Установлено что растение в среднем на все процессы жизнедеятельности использует менее 1
Куда уходит остольгая вода?
Транспирация (от лат.
Spiro — дышу, выдыхаю) — это испарение воды растением.
Основным органом транспирации является лист.
В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила.
Это приводит к усилению поглощения клетками листа воды из сосудов ксилемы и передвижению воды по ксилеме из корней в листья.
Таким образом, верхний концевой двигатель, участвующий в транспорте воды вверх по растению, обусловлен транспирацией листьев.
Верхний концевой двигатель может работать при полном отключении нижнего концевого двигателя, причем для его работы используется не только метаболическая энергия как в корне, но и энергия внешней среды — температура и движение воздуха.
Транспирация спасает растение от перегрева.
Температура сильно транспирирующего листа может примерно на 7 С° быть ниже температуры нетранспирирующего завядшего листа.
Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
Основным органом транспирации является лист.
Вода испаряется с поверхности листьев через клеточные стенки эпидермальных клеток и покровные слои и через устьица.
Значит остальная вода испаряется ими же.
Осенью в почве воды больше, чем летом?
Осенью в почве воды больше, чем летом.
Почему же растения поглощают её меньше и развиваются медленнее, чем весной?
Какой вид энергии используют растения для роста и всасывания воды?
Какой вид энергии используют растения для роста и всасывания воды?
Многолетнее растение которое растет на болотах подобно губке впитывает воду и подолгу удерживать ее в своих клетках поглощает воды в 25 раз больше своей массы о каком растении идет речь?
Многолетнее растение которое растет на болотах подобно губке впитывает воду и подолгу удерживать ее в своих клетках поглощает воды в 25 раз больше своей массы о каком растении идет речь.
При почвенном питании растения поглощают : А) Только воду Б) Воду и органические вещества В) Воду и минеральные вещества Г) Минеральные и органические вещества?
При почвенном питании растения поглощают : А) Только воду Б) Воду и органические вещества В) Воду и минеральные вещества Г) Минеральные и органические вещества.
1. Для образования органических веществ хлоропластах растениях необходимо : а) вода, свет б) свет, углекислый газ в)вода, углекислый газ, свет 2?
1. Для образования органических веществ хлоропластах растениях необходимо : а) вода, свет б) свет, углекислый газ в)вода, углекислый газ, свет 2.
В процессе фотосинтеза растение : а)поглощает углекислый газ б)поглощает кислород в)образует минеральные вещества 3.
Углекислый газ необходим растениям для а)питания б)фотосинтеза в)размножения 4.
Космическая роль растений состоит в том что они : а)улавливают и запасают солнечную энергию б)поглощают минеральные соли и воду в)поглощают углекислый газ.
Вставьте пропущенное слово : растения?
Вставьте пропущенное слово : растения.
Воду из почвы, животные.
В почве и поглощают из нее.
В почве, пова образуется из.
Горных пород, животные.
Срочно?
Установлено что растение в среднем использует менее 1% поглощаемой им воды.
Куда же расходуется остальная вода?
Яйца птиц при своем развитии : а)поглощают воду из тела матери, б)поглощают воду из внешней среды, в)поглощают воду из содержимого яйца?
Яйца птиц при своем развитии : а)поглощают воду из тела матери, б)поглощают воду из внешней среды, в)поглощают воду из содержимого яйца.
Для чего растения используют углекислый газ и воду?
Для чего растения используют углекислый газ и воду.
Какими способами растения пустыни могут поглощать воду из атмосферы?
Какими способами растения пустыни могут поглощать воду из атмосферы?
Вопрос по Биологии.
И те, и другие относятся к холоднокровным животным (т. Е. температура их тела зависит от окружающей среды). Но есть между ними и существенные различия. Все саламандры – амфибии. Они дышат с помощью жабр, либо через кожу. Амфибии много времени пр..
Главные клетки нервной ткани это неоны.
