей и рекомендуются для публикации в студенческих научных сборниках.

На втором этапе слово предоставляется групповым руководителям из учреждений практики, где они имеют возможность оценить работу студентов. Данный этап носит не только оценочный, но и воспитательный характер, поскольку позволяет и студентам, и преподавателям оценить
и сравнить результаты работы, отношение к практике каждого студента, выявить их сильные и слабые стороны для проведения дальнейшей работы в ходе последующих практик.

На третьем этапе проводится аттестация студентов преподавателями кафедры (факультета). Оценка по практике выставляется студенту с учетом мнения группового руководителя учреждения, преподавателя-методиста, выступления студента на итоговой конференции.

Методист оценивает практику, исходя из следующих критериев:

выполнение студентом программы практики,

наличие необходимой документации,

уровень ее оформления,

посещаемость и дисциплина в период прохождения практики,

активность студента, участие в мероприятиях, проводимых учреждением,

оказание посильной помощи сотрудникам учреждения по повышению эффективности социально-педагогической деятельности.

На заключительном, четвертом, этапе руководитель практики факультета подводит общий итог, зачитывает список студентов, получивших положительные оценки, выставляет их в ведомость и зачетные книжки студентов. В случае неудовлетворительной общей оценки по практике, которую студент чаще всего получает за систематическое непосещение места прохождения практики, грубые нарушения правил внутреннего распорядка учреждения, невыполнение индивидуального плана, он
не переводится на следующий курс, пока повторно не пройдет практику, лишается права получать стипендию, не допускается к сессии или государственным экзаменам.

Любой вид практики, начиная с летней педагогической и заканчивая комплексной практикой, сопряжен с выбором тех или иных методов исследования объекта (клиента) в зависимости от задач практики, специфики учреждений, группы клиентов, их проблем и многого другого. Как правило, на начальном этапе самостоятельный выбор методов исследования вызывает определенные затруднения у студентов, и они вынуждены обращаться за консультацией к своим методистам или групповым руководителям практики. Поэтому необходимо остановиться на основных методах исследования, что поможет облегчить научно-исследова-тельскую деятельность студентов и повысить ее эффективность.

Методы — это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Часто при сборе первичных данных используют четыре основные метода: опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ) и эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Опросом называется метод сбора первичной вербальной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Сущность опроса заключается в получении информации о субъективном состоянии человека, событиях из его жизни и т. д. Несомненным достоинством опроса является получение информации от большой совокупности людей в максимально короткие сроки. Однако данный метод исследования имеет и свои недостатки, поскольку информация, полученная с его помощью, отражает реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондентов.

Применяются четыре разновидности опроса: анкетирование (письменный заочный вопрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос (измерение степени дружественности в малой группе), экспертный опрос (оценка ситуации знающими людьми).

Метод опроса используют в ряде случаев:

отсутствие документального подтверждения проблемы;

недоступность для наблюдения;

проблемы общественного и индивидуального сознания;

в качестве контрольного метода для расширения возможностей описания и анализа данных, полученных другими методами.

В данном пособии мы остановимся более подробно на двух разновидностях опроса — анкетировании и интервьюировании — как наиболее часто используемых методов в ходе прохождения студентами практики.

Анкета имеет свою структуру:

адаптация (формирование общей положительной установки к опросу);

достижение цели исследования (сбор информации);

завершение опроса (снятие напряжения).

Анкета обычно состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть — обращение к респонденту, в ней говорится
о целях, задачах, использовании ее результатов, правилах заполнения анкеты. Основная часть содержит вопросы. В заключительной части содержится паспортичка, которая включает в себя социально-демографические данные, пол, возраст, образование респондента и т. д.

По форме вопросы анкеты делятся на «открытые» (без ответов) и «закрытые» (с ответами), «прямые» и «косвенные». По функциям вопросы делятся на основные и контрольные. Основные — это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные вопросы являются проверочными к основным.

По месту проведения различают анкетирование по месту жительства
и по месту работы, в последнем случае оно может быть групповым, в первом — индивидуальным. При индивидуальном анкетировании увеличиваются затраты времени, но повышается качество заполнения анкеты, достигается полный возврат анкет. При групповом опросе особое внимание следует обратить на требования к месту проведения анкетирования (изолированность помещения, посторонние шумы, отвлекающие факторы — телефонные звонки, появление посторонних лиц, обеспеченность канцелярскими принадлежностями и т. д.).

К проведению анкетирования предъявляются следующие требования:

анкетер обязан провести вступительную беседу, реализуя инструкцию и вводную часть анкеты (практика показывает, что наиболее массовые ошибки в заполнении анкет связаны с неудачным инструктажем);

группа не должна превышать 30—40 человек;

время заполнения не более 30—40 минут;

содержание анкеты должно быть четким и ясным;

наличие логичных и корректных вопросов;

повышение интереса к опросу;

исследователю необходимо обращать внимание на свой тон, мимику, жесты, форму одежды, речь во время проведения анкетирования.

Существует ряд специфических требований к интервьюеру, выполнение которых существенно влияет на конечный результат исследования:

— необходимо учитывать влияние пола и возраста (мужчины предпочитают работать с респондентами-мужчинами, женщины-интервьюеры — с представителями обоего пола);

— внешний вид интервьюера (одежда не должна служить отвлекающим, настораживающим фактором);

— интервьюер должен обладать профессиональными и личностными
качествами (терпение, умение говорить понятно, слушать, быть внимательным, общительным);

— исследователю следует избегать так называемого «эффекта интервьюера» (избегать внушения, влияния на опрашиваемого интонацией, мимикой, жестами, навязывание своего мнения, установок и т. д.);

— обладать навыками регистрации ответов респондентов (навыки стенографии, запись по памяти, звукозапись и т. д.);

Метод наблюдения, как правило, рассматривается студентами как один из наиболее легких в использовании, не требующий предварительной подготовки, особых знаний, умений и навыков. Тем не менее практика показывает, что в отличие от обыденного наблюдения, применение наблюдения как метода исследования требует от студента теоретических знаний, определенных профессиональных умений и личностных качеств.