2)Австралия3)скрытное ночное полуводное животное, обитающее на берегах небольших рек и стоячих водоёмов ВосточнойАвстралии. Хорошо развиты перепонуи на задних лапах. 4)по внешнему стрроению. 5)К сумчатым животным относят кенгуру, коала, опоссум, с..
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 28 Обмен веществ – гласный признак жизни
стр. 118. Вспомните
№ 1. Чем отличается живой организм от неживых тел?
Живой организм отличается от неживых тел, прежде всего клеточным строением (белки, нуклеиновые кислоты). Тогда как у неживых тел атомы и элементарные единицы. Также все живые организмы активны, деятельны, способны к воспроизведению себе подобных путем размножения. Они дышат, питаются, растут и развиваются, могут реагировать на раздражители. Живым организмом свойственен обмен веществ и энергией как внутри клеток, так и с окружающей средой.
№ 2. Что вам известно об энергии?
Энергия является скалярной физической величиной. Это единая мера различных форм движения и взаимодействия материи. С фундаментальной точки зрения энергия – это один из трех аддитивных интегралов движения. Выживание любого организма на нашей планете зависит напрямую от постоянного притока энергии. А черпается она из веществ, служащих пищей.
Используется энергия в результате определенных химических реакций для построения и поддержания структуры и функций клеток в организме. В таком процессе молекулы пищи используются не только для извлечения энергии, но и для синтеза биологических молекул собственного организма.
Первичный источник энергии почти для 99% всех земных существ – это световая энергия, в основном солнечная. Она при помощи фотосинтеза преобразуется растениями в присутствии воды и некоторых минералов в химическую. Часть такой энергии затрачивается на наращивание биомассы (рост, вес), а часть утрачивается в виде тепла и отходом жизнедеятельности.
Стр. 119. Вопросы после параграфа
№ 1. Что такое обмен веществ?
Обмен веществ – это взаимосвязанные химические реакции по образованию и разрушению веществ, которые возникают и протекают в живом организме и необходимы для поддержания его жизни и связи с окружающей средой.
№ 2. Откуда организмы получают питательные веществ, необходимые для обмена веществ?
Источником поступления питательных веществ для растений служит почва, из которой они получают вместе с водой азотистые и минеральные вещества, а также углекислый газ из воздуха. В процессе фотосинтеза они могут вырабатывать органические вещества – кислород, необходимых для жизни всех живых организмов на планете, в том числе, и для растений. Животные употребляют питательные вещества в том виде, в котором они есть.
№ 3. Как живые организмы используют энергию?
Полученная энергия используется живыми организмами для построения новых клеток в его строении, для роста и работы органов и тканей, а также для поддержания оптимальной температуры тела и осуществления всех своих процессов жизнедеятельности. При этом растения могут использовать полученную энергию еще и на преобразование органических веществ из неорганических. А животные тратят много полученной энергии на ориентацию в пространстве и активное передвижение своего тела в нем (пряжки, бег, плаванье, полет и т.д.).
№ 4. Почему обмен веществ является основой жизни?
Потому что обмен веществ – это совокупность химических реакций, которые возникают в любом живом организме для поддержания его жизнедеятельности, а значит, является обязательным условием существования. Именно благодаря обмену веществ не только осуществляется рост, развитие, движение, размножение организмов, но происходит их взаимодействие с окружающей средой.
№ 5. Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?
Растения по типу питания относятся к автотрофам, потому что могут синтезировать необходимые для своей жизнедеятельности органические вещества под воздействием солнечного света из воды, углекислого газа и минеральных соединений.
Стр. 119. Подумайте
Какая существует связь между обменом веществ и превращением энергии?
Питание является важнейшей составной частью обмена веществ. Благодаря питанию происходит поглощение живыми организмами питательных веществ (минеральных и органических), которые нужны для поддержания их жизни. Вместе с ними поглощается и содержащаяся в них энергия в виде белков, углеводов, жиров и т.д., которые необходимы для роста, развития, движения, воспроизведения и прочих процессов жизнедеятельности организмов.
Таким образом, можно сделать вывод, что все процессы, включая поступление питательных веществ, их превращение в энергию и выведение ее излишков между собой взаимосвязаны и согласованы.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 10 Жизнедеятельность организмов
Стр. 67. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что собой представляет клетка?
Клетка представляет собой элементарную структурную и функциональную единицу живого организма: бактерий, грибов, растений, животных.
№ 2. От чего зависит многообразие живых клеток?
Многообразие клеток зависит о того, какие функции они выполняют в живом организме, формируя ткани, органы.
№ 3. Какие свойства жизни характерны для клеток?
Для всех клеток характерным является общий план строения, однако в составе как одного, так и разных многоклеточных организмов они могут отличаться. Связано это с тем, что у каждой клетки есть свои определенные функции.
При этом всем клеткам свойственны стандартные признаки живого. Они могут расти, развиваться, размножаться, реагировать на внешние раздражители. Также клетки обладают изменчивостью и наследственностью, способны к обмену веществ и превращению энергии.
Стр. 71. Вопросы после параграфа
№ 1. Какие процессы жизнедеятельности организмов вам известны?
Жизнедеятельность – это совокупность процессов, которые протекают в живых организмах, служат для поддержания в них жизни и являются проявлениями жизни. Проявлением или результатом их являются свойства жизни.
К процессам жизнедеятельности относятся: дыхание и питание, развитие и рост, выделение и раздражение, и прочее. Несмотря на то, что общие принципы протекания всех процессов едины для разных организмов, все-таки есть отличия, которые связаны, в первую очередь, с особенностями строения и образом жизни того или иного организма.
№ 2. В чём заключается значение питания для жизнедеятельности организмов?
Процесс питания является значимым для жизнедеятельности организмов. Благодаря ему организмы получают питательные и полезные вещества, которые необходимы им для движения, роста и развития, размножения, а также других процессов жизнедеятельности. Поступая в организм, продукты питания в процессе пищеварения перерабатываются. Из них образуются новые вещества, которые живые организмы и используют для построения своего тела в процессе его роста и развития.
Например, животные поглощают органические и небольшое количество неорганических веществ. Отдельно различают растительноядных (те, которые питаются только растениями), хищников (те, которые питаются только животными) и всеядных (те, которые питаются и животной, и растительной пищей) животных.
Человек питается разнообразной пищей, в состав которой входит большое количество углеводов, белков, жиров, воды и минеральных солей, необходимых для поддержания здорового состояния и функционирования его организма.
Питание растений отличается от питания животных и человека. Они поглощают только воду, растворенные в ней минеральные вещества и углекислый газ. А вот органические вещества, используя энергию солнца, вырабатывают сами.
№ 3. Какую роль играет дыхание в жизни организмов?
Дыхание является основной формой диссимиляции у растений, животных и многих микроорганизмов. Это физиологический процесс, который позволяет обеспечить нормальное течение метаболизма у живых организмов и способствует поддержанию постоянства внутренней среды (гомеостаза), поглощая из окружающей среды кислород, а выводя в нее часть продуктов метаболизма в газообразном состоянии.
№ 4. Что такое обмен веществ?
Обмен веществ или метаболизм – это химическая реакция, которая возникает и протекает в живом организме и необходима для поддержания жизни в нем. Она включает дыхание, питание и выделение продуктов обмена во внешнюю среду. Обмен веществ у одноклеточных организмов протекает в одной-единственной клетке. У многоклеточных – в структурах практически всех уровней организации их организма (от клетки до системы органов).
№ 5. Какое значение имеет размножение?
Размножение – это способность всех живых организмов к воспроизведению себе подобных (рождение потомства). Существует два способа размножения – половое (происходит при участии двух родительских особей и с образованием гамет) и бесполое (происходит без образования гамет и при участии только одной родительской особи).
Главное значение размножения заключается в обеспечении самовоспроизведения живых организмов, которое необходимо для существования вида. В его основе лежит генетическая информация, которая зашифрована в ДНК.
Стр. 72. Подумайте
Почему нарушение работы какой-либо системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма?
Живой организм является целостной системой, в которой все органы, ткани, системы выполняют определенные функции и тесно взаимодействуют друг с другом. Полноценная работа какой-то определенной системы органов зависит не только от состояния отдельного органа, входящего в состав этой системы, но и от других органов, с системами которых она находится во взаимодействии. Если страдает один орган, это сказывается негативно на работе и его системы, и всего организма в целом. Таким образом, нарушение работы какой-либо системы органов может стать причиной не только нарушения жизнедеятельности организма, но и его гибели.
Стр. 72. Задание
Докажите, что все процессы жизнедеятельности в организме взаимосвязаны
Жизнедеятельность представляет собой совокупность процессов, которые протекают в живом организме, являются проявлением его жизни и служат для ее поддержания в нем. В каждом живом организме она поддерживается определенными биологическими процессами, которые состоят из некоторого числа физико-химических, химических и электрохимических реакций, отвечающих за трансформацию их элементов. И все эти процессы взаимосвязаны между собой, что обеспечивается строго согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов.
Например, взаимосвязь жизненных процессов у одноклеточных организмов обеспечена взаимодействием органоидов этой одной единственной клетки. У многоклеточных организмов контакт между клетками и их взаимодействие происходит через клеточную мембрану. А схожие между собой по строению клетки, которые действуют совместно, образуют ткани. Ткани также взаимосвязаны между собой. Из тканей сформированы органы и системы органов, которые специализируются на выполнении определенных функций. При этом существовать отдельно, вне целостного организма, они не способны.
Благодаря слаженной работе клеток, тканей, органов и систем органов обеспечиваются такие процессы жизнедеятельности, как дыхание и питание, рост и развитие, размножение, обмен веществ и т.д. Благодаря дыханию и питанию организм получает необходимые для его роста и развития органические и неорганические вещества. Обмен веществ позволяет выводить из органов и тканей остатки продуктов обмена, тем самым очищая их и весь организм в целом.
Дата______________ Ф.И. ___________________________________________________________________________________ ОТМЕТКА
Проверочная работа по биологии. Тема «Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, выделение» 6 класс.
1. Внимательно прочитайте текст. Впишите недостающую информацию.
Все живые организмы распределяются на ______ царства. Для всех живых организмов характерны обменные процессы жизнедеятельности: _____________________, _______________________, _______________________ и размножение. В процессе дыхания все организмы поглощают _________________ и выделяют __________________.
2. Установите соответствие «Процессы жизнедеятельности организмов». Ответ запишите в матрицу ответов.
А. Характерен фотосинтез. 1- растения
Г. Дыхание осуществляется лёгкими.
Д. Почвенное питание осуществляется благодаря корневому давлению.
3. Установите правильную последовательность действий при работе с микроскопом.
A. В отверстие предметного столика направить зеркалом свет
Б. Поставить штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола
B. Поместить препарат на предметный столик
Г. Глядя в окуляр, медленно поворачивая винт, поднять тубус, пока не появится четкое изображение предмета ОТВЕТ:
Д. Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата ___________________________________
4. Внимательно рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы.
1. Как называются организмы, вызывающие изображенные заболевания (рис.1,2,3)______________________________
2.Что доказывает опыт Д. Пристли (рис.4)?
Проверочная работа по биологии. Тема «Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, выделение» 6 класс.
1. Внимательно прочитайте текст. Впишите недостающую информацию.19 БАЛЛОВ
2. Установите соответствие «Процессы жизнедеятельности организмов». Ответ запишите в матрицу ответов. 5 БАЛЛОВ
А. Характерен фотосинтез. 1- растения
Г. Дыхание осуществляется лёгкими.
Д. Почвенное питание осуществляется благодаря корневому давлению.
3. Установите правильную последовательность действий при работе с микроскопом. 2 БАЛЛА (ОДНА ОШИБКА 1 БАЛЛ)
A. В отверстие предметного столика направить зеркалом свет
Б. Поставить штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола
B. Поместить препарат на предметный столик
Г. Глядя в окуляр, медленно поворачивая винт, поднять тубус, пока не появится четкое изображение предмета ОТВЕТ:
Д. Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата БАВДГ
5. Заполните таблицу. 6 БАЛЛОВ
4. Внимательно рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы.3 БАЛЛА
2.Что доказывает опыт Д.Пристли (рис.4)?
Для дыхания живым организмам необходим кислород. Зелёные растения на свету выделяют кислород.
Проверочная работа по биологии. Тема «Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, выделение» 6 класс.
Цель данной проверочной работы проверить и закрепить знания по обширной теме первого полугодия курса биологии 6 класса. Работа охватывает темы целой главы: основные процессы жизнедеятельности организмов всех царств живой природы.
Проверочная работа состоит из пяти заданий, сформулированных в форме заданий государственной итоговой аттестации: работа с текстом, задания на соответствие, последовательность, работа со слепыми рисунками и таблицами, развернутый ответ на вопрос.
Для закрепления навыка оформления ответов предусмотрены матрицы ответов, специальные поля.
ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 46
Выполните задания
№ 1. Объясните, почему клетка простейших является самостоятельным организмом.
Клетка простейших является самостоятельным организмом, потому что она выполняет все функции, которые характерны для него, а именно: дыхание и питание, движение и размножение, выделение и обмен веществ.
№ 2. Охарактеризуйте среды обитания одноклеточных. Какое условие является обязательным для их существования?
Одноклеточные организмы могут обитать в самых разных средах. Однако главным условием является достаточный уровень влаги. Поэтому такие организмы широко распространены в морских и пресных водоёмах, в придонных слоях, в толще воды и влажного песка. Немало простейших живет и в почве, а именно в тонких пленках воды, которые окружают почвенные частички, в моховых «подушках» на болотах. Некоторые из них являются паразитами, а потому обитают в растениях и организмах животных, человека.
№ 3. Объясните, в чем заключаются функции вакуолей в организме одноклеточных.
Вакуоли являются органеллами в организме одноклеточных, которые участвуют в формировании внутренней среды клетки. Например, пищеварительная вакуоль нужна для того, чтобы захватывать пищу и переваривать ее, а после выносить ненужные остатки наружу из организма. Сократительная вакуоль накапливает вредные вещества с водой, а при достижении определенного размера, продвигается к поверхности тела клетки и выбрасывает свое содержимое во внешнюю среду.
Таким образом, главными функциями вакуолей в одноклеточном организме являются: транспорт ионов, регулирование водно-солевого обмена, запас питательных веществ, утилизация продуктов обмена и фрагментов клетки.
№ 4. Установите взаимосвязь строения и способов движения одноклеточных.
Одноклеточные организмы свободно передвигаются при помощи ложноножек, ресничек, жгутиков, нитевидных образований – миофибрилл.
У инфузории-туфельки, которая относится к активно передвигающимся организмам. Движения ей обеспечивает большое количество ресничек, которые расположены по всему периметру тела, слаженно «работают» и задают направление перемещения клетке. Медленнее плавает эвглена зеленая. У нее веретеновидная форма тела, а для передвижения есть жгутик.
Ползающий образ жизни ведет амеба протей, которая словно парит в воде. Передвигается она при помощи ложноножек, которые выпускает в определенном направлении.
№ 5. Назовите черты приспособленности простейших к неблагоприятным условиям.
При наступлении неблагоприятных условий простейшие образуют цисту – специальную оболочку, которая оберегает их организм от внешних факторов, и пережидают в ней определенные моменты жизни.
№ 6. Назовите меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
К мерам предупреждения заболеваний, которые вызывают простейшие, относятся:
Соблюдение личной гигиены, регулярное мытье рук перед едой, после посещения улицы и т.д.
Употребление в пищу только тщательно помытых овощей и фруктов.
Употребление кипяченой, очищенной воды (не пить воду из крана, природных источников).
Во время купания не глотать воду из водоемов.
Качественно обрабатывать продукты, перед употреблением их в пищу (термическая обработка рыбы, мяса и т.д.).
Стр. 47
Какие утверждения верны?
1. Клетка простейших выполняет роль самостоятельного организма.
2. Размножение у амёбы бесполое, а у инфузории — туфельки и бесполое, и половое.
3. Органоидами движения инфузории-туфельки являются ложноножки.
4. Эвглена зелёная является переходной формой от растений к животным: имеет хлорофилл, как у растений, а питается гетеротрофно и передвигается, как животные.
5. Амеба имеет в организме ядра двух типов.
6. Малое ядро у инфузории участвует в половом размножении, а большое отвечает за жизнедеятельность.
7. Дизентерийную амебу переносят комары.
Стр. 47. Выберите все правильные ответы
№ 1. Среда обитания паразитических организмов:
г) организм.
Ответ: г.
№ 2. Взаимоотношения рака-отшельника и других организмов называют:
а) взаимовыгодными;
Ответ: а.
№ 3. Начальным пищевым звеном являются:
а) растительноядные животные;
в) растения – одноклеточные водоросли;
Ответ: в.
№ 4. Клетка животных, в отличие от растительной клетки, не имеет:
а) вакуолей с клеточным соком;
в) хлоропластов;
г) клеточной оболочки.
Ответ: в, г.
№ 5. В отличие от растений, животные имеют ткань:
б) нервную;
г) мышечную.
Ответ: б, г.
№ 6. К подцарству Простейшие относятся:
а) инфузории;
г) амебовые и эвгленовые.
Ответ: а, г.
№ 7. Среди простейших наиболее сложно устроены:
б) инфузории;
Ответ: б.
№ 8. Заболевания человека могут вызывать такие простейшие, как:
а) лямблии;
б) дизентерийная амеба;
г) малярийный плазмодий.
Ответ: а, б, г.
Стр. 48. Вопросы для обсуждения
№ 1. Какая область зоологии для вас наиболее интересна и почему?
Наиболее мне интересна такая область зоологии, как морфология. Она занимается изучением внешнего строения организмов, включая форму, структуру, цвет и т.д., а также его составных частей и внутреннего строения. Мне очень интересно узнавать о строении организмов, определять их по морфологическим признакам.
№ 2. Почему можно сказать, что простейшее животное представляет собой клетку-организм?
Потому что простейшие животные – это одноклеточные организмы, то есть, их тело состоит только из одной клетки. И эта клетка представляет собой полноценный живой организм, который выполняет характерные для него функции: дышит, питается, передвигается, размножается, выделяет продукты обмена.
№ 3. Каково значение многообразия животных в природе?
Многообразие животных играет важную роль в природе. Во-первых, являясь травоядными, некоторые из них поедают растения, регулируя их распространение по земному шару. Сами травоядные животные являются пищей для хищников. Хищники же участвуют в регулировании численности остальных животных, поедая слабых и больных особей.
Также животные наряду с бактериями принимают участие и в образовании почвы. Муравьи, дождевые черви и прочие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчая их и способствуя образованию перегноя. Через норы и ходы таких животных корни растений легко проникают вглубь почвы, а также получают достаточно воды и воздуха, которые необходимы им для роста и развития.
Питаясь плодами растений, животные переносят их семена на дальние расстояния. Также на своей шерсти, лапках они переносят пыльцу, споры грибов и семена растений, тем самым участвуя в их расселении на новых территориях.
Однако есть среди животного мира виды, которые наносят вред растениям и некоторым животным, например, паразиты.
№ 4. Какое значение имеют животные в жизни человека?
Животные играют немаловажную роль в жизни человека. Они дают ценные продукты питания (мясо, молоко, яйца и т.д.), которые необходимы для поддержания здорового существования человека, а также служат сырьем в промышленности, для изготовления одежды и обуви.
Еще с древних времен человек приручил сильных животных для помощи в хозяйстве. Лошади, буйволы, верблюды используются для перевозки грузов и выполнения различной тяжелой работы. Песцов, коз, лам и овец разводят, чтобы получать мех и шерсть. От крупного рогатого скота люди получают шкуры, которые можно использовать для кожаных изделий. Ездовые собаки помогают перевозить грузы и людей, собаки-поводыри помогают незрячим людям ориентироваться в пространстве, а собаки-водолазы участвуют в спасении людей.
С развитием техники и науки животные стали использоваться человеком в качестве объекта для медицинских и научных исследований. Чаще всего это крысы, мыши, мухи дрозофилы, но есть и другие представители животного мира. Сегодня с этим активно борются по всему миру.
Но некоторые виды животных могут приносить вред человеку. Например, вредители продуктов питания и сельскохозяйственных культур. Также есть виды, которые являются переносчиками болезней, а некоторые даже паразитами.
Стр. 48. Темы проектов
№ 1. Направления исследований в области зоологии.
Зоология занимается изучением представителей царства Животные, а именно: их строения, разнообразия, процессов жизнедеятельности, распространения и значения, как в природе, так и в жизни человека. В зависимости от объектов изучения выделяют несколько направлений исследований в области зоологии:
Гельминтология – изучает паразитических червей;
Протозоология – изучает одноклеточных животных;
Арахнология – изучает паукообразных;
Энтомология – изучает насекомых;
Герпетология – изучает земноводных и рептилий;
Ихтиология – изучает рыб;
Орнитология – изучает птиц;
Териология – изучает млекопитающих.
Также, исходя из области изучения, выделяют несколько разделов зоологии:
Морфология (строение животных);
Сравнительная морфология (сравнение строения разных групп животных);
Этология (поведение животных);
Зоогеография (распространение животных);
Экология (взаимоотношения животных с окружающей средой и между собой);
Физиология (жизнедеятельность животных);
Систематика (описание многообразия видов и классификация их по определенным признакам);
Палеозоология (изучение животных, которые существовали в прежних геологических эпохах).
№ 2. Животный мир родного края.
Животный мир моего края достаточно разнообразен. Среди животных часто можно встретить белку, соболя, лису, горностая и даже бурого медведя. Белка хоть и является типичным лесным зверьком, но живет и в парках, скверах многих городов. Питается она орехами, желудями, грибами, семенами ели и сосны, ягодами.
Соболь относится к ценнейшим пушным зверям, которые занимают видное место в составе промысловой фауны моего края. Мышевидные грызуны – основной рацион его питания, которых он находит в корягах, завалах, вывернутых корнях деревьев и т.д. чтобы соболь вовсе не исчез с нашей планеты, в специально созданных заповедниках, например, в «Баргузинском», проводятся работы по его охране, увеличению численности и расселению.
Медведь – это крупный, сильный хищник. Несмотря на то, что кажется неуклюжим, он достаточно подвижен, может делать большие прыжки и бегать. В качестве пищи для бурого медведя служат лягушки, яйца разных птиц, муравьи, грызуны. Но может нападать и на крупных диких или домашних животных, например, на кабана, оленя или корову. Живет бурый медведь в горах и в глухих дремучих лесах, а зимой впадает в спячку. В этот период живут он за счет своего жира, который был накоплен в организме еще с осени.
№ 3. Роль животных в окружающей среде.
Животный мир нашей планеты разнообразен. Животные обитают практически везде – в почве, в воде, на суше. Почвенные животные во время того, как роют себе норы, разрыхляют землю. Благодаря этому она хорошо насыщается кислородом, который необходим корням растения. В сочетании с бактериями они образуют органические вещества, которые удобряют почву, делая ее плодотворной.
Еще одно значение животных для природы – санитарное. Многие представители животного мира помогают очистить нашу планету от больных и мертвых животных, насекомых и т.д. Например, птицы, муравьи, волки. Не зря их называют санитарами леса.
Животные помогают и в размножении растений. Поедают их плоды, переносят семена на шерсти, лапках, способствуют расселению их на новых территориях.
№ 4. Подготовка таблицы «Ткани животных и их функции».
Ткань | Функции |
---|---|
Эпителиальная (покровная) | Защитная; секреторная; образование роговых покровов (перья, чешуя) и шерсти, рогов и копыт; ограничивающая (разделение внутренней среды организма и внешней среды). |
Соединительная | Защитная, транспортная, запасающая, опорная. |
Мышечная | Защитная, опорная, двигательная. |
Нервная | Возбудимость, проводимость, взаимодействие органов, восприятие сигналов из внутренней и внешней среды. |
№ 5. Взаимосвязь органов и систем органов
Разные органы в живом организме тесно связаны между собой и объединены в системы органов. Каждая отдельная система, например, пищеварительная или дыхательная, выполняет ряд важных для жизнедеятельности организма функций.
Благодаря дыхательной системе, которая представлена жабрами или легкими, трахеей и бронхами, организм снабжается жизненно необходимым кислородом. А вот пищеварительная система, которая представлена ротовой полостью, языком, пищеводом, желудком, кишечником (толстый и тонкий), печенью, желчным пузырем, поджелудочной железой и прямой кишкой, осуществляет не только переваривание пищи путем ее механической и химической обработки, но и всасывание продуктов расщепления через слизистую оболочку в лимфу и кровь, а также выведение непереваренных остатков пищи во внешнюю среду.
Работа каждого органа в системе органов, как и системы органов в целом организме слажена. И если имеются нарушения в каком-то органе, то страдает и сама система, и все остальные.
№ 6. Паразитические простейшие и их влияние на жизнедеятельность организмов.
Паразитические простейшие – это одноклеточные организмы, которые имеют ядра и питаются за счет других живых организмов, принося им вред и не редко доводя до гибели. Представителями таких паразитических простейших, которые могут поражать, как животных, так и человека, являются: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, лямблии, микроспоридии и т.д.
Одним из самых распространенных является малярийный плазмодий – переносчик малярии. Паразитирует он в клетках многоклеточных организмов, включая человека. Заражение происходит из-за укуса комаров определенного вида – малярийного комара. Попадая в кровь животного или человека, плазмодий достигает печени, где начинается увеличиваться в размерах и размножаться. Возвращаясь в кровь, клетки плазмодия начинают поражать эритроциты, также размножаясь там и питаясь. А когда они выходят из эритроцитов, то отходами своей жизнедеятельности заполняют кровяное русло и отравляют организм.
Еще один распространенный представителей паразитических простейших – дизентерийная амеба, которая в отличие от амебы обыкновенной, имеет более толстые и короткие ложноножки. Она живет и питается в толстом кишечнике и до определенного времени совершенно безвредна. Но, когда дизентерийная амеба начинает внедряться в стенки кишечника и разрушать эритроциты крови, то диагностируется дизентерия. Заражение происходит при помощи цист простейшего, которые попадают с пищей в желудочно-кишечный тракт. В результате воспаляется кишечник. А попадая с током крови в печень, паразиты только усугубляют заболевание.
Большинство видов лейшманий вызывают у человека кожный лейшманиоз, при котором на кожных покровах образуются язвы. Заражение происходит в результате укусов москитов, которые являются переносчиками этих паразитов.
Глава 4. Тип Кишечнополостные