Итак, наблюдение — метод сбора информации, при котором проводится непосредственная регистрация происходящих событий. Данный метод может быть основным в исследовании, но часто используется
в сочетании с другими методами для получения достоверной информации. Его главная особенность — непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события в момент их совершения, в отличие от других методов, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством метода является независимость наблюдателя от своего исследования
и возможность собирать факты независимо от коммуникативных навыков. В наблюдении заложена определенная доля объективности, но есть
и субъективные элементы: степень связи исследователя с объектом исследования, интерпретация явлений, невозможность проведения повторного наблюдения.

Основными этапами наблюдения являются:

установление объекта и предмета наблюдения;

определение цели и задач;

выбор способа и вида наблюдения;

составление бланка наблюдения;

подготовка технических средств и документов;

отчет о наблюдении.

При использовании метода наблюдения студенту необходимо помнить о нескольких наиболее важных моментах:

1. Качество наблюдения зависит от времени фиксации результатов. Если запись делается позже самого процесса наблюдения, то возникают неточности, часть фактов утрачивается, искажается, хотя сама запись становится более упорядоченной. Оптимальным представляется вариант быстрой первичной записи в формализованном документе, с последующей обработкой по принятой методике.

2. Наблюдатель должен обладать не только теоретическими знаниями в области исследования, знать методы и технику наблюдения, но и обладать определенными профессиональными и личностными качествами — чувством такта, внимательностью, общительностью, адаптационной пластичностью, культурой для получения искомой информации.

Анализ документов имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами: он позволяет быстро получить фактографические объективные данные об объекте исследования, для его проведения требуется относительно мало затрат по сравнению с другими методами, материалы для контент-анализа легкодоступны (личные дела воспитанников, архивы, письма, дневники, сочинения и т. д.).

Недостатками анализа документов является то, что учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; часть информации устаревает; цели создания документа часто не совпадают с задачами исследования; документация не содержит информации о состоянии сознания работников. Тем
не менее, хотя контент-анализ и не пригоден как основной метод в экспериментальных исследованиях по проверке причинно-следственных
связей, как вспомогательный очень полезен во всех видах исследований.

Основные этапы проведения контент-анализа включают:

Контент-аналитическое исследование, как и любое другое, начинается с постановки исследуемой проблемы и выделения конкретных задач. Данный этап имеет принципиальное значение, поскольку от него зависят выбор конкретного эмпирического материала. содержание категориальной схемы, типы единиц счета и единиц анализа, а также основания для анализа.

Выбор эмпирического материала для исследования, конкретного источника коммуникации. Это могут быть любые документы, непосредственно связанные с характером исследуемой проблемы (личные дела учащихся, продукты их деятельности и творчества, официальные документы и т. д.).

Выбор временного периода, который может быть короткий (одна неделя), если необходимо получить мгновенный ситуационный срез, или очень длинный (в течение нескольких лет) при исследовании динамики развития какого-то социального явления.

Определить единицу анализа (такой единицей может быть как одно слово, так и целый законченный материал; единицы анализа должны отвечать требованиям объективности и систематичности; все термины и категории, содержащие в себе явный элемент оценки, должны быть исключены, т. к. их значение меняется с изменением ситуации и времени).

Все вышеописанные этапы относятся к подготовительной стадии исследования. После того как все данные закодированы, наступает ответственный этап анализа полученных результатов или интерпретирования данных. Заканчивается контент-аналитическое исследование написанием отчета, содержащей как теоретические, так и практические выводы и рекомендации.

Эксперимент (от лат. experimentum — «проба», «опыт») — это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперименты делятся на истинные, квази-эксперименты, натуральные, натуралистические.

Истинный эксперимент проходит ряд стадий:

Создаются две группы: экспериментальная и контрольная.

В обе группы подбирается равное количество испытуемых на основе случайной выборки.

Предварительно обе группы проходят претест, у них измеряются переменные, которые намеревается изучить исследователь.

Вводятся планируемые изменения.

Измеряются последствия нововведений (посттест).

Истинный эксперимент бывает лабораторным и полевым. Гораздо чаще применяют квазиэксперимент. В отличие от истинного эксперимента
в нем не соблюдается условие случайного отбора респондентов перед их распределением на экспериментальную и контрольную группы. Это доказывает, что отсутствие случайной выборки серьезно влияет на качество результатов.

Основные требования к проведению социального эксперимента включают в себя:

описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих;

описание условий существования объекта исследования;

определение понятий сформулированной гипотезы;

выделение независимой переменной;

выделение зависимой переменной;

описание специфических условий;

конфиденциальность проведения эксперимента, что обеспечивает его чистоту.

количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10—15 человек.

Таким образом, освоение студентом специфики научной деятельности с использованием междисциплинарных методов таких наук, как социология, педагогика, психология, помогут ему творчески работать над содержанием своей профессиональной деятельности. Наука и творчество в сознании студента должны не противоречить, а дополнять и обогащать друг друга. Воспитанию осознанной потребности в этом, на наш взгляд, служит освоение методов и навыков их использования во время практической деятельности студентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *